ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1904/2021 от 31.08.2021 Октябрьского районного суда г. Орска (Оренбургская область)

Дело № 2а-1904/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации-России

31 августа 2021 года г.Орск

Октябрьский районный суд г.Орска Оренбургской области в составе председательствующего судьи Л.В.Колобовой, при секретаре И.В.Белоус,

с участием представителя административного истца старшего помощника прокурора Советского района г.Орска Толстошеева Ивана Сергеевича, представителя административного ответчика администрации г.Орска ФИО1, представителя заинтересованного лица УЖКДХТ администрации г.Орска ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Советского района г.Орска в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.Орска о признании незаконным бездействие администрации г.Орска, обязании обеспечить II категорию надежности электроснабжения котельного комплекса поселка ОЗТП,

у с т а н о в и л:

Прокурор Советского района г.Орска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском, указывая, что прокуратурой Советского района г. Орска в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства в сфере ЖКХ установлены нарушения в деятельности администрации города Орска. По согласованию с Правительством Оренбургской области, постановлением председателя КЧС - главы города от ДД.ММ.ГГГГ на территории г. Орска введен режим повышенной готовности, который связан с возможным возникновением аварийной ситуации котельной № 7, принадлежащей на праве хозяйственного ведения МУП «ОПТС г. Орска». Данная котельная обеспечивает тепловой энергией микрорайон ОЗТП г. Орска, население которого составляет около 30 тысяч человек. Аварийная ситуация вызвана отсутствием резервного кабеля электроснабжения, питающего газопоршневые насосы котельной. В целях обеспечения тепловой энергией г. Орска администрацией города заключен договор поставки электроэнергии с гарантирующим поставщиком - АО «Энергосбыт плюс», которым заключен договор на поставку электроэнергии с Филиалом ПАО «МРСК Волги» - «Оренбургэнерго». Производство электрической энергии обеспечено подстанцией ООО «Восточные Электрические Сети». От данной подстанции до котельной № 7 МУП «ОПТС г. Орска» проходят маслонаполненные кабели (основной и резервный), которые принадлежат ЗАО «Сармат». Между данной организацией и ООО «Сетьэнерготранс» в июле 2020 года заключен договор на эксплуатацию и обслуживание указанных кабелей. Данной организацией также заключен договор с Филиалом ПАО «МРСК Волги» - «Оренбургэнерго» на транспортировку электроэнергии. В соответствии с п. 4.8 СНиП 11-35-76 (СП 89.13330.2016) котельная № 7, расположенная по адресу: <адрес>, относится к 1 категории надежности отпуска тепловой энергии потребителям пос. ОЗТП г. Орска и является единственным источником теплоснабжения пос. ОЗТП г. Орска. Электроснабжение котельной № 7 в соответствии с договором энергоснабжения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным с Оренбургским филиалом АО «ЭнергосбыТ Плюс», а также актом разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между ООО « ПО «Сармат» и МУП «ОПТС» изначально имело II категорию надежности энергоснабжения, что нарушает установленные нормы и правила по отнесению объектов электроснабжения к категории надежности. Муниципальное унитарное предприятие «Орское предприятие тепловых сетей» администрации г. Орска неоднократно ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ обращалось в адрес Оренбургский филиал АО «ЭнергосбыТ Плюс» о несоблюдении категории надежности электроснабжения по котельному комплексу пос. ОЗТП. До настоящего времени II категория надежности электроснабжения котельного комплекса пос. ОЗТП не восстановлена. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ из-за хищения основной линии кабеля и отсутствия резервного кабеля электропитание котельной № 7 не производилось, что привело к перебою поставки горячей воды жителям поселка ОЗТП г. Орска. Ответственность АО «ЭнергосбыТ Плюс» за надежность и качество электроэнергии котельной № 7 МУП «ОПТС» ограничена пределами объектов электросетевого хозяйства, находящихся в пределах границ балансовой принадлежности иных организаций, следовательно, обязанность по обеспечению II категории надежности электроснабжения котельной № 7 находится за пределами ответственности АО «ЭнергосбыТ Плюс». В частности, сети электроснабжения, через которые осуществлялась подача электрической энергии к котельной № 7 находятся в частной собственности, при таких обстоятельствах администрацией города не могут быть в полной мере соблюдены требования п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». На основании изложенного, просит суд признать незаконным бездействие администрации г. Орска Оренбургской области, выраженное в необеспечении котельной станции № 7, расположенной по адресу: <адрес>, второй категорией надежности электроснабжения; обязать администрацию города Орска Оренбургской области обеспечить котельную станцию № 7, расположенную по адресу: <адрес>, 7-ой микрорайон II категорией надежности электроснабжения.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено УЖКДХТ администрации г.Орска.

