ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1911/20 от 13.04.2021 Центрального районного суда г. Твери (Тверская область)

Дело № 2а-246/2021 (УИД 69RS0040-02-2020-006957-35)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 апреля 2021 года г. Тверь

Центральный районный суд г. Твери в составе

председательствующего судьи Булыгиной Н.В.,

при секретаре Исаковой Т.А.,

с участием представителя административного истца ФИО1, представителя административного ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Твери административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации города Твери,Главному управлению архитектуры и градостроительной деятельности по Тверской области о признании незаконным уведомления, возложении обязанности повторно рассмотреть уведомление,

у с т а н о в и л:

Административный истец, с учетом уточнений обратился в суд с административным иском к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации города Твери, Главному управлению архитектуры и градостроительной деятельности по Тверской области, в котором просил суд признать незаконным уведомление Департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Твери о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от 14.08.2020 года; возложить обязанность повторно рассмотреть уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома от 06 августа 2020 года N 29-239/03 в срок, не превышающий семи рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Административный иск мотивирован тем, что административный истец, является собственником земельного участка с кадастровым номером: категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под строительство жилого дома, общей площадью 4 038,5 кв.м., и незавершенного строительством жилого дома (процент незавершенного строительства 48%) с кадастровым номером , расположенных по адресу: <адрес>. Право собственности ФИО3 на указанные выше объекты недвижимости принадлежит на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от 23 мая 2002 года, выданного Государственной нотариальной конторой г. Твери, р.№ 7-977, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним «25» июня 2002 года сделаны записи регистрации и . 06 августа 2020 года административным истцом в адрес ответчика направлено уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, зарегистрированного 06.08.2020 года за .

14 августа 2020 года ФИО3 было получено уведомление Департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Твери № 93 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке. Согласно п. 2 вышеуказанного уведомления Департамент архитектуры и градостроительства администрации г. Твери сообщает о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, при этом ссылается на временные правила землепользования и застройки города Твери, утвержденные решением Тверской городской Думы от 02.07.2003г. №71 (в редакции до 09.07.2016г.), в соответствии с которыми земельный участок с кадастровым номером: расположенный по адресу: <адрес>, расположен в территориальной зоне лесов. Кодовое обозначение зоны - Л, которые в соответствии со ст. 50 Правил: прочие зоны (используются по прямому назначению). Согласно п.5 ч. 3 и ч. 5.1 ст. 105 Лесного Кодекса РФ, в городских лесах запрещается размещение объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений. По мнению истца, ссылка Департамента на Временные правила землепользования и застройки города Твери, утвержденные решением Тверской городской Думы от 02.07.2003г. №71 (в редакции до 09.07.2016г.) не основана на законе. Фактически ответчик ссылается на недействующую редакцию Правил землепользования и застройки г. Твери, то есть недействующий документ. Кроме того, в соответствии со ст. 21, действующих в настоящее время Правил землепользования и застройки города Твери, утвержденных решением Тверской городской Думы от 02.07.2003г. №71, перечень территориальных зон, выделенных на карте градостроительного зонирования не предусматривает зоны Л. Статья 32 вышеуказанных Правил предусматривает только зону Р-Л. При этом в период с 30 декабря 2002 года по 31 декабря 2017 года действовало разрешение № 209-и/02 на выполнение строительно-монтажных работ по строительству индивидуального 2-х этажного кирпичного жилого дома по адресу: <...> Заволжского района полученное истцом в полном соответствии с действующим на тот момент законодательством. В дополнение земельный участок административного истца поставлен на кадастровый учет, по данным ЕГРН - 13 февраля 2002 года, с видом разрешенного использования - под строительство жилого дома, то есть до принятия Тверской городской Думы решения об утверждении правил землепользования и застройки г. Твери.

