дело ...а-215/2021
Решение
Именем Российской Федерации
23 июня 2021 г. ...
Пригородный районный суд Республики Северная Осетия-Алания в составе председательствующего судьи Байсангуровой Л.К., при секретаре судебного заседания ФИО1, с участием представителя истца помощника прокурора ... РСО-Алания ФИО2, представителя ответчика АМС МО ...ФИО3, действующей на основании доверенности от ......, рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора ... РСО-Алания в интересах неопределенного круга лиц к АМС МО ... РСО-Алания, о признании незаконным бездействия и возложении обязанности передать объекты жилищно-коммунального хозяйства по концессионным соглашениям по результатам открытого конкурса,
установил:
... Республики Северная Осетия-Алания обратился в Пригоро районный суд Республики Северная Осетия-Алания с административным исковым заявлением к АМС МО ... РСО-Алания о признании незаконным бездействия, выразившееся в непринятии мер к передаче объектов жилищно-коммунального хозяйства по концессионным соглашениям и возложении на АМС МО ... обязанности в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу по результатам открытого конкурса передать по концессионным соглашениям объекты жилищно-коммунального хозяйства: скважину на воду, кадастровый ..., расположенную по адресу: РСО-Алания, ..., с. Ир, ...: скважина на воду, кадастровый ... 14:1 1, расположенную по адресу: РСО-Алания, ...; водозаборную скважину ..., кадастровый помер 15:08:0040202:/2, расположенную по адресу:РСО-Алания, ..., южная окраина села Тарское; водозаборную скважину ..., кадастровый ..., расположенную по адресу: РСО-Алания, ..., южная окраина села Тарское, территория колхоза им. Хетагурова; водозаборную скважину ..., кадастровый ..., расположенную по адресу: РСО-Алания, ..., южная окраина села Тарское, территория колхоза им. Хетагурова; водозаборную скважина ..., кадастровый ... расположенную по адресу: РСО-Алания, ..., южная окраина села Тарское, территория колхоза им. Хетагурова; водозаборную скважину ..., кадастровый ... расположенноую по адресу: РСО-Алания, ..., южная окраина села Тарское, территория колхоза им. Хетагурова; водозаборную скважину ..., кадастровый ..., расположенную по адресу: РСО-Алания, ..., южная окраина села Тарское, территория колхоза им. Хетагурова; водозаборную скважину ..., кадастровый ..., расположенную по адресу: РСО-Алания, ..., южная окраина села Тарское, территория колхоза им. Хетагурова; водозаборную скважину ..., кадастровый ..., расположенную по адресу: РСО-Алания, ..., южная окраина села Тарское, территория колхоза им. Хетагурова; скважина ..., кадастровый ..., расположенная по адресу: РСО-Алания, ..., 675 м к северо -западу и юго- востоку от существующей скважины ...; водозаборная скважина ..., кадастровый ..., расположенную по адресу: РСО-Алания, ..., 1 м к Востоку от действующей скважины; скважину ..., кадастровый ..., расположеную по адресу: РСО-Алания, ...; скважину ..., кадастровый ..., расположенную по адресу: РСО-Алания, ..., В1 км к ЮВ от ..., юге восточная оконечность Северо — Осетинской наклонной равнины Левобережная надпойменная терраса ...; скважину ..., кадастровый ..., расположенноую по адресу: РСО-Алания, ... сооружение 4 а; скважину ..., кадастровый ..., расположенную по адресу: РСО-Алания, ... сооружение 4 а; скважину питьевой воды ..., кадастровый ... расположенную по адресу: РСО-Алания, ..., сооружение 3; буровую скважину ..., кадастровый ... расположенную по адресу: РСО-Алания, ..., с Михайловское, ..., сооружение 1 «б»; скважину на воду ..., кадастровый ... расположенную по адресу: РСО-Алания, ..., с Михайловское, ..., сооружение 1 «а»; буровую скважину ..., кадастровый ... расположенную по адресу: РСО-Алания, ..., с Михайловское, ..., сооружение 1; разведочно-эксплуатационную на воду скважину ..., кадастровый ..., расположенную по адресу: РСО-... сооружение 2 «а»; скважину на воду ..., кадастровый ..., расположенную по адресу: РСО-Алания, ..., с Михайловское ..., сооружение 1 «а»; скважину на воду ..., кадастровый ... расположенную по адресу: РСО-Алания, ..., сооружение 4; разведочно-эксплуатационная на воду скважина ..., кадастровый номе 15:08:0100137:69, расположенную по адресу: РСО-Алания, ..., сооружение 1; скважину на воду ..., кадастровый ..., расположенную по адресу: РСО-Алания, ..., сооружение 6; буровую скважину ..., кадастровый ..., расположенного по адресу:РСО-Алания, ...; канализационно - насосную станцию, кадастровый не 15:08:0140110:119, расположенную по адресу: РСО-Алания, ...; хозяйственно – питьевое водоснабжение (скважину на воду ... кадастровый ..., расположенную по адресу: РСО- Алания, ...; водоснабжение ... хозяйственно - питьевой водой (скважину ...), кадастровый ..., расположенную по адресу: РСО- Алания, ...; водоснабжение ... хозяйственно - питьевой водой (скважину ...) кадастровый ..., расположенную по адресу: РСО- Алания, ..., севернее ...; хозяйственно - питьевое водоснабжение (скважину на воду) кадастровый ..., расположенную по адресу: РСО..., с. Ир, ....