В судебном заседании представитель административного истца - старший помощник прокурора Советского района г.Орска Толстошеев И.С. поддержал заявленные требования в полном объеме, просил их удовлетворить. Дал пояснения, аналогичные изложенным в иске. Дополнительно пояснил, что в связи с неисправностью оборудования на котельной станции № 7, в микрорайоне ОЗТП г. Орска имели место аварийные отключения горячей воды. Прокуратурой Советского района г.Орска предпринимались меры по недопущению повторения аварийного отключения: в адрес административного ответчика внесены представления, объявлены предостережения. Между тем, в настоящее время котельная станции № 7, расположенная по адресу: <...> II категорией надежности электроснабжения не обеспечена. В связи с наличием угрозы общественной безопасности, затрагивающей интересы широкого круга граждан, просил административный иск удовлетворить.

Представитель административного ответчика администрации г.Орска ФИО1, действующая на основании доверенности, в судебном заседании административный иск не признала. В обоснование позиции указала, что администрацией г. Орска, в рамках возложенных полномочия и в соответствии с нормами действующего законодательства, осуществлен комплекс мероприятий, направленный на обеспечение котельной станции № 7, расположенной по адресу: <...> II категорией надежности электроснабжения. В настоящее время привлечены бюджетные средства из резервного фонда г. Орска в размере 2316666 рублей 67 копеек, а также бюджетные средства Оренбургской области в размере 20 миллионов рублей и заключен муниципальный контракт на проведение работ по прокладке резервного кабеля электроснабжения. На основании изложенного, просит отказать в удовлетворении исковых требований в полном размере.

Представители заинтересованных лиц МУП "ОПТС" администрации г.Орска, АО "ЭнергосбыТ Плюс", в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте слушания дела надлежащим образом.

В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ представитель заинтересованного лица УЖКДХТ администрации г.Орска – ФИО2, действующий на основании доверенности, возражал по заявленным требованиям. Указал, что ДД.ММ.ГГГГ между МУП «ОПТС» администрации г.Орска и ООО «Стандарт Строй» заключен контракт /С, предметом которого является разработка проектной, рабочей, сметной документации и выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «Двухцепная ВЛЗ-10кВ для электроснабжения котельного комплекса № 7 МУП «ОПТС» в пос. ОЗТП г. Орска», что позволит обеспечить котельный комплекс № 7 II категорией надежности электроснабжения. Срок выполнения работ – ДД.ММ.ГГГГ. Полагая, что со стороны административного ответчика отсутствует незаконное бездействие, просил в иске отказать в полном объеме.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии со ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица, либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающие:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

По смыслу положений ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

В ходе судебного разбирательства установлено, что прокуратурой Советского района г. Орска в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства в сфере ЖКХ установлены нарушения в деятельности администрации города Орска.

В силу п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем, установлено, что указанные требования федерального законодательства администрацией города Орска исполняются ненадлежащим образом.

По согласованию с Правительством Оренбургской области, постановлением председателя КЧС - главы города от ДД.ММ.ГГГГ на территории г. Орска введен режим повышенной готовности, который связан с возможным возникновением аварийной ситуации котельной № 7, принадлежащей на праве хозяйственного ведения МУП «ОПТС г. Орска».

Данная котельная обеспечивает тепловой энергией микрорайон ОЗТП г. Орска, население которого составляет порядка 30 тысяч человек. Аварийная ситуация вызвана отсутствием резервного кабеля электроснабжения, питающего газопоршневые насосы котельной.

Пунктом 1.2.18. Правил устройства электроустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 08.07.2002 N 204 (далее - ПУЭ) принимающее технологическое оборудование по электроснабжению котельной относится к электроприемникам первой категории - это электроприемники, перерыв электроснабжения которых может повлечь за собой: опасность для жизни людей, угрозу для безопасности государства, значительный материальный ущерб, расстройство сложного технологического процесса, нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства, объектов связи и телевидения.

