ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-18/19 от 28.02.2019 Жигаловского районного суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п. Жигалово 28 февраля 2019 года

Жигаловский районный суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Щурко Т.И.,

при секретаре Лунёвой В.О.,

с участием:

представителя истца - старшего помощника прокурора Жигаловского района – Винокуровой М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2а-18/2019 по иску прокурора Жигаловского района к администрации Знаменского муниципального образования о признании незаконными бездействия администрации в части не приведения отдельных положений устава в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Жигаловского района обратился в суд с административным иском к администрации Знаменского муниципального образования о признании незаконными бездействия администрации в части не приведения отдельных положений Устава в соответствие с требованиями действующего законодательства, указав, что прокуратурой района проверен на соответствие действующему законодательству Устав Знаменского муниципального образования.

В ходе изучения положений Устава Знаменского муниципального образования, утвержденного решением Думы Знаменского МО № 5 от 19 декабря 2005 г. (с изменениями, внесенными решениями Думы Знаменского МО от 20.05.2008 г. № 16, от 27.11.2008 г. № 32, от 26.10.2010 г. № 95, от 10.05.2012г. № 18, от 10.12.2012 г. №40, от 12.08.2013 г. №72, от 21.04.2014г. № 94, от 16.09.2014г. № 101, от 30.03.2015г. № 121, от 09.07.2015г. № 130, от 15.03.2016г. № 159, от 13.07.2016г. № 172 от 16.06.2017г. № 202) (далее - Устав), установлено, что органом местного самоуправления не соблюдается максимально допустимый 6-месячный срок приведения Устава с даты вступления в силу соответствующего закона, определенный ч.9 ст.44 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-Ф3), в связи с чем, Устав противоречат требованиям действующего законодательства Российской Федерации.

Прокурор просит суд признать незаконным бездействие администрации Знаменского муниципального образования по не приведению Устава Знаменского муниципального образования в соответствие с требованиями действующего законодательства и возложить обязанность на администрацию Знаменского муниципального образования привести в соответствие с требованиями действующего законодательства Устав Знаменского сельского поселения.

В судебном заседании представитель административного истца - старший помощник прокурора Жигаловского района Винокурова М.Н. настаивает на исковых требованиях о признании незаконными бездействия администрации в части не приведения отдельных положений устава в соответствии с требованиями действующего законодательства, указав, что прокуратурой района проверен на соответствие действующему законодательству Устав Знаменского муниципального образования, по основаниям, указанным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика – администрации Знаменского муниципального образования Воробьева Л.Н., действующая на основании Устава, исковые требования прокурора признала в полном объеме, о чем представила письменное заявление.

Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы административного дела, суд пришел к следующему:

Согласно ч.4 ст. 218 Кодекса Административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствиисо статьей 1 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

В силу статьи 7 указанного Закона, по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно статьи 43 Федерального закона № 131-ФЗ, устав муниципального образования входит всистему муниципальных правовых актов. Этой же нормой закреплено, что устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действиеи применяются на всей территории муниципального образования.

Согласно с. 10 ст. 35 Закона № 131-ФЗ в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений.

В соответствии ст. 44 Закона № 131-ФЗ устав муниципального образования считается приведенным в соответствие с действующим законодательством только после официального опубликования (обнародования) муниципального правового акта о внесении изменений в устав, зарегистрированного в установленном порядке органом юстиции.

В судебном заседании установлено, что отдельные положения Устава Знаменского муниципального образования не соответствуют требованиям действующего законодательства Российской Федерации.

Так, пункт 9 части 1 статьи 6 Устава не соответствует требованиям пункта 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131 -ФЗ) (в редакции Федерального закона от 29.11.2017 N 463-Ф3) в части полномочий по «утверждению правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами».

Пункт 2 части 2 статьи 6 Устава не соответствует требованиям пункта 5 части 1 статьи 14 Закона № 131-Ф3 (в редакции Федерального закона от 29.12.2017 N 443-Ф3).

Пункт 12 части 2 статьи 6 Устава не соответствует требованиям пункта 20 части 1 статьи 14 Закона № 131-Ф3 (в редакции Федерального закона от 03.08.2018 N 340-Ф3).

Статья 6.1 Устава не приведена в соответствие с Федеральным законом от 29.07.2018 N 244-ФЗ, которым части 1 статьи 14.1 Федерального закона №131-Ф3 дополнена пунктом 17 следующего содержания: "осуществление мероприятий по защите прав потребителей, предусмотренных Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей".

Статья 6.1 Устава не приведена в соответствие с Федеральным законом от 27.12.2018 N 298-ФЗ, в соответствии с которым в пункт 14 части 1 статьи 14.1 Федерального закона №131-Ф3 внесены изменения в части «осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории поселения».

Статья 16 Устава не приведена в соответствие с требованиями части 2 статьи 28 Закона № 131-Ф3 (в редакции Федерального закона от 30.10.2018 N 387-Ф3), пункта 2.1 части 3 статьи 28 Закона № 131-Ф3 (в редакции Федерального закона от 30.10.2017 N 299-ФЗ), которым введен пункт 2.1. - «проект стратегии социально-экономического развития муниципального образования» и пункта 3 части 3 статьи 28 Закона № 131-Ф3 (в редакции Федерального закона от 29.12.2017 N 455-ФЗ).

