дело № 2а-189/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 апреля 2019 года г.Лабытнанги
Лабытнангский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе: председательствующего: судьи Галько С.В.,
при секретаре судебного заседания: Молчановой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Алиева Рафига Наджаф оглы к Администрации города Лабытнанги об оспаривании действий (бездействия) органа местного самоуправления,
установил:
Алиев Р.Н. оглы, через своего представителя Павлюткина А.А., обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации города Лабытнанги о признании незаконным отказа в продлении разрешения на строительство объекта «Реконструкция детского центра по ул. Обская г.Лабытнанги» и возложении обязанности выдать такое разрешение.
Требования мотивированы тем, что 8 июля 2015 года МУ «Управление градостроительства Администрации ...» на основании представленных необходимых документов выдало Алиеву Р.Н. оглы разрешение на строительство объекта ... со сроком действия разрешения до 8 июля 2017 года. 29 июля 2015 года Алиев Р.Н. оглы передал права и обязанности по договору аренды № ЯНО-Л-02-7877 от 23 января 2014 года административному истцу. Указанное соглашение о передаче прав было зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу, а 12 августа 2016 года в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право административного истца на объект незавершенного строительства, расположенный по адресу: .... 9 января 2019 года Алиев Р.Н. оглы через МФЦ г. Лабытнанги подал заявление и необходимые документы для получения разрешения на строительство объекта .... 17 января 2019 года им был получен ответ заместителя главы Администрации С.С. Власенко об отказе в выдаче разрешения на строительство, со ссылкой части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, в связи с отсутствием положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства, предусмотренного частью 2.2 статьи 49 Градостроительного Кодекса РФ, что он считает незаконным и просит восстановить свои права заявленным способом.
В судебное заседанием административный истец не явился, извещен. Его представитель Павлюткин А.А., действующий по доверенности, на заявленных требованиях настаивал по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Представитель административного ответчика Журавская Т.В., действующая по доверенности, полагает иск Алиева Н.Р. оглы не подлежащим удовлетворению в полном объеме приведя свои доводы.
Судом также приобщены письменные возражения Администрации города Лабытнанги в которых она просит в удовлетворении административного иска Алиева Р.Н. оглы отказать в полном объеме, в том числе и по тем основаниям, что строительство объекта ... ведется грубыми нарушениями.
Выслушав участников процесса, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 46 Конституции РФ и главой 22 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ) граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пункта 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с пунктом 10 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Из материалов дела следует, что 8 июля 2015 года МУ «Управление градостроительства Администрации города Лабытнанги» на основании поступившего 2 июля 2015 года и представленных необходимых документов Алиеву Р.Н. оглы было выдано разрешение на строительство объекта ... (далее – Объект) № 89-ги89302000-015-2015, общей площадью 711, 91 ев.м., площадью застройки 462,9 кв.м., с количеством этажей 2, со сроком действия разрешения до 8 июля 2017 года(л.д. 9, 50-53, 54-56).
29 июля 2015 года Алиевым Р.Н. оглы были переданы права и обязанности по договору аренды № ЯНО-Л-02-7877 от 23 января 2014 года административному истцу. Указанное соглашение о передаче прав было зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу, а 12 августа 2016 года в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право административного истца на объект незавершенного строительства, расположенный по адресу: ...( л.д.12-13, 18).
9 января 2019 года Алиевым Р.Н. оглы через МФЦ г. Лабытнанги были поданы заявление и необходимые документы для получения разрешения на строительство объекта ...(л.д.19).
17 января 2019 года им был получен ответ заместителя главы Администрации С.С. Власенко об отказе в выдаче разрешения на строительство, со ссылкой части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, в связи с отсутствием положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства, предусмотренного частью 2.2 статьи 49 Градостроительного Кодекса РФ (л.д.20).
Также судом установлено и подтверждается соответствующими документами, что в связи выявленными существенными нарушениями требований проектной документации, 30 октября 2015 МУ «Управление градостроительства Администрации г. Лабытнанги» Алиеву Р.Н.о было направлено письмо за № 601-13/818-03 о прекращении строительства указанного Объекта (л.д.57).
05 февраля 2016 поступил запрос от председателя Городской Думы муниципального образования город Лабытнанги за № 501-14/42 о проведении осмотра строящегося объекта в связи с устным обращением граждан, обеспокоенных качеством строительства объекта, в связи с которым Алиеву Р.Н. оглы и ООО «Ямалгражданпроект», являющемуся разработчиком проектной документации, 8 февраля 2016 года были направлены письма с целью получения разъяснений по вопросу строительства Объекта, на что был получен ответ от 16.02.2016 за № 27-01/2016 000 «Ямалгражданпроект»(л.д. 61-62,63).
