ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1912/2021 от 10.06.2021 Кстовского городского суда (Нижегородская область)

Дело № 2а-1912/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 июня 2021 года г. Кстово

Кстовский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Кравченко Е.Ю., при секретаре Жамалетдиновой Г.Т., с участием административного истца Слепченкова Н.М., представителя административного истца - Озманова Н.А. (по доверенности), представителя административного ответчика - администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области, заинтересованного лица - Пятановой А.С. (по доверенности),

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Слепченкова Николая Михайловича к администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области о признании незаконным решения от (дата обезличена)(номер обезличен) об отказе административному истцу в признании его садового дома с КН (номер обезличен), расположенного по адресу (адрес обезличен), жилым дачным домом, возложении обязанности на администрацию Кстовского муниципального района Нижегородской области устранить нарушение прав и законных интересов административного истца, приняв решение о признании его садового дома жилым дачным домом,

УСТАНОВИЛ:

Слепченков Н.М. обратился в суд с настоящим административным иском, в обоснование которого указывает на следующее.

Слепченков Н.М. является собственником земельного участка, КН (номер обезличен), площадью (номер обезличен) кв.м., с расположенным на нем садовым домом, КН (номер обезличен) по адресу: (адрес обезличен) (далее- садовый дом).

(дата обезличена)ФИО1, за которого по доверенности действовала ФИО6, обратился в администрацию Кстовского муниципального района за признанием вышеуказанного садового дома жилым. К заявлению о признании садового дома жилым были приложены следующие документы: выписка ЕГРН на садовый дом по адресу: (адрес обезличен), КН (номер обезличен), выписка из ЕГРН на указанный выше земельный участок, заключение специалиста ООО «НИИС» (номер обезличен) от (дата обезличена), технический план садового дома на CD-диске, копия нотариальной доверенности от (дата обезличена)(номер обезличен)-н/(номер обезличен). Решением межведомственной комиссии администрации Кстовского муниципального района (адрес обезличен) по признанию жилых домов (жилых помещений) пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу, ФИО1 в признании садового дома жилым, отказано. Основанием отказа явилось недопустимость размещения в зоне нахождения земельного участка, КН (номер обезличен), жилого дома. Зона, в которой расположен земельный участок заявителя, относится к зоне Ж-4. При этом видом разрешенного использования данной зоны является в том числе, размещение жилых дачных домов.

(дата обезличена)ФИО1 в лице своего представителя обратился в администрацию Кстовского муниципального района (адрес обезличен) с заявлением о признании садового дома жилым дачным домом.

В обоснование своих требований заявителем указано, что Генеральным планом сельского поселения «Ройкинский сельсовет (адрес обезличен)», его частью – картой градостроительного зонирования территории Ройкинского сельского поселения (адрес обезличен), территория ПСК «Здоровье» расположена в зоне Ж-4 – зона садоводческих товариществ.

Один из видов разрешенного использования для данной зоны- ведение дачного хозяйства, предусматривающий размещение жилого дачного дома. В соответствии с заключением специалиста ООО «НИИС» от (дата обезличена) здание по адресу (адрес обезличен), КН (номер обезличен), соответствует требованиям к жилому помещению.

Дачный дом, КН (номер обезличен), пригоден для отдыха и проживания, высотой 2 надземных этажа (не выше трех надземных этажей). Однако администрацией Кстовского муниципального района (адрес обезличен) в признании строения жилым дачным домом ФИО1 отказано. Администрацией Кстовского муниципального района (адрес обезличен) указано на нецелесообразность рассмотрения данного вопроса, о чем вынесено решение от (дата обезличена) исх. (номер обезличен).

Согласно выписке из Правил землепользования и застройки Ройкинского сельсовета (адрес обезличен), утвержденных Приказом Департамента градостроительной деятельности и развития агломераций (адрес обезличен) от (дата обезличена)(номер обезличен) участок ФИО1 находится в жилой зоне Ж-4, основной вид разрешенного использования: ведение дачного хозяйства - размещение жилого дачного дома (не предназначенного для раздела на квартиры, пригодного для отдыха и проживания, высотой не выше трех надземных этажей); осуществление деятельности, связанной с выращиванием плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, размещение хозяйственных строений и сооружений. Дата завершения строительства дома ФИО1(дата обезличена) г. В результате вынесения администрацией Кстовского муниципального района (адрес обезличен) незаконного решения ФИО1 был лишен предоставленного ему законом права на признание садового дома жилым дачным в рамках зоны по ПЗЗ, в которой находится его земельный участок.