Свои исковые требования мотивировали тем, что прокуратурой ... РСО-Алания проведена проверка исполнения законодательства о концессионных соглашениях в деятельности администрации местного самоуправления муниципального образования ... РСО-Алания (далее АМС МО ...), в ходе которой выявлены нарушения указанного законодательства, выразившиеся в нижеследующем. В силу положений части 1 статьи 4 Федерального закона от ... № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» объектами концессионного соглашения являются системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе централизованные системы холодного водоснабжения и (или) отдельные объекты таких систем. В настоящее время в правобережной части ... РСО - Алания функционирует одна централизованная система холодного водоснабжения, которая включает вышеперечисленные объекты. Ввод в эксплуатацию вышеуказанных объектов холодного водоснабжения не определен. В соответствии с Приложением ... к Закону РСО-Алания от 16 октябрь 2009 ...-P3 «О разграничении муниципального имущества между муниципальным образованием ... РСО-Алания и поселениями, входящими в его состав», указанные водоснабжающие скважины значатся в муниципальной собственности АМС МО .... В соответствии с п. 4.3 ст. 17 Федерального закона от ...... ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местной самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении». Так, ч. 2 ст. 41.1 Федерального закона № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» осуществление полномочий по организации водоснабжения населения посредством передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами холодного водоснабжения и (или) отдельным объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственность, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям. В случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) одной системы из числа таких систем одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения проведении конкурса, превышает пять лет, либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям.
Статьей 17.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может бы осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество в силу закона.
На основании пункта 1 статьи 3 Федерального закона от ... 115-ФЗ года "О концессионных соглашениях" установлено, что по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество. Таким образом, передача объектов коммунальной инфраструктуры по концессионным соглашениям позволяет гарантировать надлежащее содержание и реконструкцию коммунальной инфраструктуры, в свою очередь передача объектов коммунальной инфраструктуры вне концессионных соглашений не возлагает на лицо, которому передано во владение и (или) пользование имущество, обязанность реконструировать его, что может привести к аварийным ситуациям, нарушению прав неопределенного круга лиц, более того, концессионные соглашения заключаются по результатам открытых конкурсов, в случае нарушения данных требований будут также нарушены права неопределенного круга хозяйственных субъектов на право заключения аналогичных соглашений. В нарушение требований действующего законодательства о водоснабжении АМС МО ... объекты коммунальной инфраструктуры по концессионным соглашениям во владение или пользования не переданы. Бездействие АМС МО ... РСО-Алания является грубым нарушением прав граждан, закрепленных и гарантированных ст. Конституции Российской Федерации, поскольку ущемляются права неопределенного круга лиц на безопасные условия проживания, то есть такого круга лиц, который нельзя персонифицировать, привлечь к участию в деле.
На административное исковое заявление в суд поступили возражения административного ответчика, в которых административный ответчик просит отказать в удовлетворении административного иска по следующим основаниям, согласно правовой позиции Арбитражного суда Северо..., изложенной в Постановлении от ... №Ф08-3253/17 по делу №А32-19167/2016 в целях недопущения недобросовестного ограничения конкуренции законодатель в Законе N 135-ФЗ (статья 17.1) регламентировал особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества, в то время как наделение унитарных предприятий правом хозяйственного ведения осуществляется на основании решения уполномоченного органа. Указанное действие (наделение имуществом унитарного предприятия) не рассматривается законодателем как нарушение конкуренции, поскольку не относится к сфере предоставления обязательственных прав сторонним организациям. Таким образом, установленные ограничения передачи права владения и пользования объектами теплоснабжения, находящимися в муниципальной собственности, не распространяются на случаи передачи этих прав при наделении имуществом муниципальных унитарных предприятий на праве хозяйственного ведения. Ограничения, установленные для обязательственных правоотношений, не могут распространяться на вещно-правовые отношения, поскольку имеют различные предметы и цели правового регулирования. Согласно правовой позиции Арбитражного суда ..., изложенной в Постановлении от ... N Ф06-24088/17 по делу N А06-7133/2016 установленные ограничения передачи права владения и пользования объектами теплоснабжения, находящимися в муниципальной собственности, не распространяются на случаи передачи этих прав при наделении имуществом муниципальных унитарных предприятий на праве хозяйственного ведения. Ограничения, установленные для обязательственных правоотношений, не могут распространяться на вещно-правовые отношения, поскольку имеют различные предметы и цели правового регулирования. В соответствии со статьей 113 ГК РФ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Как указано в статье 114 ГК РФ, унитарное предприятие создается от имени публично-правового образования (статье 125 ГК РФ) решением уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. В силу пункта 4 статьи 8 Федерального закона от ... N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон N 161- ФЗ) государственное или муниципальное предприятие может быть создано в случае необходимости осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам). Пунктом 1 статьи 11 Закона N 161-ФЗ предусмотрено, что имущество унитарного предприятия формируется за счет имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества. Согласно статье 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. В соответствии со статьей 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 названного Кодекса. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с Кодексом (статьи 294 и 296 ГК РФ). Исходя из положений статьей 295 и 299 ГК РФ предоставление муниципального имущества в хозяйственное ведение допустимо исключительно в отношении муниципальных унитарных предприятий. Иным субъектам предпринимательской деятельности муниципальное имущество может быть передано в соответствии с требованиями части 1 статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ. Согласно указанной норме заключение договоров аренды, безвозмездного пользования и других сделок, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или торгов на право заключения этих договоров. Согласно пункту 7 части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 настоящего Федерального закона. Понятие, условия и цели предоставления преференций уполномоченными на это органами и организациями определены в статьях 4 и 19 Закона N 135-ФЗ, из которых следует, что закрепление государственного или муниципального имущества за хозяйствующими субъектами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления не является государственной или муниципальной преференцией. С момента официального опубликования (...) Федерального закона от ... № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты РФ» передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных статьей 41.1 Федерального закона от ... № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и статьей 28.1 Закона о теплоснабжении. Статья 28.1 Закона о теплоснабжении, как и статья 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении, устанавливая особые требования к передаче прав владения и (или) пользования объектами тепло-, водоснабжения и водоотведения, не затрагивает правомочий собственника по распоряжению принадлежащим ему имуществом, и не исключает возможности по передаче собственником имущества на праве хозяйственного ведения и оперативного управления в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации.
Наряду с указанными правилами, статьей 17.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество в силу закона. Статья 41.1 Закона N 416-ФЗ предусматривает, что передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Росийской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона. Целями таких ограничений являются эффективное распоряжение государственной и муниципальной собственностью; получение публичным образованием равноценного, экономически обоснованного, рыночного вознаграждения за передачу прав владения и пользования государственным (муниципальным) имуществом; недопущение ограничения конкуренции и коррупционных злоупотреблений. Вместе с тем при создании муниципального предприятия и наделении его муниципальным имуществом преследуются иные цели, в том числе - социальные (пункт 4 статьи 8 Закона N 161-ФЗ). Закрепление государственного или муниципального имущества за хозяйствующими субъектами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления не является государственной или муниципальной преференцией (подпункт 3 пункта 4 статьи 19 Закона N 135- ФЗ). В целях недопущения недобросовестного ограничения конкуренции законодатель в Законе N 135-ФЗ (статья 17.1) регламентировал особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества, в то время как наделение унитарных предприятий правом хозяйственного ведения осуществляется на основании решения уполномоченного органа. Указанное действие (наделение имуществом унитарного предприятия) не рассматривается законодателем как нарушение конкуренции, поскольку не относится к сфере предоставления обязательственных прав сторонним организациям.
