ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1914/2023 от 27.06.2023 Нефтеюганского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Дело № 2а-1914/2023

УИД 86RS0007-01-2023-001912-05

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Нефтеюганский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе судьи Фоменко И.И., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по исковому заявлению ФИО1 к Администрации сельского поселения Сингапай Нефтеюганского района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о восстановлении в списке очередности, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договорам социального найма, предоставлении жилого помещения,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с иском, в котором просит восстановить ее в списках очередников нуждающихся в жилье Администрации сп. Сингапай (далее - Администрация), обязав Администрацию предоставить жилье, согласно нормам ЖК РФ, мотивируя тем, что проживает в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре с 1987 года и в 1994г. была принята на работу в ООО «ЮНПБС» (ранее НЦБПО БО), расположенное в районе (адрес) Отработав на предприятии более 15 лет, досрочно вышла на пенсию, как «вредник» и многодетная мать одиночка. В 1995г. от предприятия ей была выделена комната в общежитии по адресу: (адрес) общей площадью 20,5 кв.м, в которой они зарегистрированы и проживают до настоящего времени на основании ордера. В комнате общежития регулярно промерзают и протекают трубы. После капитального ремонта общежития, который был произведен 15 лет назад, они самостоятельно производили замену пола в комнате.

18.04.2000 истцом было подано заявление на имя Главы, тогда еще Чеускинского сельсовета, о постановке в очередь на получение жилья, составом семьи из 4-х человек, включая дочерей: ХОВ., КЛФ. и КЮФ

Весной 2022г. истцу объявили о том, что она снимается (исключается) с учета в качестве нуждающейся в жилье, о чем на почте она получила Уведомление от 25.04.2022 «О рассмотрении вопроса правомерности нахождения в списках очередников». Кроме данного уведомления в их адрес больше никаких документов не поступало, только по запросу в связи с подготовкой искового заявления им прислали копию Выписки из протокола № 6 от 25.04.2022, в связи с чем, считают, что Администрацией был нарушен уведомительный порядок с указанием правовых оснований, послуживших исключению ФИО1 из списка очередников, нуждающихся в жилье.

Согласно Выписки из протокола, основанием для исключения из списка очередников послужило превышение учетной нормы жилья на одного человека в размере 18,95 кв.м, из положенных 16 кв.м согласно закону ХМАО № 38-оз от 08.06.1998 «О порядке и условиях предоставления жилища в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре», поскольку в собственности ФИО1 имеется в деревне дом, общей площадью 23,5 кв.м, а также в собственности у ХОВ. (дочери) имеется квартира, общей площадью 52,3 кв.м, общие площади которых сложили и разделили на четверых.

Вместе с тем, дом, расположенный в (адрес) достался истцу в наследство от брата, умершего в 2010г. Данный дом, спустя 10 лет она оформила на себя, чтобы он не перешёл в собственность местной администрации. Дом представляет собой бревенчатое сооружение 1957г. постройки, в котором с 2010г. никто не проживал. В доме отсутствуют: свет, газ, отопление, вода, туалет и местами оконное остекление. Дом находится в аварийном состоянии и не пригоден для проживания, что подтверждается Актом обследования и Заключением от 10.04.2023 межведомственной комиссии Администрации (иные данные)

Приобретение гражданином, состоящим на учете, права собственности на жилое помещение, признанное в установленном порядке непригодным для проживания, не свидетельствует об улучшении его жилищных условий и не может являться основанием для снятия его с учета.

Квартира, находящаяся в собственности у ХОВ., приобретена в ипотеку и находится в залоге у банка.

Истец считает снятие с учета в качестве нуждающейся в жилье, пенсионерки, проживающей в общежитии п. Сингапай на протяжении 27 лет и простоявшей на учете как нуждающейся в жилье 22 года - неправомерным. Статус ФИО1 как одинокой многодетной и нуждающейся в жилье на сегодняшний день не изменился.

Определением суда от 16.06.2023, на основании статьи 33.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд перешел к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.

