Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Клин 17 июня 2021 года
Клинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего: судьи Мирошниченко А.И.,
при секретаре Клочковой К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1899/2021 по административному иску Дмитриевой Ж. Г. к администрации городского округа Клин, Мособлархитектуре о признании незаконными и отмене постановления и решения,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец Дмитриева Ж.Г. обратилась в суд с вышеназванным административным иском и указала, что 27 июля 2000 года она приобрела в собственность по договору купли-продажи земельный участок, площадью 366 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: /адрес/.
В 2010 году на своем участке истица с семьей возвела жилой дом, площадью 91,5 кв.м. Право собственности было зарегистрировано в Управлении Росреестра по Московской области 29.12.2010.
29 августа 2018 года Дмитриева зарегистрировалась в качестве индивидуального предпринимателя (ОГРНИП /номер/). Основным видом ее деятельности является розничная торговля в неспециализированных магазинах. В дальнейшем предполагалось возвести на участке магазин и заниматься реализацией инструментов для строительства.
07 марта 2019 года истицей было принято решение о разделе имеющегося земельного надела на два самостоятельных - площадью 266 кв.м и 100 кв.м.
1 апреля 2019 года из Росреестра Дмитриева получила выписки о зарегистрированных правах на участки с кадастровым номером: /номер/, площадью 100 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, и кадастровым номером: /номер/, площадью 266 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства.
26 апреля 2019 года участку, площадью 266 кв.м, на основании решения /номер/ Администрации городского округа Клин был присвоен адрес: /адрес/.
23 мая 2019 года участку, площадью 100 кв. м., на основании решения /номер/ Администрации городского округа Клин был присвоен адрес: /адрес/.
07 июня 2019 года сведения об участках были внесены в ЕГРН.
После этого на участке площадью 100 кв.м Дмитриевой было построено двухэтажное нежилое строение общей площадью 84,4 кв.м, которое планировалось использовать под магазин.
14 июня 2019 года истица подала в МФЦ г. Клин заявление на изменение вида разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: /адрес/, с «для индивидуального жилищного строительства» на «магазины» (код 4.4. размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5000 кв.м.), который является вспомогательным видом разрешенного использования зоны Ж-2.
24 июня 2019 года Управление Росреестра по Московской области вынесло уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета. Причиной тому послужило «не получение в установленный законом срок из Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета в части изменения разрешенного вида использования земельного участка с кадастровым номером /номер/».
3 июля 2019 года Управлением Росреестра по Московской области было вынесено уведомление о невозможности возобновления осуществления государственного кадастрового учета. Как усматривается из текста ответа /номер/ «в соответствии с утвержденными правилами землепользования и застройки территории (части территории) городского поселения Клин Клинского муниципального района Московской области, утвержденным решением Совета депутатов Клинского муниципального района Московской области от 29 сентября 2017 года № 7/68, земельный участок с кадастровым номером /номер/ расположен в границах территориальной зоны Ж-2 «Зона застройки индивидуальными жилыми домами». Выбранный заявителем вид разрешенного использования (магазины) не предусмотрен списком основных видов разрешенного использования данной территориальной зоны».
05 июля 2019 года Дмитриева подала повторное заявление на изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером: /номер/.
19 июля 2019 года из Управления Росреестра по Московской области истице поступил ответ, который в точности копировал предыдущий.
28 августа 2019 года Дмитриева подала третье заявление на изменение вида разрешенного использования земельного участка площадью 100 кв.м.
06 сентября 2019 года Управление Росреестра по Московской области вынесло в отношении регистрации прав на недвижимость истицы уведомление о приостановлении, так как был отправлен запрос по Межведомственному информационному взаимодействию. При этом, куда и зачем его отправили, Росреестр не сообщил.
16 сентября 2019 года по заявлению от 28.08.2019 было получено еще одно уведомление о приостановлении, с аналогичной предыдущим двум трактовкой.
23 сентября 2019 года Дмитриева обжаловала решение о приостановке от 16.09.2019 в Апелляционную комиссию г. Москвы.