20 апреля 2016 года МУ «Управление градостроительства Администрации г. Лабытнанги» за №№ 601-13/196-03, 601- 13/197-03 также были направлены письма Алиеву Р.Н.о и ООО «Ямалгражданпроект» об установлении факта несоответствия применённых конструктивных элементов проектным конструктивным элементам, а также об обнаружении деформации несущих элементов каркаса здания строящегося Объекта, возведенного не в соответствии с проектной документацией (л.д.66, 67).
Однако, как следует из пояснений представителя административного истца и письменных возражений, ответы на данные запросы в адрес Администрации города Лабытнанги не поступали.
31 января 2018 в Администрацию города Лабытнанги Алиева Р.Н.о поступило заявление о продлении срока действия разрешения на строительство объекта ...», на что Администрацией города Лабытнанги 8 февраля 2018 года за № 101-13/1083 был дан ответ с отказом в продлении срока действия разрешенного на строительство Объекта в связи с несвоевременной подачей заявления о продлении срока действия разрешения на строительство в нарушение действующего законодательства, со ссылкой на статью 51 Градостроительного кодекса РФ в связи с тем, что заявление о продлении срока действия разрешения на строительство от 8 июля 2015 года № 89-ш89302000-015-2015 подано в нарушение действующего законодательства.
Так же Алиеву Р.Н. оглы было предложено обратиться с заявлением о выдаче разрешения на строительство, предусматривающего реконструкцию Объекта в связи с регистрацией Объекта незавершённого строительства с кадастровым №, к которому приложить документы в соответствии с частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ (л.д.68-70)
04 июля 2018 года в Администрацию города Лабытнанги от Алиева Р.Н.оглы поступило заявление о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства (реконструкцию объекта капитального строительства) строительство линейного объекта (объекта капитального строительства, входящего в состав линейного объекта) реконструкцию линейного объекта (объекта капитального строительства, входящего в состав линейного объекта) ... в объект торгового назначения», на что Администрацией города Лабытнанги был дан ответ от 08.07.2018 за № 101-13/5357 об отсутствии возможности осуществления реконструкции Объекта в объект торгового назначения(л.д.73-74).
Согласно проекту планировки планировочного квартала 02:02:02, утвержденному постановлением Администрации города Лабытнанги от 1 марта 2013 года № 89 «Об утверждении проектов планировки, проектов межевания, градостроительных планов земельных участков, инженерно-геодезических изысканий территории планировочных кварталов 02:01:02, 02:02:01, 02:02:02 в г. Лабытнанги», на земельном участке с кадастровым номером 89:09:020103:578 не предполагается размещение объектов торгового назначения.
Земельный участок предоставлен по договору аренды от 11 сентября 2017 года № ЯНО-Л-02-8862 для размещения объекта незавершённого строительства с видом разрешённого использования земельного участка - деловое управление в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования город Лабытнанги, утвержденными решением Городской Думы муниципального образования город Лабытнанги от 28.11.2008 № 557.
Так же Алиеву Р.Н.оглы было разъяснено, что выбор земельного участка и предварительное согласование места размещения Объекта осуществлялось в соответствии с действующим законодательством в области земельных отношений и информация для населения о предстоящем предоставлении земельного участка для строительства Объекта была опубликована в газете «Вестник Заполярье» в спецвыпуске № 42 от 18 октября 2012 года (л.д. 75).
20 августа 2018 в Администрацию города Лабытнанги от Алиева Р.Н.оглы поступило заявление о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства (реконструкцию объекта капитального строительства) строительство линейного объекта (объекта капитального строительства, входящего в состав линейного объекта) реконструкцию линейного объекта (объекта капитального строительства, входящего в состав линейного объекта) ... в объект торгового назначения», на что Администрацией города Лабытнанги был дан отказ от 23.08.2018 за № 101-13/6587 в выдаче разрешения на строительство, предусматривающего реконструкцию Объекта, в связи с отсутствием градостроительного плана земельного участка, выданного не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство, предусмотренного пунктом 2 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ (л.д.80-81, 82).
18 октября 2018 года в Администрацию ... от Алиева Р.Н.оглы поступило заявление о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства (реконструкцию объекта капитального строительства) строительство линейного объекта (объекта капитального строительства, входящего в состав линейного объекта) реконструкцию линейного объекта (объекта капитального строительства, входящего в состав линейного объекта) Реконструкция объекта капитального строительства ... на что Администрацией ... был дан отказ от ДД/ММ/ГГ за № в выдаче разрешения на строительство, предусматривающего реконструкцию Объекта, в связи с несоответствием представленных документов требованиям, установленным градостроительным планом земельного участка, в части расположения реконструируемого Объекта (л.д.92-94, 95).
