ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1913/19 от 26.07.2019 Сакского районного суда (Республика Крым)

Дело№ 2а-1913/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 июля 2019 г. Саки

Сакский районный суд Республики Крым в составе:

председательствующего Мазаловой М.И.,

с участием прокурора Козеняшевой Н.Б.,

при секретаре Джанджугазян А.А.,

с участием административного истца ФИО1, представителя административного истца ФИО2, административного ответчика- председателя Территориальной избирательной комиссии ФИО3, представителя административного ответчика - Территориальной избирательной комиссии Сакского района Республики Крым ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 ФИО8 к Территориальной избирательной комиссии Сакского района Республики Крым, председателю Территориальной избирательной комиссии ФИО3 ФИО9 о признании незаконным и отмене итогового протокола проверки подписных листов, обязании зарегистрировать кандидатом в депутаты,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в Сакский районный суд Республики Крым с административным иском к территориальной избирательной комиссии Сакского района Республики Крым, председателю территориальной избирательной комиссии ФИО3 о признании незаконным и отмене итогового протокола проверки подписных листов, обязании зарегистрировать кандидатом в депутаты.

Свои требования мотивирует тем, что истец выдвинул свою кандидатуру в депутаты Новофедоровского сельского Совета Сакского района Республики Крым 2 созыва по Новофедоровскому десятимандатному избирательному округу, самостоятельно собрал подписи избирателей и оформил подписной лист, сдал его в территориальную избирательную комиссии (далее по тексту-ТИК). ДД.ММ.ГГГГ истец получил итоговый протокол, согласно которому усматривается основания для отказа в регистрации кандидатом по п.7 ч.3 ст.48 Закона Республики Крым « О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в <адрес>». Истец считает данное решение незаконным, вынесенным с нарушением избирательного законодательства, нарушающим право истца быть зарегистрированным в кандидатом в депутаты. Основание для отказа послужило то обстоятельство, что в подписном листе указаны не в полном объеме сведения о сборщике подписей. Сведения с полными анкетными данными и адрес места жительства истца как кандидата и одновременно сборщика подписей указаны на лицевой стороне подписного листа. Просит признать незаконным и отменить итоговый протокол руководителя рабочей группы ТИК <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Новофедоровского сельского совета Республики Крым второго созыва по Новофедоровскому десятимандатному избирательному округу; обязать ТИК восстановить нарушенное право истца путем регистрации его кандидатом в депутаты Новофедоровского сельского совета <адрес> Республики Крым второго созыва по Новофедоровскому десятимандатному избирательному округу. Решение обратить к немедленному исполнению.

Административный истец, представитель административного истца ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержали, просили удовлетворить в полном объеме на основании обстоятельств, изложенных в административном исковом заявлении. ФИО2 дополнила, что подписной лист изготовлен истцом по образцу, полученному в ТИК, в образце отмечено, что можно не указывать на обороте адрес сборщика подписей. Истец не указал как сборщик подписей и кандидат одновременно свой адрес местожительства на оборотной стороне подписного листа, что не является грубым нарушением избирательного законодательства. В протоколе не полностью указаны нормы права, на которые ссылается рабочая комиссия, указывая в качестве основания недействительности подписей избирателей. Считает, что право истца на его регистрацию кандидатом в депутаты нарушено, поскольку рабочий орган ТИК имеет полномочия и может отказать либо допустить кандидата к регистрации, если не обжаловать итоговый протокол, то его наличие создает препятствие, т.к. в нем содержатся выводы о недействительности собранных кандидатом подписей. Отсутствие указания на обороте подписного листа место жительства истца является лишь технической ошибкой при заполнении протокола, которая может быть исправлена на заседании комиссии. Итоговый протокол содержит категорический вывод об отказе, это не констатация факта. Относительно требований об обязании зарегистрировать кандидатом в депутаты пояснила, что при отмене протокола логическое действие по защите нарушенного права истца- это его восстановление путем регистрации кандидатом в депутаты и немедленное исполнение решения суда.

Административный ответчик- председатель ТИК Сакского района Республики Крым ФИО3 в судебном заседании представила письменные возражения на иск. Дополнила, что вопрос о регистрации истца не снят, т.к. ДД.ММ.ГГГГ состоится заседание ТИК по регистрации кандидатов в депутаты, в том числе и относительно истца. Рабочая группа при рассмотрении правильности составления подписных листов и при обнаружении недостатков в его заполнении, обязана данные недостатки отразить в итоговом протоколе. Территориальная избирательная комиссия Сакского района не располагает образцом подписного листа, тем более не выдает их кандидатам, как это было заявлено административным истцом.

