ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1914/2016 от 07.12.2016 Клинцовского городского суда (Брянская область)

Дело № 2а-1914/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

07 декабря 2016 года г.Клинцы

Клинцовский городской суд Брянской области в составе председательствующего судьи Безродного Е.Н.,

при секретаре Геращенко Ю.Н.,

с участием представителя административного истца - заместителя прокурора <адрес>Володченко А.П.,

представителя административного ответчика - Клинцовской городской администрации - ФИО1, действующего на основании доверенности,

представителя заинтересованного лиц - комитета по управлению имуществом г.Клинцы - ФИО1 <данные изъяты>, действующего на основании доверенности,

представителя заинтересованного лица - Некоммерческой организации «Брянская областная коллегия адвокатов» - ФИО2, действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> к Клинцовской городской администрации о признании незаконным решения об отказе в удовлетворении представления прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений антимонопольного законодательства допущенных при заключении с некоммерческой организацией «Брянская областная коллегия адвокатов» договора аренды нежилого помещения, расположенного на первом этаже <адрес>,

У С Т А Н О В И Л :

И.о.прокурора <адрес>Володченко А.П. обратился в суд с административным исковым заявлением к Клинцовской городской администрации, в котором просит признать незаконным решение об отказе в удовлетворении представления прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений антимонопольного законодательства допущенных при заключении с некоммерческой организацией «Брянская областная коллегия адвокатов» договора аренды нежилого помещения, расположенного на первом этаже <адрес>.

В обоснование заявленного требования и.о.прокурора <адрес> указал, что ДД.ММ.ГГГГ председателем Комитета по управлению муниципальным имуществом <адрес>ФИО , на основании постановления главы Клинцовской городской администрации ФИО от ДД.ММ.ГГГГ с некоммерческой организацией «Брянская областная коллегия адвокатов», занимающейся деятельностью приносящей доход, заключён договор аренды находящегося в муниципальной собственности нежилого помещения общей площадью <данные изъяты> квадратных метров, расположенного на <данные изъяты> этаже <адрес>. Согласно ч.1 ст.17-1 ФЗ «О защите конкуренции» заключение договоров аренды муниципального имущества, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов. В нарушение требований этой нормы антимонопольного законодательства Комитетом по управлению имуществом <адрес> вышеназванный договор аренды заключён с некоммерческой организацией «Брянская областная коллегия адвокатов» без проведения конкурса либо аукциона на право заключения договора аренды. Прокурор также указал, что допущенные работниками Клинцовской городской администрации нарушения закона повлекли за собой ограничение конкуренции, нарушение прав граждан, юридических лиц и муниципального образований «<адрес>». ДД.ММ.ГГГГ прокурор <адрес> внёс главе Клинцовской городской администрации представление об устранении этих нарушений антимонопольного законодательства. ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанное представление прокурора рассмотрено, по результатам рассмотрения в его удовлетворении отказано, о чём свидетельствует поступивший в прокуратуру <адрес>ДД.ММ.ГГГГ ответ за подписью главы Клинцовской городской администрации ФИО от ДД.ММ.ГГГГ. По мнению прокурора, в результате действий Клинцовской городской администрации нарушены права неопределённого круга лиц, а также законные интересы Российской Федерации и муниципального образования «городской округ <адрес>».

В судебном заседании представитель административного истца – заместитель прокурора <адрес>Володченко А.П. поддержал заявленные требования, просил суд их удовлетворить, пояснил, что Брянская областная коллегия адвокатов и адвокатская палата <адрес> являются разными юридическими лицами, из под действия ст.17.1 ФЗ «О защите конкуренции» выведены только адвокатские палаты, т.е. Брянская областная коллегия адвокатов имела право на заключения договора аренды нежилого помещения, находящегося в муниципальной собственности только на основании торгов. Кроме того Брянская областная коллегия адвокатов получает (БОКА) доход, а именно денежные средства за услуги адвокатов, перечисляются правоохранительными органами на расчетный счет БОКА. В связи с чем БОКА является некоммерческой организацией, осуществляющая деятельность, приносящую доход. В связи с чем полагал, что Клинцовской городской администрацией незаконно было отказано в удовлетворении представления прокурора.