В соответствии с п. 1.2.20 ПУЭ требования к электроприемникам второй категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания. Для электроприемников второй категории при нарушении электроснабжения от одного из источников питания допустимы перерывы электроснабжения на время, необходимое для включения резервного питания действиями дежурного персонала или выездной оперативной бригады.

Судом установлено, что в соответствии с Пунктом 1 постановление главы города Орска от ДД.ММ.ГГГГ-п «О приеме в муниципальную собственность г. Орска объектов котельного комплекса» в муниципальную собственность г. Орска приняты и включены в состав муниципальной казны объекты котельного комплекса:

- объекты недвижимости, согласно перечню (приложение № 1 постановления);

- объекты оборудования, согласно перечню (приложение № 2 постановления).

Пунктом 2 вышеназванного постановления в хозяйственного ведение муниципального унитарного предприятия «Орское предприятие тепловых сетей» администрации города Орска переданы объекты, указанные в пункте 1 постановления, в том числе:

Щит из панелей (АТС) Щит электроснабжения 0,4 квВ КТП 5-1;

Комплект трансформаторной подстанции КТП-2*630, Щит электроснабжения 0,4 квВ КТП 5-8;

Трансформаторная подстанция КТП 250/100, Щит электроснабжения 0,4 квВ КТП 5-3;

Комплект трансформаторной подстанции КТП-2*400 ТМФ 400, Щит электроснабжения 0,4 квВ КТП5-5 (место расположения: котельная).

Согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ за МУП «ОПТС» администрации города Орска зарегистрировано право хозяйственного ведения на нежилое здание котельной, назначение: нежилое, общей площадью 5361,5 кв.м., лит. Л, адрес объекта: Оренбургская область, г. Орск, 7-микрорайон.

На основании п. 1.1 договора на электроснабжения от 01.11.1999 г. № 22034 заключенного между ОАО энергетики и электрификации «Оренбургэнерго» (далее - Электроснабжающая организация» и Орским предприятием тепловых сетей (далее - «Абонент») Энергоснабжающая организация обязуется подавать через присоединенную сеть электрическую энергию, а Абонент принять и оплатить электрическую энергию в объеме, сроки и на условиях, предусмотренных настоящим договором, а также обеспечить безопасность эксплуатации и исправность энергетических сетей, находящихся в его ведении.

Пунктом 2.1. договора на электроснабжения от 01.11.1999 г. № 22034 Энергоснабжающая организация обязана отпускать энергию Абоненту по линиям электропередачи, указанным в акте разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон.

Согласно приложению к договору энергоснабжения одной из точек поставки электрической энергии является котельная , расположенная по адресу: <адрес>, 7 микрорайон (дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ к договору электроснабжения ).

Согласно заключенному дополнительному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ точки поставки электрической энергии по II категории надежности электроснабжения котельного комплекса ОЗТП составляет:

п/с ОЗТП, ф.22,ф.37, РП-5, рулейный отсек яч. прибор учета ;

п/с ОЗТП, ф.22,ф.37, РП-5, рулейный отсек яч. прибор учета ;

п/с ОЗТП, ф.22,ф.37, РП-5, рулейный отсек яч. прибор учета;

п/с ОЗТП, ф.22,ф.37, РП-5, щит 0,4 кВ КТП 5-1 прибор учета ;

п/с ОЗТП, ф.22,ф.37, РП-5, щит 0,4 кВ КТП 5-1 прибор учета ;

п/с ОЗТП, ф.22,ф.37, РП-5, щит 0,4 кВ КТП 5-3 прибор учета ;

п/с ОЗТП, ф.22,ф.37, РП-5, щит 0,4 кВ КТП 5-3 прибор учета .

Для обеспечения поставки электроэнергии по договору энергоснабжения АО «ЭнергосбыТ Плюс» заключило договор оказания услуг по передаче электрической энергии от ДД.ММ.ГГГГ с сетевой организацией ПАО «МРСК Волги» (в настоящее время переименовано в ПАО «Россетти Волга»).