Также, согласно позиции Арбитражного суда ..., изложенной в Постановлении от ... N Ф04-2925/18 по делу N А46- 16157/2017 положения статьи 41.1 Закона N 416-ФЗ и статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ регулируют обязательственные отношения, связанные с передачей прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, и касаются только тех ситуаций, когда такое имущество передается на основании договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, при этом правомочий собственника по распоряжению принадлежащим ему имуществом не затрагивают. Действующее законодательство не содержит положений, запрещающих передачу и закрепление имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями. Данный вывод также согласуется с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от ... N 303-КГ17-4054. С учетом изложенного, АМС МО ... правомерно передала объекты водоснабжения в хозяйственное ведение МУП «Комунресурсы» ... согласно Постановлениям АМС МО ...... от 06.06.2019г. и ... от ....
Административный истец исковые требования поддержал и просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика административные исковые требования не признал, просил отказать в удовлетворении административного иска по основаниям, изложенным в возражениях на административное исковое заявление.
Представитель заинтересованного лица МУП «Коммунрессурсы», надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения административного дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки в суд не сообщил.
Суд, счел возможным рассмотреть административное дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Суд, выслушав представителей административного истца и административного ответчика, исследовав и оценив представленные по делу доказательства и оценив их в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Согласно п. 1 ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
В силу п. 2 ст. 125, п. 2 ст. 215 ГК РФ от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Пунктом 3 ст. 215 ГК РФ установлено, что имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с абз. 5 п. 1 ст. 216 ГК РФ право хозяйственного ведения относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками имущества.
В соответствии с п. 2 ст. 113, ст. 294 ГК РФ имущество муниципального унитарного предприятия находится в муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения.
Согласно п. 1 ст. 299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
В силу Федерального закона от ... 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (ст. 51).
Федеральным законом от ... N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", устанавливающим общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации и определяющим государственные гарантии его осуществления, установлено, что вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и указанным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно (абзац двенадцатый ч. 1 ст. 2). К вопросам местного значения городского поселения относятся: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (п.4 ч.1 ст. 14). В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают следующими полномочиями по создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд (п.3 ч.1 ст. 17).
То есть для организации водоснабжения населения органы местного самоуправления вправе создавать унитарные предприятия.
В соответствии со статьей 113 ГК РФ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Как указано в статье 114 ГК РФ, унитарное предприятие создается от имени публично-правового образования (статье 125 ГК РФ) решением уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. В силу пункта 4 статьи 8 Федерального закона от ... N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон N 161- ФЗ) государственное или муниципальное предприятие может быть создано в случае необходимости осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам).
То есть, при создании муниципального унитарного предприятия его собственник обязан закрепить за данным предприятием муниципальное имущество, предназначенное для реализации как полномочий собственника (в той сфере, с целью реализации полномочий в которой, собственник создал предприятие), так реализации уставных целей самого унитарного предприятия.
Постановлением АМС ... РСО-Алания от ......, ранее созданное унитарное муниципальное предприятие «Производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства» ... РСО-Алания преобразовано в муниципальное унитарное предприятие «Коммунресурсы» ... РСО-Алания и утвержден Устав МУП Коммунресурсы».
В соответствии с Уставом МУП «Коммунресурсы», утвержденном постановлением главы АМС МО ... от ...... предприятие является коммерческой организацией, созданной для осуществления функций теплоснабжения, водоснабжения, водоотделения, выполнения работ по санитарной очистке, озеленению и благоустройству райцентра и т.д.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно Приложения ... к Закону РСО-Алания «О разграничении муниципального имущества между муниципальным образованием ... РСО-Алания и поселениями, входящим в его состав» объекты водоснабжения, указанные в административном исковом заявлении отнесены к АМС МО ... РСО-Алания.
Пунктом 1 ст. 11 Закона N 161-ФЗ предусмотрено, что имущество унитарного предприятия формируется за счет имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества.
В силу ст.ст. 113, 216, 295, 296, 299 Гражданского кодекса РФ право хозяйственного ведения - это ограниченное вещное право, которым наделяется унитарное предприятие, созданное по решению собственника имущества.
С учетом нормы п. 1 ст. 209 ГК РФ передача имущества в хозяйственное ведение предприятия является распорядительным актом собственника, который осуществляет свои правомочия своей волей, в своем интересе и по своему усмотрению.
На основании постановлении АМС МО ... РСО-Алания от ...... и от ...... объекты холодного водоснабжения, указанные в административном исковом заявлении переданы из муниципальной собственности ... в хозяйственное ведение МУП «Коммунресурсы» .... Переход право зарегистрирован в установленном порядке, что также подтверждается имеющимися в материалах дела выписками из Единого государственного реестра недвижимости.