Административный ответчик – представитель Клинцовской городской администрации ФИО1 требования прокурора <адрес> не признал, поддержал доводы письменного отзыва на административное исковое заявление прокурора, а также дополнение к отзыву, из которых следует, что ДД.ММ.ГГГГ. в Клинцовскую городскую администрацию поступило заявление от заведующего адвокатской консультации «Ваше право» ФИО2, действующего по доверенности от Некоммерческой организации «Брянская областная коллегия адвокатов» с предложением заключения договора аренды нежилого помещения, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. На основании постановления Клинцовской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ. «О предоставлении в аренду Некоммерческой организации «Брянская областная коллегия адвокатов» нежилого помещения», между Комитетом по управлению имуществом <адрес> и заявителем был заключен договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ. . Торги на право заключения договора аренды вышеуказанного нежилого помещения не проводились. Поскольку из-под действия ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ выведены случаи заключения договоров о предоставлении прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества адвокатским палатам (п. 5 ч. 1 ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ). Согласно п. 1 ст. 20 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» одной из форм адвокатских образований является коллегия адвокатов. Согласно ст.1 указанного Закона адвокатская деятельность не является предпринимательской. В силу п.2 ст.22 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» коллегия адвокатов является некоммерческой организацией, основанной на членстве и действующей на основании устава, утверждаемого ее учредителями, и заключаемого ими учредительного договора. Таким образом, а также с учетом норм Налогового кодекса Российской Федерации, коллегия адвокатов не может быть отнесена к коммерческим организациям. Со ссылкой на Постановление от ДД.ММ.ГГГГ-П Конституционного Суда Российской Федерации, указал, что адвокаты, на которых законом возложена публичная обязанность обеспечивать защиту прав и свобод человека и гражданина (в том числе по назначению судов), осуществляют деятельность, имеющую публично-правовой характер, реализуя тем самым гарантии права каждого на получение квалифицированной юридической помощи, как это вытекает из статей 45 (часть 1) и 48 (часть 1) Конституции Российской Федерации; такая деятельность не является предпринимательской и не преследует цель извлечения прибыли. Кроме того, Клинцовская городская администрация указывает, что прокуратурой <адрес> избран ненадлежащий способ защиты предполагаемого нарушенного права, поскольку заявленные им требования о признании действия Администрации по отказу в удовлетворении требований представления прокуратуры незаконными, не могут привести к восстановлению прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в защиту интересов которых заявитель обратился в суд с заявлением.

Он же ФИО1, являясь представителем заинтересованного лица – Комитета по управлению имуществом <адрес> требования прокурора <адрес> не признал, просил суд отказать в их удовлетворении.

Представитель заинтересованного лица НО «Брянская областная коллегия адвокатов» - ФИО2 в судебном заседании просил суд отказать в удовлетворении требований прокурора, поскольку Управлением ФАС по <адрес> нарушений антимонопольного законодательства при заключении с некоммерческой организацией «Брянская областная коллегия адвокатов» договора аренды нежилого помещения по адресу: <адрес> не установлено. Также в соответствии с ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 адвокатская деятельность не является предпринимательской, а формами адвокатских образований являются, в том числе коллегия адвокатов, которая является некоммерческой организацией, основанной на членстве и действующей на основании устава, утверждаемого ее учредителями, и заключаемого ими учредительного договора. Также требования ст. 17.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 «О защите конкуренции» о предоставлении муниципального имущества только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров не распространяется на некоммерческие организации, не осуществляющие деятельность, приносящую доход. Следовательно, передача муниципального имущества некоммерческим организациям, не осуществляющим деятельность, приносящую доход осуществляется без проведения торгов и без предварительного согласования с антимонопольным органом. БОКА является некоммерческой организацией, не осуществляет предпринимательскую деятельность, приносящую доход и коллегия адвокатов в соответствии с законодательством Российской Федерацииявляется налоговым агентом адвокатов, являющихся ее членами, по доходам, полученным ими в связи с осуществлением адвокатской деятельности, а также их представителем по расчетам с доверителями и третьими лицами и другим вопросам, предусмотренным учредительными документами коллегии адвокатов. Т.е. доходы, полученные адвокатами при осуществлении своей профессиональной деятельности, не являются доходами НО «Брянская областная коллегия адвокатов». Кроме того ФАС РФ в письме от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>) указала, что действие статьи 17.1 Закона о защите конкуренции не распространяется на случаи, когда стороной по договору о передаче имущества, которая получает право владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества, выступают некоммерческие организации, не осуществляющие деятельность, приносящую доход.