3 октября 2019 года на заседании Апелляционной комиссии по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав по заявлению Дмитриевой был принят отрицательный ответ. По мнению членов, участвовавших в комиссии, «в заявлении отсутствуют сведения о кадастровом инженере, изготовившим межевой план, а также отсутствует сам межевой план представленный с заявлением в орган регистрации прав, по результатам рассмотрения которого было принято решение о приостановлении», то есть основания для отказа в изменении разрешенного использования земельного участка Дмитриевой вообще различные:
- Управление Росреестра по Московской области не хочет этого делать, так как категория магазины не предусмотрена зоной Ж-2;
- а Апелляционная комиссия придумала совершенно не относящиеся к делу документы, которые и не нужно было предоставлять в Клинский отдел Росреестра.
Межевой план, данные о кадастровом инженере вносились в ЕГРН еще в мае 2019 года.
13 ноября 2019 года Дмитриева обратилась в Клинский городской суд Московской области с заявлением об обжаловании действий Управления Росреестра по Московской области.
11 декабря 2019 года Клинский городской суд Московской области вынес решение, которым в удовлетворении исковых требований Дмитриевой было отказано ввиду того, что административным истцом не соблюдена установленная законом процедура получения разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, которая включает в себя организацию и проведение общественных обсуждений или публичных слушаний.
В начале июня 2020 года истица обратилась в ООО «Высота», которое подготовило ей технический план нежилого строения, здания (гаража) и 30 ноября 2020 года зарегистрировало его в Управлении Росреестра по Московской области.
28 января 2021 года Дмитриева подала заявление в Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства на территории Московской области. К заявлению были приложены паспорт заявителя и документ, подтверждающий право собственности на земельный участок. Это был полный комплект документов по перечню сайта «услуги мосрег». Однако, в тот же день Мособлархитектурой было принято решение об отказе в приеме документов. Причиной подобных действий послужило то, что «Заявителем представлен неполный комплект документов, необходимых для предоставления Государственной услуги, предусмотренный пунктами 10.1 и 10.2 настоящего Административного регламента: Не представлен документ, подтверждающий соблюдение требований технических регламентов при размещении планируемого к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, представляемые в форме заключения организации, состоящей в СРО, о соблюдении требований технических регламентов для объектов капитального строительства при реализации разрешения на УРВИ согласно п. 10.2.4. Административного регламента».
08 февраля 2021 года истица обратилась в ООО «Бюро Жилэкспертизы» с целью подготовки технического заключения о соответствии требованиям технических регламентов при размещении объекта капитального строительства при реализации разрешения на УРВИ. Специалистом был сделан вывод: «Планировка и обустройство участка двухэтажного нежилого строения, расположенного по адресу: /адрес/, земельный участок с кадастровым номером /номер/, полностью соответствует возможности применения функционального назначения помещений строения в помещения магазина, так как соответствует градостроительным, строительным, противопожарным и санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам, нормам Федеральных Законов и технических регламентов, предъявляемых к помещениям магазинов».
16 февраля 2021 года истица подала еще одно заявление в Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка. Теперь к заявлению она приложила паспорт и техническое заключение о соответствии требований технических регламентов при размещении объекта капитального строительства при реализации разрешения на УРВИ, выполненное ООО «Бюро Жилэкспертизы». Заявление было принято ведомством.
В конце февраля 2021 года представителю истицы - Ведерникову С.М. позвонил сотрудник Архитектуры г.о. Клин и сообщил, что необходимо подойти для того, чтобы донести документы, подтверждающие регистрацию права собственности на земельный участок и размещенный на нем гараж. Указанные документы были переданы в Архитектуру г.о. Клин сотруднику, который занимался вопросом подготовки документов к общественным слушаниям по указанному вопросу - Федоровой Е.С. Представителю Дмитриевой был разъяснен регламент проведения слушаний и необходимые процедуры при его проведении. А именно: размещение в местном печатном издании публикации о проведении обсуждений, а также проведение предварительного оповещения жителей района об общественных обсуждениях в назначенный день, по месту расположения земельного участка с кадастровым номером: 50:03:0010103: 288.
