№ 2а-1915/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Астрахань 10 июля 2020 года
Советский районный суд г. Астрахани в составе:
председательствующего судьи Колбаевой Ф.А.,
при секретаре Дресвянниковой Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску <ФИО>3 к Отделу судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г.Астрахани, судебному приставу-исполнителю <ФИО>2, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Астраханской области об обжаловании действий судебного пристава-исполнителя, обязании совершить определенный действия, с ходатайством о восстановлении срока на обжалование,
У С Т А Н О В И Л:
<ФИО>3 обратилась в суд с административным иском к административным ответчикам - Отделу судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г.Астрахани, судебному приставу-исполнителю <ФИО>2, Управлению Федеральной службы судебных приставов по <адрес> об обжаловании действий судебного пристава-исполнителя, обязании совершить определенный действия, с ходатайством о восстановлении срока на обжалование.
В обоснование требований истец указал, что 09.10.2010г. она вступила в брак с <ФИО>10, от которого у них есть дочь <ФИО>5, <дата> года рождения.
Мировым судьей вынесен судебный приказ <номер> от <дата>, которым с <ФИО>10 взысканы алименты на содержание дочери в размере ? части со всех видов заработка, доходов, ежемесячно, начиная с <дата> и до достижения ребенком возраста совершеннолетия, то есть до 12.03.2029г.
Истец полагает, что судебный пристав-исполнитель должен исчислять размер задолженности по алиментам, начиная с 31.03.2011г. по 20.01.2020г. в установленном мировым судьей размере, в связи с чем, просила ОСП по ВАП вынести постановление о расчете задолженности и выдать ей копию.
Вместе с тем, судебным приставом произведен расчет алиментов за период с 20.01.2017г., то есть за три года, со ссылкой на ч.1 ст. 113 Семейного кодекса Российской Федерации.
С данным постановлением истец не согласен, полагает, что алименты на детей относятся к периодическим платежам, в связи с чем, просит признать незаконным действие судебного пристава-исполнителя в виде вынесения постановления от 10.04.2020г. в части отказа в расчете задолженности за период с 31.03.2011г. по 20.01.2017г., обязать произвести перерасчет задолженности по алиментам, указав период с 31.03.2011г. по 29.02.2020г.
Одновременно, истец просит восстановить срок для обжалования действий судебного пристава, указав, что копия постановления от 10.04.2020г. о расчете задолженности по алиментам ею получена не была, с материалами исполнительного производства не ознакомлена, в связи с коронавирусной инфекцией на территории <адрес>.
В судебное заседание административный истец <ФИО>3 не явилась, ее представитель <ФИО>6, действующая на основании доверенности, требования поддержала, изложив доводы, указанные в иске, одновременно, просила удовлетворить ходатайство о восстановлении срока для подачи административного иска.
В судебное заседание административный ответчик - судебный пристав-исполнитель <ФИО>2 не явился, о дне слушания извещен надлежащим образом.
В судебном заседании представитель административного ответчика Отдела судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по <адрес> УФССП России по <адрес><ФИО>7, действующая на основании доверенности, не согласилась с доводами жалобы, просила в удовлетворении иска отказать, указав, что в ОСП по ВАП по <адрес><ФИО>3 обратилась с судебным приказом впервые 20.01.2020г., в связи с чем, расчет задолженности по алиментам рассчитан приставом с 20.01.2017г., на основании ч.1 ст.113 СК РФ. Копия постановления о расчете задолженности от 10.04.2020г. направлена в адрес административного истца посредством почты, но <ФИО>3 не получена, в адрес отдела вернулся конверт за истечением срока хранения, полагает, что срок обжалования пропущен.
Заинтересованное лицо <ФИО>10 в судебное заседание не явился, его представитель <ФИО>8, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, указав, что постановление судебного пристава от 10.04.2020г. является законным и обоснованным, против удовлетворения ходатайства о восстановлении срока на обжалование действий пристава возражала, поскольку копия постановления от 10.04.2020г. получена истцом 29.04.2020г., а с административным иском в суд обратилась лишь 11.06.2020г.
Суд, выслушав административного истца, ответчика, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, материалы исполнительного производства, приходит к следующему.