Суд, выслушав доводы и мнения сторон, заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением, в том числе в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с ч.4 ст.218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст.24 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

При рассмотрении дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ прокурором <адрес> главе Клинцовской городской администрации внесено представление об устранении нарушений антимонопольного законодательства, выразившихся в нарушении администрацией <адрес> ч.1 ст. 17-1 ФЗ «О защите конкуренции» при заключении ДД.ММ.ГГГГ председателем Комитета по управлению муниципальным имуществом <адрес>ФИО , на основании постановления главы Клинцовской городской администрации ФИО от ДД.ММ.ГГГГ с некоммерческой организацией «Брянская областная коллегия адвокатов», занимающейся деятельностью приносящей доход, договора аренды находящегося в муниципальной собственности нежилого помещения общей площадью <данные изъяты> квадратных метров, расположенного на 1 этаже <адрес>, без проведения конкурсов или аукционов на право заключения такого договора.

По результатам рассмотрения данного представления, Клинцовской городской администрацией прокурору <адрес>ДД.ММ.ГГГГ направлен ответ, согласно которому предоставление некоммерческой организации «Брянская областная коллегия адвокатов» в аренду нежилого помещения проведено в соответствии с действующим законодательством, в связи с чем оснований для удовлетворения представления прокурора не имеется. При этом глава администрации в данном ответе сослался на нормы ст.17.1 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 135-ФЗ "О защите конкуренции", ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", указав, что адвокатская деятельность не является предпринимательской, не преследует извлечения прибыли, а коллегия адвокатов не может быть отнесена к коммерческим организациям.

Также установлено, что прокуратурой <адрес> по факту заключения указанного договора аренды нежилого помещения направлялись материалы в УФАС России по <адрес> для решения вопроса о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства и согласно ответу врио руководителя УФАС по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по итогам рассмотрения этих материалов принято решение об отказе в возбуждении дела от <данные изъяты>. в связи с отсутствием признаков нарушения антимонопольного законодательства. При этом в рамках рассмотрения документов, представленных по запросам Брянского УФАС России, Комитетом по управлению имуществом <адрес>, НК «Брянская областная коллегия адвокатов», установлено, что у НК «Брянская областная коллегия адвокатов» прибыль за <данные изъяты>. отсутствует, в связи с чем, организация не осуществляет деятельность, приносящую доход.

Кроме того указано, что п.5 статьи 4 Федерального закона от <данные изъяты>-Ф3 «О защите конкуренции» определено, что хозяйствующий субъект это, в том числе, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, а действие ст.17.1 ФЗ «О защите конкуренции», не распространяется на случаи, когда стороной по договору о передаче имущества, которая получает право владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества, выступают некоммерческие организации, не осуществляющие деятельность, приносящую доход. Следовательно, передача муниципального имущества некоммерческим организациям, не осуществляющим деятельность, приносящую доход, осуществляется без проведения торгов.

При разрешении данного административного дела суд исходит из вышеописанных обстоятельств дела, а также из следующих норм закона.

Так, согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления.

В соответствии со ст.1 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 63-ФЗ адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию. Адвокатская деятельность не является предпринимательской.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N135-ФЗ "О защите конкуренции" заключение договоров аренды в отношении муниципального имущества может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество, в том числе некоммерческим организациям, созданным в форме ассоциаций и союзов, религиозных и общественных организаций (объединений) (в том числе политическим партиям, общественным движениям, общественным фондам, общественным учреждениям, органам общественной самодеятельности, профессиональным союзам, их объединениям (ассоциациям), первичным профсоюзным организациям), объединений работодателей, товариществ собственников жилья, социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими деятельности, направленной на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также других видов деятельности, предусмотренных статьей 31.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".

Пунктом 6 части 1 статьи 31.1. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии с установленными настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами полномочиями могут оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими в соответствии с учредительными документами деятельности по оказанию юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина.

Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 18-П адвокаты осуществляют деятельность, имеющую публично-правовой характер, на них возложена публичная обязанность обеспечивать защиту прав и свобод человека и гражданина (в том числе по назначению судов), гарантируя тем самым право каждого на получение квалифицированной юридической помощи.