26 февраля 2021 года представителю Дмитриевой было выдано постановление главы городского округа Клин № 16-ПГ о проведении общественных обсуждений по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка.
01 марта 2021 года Дмитриева письменно оповестила собственников смежных земельных участков (адрес: /адрес/ – Капущу И. Г.; адрес: /адрес/ - Ларгин А. В., Ларгин В. А.) о проведении публичных слушаний, оплатив 11970 руб за публикацию информации об общественных обсуждениях.
04 марта 2021 года на фасаде гаража был размещен плакат, на котором были выставлены демонстрационные материалы по рассматриваемому вопросу.
10 марта 2021 года с 9.00 до 11.00 часов представителем Дмитриевой были проведены общественные слушания по вопросу изменения вида разрешенного использования. При этом, письменно высказались шесть жителей, проживающих в этом районе, которые в журнале учета посетителей и записи предложений и замечаний при проведении экспозиции указали, что они не возражают против смены вида с ИЖС на «Магазины». Строительный магазин в их районе просто необходим.
Все документы после слушаний были переданы в Архитектуру г.о. Клин.
16 марта 2021 года представителем истицы в редакцию газеты «Серп и Молот» было дополнительно оплачено 6825 руб (итого 18795 руб) за публикацию результатов заключения по общественным слушаниям.
18 марта 2021 года в общественно-политической газете г.о. Клин «Серп и Молот» было размещено «Заключение по результатам общественных обсуждений», в выводах которого было указано «общественные обсуждения по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования «магазины» для земельного участка с кадастровым номером /номер/, расположенного по адресу: /адрес/, считать состоявшимися; в связи с тем, что имеется Уведомление о выявлении самовольной постройки Главным управлением государственного строительного надзора Московской области от 05.06.2020 /номер/, Администрация городского округа Клин считает нецелесообразным установление условно разрешенного вида использования «магазины» для земельного участка с кадастровым номером /номер/, расположенного по адресу: /адрес/
06 апреля 2021 года Комитетом по архитектуре и градостроительству Московской области (Мособлархитектура) было вынесено решение об отказе в предоставлении государственной услуги «Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства на территории Московской области». Причиной отказа было указано «13.2.1. Запрещается разрешение на УРВИ для объекта капитального строительства или земельного участка, в отношении которого поступило уведомление о выявлении самовольной постройки от исполнительного органа государственной власти, должностного лица, государственного учреждения или органа местного самоуправления. В связи с наличием уведомления о выявлении самовольной постройки Главным управлением государственного строительного надзора Московской области на земельном участке с кадастровым номером /номер/ и внесения объекта в реестр самовольных построек, в соответствии с ч. 11.1 ст. 39 Градостроительного кодекса РФ». Данное уведомление было составлено еще 10.06.2020, то есть почти год назад до вынесенного обжалуемого решения, а также до оформления прав на гараж в Росреестре. Соответственно, выводы ответчиков о наличии у нежилого строения Дмитриевой признаков самовольной постройки - необоснованны.
Участок, на котором расположен гараж, находится в собственности истицы. Соблюдение градостроительных норм и правил при возведении постройки истицы подтверждено техническим заключением ООО «Бюро Жилэкспертизы».
Вид разрешенного использования земельного участка определяет допустимые возможности такого использования и осуществления каких-либо видов деятельности на земельном участке его правообладателем (ст. 37 ГрК РФ; пп. 8 п. 1 ст. 1, п. 3 ст. 5, п. 2 ст. 7, п. 3 ст. 85 ЗК РФ). Земельный участок, предоставленный для индивидуального жилищного строительства, может быть использован для размещения индивидуального жилого дома (дома, пригодного для постоянного проживания, высотой не выше трех надземных этажей); выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных декоративных или сельскохозяйственных культур; размещения индивидуальных гаражей и подсобных сооружений.