При разрешении настоящего спора, просит учесть, что 31.01.2020 года Решением Тверского областного суда по делу №3а-12/2020 Правила землепользования и застройки города Твери, утвержденные решением Тверской городской Думы от 02.07.2003 года № 71, в редакции от 09 июня 2016, утвержденной Решением Тверской городской Думы № 155 от 09.06.2016 года, в части отображения на карте градостроительного зонирования земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в территориальной зоне городских лесов Р-Л, признаны не действующими со дня вступления настоящего решения в законную силу. Полагает, что отказ ответчика в согласовании строительства объекта недвижимости на принадлежащем истцу земельном участке, выразившимся в выдаче истцу уведомлений о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от 14.08.2020 года создает препятствие истцу, как собственнику земельного участка в реализации им права собственности в отношении указанного выше земельного участка и нарушают его право на свободное использование своей собственности в личных целях. ФИО3 лишен возможности эффективно использовать свой земельный участок и реализовать свои права и законные интересы. Решение Департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Твери № 93 от 14 августа 2020 года противоречит положениям части 8 статьи 36 ГрК РФ и части 4 статьи 85 Земельного кодекса, которые гласят, что в случае изменения градостроительного регламента земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, в которых использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья.

Определениями Центрального районного суда г. Твери от 18 января 2021 года, 01 марта 2021 года, 24 марта 2021 года занесёнными в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Главное управление архитектуры и градостроительной деятельности Тверской области, Тверская городская Дума, Правительство Тверской области, впоследующем статус третьего лица Главного управления архитектуры и градостроительной деятельности Тверской области изменен на статус соответчика в связи с уточнением административных исковых требований.

Административным ответчиком представлен отзыв на административное исковое заявление, в котором указано, что ФИО3 является собственником земельного участка с кадастровым номером , разрешенное использования «под строительство жилого дома», площадь 4035,5 кв.м. и объекта незавершенного строительства с кадастровым номером , расположенного в юго-восточной части указанного земельного участка, проектируемое назначение - «объект незавершенного строительства» степень готовности 52 % (далее – объект незавершенного строительства). Адрес объектов: <адрес>. Обращают внимание, что указанные реквизиты объекта незавершенного строительства актуальны и исходят из выписки из ЕГРН от 05.02.2021 на объект незавершенного строительства. При этом истцом обозначено назначение принадлежащего ему объекта - «незавершенный строительством жилой дом (процент незавершенного строительства 48%)», с КН После производства строительных работ планируемый к реконструкции объект незавершенного строительства по данным ФИО3 будет иметь следующие параметры: объект индивидуального жилищного строительства высотой – 10 метров, количеством этажей - 3, площадью застройки – 61, 9 кв.м. Решением Тверского областного суда от 31.01.2020 по делу 3а-12/2020 Правила землепользования и застройки города Твери утв. решением Тверской городской Думы от 09.06.2016 № 155 «О внесении изменений в решение Тверской городской Думы от 02.06.2003 № 71 «О Временных правилах землепользования и застройки города Твери», в части отображения на карте градостроительного зонирования земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу <адрес>, в территориальной зоне городских лесов Р-Л, признаны не действующими со дня вступления в законную силу решения суда (с 11.06.2020). Учитывая признание недействующими правил землепользования и застройки города Твери в указанной определенной редакции и требование п. 1 ч. 7 ст. 51.1 ГрК РФ о необходимости производства проверки на соответствие планируемого к строительству объекта правилам землепользования и застройки, Департаментом применены Временные правила землепользования и застройки города Твери, утв. решением Тверской городской Думы от 02.07.2003 № 71 (в редакции до 09.07.2016, действующей до 09.06.2016). В соответствии с Временными правилами землепользования и застройки города Твери земельный участок расположен в территориальной зоне лесов (Л), в соответствии со статьей 50 зона «Л» используется по прямому назначению – под леса, размещение объектов капитального строительства не допускается. Выдача уведомления о соответствии планируемого к строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства в обход указанной процедуры не предусмотрена. Таким образом, предполагаемый к реконструкции объект не будет соответствовать правилам землепользования и застройки города Твери. Также отмечают, что в Правила землепользования и застройки города Твери (в ред. от 29.12.2020 № 320) приведены в соответствие с Генеральным планом города Твери. В настоящее время земельный участок расположен в зоне «озелененных территорий специального назначения, расположенных вне территории исторически сложившихся районов центральной части города» (СН1-2), градостроительный регламент которой отражен в ст. 48 Правил. Данная территориальная зона также не предполагает размещение объектов жилищного строительства, в том числе индивидуального жилищного строительства. В соответствии с Генеральным планом города Твери, утвержденным решением Тверской городской Думы от 25.12.2012 № 193 (394), земельный участок расположен в функциональной зоне озелененных территорий специального назначения. Функциональная зона озелененных территорий специального назначения не предполагает размещение объектов жилищного строительства, в том числе индивидуального жилищного строительства. Расположение земельного участка в указанной функциональной зоне не обжаловалось. Несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования. Правила землепользования и застройки как документы по реализации генеральных планов не могут противоречить генеральному плану, а равно и применяться без учета содержания его положений. При рассмотрении вопроса о выдаче уведомления о соответствии или несоответствии планируемого к строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства правила землепользования и застройки города Твери подлежат применению с учетом положений Генерального плана города Твери. Следовательно, расположение объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером будет противоречить перечисленным нормам градостроительного законодательства. Исходя из чертежа градостроительного плана земельного участка от 20.02.2019 № RU69304000-058 предполагаемый к реконструкции объект незавершенного строительства расположен в юго-восточной части земельного участка с кадастровым номером в охранной зоне воздушной линии электропередач. Несмотря на отражение указанной зоны в чертеже градостроительного плана при подаче уведомления о планируемом строительстве (реконструкции), указанное письменное согласование ФИО3 не представлено. Обращают внимание суда, что разрешение на строительство № 209-и/02, срок действия которого истек ещё в 2017 году, не является основанием для предоставления соответствующего уведомления о соответствии планируемого к строительству (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства. Назначение спорного объекта «объект индивидуального жилищного строительства» и вид разрешенного использования земельного участка «под строительство жилого дома» не соответствовали видам разрешенного использования, установленным градостроительным регламентом для территориальной зоны «Л» (в редакции до 09.07.2016, действующей до 09.06.2016) и не будет соответствовать видам разрешенного использования, установленным градостроительным регламентом для территориальной зоны СН1-2 (в ред. от 29.12.2003).