Часть 7 статьи 16 Устава не приведена в соответствие с изменениями, внесенными Федеральным законом от 29.12.2017 N 455-ФЗ и Федеральным законом от 30.10.2018 N 387-Ф3 в часть 4 ст. 28 Закона №131-Ф3, в соответствии с которыми: «Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений».

Часть 1 статьи 31 Устава не соответствует требованиям пункта 11 части 10 ст. 35 Закона № 131-Ф3 (в редакции Федерального закона от 29.12.2017 N 463-Ф3) в части полномочий по «утверждение правил благоустройства территории муниципального образования».

В статью 26 Устава не внесены изменения, предусмотренные частью 8 и частью 8.1 статьи 36 Закона № 131-Ф3 (в ред. Федерального закона от 18.07.2017 N 171-ФЗ, в ред. Федерального закона от 05.12.2017 N 380-Ф3).

В статью 36 Устава не внесены изменения, предусмотренные частями 5.2, 5.3, 5.4, 5.5 статьи 40 Закона № 131-Ф3 (в ред. Федерального закона от 07.06.2017 N 107-ФЗ), в соответствии с которыми: «5.2. Встречи депутата с избирателями проводятся в помещениях, специально отведенных местах, а также на внутридворовых территориях при условии, что их проведение не повлечет за собой нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, создание помех движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры. Уведомление органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органов местного самоуправления о таких встречах не требуется. При этом депутат вправе предварительно проинформировать указанные органы о дате и времени их проведения»; «5.3. Органы местного самоуправления определяют специально отведенные места для проведения встреч депутатов с избирателями, а также определяют перечень помещений, предоставляемых органами местного самоуправления для проведения встреч депутатов с избирателями, и порядок их предоставления»; «5.4. Встречи депутата с избирателями в форме публичного мероприятия проводятся в соответствии с законодательством Российской Федерации о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»; «5.5. Воспрепятствование организации или проведению встреч депутата с избирателями в форме публичного мероприятия, определяемого законодательством Российской Федерации о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, влечет за собой административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации».

В Устав не внесены изменения, предусмотренные статьей 45.1 Закона № 131-ФЭ (в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 46Э-ФЗ), касающиеся содержания правил благоустройства территории муниципального образования.

В статью 49 Устава не внесены изменения, предусмотренные частями 2 и 3 статьи 47 Закона № 131-Ф3 (в ред. Федерального закона от 18.04.2018 N 83-ФЗ) в части опубликования (обнародования) муниципальных правовыхактов.

В статью 65 Устава не внесены изменения, предусмотренные статьей 56 Закона № 131-Ф3 (в ред. Федерального закона от 05.12.2017 N 389-Ф3), касающиеся средств самообложения граждан.

В статью 74.2 Устава не внесены изменения, предусмотренные статьей часть. 2.7 статьи 77 Закона № 131-Ф3 (в ред. Федерального закона от 19.02.2018 N 17-ФЗ), в соответствии с которой «2.7. Информация о плановых и внеплановых проверках деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, об их результатах и о принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений подлежит внесению в единый реестр проверок в соответствии справилами формирования и ведения единого реестра проверок,утвержденными Правительством Российской Федерации».

Данные обстоятельства подтверждаются актом проверки проведенной прокуратурой Жигаловского района Иркутской области от 04.02.2019 года.

Учитывая, что в соответствии со ст.46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично. Суд не принимает отказ административного истца от административного иска, признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.

Представителем ответчика - администрации Знаменского муниципального образования Воробьевой Л.Н., действующей на основании Устава исковые требования прокурора признаны в полном объеме. Признание иска представителем ответчика произведено добровольно, осознанно, не затрагивает ничьих законных интересов, требованиям закона не противоречит и может быть принято судом в соответствии со ст.46 КАС РФ. Суд полагает возможным принять признание иска ответчиком.

Оценив в совокупности, исследованные по делу доказательства, суд пришел к выводу, что Устав муниципального образования, являющийся частью правовой основы местного самоуправления, в котором предусмотрены вопросы организации местного самоуправления, должен соответствовать законодательству субъекта Российской Федерации и федеральным законам, тогда как устав Знаменского муниципального образования не соответствует законодательству Российской Федерации, что приводит к выводу о необходимости возложения обязанности на Думу Знаменского муниципального образования внести изменения в устав, которые впоследствии зарегистрировать и опубликовать.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований, которые подлежат удовлетворению в полном объеме.

Прокурор Жигаловского района и орган местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины в соответствии с пп. 9 и 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, следовательно государственная пошлина взысканию не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса Административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Жигаловского района к администрации Знаменского муниципального образования о признании незаконными бездействия администрации в части не приведения отдельных положений Устава в соответствие с требованиями действующего законодательства РФ удовлетворить.

Признать незаконными бездействия администрации Знаменского муниципального образования в части не приведения отдельных положений Устава Знаменского МО в соответствие с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.

