УИД 29RS0011-01-2021-000237-03
Дело № 2а-189/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
село Красноборск 14 мая 2021 года
Красноборский районный суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Гарбуз С.В.,
при секретаре Малейкиной Т.Г.,
с участием представителя административного истца помощника прокурора Верхнетоемского района Тихонова Н.Г., заинтересованного лица Скриповой М.В., представителя административного ответчика и заинтересованного лица Скриповой М.В. Козенкова А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Верхнетоемского района Архангельской области, поданному в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Муниципальному Совету муниципального образования «Двинское» о признании незаконным решения и возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Верхнетоемского района Архангельской области обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц, к муниципальному Совету муниципального образования «Двинское» о признании незаконным решения и возложении обязанности.
В обоснование иска указано, что прокуратурой района 09.02.2021 в муниципальный Совет муниципального образования «Двинское» внесено представление с требованием о принятии решения о досрочном прекращении полномочий депутата Скриповой М.В. в связи с неисполнением ей, как депутатом муниципального Совета депутатов «Двинское» Верхнетоемского муниципального района, обязанностей по предоставлению в представительный орган в установленный законодательством о противодействии коррупции в срок до 01.08.2020 включительно, заявления о не совершении в 2019 году сделок, предусмотренных ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам».
Представление рассмотрено на очередной сессии Совета депутатов 10.03.2021 и отклонено.
Согласно ч. 4, 4.1, 5 ст. 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» лица, замещающиемуниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Подпункты А и Ж п. 1 ч. 1 ст. 2 Федеральный закон от 03.12.2012 N 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» устанавливают контроль за расходами лиц, замещающих (занимающих) муниципальные должности и должности муниципальной службы, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Статья 3 Закона № 230-ФЗ устанавливает, что лицо, замещающее (занимающее) одну из должностей, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 2 настоящего Федерального закона, обязано ежегодно в сроки, установленные для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций, цифровых финансовых активов, цифровой валюты, совершенной им, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение календарного года, предшествующего году представления сведений, если общая сумма таких сделок превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду, и об источниках получения средств, за счет которых совершены эти сделки. Указанные введения представляются в порядке и сроки, установленные нормативными правовыми актами законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Статья 16 Закона № 230-ФЗ предусматривает, что невыполнение лицом, замещающим (занимающим) одну из должностей, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 2, Закона № 230-ФЗ обязанностей, предусмотренных ч. 1 ст. 3 Закона № 230-ФЗ, является правонарушением и подлежит в установленном порядке освобождению от замещаемой (занимаемой) должности.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (далее - Закон № 131-ФЗ) депутат является лицом, замещающим муниципальную должность.
Частью 7.1 ст. 40 Закона № 131-ФЗ предусмотрено, что депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Полномочия депутата прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
В силу п.11 ст.40 Закона № 131-ФЗ решение о досрочном прекращении полномочий депутата органа местного самоуправления принимается этим органом местного самоуправления.
Досрочное прекращение полномочий депутата вследствие нарушения запрета (несоблюдения требования), связанного с его публично-правовым статусом, выступает, по сути, в качестве специальной меры конституционно-правовой ответственности, а гражданин, добровольно избирая такой род занятий, соглашается с условиями и ограничениями, с которыми связан приобретаемый им правовой статус (Определение Конституционного Суда РФ от 26.01.2017 № 104-0).
Следовательно, гражданин, вступая в должность депутата законодательного (представительного) органа местного самоуправления, принимает на себя обязанность неукоснительно соблюдать связанные с этим статусом обязанности и ограничения. В связи с этим возможность привлечения его к конституционно-правовой ответственности, в том числе в виде досрочного прекращения депутатских полномочий за несоблюдение соответствующих обязанностей и ограничений, не может сама по себе рассматриваться как нарушение принципов справедливости и соразмерности.
Пунктом 4 ч. 6 ст. 22 Устава муниципального Совета муниципального образования «Двинское» предусмотрено, что депутат муниципального Совета обязан соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 №273-ФЗ«О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.
Указом Губернатора Архангельской области от 20.04.2020 № 56-у «О внесении изменений в указ Губернатора Архангельской области от 17 марта 2020 года № 28-у» установлено, что сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с 1 января по 31 декабря 2019 года представляются до 1 августа 2020 года включительно.
В ходе проверки прокуратурой района установлено, что 08.09.2019 Скрипова М.В. выбрана депутатом муниципального Совета депутатов «Двинское» Верхнетоемского муниципального района.
Скриповой М.В., как депутатом Совета депутатов, не представлено в представительный орган в установленный законодательством о противодействии коррупции в срок до 01.08.2020 включительно, заявление о не совершении в 2019 году сделок, предусмотренных ч. 1 ст. 3 Закона № 230-ФЗ
Таким образом, депутатом Скриповой М.В. нарушены положения антикоррупционного законодательства в части не предоставления в установленный законодательством о противодействии коррупции срок заявления о не совершении в 2019 г. сделок, предусмотренных ч. 1 ст. 3 Закона № 230-ФЗ
Непредставление или несвоевременное представление указанных сведений является основанием для досрочного прекращения депутатских полномочий, что является мерой публичной ответственности за совершенное правонарушение.
Советом депутатов не исполнено требование по принятию законного решения и бездействии (не принятии предписываемого нормами вышеуказанного законодательства решения о досрочном прекращении полномочий депутата Скриповой М.В., которое является безальтернативным при данных обстоятельствах).
Принятое Советом депутатов решение № 1 от 10.03.2021 не соответствует требованиям закона и Устава муниципального образования «Двинское», приводит к неисполнению задач по соблюдению законодательства в сфере противодействия коррупции. То есть нарушает права и законные интересы как муниципального образования «Двинское», так и неопределенного круга лиц на осуществление местного самоуправления через выборные органы местного самоуправления.
При таких обстоятельствах, решение депутатов, проголосовавших 10.03.2021 против досрочного прекращения полномочий депутата Скриповой М.В., нельзя признать законным.
