Изготовлено 06.05.2017 года
Дело № 2а-1917/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Ярославль | 03 мая 2017 года |
Кировский районный суд города Ярославля в составе:
председательствующего судьи Кадыковой О.В.,
при секретаре Жибаревой А.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ф.И.С. к ДАЗО мэрии г. Ярославля о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности выдать разрешение на строительство,
установил:
Ф.И.С. обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту архитектуры и земельных отношений (ДАЗО) мэрии г. Ярославля. Просил признать незаконным отказ ДАЗО мэрии г. Ярославля в выдаче разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ незаконным в части, обязать ДАЗО мэрии г. Ярославля выдать Ф.И.С. разрешение на строительство многоквартирного жилого дома с инженерными коммуникациями, расположенного по адресу <адрес>, согласно градостроительному плану земельного участка №, утвержденного приказом директора Департамента архитектуры и развития территорий города мэрии г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование заявленных требований ссылается на следующие обстоятельства. Ф.И.С. является собственником земельного участка общей площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации индивидуального жилого дома, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ году Ф.И.С. обратился в департамент архитектуры и развития территорий города мэрии города Ярославля с заявлением о выдаче Градостроительного плана земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ приказом директора департамента архитектуры и развития территорий города мэрии города Ярославля № был утвержден градостроительный план земельного участка № и выдан Ф.И.С. Указанный градостроительный план земельного участка выдан на основании решения муниципалитета города Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Ярославля» (в редакции решения муниципалитета города Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ№). По настоящее время приказ директора департамента архитектуры и развития территорий города мэрии города Ярославля № от ДД.ММ.ГГГГ, которым был утвержден градостроительный план земельного участка №, является действующим, органом местного самоуправления не отменен. Соответственно градостроительный план земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ также является действующим. Согласно ГПЗУ № земельный участок общей площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, находится в территориальной зоне застройки малоэтажными жилыми домами (Ж.З). К основным видам разрешенного использования земельного участка относятся многоквартирные малоэтажные дома. На основании выданного департаментом архитектуры и развития территорий города мэрии города Ярославля ГПЗУ № от ДД.ММ.ГГГГ, Ф.И.С. в <данные изъяты> года заключил договор со специализированной проектной организацией ОРГАНИЗАЦИЯ1 на выполнение подрядных работ по проектированию многоквартирного малоэтажного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Работы по проектированию многоквартирного малоэтажного жилого дома продолжались до конца <данные изъяты> года. ДД.ММ.ГГГГФ.И.С. в ОРГАНИЗАЦИЯ2 получены технические условия подключения к газораспределительной сети объекта капитального строительства многоквартирного жилого дома. ДД.ММ.ГГГГФ.И.С. в Департаменте городского хозяйства мэрии города Ярославля получены технические условия на отвод ливневых вод с территории многоквартирного жилого дома с инженерными коммуникациями по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГФ.И.С. в ОРГАНИЗАЦИЯ3 получены условия подключения № многоквартирного жилого дома с инженерными коммуникациями по адресу: <адрес>, к сетям водоснабжения. ДД.ММ.ГГГГФ.И.С. в ОРГАНИЗАЦИЯ4 получены технические условия № для присоединения к электрическим сетям. ДД.ММ.ГГГГФ.И.С. обратился в Департамент архитектуры и земельных
отношений мэрии города Ярославля с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства - многоквартирный жилой дом с инженерными коммуникациями, по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ ДАЗО мэрии города Ярославля направил в адрес Ф.И.С. письменный отказ в выдаче разрешения на строительство. ДАЗО мэрии г. Ярославля сообщило Ф.И.С. о том, что с учетом Решения муниципалитета г. Ярославля ДД.ММ.ГГГГ по внесению изменений в Правила землепользования и застройки Ярославля, ГПЗУ № от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленный и утвержденный в <данные изъяты> году, в настоящее время является неактуальным в связи с изменением зонирования территории жилого района <данные изъяты> из территориальной зоны застройки малоэтажными жомами в территориальную зону застройки малоэтажными жилыми домами (Ж-4). С заявлением о выдаче нового ГПЗУ на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, никто в департамент не обращался. Таким образом, градостроительный план на указанный земельный участок считается не представленным. В связи с его отсутствием невозможно оценить соответствие представленных документов требованиям ГПЗУ. Считает, что доводы, изложенные в письме ДАЗО мэрии города Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ, являются незаконными. В связи с тем, что Ф.И.С. начал строительство многоквартирного малоэтажного жилого дома (проектирование, сбор технических условий - первоначальные строительства) на основе проектной документации, разработанной в соответствии с градостроительным планом земельного участка, утвержденным до вступления в силу Решения муниципалитета г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Ярославля», соответственно к видам разрешенного использования земельного участка применяются требования, установленные в статьях 36-63 Правил землепользования и застройки города Ярославля в редакции решения муниципалитета города Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ№. Срок действия градостроительного плана - <данные изъяты> года со дня его выдачи. По истечении этого срока использование информации, указанной в градостроительном плане земельного участка для подготовки проектной документации и получения разрешения на строительство, не допускается. Ф.И.С., как физическим лицом, понесены материальные затраты на начальных стадиях строительства, связанные со сбором технических условий, разрешительной документацией, проектирование объекта капитального строительства, мониторингом рынка строительных материалов.