10 января 2019 в Администрацию города Лабытнанги от Алиева Р.Н.оглы поступило заявление о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства (реконструкцию объекта капитального строительства) строительство линейного объекта (объекта капитального строительства, входящего в состав линейного объекта) реконструкцию линейного объекта (объекта капитального строительства, входящего в состав линейного объекта) Реконструкция объекта капитального строительства ... (л.д. 96-98), на что Администрацией города Лабытнанги был дан ответ отказ от 17 января 2019 года за № 101-13/315 об отказе в выдаче разрешения на строительство, предусматривающего реконструкцию Объекта, в связи с отсутствием положительного заключения экспертизы проектной документации объекта капитального строительства, предусмотренного частью 2.2 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ (л.д.99).
В процессе производства по делу экспертом Торгово-Промышленной палаты ЯНАО проведена строительно-техническая экспертиза, согласно заключению которого № 145-10-0019С представленный проект подлежит полному пересмотру и корректировке, по данному проекту строительство не представляется возможным в силу значительного количества несоответствий и разночтений, также как и строительство Объекта не представляется возможным по причине несоответствия выполненных работ проектной документации, существенными и многочисленными отклонениями от проектной документации; степень готовности объекта не более 15% (л.д. 123-161).
В соответствии с положениями статьи 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 11 данной статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с данным Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом (часть 1).
Согласно части 19 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство выдается на весь срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства, за исключением случаев, если такое разрешение выдается в соответствии с частью 12 настоящей статьи. Разрешение на индивидуальное жилищное строительство выдается на десять лет.
В соответствии с частью 2.2 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ в случае, если объекты капитального строительства, относятся к объектам массового пребывания граждан, экспертиза проектной документации на осуществление строительства, реконструкции указанных объектов капитального строительства является обязательной. Критерии отнесения объектов капитального строительства, к объектам массового пребывания граждан утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.
Согласно пункту 3.71 «Свод правил 5.13130.2009. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», утвержденного Приказом МЧС России от 25 марта 2009 года № 175 (ред. от 01.06.2011), помещение с массовым пребыванием людей: залы и фойе театров, кинотеатров, залы заседаний, совещаний, лекционные аудитории, рестораны, вестибюли, кассовые залы, производственные помещения и другие помещения площадью 50 кв. м и более с постоянным или временным пребыванием людей (кроме «-» %" аварийных ситуаций) числом более 1 чел. на 1 кв. м.
Судом установлено, что в обусловленный разрешением на строительство № 89-ги89302000-015-2015 от 8 июля 2015 года срок объект ... административным истцом возведен не был, разрешение на продление строительства или реконструкцию Объекта им получено не было.
Согласно пункту 10 статьи 16 Федерального закона от 3 августа 2018 года № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, в случае, если до дня утверждения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, критериев отнесения объектов капитального строительства, указанных в пунктах 4 и 5 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, к объектам массового пребывания граждан выданы разрешения на строительство указанных объектов или поданы заявления о выдаче разрешений на строительство таких объектов капитального строительства, проведение экспертизы проектной документации таких объектов капитального строительства не требуется, государственный строительный надзор при их строительстве, реконструкции не осуществляется.
Вместе с тем, из вышеуказанного законоположения не следует, что заявление Алиева Р.Н. оглы от 9 января 2019 года о выдаче разрешения на реконструкция Объекта в безусловном порядке должно было удовлетворено.
Таким образом, в связи с вышеизложенными обстоятельствами, в том числе тем, что заключением строительно-технической экспертизы № 145-10-0019С проектная документация на Объект имеет ряд существенных недостатков, вследствие чего продолжение строительства по ней не представляется возможным в силу значительного количества несоответствий и разночтений, также как и строительство Объекта не представляется возможным по причине несоответствия выполненных работ проектной документации, существенными и многочисленными отклонениями от проектной документации, суд находит отказ Администрации в выдаче такового разрешения является законным и обоснованным.
Суд также учитывает, что отказ Администрации города Лабытнанги в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства ...» был продиктован соображениями безопасности, так как Объект предусматривает массовое пребывание людей и в первую очередь детей.
При вышеизложенных обстоятельствах суд находит требования административного истца не подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск Алиева Рафига Наджаф оглы к Администрации города Лабытнанги о признании незаконным отказа в продлении разрешения на строительство объекта капитального строительства ..., возложении обязанности выдать такое разрешение, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа через Лабытнангский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 26 апреля 2019 года.
Судья: