РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 июля 2018 года г.Тула
Советский районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Борисовой Д.А.,
при секретаре Тимергалиевой Э.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1906/2018 по административному исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тульской области о признании информации, размещённой в сети Интернет, запрещённой к распространению на территории РФ,
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Тульской области) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тульской области, в котором просит признать запрещённой к распространению на территории Российской Федерации информацию, содержащуюся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте, расположенном по электронному адресу: <данные изъяты> и направить решение в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, для включения указанных страниц сайта в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой, в Российской Федерации запрещено».
В обоснование заявленных требований административный истец в заявлении указал, что Управлением Роспотребнадзора по Тульской области осуществлен мониторинг сети «Интернет» с целью выявления сайтов, допускающих размещение материалов, распространение которых запрещено на территории РФ.
14.06.2018 г. Управлением Роспотребнадзора по Тульской области в информационно-коммуникационной сети «Интернет» по адресу: <данные изъяты> установлено, что размещена информация о продаже входных билетов на чемпионат мира по футболу FIFA 2018.
На главной странице сайта представлены категории: купить билет BUY TICKET, VIP PREMIUM&HOSPITALITY БИЛЕТЫ. Кроме того, на данном сайте имеются активные ссылки, при нажатии которых открывается страница с выбором билетов на конкретный матч в конкретном городе РФ.
Таким образом, страницы вышеуказанного сайта содержат в себе коммерческое предложение, адресованное неограниченному кругу лиц, о покупке билетов на матчи чемпионата мира по футболу 2018. Обратил внимание суда на то, что на страницах сайта http://www.russiafifa.me отсутствует информация об организации, осуществляющей реализацию входных билетов, а также о наличии лицензионного соглашения с правообладателем интеллектуальных прав на распространение билетов на матчи чемпионата мира по футболу FIFA 2018.
Административный истец указал, что ст. 14.15.2, 14.15.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за реализацию (продажу, перепродажу, распределение, распространение, обмен либо иное использование, связанное или не связанное с извлечением прибыли) входных билетов на матчи чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года или документов, дающих право на их получение, без заключения соответствующего договора с FIFA или уполномоченными организациями FIFA и (или) изменение при реализации входных билетов на матчи чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года или документов, дающих право на их получение, установленной стоимости входных билетов на матчи чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года.
Делая вывод о том, что на данном сайте осуществляется незаконное распространение билетов на матчи чемпионата мира по футболу FIFA 2018, ссылаясь на ст. ст. 4, 22, 218-227 КАС РФ, Федеральный закон № 108-ФЗ, п.п. 8.40 Положения «Об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тульской области», Управление Роспотребнадзора по Тульской области указывает на необходимость ограничения доступа к вышеуказанному сайту.
Представитель административного истца - Управления Роспотребнадзора по Тульской области, по доверенности – Лештаева Н.Л. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, в письменном заявлении поддержала исковые требования в полном объеме и просила рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тульской области, руководитель Белянин О.В. в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, направил ходатайство о рассмотрении административного иска в отсутвие представителя, просил оставить рассмотрение заявленных требований на усмотрение суда.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии ч.1 ст.9 Федерального закона РФ от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Ч. 5 ст.15 вышеуказанного Федерального закона предусмотрено, что передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Согласно пп. 1, 2 ст. 17 Федерального закона от 07.06.2013 № 108-ФЗ (ред. от 23.04.2018) "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" FIFA принадлежат имущественные права, связанные с осуществлением мероприятий, включая права на использование символики спортивных соревнований, права на осуществление контроля за доступом к местам осуществления мероприятий, права на реализацию входных билетов на мероприятия или документов, дающих право на получение входных билетов на мероприятия, права определения коммерческих партнеров FIFA и контрагентов FIFA, права на размещение рекламы, продажу и иное распространение товаров, выполнение работ, оказание услуг в местах осуществления мероприятий, права на определение производителей спортивной экипировки, спортивного оборудования и инвентаря, используемых при осуществлении мероприятий, права на освещение мероприятий посредством трансляции изображения и (или) звука любыми способами и (или) с помощью любых технологий, права демонстрировать мероприятия в общественных местах с использованием аудио-, видеозаписи и (или) фотосъемки мероприятий. FIFA вправе использовать имущественные права, указанные в части 1 настоящей статьи, в любой форме и любым способом. Использование указанных имущественных прав третьими лицами допускается при условии заключения соответствующего договора с FIFA или с уполномоченными организациями FIFA. Использование третьими лицами символики спортивных соревнований осуществляется в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1 ст. 19 Федерального закона от 07.06.2013 № 108-ФЗ использование символики чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, включая обозначения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, производимых ими товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг (в том числе без ограничений в фирменных наименованиях, коммерческих обозначениях, товарных знаках, знаках обслуживания, в составе доменных имен и иным способом), если такое использование создает представление о принадлежности указанных лиц к FIFA или мероприятиям, об одобрении FIFA и (или) Оргкомитетом "Россия-2018" товаров, работ, услуг и (или) указывает каким-либо образом на связь указанных лиц и (или) товаров, работ, услуг с FIFA или мероприятиями, допускается только при условии заключения соответствующего договора с FIFA или уполномоченными организациями FIFA, подлежащего в установленных федеральным законом случаях государственной регистрации. Использование символики чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, которая является объектом интеллектуальной собственности и на которую FIFA обладает исключительными правами, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством.
П. 5 вышеуказанной статьи предусмотрено, что использование символики чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года с нарушением требований настоящей статьи признается незаконным и влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 21 вышеуказанного Федерального закона установлено, что реализация (продажа, перепродажа, распределение, распространение, обмен и иное использование, связанное или не связанное с извлечением прибыли) входных билетов на мероприятия или документов, дающих право на получение входных билетов на мероприятия, без заключения соответствующего договора с FIFA или уполномоченными организациями FIFA не допускается.
В соответствии ч.1 ст.9 Федерального закона РФ от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу п. 2 ч.5 ст. 15.1 указанного закона основанием для включения в "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет" сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, в том числе, доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Положениями статьи 9 закона предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу ч.1,6 ст.10 данного Закона в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Судом установлено, что Управлением Роспотребнадзора по Тульской области в ходе мониторинга сети «Интернет» выявлен сайт, допускающий размещение материалов, распространение которых запрещено на территории РФ, а именно: в сети «Интернет» по адресу <данные изъяты> размещена информация о продаже входных билетов на чемпионат мира по футболу FIFA 2018.
На главной странице сайта представлены категории: купить билет BUY TICKET, VIP PREMIUM&HOSPITALITY БИЛЕТЫ. Кроме того, на данном сайте имеются активные ссылки, при нажатии которых открывается страница с выбором билетов на конкретный матч в конкретном городе РФ.
Таким образом, страницы вышеуказанного сайта содержат в себе коммерческое предложение, адресованное неограниченному кругу лиц, о покупке билетов на матчи чемпионата мира по футболу 2018. На страницах сайта http://www.russiafifa.me отсутствует информация об организации, осуществляющей реализацию входных билетов, а также о наличии лицензионного соглашения с правообладателем интеллектуальных прав на распространение билетов на матчи чемпионата мира по футболу FIFA 2018.
Статьями 14.15.2, 14.15.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за реализацию (продажу, перепродажу, распределение, распространение, обмен либо иное использование, связанное или не связанное с извлечением прибыли) входных билетов на матчи чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года или документов, дающих право на их получение, без заключения соответствующего договора с FIFA или уполномоченными организациями FIFA и (или) изменение при реализации входных билетов на матчи чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года или документов, дающих право на их получение, установленной стоимости входных билетов на матчи чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года.
В силу ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона РФ от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», - в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создана единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет".
Согласно ч. 2 ст. 15.1 вышеуказанного Федерального закона РФ в реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В силу п.2 ч.5 ст.15.1 Федерального закона РФ от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
По делам о признании информации размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению в Российской Федерации юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком сайте в сети Интернет запрещенной информации. Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания информации, распространенной в сети Интернет, запрещенной.
Заявление подано административным истцом в пределах полномочий, установленных ст. ст. 4, 22,218-227 КАС РФ, п.п. 8.40 Положения «Об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тульской области».
Оценивая вышеизложенное, суд учитывает, что признание распространенной в сети Интернет информации запрещенной, при невозможности установить и привлечь в дело лицо, распространившее такую информацию, на что ссылается заявитель, возможна, путем рассмотрения дела по правилам особого производства, итоговым результатом которого, в случае удовлетворения заявления, будут обязательные в силу закона действия компетентного органа по включению сведений в реестр и запрещение к распространению.
При таких обстоятельствах, суд полагает требования Управления Роспотребнадзора по Тульской области обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 177-180 КАС РФ, суд
решил:
заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тульской области о признании информации, размещённой в сети Интернет, запрещённой к распространению на территории РФ, удовлетворить.
Признать запрещённой к распространению на территории Российской Федерации информацию, содержащуюся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте, расположенном по электронному адресу: <данные изъяты>.
Настоящее решение является основанием для включения указанных страниц сайта в единую автоматизированную информационную систему "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Советский районный суд г. Тулы в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 25.07.2018 года.
Председательствующий