ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1917/2023 от 04.10.2023 Ленинскогого районного суда г. Томска (Томская область)

№2а-1917/2023

УИД 70RS0002-01-2023-003175-82

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 октября 2023 года Ленинский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего Сурниной Е.Н.,

при секретаре Рудер Я.А.,

помощник судьи Корсакова И.В.,

с участием представителя административного истца ФИО2 – ФИО3, представителя административного ответчика Администрации Города Томска – ФИО4, заинтересованного лица ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к администрации Города Томска, Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации Города Томска о признании незаконным решения об отказе в перераспределении земельного участка,

установил:

ФИО2 обратился в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику Муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации Города Томска, в котором просил признать отказ администрации Города Томска от 16.06.2023 № 02-21/935 незаконным; обязать административного ответчика повторно рассмотреть заявление о перераспределении земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен>.

В обоснование заявленных требований указывает, что 16.06.2023 администрацией Города Томска ему отказано в перераспределении земельного участка с кадастровым номером: <номер обезличен>. Вместе с тем с указанным отказом он (ФИО2) не согласен, полагает его незаконным и необоснованным по следующим основаниям. Так в своем отказе администрация Города Томска ссылается на Правила землепользования и застройки МО Город Томск № 687, утвержденные 27.11.2007 которые для иных видов разрешенного использования не устанавливают предельный (минимальный) размер земельного участка и что из земель площадью 193 кв.м., предполагаемых к перераспределению, возможно образование самостоятельного земельного участка с соблюдением правил ст. 11.9 ЗК РФ. Указанное обстоятельство является основанием для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков. Полагает указанный отказ администрации Города Томска неправомерным, поскольку просит перераспределение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, а не для иных видов разрешенного использования. Земельный участок с кадастровым номером <номер обезличен> относится к зоне жилой застройки Ж-3, где Правилами землепользования и застройки утвержденными решением Думы г. Томска от 27.11.2007 № 687 установлен минимальный размер земельный участков для индивидуального строительства – 300 кв.м. Соответственно образовать иной земельный участок площадью 193 кв.м. для индивидуального жилищного строительства невозможно, что подтверждается решением Ленинского районного суда г. Томска от 04.10.2021 по делу № 2а-1658/2021, в котором ему (ФИО2) отказано в удовлетворении административных исковых требований о формировании земельного участка площадью 210 кв.м. в рамках «Жилищной амнистии» в зоне жилой застройки Ж-3, так как минимальный размер образования 300 кв.м. Между тем в соответствии с подп. 11 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ основанием для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков является наличие оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренных пунктом 16 ст. 11.10 ЗК РФ. В соответствии с подп. 3 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст. 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам к числу которых, в числе прочего, относятся предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков. Между тем, применительно к указанным требованиям препятствием для заключения соглашения о перераспределении земельных участков является тот случай, когда в результате перераспределения площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности будет превышать установленные максимальные размеры земельных участков (подп. 8 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ), поскольку в рассматриваемом случае такие обстоятельства отсутствуют, отказ в перераспределении земельных участков по основанию нарушения требований ст. 11.9 ЗК РФ, равно как и ссылка на пп. 11 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ являются неправомерными. По общему правилу применению подлежит специальная норма. При процедуре перераспределения земельных участков, один или несколько из которых уже находятся в частной собственности, учитывается только предельные максимальные размеры земельных участков, а требования к предельным минимальным размерам земельных участков учету не подлежат. Условия о том, что образуемый в результате перераспределения земельный участок при этом не должен быть менее установленного предельного минимального размера земельных участков, положения подп. 3 п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ не содержит. Кроме того, как следует из ч. 23 Приказа Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 23.12.2022 № 50 «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной собственности Томской области, и земельных участков, находящихся в частной собственности» содержится исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги, также в п. 8 ч. 23 данного приказа, содержится основание для отказа: в случае перераспределения земельных участков площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, будет превышать установленные предельные максимальные размеры земельных участков, но условия о том, что образуемый в результате перераспределения земельный участок при этом не должен быть менее установленного предельного минимального размера земельных участков, приведенная норма не содержит. Административный ответчик в своем отказе ссылается на то, что из земель площадью 193 кв.м., предполагаемых к перераспределению, возможно образование самостоятельного земельного участка с соблюдением требований ст. 11.9 ЗК РФ, но при этом не представляет никаких доказательств о возможности образовать самостоятельный земельный участок, в связи с чем, полагает ответ администрации Города Томска незаконным.

Определением Ленинского районного суда г. Томска от 24.08.2023 произведена замена ненадлежащего административного ответчика Муниципального образования «Город Томск» в лице администрации г. Томска на надлежащего административного ответчика администрацию Города Томска. К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена ФИО6, в качестве административного соответчика привлечен Департамент архитектуры и градостроительства администрации Города Томска.

Определением Ленинского районного суда г. Томска от 12.09.2023 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена ФИО5

Административный истец ФИО2, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, в суд не явился, ходатайств об отложении рассмотрения дела по существу на более поздний срок не представил.

Представитель административного истца ФИО3, действующий на основании доверенности № 70 АА 1829587 от 20.06.2023, сроком полномочий 5 лет в судебном заседании заявленные требования поддержал, дополнительно пояснил, что отсутствие минимальных размеров не является основанием для отказа в удовлетворении заявления о перераспределении земельного участка. Полагает, что административными ответчиками должны были быть установлены такие критерии, как благоприятные условия эксплуатации принадлежащего земельного участка, а также целесообразность и возможность формирования и предоставления в данном месте земельного участка такой площади. Кроме того, полагал, что административными ответчиками не доказано, что в данном месте возможно сформировать земельный участок, при этом указывает, что единственный способ вовлечения его в гражданский оборот является продажа путем перераспределения административному истцу. Указал, что в случае формирования земельного участка, его площадь не будет превышать 1500 кв.м.

Представитель административного ответчика администрации Города Томска – ФИО4, действующий на основании доверенности № 1840 от 21.03.2023 в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, представил письменный отзыв на административное исковое заявление из которого следует, что 09.02.2023 ФИО2 обратился в департамент архитектуры и градостроительства администрации Города Томска с заявлением о перераспределении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес обезличен> и земель, государственная собственность на которые не разграничена. 16.08.2023 ФИО2 дан отказ в заключении соглашения о перераспределении земельного участка, принадлежащего заявителю на праве общей долевой собственности. Основанием для отказа послужили те обстоятельства, что из земель, предполагаемых заявителем к перераспределению, возможно образование самостоятельного земельного участка; неверно указаны реквизиты документа, которым утверждается схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, что является самостоятельным основанием для отказа. Указывает, что по смыслу подп. 2 п. 6 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации минимальная и максимальная площадь земельных участков для каждой территориальной зоны устанавливается градостроительным регламентом органа местного самоуправления. Градостроительный регламент в муниципальном образовании «Город Томск» устанавливается Правилами землепользования и застройки (далее - ПЗЗ) в городе Томске, утвержденные решением Думы города Томска от 27.11.2007 № 687. Согласно приложению к ПЗЗ в территориальной зоне Ж-3, в которой расположен земельный участок, испрашиваемый для перераспределения, установлен минимальный и максимальный размер земельного участка в виде разрешенного использования «Для индивидуального жилищного строительства (код 2.1)». Критерий площади для земельных участков с иными видами разрешенного использования, располагающихся в территориальной зоне Ж-3, не установлены ПЗЗ, а, следовательно, земельные участки с видами разрешенного использования, определенными в качестве основных для территориальной зоны Ж-3 согласно представленной в ПЗЗ таблице возможны к образованию с любым из вышеупомянутых видов разрешенного использования. При этом вопрос обязанности администрации Города Томска по внесению в градостроительный регламент минимального размера земельных участков в территориальной зоне Ж-3, обозначенной заявителем в рамках ходатайства, не является предметом рассмотрения настоящего спора. Указывает также, что редакция ПЗЗ, на основании которой заявителю был дан отказ в перераспределении земельного участка является действующей, положения ПЗЗ в целом либо в части в судебном порядке в части определения предельных размеров земельных участков в территориальной зоне Ж-3 в судебном заседании не оспорены, а, следовательно, возможность образования самостоятельного земельного участка из земель, предлагаемых к перераспределению заявителем является самостоятельным основанием для отказа заявителю в соответствии с нормами действующего земельного градостроительного законодательства. Более того, по смыслу п. 4 ст. 50 Устава Города Томска, принятого решением Думы города Томска от 04.05.2010 № 1475, муниципальным правовым актом, утверждающим схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, является постановление администрации Города Томска, а не распоряжение Департамента архитектуры и градостроительства администрации Города Томска. Указанное обстоятельство является самостоятельным основанием для отказа заявителю, поскольку в схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории имеется такое указание на некорректный муниципальный акт, которым утверждается схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Дополнительно в судебном заседании пояснил, что перераспределение земельного участка не представляется возможным, поскольку в настоящем случае возможно образование самостоятельного земельного участка с видом разрешенного использования, по которому такой критерий, как предельная минимальная площадь не установлена, на спорном земельном участке планируется формирование территории для благоустройства, занятия спортом, формирования магазинов. При этом указал, что факт самовольного занятия муниципальных земель не является основаниям для того, чтобы администрация г. Томска была обязана распределить самовольно занятые муниципальные земли заявителю.

Административный ответчик Департамент архитектуры и градостроительства администрации Города Томска надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания в суд своего представителя не направил. От представителя ФИО7, действующей на основании доверенности № 45 от 31.05.2023 представлен отзыв на административное исковое заявление согласно которому последняя возражала против удовлетворения заявленных требований. Указала, что образуемый земельный участок находится в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-3) в соответствии с картой градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск», утвержденных решением Думы города Томска от 27.11.2007 № 687. При этом указанными правилами для индивидуального жилищного строительства установлен предельный (минимальный) размер земельного участка 300 кв.м. Для иных видов разрешенного использования, входящих в территориальную зону Ж-3, не установлен предельный (минимальный) размер земельного участка. Таким образом, из земель, предполагаемых к перераспределению возможно образование самостоятельного земельного участка с иным видом разрешенного использования. Кроме того, представленная ФИО2 схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории не соответствует требованиям к ее подготовке, утвержденным Приказом Росреестра от 19.04.2022 № П/0148 «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схему расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в формат документа на бумажном носителе». В представленной ФИО2 схеме расположения земельного участка неверно указан вид документа об утверждении схемы и наименование уполномоченного органа.

Заинтересованное лицо ФИО5 в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных требований, указала, что проживает по адресу: <адрес обезличен> детства. Пояснила, что земельный участок, заявленный к перераспределению, имел адрес: <адрес обезличен>, на нем проживала ФИО8, позже ей предоставлена квартира, а ее дом снесли. Земельный участок Анна передала для пользования ей (ФИО5). Указала, что земельный участок используется ею (ФИО9) для огородничества, ФИО2 никогда земельный участок не использовал, при этом указала, что также желала бы оформить земельный участок в свою собственность, в связи с чем и обращалась в Администрацию г.Томска, однако ей было отказано.

Заинтересованное лицо ФИО6, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, в суд не явилась, ранее, участвуя в судебном заседании 12.09.2023 указала, что проживает рядом со спорным земельным участком с 1988 года, пояснила, что имеет намерение использовать спорный земельный участок. Указала, что спорный земельный участок используется ФИО5, ФИО2 им не пользуется.

Руководствуясь положениями ч. 6 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав представителя административного истца, представителя административных ответчиков, заинтересованное лицо, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Положениями ч. 8 ст. 226 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В силу ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

На основании ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В силу разъяснений, содержащихся в п. 61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении. При этом суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя, таким образом, основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия. Например, при недоказанности обстоятельств, указанных в оспариваемом решении органа государственной власти и послуживших основанием для его принятия, суд не вправе отказать в признании такого решения незаконным, ссылаясь на наличие установленных им иных оснований (обстоятельств) для принятия подобного решения.

Исходя из положений п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд удовлетворяет заявленные требования, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Судом установлено и как следует из материалов дела, ФИО1, ФИО2 на праве общей долевой собственности (1/2 доли) принадлежит земельный участок общей площадью 1065 кв.м., расположенный по адресу: <адрес обезличен>, с кадастровым номером: <номер обезличен>, указанное подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 27.01.2023 № <номер обезличен>

Кроме того, согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 27.01.2023 № <номер обезличен>ФИО1 ФИО2 являются правообладателями жилого дома, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, общей площадью 68,1 кв.м., в праве общей долевой собственности по 1/2 доли у каждого.

09.02.2023 ФИО2, ФИО1 обратились в Департамент архитектуры и градостроительства администрации г. Томска с заявлением в котором просили произвести перераспределение земельных участков (земель), находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности и утвердить схему расположения земельных участков на кадастровом плане территории. Площади планируемых к перераспределению земельных участков составили: 1065 кв. м - площадь участка, принадлежащего на праве собственности административному истцу и ФИО1, 193 кв. м - площадь земельного участка не разграниченной собственности.