Исходя из генерального плана городского поселения Клин Клинского муниципального района, утвержденного решением № 3/68 от 29.09.2017 Совета депутатов Клинского муниципального района земельный участок, расположенный по адресу: /адрес/. КН /номер/, находится в границе населенного пункта городское поселение Клин, что является функциональной зоной Ж-2.
Согласно ст. 28 часть 3 глава 9 Правил землепользования и застройки территории (части территории) городского поселения Клин Клинского муниципального района (утв. решением № 7/68 от 29.09.2017 Совета депутатов Клинского муниципального района), «зона застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами Ж-2 установлена для обеспечения формирования жилых районов из отдельно стоящих индивидуальных жилых домов и блокированных жилых домов».
Пунктом 2.7 Приказа Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540 (ред. от 04.02.2019) «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» предусмотрено, что для обслуживания жилой застройки допускается размещение объектов капитального строительства, размещение которых предусмотрено видами разрешенного использования с кодами 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 3.4.1, 3.5.1, 3.6, 3.7, 3.10.1, 4.1, 4.3, 4.4 (магазины), 4.6, 5.1.2, 5.1.3, если их размещение необходимо для обслуживания жилой застройки, а также связано с проживанием граждан, не причиняет вреда окружающей среде и санитарному благополучию, не нарушает права жителей, не требует установления санитарной зоны».
Таким образом, такое строение, как гараж, предусмотрено видом разрешенного использования участка под ним.
В соответствии с ч. 11 ст. 24 ФЗ № 218, если законодательством Российской Федерации в отношении объектов недвижимости не предусмотрены подготовка и (или) выдача указанных в частях 8 - 10 указанной статьи разрешений и проектной документации, соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости. Форма декларации об объекте недвижимости, а также требования к подготовке декларации об объекте недвижимости и состав содержащихся в ней сведений утверждены приказом Минэкономразвития России от 18 декабря 2015 г. № 953.
В соответствии с ч. 10 ст. 40 ФЗ № 218 государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с ЗК РФ возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
Пунктами 1, 1.1 и 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ установлено, что выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства, реконструкции на садовом земельном участке жилого дома, садового дома, хозяйственных построек, определенных в соответствии с законодательством в сфере садоводства и огородничества, а также строительства на земельном участке объектов индивидуального жилищного строительства, строений и сооружений вспомогательного использования.
Разрешение на строительство гаража, возведенного на участке, предоставленным под ИЖС, не требуется, а соответственно он был поставлен на кадастровый учет без нарушений. Право собственности Дмитриевой на указанное строение никем не оспорено, поэтому у ответчиков отсутствовали основания для вынесения отказа в изменении вида разрешенного использования участка под ним.
Административный истец просит:
1. Признать незаконным и отменить Постановление Главы городского округа Клин № 16-ПГ от 26.02.2021 г. «О проведении общественных обсуждений по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка» в отношении участка, расположенного по адресу: /адрес/, принадлежащего Дмитриевой Ж.Г.
2. Обязать Администрацию городского округа Клин вынести постановление по результату общественных обсуждений, проходивших с 26.02.2021 по 12.03.2021 по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером: /номер/, расположенного по адресу: /адрес/, которым установить условно разрешенный вид использования «магазины» для земельного участка с кадастровым номером: /номер/.
3. Обязать Администрацию городского округа Клин, за свой счет, разместить в газете «Серп и Молот» г. Клин заключение по результатам общественных обсуждений в отношении установления условно разрешенного вида использования «магазины» для земельного участка с кадастровым номером: /номер/.
4. Обязать Администрацию городского округа Клин направить в Комитет по архитектуре и градостроительству /адрес/ постановление по результату общественных обсуждений, проходивших с 26.02.2021 по 12.03.2021 о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования «магазины» для земельного участка с кадастровым номером: /номер/, расположенного по адресу: /адрес/.
5. Признать незаконным и отменить решение об отказе в предоставлении государственной услуги «Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства на территории Московской области» от 06.04.2021 /номер/ на /номер/ от 16.02.2021, вынесенное Комитетом по архитектуре и градостроительству Московской области (Мособлархитектура).
