Дело № 2а-1907/2021
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Хабаровск 08 апреля 2021 года
Центральный районный суд г. Хабаровска в составе: председательствующего судьи Мальцевой Л.П.,
при секретаре судебного заседания Логиновой А.Ю.,
представителя административного ответчика ФИО1,
рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» к Министерству образования и науки Хабаровского края, министру образования и науки Хабаровского края Хлебниковой Виктории Георгиеве о признании решения от ДД.ММ.ГГГГ незаконным,
установил:
административный истец обратился в суд с административным иском к Министерству образования и науки Хабаровского края министру образования и науки Хабаровского края Хлебниковой Виктории Георгиеве о признании решения от ДД.ММ.ГГГГ незаконным. В обоснование заявленных требований указал, что письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ (приложение) организатор добровольческой деятельности обратился к органу государственной власти с предложением о намерении взаимодействовать в части организации добровольческой деятельности и с запросом о предоставлении порядка взаимодействия. Административный ответчик отказал во взаимодействии (приложение), что повлекло нарушение прав, свобод и публичных интересов детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, благотворителей и добровольцев в оказании детям благотворительной помощи. Оспаривается препятствование реализации прав граждан и юридических лиц на осуществление благотворительной и добровольческой деятельности. Дата и место совершения оспариваемого решения: ДД.ММ.ГГГГ<адрес>. Досудебный порядок урегулирования спора федеральным законом не установлен. Действия, направленные на примирение, сторонами не предпринимались. Жалоба в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении не подавалась. Административный ответчик допустил превышение совершаемом им в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом полномочий и использовал их вопреки законной цели и правам, законным интересам граждан, организаций, государства и общества, что является основанием для признания оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными (пункт 4 части 9 статьи 226 КАС РФ, часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации). Молодежное общественное движение обратилось в суд в защиту конституционного права на обращение в государственные органы. Уставной целью административного истца является способствование социальной реабилитации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных детей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (абзац 5 пункт 2.1 Устава Благотворительного молодежного общественного движения). Организаторы добровольческой (волонтерской) деятельности - некоммерческие организации и физические лица, которые привлекают на постоянной или временной основе добровольцев (волонтеров) к осуществлению добровольческой (волонтерской) деятельности и осуществляют руководство их деятельностью. Законами об общественных объединениях могут быть предусмотрены дополнительные права для конкретных видов общественных объединений. Членами и участниками молодежных общественных объединений могут быть граждане, достигшие 14 лет (ст.19 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»). Участниками Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» являются дети с 14 лет, находящиеся в трудной жизненной ситуации. За защитой своих прав молодежные и детские объединения вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации (ст.17 федерального закона от 28.06.1995 N 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»). На основании изложенного, просит признать решение от ДД.ММ.ГГГГ Министерства образования и науки Хабаровского края и министра ФИО3, выразившееся в препятствовании реализации права граждан и юридических лиц на осуществление благотворительной деятельности незаконным.
В судебном заседание представитель административного истца не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом.
Представитель ответчика Министерства образования и науки Хабаровского края в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, представил отзыв на исковое заявление, доводы которого поддержал, просил в удовлетворении исковых требований отказать.
В соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, неявка которых не препятствует рассмотрения дела по существу.
Выслушав представителя административного ответчика, изучив и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В силу ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно п.1 ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства РФ требования о признании действия незаконным подлежат удовлетворению в случае, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца. При этом суд обязывает административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно ст.62 Кодекса административного судопроизводства РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований. Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле.
Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии со статьей 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируется Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ административным истцом в адрес министерства образования и науки Хабаровского края направлено обращение № «Военный заем 1942-1945» с предложением о намерении взаимодействовать в части организации добровольческой деятельности.
По существу обращения ДД.ММ.ГГГГ министерством образования дан ответ №, в котором указывается, исходя из содержания Предложения целью и задачами вебинара «Военный заём 1942-1945 годов» является в том числе, социальная реабилитация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, профессиональная ориентация и самоопределение детей, патриотическое и духовно- нравственное воспитание детей.
В силу статьи 2 названного Федерального закона граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Пунктом «ж» части 1 статьи 1 Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в соответствии с Конституцией Российской Федерации деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с принципами самостоятельного осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий.
Статье й 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии с установленными настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами полномочиями могут оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими в соответствии с учредительными документами следующих видов деятельности: оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина; благотворительная деятельность, а также деятельность в области организации и поддержки благотворительности и добровольчества (волонтерства).
В силу статьи 1 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» законодательство о благотворительной деятельности состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.
Содержащиеся в других законах нормы, регулирующие благотворительную деятельность, не должны противоречить настоящему Федеральному закону ст. 3 ФЗ № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)».
В силу Положения о министерстве образования и науки Хабаровского края, утвержденного Постановлением Правительства Хабаровского края от 22 января 2011 № 21-пр, министерство образования и науки Хабаровского края самостоятельно реализует предоставленные ему полномочия, вправе самостоятельно определять формы и порядок реализации своих полномочий, в том числе по поддержке и сотрудничеству с организациями.
Министерство образования и науки Хабаровского края как орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе принимать предложения от добровольческих организаций о взаимодействии или отказывать в таком взаимодействии с указанием на это соответствующих причин.
В соответствии со статьей 3 Общих требований к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2018 г. № 1425, министерство принимает решение об отказе в принятии данного Предложения в связи с тем, что в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реализуются программы, направленные на социальную реабилитацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, профессиональную ориентацию и самоопределение, патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей. Дополнительно сообщено, что информация о проектах и программах, реализуемых в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Хабаровского края, направлена ранее (исх. от ДД.ММ.ГГГГ№).
Ответ подготовлен в установленные Законом № 59-ФЗ срок, по результатам объективного и всестороннего рассмотрения обращения, подписан уполномоченным лицом.
Кроме того, ранее Министерством образования и науки Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ рассматривалось предложение и давался ответ организатору добровольческой деятельности Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» ФИО6 по поводу проведения вебинара.
Суд приходит к выводу, что должностными лицами Министерства образования и науки Хабаровского края не было совершено каких-либо неправомерных действий, либо бездействий, нарушающих права административного истца.
В силу ст.17 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство общественных объединений в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений, оказывает поддержку их деятельности, законодательно регулирует предоставление им налоговых и иных льгот и преимуществ. Государственная поддержка может выражаться в виде целевого финансирования отдельных общественно полезных программ общественных объединений по их заявкам (государственные гранты); заключения любых видов договоров, в том числе на выполнение работ и предоставление услуг; закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в рамках выполнения различных государственных программ у неограниченного круга общественных объединений в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Отказ во взаимодействии непосредственно с административным истцом не свидетельствует о бездействии административного ответчика.
Кроме того, административным истцом не предоставлено доказательств, свидетельствующих о нарушении каких-либо его прав и интересов либо прав и интересов иных лиц.
При таких обстоятельствах, основания для удовлетворения административных исковых требований Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении заявленных административных требований Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» к Министерству образования и науки Хабаровского края министру образования и науки Хабаровского края Хлебниковой Виктории Георгиеве о признании решения от ДД.ММ.ГГГГ№ незаконным, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Центральный районный суд г. Хабаровска.
Мотивированное решение составлено 16.04.2021.
Судья Л.П. Мальцева
Копия верна
Судья:_____________________
(Л.П. Мальцева)
Секретарь судебного заседания
_______________(Логинова А.Ю.)
«____»_____________2021 г.
Уникальный идентификатор дела 27RS0001-01-2021-001559-12
Решение не вступило в законную силу.
Подлинник решения подшит в дело № 2а-1907/2021 и хранится в Центральном районном суде г. Хабаровска