ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1914/2022 от 24.05.2022 Ленинскогого районного суда г. Перми (Пермский край)

УИД: 59RS0004-01-2022-001737-87

Дело № 2а-1914/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 мая 2022 года

Ленинский районный суд г.Перми в составе:

председательствующего судьи Дульцевой Л.Ю.,

при секретаре Дорофеевой К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Перми дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Департаменту земельных отношений администрации г.Перми о признании незаконным распоряжения,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Департаменту земельных отношений администрации г.Перми, с учетом уточнения, просит признать незаконным распоряжение от от ДД.ММ.ГГГГ об определении земельному участку с кадастровым номером вида разрешенного использования «объекты наружного противопожарного водоснабжения (пожарные резервуары, водоемы, пирсы и прочие)» (л.д. 40).

В обоснование своих требований указала, что в июне 2021 года обратилась в Департамент земельных отношений администрации г.Перми (далее – Департамент) с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером для индивидуального жилищного строительства. Решением Департамента от ДД.ММ.ГГГГ отказано в предоставлении земельного участка в аренду. ДД.ММ.ГГГГ вновь обратилась в Департамент с заявлением о предоставлении в аренду для индивидуального жилищного строительства указанного земельного участка на основании пп. 15 ч. 2 ст. 39.6 ЗК РФ. Решением от ДД.ММ.ГГГГ отказано в предоставлении в аренду земельного участка, поскольку участок полностью попадает в санитарный разрыв железной дороги. Решением Ленинского районного суда г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ решение Департамента от ДД.ММ.ГГГГ признано незаконным, на Департамент возложена обязанность повторно рассмотреть заявление. ДД.ММ.ГГГГ из публичной кадастровой карты стало известно, что в настоящее время основной вид разрешенного использования указанного земельного участка изменен с «индивидуальное жилищное строительство» на «объекты наружного противопожарного водоснабжения (пожарные резервуары, водоемы, пирсы и прочие)». В данном случае действия Департамента по смене вида разрешенного использования после подачи заявления о предоставлении земельного участка в аренду, являются незаконными, нарушают право, предусмотренное пп. 15 ч. 2 ст. 39.6 ЗК РФ на получение в аренду земельного участка для ИЖС. Кроме того, Департамент не является собственником земельного участка, в связи с чем, не вправе производить смену основного вида разрешенного использования земельного участка. У Департамента отсутствуют предусмотренные законом полномочия по смене вида разрешенного использования. Письмо Министерства экологического развития РФ от 26.05.2009 № Д23-1570 не является законом, позволяющим Департаменту осуществлять действия по смене вида разрешенного использования. Доводы о нахождении земельного участка в санитарно-защитной зоне опровергаются решением суда от ДД.ММ.ГГГГ. Департамент распоряжениями также установил 4 смежным земельным участкам аналогичный вид разрешенного использования. Таким образом, вид разрешенного использования установлен пяти смежным земельным участкам, что является нецелесообразным. Данные действия явно свидетельствуют о злоупотреблении правом со стороны Департамента и направлены на создание препятствий для реализации гражданам права на получение земельных участков. Административный истец о месте и времени рассмотрения дела извещена судом, в судебное заседание не явилась, ходатайство об отложении рассмотрении дела оставлено судом без удовлетворения.

Административный ответчик о месте и времени рассмотрения дела извещен судом, представитель в судебное заседание не явился, просит провести в их отсутствие, также представил письменный отзыв на иск (л.д. 20-21,48).

Оценив доводы административного истца и административного ответчика, исследовав материалы дела, суд считает, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению на основании следующего.

Согласно положению ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Судом установлены следующее обстоятельства по делу.

ФИО1 обратилась к административному ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу <Адрес> в аренду для индивидуального жилищного строительства.

ДД.ММ.ГГГГ Департаментом земельных отношений администрации города Перми принято решение об отказе в предоставлении земельного участка. Основанием для отказа в предоставлении земельного участка является пункт 14.1 статьи 39.16 ЗК РФ, пункт 2.11.16 административного регламента предоставления департаментом муниципальной услуги «Предоставление в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, без проведения торгов», утвержденного постановлением администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ. Причиной, послужившей основанием для отказа, явилось следующее обстоятельство: Согласно информации, полученной из департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Перми, земельный участок с кадастровым номером полностью попадает в санитарный разрыв железной дороги. (л.л. 9).

Решением Ленинского районного суда г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ решение Департамента земельных отношений администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении ФИО1 земельного участка с кадастровым номером , площадью 1188 кв.м., находящегося по адресу <Адрес>, признано незаконным, на Департамент земельных отношений администрации г. Перми возложена обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО1 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером , площадью 1188 кв.м., находящегося по адресу <Адрес> в аренду (л.д. 13-15).