Согласно акту разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности электрических сетей и электроустановок между ОАО «ПО «Сармат» (далее - владелец) и МУП «ОПТС» (далее - абонент) от ДД.ММ.ГГГГ категория надежности электроснабжения абонента от сетей владельца сети соответствует II категории электроприемников по надежности электроснабжения.

На балансе владельца сети находятся: распределительный пункт РП-5, трансформаторные и высоковольтные щиты 10кВ комплектных трансформаторных подстанций КТП 5-1, КТП 5-3, КТП 5-5, КТП 5-8, высоковольтные кабеля 10 кв от РП - 5 до трансформаторов ТМ 1000 кВа, 10/6 подстанций ТП100, ТП101, ТП102, ТП103, ТП104, подстанции сетевых насосов ТП100, ТП101, ТП102, ТП103, ТП104, высоковольтные кабели 6 кВ трансформаторов до клемных коробок высоковольтных двигателей сетевых насосов (п. 5 акта).

На балансе абонента находятся: низковольтные щиты 0,4 кВ комплектных трансформаторных подстанций КТП 5-1, КТП 5-3, КТП 5-5, КТП 5-8, сетевые насосы 6 кв и все электрохозяйство комплекса котельной (п. 6 акта).

Балансовая принадлежность приборов учета:

а) в щите 0,4 кВ КТП 5-1, КТП 5-3, КТП 5-5, КТП 5-8 - приборы учета на балансе абонента.

б) в релейных отсеках РП-5 - приборы учета на балансе владельца сети (п. 9 акта).

Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ на земельном участке с кадастровым номером 56:43:0319001:17 проходит линейное сооружение - внутриплощадочные сети электроснабжения, протяженностью 11000 м. кадастровый ,местоположение: <адрес>, собственником данного сооружения является ЗАО «Сармат».

По условиям договора аренды -ЭС от ДД.ММ.ГГГГ ЗАО «Сармат» (арендодатель) передает ООО «Сетьэнерготранс» (арендатор) во временное владение и пользование неделимое имущество, входящее в состав внутриплощадочных сетей электроснабжения, инв. а, литер по плану земельного участка Э. Имущество расположено по адресу: <адрес>.

ЗАО «Сармат» является собственником КЛ-10кВ, отходящей от ф.37 до РП-5 (указанный объект передан в аренду ООО «Сетьэнерготранс»).

Таким образом, АО «ЭнергосбыТ Плюс» принадлежит ПС 110/10Кв «ОЗТП», яч. и , ЗАО «Сармат» принадлежат кабельные линии 10 кВ отходящие от ячеек и , котельная запитана с двух источников питания п/с ОЗТП 110/ЮкВ ф. 22 и п/с ОЗТП 110/10 кВ ф. 37.

В октябре 2020 г. установлено, что на территории ЗАО «Сармат» частично отсутствует (похищен) резервный кабель (более 1 км.) от фидера марки 2хАВВбШВ 3x240 мм в кв. до РП 5.

ДД.ММ.ГГГГ в присутствии представителя АО «Энергосбыт Плюс» и представителя МУП «ОПТС» составлен акт технического обследования, согласно которому при осмотре трансформатора ТМ 1000x10x0,4, находящегося в КТП 5-1 Котельной выявлено отсутствие напряжение на вводной кабельной линии 10Кв, находящегося на балансе ЗАО «Сармат».

На основании пункта ДД.ММ.ГГГГ Правил устройства электроустановок, утвержденных Приказом Минэнерго Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 204, электроприемники второй категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания.

Для электроприемников второй категории при нарушении электроснабжения от одного из источников питания допустимы перерывы электроснабжения на время, необходимое для включения резервного питания действиями дежурного персонала или выездной оперативной бригады.

В соответствии с пунктом 31 (6) Постановления Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N861 (далее - Правила) категория надежности обусловливает содержание обязательств сетевой организации по обеспечению надежности снабжения электрической энергией энергопринимающих устройств, в отношении которых заключен договор.