В административном иске заявитель просит признать незаконным решение от (дата обезличена)(номер обезличен) об отказе административному истцу в признании его садового дома с КН (номер обезличен), расположенного по адресу (адрес обезличен) жилым дачным домом, возложении обязанности на администрацию Кстовского муниципального района Нижегородской области устранить нарушение прав и законных интересов административного истца, приняв решение о признании его садового дома жилым дачным домом.

Административный истец, его представитель в судебном заседании на административном иске настаивали.

Представитель административного ответчика - администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области возражал против удовлетворения административного иска по доводам возражений, приобщенных к делу.

Иные участвующие в деле лица, в судебном заседании участия не принимали, о месте и времени слушания дела уведомлены надлежаще.

Суд, с учетом мнения сторон, находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Суд, выслушав участников судебного заседания, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ), предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч.1,5.6,7 ст.219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Частями 9, 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Судом установлено и материалами дела подтверждается следующее.

Слепченков Н.М. является собственником земельного участка площадью (номер обезличен) кв.м., с КН (номер обезличен) по адресу: (адрес обезличен), и расположенного на нем садового дома с КН (номер обезличен).

(дата обезличена) Слепченков Н.М. в лице представителя ФИО6, обратился в администрацию Кстовского муниципального района за признанием вышеуказанного садового дома жилым, которое поступило в администрацию (дата обезличена) и было принято к рассмотрению.

К заявлению о признании садового дома жилым были приложены следующие документы: выписка ЕГРН на садовый дом по адресу: (адрес обезличен) КН (номер обезличен), выписка из ЕГРН на указанный выше земельный участок, заключение специалиста ООО «НИИС» (номер обезличен) от (дата обезличена), технический план садового дома на CD-диске, копия нотариальной доверенности от (дата обезличена)(номер обезличен)

Решением межведомственной комиссии администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области по признанию жилых домов (жилых помещений) пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу, ФИО1 в признании садового дома жилым, отказано.

Так, согласно Заключению Межведомственной комиссии по признанию жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания, многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом (номер обезличен) от (дата обезличена) (назначена постановлением администрации Кстовского муниципального района (адрес обезличен) от (дата обезличена)(номер обезличен)), принято заключение об отказе ФИО1 в признании садового дома с КН (номер обезличен), расположенного по адресу: (адрес обезличен) жилым домом, в соответствии с подпунктом «д» пункта 61 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от (дата обезличена)(номер обезличен), поскольку размещение жилого дома на земельном участке, виды разрешенного использования которого, установленные в соответствии с законодательством РФ, не предусматривают такого размещения.

ФИО1 было рекомендовано обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о внесении изменений в территориальные зоны Ж-4 данного земельного участка.

Постановлением администрации Кстовского муниципального района (адрес обезличен)(номер обезличен) от (дата обезличена), в соответствии с постановлением Правительства РФ от (дата обезличена)(номер обезличен) «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», на основании заявления ФИО1, по вопросу признания садового дома жилым домом от (дата обезличена) вх. (номер обезличен), заключения районной межведомственной комиссии об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом от (дата обезличена)(номер обезличен), постановлено: 1. отказать в признании садового дома, расположенного по адресу: (адрес обезличен), жилым домом, в соответствии с подпунктом «д» пункта 61 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от (дата обезличена)(номер обезличен), поскольку размещение жилого дома на земельном участке, вид разрешенного использования которого, установленные в соответствии с законодательством РФ, не предусматривают такого размещения.

(дата обезличена)ФИО1 в лице своего представителя вновь обратился в администрацию Кстовского муниципального района (адрес обезличен) с заявлением о признании садового дома жилым дачным домом (датировано (дата обезличена)).