В судебное заседание Ф.И.С. не явился, был извещен о слушании дела надлежащим образом, доверил представление интересов Н.К.В. В судебное заседание представитель истца также не явился, извещен о слушании дела надлежащим образом. В судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГН.К.В. поддержал доводы административного искового заявления по изложенным в нем основаниям.
В судебном заседании представитель Департамента архитектуры и земельных отношений мэрии г. Ярославля по доверенности М.Л.А. возражала против удовлетворения заявленных требований, поддержала доводы письменного отзыва на административное исковое заявление.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, суд считает, что оснований для удовлетворения заявленных исковых требований не имеется.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.В силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявление полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Ф.И.С. является собственником земельного участка для эксплуатации индивидуального жилого дома, категория земель – земли населенных пунктов, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу <адрес>, кадастровый номер земельного участка №. ДД.ММ.ГГГГ году Ф.И.С. обратился в департамент архитектуры и развития территорий города мэрии города Ярославля с заявлением о выдаче Градостроительного плана земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ приказом директора департамента архитектуры и развития территорий города мэрии города Ярославля № был утвержден градостроительный план земельного участка № и выдан Ф.И.С. Согласно ГПЗУ № земельный участок общей площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, находится в территориальной зоне застройки малоэтажными жилыми домами (Ж.З), к основным видам разрешенного использования земельного участка относятся многоквартирные малоэтажные дома. На основании имеющегося ГПЗУ Ф.И.С. начал осуществлять сбор технических условий, проектирование многоквартирного малоэтажного жилого дома. ДД.ММ.ГГГГФ.И.С. обратился в Департамент архитектуры и земельных
отношений мэрии города Ярославля с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства - многоквартирный жилой дом с инженерными коммуникациями, по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ ДАЗО мэрии города Ярославля направил в адрес Ф.И.С. письменный отказ в выдаче разрешения на строительство.
В соответствии с подп.2 п.1 ст.40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Согласно ч.6 ст.30 ГрК РФ в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются:
1) виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства;
2) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
3) ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации;
4) расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения в случае, если в границах территориальной зоны, применительно к которой устанавливается градостроительный регламент, предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории.
В силу ч.1 ст.36 ГрК РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Согласно ч.3 ст.36 ГрК РФ действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.
Согласно п.3 ст.85 ЗК РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
В силу ч. 2 ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ (ГрК) строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство.
Согласно Правилам землепользования и застройки г. Ярославля, утвержденным решением муниципалитета г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ№, которые устанавливают территориальное зонирование и градостроительные регламенты, на момент выдачи градостроительного плана земельного участка №, земельный участок Ф.И.С. располагался в границах территориальной зоны застройки малоэтажными жилыми домами – Ж-3. ДД.ММ.ГГГГ вступило в силу решение муниципалитета г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Ярославля, земельный участок Ф.И.С. в настоящее время отнесен к территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами - Ж-4. В настоящее время вид разрешенного использования – «многоквартирные малоэтажные жилые дома» не относится ни к основным, ни к условно разрешенным видам разрешенного использования земельного участка Ф.И.С. Имеющийся у Ф.И.С. ГПЗУ № не отражает информацию о градостроительном регламенте, включая предусмотренные им виды разрешенного использования, предельные параметры строительства объектов капитального строительства, действующие в отношении земельного участка ограничения.
В силу ч. 7 ст. 51 ГрК РФ в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в орган, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство (в данном случае – ДАЗО мэрии г. Ярославля). Изучив заявление Ф.И.С. и приложенные к нему документы, в том числе ГПЗУ №, ДАЗО мэрии г. Ярославля выявил недопустимость размещения объекта капитального строительства, для строительства которого запрашивается разрешение, как не соответствующего разрешенному использованию земельного участка. В связи с этим в выдаче разрешения на строительство было отказано. Оспариваемый отказ принят уполномоченным органом в пределах его компетенции, данный суд считает законным и не нарушающим прав Ф.И.С.
Доводы административного истца и представителя административного истца о том, что Ф.И.С. приступил к строительству (выполнены первоначальные действия – сбор технических условий, подготовлен проект), в соответствии с имеющимся ГПЗУ, а потому необходимо возложить на ДАЗО мэрии г. Ярославля обязанность выдать разрешение на строительство, суд отклоняет, поскольку, как указано в ст. 51 ГрК РФ, строительство осуществляется на основании разрешения на строительство, а не на основании ГПЗУ. Разрешения на строительства у административного истца не имеется.
Доводы о том, что поскольку срок действия ГПЗУ составляет <данные изъяты> и он не истец, суд считает основанными на неверном толковании указанных выше норм права и подлежащими отклонению.
Проанализировав вышеизложенные правовые нормы и обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что оснований для признания незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство не имеется. Требование административного истца о возложении на ДАЗО мэрии г. Ярославля обязанности выдать разрешение на строительство также не может быть удовлетворено по изложенным выше основаниям.
Руководствуясь ст. ст. 176-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении требований Ф.И.С. отказать.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи жалобы через Кировский районный суд г. Ярославля.
Судья О.В. Кадыкова