Пунктом 2 Правил определено, что акт разграничения балансовой принадлежности электросетей (акт разграничения границ балансовой принадлежности сторон, акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей) - документ, составленный собственниками объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств), определяющий границы балансовой принадлежности; акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон" - документ, составленный собственниками объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств), определяющий границы ответственности сторон за эксплуатацию соответствующих объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств);

Пунктом 15 Правил установлено, что при исполнении договора сетевая организация обязана:

- обеспечить передачу электрической энергии в точке поставки потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор), качество и параметры которой должны соответствовать обязательным требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере электроэнергетики, с соблюдением величин аварийной и технологической брони;

- осуществлять передачу электрической энергии в соответствии с согласованной категорией надежности энергопринимающих устройств потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор);

Пунктом 4 статьи 26 Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» определено, что сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов, в том числе заключению в отношении указанных устройств или объектов договоров купли-продажи электрической энергии, договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, и по требованию собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики в установленные законодательством Российской Федерации сроки обязаны предоставить или составить документы, подтверждающие технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики и ответственности сторон за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства.

Пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» установлено, что субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.

ДД.ММ.ГГГГ г. на заседании штаба по обеспечению безопасности электроснабжения потребителей Оренбургской области, по итогам заседания принято решение об обеспечении бесперебойного электроснабжения котельной № 7.

ДД.ММ.ГГГГ г. МУП «ОПТС» направлено в адрес гарантирующего поставщика (АО «Энергосбыт») претензионное требование об обязании поставить электроэнергию па котельную № 7 по II категории надежности электроснабжения.

ДД.ММ.ГГГГ г. администрация города Орска направила в адрес Первого вице-губернатора Оренбургской области ФИО3 обращение о рассмотрении ситуации по электроснабжению котельной № 7, и выделении денежных средств на строительство электролинии.

ДД.ММ.ГГГГ г. в городе Орске введен режим повышенной готовности на территории МО «Город Орск» в связи с предаварийным состоянием электроснабжения котельной № 7, создающим угрозу безопасности жизнедеятельности населения и устойчивому функционированию социально значимых объектов, ДД.ММ.ГГГГ режим повышенной готовности на территории МО «Город Орск» снят.

ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ проведены совместные совещания с участием представителей прокуратуры Советского района г. Орска, главы города Орска, представителей министерства промышленности и энергетики Оренбургской области, представителей электросетевых организаций, гарантирующего поставщика электроэнергии, собственника -ЗАО «Сармат» и МУП «ОПТС» по итогам принято решение о расчете стоимости восстановления резервной кабельной линии.

МУП «ОПТС» обратилось в УФАС по Оренбургской области с жалобой на АО «Энергосбыт Плюс» о нарушении действий гарантирующего поставщика по электроснабжению котельной № 7.

ДД.ММ.ГГГГ поступило определение от УФАС по Оренбургской области об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в связи с тем, что согласно акту разграничения балансовой принадлежности ОАО «ПО Сармат» является владельцем сети, обеспечивающей МУП «ОПТС» II категорию электроприемников по надежности электроснабжения.

ДД.ММ.ГГГГ МУП «ОПТС» обратилось в центральный аппарат УФАС России с жалобой об отмене определения об отказе в возбуждении дела.

ДД.ММ.ГГГГ- МУП «ОПТС» обратилось в правоохранительные органы с заявлением о мошеннических действиях со стороны руководства АО «Энергосбыт Плюс», ПАО «Россетти Волга» и ЗАО «Сармат», полицией проводится проверка поступившего заявления.

ДД.ММ.ГГГГ МУ МВД России «Орское» вынесло постановление об отказе в возбуждении уголовного дела за отсутствием состава преступления.

ДД.ММ.ГГГГ МУП «ОПТС» обратилось в прокуратуру Советского района г. Орска с жалобой об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела и возвращении материалов на дополнительную проверку.

В производстве Арбитражного суда Оренбургской области на рассмотрении находится исковое заявление ПАО «Россетти Волга» к ООО «Сетьэнерготранс», ЗАО «Сармат» об обязании ответчиков выполнить мероприятия по восстановлению схемы электроснабжения, а именно восстановить положение, существовавшее до нарушения прав путем восстановления поврежденной КЛ-10кВ, отходящей от ф. 37 до РП-5, расположенного по адресу: <адрес>, восстановив тем самым возможность перетока электрической энергии через указанную поврежденную КЛ-10кВ в объект МУП «Орское предприятие тепловых сетей», котельная № 7 и обеспечив 2 категорию надежности электроснабжения котельной № 7, согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ (дело № ).