В обоснование своих требований заявителем указано, что Генеральным планом сельского поселения «Ройкинский сельсовет (адрес обезличен)», его частью - картой градостроительного зонирования территории Ройкинского сельского поселения (адрес обезличен), территория ПСК «Здоровье» расположена в зоне Ж-4 - зона садоводческих товариществ. Один из видов разрешенного использования для данной зоны - ведение дачного хозяйства, предусматривающий размещение жилого дачного дома. В соответствии с заключением специалиста ООО «НИИС» от (дата обезличена) здание по адресу (адрес обезличен), КН (номер обезличен), соответствует требованиям к жилому помещению. Дачный дом с КН (номер обезличен), пригоден для отдыха и проживания, высотой 2 надземных этажа (не выше трех надземных этажей).

В своем заявлении от (дата обезличена)ФИО1 просил признать жилым дачным дом по адресу: (адрес обезличен), КН (номер обезличен), принадлежащий ФИО1, расположенный на земельном участке с КН (номер обезличен)

К заявлению приложил заключение специалиста ООО «НИИС» (номер обезличен) от (дата обезличена), также указав, что выписки из ЕГРН в отношении дома и земельного участка представлялись им в межведомственную комиссию ранее ((дата обезличена)).

Между тем, письмом администрации Кстовского муниципального района (адрес обезличен)(дата обезличена) исх-(номер обезличен), в признании строения жилым дачным домом ФИО1 отказано.

В обоснование своего отказа администрация ссылается на следующее.

В межведомственную комиссию ранее был представлен комплект документов в соответствии с Положением «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», утвержденным Постановлением Правительства РФ от (дата обезличена)(номер обезличен).

Решение по вопросу признания садового дома жилым домом, расположенного по вышеуказанному адресу, принималось на основании представленных документов, а также дополнительных документов, предусмотренных законодательством. В частности, по межведомственному взаимодействию, административным ответчиком был направлен запрос в управление архитектуры и градостроительства с целью получения сведений о территориальной зоне, в которой находится земельный участок с расположенным на нем домом.

Согласно представленной заявителем Выписке из ЕГРН, земельный участок с КН (номер обезличен) имеет категорию земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования- для садоводства. На основании полученных сведений из управления архитектуры и градостроительства (адрес обезличен), земельный участок с расположенным на нем вышеуказанным домом, находится в границах территориальной зоны: Ж- 4 – зона садоводческих товариществ.

Исходя из данных градостроительного регламента, которым определен правовой режим использования территорий, на земельных участках, расположенных в зоне Ж-4, с видом разрешенного использования «ведение садоводства» разрешается осуществление деятельности, связанной с выращиванием плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля; размещение садового дома, предназначенного для отдыха и не подлежащего разделу на квартиры, размещение хозяйственных строений и сооружений.

Учитывая вышеизложенное, в соответствии с подпунктом «д» пункта 61 Положения, размещение садового дома или жилого дома на земельном участке, виды разрешенного использования которого, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, не предусматривают такого размещения, указано, что заявителю ранее было отказано в признании садового дома жилым домом.

В своем отказе (дата обезличена) исх-(номер обезличен) административный ответчик указал, что повторное рассмотрение вопроса о признании садового дома, расположенного по адресу: (адрес обезличен), жилым дачным домом нецелесообразно.

Таким образом, администрацией Кстовского муниципального района (адрес обезличен) указано на нецелесообразность рассмотрения данного вопроса, о чем вынесено решение.

Заявитель просил признать незаконным решение от (дата обезличена)(номер обезличен) об отказе административному истцу в признании его садового дома с КН (номер обезличен), расположенного по адресу (адрес обезличен), жилым дачным домом.

По результатам анализа доводов сторон, материалов дела, оценив доказательства по делу в своей совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении указанных требований, по следующим основаниям.

Согласно части 3 статьи 23 Федерального закона от (дата обезличена) № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» садовый дом может быть признан жилым домом, жилой дом может быть признан садовым домом в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации, то есть в порядке, определенном разделом VI Положения.

Указанный порядок регламентирован постановлением Правительства РФ от (дата обезличена)(номер обезличен) «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» (далее -Положение (номер обезличен)).

Пунктом 55 Положения установлено, что садовый дом признается жилым домом и жилой дом- садовым домом на основании решения органа местного самоуправления муниципального образования, в границах которого расположен садовый дом или жилой дом.