В судебное заседание административный истец ФИО3, надлежащим образом извещённый о времени и месте слушания дела, не явился. Представитель административного истца по доверенности ФИО1 требования уточненного иска поддержал, с учётом изложенных в нём доводов.

Представитель административного ответчика Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Твери – ФИО2 возражала против удовлетворения заявленных требований в полном объёме, поддержала отзыв, представленный в материалы дела.

Представитель Главного управления архитектуры и градостроительной деятельности по Тверской области в судебном заседании не участвовал, представил письменное заявление о рассмотрении в отсутствие.

Заинтересованные лица, надлежащим образом извещённые о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились.

С учётом мнения участников процесса и положений статьи 150 КАС РФ судом определено рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Из положений ст. 4 КАС РФ следует, что заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также вправе обратиться в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Из буквального толкования указанных норм права следует, что защите подлежит нарушенное право гражданина или юридического лица.

Частью 2 ст. 46 Конституции РФ установлено право каждого обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Порядок реализации данного права предусмотрен главой 22 КАС РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно статье 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9).

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).

В соответствии с подпунктом 5 пункта 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подпунктом 26 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений, направление уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о соответствии или несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности при строительстве или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов на земельных участках, расположенных на территориях городских округов.

В силу положений п. 3.1 Положения о департаменте архитектуры и градостроительства администрации города Твери, утвержденного Постановлением администрации города Твери от 07 мая 2018 года № 578, на Департамент возлагаются следующие задачи: регулирование на территории города Твери градостроительных отношений и градостроительной деятельности, осуществляемой в виде: строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

В соответствии с п. 4.6 вышеуказанного Положения для выполнения поставленных задач Департамент осуществляет следующие функции: выдачу разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами); выдачу разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории города Твери.

В силу части 7 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 настоящей статьи, проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства предельным параметрам разрешенного строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации; направляет застройщику уведомление о соответствии либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке.

Уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве (пункт 1 части 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Следовательно, для предоставления уполномоченным органом уведомления о соответствии планируемого к строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства необходимо соблюдение условия о соответствии такого объекта Генеральному плану и Правилам землепользования и застройки, то есть функциональной и территориальной зонам, и иным ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что административный истец на праве собственности владеет земельным участком с кадастровым номером , разрешенное использования «под строительство жилого дома», площадь 4035,5 кв.м. объекта незавершенного строительства с кадастровым номером , расположенного в юго-восточной части указанного земельного участка, проектируемое назначение - «объект незавершенного строительства» степень готовности 52 % (далее – объект незавершенного строительства). Адрес объектов: <адрес> Указанные реквизиты объекта незавершенного строительства актуальны и подтверждаются выпиской из ЕГРН от 05.02.2021 на объект незавершенного строительства. При этом истцом обозначено назначение принадлежащего ему объекта - «незавершенный строительством жилой дом (процент незавершенного строительства 48%)», с КН .

30 декабря 2002 года ФИО3 выдано разрешение №209и/02 на выполнение строительно-монтажных работ по строительству индивидуального 2-х этажного кирпичного жилого дома по адресу: <...>. Срок действия разрешения продлевался до 31.12.2017.

ФИО3 06 августа 2020 направил в Управление архитектуры и градостроительства Администрации города Твери уведомление о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, указав следующие характеристики объекта капитального строительства.

После производства строительных работ планируемый к реконструкции объект незавершенного строительства по данным ФИО3 будет иметь следующие параметры:

- объект индивидуального жилищного строительства высотой – 10 метров, количеством этажей - 3, площадью застройки – 61, 9 кв.м.

По результатам рассмотрения уведомление Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Твери 14 августа 2020 года вынесено уведомление о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.

Суд считает, что уведомление Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Твери 14 августа 2020 года является законным и обоснованным.

Решением Тверского областного суда от 31.01.2020 по делу 3а-12/2020 Правила землепользования и застройки города Твери утв. решением Тверской городской Думы от 09.06.2016 № 155 «О внесении изменений в решение Тверской городской Думы от 02.06.2003 № 71 «О Временных правилах землепользования и застройки города Твери», в части отображения на карте градостроительного зонирования земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу г. Тверь, <...>, в территориальной зоне городских лесов Р-Л, признаны не действующими со дня вступления в законную силу решения суда (с 11.06.2020).

Учитывая признание недействующими правил землепользования и застройки города Твери в указанной определенной редакции и требование п. 1 ч. 7 ст. 51.1 ГрК РФ о необходимости производства проверки на соответствие планируемого к строительству объекта правилам землепользования и застройки, Департаментом применены Временные правила землепользования и застройки города Твери, утв. решением Тверской городской Думы от 02.07.2003 № 71 (в редакции до 09.07.2016, действующей до 09.06.2016).

В соответствии с Временными правилами землепользования и застройки города Твери земельный участок расположен в территориальной зоне лесов (Л), в соответствии со статьей 50 зона «Л» используется по прямому назначению – под леса, размещение объектов капитального строительства не допускается.

Выдача уведомления о соответствии планируемого к строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства в обход указанной процедуры не предусмотрена.

Таким образом, предполагаемый к реконструкции объект не будет соответствовать правилам землепользования и застройки города Твери.

Необходимо отметить, что в Правила землепользования и застройки города Твери (в ред. от 29.12.2020 № 320) приведены в соответствие с Генеральным планом города Твери.

В настоящее время земельный участок расположен в зоне «озелененных территорий специального назначения, расположенных вне территории исторически сложившихся районов центральной части города» (СН1-2), градостроительный регламент которой отражен в ст. 48 Правил. Данная территориальная зона также не предполагает размещение объектов жилищного строительства, в том числе индивидуального жилищного строительства.

В соответствии с Генеральным планом города Твери, утвержденным решением Тверской городской Думы от 25.12.2012 № 193 (394), земельный участок расположен в функциональной зоне озелененных территорий специального назначения.