В производстве Арбитражного суда <адрес> (дело № ) на рассмотрении находится исковое заявление АО «Энергосбыт Плюс» к ПАО «Россетти Волга» об обязании ответчика в течение 15 календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить II категорию надежности в отношении точки поставки потребителя МУП «ОПТС»:

п/с ОЗТП, ф.22,ф.37, РП-5, рулейный отсек яч. прибор учета ;

п/с ОЗТП, ф.22,ф.37, РП-5, рулейный отсек яч. прибор учета ;

п/с ОЗТП, ф.22,ф.37, РП-5, рулейный отсек яч. прибор учета ;

п/с ОЗТП, ф.22,ф.37, РП-5, щит 0,4 кВ КТП 5-1 прибор учета ;

п/с ОЗТП, ф.22,ф,37, РП-5, щит 0,4 кВ КТП 5-1 прибор учета ;

п/с ОЗТП, ф.22,ф.37, РП-5, щит 0,4 кВ КТП 5-3 прибор учета ;

п/с ОЗТП, ф.22,ф.37, РП-5, щит 0,4 кВ КТП 5-3 прибор учета .

В производстве Арбитражного суда Оренбургской области (дело № ) рассматривается исковое заявление МУП «ОПТС» к АО «Энергосбыт Плюс» обязании ответчика в течение 10 календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить II категорию надежности электроснабжения в точки поставки котельной №7:

п/с ОЗТП, ф.22,ф.37, РП-5, рулейный отсек яч. прибор учета ;

п/с ОЗТП, ф.22,ф.37, РП-5, рулейный отсек яч. прибор учета ;

п/с ОЗТП, ф.22,ф.37, РП-5, рулейный отсек яч. прибор учета ;

п/с ОЗТП, ф.22,ф.37, РП-5, щит 0,4 кВ КТП 5-1 прибор учета ;

п/с ОЗТП, ф.22,ф.37, РП-5, щит 0,4 кВ КТП 5-1 прибор учета ;

п/с ОЗТП, ф.22,ф.37, РП-5, щит 0,4 кВ КТП 5-3 прибор учета ;

п/с ОЗТП, ф.22,ф.37, РП-5, щит 0,4 кВ КТП 5-3 прибор учета .

Также между МУП «ОПТС» (далее - Заказчик) и ПАО «Россетти Волга» (далее - исполнитель) заключен договор возмездного оказания услуг от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно пункту 1.1. данного договора исполнитель обязуется по заявкам Заказчика оказывать следующие услуги:

- предоставление резервного электроснабжения на время отключения электроэнергии котельной № 7 с использованием дизельной электростанции, принадлежащей Исполнителю;

- оказание услуг по доставке дизельной электростанции до котельной № 7 Заказчика в г. Орске Оренбургской области и обратно до базы Исполнителя с использованием спецтехники (Крана - манипулятора, гос. Номер 761 ТВ) Исполнителя;

- подключение, отключение и дежурство персонала Исполнителя с целью обеспечения безопасности работоспособности дизельной электростанции и резервного электроснабжения котельной, именуемые в дальнейшем «Услуги», а Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные Услуги.

Постановлением администрации города Орска от ДД.ММ.ГГГГ-п «О расходование средств резервного фонда администрации города Орска» УЖКДХТ администрации города Орска из резервного фонда администрации города Орска выделены денежные средства в сумме 2 316 666 (два миллиона триста шестнадцать тысяч шестьсот шестьдесят шесть) рублей 67 копеек для осуществления непредвиденных расходов по строительству объекта «Двухцепная ВЛЗ-10кВ для электроснабжения котельного комплекса № 7 МУП «ОПТС» в пос. ОЗТП г. Орска» (ПИР) для обеспечения надежного электроснабжения котельной № 7 второй категории.

Постановлением администрации города Орска от ДД.ММ.ГГГГ-п введен режим повышенной готовности на территории муниципального образования «Город Орск».

Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Министерством финансов Оренбургской области, Министерством строительства, жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Оренбургской области с одной стороны и администрацией г.Орска с другой стороны заключено Соглашение о предоставлении дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджета муниципального образования город Орск Оренбургской области, в рамках которого бюджету муниципального образования город Орск предоставлено 20 миллионов рублей.