6. Обязать Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области (Мособлархитектура) вынести решение о разрешении предоставления государственной услуги «Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства на территории Московской области» в отношении условно разрешенного вида использования «магазины» для земельного участка с кадастровым номером: /адрес/, расположенного по адресу: /адрес/.
Из положений статьи 46 Конституции РФ и ст. 218 КАС РФ следует, что предъявление любого заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти и должностных лиц должно иметь своей целью восстановление реально нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица.
К Администрации городского округа Клин заявлены требования, указанные в первых четырех пунктах просительной части. Помимо того, что административным истцом не обосновано, каким образом удовлетворение данных требований приведет к восстановлению его нарушенных прав, и каких именно прав, которые были нарушены действиями Администрации городского округа Клин, какими нормам предусмотрено требуемое постановление по результату общественных обсуждений, административный ответчик 1 считает, что его действия соответствовали Закону.
Представитель администрации городского округа Клин в судебное заседание не явился, представил в суд письменные пояснения по иску, где указал следующее.
Из положений статьи 46 Конституции РФ и ст. 218 КАС РФ следует, что предъявление любого заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти и должностных лиц должно иметь своей целью восстановление реально нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица.
К Администрации городского округа Клин заявлены требования, указанные в первых четырех пунктах просительной части. Помимо того, что административным истцом не обосновано, каким образом удовлетворение данных требований приведет к восстановлению его нарушенных прав, и каких именно прав, которые были нарушены действиями Администрации городского округа Клин, какими нормами предусмотрено требуемое постановление по результату общественных обсуждений, административный ответчик 1 считает, что его действия соответствовали Закону.
1. Оспариваемое Постановление вынесено в полном соответствии с действующим законодательством.
Как указано в ч. 1 ст. 5.1. Градостроительного кодекса РФ, в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений настоящего Кодекса проводятся общественные обсуждения или публичные слушания.
Решением Совета депутатов городского округа Клин от 25.06.2018 N 15/15 утверждено Положение об организации и проведении общественных обсуждений по вопросам градостроительной деятельности и Порядка предоставления предложений и замечаний по вопросу, рассматриваемому на общественных обсуждениях или публичных слушаниях в сфере градостроительной деятельности (далее, - Положение).
Согласно подп. 4 п. 2.1. Положения проекты решений о предоставлении разрешений на условно разрешенные виды использования земельных участков или объектов капитального строительства подлежат рассмотрению на общественных обсуждениях.
В соответствии с пунктами 4.1., 16.1., 16.2. Положения решение о проведении общественных обсуждений принимается Главой, при этом сроки проведения общественных обсуждений не могут превышать одного месяца.
Оспариваемое Постановление по содержанию соответствует п. 4.3. Положения.
Решение опубликовано в порядке, предусмотренном п. 4.4. Положения (общественно-политическая газета «Серп и Молот» № 9 (14297) от 04.03.2021).
Таким образом, оспариваемое Постановление подписано уполномоченным лицом - Главой городского округа Клин, в пределах предоставленных ей полномочий и обличено в надлежащую форму - «Постановление» (п. 12 ч. 4 ст. 38 Устава), содержит предусмотренные для него элементы, установленный в нем срок проведения мероприятия соответствует Положению, оно опубликовано, в связи с чем полностью соответствует Закону.
2. Согласно п. 11.2. Положения общественные обсуждения протоколируются, а о результатах общественных обсуждений, в соответствии с п. 12.1. Положения, оформляется заключение.
3. Как указано в п 12.3. Положения, заключение о результатах общественных обсуждений подлежит опубликованию. Заключение по результатам рассматриваемых общественных обсуждений было опубликовано в общественно-политической газете «Серп и Молот» № 11 (14299) от 18.03.2021.