Просил суд признать незаконным решение муниципального Совета депутатов муниципального образования от 10.03.2021 № 1 «О досрочном прекращении полномочий депутата муниципального Совета депутатов муниципального образования «Двинское».
Со дня вступления настоящего решения в законную силу возложить на муниципальный Совет депутатов МО «Двинское» обязанность на ближайшей сессии рассмотреть вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата муниципального Совета депутатов муниципального образования «Двинское» Скриповой М.В. в связи с несвоевременным исполнением ей обязанности по представлению в срок до 01.08.2020 включительно заявления о не совершении в 2019 году сделок предусмотренных ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 03.12.2012 № 230-ФЗ ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам».
Определением суда от 15.04.2021 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области в лице Управления по вопросам противодействия коррупции.
В судебном заседании помощника прокурора Верхнетоемского района Тихонов Н.Г. административный иск поддержал.
Представитель административного ответчика муниципального Совета муниципального образования «Двинское» его глава Скрипова В.А. в судебном заседании участия не приняла, указав в отзыве следующее.
В соответствии с пунктом 7.1 статьи 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» депутат должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным Законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.
Полномочия депутата прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных: Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»; Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходами»; Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Прокуратура вменяет Скриповой М.В. факт не направления ею в соответствии с частью 4 подпункта 1.1 пункта 1 статьи 7.2 Областного закона «О противодействии коррупции в Архангельской области» от 26.11.2008 № 626-31-ОЗ заявления Губернатору Архангельской области (через орган государственной власти Архангельской области по профилактике коррупционных и иных правонарушений) об отсутствии в 2019 году сделок, предусмотренных частью 1 статьи 3 Федерального закона от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ, совершение которых порождает обязанность лица, замещающего муниципальную должность депутата представительного органа сельского поселения Архангельской области и осуществляющего свои полномочия на непостоянной основе, по предоставлению сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Полагала, что не направление данного заявления, не может являться правовым основанием для досрочного прекращения полномочий депутата представительного органа местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 10 статьи 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», полномочия депутата прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Административно-правовая ответственность в форме досрочного прекращения полномочий, за непредоставление заявления об отсутствии в отчетном периоде подлежащих контролю сделок, законодательством не установлена.
Каких-либо фактов совершения Скриповой М.В. в течение 2019 года сделок, отвечающих критериям, предусмотренным пунктом 1 статьи 3 ФЗ № 230 от 03.12.2012, административным истцом не представлено.
Применяемая административно-правовая ответственность должна соответствовать принципам соразмерности характеру и тяжести допущенного нарушения. Очевидно, даже если рассматривать направление заявления о несовершении сделок с точки зрения системы ответственности за совершение одного из предусмотренных пунктом 7.1 статьи 40 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правонарушений, то в отсутствие факта совершения таких сделок, допущенное нарушение не может быть признано существенным, и служить основанием для применения крайней (аналогичной увольнению с занимаемой должности) меры ответственности в виде досрочного прекращения полномочий.
Согласно пункту 7.3-1 статьи 40-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к депутату, представившим недостоверные или неполные сведения, если искажение этих сведений является несущественным, могут быть применены и иные меры ответственности, кроме прекращения полномочий.
Таким образом, в любом случае, в отношении Скриповой М.В. не подлежала применению ответственность в виде досрочного прекращения полномочий.
В соответствии с положениями статьи 40 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» инициатива лишения депутата полномочий в порядке, предусмотренной названной статьей при наличии к тому предусмотренных законом оснований, должна исходить от высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Согласно пункту 7.3 статьи 40-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», указанное должностное лицо обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд.
Данное действие является обязательным элементом процедуры привлечения к административно-правовой ответственности.
В случае обращения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования днем появления основания для досрочного прекращения полномочий является день поступления в представительный орган муниципального образования данного заявления (пункт 11 статьи 40 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации).
До получения соответствующего заявления, орган местного самоуправления не вправе рассматривать вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата.
В данном случае, заявление от Губернатора с инициативой досрочного прекращения полномочий депутата Скриповой М.В., на дату внесения и рассмотрения муниципальным Советом представления прокуратуры о досрочном прекращении полномочий в адрес муниципального Совета не поступало.
Следовательно, решение о досрочном прекращении полномочий депутата Скриповой М.В., было правомерно отклонено муниципальным Советом также по указанному основанию.
Принимая во внимание изложенное, в удовлетворении административного искового заявления, просила суд отказать.
Заинтересованное лицо Скрипова М.В. в судебном заседании с административным иском не согласилась, пояснив, что сделок, предусмотренных пунктом 1 статьи 3 федерального закона № 230-ФЗ от 03.12.2012 в отчетном периоде не совершала, заявление о не совершении сделок не было ею предоставлено, т.к. оно предусматривает предоставление персональных данных, таких как: паспортные данные ее и супруга, данные свидетельств о рождении несовершеннолетних детей, СНИЛС, ИНН, место регистрации и место жительства, которые не относятся к сведениям о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Вместе с тем, в нарушение положений Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», Заявлением не предусмотрена дача согласия на обработку персональных данных.
Более того, рекомендованным Минтруда России образцом Уведомления об отсутствии сделок, предусмотренных частью 1 статьи 3 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» являющимся приложением к разъяснениям от 25.10.2019 «О порядке представления лицом, замещающим муниципальную должность депутата представительного органа сельского поселения и осуществляющим свои полномочия на непостоянной основе, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствахимущественного характера» указание персональных данных не предусмотрено.
Считает, что при таких обстоятельствах предоставление персональных данных ведет к нарушению прав и законных интересов в сфере защиты персональных данных.
Указала, что представила заявление 24.12.2020 в администрацию Губернатора в ночное время, до начала заседания комиссии, в котором персональные данные не указала. Считает, что такие результаты проверки сведений о ее доходах обоснованы предвзятым отношением Губернатора Архангельской области к ней лично ввиду имевшего место конфликта на почве обсуждений строительства ФОКа на территории п. Двинской. Считает, что имеются и иные депутаты, которые не сдали сведения о доходах, однако в отношении них таких решений не принималось.
Просила судв удовлетворении административных исковых требований отказать.