Будучи извещенными телефонограммами о назначенном на 15-00 час. 27.06.2023 судебном разбирательстве административного дела, стороны в судебное заседание не явились. При этом, ранее ФИО1 представила в суд заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, на исковых требованиях настаивает. От Администрации в суд поступили письменные возражения, в которых просят в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать, в том числе, по мотиву пропуска срока обращения в суд.

Признав явку сторон в судебное заседание необязательной, на основании части 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ), суд определил рассмотреть дело в порядке упрощенного (письменного) производства.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений частей 9 и 11 названной статьи, для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействие) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца, обязанность доказывания которых возлагается соответственно на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения и на лицо, обратившееся в суд.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий, решение, действие (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

В силу статьи 40 Конституции РФ право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия в улучшении жилищных условий.

В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ граждане, принятые на учёт до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учёте до получения ими жилых помещений. Указанные граждане снимаются с данного учёта по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом РФ, с учётом положений настоящей части.

Согласно статье 55 Жилищного кодекса РФ право состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьёй 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учёта.

Перечень оснований, по которым граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предусмотрен статьей 56 Жилищного кодекса РФ и является исчерпывающим.

Такими основаниями являются подача гражданином по месту учета заявления о снятии с учета; утрата гражданином оснований, дающих ему право на получение жилого помещения по договору социального найма; выезд гражданина на место жительства в другое муниципальное образование; получение им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; предоставление в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома; выявление в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Судом установлено и не оспаривается сторонами, что ФИО1 зарегистрирована и проживает до настоящего времени в жилом помещении общежития, расположенном по адресу: (адрес) общей площадью 20,5 кв.м, предоставленном ей на состав семьи из 4-х человек, включая дочерей: ХОВ(дата) г.р., КЛФ и КЮФ(дата) г.р., на основании ордера серии 01, выданного (иные данные) 28.01.2001. При этом, ХФБ зарегистрирована в указанном жилом помещении с 15.06.1995, КЛФ и КЮФ. – с 20.02.1996, а ХОВ с 06.04.1998.

На основании заявления от 18.04.2000, ФИО22 с дочерями была поставлена на учет, нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Решением жилищно-бытовой комиссии Администрации поселения, оформленным протоколом № 6 от 25.04.2022 ФИО1 с составом семьи из 4-х человек исключена из списков очередности граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории сп. Сингапай.

Основанием для исключения семьи ФИО1 из списков очередников, послужило обеспеченность жильем каждого члена семьи ФИО1 более учетной нормы в 16 кв.м, установленной ст. 9 Закона Ханты-Мансийского автономного округа "О порядке и условиях предоставления жилища в Ханты-Мансийском автономном округе" (в редакции на момент постановки на учет), а именно – 18,95 кв.м, в связи с наличием в собственности ФИО1 с 16.08.2016 жилого помещения, расположенного по адресу: (адрес) общей площадью 23,5 кв.м и в собственности ХОВ с 22.10.2021 жилого помещения, расположенного по адресу: (адрес) кв. 486, общей площадью 52,3 кв.м. Суммарная площадь указанных жилых помещений составляет 75,8 кв.м.

Не согласившись с решением жилищно-бытовой комиссии административного ответчика, 16.05.2023 ФИО1 обратилась в суд с настоящим иском, ссылаясь также на то, что об исключении из списков очередников узнала случайно, выписку из протокола № 6 от 25.04.2022 получила только по запросу во время подготовки искового заявления.

В силу части 1 статьи 219 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Административным ответчиком заявлено о пропуске ФИО1 вышеуказанного срока подачи в суд искового заявления, поскольку Уведомление от 25.04.2022 о решении комиссии направлено в адрес ФИО1 почтовым отправлением в срок, установленный ч. 2 ст. 21 Закона ХМАО - Югры от 6 июля 2005 г. № 57-оз и получено ею более года назад.

Вместе с тем, исходя из буквального толкования указанного Уведомления, в нем содержится только намерение о рассмотрении вопроса о правомерности нахождения ФИО2 с семьей в списке очередности граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Поскольку доказательств ознакомления ФИО1 с решением жилищно-бытовой комиссии Администрации поселения, оформленного протоколом , ранее 16.02.2023 Администрацией не представлено, суд приходит к выводу, что установленный частью 1 статьи 219 КАС РФ, административным истцом не пропущен.