Представитель административного ответчика- ТИК Сакского района Республики Крым ФИО4 в судебном заседании возражала против удовлетворения иска по основаниям, изложенным в письменных возражениях ФИО3. Дополнила, что итоговый протокол- это исключительно результат работы рабочей группы. Все члены ТИК с правом голоса, лично каждый объективно принимает решение о регистрации кандидата в депутаты либо отказе в регистрации. У ТИК есть 10 дней на рассмотрение полного пакета документов, уведомить кандидата о недостатках, за 1 день разрешается дополнить, но за исключением подписного листа, который выдается один раз и в него нельзя вносить изменения, дополнения.

Суд, выслушав пояснения представителей сторон, заключение прокурора, который полагал иск не подлежащим удовлетворению, т.к. факт нарушения прав истца не установлен и не доказан, итоговый протокол не содержит категоричного отказа в регистрации кандидатом в депутаты, коме того требования о регистрации кандидатом заявлены необоснованно, исследовав письменные материалы дела, пришел к следующему выводу.

Судом установлено, что истец обратился в суд с исковым заявлением в сроки, определенными нормами КАС РФ.

В соответствии со статьей 34 Закона Республики Крым 17-ЗРК ФИО1, как гражданин <данные изъяты>, обладающий пассивным избирательным правом, имеет право на выдвижение кандидатом в депутаты путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением.

В соответствии со статьей 36 Закона Республики Крым -ЗРК « О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Республике Крым»( далее по тексту - Закон Республики Крым 17-ЗРК) самовыдвижение кандидата производится путем уведомления об этом окружной избирательной комиссии, в которой будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидатов.

Постановлением Избирательной комиссии Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ «О возложении полномочий избирательных комиссий муниципальных образований сельских поселений Сакского района Республики Крым на территориальную избирательную комиссию Сакского района Республики Крым» на территориальную избирательную комиссию Сакского района Республики Крым возложены полномочия избирательной комиссии муниципального образования Новофедоровского сельского поселения.

Решением территориальной избирательной комиссии Сакского района Республики Крым (с полномочиями избирательных комиссий муниципальных образований Сакского района Республики Крым) от ДД.ММ.ГГГГ «О возложении полномочий окружных избирательных комиссий на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Сакского района Республики Крым второго созыва на территориальную избирательную комиссию Сакского района Республики Крым» на территориальную избирательную комиссию Сакского района Республики Крым возложены полномочия окружной избирательной комиссии Новофедоровского десятимандатного избирательного округа.

В соответствии с пунктом 1 статьи 40 Закона Республики Крым 17-ЗРК окружная избирательная комиссия считается уведомленной о самовыдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Законом Республики Крым 17-ЗРК, после поступления в нее в письменной форме заявления выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата.

Судом установлено, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ приобрел права и обязанности кандидата путем предоставления уведомления в окружную избирательную комиссию Новофедоровского десятимандатного избирательного округа.

Руководствуясь пунктом 7 статьи 40 Закона Республики Крым 17-ЗРК окружная избирательная комиссия выдала письменное подтверждение о получении представляемых в соответствии с Законом Республики Крым 17-ЗРК документов о выдвижении кандидата. Указанное письменное подтверждение выдано ФИО1 незамедлительно ДД.ММ.ГГГГ в 15 часов 57 минут..

В соответствии с пунктом 1 статьи 42 Закона Республики Крым 17-ЗРК необходимым условием регистрации кандидата на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований является поддержка выдвижения кандидата избирателями, наличие которой подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.

Статьей 45 Закона Республики Крым 17-ЗРК предусмотрено, что для регистрации кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения представляет в окружную комиссию: первый финансовый отчет; информацию об изменениях в сведениях о кандидате, ранее представленных в соответствии с частями 1 - 4 статьи 41 вышеуказанного Закона (если такие изменения имеются). Если в поддержку выдвижения кандидата осуществлялся сбор подписей избирателей, для регистрации вместе с документами, указанными в части 1 настоящей статьи, представляется рад документов, в том числе подписной лист.

Согласно ст.37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" форма подписного листа с подписями избирателей в поддержку выдвижения членов выборного органа местного самоуправления, порядок его заполнения и заверения, порядок проверки подписей избирателей и основания признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.