Представитель административного ответчика и заинтересованного лица Скриповой М.В. Козенков А.С. в судебном заседании поддержал доводы данных лиц, просил отказать в иске.
Представитель заинтересованного лица администрации Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области в лице Управления по вопросам противодействия коррупции участия в судебном заседании не принял, о дате, времени и месте его проведения извещены.
В направленном в суд отзыве исполняющий обязанности начальника управления просил суд дело рассмотреть в отсутствие представителя управления, удовлетворить требования административного истца по следующим основаниям. Обязанность лица, замещающего муниципальную должность, ежегодно представлять сведения о доходах, установлена законодательством о противодействии коррупции, а именно частью 4.2 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», частью 1 статьи 3 Федерального закона от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам».
Областным законом от 26 ноября 2008 г. № 626-31-03«О противодействии коррупции в Архангельской области» урегулирован порядок сообщения лицами, замещающими муниципальные должности в муниципальных образованиях Архангельской области, Губернатору Архангельской области заявлений о несовершении в отчетном периоде сделок, предусмотренных частью 1 статьи 3 Федерального закона № 230-ФЗ.
Согласно пункту 2.1 Порядка представления лицами, замещающими муниципальные должности муниципальных образований Архангельской области, сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей, утвержденного областным законом № 626-31-ОЗ (далее - Порядок), депутат представительного органа сельского поселения Архангельской области, осуществляющий свои полномочия на непостоянной основе, представляет сведения о своих доходах, а также сведения о доходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей за каждый год, предшествующий году представления сведений (отчетный период), в случае совершения в течение отчетного периода сделок, - предусмотренных частью 1 статьи 3 Федерального закона № 230-ФЗ.
Указанная норма на основании соответствующих положений федерального законодательства введена областным законом от 30 сентября 2019 г. №146-10-03 «О внесении изменений в областной закон«О противодействии коррупции в Архангельской области».
В силу пункта 7 Порядка лица, замещающие муниципальные должности, представляют ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным:
1. сведения о своих доходах, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая денежное вознаграждение, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода;
2. сведения о доходах супруг (супругов) и несовершеннолетних детей, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об ихобязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода.
Указанный срок представления сведений о доходах лицами, замещающими муниципальные должности, определен законом субъекта Российской Федерации ввиду соответствующих норм федерального законодательства.
В случае, если в течение отчетного периода такие сделки не совершались, указанное лицо в срок не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, представляло Губернатору Архангельской области заявление о не совершении в отчетном периоде сделок, предусмотренных частью 1 статьи 3 Федерального закона № 230-ФЗ (далее - заявление).
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 17 апреля 2020 г. № 272 «О представлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с 1 января по 31 декабря 2019 года» и указом Губернатора Архангельской области от 20 апреля 2020 г. № 56-у «О внесении изменений в указ Губернатора Архангельской области от 17 марта 2020 г. № 28-у» сведения о доходах за отчетный период с 1 января по 31 декабря 2019 г. представлялись до 1 августа 2020 г. включительно.
Сроки представления сведений о доходах в 2020 г. (за отчетный 2019 г.) были продлены, в том числе и для лиц, замещающих муниципальные должности в муниципальных образованиях Архангельской области.
При этом уточненные сведения в 2020 г. (за отчетный 2019 г.) могли быть представлены указанными лицами в течение одного месяца после окончания срока, предусмотренного пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации № 272, то есть до 1 сентября 2020 г. включительно.
Таким образом, депутаты сельских поселений муниципальных образований Архангельской области, осуществляющие свои полномочия на непостоянной основе, в случае несовершения ими сделок, предусмотренных Федеральным законом № 230-ФЗ в отчетном 2019 г., в срок до 1 августа 2020 г. включительно обязаны были представить соответствующие заявления - Губернатору Архангельской области.
Для проведения проверки в отношении депутата сельского поселения «Двинское» Скриповой М.В. имелись законные основания.
На заседании президиума комиссии, состоявшемся 29 сентября 2020 г., рассмотрена аналитическая справка о результатах исполнения лицами, замещающими муниципальные должности в муниципальных образованиях Архангельской области, обязанности по предоставлению сведений о доходах в 2020 г. (за отчетный 2019 год).
Президиум комиссии установил, что Скрипова М.В., депутат Совета депутатов сельского поселения «Двинское», не представила в установленный срок до 1 августа 2020 г. соответствующее заявление.
Руководствуясь положениями областного закона № 626-31-ОЗ, президиумом комиссии было принято решение инициировать проведение проверки соблюдения депутатом Скриповой М.В., ограничений, запретов и исполнения ей обязанностей, установленных Федеральным законом № 273-ФЗ и другими федеральными законами (пункт 6.1 протокола № 10 от 29 сентября 2020 г.).
Проведение вышеуказанной проверки решением президиума комиссии поручено управлению.
В своей непосредственной деятельности управление руководствуется Положением об управлении по вопросам противодействия коррупции администрации Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области, утвержденным указом Губернатора Архангельской области от 26 сентября 2016 г. № 126-у (далее - Положение).
Согласно подпункту 18.2 Положения управление в порядке, установленном областным законом от 26 ноября 2008 года № 626-31-03 «О противодействии коррупции в Архангельской области» (далее - областной закон № 626-31-03), осуществляет проверки:
а) достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее - сведения о доходах), представленных гражданами, претендующими на замещение муниципальных должностей, лицами, замещающими муниципальные должности;
б) соблюдения лицами, замещающими муниципальные должности, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов;
в) соблюдения лицами, замещающими муниципальные должности, ограничений, запретов и исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) и другими федеральными законами.
Вышеуказанные проверки в отношении лиц, замещающих муниципальные должности в муниципальных образованиях Архангельской области, проводятся на основании Порядка проверки, предусмотренного приложением № 2 к областному закону № 626-31-ОЗ (далее - Порядок проверки), в котором закреплены процессуальные особенности проведения проверочных мероприятий.
