ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-190/2021 от 26.02.2021 Марьяновского районного суда (Омская область)

Дело № 2а-190/2021

УИД: 55RS0018-01-2021-000067-74

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Марьяновский районный суд Омской области в составе:

председательствующего судьи Соляник Е.А.,

при секретаре Флеглер Т.А.,

при подготовке и организации судебного процесса помощником судьи Михайленко Ж.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности осуществить государственный кадастровый учет в отношении объекта недвижимого имущества,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, мотивируя свои требования тем, что 18.05.2020 через офис БУ Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» им было подано заявление с приложением документов о государственном кадастровом учете в отношении объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>. 22.05.2020 им поданы дополнительные документы. Однако, до настоящего времени государственный кадастровый учет не произведен. 10.09.2020 им подана жалоба на действия Управления, по результатам рассмотрения которой 30.09.2020 заместителем руководителя Управления ФИО5 ему было отказано в удовлетворении жалобы по мотивам того, что произошел сбой в программе. На 30.09.2020 ошибка не исправлена. До настоящего времени Управлением Росреестра по Омской области не принято решение по его заявлению, в связи с чем более полугода нарушаются его права.

Просит признать незаконным бездействие Управления Росреестра по Омской области, выразившееся в неосуществлении государственного кадастрового учета в отношении объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>; обязать Управление Росреестра по Омской области провести кадастровый учет в отношении объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>.

В судебном заседании административный истец ФИО1 поддержал заявленные требования в полном объеме, дополнительно суду пояснил, что с мая 2020 не произведена регистрация изменений в отношении земельного участка с кадастровым номером , а именно не внесены сведения о границах указанного земельного участка.

Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области ФИО2, действующая на основании доверенности от 11.01.2021, административные исковые требования не признала по основаниям, указанным в письменном отзыве на административное исковое заявление. Дополнительно суду пояснила, что в рассматриваемой ситуации Управлением не совершались действия, в нарушение закона, что указывает на отсутствие оснований для возложения обязанности на регистрирующий орган. Указала на пропуск административным истцом процессуального срока обращения в суд, установленного ч.1 ст.219 КАС РФ. Просила в удовлетворении заявленных истцом исковых требований отказать в полном объеме.

Выслушав административного истца, административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации и ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о регистрации) государственный кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования, либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 -21 части 2 статьи 7 Закона о регистрации сведений об объекте недвижимости.

В соответствии со статьями 14, 18 Закона о регистрации государственный кадастровый учет осуществляется на основании заявления и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Законом о регистрации порядке.

Срок предоставления государственной услуги по государственному кадастровому учету установлен статьей 16 Закона о регистрации и составляет семь рабочих дней с даты приема заявления для осуществления государственного кадастрового учета и прилагаемых к нему документов в многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг.

Как следует из материалов дела и установлено судом 18.05.2020 через филиал бюджетного учреждения Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области обратился ФИО1 с заявлением об изменении площади и изменении описания местоположения границ земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> ( Одновременно с заявлением на государственную регистрацию был представлен межевой план, подготовленный 13.05.2020 кадастровым инженером ФИО7, в связи с уточнением границ и площади земельного участка с кадастровым номером . 22.05.2020 через филиал БУ Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» в качестве дополнительных документов был предоставлен новый межевой план, подготовленный в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером .

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, обязаны предоставить государственные услуги в соответствии с административным регламентом.

Согласно пункту 37 Приказа Минэкономразвития России от 07.06.2017 №278 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество» результатом предоставления государственной услуги является, в данном случае, государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером , осуществить который возможно лишь при проверке сведений, содержащихся в представленном на государственную регистрацию межевом плане.

В соответствии с пунктом 3 части 1 стать 29 Закона о регистрации государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, предоставленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

В соответствии с приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 18.10.2016 №П/0515 «О наделении федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» наделено отдельными полномочиями органа регистрации прав по ведению ЕГРН в определенной части и предоставлению сведений, содержащихся в ЕГРН.

На территории Омской области отдельными полномочиями органа регистрации прав, а именно проведением предварительной правовой экспертизы, наделен филиал федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Омской области.

Как следует из представленной административным ответчиком информации при проведении предварительной правовой экспертизы и обработке межевого плана, подготовленного в форме электронного документа в виде XML-документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего такой план, и оформленного в виде файлов в формате XML, созданных с использованием XML-схем и обеспечивающих считывание и контроль представленных данных, произошел технический сбой, не позволивший сотрудникам филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области провести предварительную правовую экспертизу представленных ФИО1 документов.

Специалистом филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области 25.05.2020 был создан инцидент и направлен в службу технической поддержки ФГИС ЕГРН. До настоящего времени причины технического сбоя не устранены.

Согласно информации из службы технической поддержки ФГИС ЕГРН, устранение технических проблем по инциденту возможно лишь после устранения технических проблем по инциденту , которые в настоящее время не устранены. Исправление возникших технических проблем по инциденту запланировано в новом релизе ФГИС ЕГРН на 31.03.2021, в связи с чем продолжить обработку обращения ФИО1 по государственному кадастровому учету изменений земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> () не представляется возможным по независящим от должностных лиц Управления причинам.

В связи с отсутствием положительного результата в виде осуществления государственного кадастрового учета изменений земельного участка 10.09.2020 ФИО1 обратился с жалобой на действия Управления, по результатам рассмотрения которой 30.09.2020 заместителем руководителя Управления ФИО5 ему было отказано в удовлетворении жалобы со ссылкой на произошедший технический сбой в программе.

По смыслу пункта 4 части 2 статьи 220 КАС РФ под бездействием понимается уклонение органа, организация, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, от принятия решений либо действий в соответствии с обязанностями, возложенными в установленном законом порядке.

Решение о признании бездействия незаконным своей целью преследует именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение об обязании административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Административное процессуальное законодательство не содержит в себе института установления юридически значимого факта, которым по своей природе является решение суда о признании бездействия (действия или решения) незаконным в условиях, когда отсутствует способ восстановления прав, либо когда такие права восстановлены до принятия решения судом.

Для удовлетворения требований административного иска недостаточно одного только установления нарушения законодательства, такое нарушение в бесспорном отношении к самому истцу должно приводить к нарушению его прав.

В силу пункта 1 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания нарушения прав и законных интересов возлагается на административного истца.

Такие обстоятельства по настоящему административному делу не установлены.

При таком положении, на основе норм действующего законодательства и с учетом фактических обстоятельств дела суд приходит к выводу об отсутствии нарушении норм действующего законодательства действием (бездействием) со стороны Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, поскольку при установленных обстоятельствах неосуществление государственного кадастрового учета в отношении объекта недвижимости - земельного участка административного истца в срок, предусмотренный Законом, само по себе не может служить основанием для вывода о допущенном административным истцом незаконном бездействии.

ФИО1 не представлены доказательства нарушения каких-либо его прав и законных интересов оспариваемым бездействием административного истца, подлежащих судебной защите в рамках настоящего административного спора.

Таким образом, Росреестром не допущено бездействия при осуществлении государственного кадастрового учета изменений земельного участка ФИО1, поскольку под бездействием понимается виновное пассивное поведение, выражающееся в несовершении действий, которые лицо могло и должно было совершить в силу возложенных на него правовых обязанностей, неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

В связи с чем правовых и фактических оснований для удовлетворения административного искового заявления ФИО1 не имеется.

Вместе с тем суд не усматривает оснований для применения последствий пропуска процессуального срока обращения в суд, о котором заявлено представителем административного ответчика.

В соответствии с частью п.1.1. части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.

Таким образом, закон связывает начало течения срока на обращение с административным исковым заявлением об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего с прекращением обязанности совершить соответствующее в действие. В рассматриваемом случае обязанность по осуществлению государственного кадастрового учета изменений земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, не прекращена, в связи с чем административным истцом не пропущен установленный законом срок обращения в суд.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности осуществить государственный кадастровый учет в отношении объекта недвижимого имущества, отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Марьяновский районный суд Омской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.А. Соляник

В окончательной форме решение принято 05.03.2021.