В пункте 56 Положения приведен перечень документов, необходимых для признания садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, которые собственник садового дома или жилого дома представляет в орган местного самоуправления непосредственно либо через функциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

Так, в силу пункта 56 Положения для признания садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом собственник садового дома или жилого дома (заявитель) представляет в уполномоченный орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг:

а) заявление о признании садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом, в котором указываются кадастровый номер садового дома или жилого дома и кадастровый номер земельного участка, на котором расположен садовый дом или жилой дом, почтовый адрес заявителя или адрес электронной почты заявителя, а также способ получения решения уполномоченного органа местного самоуправления и иных предусмотренных настоящим Положением документов (почтовое отправление с уведомлением о вручении, электронная почта, получение лично в многофункциональном центре, получение лично в уполномоченном органе местного самоуправления);

б) выписку из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, содержащую сведения о зарегистрированных правах заявителя на садовый дом или жилой дом, либо правоустанавливающий документ на жилой дом или садовый дом в случае, если право собственности заявителя на садовый дом или жилой дом не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, или нотариально заверенную копию такого документа;

в) заключение по обследованию технического состояния объекта, подтверждающее соответствие садового дома требованиям к надежности и безопасности, установленным частью 2 статьи 5, статьями 7, 8 и 10 Федерального закона от (дата обезличена) N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", выданное индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, которые являются членами саморегулируемой организации в области инженерных изысканий (в случае признания садового дома жилым домом);

г) в случае, если садовый дом или жилой дом обременен правами третьих лиц, - нотариально удостоверенное согласие указанных лиц на признание садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом.

Решение о признании садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом либо об отказе в признании садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных документов, указанных в пункте 56 настоящего Положения, уполномоченным органом местного самоуправления не позднее чем через 45 календарных дней со дня подачи заявления (пункт 59 Положения).

В соответствии с пунктом 61 Положения решение об отказе в признании садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом принимается в следующих случаях: непредставление заявителем документов, предусмотренных подпунктами "а" и (или) "в" пункта 56 Положения (подпункт "а" пункта 61); поступление в уполномоченный орган местного самоуправления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, о зарегистрированном праве собственности на садовый дом или жилой дом лица, не являющегося заявителем (подпункт "б" пункта 61); поступление в уполномоченный орган местного самоуправления уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на садовый дом или жилой дом, если правоустанавливающий документ, предусмотренный подпунктом "б" пункта 56 настоящего Положения, или нотариально заверенная копия такого документа не были представлены заявителем. Отказ в признании садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом по указанному основанию допускается в случае, если уполномоченный орган местного самоуправления после получения уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на садовый дом или жилой дом уведомил заявителя указанным в заявлении способом о получении такого уведомления, предложил заявителю представить правоустанавливающий документ, предусмотренный подпунктом "б" пункта 56 настоящего Положения, или нотариально заверенную копию такого документа и не получил от заявителя такой документ или такую копию в течение 15 календарных дней со дня направления уведомления о представлении правоустанавливающего документа (подпункт "в" пункта 61); непредставление заявителем документа, предусмотренного подпунктом "г" пункта 56 настоящего Положения, в случае если садовый дом или жилой дом обременен правами третьих лиц (подпункт "г" пункта 61); размещение садового дома или жилого дома на земельном участке, виды разрешенного использования которого, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, не предусматривают такого размещения (подпункт "д" пункта 61); использование жилого дома заявителем или иным лицом в качестве места постоянного проживания (при рассмотрении заявления о признании жилого дома садовым домом) (подпункт "е" пункта 61).

Таким образом, в силу подпункта «д» пункта 61 указанного Положения, решение о признании садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом принимается в случае размещения садового дома или жилого дома на земельном участке, виды разрешенного использования которого, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, не предусматривают такого размещения.

Исходя из требований пункта 62 Положения решение об отказе в признании садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на соответствующие положения, предусмотренные пунктом 61 Положения.

С даты издания Постановления N 47 в редакции от (дата обезличена), действующей с (дата обезличена), вопрос о признании жилого строения, расположенного на садовом участке, пригодным для проживания решается создаваемой органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации межведомственной комиссией.

Приложением (номер обезличен) к Положению о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденному Постановлением Правительства РФ от (дата обезличена) N 47, утверждена форма Заключения об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом.