Согласно ч. 3 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Частью 8 указанной статьи установлено, что пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Как следует из представленных в дело доказательств, постановление о расчете задолженности по алиментам вынесено судебным приставом-исполнителем 10.04.2020г., направленное административному истцу посредством почты России, однако не полученное <ФИО>3, в связи с чем, конверт вернулся в ОСП по ВАП по <адрес> с отметкой «истек срок хранения».
Ввиду нахождения <ФИО>3 за пределами <адрес>, распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции, и в связи с этим, невозможностью получения копии постановления от 10.04.2020г., суд приходит к выводу о признании пропуска срока уважительным, и его восстановлении.
Право обжалования сторонами исполнительного производства решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя предусмотрено частью 1 статьи 218 КАС Российской Федерации, частью 4 статьи 14 Федерального закона "Об исполнительном производстве".
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС Российской Федерации для признания решения, действия (бездействия) должностного лица, в том числе судебного пристава-исполнителя, незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.
При этом, согласно части 2 статьи 62 КАС Российской Федерации, обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
Под бездействием судебного пристава-исполнителя следует понимать неисполнение судебным приставом-исполнителем обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этого лица (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
Постановления, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя и иных должностных лиц ФССП России могут быть оспорены в суде как сторонами исполнительного производства (взыскателем и должником), так и иными лицами, которые считают, что нарушены их права и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению ими прав и законных интересов либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность (часть 1 статьи 218, статьи 360 КАС РФ, часть 1 статьи 198 АПК РФ, часть 1 статьи 121 Закона об исполнительном производстве).
В соответствии со ст. 30 Федерального закона от <дата> N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В случае утраты подлинника исполнительного документа основанием для исполнения является его дубликат, выдаваемый в установленном порядке судом, другим органом или должностным лицом, принявшим соответствующий акт (ч. 2 ст. 12 названного Федерального закона).
Частью 4 статьи 21 Федерального закона от <дата> N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что исполнительные документы, содержащие требования о взыскании периодических платежей, могут быть предъявлены к исполнению в течение всего срока, на который присуждены платежи, а также в течение трех лет после окончания этого срока.
В силу положений ч. 2 ст. 102 Федерального закона от <дата> N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" размер задолженности по алиментам определяется в постановлении судебного пристава-исполнителя о расчете и взыскании задолженности по алиментам исходя из размера алиментов, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов.
В соответствии с ч. 1 ст. 113 Семейного кодекса РФ взыскание алиментов за прошедший период на основании соглашения об уплате алиментов или на основании исполнительного листа производится в пределах трехлетнего срока, предшествовавшего предъявлению исполнительного листа или нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов к взысканию.
В тех случаях, когда удержание алиментов на основании исполнительного листа или на основании нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов не производилось по вине лица, обязанного уплачивать алименты, взыскание алиментов производится за весь период независимо от установленного пунктом 2 статьи 107 настоящего Кодекса трехлетнего срока.
Размер задолженности определяется судебным исполнителем исходя из размера алиментов, определенного решением суда или соглашением об уплате алиментов.
При несогласии с определением задолженности по алиментам судебным исполнителем любая из сторон может обжаловать действия судебного исполнителя в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством.
Судом установлено, что <дата> зарегистрирован брак между <ФИО>10 и <ФИО>3, от которого имеется несовершеннолетний ребенок – дочь <ФИО>5, <дата> года рождения.
Решением мирового судьи судебного участка №<адрес> от 13.01.2020г. брак расторгнут.
Мировым судьей судебного участка №<адрес> от 31.03.2011г. вынесен судебный приказ <номер> о взыскании в пользу <ФИО>3 с <ФИО>10, <дата> года рождения, алиментов на содержание дочери Дарьи, <дата> года рождения, в размере ? части со всех видов заработка ежемесячно, начиная с <дата> и до ее совершеннолетия.
Определением мирового судьи судебного участка №<адрес> от 16.12.2019г. <ФИО>3 выдан дубликат судебного приказа <номер> от <дата> о взыскании с <ФИО>10 в пользу <ФИО>3 алиментов на содержание дочери Дарьи.