Разрешая же требования ФИО1 по существу, суд исходит также из следующего.

Так, на основании статьи 57 Жилищного кодекса РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

В соответствии со статьей 29 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент подачи административным истцом заявления о постановке в очередь на получение жилья (18.04.2000), нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались, в том числе граждане: имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов; проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением.

Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства (статья 30 Жилищного кодекса РСФСР).

Принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации (статья 31 Жилищного кодекса РСФСР).

В соответствии со статьями 9 и 22 Закона ХМАО от 08.06.1998 № 38-оз «О порядке и условиях предоставления жилища в Ханты-Мансийском автономном округе», нуждающимися в улучшении жилищных условий, признавались граждане, имеющие обеспеченность менее 16 кв.м на одного человека (в ред. Закона ХМАО от 05.01.1999 N 1-оз), то есть на состав семьи ФИО1 требовалось жилое помещение, общей площадью не менее 64 кв.м.

На основании пункта 1 части 2 статьи 32 Жилищного кодекса РСФСР граждане подлежали снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения.

В силу части 3 стастьи 21 Закона ХМАО - Югры от 6 июля 2005 г. № 57-оз "О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" граждане, вставшие на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда, до 1 марта 2005 года, снимаются с учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, в соответствии с которыми данные граждане признавались нуждающимися в жилых помещениях. При необходимости снятие с учета осуществляется ежегодно при перерегистрации граждан, состоящих на данном учете.

Статьей 20 названного Закона также установлено, что уполномоченные органы местного самоуправления, осуществляющие принятие на учет, ежегодно в срок с 1 февраля по 1 апреля текущего года проводят перерегистрацию граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В случае, если в составе сведений о гражданине произошли изменения, гражданин должен представить новые соответствующие документы, подтверждающие данные изменения, в течение 30 календарных дней.

В ходе перерегистрации органы, осуществляющие принятие на учет, вправе дополнительно проверять сведения о жилищных условиях очередников, кроме того, у состоящих на учете малоимущих граждан - сведения о размерах дохода и стоимости имущества, подлежащего налогообложению, и по результатам перерегистрации уточнять списки граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Поскольку в собственности ФИО1 с 16.08.2016 имеется жилое помещение, общей площадью 23,5 кв.м, а в собственности ее дочери – ХОВ. с 22.10.2021 находится жилое помещение, площадью 52,3 кв.м, то у Администрации поселения по состоянию на 25.04.2022 имелись основания для снятия ФИО1 с составом семьи из 4-х человек с учета, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, поскольку обеспеченность жильем каждого члена семьи составила 18,95 ((23,5+52,3)/4) кв.м, то есть, более учетной нормы в 16 кв.м.

Тот факт, что Актом № 2 и Заключением № 2 межведомственной комиссии администрации сп. Буль-Кайпановского сельсовета муниципального района Татышлинский Респ. Башкортостан 10.04.2023 выявлены основания для признания принадлежащего ФИО1 на праве собственности жилого помещения, расположенного по адресу: (адрес) непригодным для проживания на законность оспариваемого решения административного ответчика повлиять не могут, поскольку данные документы составлены позже принятия оспариваемого решения.

К тому же, до настоящего времени указанное жилое помещение в установленном порядке непригодным для проживания не признано, постановление органа местного самоуправления о признании его таковым не вынесено, доказательств обратного суду не представлено.

Как не является основанием для признания оспариваемого решения незаконным и тот факт, что принадлежащее ХОВ на праве собственности жилое помещение в (адрес) находится в залоге у банка.

По тем же основаниям не может быть возложена на Администрацию поселения и обязанность предоставить ФИО1 жилье согласно нормам Жилищного кодекса РФ.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 227, 293 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Администрации сельского поселения Сингапай Нефтеюганского района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о восстановлении в списке очередности, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договорам социального найма, предоставлении жилого помещения - отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения копии решения, путем подачи апелляционной жалобы через Нефтеюганский районный суд.

СУДЬЯ: подпись.