В данном случае ФИО1 обратился в администрацию Кстовского муниципального района (адрес обезличен) через своего представителя, действующего на основании выданной административным истцом доверенности.

Как усматривается из материалов дела, по результатам рассмотрения заявления ФИО1 от (дата обезличена), поставленный в его заявлении вопрос фактически межведомственной комиссией не рассматривался, заявление ФИО1 на такой комиссии не обсуждалось, соответствующего заключения межведомственной комиссии не выносилось.

Решение по заявлению ФИО1 было принято в отсутствие заключения межведомственной комиссии, наличие такого заключения межведомственной комиссии является обязательным для принятия окончательного решения органом местного самоуправления.

Кроме того, суд полагает необходимым отметить следующее.

В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона от (дата обезличена) №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. (адрес обезличен) от (дата обезличена)(номер обезличен)-З «О закреплении за сельскими поселениями (адрес обезличен) вопросов местного значения», к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные, в том числе п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от (дата обезличена) №131-ФЗ - обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии жилищным законодательством.

Согласно п. 10 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией РФ, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов РФ.

Администрация Кстовского муниципального района (адрес обезличен) предоставляет муниципальные услуги по следующими назначениям:

- «Принятие документов, а также выдача решений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое помещение в Кстовском муниципальном районе (адрес обезличен)»;

- «Признание помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом на территории Кстовского муниципального района (адрес обезличен)».

Пунктом 55 Постановления Правительства от (дата обезличена)(номер обезличен) «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» установлено, что садовый дом признается жилым домом и жилой дом – садовым домом на основании решения органа местного самоуправления муниципального образования, в границах которого расположен садовый дом или жилой дом.

Подпунктом 56 Постановления (номер обезличен) присвоен перечень документов, необходимых для признания садового дома в жилым домом и жилого доима садовым домом, которые собственник садового дома и жилого дома представляет в уполномоченный орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

В данном случае заявитель просил признать жилым домом садовый дом, расположенный по адресу: (адрес обезличен), в районе д. Ройка ПСК «Здоровье», уч. 184. При этом первоначально заявитель обратился администрацию (дата обезличена), повторное заявление составлено (дата обезличена) г и представлено в администрацию (дата обезличена).

Как усматривается из материалов дела, (дата обезличена) между муниципальным образованием «Ройкинский сельсовет (адрес обезличен)» и муниципальным образованием «Кстовский муниципальный район» было заключено Соглашение о передаче части полномочий по решению вопросов местного значения поселения.

Подпунктом 4 пункта 1.2 указанного Соглашения определены вопросы местного значения в области жилищных правоотношений, передаваемых от поселения к району.

Полномочия по признанию садового дома жилым домом в ведение администрации Кстовского муниципального района (адрес обезличен) переданы не были.

Из указанного следует, что на момент обращений заявителя (дата обезличена), рассмотрение поставленных им в заявлениях вопросов относилось к компетенции сельского поселения «Ройкинский сельсовет Кстовского муниципального района (адрес обезличен)».

Оспариваемый отказ администрации от (дата обезличена) Исх-(номер обезличен) исходя из его содержания, основан, по своей сути, на постановлении администрации (номер обезличен) от (дата обезличена), на основании которого ФИО1 было отказано в признании садового дома, расположенного по адресу: (адрес обезличен), жилым домом, в соответствии с подпунктом «д» пункта 61 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от (дата обезличена)(номер обезличен), поскольку размещение жилого дома на земельном участке, вид разрешенного использования которого, установленные в соответствии с законодательством РФ, не предусматривают такого размещения.

Как указано выше, по результатам рассмотрения заявления ФИО1 от (дата обезличена), поставленный в его заявлении вопрос фактически межведомственной комиссией не рассматривался, заявление ФИО1 на такой комиссии не обсуждалось, соответствующего заключения межведомственной комиссии не выносилось.

Решение по заявлению ФИО1 было принято в отсутствие заключения межведомственной комиссии, наличие такого заключения межведомственной комиссии является обязательным для принятия окончательного решения органом местного самоуправления.