Функциональная зона озелененных территорий специального назначения не предполагает размещение объектов жилищного строительства, в том числе индивидуального жилищного строительства. Расположение земельного участка в указанной функциональной зоне не обжаловалось.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Пунктом 2 ч. 1 ст. 34 ГрК РФ предусмотрено, что при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе, с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа.

Кроме того, в силу части 3 статьи 9 ГрК РФ документы территориального планирования (к которым относится генеральный план) являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

Согласно положениям ч. 3 ст. 9, чч. 9 и 10 ст. 31, п. 2 ч. 1 ст. 34 ГрК РФ должен быть соблюден принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану. Генеральный план является приоритетным документом, определяющим направление развития территории.

Из системного толкования положений пп. 2, 5, 6, 7 и 8 ст. 1, ч. 15 ст. 35 ГрК РФ следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам.

Несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования.

Правила землепользования и застройки как документы по реализации генеральных планов не могут противоречить генеральному плану, а равно и применяться без учета содержания его положений.

Правомерность вышеизложенной позиции подтверждается практикой Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 57 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14.11.2018.

Более того в силу пункта 1 решения Тверской городской Думы от 19.12.2019 № 266, до приведения Правил землепользования и застройки города Твери, утвержденных решением Тверской городской Думы от 02.07.2003 № 71 в соответствие с Генеральным планом города Твери, Правила применяются в части ему не противоречащей.

При рассмотрении вопроса о выдаче уведомления о соответствии или несоответствии планируемого к строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства правила землепользования и застройки города Твери подлежат применению с учетом положений Генерального плана города Твери.

Следовательно, расположение объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером будет противоречить перечисленным нормам градостроительного законодательства.

Исходя из чертежа градостроительного плана земельного участка от 20.02.2019 № RU69304000-058 предполагаемый к реконструкции объект незавершенного строительства расположен в юго-восточной части земельного участка с кадастровым номером в охранной зоне воздушной линии электропередач.

Постановление Правительства РФ от 24.02.2009 № 160 утвержден порядок установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон (вместе с правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон) (далее – Постановление № 160).

В силу пункта 10 Постановления № 160 в пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещаются помимо прочего строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений.

Несмотря на отражение указанной зоны в чертеже градостроительного плана при подаче уведомления о планируемом строительстве (реконструкции), указанное письменное согласование ФИО3 не представлено.

Учитывая изложенное, 14.08.2020 № 93 Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Твери обоснованно выдал Уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.

Разрешение на строительство № 209-и/02, срок действия которого истек ещё в 2017 году, не является основанием для предоставления соответствующего уведомления о соответствии планируемого к строительству (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства. Норма права, позволяющая выработать иную позицию, в законодательстве Российской Федерации отсутствует.

Одним из доводов административного иска ФИО3 и его представителя является противоречие оспариваемого уведомления ч. 8 ст. 36 ГрК РФ и ч. 4 ст. 85 ЗК РФ.

Между тем, суд обращает внимание на следующее.

Из п. 4 ст. 85 ЗК РФ, чч. 8 - 10 ст. 36 ГрК РФ действительно прямо следует, что объекты капитального строительства, правомерно возведенные до утверждения градостроительных регламентов правилами землепользования и застройки, а также земельные участки, на которых они расположены, виды разрешенного использования которых не соответствуют градостроительному регламенту могут быть использованы по прежнему фактическому виду разрешенного использования, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.

При этом административным истцом не отражено следующее: любая реконструкция таких объектов, то есть изменение этих объектов, может осуществляться только путем приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, а изменение видов разрешенного использования может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования, установленными градостроительным регламентом.

Указанная позиция отражена в абз. 10 п. 34 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2019) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019).

Таким образом, назначение спорного объекта «объект индивидуального жилищного строительства» и вид разрешенного использования земельного участка «под строительство жилого дома» не соответствовали видам разрешенного использования, установленным градостроительным регламентом для территориальной зоны «Л» (в редакции до 09.07.2016, действующей до 09.06.2016) и не будет соответствовать видам разрешенного использования, установленным градостроительным регламентом для территориальной зоны СН1-2 (в ред. от 29.12.2003).