Публично-правовые задачи обязывают адвокатов в установленных законом случаях обеспечивать льготное или бесплатное юридическое обслуживание социально незащищенных граждан. Выполнение этих публично значимых для общества и государства задач обусловливает необходимость предоставления соответствующих гарантий со стороны государства. Кроме того, деятельность адвокатов не является предпринимательством или какой-либо иной не запрещенной законом экономической деятельностью и не преследует цели извлечения прибыли.

В силу ст.20 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" формами адвокатских образований являются: адвокатский кабинет, коллегия адвокатов, адвокатское бюро и юридическая консультация.

Согласно положениям ст.22 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" коллегия адвокатов является некоммерческой организацией, основанной на членстве и действующей на основании устава, утверждаемого ее учредителями и заключаемого ими учредительного договора. Коллегия адвокатов является юридическим лицом. Члены коллегии адвокатов не отвечают по ее обязательствам, коллегия адвокатов не отвечает по обязательствам своих членов. Коллегия адвокатов в соответствии с законодательством Российской Федерации является налоговым агентом адвокатов, являющихся ее членами, по доходам, полученным ими в связи с осуществлением адвокатской деятельности, а также их представителем по расчетам с доверителями и третьими лицами и другим вопросам, предусмотренным учредительными документами коллегии адвокатов. Соглашения об оказании юридической помощи в коллегии адвокатов заключаются между адвокатом и доверителем

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 135-ФЗ "О защите конкуренции" заключение договоров аренды в отношении муниципального имущества может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество адвокатским, нотариальным, торгово-промышленным палатам.

Т.е. указанные положения не распространены на иные адвокатские образования, в том числе коллегии адвокатов.

Вместе с тем, согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N135-ФЗ "О защите конкуренции" действие указанного Закона распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

В соответствии с п. 7 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 135-ФЗ "О защите конкуренции" конкуренция представляет собой соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

На основании п. 5 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 135-ФЗ "О защите конкуренции" под хозяйствующим субъектом понимается в том числе некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.

Из приведенных положений законодательства следует вывод, что требования ст. 17.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 135-ФЗ "О защите конкуренции" о предоставлении муниципального имущества только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров не распространяется на некоммерческие организации, не осуществляющие деятельность, приносящую доход.

Следовательно, передача муниципального имущества некоммерческим организациям, не осуществляющим деятельность, приносящую доход осуществляется без проведения торгов и без предварительного согласования с антимонопольным органом.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу о несостоятельности доводов представителя административного истца о том, что доходы адвокатов, являющихся членами некоммерческой организации <адрес> коллегии адвокатов (НО «БОКА»), полученные ими в связи с осуществлением адвокатской деятельности, являются доходами НО «БОКА», так как правоохранительными органами оплата работы адвокатов по уголовным делам перечисляется на счет НО «БОКА».

Так, установлено, что НО «БОКА» в силу ст.22 требований ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» является налоговым агентом адвокатов, являющихся ее членами, по доходам, полученным ими в связи с осуществлением адвокатской деятельности.

Кроме того, из отчета о целевом использовании средств за <данные изъяты> год НО «БОКА», предоставленного представителем административного ответчика, следует, что у НО «БОКА» прибыль от приносящей доход деятельности в <данные изъяты> году отсутствовала, а средства поступали только в виде членских взносов.

В связи с чем, прокурором не представлено доказательств того, что доход, получаемый адвокатами – членами НО «БОКА», в связи с осуществлением ими адвокатской деятельности, является доходом НО «БОКА» от предпринимательской деятельности в смысле, придаваемом этому нормами Налогового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным решения (действия) главы Клинцовской городской администрации об отказе в удовлетворении представления прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений антимонопольного законодательства допущенных при заключении с некоммерческой организацией «Брянская областная коллегия адвокатов» договора аренды нежилого помещения, расположенного на первом этаже <адрес>, а соответственно для удовлетворения требований административного истца.

На основании изложенного и руководствуясь ст.175-180, 227 КАС РФ, суд,

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении требований административного истца – и.о.прокурора <адрес> о признании незаконным решения главы Клинцовской городской администрации об отказе в удовлетворении представления прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений антимонопольного законодательства допущенных при заключении с некоммерческой организацией «Брянская областная коллегия адвокатов» договора аренды нежилого помещения, расположенного на первом этаже <адрес> - отказать.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня изготовления решения в мотивированном виде в Брянский областной суд с подачей апелляционной жалобы через Клинцовский городской суд <адрес>.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий судья Безродный Е.Н.