4. Пунктом 12.5. Положения определено, что уполномоченный орган направляет в Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области материалы общественных обсуждений в составе следующих документов:
1) копия решения о назначении общественных обсуждений;
2) копия печатного издания, в котором размещено оповещение о назначении общественных обсуждений;
3) копия протокола общественных обсуждений;
4) копия заключения о результатах общественных обсуждений;
5) копия печатного издания, в котором размещено заключение о результатах общественных обсуждений.
Тем самым, в данном случае, в состав пакета документов, направляемых в Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области, входят копия Постановления Главы городского округа Клин от 26.02.2021 № 16-ПГ, копия общественно-политической газеты «Серп и Молот» № 9 (14297) от 04.03.2021, копия протокола общественных обсуждений, копия заключения о результатах общественных обсуждений и копия общественно-политической газеты «Серп и Молот» № 11 (14299) от 18.03.2021.
На основании изложенного, основания для удовлетворения требований, предъявленных к Администрации городского округа Клин, отсутствуют.
Представитель Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области (Мособлархитектура) в судебное заседание не явился, представил в суд отзыв на иск, где указал следующее.
Мособлархитектура возражает против заявленных требований, считает их незаконными и необоснованными по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (ч. 3 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ).
Согласно ч. 6 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Градостроительного кодекса РФ физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию.
В соответствии с п. 1.2 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» законами субъекта РФ в случаях, установленных федеральными законами, может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта РФ.
В соответствии с Законом Московской области от 24.07.2014 № 106/2014-03 «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области» по принятию решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется Правительством Московской области или уполномоченный им центральным исполнительным органом государственной власти Московской области.
Согласно Положению о Комитете по архитектуре и градостроительству Московской области, утвержденному постановлением Правительства Московской области от 02.10.2018 № 689/35, к полномочиям Мособлархитектуры относится принятие решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства.
Предоставление государственной услуги «Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства на территории Московской области» осуществляется в соответствии с административным регламентом предоставления указанной государственной услуги, утвержденным распоряжением Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области от 30.04.2019 /номер/.
Решением Комитетом по архитектуре и градостроительству Московской области от 06.04.2021 /номер/ отказано в предоставлении государственной услуги «Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства на территории Московской области» в связи с наличием уведомления о выявлении самовольной постройки Главным управлением государственного строительного надзора Московской области на земельном участке с кадастровым номером /номер/ и внесения объекта в реестр самовольных построек.
В соответствии с ч. 2 ст. 39 Градостроительного кодекса РФ проект решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в порядке, установленном статьей 5.1 настоящего Кодекса, с учетом положений настоящей статьи.
На основании постановления главы городского округа Клин от 26.02.2021 № 16-ПГ назначены публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования - «магазины» для земельного участка с кадастровым номером /номер/, расположенного по адресу: /адрес/, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуальной жилой застройки.
На основании заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации (ч. 8 ст. 39 Градостроительного кодекса РФ).
По результатам проведенного общественного обсуждения составлены протокол публичных слушаний от 15.03.2021 и подготовлено заключение по результатам публичных слушаний от 16.03.2021.
В соответствии с ч. 9 ст. 39 Градостроительного кодекса РФ на основании указанных в части 8 настоящей статьи рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.
Согласно заключению по результатам общественных обсуждений от 16.03.21, учитывая, что имеется уведомление Главного управления государственного строительного надзора Московской области о выявлении самовольной постройки на земельном участке с кадастровым номером /номер/, Администрация городского округа Клин считает нецелесообразным предоставления условно разрешенного вида разрешенного использования.
В соответствии с п. 13.2. Административного регламента основанием для отказа в предоставлении Государственной услуги является, в том числе, если запрашивается разрешение на УРВИ для объекта капитального строительства или земельного участка, в отношении которого поступило уведомление о выявлении самовольной постройки от исполнительного органа государственной власти, должностного лица, государственного учреждения или органа местного самоуправления.
