ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1915/2021 от 07.12.2021 Салехардского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

07 декабря 2021 года г. Салехард

Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи: Лисиенкова К.В.

при секретаре судебного заседания: Даниловой Т.И.

рассмотрев в судебном заседании административное дело №2а-1915/2021 по административному иску Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» к департаменту занятости населения Ямало-Ненецкого автономного округа об оспаривании бездействия, выразившегося в нарушении срока принятия решения

У С Т А Н О В И Л :

Благотворительное региональное молодежное общественное движение «Уроки финансовой и юридической грамотности» обратилось в суд с административным иском к департаменту занятости населения Ямало-Ненецкого автономного округа об оспаривании бездействия, выразившегося в нарушении срока принятия решения. В обоснование требований административного иска представитель административного истца указал, что административный истец как организатор добровольческой деятельности обратился с предложением к административному ответчику о намерении взаимодействовать в части направления благотворительной помощи детям, оставшимся без попечения родителей и находящимся в трудной жизненной ситуации. В установленный законом срок решение на указанное предложение административным ответчиком не принято, что повлекло нарушение прав, свобод и публичных интересов детей, находящихся в трудной жизненной ситуации в получении благотворительной помощи от благотворителей и добровольцев г. Москвы. Дата и место совершения оспариваемого бездействия <дата> г. Нарьян-Мар, <адрес>. Указанное бездействие просит признать незаконным.

Представитель административного истца будучи извещенным надлежащим образом, в судебное заседание не явился.

Представитель административного ответчика ФИО1, действующая на основании доверенности, в судебном заседании требования иска не признала по основаниям, изложенным в возражениях, представленных в суд.

Суд, выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии с положениями ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

К административному иску административным истцом приложено письмо от 4.10.2021 «О проведении профориентационных мероприятий направленных на формирование профессиональных навыков у детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, а также детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, нуждающихся в помощи и защите государства», адресованное в адрес департамента занятости населения Ямало-Ненецкого автономного округа, направленное по электронной почте

Согласно выписки из ЕГРЮЛ в отношении департамента занятости населения ЯНАО его официальный адрес электронной почты .

Согласно пояснений представителя административного ответчика письма, поступающие на электронный адрес: рассматриваются специалистами департамента в разрезе корректности работы Интерактивного портала службы занятости населения автономного округа и не подлежат входящей регистрации.

По факту на почтовый адрес и официальный электронный адрес департамента письмо не поступало, что подтверждается отсутствием штампа входящего регистрационного номера на его копии, приложенной к административному исковому заявлению, в базе данных департамента письмо от 14.10.2021 отсутствует, административным ответчиком проверена вся входящая корреспонденция за период с <дата> по <дата>, что подтверждается скриншоты системы электронного документооборота прилагаются.

Административный истец указывает, что дата и место совершения оспариваемого бездействия: 13.11.2021, <...> , то есть место совершения оспариваемого «бездействия» указано некорректно. Место нахождения департамента – Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Салехард, а г. Нарьян-Мар – Ненецкий автономный округ..

Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации государственным органом, муниципальным органом или должностным лицом, а не со дня регистрации административным истцом исходящего номера предложения (исх. от 14.10.2021 ).

Намерение административного истца привлечь департамент к рассмотрению предложения предполагает взаимодействие двух сторон в целях решения предлагаемых организационных вопросов, однако, административный истец не пытался связаться с административным ответчиком иными средствами связи.

Таким образом со стороны административного истца не осуществлен должный контроль по отправке, доставке и получения адресатом – административным ответчиком указанного предложения, что послужило поводом для дальнейшего спора.

Административный ответчик не должен был давать ответ на не поступившее официально предложение, поскольку оно не поступало на официальный адрес электронной почты административного ответчика, а потому и не было официально зарегистрировано.

Кроме того, департаментом ранее дан ответ административному истцу (исх. от 30.08.2021 ) на аналогичное предложение (исх. от 29.08.2021 , вх. от 30.08.2021 ).

Согласно Перечню видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2018 (далее – Перечень видов деятельности ), взаимодействие сторон осуществляется в следующих сферах:

- содействия в оказании медицинской помощи в организациях, оказывающих медицинскую помощь;

- содействия в оказании социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания;

- содействия в оказании социальных услуг в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- содействия в защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

В соответствии с Положением о департаменте занятости населения Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденным постановлением Правительства автономного округа от 23.12.2011-П (далее – Положение о департаменте), в компетенцию департамента не входит осуществление перечисленных выше видов деятельности.

Административный истец планировал направить предложение в департамент о проведении (осуществлении) благотворительного вебинара, при этом законодательством Российской Федерации в сфере содействия развитию добровольчестве (волонтерства) на органы государственной власти субъектов Российской Федерации не возложено обязанности по участию в благотворительных мероприятиях.

Проведение указанного мероприятия, а также изложенные в письме административного истца цели, которые планировались к достижению посредством его проведения, не относятся к вышеуказанным сферам взаимодействия сторон.

В силу пункта 3 статьи 17.3 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» (далее – Федеральный закон 135-ФЗ), пункта 2.66 Положения о департаменте департамент осуществляет в пределах компетенции полномочия в сфере добровольчества (волонтерства):

- участие в реализации государственной политики в сфере добровольчества (волонтерства);

- оказание поддержки организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческим (волонтерским) организациям, в том числе в их взаимодействии с государственными и муниципальными учреждениями и иными организациями, социально ориентированным некоммерческим организациям, государственным и муниципальным учреждениям, обеспечивающим оказание организационной, информационной, методической и иной поддержки добровольцам (волонтерам), организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческим (волонтерским) организациям;

- популяризация добровольческой (волонтерской) деятельности;

- поддержка муниципальных программ (подпрограмм), содержащих мероприятия, направленные на поддержку добровольчества (волонтерства);

- методическое обеспечение органов местного самоуправления и содействие им в разработке и реализации мер по развитию добровольчества (волонтерства) на территориях муниципальных образований в Ямало-Ненецком автономном округе;

- формирование координационных и совещательных органов в сфере добровольчества (волонтерства), создаваемых при департаменте занятости населения Ямало-Ненецкого автономного округа.

Государственные услуги в области содействия занятости населения установлены подпунктом 8 части 1 статьи 7.1-1 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года «О занятости населения в Российской Федерации»:

- содействие гражданам в поиске подходящей работы;

- содействие работодателям в подборе необходимых работников;

- организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования;

- психологическая поддержка безработных граждан;

- организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования безработных граждан, включая обучение в другой местности;

- организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 25 лет, имеющих среднее профессиональное образование или высшее образование и ищущих работу в течение года с даты выдачи им документа об образовании и о квалификации;- социальная адаптация безработных граждан на рынке труда;

содействие началу осуществления предпринимательской деятельности безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными и прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, государственной регистрации создаваемого юридического лица, государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, постановке на учет физического лица в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход;

- организация сопровождения при содействии занятости инвалидов.

Таким образом, в силу отсутствия правовых оснований обязательного взаимодействия сторон, действия департамента являются законными и не могут быть расценены как «бездействие и препятствование благотворительной и добровольческой деятельности в отношении детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья, те есть, имеющие недостатки в физическом и психологическом развитии, дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях, дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении).

Как указано выше Перечень видов деятельности не содержит вида деятельности в сфере занятости населения.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований административного иска.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-181, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований административного иска Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» к департаменту занятости населения Ямало-Ненецкого автономного округа об оспаривании бездействия, выразившегося в нарушении срока принятия решения, отказать.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Салехардский городской суд.

Председательствующий К.В. Лисиенков