Таким образом, выполняя прямое указание закона и пользуясь наделенным законом правом, АМС МО ... РСО-Алания передала муниципальное имущество (объекты водоснабжения) на праве хозяйственного ведения за «Коммунресурсы» ....
Указанные постановление административным истцом не оспариваются.
Закрепление государственного или муниципального имущества за хозяйствующими субъектами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления не является государственной или муниципальной преференцией (подпункт 3 пункта 4 статьи 19 Закона N 135- ФЗ). В целях недопущения недобросовестного ограничения конкуренции законодатель в Законе N 135-ФЗ (статья 17.1) регламентировал особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества, в то время как наделение унитарных предприятий правом хозяйственного ведения осуществляется на основании решения уполномоченного органа. Указанное действие (наделение имуществом унитарного предприятия) не рассматривается законодателем как нарушение конкуренции, поскольку не относится к сфере предоставления обязательственных прав сторонним организациям.
Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 1 ГК РФ гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу ст. 41.1 Федеральный закон от ... N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона (ч.1). Осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа водоснабжения населения и водоотведения посредством передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением случаев передачи прав владения, пользования, распоряжения такими системами и (или) объектами в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации (ч.2). 3. В случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) (ч.3).
Указанная норма закона, устанавливая особые требования к передаче прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, не затрагивает правомочий собственника по распоряжению принадлежащим ему имуществом, и не исключает возможности по передаче собственником имущества на праве хозяйственного ведения и оперативного управления в порядке, предусмотренным Гражданским кодексом.
Наряду с указанными правилами, статей 17.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурса или аукциона на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество в силу закона.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 4 Федерального закона от ... № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» объектами концессионного соглашения являются, в том числе объекты коммунальной инфраструктуры (в том числе и водоснабжение).
Как следует из вышеуказанных норм названных Федеральных законов, содержащиеся в них требования регулируют обязательственные отношения, связанные с передачей прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, и касаются только тех ситуаций, когда такое имущество передается на основании договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров.
Однако нормы Федеральных законов №190-ФЗ и №115-ФЗ в их нормативном единстве со статьей 209 ГК РФ не могут быть истолкованы как ограничивающие распорядительные полномочия муниципального образования как собственника имущества, поскольку право собственности является исключительным и абсолютным правом.
Более того, п. 4 ст. 3 Федерального закона №115-ФЗ установлено, что объект концессионного соглашения, подлежащий реконструкции, должен находиться в собственности концедента на момент заключения концессионного соглашения. Указанный объект на момент его передачи концедентом концессионеру должен быть свободным от прав третьих лиц.
Таким образом, предметом правового регулирования Федеральных законов ...- ФЗ и №115-ФЗ не являются правоотношения по передаче имущества муниципальным предприятиям на праве хозяйственного ведения. К тому же, отношения по передаче прав владения и (или) пользования объектами коммунальной инфраструктуры по договору аренды или концессионному соглашению регулируются главой 34 ГК РФ, Законом № 190-ФЗ и Законом № 115-ФЗ, тогда как право хозяйственного ведения имуществом и право оперативного управления имуществом устанавливаются в соответствии с главой 19 ГК РФ и Федеральным законом от ... №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».
С учетом изложенного, действующее законодательство в настоящее время не содержит положений, запрещающих передачу и закрепление имущества на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями, как следствие, передача имущества на праве хозяйственного ведения предприятию не противоречит закону и не нарушает законные права неопределенного круга лиц.
Кроме того, требование о возложении на административного ответчика обязанности по результатам открытого конкурса передать по концессионным соглашениям объекты жилищно-коммунального хозяйства суд полагает возможно не исполнимым ввиду того, что не исключена возможность отсутствия желающих участвовать в конкурсе.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление прокурора ... РСО- РСО-Алания в интересах неопределенного круга лиц к АМС МО ... РСО-Алания, о признании незаконным бездействия АМС МО ... РСО-Алания и возложении на АМС МО ... РСО-Алания обязанности в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу по результатам открытого конкурса передать объекты жилищно-коммунального хозяйства по концессионным соглашениям, необоснованно и не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
решил:
В удовлетворении административного искового заявления прокурора ... РСО-Алания в интересах неопределенного круга лиц к АМО МО ... РСО- Алания о признании незаконным бездействия и возложении обязанности на АМС МО ... РСО-Алания в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу по результатам открытого конкурса передать по концессионным соглашениям объекты жилищно-коммунального хозяйства, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда РСО - Алания в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Пригородный районный суд РСО-Алания.
Председательствующий Л.К.Байсангурова