В связи с указанными выше обстоятельствами, суд приходит к выводу о нарушении порядка рассмотрения обращения ФИО1, предусмотренного Постановлением N 47, и, как следствие, к выводу о том, что решение администрации Кстовского муниципального района (адрес обезличен) от (дата обезличена)(номер обезличен) принято с нарушением установленного законом порядка, рассмотрено в установленном законом порядке не было, в связи с чем незаконно, а потому нарушает права и законные интересы заявителя ФИО1

Из положений статьи 227 КАС РФ следует, что для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Совокупность таких условий при рассмотрении настоящего административного дела по указанным требованиям ФИО1 установлена.

В связи с изложенным выше, и с учетом положений ст. 227 КАС РФ, административные исковые требования ФИО1 к администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области о признании незаконным решения от (дата обезличена) Исх-(номер обезличен) об отказе административному истцу в признании его садового дома с КН (номер обезличен), расположенного по адресу (адрес обезличен) жилым дачным домом, подлежат удовлетворению.

Доказательств, которые бы давали суду основания для иных выводов, в материалах дела не имеется.

Однако оснований для удовлетворения требований ФИО1 о возложении на администрацию Кстовского муниципального района (адрес обезличен) обязанности устранить нарушение прав и законных интересов административного истца, приняв решение о признании его садового дома жилым дачным домом, не имеется, поскольку указанные полномочия относятся к полномочиям органов местного самоуправления.

Вместе с тем, нарушенные права административного истца в силу положений статьи 227 КАС РФ, подлежат восстановлению путем возложения на административного ответчика обязанности повторно рассмотреть заявление административного истца.

В силу части 3 статьи 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.

При этом суд учитывает, что в материалах дела имеется Соглашение о передаче части полномочий по решению вопросов местного значения поселения от (дата обезличена), заключенное между администрацией Ройкинского сельсовета Кстовского муниципального района (адрес обезличен) и администрацией Кстовского муниципального района (адрес обезличен), из которого следует, что в настоящее время полномочиями по разрешению поставленного в заявлении от (дата обезличена) вопроса в настоящее время обладает администрация Кстовского муниципального района (адрес обезличен).

Так, из пп. 4 п. 1.2 указанного Соглашения следует, что в целях реализации пункта 1.1. настоящего Соглашения, Поселение передает Району осуществление следующих полномочий по решению вопросов местного значения:…4) Обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством в части … д) признания помещения жилым помещением, жилого помещения- непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом в Кстовском муниципальном районе (адрес обезличен).

В связи с чем, и с учетом требований ч. 3 ст. 227 КАС РФ, суд полагает необходимым обязать административного ответчика повторно рассмотреть заявление ФИО1 от (дата обезличена), в срок, предусмотренный действующим законодательством, тем самым частично удовлетворив требования заявителя о возложении обязанности на администрацию Кстовского муниципального района (адрес обезличен) устранить нарушение прав и законных интересов административного истца, приняв решение о признании его садового дома жилым дачным домом.

При таких обстоятельствах и на основании вышеприведенных правовых норм, по результатам анализа доводов сторон и имеющихся в деле доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении требований заявителя.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 290 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление ФИО1 к администрации Кстовского муниципального района (адрес обезличен) о признании незаконным решения от (дата обезличена)(номер обезличен) об отказе административному истцу в признании его садового дома с КН (номер обезличен), расположенного по адресу (адрес обезличен), жилым дачным домом, возложении обязанности на администрацию Кстовского муниципального района Нижегородской области устранить нарушение прав и законных интересов административного истца, приняв решение о признании его садового дома жилым дачным домом, удовлетворить частично.

Признать незаконным решение администрации Кстовского муниципального района (адрес обезличен) от (дата обезличена) Исх-(номер обезличен) об отказе административному истцу в признании его садового дома с КН (номер обезличен), расположенного по адресу (адрес обезличен), жилым дачным домом.

Обязать администрацию Кстовского муниципального района (адрес обезличен) повторно рассмотреть заявление ФИО1 от (дата обезличена) о признании жилым дачным дом по адресу: (адрес обезличен) КН (номер обезличен), расположенный на земельном участке с КН (номер обезличен), в срок, предусмотренный действующим законодательством.

В удовлетворении остальной части административного искового заявления ФИО1 к администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области, - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кстовский городской суд Нижегородской области.

Судья Е.Ю.Кравченко