Решением территориальной избирательной комиссии Сакского района Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ «О количестве подписей избирателей, необходимом для регистрации кандидатов, выдвинутых по многомандатным избирательным округам на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований на территории Сакского района Республики Крым второго созыва ДД.ММ.ГГГГ» минимальное число подписей, необходимое для поддержки выдвижения кандидата на выборах депутатов Новофедоровского сельского совета Сакского района Республики Крым второго созыва по Новофедоровскому десятимандатному избирательному округу составляет 10 подписей, максимальное число подписей, которое может быть представлено кандидатом, –14 подписей.

Кандидатом ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ в 11 часов 00 минут в территориальную избирательную комиссию <адрес> Республики Крым представлены подписной лист, содержащий 14 подписей избирателей и необходимый для регистрации кандидата. Тем самым ФИО1 воспользовался приобретенными правами кандидата.

Регламентируют правильность заполнения документов федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме Российской федерации» и Закон Республики Крым 17-ЗРК. Федеральным законом установлены единые формы подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах всех уровней (пункт 8 статья 37 Федерального закона), установлен единый порядок заполнения и заверения подписных листов.

Каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, участников референдума, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения. Адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 настоящего Федерального закона реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номеров дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума (п. 12 введен Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 259-ФЗ; в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 104-ФЗ)

При сборе подписей в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума допускается заполнение подписного листа на лицевой и оборотной сторонах. При этом оборотная сторона является продолжением лицевой стороны с единой нумерацией подписей, а заверительные записи вносятся на оборотной стороне подписного листа непосредственно после последней подписи избирателя (п. 14 введен Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 259-ФЗ, в ред. Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ N 41-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ N 95-ФЗ)

Согласно ч.6.1 ст.38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме Российской федерации» по результатам проверки подписей избирателей, участников референдума и соответствующих им сведений об избирателях, участниках референдума, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя, участника референдума может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.

В части 12 статьи 47 Закона Республики Крым закреплено положение, согласно которого в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" недействительными признаются: 8) все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, и (или) кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, о кандидате, уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно либо внесены нерукописным способом или карандашом.

В своей деятельности территориальная избирательная комиссия Сакского района руководствуется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ-Ф «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ 17-ЗРК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Республике Крым», которыми предусмотрено, что подписные листы оформляются по форме согласно приложению 8 к Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и изготавливаются за счет средств избирательного фонда кандидата (статья 43 Закона Республики Крым 17-ЗРК).

В соответствии с пунктом 7 статьи 47 Закона Республики Крым 17-ЗРК, решением территориальной избирательной комиссии Сакского района Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ в территориальной избирательной комиссии Сакского района Республики Крым создана рабочая группа, деятельность которой заключается в проверке соблюдения порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов.

Из материалов дела следует, что ТИК Сакского района, руководствуясь статьей 47 Закона Республики Крым 17-ЗРК и соблюдая права кандидата, уведомила ФИО1 о заседании рабочей группы по проверки подписных листов путем вручения уведомления, содержащегося в Подтверждении получения документов для регистрации кандидата в порядке самовыдвижения кандидата по Новофедоровскому десятимандатному избирательному округу на выборах депутатов Новофедоровского сельского совета <адрес> Республики Крым второго созыва от ДД.ММ.ГГГГ. Административный истец присутствовал на заседании рабочей группы по проверке подписных листов, указанной в пункте 9 статьи 47 Закона Республики Крым 17-ЗРК. Также, в этот же день истец получил копию итогового протокола проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата.

Судом установлено, что истец, являясь самовыдвиженцем лично собирал подписи избирателей. При заполнении подписного листа на лицевой стороне истец как кандидат указал свое ФИО, сведения о погашенной судимости, дату, месяц, год рождения, место работы и должность, адрес места жительства. На обороте подписного листа истец как сборщик подписей также указал ФИО, дату месяц год рождения, данные документа, удостоверяющего личность (паспорта <данные изъяты>), не указав места жительства.

Согласно содержания итогового протокола проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Новофедоровского сельского совета <адрес> Республики Крым второго созыва по Новофедоровскому десятимандатному избирательному округу ФИО1, составленному ДД.ММ.ГГГГ, усматривается основания для отказа в регистрации списка кандидатов по пункту 7 части 3 статьи 48 Закона Республики Крым «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в <адрес>». Также в протоколе указано на количество недостоверных ( недействительных) подписей-14(100%), а также нормы закона, на основании которых подписи избирателей рабочей группой признаны недостоверными : пп. «з» п.6,4 ст.38 Федерального Закона, п.п. «8» ч.12 ст.47 Закона Республики Крым.