Из пункта 1 части 1 статьи 30 ГрК РФ следует, что правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия.

При этом подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц (часть 3 статьи 31 ГрК РФ).

При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе, с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 ГрК РФ), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района (пункт 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ).

В силу положений статьи 1 ГрК РФ функциональные зоны - это зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и функциональное назначение.

Из приведенных выше норм ГрК РФ следует, что территориальное планирование, как и градостроительное зонирование, преследует единую цель обеспечения устойчивого развития территорий. Вместе с тем документы территориального планирования определяют назначение территорий для достижения названной цели, а правила землепользования и застройки разрабатываются для создания условий по ее достижению, исходя из назначения территорий. Таким образом, положениями ГрК РФ закреплен принцип первичности генерального плана муниципального образования, как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки.

В соответствии с частью 9 статьи 31 ГрК РФ при подготовке проекта правил землепользования и застройки орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации.

Из изложенного следует, что положения правил землепользования и застройки должны соответствовать положениям генерального плана муниципального образования.

В соответствии с п. 1 ч. 7 ст. 51.1 ГрК РФ Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Твери руководствовался временными правилами землепользования и застройки города Твери, утв. решением Тверской городской Думы от 02 июля 2003 года №71 «О временных правилах землепользования и застройки г.Твери», согласно которым, земельный участок с кадастровым номером расположен в территориальной зоне лесов – Л.

Поскольку земельный участок кадастровым номером имея вид разрешенного использования «под строительство жилого дома» не соответствовал видам разрешенного использования, установленным градостроительным регламентом для территориальной зоны «Л» (в редакции до 09.07.2016, действующей до 09.06.2016), то 14.08.2020 Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Твери обоснованно выдал Уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.

Таким образом, предполагаемый к строительству объект не будет соответствовать правилам землепользования и застройки города Твери.

В качестве одной из задач административного судопроизводства Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации устанавливает защиту нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункт 2 статьи 3), а также гарантирует каждому заинтересованному лицу право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов (часть 1 статьи 4).

Применительно к судебному разбирательству по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, механизм выполнения данной задачи предусматривает обязанность суда по выяснению, среди прочего, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление (пункт 1 части 9 статьи 226).

Частью 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 этой статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд.

В силу пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) могут быть признаны незаконными только при одновременном нарушении ими законных прав и охраняемых законом интересов административного истца и несоответствии их закону или иному нормативному правовому акту.

Анализируя обстоятельства дела в совокупности с предписаниями вышеприведённых законоположений, суд не находит оснований, свидетельствующих о том, что оспариваемым уведомлением были нарушены права административного истца.

Доводы административного истца о том, что земельный участок поставлен на кадастровый учет 13 февраля 2002 года, с видом разрешенного использования - под строительство жилого дома, то есть до принятия Тверской городской Думы решения об утверждении правил землепользования и застройки г. Твери, не могут быть приняты во внимание, поскольку использование земельного участка его правообладателем предопределяется не только видом разрешенного использования земельного участка, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, но и теми требованиями, которые предъявляются градостроительными регламентами к территориальным зонам, в пределах которой находится земельный участок, а также строительными, экологическими, санитарно-гигиеническими, противопожарными и иными правилами, нормативами.

Поскольку материалами настоящего дела не подтверждается нарушение прав и законных интересов административного истца, суд не находит оснований для удовлетворения административного иска.

По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если они соответствуют нормативным правовым актам и не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца (п. 2 ч. 2 ст. 227 КАС РФ).

Руководствуясь статьями ст.ст. 175-180, 227-228 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО3 к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации города Твери, Главному управлению архитектуры и градостроительной деятельности по Тверской области о признании незаконным уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке № 93 от 14.08.2020 года и возложении обязанность повторно рассмотреть уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома от 06 августа 2020 года N 29-239/03 в срок, не превышающий семи рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу, возложении обязанности повторно рассмотреть уведомление - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Центральный районный суд г. Твери в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Н.В. Булыгина

Решение в окончательной форме принято 28 апреля 2021 года

Дело № 2а-246/2021 (УИД 69RS0040-02-2020-006957-35)