В силу пункта 6 Порядка основанием для осуществления проверки, в том числе является достаточная информация, представленная в письменном виде в установленном порядке органом Архангельской области по профилактике коррупционных и иных правонарушений (администрацией Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области в лице управления) по итогам проведенного анализа сведений о доходах.
В соответствии с частью 4.2 статьи 12.1 Федерального закона № 273-ФЗ, пунктом 1 статьи 7.2, пунктом 1 статьи 7.3 областного закона № 626-31-03, подпунктом 3 пункта 1, пунктом 2, подпунктом 1 пункта 6 Порядка проверки, предусмотренного приложением № 2 к областному закону № 626-31-03 (далее - Порядок проверки), и распоряжением Губернатора Архангельской области от 9 ноября 2020 г. № 876-р проведена проверка соблюдения Скриповой М.В., депутатом Совета депутатов сельского поселения «Двинское» ограничений, запретов и исполнения ей обязанностей, установленных Федеральным законом № 273-ФЗ и другими федеральными законами (далее - проверка).
В ходе проверочных мероприятий управлением подготовлен и направлен запрос о предоставлении информации в Совет депутатов сельского поселения «Двинское» с предложением уведомить депутата Скрипову М.В. о проведении проверки, а также в срок до 27 ноября 2020 г. сообщить предоставлено ли депутатом Скриповой М.В. соответствующее заявление за отчетный 2019 г. в представительный орган.
Информация от Совета депутатов сельского поселения «Двинское» в установленный срок не поступила. Объяснений от депутата о причинах допущенного нарушения не представлено.
Рассмотрев имеющуюся в материалах проверки информацию, управление пришло к следующим выводам.
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) закрепляет законность деятельности и ответственность органов местного самоуправления, депутатов и иных выборных лиц местного самоуправления в качестве принципов местного самоуправления (часть 2 статьи 1, статьи 70 - 72).
Частью 5 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ установлено, что депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе. Депутат - это член представительного органа поселения. Депутат является лицом, замещающим муниципальную должность (статья 2).
В соответствии с частью 7.1 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом № 273-ФЗ и другими федеральными законами.
Частью 4 статьи 12.1 Федерального закона № 273-ФЗ предусмотрено, что лица, замещающие муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, а также сведения о доходах своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Непредставление депутатами представительных органов сельских поселений заявлений равным образом означает неисполнение ими обязанностипо представлению сведений о доходах.
Одной из форм ответственности и элементом статуса депутата является предусмотренное федеральным законом № 131-ФЗ досрочное прекращение полномочий в случае несоблюдения ограничений, запретов и неисполнения им обязанностей, установленных Федеральным законом № 273-ФЗ (часть 7.1 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ).
В соответствии с пунктом 10 части 10, частью 10.1 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных Федеральным законом № 131-ФЗ, а также в иных случаях, установленных Федеральным законом № 131-ФЗ и иными федеральными законами.
Таким образом, из приведенных положений федеральных законов следует, что депутат представительного органа муниципального образования обязан соблюдать все ограничения, запреты и исполнять обязанности, установленные для лиц, замещающих муниципальные должности, в том числе, депутат обязан представлять сведения о доходах как в отношении себя, так и в отношении своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей. Досрочное прекращение полномочий депутата является безальтернативным последствием неисполнения депутатом обязанности по предоставлению сведений о доходах, установленной Федеральным законом № 273-ФЗ.
Как установлено в ходе проверки и подтверждается материалами проверки, депутат Совета депутатов сельского поселения «Двинское» Скрипова М.В. не исполнила возложенную на нее законом обязанность по предоставлению сведений о доходах в 2020 г. (за отчетный 2019 г.). Каких-либо уважительных причин в обоснование невозможности представления сведений депутатом Скриповой М.В. не представлено.
Результаты проверки, проведенной управлением в отношении депутата Скриповой М.В., легли в основу доклада, представленного председателю президиума комиссии.
Скрипова М.В. уведомлена о заседании президиума комиссии через председателя Совета депутатов сельского поселения «Двинское» письмом управления от 22 декабря 2020 г. № 32-04/966.
25 декабря 2020 г. состоялось заседание президиума комиссии, на котором был рассмотрен доклад управления о результатах проверки соблюдения Скриповой М.В., ограничений, запретов и исполнения ей обязанностей, установленных Федеральным законом № 273-ФЗ и другими федеральными законами.
На основании пункта 33 Порядка проверки по итогам рассмотрения вопроса, указанного в подпункте 3 пункта 1 Порядка проверки (результаты проверки соблюдения лицом, замещающим муниципальную должность, ограничений, запретов и исполнения им обязанностей, установленных Федеральным законом № 273-ФЗ и другими федеральными законами), президиум комиссии принимает одно из следующих решений:
В силу пункта 36 Порядка проверки в случае, предусмотренном подпунктом 2 пункта 33 Порядка проверки, президиум комиссии в своем решении рекомендует Губернатору Архангельской области обратиться с заявлением о досрочном прекращении полномочий лица, замещающего муниципальную должность, в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд.
В соответствии с пунктом 36.2 Порядка проверки при подготовке рекомендаций, которые учитываются при принятии решений, предусмотренных пунктом 36 Порядка проверки, президиум комиссии учитывает:
Согласно пункту 36.3 Порядка проверки при подготовке рекомендаций, которые учитываются при принятии решений, предусмотренных пунктами 36 и 36.1 Порядка проверки, президиум комиссии руководствуется критериями привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих за совершение коррупционных правонарушений, определенными уполномоченным - Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в части, не противоречащей статусу лиц, замещающих муниципальные должности, и лиц, замещающих должность главы местной администрации.В качестве указанных критериев выступает письмо Минтруда России от 21 марта 2016 г. № 18-2/10/П-1526 «О критериях привлеченияк ответственности за коррупционные правонарушения» (вместе с «Обзором практики привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции») (далее - Обзор практики).
В силу пунктов Г и 2 приложения № 1 к Обзору практики в качестве значительных проступков расценивались случаи непредставления сведений о своих доходах, а также сведений о доходах супруги (супруга) и (или) несовершеннолетних детей и при этом служащий не обратился в подразделение по профилактике коррупционных и иных правонарушений с заявлением о невозможности сделать это по объективным причинам.