ДД.ММ.ГГГГ между МУП «ОПТС» администрации г.Орска и ООО «Стандарт Строй» заключен контракт №1/С, предметом которого является разработка проектной, рабочей, сметной документации и выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «Двухцепная ВЛЗ-10кВ для электроснабжения котельного комплекса № 7 МУП «ОПТС» в пос. ОЗТП г. Орска». Срок выполнения работ – ДД.ММ.ГГГГ. Цена контракта - 22257916 рублей 80 копеек.

Согласно ст. 2 ФЗ «О безопасности» от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что основными принципами обеспечения безопасности являются: соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина; законность; системность и комплексность применения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, другими государственными органами, органами местного самоуправления политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности; приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности; взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности.

В соответствии со ст. 12 ФЗ «О безопасности» от ДД.ММ.ГГГГ органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают исполнение законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа.

Судом установлено, что решением Орского городского Совета депутатов Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение об Управлении жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта администрации города Орска (с дополнениями от ДД.ММ.ГГГГ), согласно которому к ведению УЖКДХТ администрации г. Орска (ранее до переименования - УЖКХ администрации г. Орска) относятся функции по организации в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения города топливом (п. 3.1.5 Положения).

Администрация города Орска осуществляет исполнения указанных в п. 3.1.5 Положения функций.

Полномочия органов местного самоуправления в области организации в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, являются расходными обязательствами муниципальных образований.

УЖКДХТ администрации г.Орска является отраслевым органом администрации г.Орска, которому делегированы некоторые полномочия органа местного самоуправления и контроль за их исполнением лежит на администрации г.Орска.

Поскольку администрация г.Орска должна контролировать исполнение своими структурными подразделениями возложенных на них функций, сам по себе факт возложения обязанностей администрации г.Орска на УЖКДХТ администрации г.Орска не свидетельствует о надлежащем исполнении администрацией г.Орска возложенной на нее законом обязанности по организации в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что выполнение обязанности по организации в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения относится к ведению муниципального образования «Город Орск», следовательно должно быть организовано и выполнено муниципальным органом власти – администрацией города Орска.

Довод представителя административного ответчика о том, что администрацией города Орска предприняты все меры по обеспечению котельной станции № 7, расположенной по адресу: <адрес>, II надежности электроснабжения, судом отклоняется, как не подтвержденный документально. На момент рассмотрения спора, органом МСУ возложенные на него обязанности по обеспечению жителей муниципального образования надлежащим уровнем безопасности, предусмотренным положениями ст. 16 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 01.07.2021) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», не исполнены.

Принятые административным ответчиком меры на день рассмотрения спора – заключение контракта /с - не являются основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Административным ответчиком не представлено доказательств невозможности своевременного исполнения обязанности по обеспечению котельной станции № 7, расположенной по адресу: <адрес>, 7-й микрорайон, II надежности электроснабжения.

В ходе рассмотрения дела установлено что структурное подразделение администрации г.Орска - УЖКДХТ администрации г.Орска ненадлежащим образом исполняет возложенные на него функции по выполнение работ по обеспечению котельной станции № 7 II надежности электроснабжения, ответственность за который возложена на администрацию г.Орска, т.к. на день вынесения решения суда указанные работы не выполнены.

Право обращения в суд в защиту неопределенного круга лиц в целях предупреждения неблагоприятных последствий предоставлено прокурору ст. 39 КАС РФ и не может быть ограничено.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о правомерности заявленных требований и считает их обоснованными и подлежащими удовлетворению в отношении администрации г.Орска в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.175-178 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Удовлетворить заявленные требования прокурора Советского района г.Орска в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.Орска.

Признать незаконным бездействие администрации г.Орска, выразившееся в необеспечении котельной станции № 7, расположенной по адресу: <адрес> второй категории надежности электроснабжения.

Обязать администрацию г.Орска обеспечить котельную станцию № 7, расположенную по адресу <адрес> II категорией надежности электроснабжения.

Решение может быть обжаловано и на него принесено апелляционное представление в административную коллегию Оренбургского областного суда через Октябрьский районный суд г.Орска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 14 сентября 2021 года.

Судья Октябрьского

районного суда г.Орска (подпись) Л.В.Колобова

Подлинник решения находится в материалах гражданского дела № 2а-1904/2021, которое хранится в Октябрьском районном суде г.Орска.