ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1911/2022 от 22.07.2022 Крымского районного суда (Краснодарский край)

Дело № 2а-1911/2022

23RS0024-01-2022-002741-19

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Крымск 22 июля 2022 г.

Крымский районный суд Краснодарского края в составе

председательствующего судьи Ломакиной И.Ю.,

при секретаре Хоменко Ю.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Алоян Абаса Камловича к администрации МО Крымский район об оспаривании решения органа местного самоуправления,

установил:

Алоян А.К. обратился в суд с заявлением к администрации МО Крымский район об оспаривании решения органа местного самоуправления.

В обоснование заявленных требований указывает, что является владельцем земельного участка площадью 2893 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов – для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу:. С целью возведения на указанном земельном участке жилого дома он обратился в администрацию с уведомлением о планируемом строительстве жилого дома. Администрация МО Крымский район сообщила о невозможности выдачи уведомления о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке по адресу:, до выполнения мероприятий, исключающих негативное воздействие вод. Отказ считает незаконным, поскольку в администрацию МО Крымский район был представлен необходимый и достаточный пакет документов, отвечающий требованиям законодательства. В уведомлении органа местного самоуправления не содержится ссылок на какое-либо из предусмотренных законом оснований к отказу в выдаче уведомления о согласовании, в связи с чем результат рассмотрения заявления по спорному вопросу нельзя признать законным. Просит суд обязать администрацию Администрации МО Крымский район Краснодарского края выдать уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке по адресу:.

В судебном заседании административный истец Алоян А.К. не участвовал, просил дело рассмотреть в его отсутствие, иск поддержал и просил суд его удовлетворить.

Представитель администрации МО Крымский район в судебном заседании не участвовал, был извещен надлежащим образом, просил в иске отказать по основаниям, изложенным в уведомлении. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика.

Исследовав материалы дела, суд считает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Алоян А.К. владеет земельным участком площадью 2893 кв.м., с кадастровым , категория земель: земли населенных пунктов – для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу:, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 20.06.2022.

Обратившись в администрацию МО Крымский район с уведомлением о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства, Алоян А.К. получил отказ, мотивированный тем, что не допускается выдача разрешений на строительство в зонах, подверженных затоплению до проведения защитных мероприятий, исключающих негативное воздействие вод.

Статьей 67.1 Водного кодекса РФ установлено, что в границах зон затопления, подтопления запрещаются: строительство объектов капитального строительства, не обеспеченных сооружениями и (или) методами инженерной защиты территорий и объектов от негативного воздействия вод.

Инженерная защита территорий и объектов от негативного воздействия вод (строительство водоограждающих дамб, берегоукрепительных сооружений и других сооружений инженерной защиты, предназначенных для защиты территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, и (или) методы инженерной защиты, в том числе искусственное повышение поверхности территорий, устройство свайных фундаментов и другие методы инженерной защиты) осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности органами государственной власти и органами местного самоуправления, уполномоченными на выдачу разрешений на строительство в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, юридическими и физическими лицами - правообладателями земельных участков, в отношении которых осуществляется такая защита.

Административным истцом представлен проект мероприятий для защиты от подтопления , из которого следует, что при строительстве необходимо провести ряд мероприятий от прогнозируемого обводнения грунтов оснований и фундаментов, при соблюдении которых строительство жилого дома по адресу:, допускается.

Суд признает представленный проект допустимым и достоверным доказательством, поскольку он выполнен специалистом, имеющим специальные познания в данной области, квалификация которого у суда сомнений не вызывает. В нём учтены основные характеристики объекта, местоположение планируемого строительства объекта общие положения основанные на законодательстве Российской Федерации, необходимые условия, включающие инженерную защиту территории, требования к мероприятиям при строительстве объекта для его защиты от подтопления, инженерно-геологические условия территории существующего и прогнозируемого подтопления, гидрогеологические условия, геологические процессы и условия, специфические грунты, основные факторы и источники подтопления, а также прогноз развития подтопления на данной территории, включающий в себя уровень опасного воздействия в пределах территории существующего или прогнозируемого подтопления и др.

В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ зоны с особыми условиями использования территорий – охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), защитные зоны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 17 статьи 105 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) установлено, что зоны затопления и подтопления являются одним из видов зон с особыми условиями использования территорий.

Таким образом, действующим градостроительным и земельным законодательством прямо предусмотрено, что зоны затопления и подтопления являются зонами с особыми условиями использования территорий (далее - ЗОУИТ) и устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом по смыслу положений части 1-2 статьи 56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены исключительно по основаниям, установленным федеральным законом, в том числе путём ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий.

Из приведённых норм права следует, что ограничения в использовании земельных участков путём установления ЗОУИТ возможны только в порядке, предусмотренном федеральным законом. Применительно к зонам затопления, подтопления таким федеральным законом является Водный кодекс РФ, а также корреспондирующие ему положения ГрК РФ и ЗК РФ.

Правоотношения по установлению границ зон затопления, подтопления регулируются положениями статьи 67.1 Водного кодекса РФ, а также иными правовыми актами.

Частью 2 названной статьи предусмотрено, что зоны затопления, подтопления устанавливаются, изменяются в отношении территорий, подверженных негативному воздействию вод и не обеспеченных сооружениями и (или) методами инженерной защиты, указанными в части 4 настоящей статьи, уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Указанной норме корреспондирует положение части 1 статьи 106 ЗК РФ, в соответствии с которым Правительство Российской Федерации утверждает положение в отношении каждого вида зон с особыми условиями использования территорий. Указанной статьёй также установлены требования к содержанию таких правовых актов.

Постановлением Правительства РФ от 18 апреля 2014 года № 360 «О зонах затопления, подтопления» утверждено Положение о зонах затопления, подтопления (далее - Положение).

В соответствии с пунктом 3 Положения зоны затопления, подтопления устанавливаются или изменяются решением Федерального агентства водных ресурсов (его территориальных органов) на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об установлении границ зон затопления, подтопления (далее - предложения) и сведений о границах этих зон, которые должны содержать графическое описание местоположения границ этих зон, перечень координат характерных границ таких зон в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости.

Пунктом 5 Положения предусмотрено, что зоны затопления, подтопления считаются установленными, измененными со дня внесения сведений о зонах затопления, подтопления, соответствующих изменений в сведения о таких зонах в Единый государственный реестр недвижимости. Зоны затопления, подтопления считаются прекратившими существование со дня исключения сведений о них из Единого государственного реестра недвижимости.

По смыслу Положения определение границ зоны затопления, подтопления на местности определяется путём подготовки и утверждения документов (геодезических и картографических материалов), содержащих графическое описание местоположения соответствующих границ, а также иные сведений, необходимые для постановки ЗОУИТ на кадастровый учёт.

Согласно пункту 18 Положения границы зон затопления, подтопления отображаются в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

Положением также устанавливаются иные требования к границам зон затопления, подтопления, порядку их согласования и утверждения, внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости.

Нормы права, содержащиеся в Положении, соответствуют требованиям федеральных законов, в том числе ГрК РФ и ЗК РФ.

Так, по смыслу части 6 статьи 56 ЗК РФ ограничение прав на землю (в том числе в связи с установлением ЗОУИТ) подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.

Частью 10 статьи 106 ЗК РФ предусмотрено, что обязательным приложением к решению об установлении зоны с особыми условиями использования территории, а также к решению об изменении зоны с особыми условиями использования территории, предусматривающему изменение границ данной зоны, являются сведения о границах данной зоны, которые должны содержать графическое описание местоположения границ данной зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости. При этом по смыслу части 11 названной статьи, подготовка указанных документов осуществляется уполномоченными органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Системный анализ указанных норм права в их взаимосвязи позволяет сделать вывод о том, что зона затопления, подтопления является зоной с особыми условиями использования территорий, устанавливается в указанном выше порядке Федеральным агентством водных ресурсов и считается установленной со дня внесения сведений о ней в Единый государственный реестр недвижимости. При этом правовые последствия в виде ограничений в использовании земельных участков, входящих в зону затопления, подтопления, возникают с момента установления такой ЗОУИТ.

Зона затопления в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением в Нижнебаканском сельском поселении Крымского района 6-7 июля 2012 года (далее - зона наводнения) установлена муниципальным правовым актом (постановлением администрации Нижнебаканского сельского поселения Крымского района от 11.07.2012 года №113 «Об определении границ зоны затопления на территории Нижнебаканского сельского поселения Крымского района в результате наводнения 6-7 июля 2012 года»), который не имеет картографической и геодезической составляющей, а также иных сведений, предусмотренных законом, принят неуполномоченным органом, не согласован и не утверждён в установленном порядке. Таким образом, указанная зона наводнения не носит признаков и не имеет правового режима зоны затопления, подтопления в смысле, придаваемом последней Водным кодексом РФ.

При таких обстоятельствах, суд считает, что отказ административного ответчика является незаконным и нарушает право административного истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Алоян Абаса Камловича к администрации МО Крымский район об оспаривании решения органа местного самоуправления, удовлетворить.

Признать незаконным и отменить уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от 16.05.2022 в отношении индивидуального жилого дома по адресу: Краснодарский край, Крымский район, ст. Неберджаевская, ул. Ленина, 96.

Обязать администрацию МО Крымский район Краснодарского края принять соответствующее решение о выдаче Алоян Абасу Камловичу уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке по адресу:, разрешающее строительство индивидуального жилого дома в соответствии с представленными документами.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Краснодарского краевого суда в течение месяца с момента его принятия в окончательной форме путем подачи жалобы в Крымский районный суд.

Судья: подпись.