Согласно положений, закрепленных в ст. 38. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-Ф «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также в ст. 48 Закона Республики Крым -ЗРК осуществляется соответственно окружной избирательной комиссией, избирательной комиссией муниципального образования при наличии документов, указанных в статьях 33 и 34 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", частях 1, 3 и 4 статьи 40, частях 1–3 статьи 41 настоящего Закона, иных предусмотренных настоящим Законом документов, представляемых в окружную избирательную комиссию, избирательную комиссию муниципального образования для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов.

Судом установлено, что истец ДД.ММ.ГГГГ при предоставлении пакета документов в ТИК был уведомлен о заседании комиссии, на котором будет рассмотрен вопрос о регистрации кандидата с указанием даты-ДД.ММ.ГГГГ, времени 17-00 и места : <адрес><адрес>.

На день подачи иска и рассмотрения административного дела судом, территориальной избирательной комиссией решения о регистрации либо отказе в регистрации кандидата в депутаты Новофедоровского сельского совета <адрес> Республики Крым второго созыва по Новофедоровскому десятимандатному избирательному округу ФИО1 ФИО10 не принято.

Из положений ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Суд критически относится к доводам истца и его представителя, что обжалуемым итоговым протоколом нарушены права истца на его регистрацию кандидатом в депутаты, поскольку рабочий органом ТИК имеет полномочия и может отказать либо допустить кандидата к регистрации, т.к. исходя из системного толкования приведенных норм права, суд пришел к выводу, что итоговый протокол носит промежуточный характер, избирательная комиссия при рассмотрении вопроса о возможности регистрации кандидата дает ему оценку наряду с другими переданными на обсуждение материалами.

Также несостоятельны доводы представителя истца о том, что в протоколе не полностью указаны нормы права, на которые ссылается рабочая комиссия, указывая в качестве основания недействительности подписей избирателей, и наличие в протоколе вывода о недействительности подписей избирателей, т.к. форма итогового протокола проверки подписных листов законом не определена, изложение требуемых сведений может быть произведено в произвольном порядке.

Из положений ст. 62 КАС РФ следует, что лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: 1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); 2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; 3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

При таких обстоятельствах, суд считает, что стороной истца не представлено в суд доказательств, в нарушение положений ст.62 КАС РФ, подтверждающих нарушение ответчиками избирательных прав истца, гарантированных Конституцией Российской Федерации. Итоговый протокол не может нарушить право истца на регистрацию кандидатом в депутаты, т.к. не является по своей правовой природе решением избирательная комиссия о регистрации кандидата в депутаты ( отказа в регистрации).

В судебном заседании судом не установлена совокупность несоответствие решения ТИК нормативным правовым актам и нарушение этим решением свобод и законных интересов административного истца по причине отсутствия решения ТИК по вопросу регистрации истца кандидатом в депутаты (либо отказа в регистрации), т.к. рассмотрение данного вопроса состоится на заседании ТИК только ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, с учетом исследованных письменных материалов дела, пояснений сторон, проведенного правового анализа, суд отказывает истцу в удовлетворении требования о признании незаконным и отмене итогового протокола проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Новофедоровского сельского совета <адрес> Республики Крым второго созыва по Новофедоровскому десятимандатному избирательному округу ФИО1, составленному ДД.ММ.ГГГГ. Учитывая, что в судебном заседании не нашел подтверждение материалами дела факт нарушения прав истца, суд также отказывает истцу в удовлетворении требований о восстановлении нарушенного права истца путем обязания ответчика зарегистрировать его кандидатом в депутаты.

Итоговый протокол не нарушает прав и законных интересов административного истца, в связи с чем, исковые требования ФИО1 не подлежат удовлетворению в полном объеме.

При отказе в иске судебные расходы истцу не возмещаются.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 174, 180, 227,298 КАС Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 ФИО11 к Территориальной избирательной комиссии Сакского района Республики Крым, председателю Территориальной избирательной комиссии ФИО3 ФИО12 о признании незаконным и отмене итогового протокола проверки подписных листов, обязании зарегистрировать кандидатом в депутаты Новофедоровского сельского совета Сакского района Республики Крым второго созыва по Новофедоровскому десятимандатному избирательному округу, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Крым через Сакский районный суд в течение пяти дней после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Мазалова М.И.