ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1900/2021 от 28.10.2021 Ленинскогого районного суда г. Магнитогорска (Челябинская область)

Дело №2а-1900/2021

УИД

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Магнитогорск 28 октября 2021 года

Ленинский районный суд города Магнитогорска Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Панова Д.В.,

при секретаре Скляровой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Межрайонной ИФНС России №17 по Челябинской области, Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области о возврате излишне уплаченного налога,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Межрайонной ИФНС №17 по Челябинской области о взыскании денежных средств в размере 93923,80 руб., указывая на то, что данная денежная сумма составляет сумму переплат по налогам и страховым взносам, в возврате которой ей было отказано по причине пропуска срока подачи заявления о возврате таких переплат. Полагала, что ответчик необоснованно уклоняется от возврата сумм излишнее уплаченных налогов.

Определением судьи от 30.07.2021 года к участию в деле в качестве административных соответчиков были привлечены Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Магнитогорске Челябинской области (межрайонное) (далее по тексту – УПФР в г.Магнитогорске), Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области (далее по тексту – ОПФР по Челябинской области).

Определением суда от 22 октября 2021 года произведена замена административного ответчика с УПФР в г.Магнитогорске на его правопреемника – ОПФР по Челябинской области.

Административный истец ФИО1 в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме, указывая на то, что о наличии спорных переплат она административными ответчиками не извещалась, тогда как по тем переплатам, о которых ей сообщили, она своевременно обратилась с заявление об их возврате.

Представитель административного ответчика Межрайонной ИФНС России №17 по Челябинской области - ФИО2 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, указывая на то, что срок для обращения за возвратом сумм излишне уплаченных налогов исчисляется налоговым органом с даты поступления такой переплаты, а на момент обращения административного истца с заявлением о возврате спорных переплат по налогам трехлетний срок уже истек.

Представитель административного ответчика ОПФР по Челябинской области, при надлежащем извещении, участия в судебном заседании не принял. Ранее в судебном заседании от 29 сентября 2021 года представитель УПФР в г.Магнитогорске – ФИО3 возражала против удовлетворения требования о возврате переплаты по страховым взносам на обаятельное медицинское страхование, указывая на то, что в адрес административного истца было своевременно направлено уведомление о наличии такой переплаты, на момент обращения истца с заявлением о возврате установленный законом трехлетний срок был пропущен.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что административный иск подлежит удовлетворению в части.

В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

До принятия Федерального закона от 3 июля 2016 года № 250-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2017 года, вопросы исчисления и уплаты страховых взносов регулировались Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». С 1 января 2017 года данные вопросы аналогичным образом регулируются гл. 34 «Страховые взносы» части второй Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).

В силу положений названного Кодекса налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах; при этом плательщик страховых взносов самостоятельно исчисляет сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период, исходя из базы для исчисления страховых взносов и тарифа, если иное не предусмотрено этим Кодексом (п.1 ст. 45 и п. 1 ст. 52).

В соответствии с п. 2 ст. 14 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 167-ФЗ) страхователи обязаны вести учет начисления и уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.

Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Налогового кодекса Российской Федерации.

В пунктах 3, 6, 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам.

Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).

Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах или по результатам взаимосогласительной процедуры в соответствии с международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения.

В пункте 3 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение трех лет со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, если иное не предусмотрено по результатам взаимосогласительной процедуры в соответствии с международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения.

В соответствии с положениями ч.13 ст. 26 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закон № 212-ФЗ) о том, что заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Применение к спорным правоотношениям указанных правовых норм определяется полномочиями органов Пенсионного фонда РФ по возврату сумм излишне уплаченных страховых взносов по периодам, истекшим до 1 января 2017 года.

Вместе с тем, как было установлено ч.3 ст.26 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ, орган контроля за уплатой страховых взносов обязан сообщить плательщику страховых взносов о каждом ставшем известным органу контроля за уплатой страховых взносов факте излишней уплаты страховых взносов и сумме излишне уплаченных страховых взносов в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта в письменной форме или в форме электронного документа.

Как установлено судом и следует из материалов дела, настоящий спор касается отказа налогового органа в возврате истцу излишне уплаченных налога на имущество физических лиц, транспортного налога, земельного налога, а также отказа УПФР в г.Магнитогорске о возврате суммы излишне уплаченной пени на страховые взносы по обязательному медицинскому страхованию.