Согласно пункту 9 Обзора практики при определении взыскания обоснованным также является учет отягчающих и смягчающих обстоятельств совершения соответствующего нарушения требований законодательства о противодействии коррупции.
С учетом Обзора практики и имеющейся в материалах проверки информации президиум комиссии решил, что непредставление заявления в 2020 г. (за отчетный 2019 г.) депутатом Скриповой М.В. а, следовательно, неисполнение ей обязанности, установленной законодательством о противодействии коррупции, является основанием для применения в отношении нее меры конституционно-правовой ответственности, предусмотренной частью 7.1 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ.
В соответствии с пунктом 36 Порядка проверки президиум комиссии рекомендовал Губернатору Архангельской области обратиться с заявлением о досрочном прекращении полномочий Скриповой М.В. в Совет депутатов городского поселения «Двинское».
Учитывая рекомендацию президиума комиссии, руководствуясь частью 7.3 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ, частью 4.5 статьи 12.1 Федерального закона № 273-ФЗ, Губернатор Архангельской области письмом от 8 февраля 2021 г. № 02-26/142 обратился к председателю Совета депутатов сельского поселения «Двинское» с предложением рассмотреть на очередной сессии вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата Скриповой М.В.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7.3 областного закона № 626-31-03 в случае обращения Губернатора Архангельской области с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования Архангельской области решение представительного органа муниципального образования Архангельской области о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования Архангельской области принимается не позднее чем через 30 календарных дней со дня поступленияв представительный орган муниципального образования Архангельскойобласти данного заявления, а если такое заявление поступило в представительный орган муниципального образования Архангельской области в период между сессиями представительного органа муниципального образования Архангельской области - не позднее чем через три месяца со дняпоступления в представительный орган муниципального образованияАрхангельской области данного заявления.
Тем не менее, по состоянию на 26 апреля 2021 г. заявление Губернатора Архангельской области Советом депутатов сельского поселения «Двинское» не рассмотрено. Информация о результатах рассмотрения Советом депутатов сельского поселения «Двинское» заявления Губернатора Архангельской области в управление не поступала.
Согласно реестру отправки писем администрации письмо Губернатора Архангельской области от 8 февраля 2021 г. № 02-26/142 отправлено адресатупочтовым отправлением 9 февраля 2021 г. Копия письма направлена посредством электронной почты 11 марта 2021 г. в администрацию Верхнетоемского муниципального района.
Пункт 4 статьи 3 Федерального закона № 273-ФЗ закрепляет принцип неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений.
Депутат представительного органа муниципального образования обязан соблюдать все ограничения, запреты и исполнять обязанности, установленные законодательством о противодействии коррупции для лиц, замещающих муниципальные должности.
Непринятие Советом депутатов сельского поселения «Двинское» в рассматриваемой ситуации решения о досрочном прекращении полномочий депутата Скриповой М.В. не способствует реализации на территории Архангельской области принципа законности, дисциплинированности и ответственности депутатов представительных органов, а также пресечению совершения выборными должностными лицами представительных органов муниципальных образований Архангельской области нарушений требований антикоррупционного законодательства в дальнейшем.
Управление полагает, что такие действия Совета депутатов сельского поселения «Двинское» являются неправомерными, противоречащими законодательству о противодействии коррупции.
Суды, рассматривая требования о признании незаконным бездействия представительного органа муниципального образования, выразившегося в непринятии мер по досрочному прекращению полномочий депутатов и о возложении обязанности повторно рассмотреть представление прокурора и принять решение в соответствии с требованиями антикоррупционного законодательства, указывают, что в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации (далее - Конституционный Суд РФ) досрочное прекращение полномочий депутата вследствие нарушения запрета (несоблюдения требования, связанного с его публично-правовымстатусом, выступает, по сути, в качестве специальной меры конституционно-правовой ответственности (постановление Конституционного Суда РФ от 27 декабря 2012 г. № 34-П), а гражданин, добровольно избирая такой род занятий, соглашается с условиями и ограничениями, с которыми связан приобретаемый им правовой статус (Определение Конституционного Суда РФ от 26 января 2017 г. № 104-0).
Федеральным законом от 3 апреля 2017 г. «О внесении изменений в отдельныезаконодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования государственной политики в области противодействия коррупции» статья 40 Федерального закона № 131-ФЗ дополнена частью 7.3, в соответствии с которой при выявлении в результате проверки, проведенной в соответствии с. частью 7.2 указанной статьи, фактов несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены Федеральным законом № 273-ФЗ и другими федеральным законами, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд.
Внесенные 3 апреля 2017 г. в статью 40 Федерального закона № 131-ФЗ изменения направлены на повышение эффективности правового регулирования отношений в сфере противодействия коррупции, предоставления возможности высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации, обязанному обеспечить координацию деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в том числе с органами местного самоуправления (подпункт «д.1» пункта 7 статьи 18 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации») ставить перед названными органами вопрос о досрочном прекращении полномочий выборного должностного лица местного самоуправления.
При этом судебная практика исходит из того, что обращение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации к представительному органу местного самоуправления на основании части 7.3 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ при наличии оснований является обязанностью, а не правом высшего должностного лица.
Соответственно, действия Губернатора Архангельской области по инициированию письма в Совет депутатов сельского поселения «Двинское» с предложением рассмотреть на очередной сессии вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата Скриповой М.В. при получении мотивированного заключенияпрезидиума комиссии о наличии в действиях Скриповой М.В. нарушений требований Федерального закона № 273-ФЗ являются обоснованными и правомерными.
Губернатор Архангельской области при наличии подтвержденных фактов о несоблюдении депутатом требований, установленных антикоррупционным законодательством, исполнил свою обязанность по направлению в Совет депутатов сельского поселения «Двинское» инициативы о досрочном прекращении полномочий депутата, при этом Совет депутатов не выполнил требования Федерального закона № 273-ФЗ и Федерального закона № 131-ФЗ.