20.01.2020г. в Отдел судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по <адрес> поступило заявление <ФИО>3 с дубликатом судебного приказа <номер> от 31.03.2011г. о возбуждении исполнительного производства и взыскании алиментов с <ФИО>10 При этом, обращаясь в службу судебных приставов с заявлением о возбуждении исполнительного производства <ФИО>3 просила взыскать долг по алиментам с <дата>.
Согласно ответа судебного пристава-исполнителя ОСП по ИИД о взыскании алиментных платежей по <адрес><ФИО>2 от 20.02.2020г. расчет задолженность будет рассчитан с <дата>.
Постановлением судебного пристава-исполнителя <ФИО>2 от 21.01.2020г. было возбуждено исполнительное производство N1078/20/30022-ИП в отношении должника <ФИО>10
Постановлением судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по <адрес><ФИО>2. от <дата> рассчитана задолженность по алиментам <ФИО>10 в сумме 84 687 руб. 98 коп. за период с <дата> по 29.02.2020г. Задолженность исчислена из заработной платы должника.
Разрешая заявленные требования, руководствуясь вышеприведенными нормами материального права, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для отмены оспариваемого заявителем постановления судебного пристава-исполнителя от 10.04.2020г.
Установив, что расчет задолженности произведен в соответствии с действующим законодательством, постановление вынесено уполномоченным лицом в пределах его полномочий и в соответствии с требованиями Семейного кодекса Российской Федерации и Федерального закона "Об исполнительном производстве", содержит необходимые сведения, предусмотренные ст. 14 Федерального закона "Об исполнительном производстве", суд признает постановление о расчете задолженности по алиментам от 10.04.2020г. законным.
Доводы административного истца о том, что судебный пристав-исполнитель неверно рассчитал задолженность по алиментам, вместо всего срока невыплаты алиментов с момента выдачи судебного приказа, 31.03.2011г., до достижения совершеннолетия ребенка, должностным лицом был произведен расчет задолженности за последние три года, предшествующие подаче дубликата исполнительного листа суд признает несостоятельным, в действиях должника имеет место злоупотребление правом, основаны на неверном толковании норм права.
Произведенный судебным приставом-исполнителем расчет задолженности по алиментам за период с <дата> по <дата> является законным и обоснованным.
При определении периода для расчета задолженности по алиментам судебный пристав-исполнитель исходил из того, что дубликат судебного приказа от <дата> был предъявлен на исполнение в ОСП по ИИД о взыскании алиментных платежей по <адрес> 20.01.2020г., исполнительное производство было возбуждено 21.01.2020г.
Таким образом, расчет задолженности должен производиться, начиная с трехлетнего срока, предшествовавшего предъявлению исполнительного документа к исполнению. Данное обстоятельство согласуется с положениями ст. 113 Семейного кодекса Российской Федерации и ст. 102 Федерального закона "Об исполнительном производстве", что и было сделано судебным приставом-исполнителем ОСП по ВАП по <адрес><ФИО>2
По смыслу закона суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Вышеуказанные обстоятельства, приводят суд к убеждению, что постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по ВАП <адрес> УФССП России по <адрес><ФИО>2 от 10.04.2020г. соответствует требованиям действующего законодательства и вынесено в пределах полномочий предоставленных судебному приставу-исполнителю.
Таким образом, поскольку совокупность таких условий как несоответствие оспариваемого решения требованиям закона и нарушение этим решением прав и свобод заявителя в данном случае отсутствует, правовых оснований для удовлетворения административного иска не имеется.
Оценив все обстоятельства по делу, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л :
Восстановить административному истцу, <ФИО>3, срок для подачи административного искового заявления к административным ответчикам Отделу судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по <адрес>, судебному приставу-исполнителю <ФИО>2, Управлению Федеральной службы судебных приставов по <адрес> об обжаловании действий судебного пристава-исполнителя, обязании совершить определенный действия.
Административные исковые требования <ФИО>3 к административным ответчикам Отделу судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по <адрес>, судебному приставу-исполнителю <ФИО>2, Управлению Федеральной службы судебных приставов по <адрес> об обжаловании действий судебного пристава-исполнителя, обязании совершить определенный действия, – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Астраханский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через районный суд, принявший решение.
Судья Ф.А.Колбаева
Решение в окончательной форме изготовлено <дата>.
Судья Ф.А.Колбаева