Так Межрайонной ИФНС России №17 по Челябинской области были приняты следующие решения:

от 31 марта 2021 года об отказе в возврате налога налогоплательщику ФИО1 по заявлению от 29 марта 2021 года по налогу на имущество физических лиц по ставке, применяемой к объекту налогообложения в границах городских округов, на сумму 61094,85 руб., по причине нарушения срока подачи заявления о возврате излишне уплаченной суммы – заявление представлено по истечении 3-х лет со дня ее уплаты;

от 31 марта 2021 года об отказе в возврате налога налогоплательщику ФИО1 по заявлению от 29 марта 2021 года по транспортному налогу с физических лиц на сумму 12701,24 руб., по причине нарушения срока подачи заявления о возврате излишне уплаченной суммы – заявление представлено по истечении 3-х лет со дня ее уплаты;

от 31 марта 2021 года об отказе в возврате налога налогоплательщику ФИО1 по заявлению от 29 марта 2021 года по земельному налогу физических лиц в границах городских округов на сумму 10188,19 руб., по причине нарушения срока подачи заявления о возврате излишне уплаченной суммы – заявление представлено по истечении 3-х лет со дня ее уплаты;

от 22 марта 2021 года об отказе в возврате налога налогоплательщику ФИО1 по заявлению от 17 марта 2021 года по налогу на имущество физических лиц по ставке, применяемой к объекту налогообложения в границах городских округов, на сумму 2921,41 руб., по причине нарушения срока подачи заявления о возврате излишне уплаченной суммы – заявление представлено по истечении 3-х лет со дня ее уплаты.

Также уведомлением от 15 июня 2021 года УПФР в г.Магнитогорске уведомило ФИО1 об отказе в возврате суммы излишне уплаченной пени на обязательное медицинское страхование (по расчетным периодам, истекшим до 01 января 2017 года) в сумме 873,57 руб. по причине истечения трехгодового срока со дня уплаты, так как последние платежи были произведены 24 июня 2016 года, 12 сентября 2016 года.

Трехлетний срок, установленный в ст.78 НК РФ, статьей 26 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ регулирует сроки обращения заявителя в налоговый и пенсионный орган и не является сроком давности.

Указанная норма направлена не на ущемление прав плательщика, а напротив, позволяет ему в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому и пенсионному органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов.

Закрепление в ст. 78 НК РФ трехлетнего срока давности для возврата излишне уплаченного налога не препятствует налогоплательщику в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности – со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (определения КС РФ от 21 июня 2001 года № 173-О, от 3 июля 2008 года № 630-О-П, от 21 декабря 2011 года № 1665-О-О, от 26 марта 2019 года № 815-О и др.).

Согласно ст.196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 настоящего Кодекса. Срок исковой давности не может превышать десять лет со дня нарушения права, для защиты которого этот срок установлен, за исключением случаев, установленных Федеральным законом от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».

Согласно ст.200 Гражданского кодекса Российской Федерации если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права. При этом срок исковой давности, во всяком случае, не может превышать десять лет со дня возникновения обязательства.

Согласно ч.2 ст.16 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300000 руб. за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

Разрешая требования административного истца ФИО1 в части возврата суммы излишне уплаченной пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование (по расчетным периодам, истекшим до 01 января 2017 года) в сумме 873,57 руб., суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований в этой части, поскольку о наличии данной переплаты по пени, начисленной недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, ФИО1 (ранее ФИО6) Е.Н. была извещена путем направления по адресу ее регистрации по месту жительства заказной почты, направленной 24 февраля 2016 года, что подтверждается уведомлением (л.д.33 т.1) и списком внутренних почтовых отравлений (л.д.34 т.1), тогда как заявление ФИО1 в УПФР в г.Магнитогорске из налогового органа потупило лишь 03 июня 2021 года, то есть обращение имело место спустя более чем 3 года со времени направления ей надлежащим образом уведомления о наличии такой переплаты, в связи с чем, уважительной причины пропуска срока для обращения за ее возвратом суд не усматривает.

Относительно требований о возврате сумм излишне уплаченных налогов, суд приходит к следующему.

Согласно справке о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам процентам от 06 августа 2021 года за (л.д.44-46 т.1), у налогоплательщика ФИО1 имеются переплаты по следующим налогам: по транспортному налогу в размере 12701,24 руб.; по налогу на имущество физических лиц, взимаемой по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, в размере 61094,85 руб.; по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов, в размере 9703,20 руб.

Из представленных налоговым органом сведений о дате образования переплаты по налогам следует, что: переплата по земельному налогу в размере 9703,20 руб. возникла 18 апреля 2017 года; переплаты по налогу на имущество на сумму 19038,76 руб. – 14 августа 2017 года, 34,12 руб. – 01 сентября 2017 года, 8172 – 06 сентября 2017 года, 7890,61 руб. – 14 сентября 2017 года, 26 – 09 августа 2017 года, 3,91 руб. – 09 августа 2017 года, 22327,40 руб. – 02 октября 2017 года, 3602,05 руб. – 13 октября 2017 года; по транспортному налогу – 16 марта 2017 года (л.д.49 т.1).