Из материалов дела также следует, что письмом Главы администрации поселка Новые Ляды от ДД.ММ.ГГГГ предложено строительство пожарного водоема на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <Адрес> (л.д.27)

Распоряжением заместителя главы администрации г.Перми – начальника департамента земельных отношений от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении вида разрешенного использования земельного участка в Свердловском районе города Перми» установлен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером , площадью 1188 кв.м., расположенного по адресу <Адрес> - объекты наружного противопожарного водоснабжения (пожарные резервуары, водоемы, пирсы и прочие) (л.д. 28).

Согласно выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок с кадастровым номером , площадью 1188 +/- 12 кв.м., расположенный по адресу <Адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, установлен вид разрешенного использования: объекты наружного противопожарного водоснабжения (пожарные резервуары, водоемы, пирсы и прочие) (л.д. 24-26).

Проанализировав представленные доказательства в соответствии с нормами права, суд приходит к выводу, что оспариваемое распоряжение является законным и обоснованным в силу следующего.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель и земельных участков определяется в соответствии с федеральными законами исходя из их принадлежности к той или иной категории земель и разрешенного использования.

В отношении земельного участка в соответствии с федеральным законом могут быть установлены один или несколько основных, условно разрешенных или вспомогательных видов разрешенного использования. Любой основной или вспомогательный вид разрешенного использования из предусмотренных градостроительным зонированием территорий выбирается правообладателем земельного участка в соответствии с настоящим Кодексом и законодательством о градостроительной деятельности. Правообладателем земельного участка по правилам, предусмотренным федеральным законом, может быть получено разрешение на условно разрешенный вид разрешенного использования.

В соответствии со ст.37 Градостроительного кодекса РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:

1) основные виды разрешенного использования;

2) условно разрешенные виды использования;

3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (п.1).

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (п.2).

Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (п.3).

Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (п.4)

Решением Пермской городской Думы от 24 февраля 2015 № 39 утверждено Положение о Департаменте земельных отношений администрации города Перми (далее – Положение), которое устанавливает компетенцию, включающую права и обязанности, предоставленные департаменту для осуществления целей, задач и функций.

В силу п. 2.2 Положения одной из основных задач Департамента является осуществление полномочий собственника земельных участков, находящихся в собственности города Перми, и участков, государственная собственность на которые не разграничена (далее - земельные участки), в соответствии с действующим законодательством.

Пунктом 3.1.12.1 Положения установлено, что в области осуществления полномочий собственника земельных участков, находящихся в собственности города Перми, и участков, государственная собственность на которые не разграничена, Департамент определяет виды разрешенного использования земельных участков в случаях и порядке, предусмотренных законодательством, за исключением определения видов разрешенного использования земельных участков при разработке документации по планировке территории и формировании земельных участков на торги.

В соответствии с п.п. 5.2, 5.2.12 начальник Департамента издает муниципальные правовые акты в форме распоряжений о (об) определении (изменении) вида разрешенного использования земельных участков в случаях и в порядке, установленных федеральным законодательством и Правилами землепользования и застройки города Перми.

Из анализа приведенных обстоятельств, в совокупности с нормами права следует, что Департамент, осуществляя правомочия собственника земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, на основании письма главы администрации пос.Новые Ляды, в пределах своей компетенции принял соответствующее решение об определении вида разрешенного использования земельного участка.

Правилами землепользования и застройки города Перми, утвержденными Решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 N 143 к основным виды разрешенного использования земельного участка, расположенного в территориальной зоне Ж-4, отнесено в том числе – объекты наружного противопожарного водоснабжения (пожарные резервуары, водоемы, пирсы и прочие).

Поскольку порядок выбора видов разрешенного использования земельных участков органами государственной власти и органами местного самоуправления, в настоящее время законодательством не определен, Департаментом, в соответствии с п.п. 5.2, ДД.ММ.ГГГГ Положения, издано распоряжение об определении предусмотренного Правилами землепользования и застройки основного вида разрешенного использования земельного участка, что согласуется с порядком, определенным в Письме Минэкономразвития РФ от 26.05.2009 N Д23-1570, и не противоречит требованиям положений п.2 ст.7 ЗК РФ, ч.4 ст.37 ГрК РФ.

Доводы административного истца о том, что распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ нарушает её права на получение земельного участка в аренду под ИЖС, подлежат отклонению, с установленных по делу обстоятельств и оснований отказа в предоставлении земельного участка, которые уже являлись предметом судебного разбирательства, и признаны незаконными решением Ленинского районного суда г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ.

При таких обстоятельствах, в удовлетворении заявленных ФИО1 требований следует отказать в полном объеме.

На основании п.4 ч.3 ст. 227 КАС РФ настоящее решение опубликованию в печатных изданиях не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административного искового ФИО1 к Департаменту земельных отношений администрации г.Перми о признании незаконным распоряжения об определении вида разрешенного использования земельного участка – отказать.

Решение суда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми.

Председательствующий - подпись Л.Ю. Дульцева

<данные изъяты>

<данные изъяты>