Возложить на администрацию Знаменского муниципального образования обязанность привести Устав Знаменского МО в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации:

Пункт 9 части 1 статьи 6 Устава привести в соответствие требованиям пункта 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131 -ФЗ) (в редакции Федерального закона от 29.11.2017 N 463-Ф3) в части полномочий по «утверждению правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами».

Пункт 2 части 2 статьи 6 Устава привести в соответствие требованиям пункта 5 части 1 статьи 14 Закона № 131-Ф3 (в редакции Федерального закона от 29.12.2017 N 443-Ф3).

Пункт 12 части 2 статьи 6 Устава привести в соответствие требованиям пункта 20 части 1 статьи 14 Закона № 131-Ф3 (в редакции Федерального закона от 03.08.2018 N 340-Ф3).

Статью 6.1 Устава привести в соответствие с Федеральным законом от 29.07.2018 N 244-ФЗ, которым части 1 статьи 14.1 Федерального закона №131-Ф3 дополнена пунктом 17 следующего содержания: "осуществление мероприятий по защите прав потребителей, предусмотренных Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей".

Статью 6.1 Устава привести в соответствие с Федеральным законом от 27.12.2018 N 298-ФЗ, в соответствии с которым в пункт 14 части 1 статьи 14.1 Федерального закона №131-Ф3 внесены изменения в части «осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории поселения».

Статью 16 Устава привести в соответствие с требованиями части 2 статьи 28 Закона № 131-Ф3 (в редакции Федерального закона от 30.10.2018 N 387-Ф3), пункта 2.1 части 3 статьи 28 Закона № 131-Ф3 (в редакции Федерального закона от 30.10.2017 N 299-ФЗ), которым введен пункт 2.1. - «проект стратегии социально-экономического развития муниципального образования» и пункта 3 части 3 статьи 28 Закона № 131-Ф3 (в редакцииФедерального закона от 29.12.2017 N 455-ФЗ).

Часть 7 статьи 16 Устава привести в соответствие с изменениями, внесенными Федеральным законом от 29.12.2017 N 455-ФЗ и Федеральным законом от 30.10.2018 N 387-Ф3 в часть 4 ст. 28 Закона №131-Ф3, в соответствии с которыми: «Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений».

Часть 1 статьи 31 Устава привести в соответствие с пунктом 11 части 10 ст. 35 Закона № 131-Ф3 (в редакции Федерального закона от 29.12.2017 N 463-Ф3) в части полномочий «утверждение правил благоустройства территории муниципального образования».

В статью 26 Устава не внесены изменения, предусмотренные частью 8 и частью 8.1 статьи 36 Закона № 131-Ф3 (в ред. Федерального закона от 18.07.2017 N 171-ФЗ, в ред. Федерального закона от 05.12.2017 N 380-Ф3).

В статью 36 Устава внести изменения, предусмотренные частями 5.2, 5.3, 5.4, 5.5 статьи 40 Закона № 131-Ф3 (в ред. Федерального закона от 07.06.2017 N 107-ФЗ), в соответствии с которыми: «5.2. Встречи депутата с избирателями проводятся в помещениях, специально отведенных местах, а также на внутридворовых территориях при условии, что их проведение не повлечет за собой нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, создание помех движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры. Уведомление органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органов местного самоуправления о таких встречах не требуется. При этом депутат вправе предварительно проинформировать указанные органы о дате и времени их проведения»; «5.3. Органы местного самоуправления определяют специально отведенные места для проведения встреч депутатов с избирателями, а также определяют перечень помещений, предоставляемых органами местного самоуправления для проведения встреч депутатов с избирателями, и порядок их предоставления»; «5.4. Встречи депутата с избирателями в форме публичного мероприятия проводятся в соответствии с законодательством Российской Федерации о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»; «5.5. Воспрепятствование организации или проведению встреч депутата с избирателями в форме публичного мероприятия, определяемого законодательством Российской Федерации о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, влечет за собой административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации».

В Устав внести изменения, предусмотренные статьей 45.1 Закона № 131-ФЭ (в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 46Э-ФЗ), касающиеся содержания правил благоустройства территории муниципального образования.

В статью 49 Устава внести изменения, предусмотренные частями 2 и 3 статьи 47 Закона № 131-Ф3 (в ред. Федерального закона от 18.04.2018 N 83-ФЗ) в части опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов.

В статью 65 Устава внести изменения, предусмотренные статьей 56 Закона № 131-Ф3 (в ред. Федерального закона от 05.12.2017 N 389-Ф3), касающиеся средств самообложения граждан.

В статью 74.2 Устава внести изменения, предусмотренные статьей часть. 2.7 статьи 77 Закона № 131-Ф3 (в ред. Федерального закона от 19.02.2018 N 17-ФЗ), в соответствии с которой «2.7. Информация о плановых и внеплановых проверках деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, об их результатах и о принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений подлежит внесению в единый реестр проверок в соответствии справилами формирования и ведения единого реестра проверок, утвержденными Правительством Российской Федерации».

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Жигаловский районный суд в течение одного месяца с момента принятия решения в окончательной форме, с 28 февраля 2019 года.

Судья Т.И. Щурко

<данные изъяты>

<данные изъяты>