Бездействие Совета депутатов сельского поселения «Двинское», выразившееся в не рассмотрении на сессии представительного органа в установленные сроки обращения Губернатора Архангельской области о досрочном прекращении полномочий депутата Совета сельского поселения «Двинское» при наличии доказательств несоблюдения Скриповой М.В. требований, установленных федеральным законодательством для лица, замещающего муниципальную должность, является незаконным, свидетельствующим о неисполнении данным органом местногосамоуправления одной из важнейших государственных задач по соблюдению законодательства в сфере противодействия коррупции. Отказом в досрочном прекращении полномочий депутата, не соблюдавшего и не исполнявшего ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом № 273-ФЗ, нарушены интересы государства, а также сельского поселения «Двинское», неопределенного круга лиц на осуществление депутатами своих публичных полномочий, направленных, в том числе, на предупреждение и борьбу с коррупцией.
Данный вывод подтверждается актуальной судебной практикой, сложившейся на территории Российской Федерации.
По существу доводов, изложенных в возражениях депутата Скриповой М.В. на административное исковое заявление прокурора Верхнетоемского муниципального района, указали, что депутата Скрипова М.А. в силу положений части 4.2 статьи 12.1 Федерального закона № 273-ФЗ обязана сообщить о несовершении сделок, предусмотренных частью 1 статьи 3 Федерального закона № 230-ФЗ, в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
Довод Скриповой М.В. о том, что сообщение о несовершении сделок, предусмотренных частью 1 статьи 3 Федерального закона № 230-ФЗ, оформляется в виде заявления, установленного региональным законодательством, является несостоятельным ввиду вышеперечисленных причин.
Субъект Российской Федерации, реализуя положения федерального законодательства, вправе самостоятельно определять порядок сообщения лицами, замещающими муниципальные должности депутатов представительных органов сельских поселений и осуществляющих свои полномочия на непостоянной основе, о несовершении сделок, предусмотренных частью 1 статьи 3 Федерального закона № 230-ФЗ. Подпунктом 7 части 2 статьи 10 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее - Федеральный закон № 152-ФЗ) предусмотрено, что обработка персональных данных может осуществляться без согласия субъекта персональных данных в случаях, предусмотренных антикоррупционным законодательством.
Таким образом, указание необходимых для идентификации личностиперсональных данных в заявлении не является нарушением прав и законныхинтересов Скриповой М.В. и членов ее семьи.
Указанные требования определены в соответствии с законодательством Российской Федерации и Архангельской области.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» депутат является лицом, замещающим муниципальную должность.
Частью 4.2 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» для лиц, замещающих муниципальную должность депутата представительного органа сельского поселения и осуществляющих свои полномочия на непостоянной основе, установлена обязанность представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации за каждый год, предшествующий году представления сведений (отчетный период), в случае совершения в течение отчетного периода сделок, предусмотренных частью 1 статьи 3 Федерального закона от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам».
В случае, если в течение отчетного периода такие сделки не совершались, указанное лицо сообщает об этом высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
В части 1 статьи 3 Федерального закона от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» установлены виды сделок, за которые лицо, замещающее муниципальную должность, обязано ежегодно в сроки, установленные для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, в частности: по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), цифровых финансовых активов, цифровой валюты, совершенной им, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение календарного года, предшествующего году представления сведений (далее - отчетный период), если общая сумма таких сделок превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду, и об источниках получения средств, за счет которых совершены эти сделки.
Законом Архангельской области от 26.11.2008 N 626-31-ОЗ «О противодействии коррупции в Архангельской области» урегулирован порядок сообщения лицами, замещающими муниципальные должности в муниципальных образованиях Архангельской области, Губернатору Архангельской области заявлений о несовершении в отчетном периоде сделок, предусмотренных частью 1 статьи 3 Федерального закона № 230-ФЗ.
Данным законом утвержден в Приложении 1 Порядок представления лицами, замещающими муниципальные должности муниципальных образований Архангельской области, сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей и Заявления о несовершении в отчетном периоде сделок, предусмотренных частью 1 статьи 3 Федерального закона от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам».
Согласно пункту 2.1 Порядка в случае, если в течение отчетного периода такие сделки не совершались, указанное лицо в срок не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, представляет заявление об этом Губернатору Архангельской области путем передачи данного заявления в орган государственной власти Архангельской области по профилактике коррупционных и иных правонарушений, определенный указом Губернатора Архангельской области (далее - орган по профилактике коррупционных правонарушений).
Указанная норма на основании соответствующих положений федерального законодательства введена областным законом от 30 сентября 2019 г. №146-10-03 «О внесении изменений в областной закон«О противодействии коррупции в Архангельской области».
Указом Губернатора Архангельской области от 20.04.2020 № 56-у «О внесении изменений в указ Губернатора Архангельской области от 17 марта 2020 года № 28-у» установлено, что сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с 1 января по 31 декабря 2019 года представляются до 1 августа 2020 года включительно.
Судом установлено, что 08.09.2019 Скрипова М.В. избрана депутатом муниципального Совета «Двинское» Верхнетоемского муниципального района.
За отчетный период 2019 года Скриповой М.В., как депутатом Совета, не представлено в орган государственной власти Архангельской области по профилактике коррупционных и иных правонарушений, определенный указом Губернатора Архангельской области от 26 сентября 2016 г. № 126-у (Управление по вопросам противодействия коррупции администрации Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области) в срок до 01.08.2020 включительно, заявление о не совершении в 2019 году сделок, предусмотренных ч. 1 ст. 3 Закона № 230-ФЗ, как не представлены и сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей.
В соответствии с п. 11 Порядка Управлением была проведена проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период 2019 года. Так на заседании президиума комиссии, состоявшемся 29 сентября 2020 г., рассмотрена аналитическая справка о результатах исполнения лицами, замещающими муниципальные должности в муниципальных образованиях Архангельской области, обязанности по предоставлению сведений о доходах в 2020 г. (за отчетный 2019 год). Президиум комиссии установил, что Скрипова М.В., депутат Совета депутатов сельского поселения «Двинское», не представила в установленный срок до 1 августа 2020 г. заявление о не совершении в 2019 году сделок, предусмотренных ч. 1 ст. 3 Закона № 230-ФЗ.