Согласно части 11.1 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации, со дня поступления в орган местного самоуправления уведомления о выявлении самовольной постройки от исполнительного органа государственной власти, должностного лица, государственного учреждения или органа местного самоуправления, не допускается предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования в отношении земельного участка, на котором расположена такая постройка, или в отношении такой постройки до ее сноса или приведения в соответствие с установленными требованиями, за исключением случаев, если по результатам рассмотрения данного уведомления органом местного самоуправления в исполнительный орган государственной власти, должностному лицу, в государственное учреждение или орган местного самоуправления, и от которых поступило данное уведомление, направлено уведомление о том, что наличие признаков самовольной постройки не усматривается либо вступило в законную силу решение суда об отказе в удовлетворении исковых требований о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями.
На основании изложенного, Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области просит в заявленных требованиях в полном объеме отказать.
Проверив материалы дела, суд считает, что административный иск подлежит удовлетворению частично.
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Согласно пункту 9 статьи 1, подпунктам 2 и 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) разрешенное использование земельных участков определяется градостроительным регламентом, утвержденным в составе правил землепользования и застройки.
В соответствии с ч. 1 ст. 37 ГрК РФ, разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. (часть 2).
Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса. (часть 6).
В соответствии с ч. 1 ст. 39 ГрК РФ физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию.
Проект решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в порядке, установленном статьей 5.1 настоящего Кодекса, с учетом положений настоящей статьи. (часть 2).
Из материалов дела усматривается, что по договору купли-продажи земельного участка от 27 июля 2000 года Дмитриева приобрела в собственность земельный участок, площадью 366 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: /адрес/.
7 марта 2019 Дмитриева приняла решение о разделе земельного участка и образованы два земельных участка: площадью 100 кв.м КН /номер/ и площадью 266 кв.м КН /номер/, с видом разрешенного использования обоих участков: для индивидуального жилищного строительства. Границы участков установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. (л.д. 35-40).
Постановлением администрации городского округа Клин от 23.05.2019 № 1337 земельному участку с кадастровым номером /номер/ присвоен почтовый адрес: /адрес/. (л.д.61).
Дмитриева неоднократно обращалась в МФЦ г. Клина и в администрацию городского округа Клин с заявлением на изменение вида разрешенного использования земельного участка, площадью 100 кв.м, с «индивидуального жилищного строительства» на «магазины», с целью открытия магазина розничной торговли строительным инструментом.
В уведомлении о приостановлении государственного кадастрового учета от 16.09.2019 Росреестр указал, что в соответствии с утвержденными правилами землепользования и застройки территории (части территории) городского поселения Клин Клинского муниципального района Московской области, утвержденными решением Совета депутатов Клинского муниципального района от 29.09.2017 № 7/68, земельный участок с кадастровым номером /номер/ расположен в границах территориальной зоны Ж-2 «Зона застройки индивидуальными жилыми домами. Выбранный заявителем вид разрешенного использования (магазины) не предусмотрен списком основных видов разрешенного использования данной территориальной зоны. (л.д. 58).
В соответствии с указанными Правилами, в территориальной зоне Ж-2 «Зона застройки индивидуальными жилыми домами» в основных видах разрешенного использования указан вид разрешенного использования (ВРИ) «магазины» (пункт 14, код 4.4) (л.д. 127), из чего следует, что отказ по данному основания является неправомерным.
16.02.2021 Мособлархитектурой принято заявление Дмитриевой о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка – магазины.
В тот же день, 16.02.2021, Мособлархитектура вынесла решение об отказе в предоставлении государственной услуги «Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства на территории Московской области», в связи с наличием уведомления о выявлении самовольной постройки Главным управлением государственного строительного надзора Московской области на земельном участке с кадастровым номером /номер/. (л.д. 121).
Согласно Акту проверки Главного управления государственного строительного надзора Московской области от 27.05.2020, на земельном участке с кадастровым номером /номер/ выявлено 2-х этажное строение. (л.д. 90-91)
Согласно выписке из ЕГРН от 30.11.2020, на указанном земельном участке с кадастровым номером /номер/, расположено нежилое строение - гараж, площадью 84 кв.м, кадастровый /номер/, право собственности Дмитриевой на гараж зарегистрировано 30.11.2020 (л.д. 79-80), из чего следует, что вышеуказанное решение Мособлархитектуры от 16.02.2021 с указанием о наличие на участке самовольной постройки, вынесенное после регистрации права Дмитриевой на гараж 30.11.2020, является неправомерным.