Также из материалов дела следует, что: сообщение о факте излишней уплаты транспортного налога в сумме 12701,24 руб. от 08 февраля 2018 года (л.д.59 т.1) было направлено в адрес ФИО1 (ранее ФИО7) Е.Н. лишь 20 февраля 2018 года простой почтой (л.д.60 т.1), что не позволяет убедиться в получении административным истцом сведений о наличии у нее переплаты по налогу; сообщение о факте излишней уплаты налога на имущество от 28 декабря 2018 года на сумму 62889,25 руб. (л.д.67-68 т.1) было направлено лишь 15 января 2019 года (л.д.69 т.1), то есть трехлетний срок с даты направления сообщения о переплате по данному налогу еще не истек; сообщение о факте излишней уплаты земельного налога на сумму 9703,20 руб. от 26 декабря 2019 года (л.д.173 т.1) было направлено в адрес истца было направлено лишь 27 декабря 2019 года (л.д.180-181 т.1), то есть трехлетний срок с даты направления сообщения о переплате по данному налогу еще не истек.

Из письменных пояснений представителя налогового органа также следует, что переплаты по налогам образовывались, в том числе, в результате перечисления взысканных в рамках исполнительного производства денежных средств.

Из материалов дела следует, что отказ в возврате излишне уплаченных сумм связан с выводом налогового органа о пропуске налогоплательщиком трехлетнего срока, установленного пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации.

Зачет или возврат производится налоговым органом по заявлению налогоплательщика в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (пункт 7 статьи 78 Кодекса). В то же время данная норма применительно к пункту 3 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации не препятствует налогоплательщику в случае пропуска срока на подачу такого заявления в налоговый орган обратиться непосредственно в суд с иском о возврате из бюджета суммы излишне уплаченного налога в порядке арбитражного судопроизводства в течение трех лет со дня, когда он узнал или должен был узнать об этом факте.

Поскольку переплаты образовались, в том числе, ввиду взыскания налогов в рамках исполнительного производства, у истца не имелось оснований полагать, что такое списание производилось необоснованно, а также исходя из того, что налоговым органом не была надлежащим образом исполнена возложенная законом обязанности по уведомлению плательщика страховых взносов о возникшей переплате в течение 10 дней со дня ее возникновения, тогда как фактически сообщения о переплате направлялись спустя значительное время, при том, что о наличии переплаты по транспортному налогу сообщение было направлено простой почтой, что не позволяет убедиться в получении административным истцом сведений о наличии у нее переплаты по налогу, а после отправки сообщений о наличии переплат по налогу на имущество и земельному налогу прошло менее трех лет, суд приходит к выводу об уважительности причин пропуска ФИО1 срока для обращения с заявлением о возврате переплат по налогу на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, в размере 61094 рубля 85 копеек, по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов, в размере 9703 рубля 20 копеек, а также транспортному налогу в размере 12701 рубль 24 копейки и тому, что данный срок подлежит восстановлению.

В соответствии с положениями п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Поскольку при принятии налоговым органом по заявлениям ФИО1 решений об отказе в возврате налогов были приняты без учета наличия уважительных причин пропуска ею срока для обращения за возвратом соответствующих переплат по вине налогового органа, то права истца подлежат восстановлению путем возложения на ответчика – Межрайонную ИФНС России №17 по Челябинской области обязанности возвратить из бюджета ФИО1 суммы излишне уплаченных налогов, а именно: налога на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, в размере 61094 рубля 85 копеек; земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов, в размере 9703 рубля 20 копеек; транспортного налога в размере 12701 рубль 24 копейки.

Наличие иных переплат, из заявленных к взысканию, судом не установлено, в связи с чем, в остальной части требования ФИО1 удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Требования административного искового заявления ФИО1 удовлетворить частично.

Обязать Межрайонную ИФНС России №17 по Челябинской области возвратить из бюджета ФИО1 суммы излишне уплаченных налогов, а именно: налога на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, в размере 61094 рубля 85 копеек; земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов, в размере 9703 рубля 20 копеек; транспортного налога в размере 12701 рубль 24 копейки.

В удовлетворении остальной части требований административного искового заявления ФИО1 к Межрайонной ИФНС России №17 по Челябинской области и в удовлетворении требований административного искового заявления ФИО1 к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области – отказать.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение месяца с момента принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи жалобы через Ленинский районный суд г. Магнитогорска.

Председательствующий: Д.В. Панов

Мотивированное решение изготовлено 15 ноября 2021 года.

Председательствующий: Д.В. Панов