В ходе проверочных мероприятий управлением подготовлен и направлен запрос о предоставлении информации в Совет сельского поселения «Двинское» с предложением уведомить депутата Скрипову М.В. о проведении проверки, а также в срок до 27 ноября 2020 г. сообщить предоставлено ли депутатом Скриповой М.В. соответствующее заявление за отчетный 2019 г. в представительный орган.
Информация от Совета депутатов сельского поселения «Двинское» в установленный срок не поступила. Объяснений от депутата о причинах допущенного нарушения не представлено.
Поскольку в ходе проверки не было установлено уважительных причин в обоснование не исполнения депутатом Скриповой М.В. возложенной на нее законом обязанности по предоставлению сведений (за отчетный 2019 г.) то в адрес председателя президиума комиссии был подготовлен доклад об этом, назначено заседание Президиума, о чем Скрипова М.В. была уведомлена, что ею не отрицается.
К заседанию Президиума она по электронной почте направила заявление о проведении заседания без ее участия и заявление о несовершении сделок, предусмотренных ч. 1 ст. 3 Закона № 230-ФЗ, однако не по форме, утвержденной Приложением №1 к Порядку, а в объеме сведений с исключением из них персональных данных ее самой и членов ее семьи.
25 декабря 2020 г. состоялось заседание президиума комиссии, на котором был рассмотрен доклад управления о результатах проверки соблюдения Скриповой М.В., ограничений, запретов и исполнения ей обязанностей, установленных Федеральным законом № 273-ФЗ и другими федеральными законами.
Президиум комиссии решил, что непредставление заявления в 2020 г. (за отчетный 2019 г.) депутатом Скриповой М.В. а, следовательно, неисполнение ей обязанности, установленной законодательством о противодействии коррупции, является основанием для применения в отношении нее меры конституционно-правовой ответственности, предусмотренной частью 7.1 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ.
В соответствии с пунктом 36 Порядка проверки президиум комиссии рекомендовал Губернатору Архангельской области обратиться с заявлением о досрочном прекращении полномочий Скриповой М.В. в Совет сельского поселения «Двинское».
Учитывая рекомендацию президиума комиссии, руководствуясь частью 7.3 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ, частью 4.5 статьи 12.1 Федерального закона № 273-ФЗ, Губернатор Архангельской области письмом от 8 февраля 2021 г. № 02-26/142 обратился к председателю Совета депутатов сельского поселения «Двинское» с предложением рассмотреть на очередной сессии вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата Скриповой М.В., о чем согласно реестру отправки писем администрации было направлено письмо от 8 февраля 2021 г. № 02-26/142 почтовым отправлением 9 февраля 2021 г. Данная информация была сообщена и прокурору.
В этот же день, 09.02.2021 прокурором Верхнетоемского района в муниципальный Совет муниципального образования «Двинское» внесено представление с требованием о принятии решения о досрочном прекращении полномочий депутата Скриповой М.В. в связи с неисполнением ей, как депутатом муниципального Совета «Двинское» Верхнетоемского муниципального района, обязанностей по предоставлению в представительный орган в установленный законодательством о противодействии коррупции в срок до 01.08.2020 включительно, заявления о не совершении в 2019 году сделок, предусмотренных ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам».
В соответствии с пунктом 4 статьи 7.3 областного закона № 626-31-03 в случае обращения Губернатора Архангельской области с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования Архангельской области решение представительного органа муниципального образования Архангельской области о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования Архангельской области принимается не позднее чем через 30 календарных дней со дня поступленияв представительный орган муниципального образования Архангельскойобласти данного заявления, а если такое заявление поступило в представительный орган муниципального образования Архангельской области в период между сессиями представительного органа муниципального образования Архангельской области - не позднее чем через три месяца со дняпоступления в представительный орган муниципального образованияАрхангельской области данного заявления.
Представление прокурора было рассмотрено на очередной сессии Совета депутатов 10.03.2021 и отклонено, письмо Губернатора Архангельской области не рассмотрено на дату вынесения судом решения, то есть не рассмотрено в установленный с пунктом 4 статьи 7.3 областного закона № 626-31-03 (на ближайшей сессии) срок.
Согласно ч. 7.3 ст. 40Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» при выявлении в результате проверки, проведенной в соответствии с частью 7.2 настоящей статьи, фактов несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата, или применении в отношении указанных лиц иной меры ответственности в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд.
В тоже время ч. 7.3-1 ст. 40Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрены и иные меры ответственности, применяемые к депутату, представившему недостоверные или неполные сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, если искажение этих сведений является несущественным.
Частью 7.3 статьи 40 федерального закона установлена ответственность за неисполнение обязанности, в частности, предусмотренной ч. 4.1 ст. 12.1 Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (по предоставлению сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, или заявления о не совершении сделок, предусмотренных ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»). Частью же 7.3-1 статьи 40 федерального закона предусмотрены альтернативные меры ответственности, но за другое правонарушение, допущенное депутатом, а именно не за непредставление сведений вообще, а за предоставление таких сведений, но недостоверных или неполных.
Учитывая нормы статьи 40 федерального закона президиум комиссии и, учитывая его рекомендацию, Губернатор Архангельской области, сделали вывод о наличии такого правонарушения в действиях депутата, в результате совершения которого может быть применена единственно-возможная санкция в виде досрочного прекращения полномочий.
Данная позиция так же соответствует и разъяснениям, данным в п. 3 «Методических рекомендаций по вопросам организации антикоррупционной работы в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях в отношении лиц, замещающих муниципальные должности, и муниципальных служащих», подготовленных Минтрудом России, согласно которых «в случае, если уполномоченный орган местного самоуправления игнорирует заявление высшего должностного лица субъекта Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий лица, замещающего муниципальную должность, или применении в отношении него иной меры ответственности, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации вправе обратиться с соответствующим заявлением в суд.
В случае фактического непредставления сведений о доходах депутатом представительного органа местного самоуправления (далее - депутат) целесообразно руководствоваться следующим.