Постановлением администрации городского округа Клин от 26.02.2021 № 16-ПГ принято решение о проведении в срок до 12.03.2021 общественных обсуждений по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования «магазины» для земельного участка с кадастровым номером /номер/. (л.д. 86).
Административный истец заявил требование в п. 1 просительной части иска о признании данного постановления незаконным и его отмене.
Оснований для признания данного постановления незаконным не имеется, так как постановление вынесено в соответствии с ч. 2 ст. 39 ГрК РФ, в связи с чем, в удовлетворении данных требований суд отказывает.
В порядке ст. 5.1 ГрК РФ в период с 26.02.2021 по 12.03.2021 проведены общественные обсуждения на предмет установления условно-разрешенного вида использования «магазины» для земельного участка с кадастровым номером /номер/.
В Заключении по результатам общественных обсуждений, напечатанном в газете «Серп и Молот» 18.03.2021, сказано, что участники общественных обсуждений поддержали рассматриваемый вопрос. Общественные обсуждения по данному вопросу считать состоявшимися. В связи с тем, что имеется уведомление о выявлении самовольной постройки Главным управлением государственного строительного надзора Московской области от 05.06.2020 Администрация городского округа Клин считает нецелесообразным установление условно разрешенного вида использования «магазины» для спорного земельного участка. (л.д. 120).
Как указано выше, согласно выписке из ЕГРН от 30.11.2020, на земельном участке с кадастровым номером /номер/, расположено нежилое строение - гараж, площадью 84 кв.м, кадастровый /номер/, право собственности Дмитриевой на гараж зарегистрировано 30.11.2020 (л.д. 79-80), из чего следует, что отказ администрации городского округа Клин о нецелесообразности установления условно разрешенного вида использования «магазины» для спорного земельного участка по причине самовольной постройки является неправомерным.
Оценив представленные сторонами и исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований в пунктах 2-6 просительной части иска и их удовлетворении.
Руководствуясь статьями 180, 227 КАС РФ,
суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск – удовлетворить.
2. Обязать Администрацию городского округа Клин вынести постановление по результату общественных обсуждений, проходивших с 26.02.2021 по 12.03.2021 по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером: /номер/, расположенного по адресу: /адрес/, которым установить условно разрешенный вид использования «магазины» для земельного участка с кадастровым номером: /номер/.
3. Обязать Администрацию городского округа Клин, за свой счет, разместить в газете «Серп и Молот» г. Клин заключение по результатам общественных обсуждений в отношении установления условно разрешенного вида использования «магазины» для земельного участка с кадастровым номером: /номер/.
4. Обязать Администрацию городского округа Клин направить в Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области постановление по результату общественных обсуждений, проходивших с 26.02.2021 по 12.03.2021 о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования «магазины» для земельного участка с кадастровым номером /номер/, расположенного по адресу: /адрес/.
5. Признать незаконным и отменить решение об отказе в предоставлении государственной услуги «Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства на территории Московской области» от 06.04.2021 /номер/ на № /номер/ от 16.02.2021, вынесенное Комитетом по архитектуре и градостроительству Московской области (Мособлархитектура).
6. Обязать Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области Мособлархитектура) вынести решение о разрешении предоставления государственной услуги «Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства на территории Московской области» в отношении условно разрешенного вида использования «магазины» для земельного участка с кадастровым номером: /номер/, расположенного по адресу: /адрес/.
7. Оставить без удовлетворения исковые требования о признании незаконным и отмене Постановления Главы городского округа Клин № 16-ПТ от 26.02.2021 г. «О проведении общественных обсуждений по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка» в отношении участка, расположенного по адресу: /адрес/, принадлежащего Дмитриевой Ж. Г..
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Мособлсуд через Клинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья –
Решение в окончательной форме принято 17 июня 2021 года.
Судья –