Согласно части 7.1 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ в случае неисполнения депутатом обязанности по представлению сведений о доходах, полномочия такого лица прекращаются досрочно. В этой связи высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации рекомендуется направлять письмо в представительный орган местного самоуправления, содержащее информацию об отсутствии в распоряжении высшего должностного лица субъекта Российской Федерации сведений о доходах соответствующего лица».
Поскольку письмо Губернатора не было рассмотрено на ближайшей сессии, а представление прокурора на ближайшей сессии отклонено, то иск заявлен обоснованно и подлежит удовлетворению, ввиду допущенного Советом бездействия, выразившегося в непринятии решения о досрочном прекращении полномочий депутата Скриповой М.В.
Возражения заинтересованного лица депутата Скриповой М.В. о форме заявления о несовершении сделок, утвержденной областным законом по мотивам незаконного, по ее мнению, включения в нее персональных данных, не освобождает ее от обязанности предоставить такое заявление; данная форма заявления не оспаривалась в суде и областной закон, в данной части, не признавался не соответствующим федеральному законодательству или Конституции РФ; депутат, добровольно принимающий на себя полномочия, обязан претерпевать ограничения связанные с данным статусом.
Отсутствие тяжести проступка, о которой было выражено мнение заинтересованным лицом и ее представителем в судебном заседании, не доказано, напротив, она имела возможность своевременно выполнить возложенную на нее законами (федеральными и областным) обязанность отчитаться о своих доходах в установленный (продленный до 1 августа Губернатором) срок и позднее в срок для представления уточненных сведений (до 1 сентября), а еще в более поздний период (до 25 декабря) предоставить какие-либо пояснения о наличии причин непредставления и предоставить сведения или заявление, однако этого не сделала, чем игнорировала установленную для нее законами обязанность.
Следовательно, гражданин, вступая в должность депутата, принимает на себя обязанность неукоснительно соблюдать связанные с этим статусом обязанности и ограничения. В связи с этим возможность привлечения его к конституционно-правовой ответственности, в том числе в виде досрочного прекращения депутатских полномочий за несоблюдение соответствующих обязанностей и ограничений, не может сама по себе рассматриваться как нарушение принципов справедливости и соразмерности.
Мнение ответчика и заинтересованного лица о том, что досрочное лишение полномочий может быть применено как санкция только за нарушение федерального закона, а обязанность подать заявление о несовершении сделок предусмотрена областным законом, основано на неверном толковании законодательства, в частности, сама обязанность отчитываться о доходах установлена несколькими федеральными законами (ч. 4.2 ст. 12.1 Федерального закона «О противодействии коррупции», ч. 1 ст. 3 Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», ч. 7.3 ст. 40Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») и принятым в их развитие Законом Архангельской области от 26.11.2008 N 626-31-ОЗ «О противодействии коррупции в Архангельской области».
Доводы заинтересованного лица о предвзятом отношении к ней Губернатора Архангельской области не доказаны, как и сведения о том, что она является не единственным депутатом, не выполнившим обязанность по представлению сведений о доходах, и, так же, не освобождают ее от исполнения обязанности, возложенной законом.
Право прокурора обратится с рассматриваемым иском наряду с таким же правом предоставленным Губернатору предусмотрено ст. 39 КАС РФ и общими нормами Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», предоставляющими прокурору право обращаться в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации.
Прокурором требование о возложении на Муниципальный Совет обязанности по рассмотрению на ближайшей сессии вопроса о досрочном прекращении полномочий депутата Скриповой М.В. сформулировано со ссылкой «не несвоевременное исполнение ею обязанности по представлению в срок до 01.08.2020 включительно заявления о несовершении в 2019 году сделок, предусмотренных ч.1 ст. 3 Федерального Закона от 03.11.2012 № 23-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», однако такая формулировка требования излишняя, ввиду того, что статья 40 Федерального закона N 131-ФЗ содержит положения о досрочном прекращении полномочий без указания конкретного вида правонарушения, допущенного депутатом и, кроме того, депутатом Скриповой М.В. не выполнена обязанность не только предоставить такое заявление, но и в целом обязанность отчитаться о доходах, подав сведения по установленной форме, поскольку первичной является именно эта обязанность, а не альтернативная обязанность депутата подать заявление о несовершении сделок, которая вторична от этой обязанности и может быть исполнена только в условиях их (таких сделок) отсутствия.
В связи с указанным, иск подлежит удовлетворению частично.
В силу п. 9 и п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации и органы местного самоуправления, выступающие по делам, в качестве административных ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, взыскание государственной пошлины не производиться, поскольку согласно ч. 1 ст. 114 КАС РФ государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскивается с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
административное исковое заявление прокурора Верхнетоемского района Архангельской области, поданное в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Муниципальному Совету муниципального образования «Двинское» о признании незаконным решения и возложении обязанности удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Муниципального Совета муниципального образования «Двинское» № 1 от 10.03.2021 «О досрочном прекращении полномочий депутата муниципального Совета муниципального образования «Двинское» Скриповой М.В.
Возложить на Муниципальный Совет муниципального образования «Двинское» обязанность по рассмотрению на ближайшей после вступления настоящего решения суда в законную силу сессии Совета муниципального образования «Двинское» вопроса о досрочном прекращении полномочий депутата Муниципального Совета муниципального образования «Двинское» Скриповой М.В..
В удовлетворении требования прокурора Верхнетоемского района Архангельской области о возложении на Муниципальный Совет муниципального образования «Двинское» обязанности по рассмотрению на ближайшей после вступления настоящего решения суда в законную силу сессии Совета муниципального образования «Двинское» вопроса о досрочном прекращении полномочий депутата Муниципального Совета муниципального образования «Двинское» Скриповой М.В. в связи с несвоевременным исполнением ей обязанности по представлению в срок до 01.08.2020 включительно заявления о несовершении в 2019 году сделок, предусмотренных ч.1 ст. 3 Федерального Закона от 03.11.2012 № 23-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельском
областном суде через Красноборский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья подпись С.В. Гарбуз
Верно:
Судья С.В. Гарбуз