10.04.2023 главным специалистом отдела предоставления муниципальных услуг в сфере земельных отношений комитета по формированию земельных участков департамента архитектуры и градостроительства Города Томска проведено обследование земельного участка, расположенного по адресу: <адрес обезличен> с кадастровым номером 70:21:0100027:3420 в результате осмотра которого установлено, что в границах земельного участка расположен жилой дом, также расположены некапитальные деревянные сооружения, некапитальный металлический гараж, зеленые насаждения в виде деревьев и кустарников, забор. На перераспределяемой территории какие-либо капитальные объекты отсутствуют. Доступ к земельному участку с кадастровым номером: <номер обезличен> осуществляется через перераспределяемую территорию. Участок огорожен. Перераспределяемая территория используется ФИО2 совместно с земельным участком с кадастровым номером <адрес обезличен>, что подтверждается актом обследования земельного участка по заявлению № 181/14 от 09.023.2023 от 10.04.2023 с приложениями.

Сообщением заместителя Мэра Города Томска по архитектуре и строительству <номер обезличен> от 16.06.2023, ФИО2, ФИО1 отказано в заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером: <номер обезличен> и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Основанием для отказа послужило то обстоятельство, что в соответствии с картой градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск», утвержденных решением Думы города Томска от 27.11.2007 № 687, образуемый земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-3 (зона застройки индивидуальными жилыми домами). Правилами землепользования и застройки для иных видов разрешенного использования не установлен предельный (минимальный) размер земельного участка, таким образом, из земель площадью 193 кв.м., предлагаемых к перераспределению возможно образование самостоятельного земельного участка с соблюдением требований ст. 11.9 ЗК РФ. В соответствии с пп.9 п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, указанное обстоятельство является основанием для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков. Кроме того, из сообщения следует, что представленная ФИО2, ФИО1 схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории не соответствует требованиям к ее подготовке, утвержденным Приказом Росреестра от 19.04.2022 № П/0148, поскольку в указанной схеме неверно указан вид документа об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, наименование уполномоченного органа, а также не указан масштаб, в котором она подготовлена. Указанные обстоятельства являются основанием для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельного участка в соответствии с п.12, пп.1 п.16 ст. 11.10, пп. 11 ст. 39.29 ЗК РФ, п. 6,7 приложения 1, приложением 2 требований.

Нарушений процедуры принятия оспариваемого решения, срока принятия оспариваемого решения, также как и срока для обращения в суд с административным иском об оспаривании принятого решения судом не установлено.

Проверяя основания, по которым административному истцу было отказано в перераспределении земельных участков, судом установлено следующее.

В силу пункта 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Пунктом 1 статьи 11.2 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно пункту 3 статьи 11.7 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.

Пунктом 1 статьи 39.28 ЗК РФ установлены случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, к числу которых относятся: перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков; перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.

На основании пункта 3 статьи 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.

В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной, в уполномоченный орган (пункт 1 статьи 39.29 ЗК РФ).

В силу подпункта 3 пункта 8 статьи 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.

На основании подпунктов 9, 11 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса; имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.

Из указанных норм права следует, что возможность образовать самостоятельный земельный участок на испрашиваемой к перераспределению территории является самостоятельным основанием для отказа в заключении соглашения о перераспределении земель.

В соответствии с картой градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск», утвержденных решением Думы Города Томска от 27.11.2007 № 687 образуемый земельный участок находится в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-3).

В приведенном выше Решении Думы г. Томска указано, что зона Ж-3 предназначена для низкоплотной застройки индивидуальными жилыми домами, допускается размещение объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, преимущественно местного значения, иных объектов согласно градостроительным регламентам.

По смыслу подпункта 2 пункта 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации минимальная и максимальная площадь земельных участков для каждой территориальной зоны устанавливается градостроительным регламентом органа местного самоуправления.

Из положений пункта 1 статьи 11.9 ЗК РФ, подпункта 9 статьи 1 и статей 37 и 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации в их взаимной связи следует, что предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, установленные в градостроительном регламенте, должны соотноситься с видами разрешенного использования земельных участков, поскольку виды разрешенного использования являются, по сути, видами деятельности, осуществлять которую возможно при обязательном соблюдении требований, установленных градостроительным регламентом.

Образование земельных участков, в том числе путем перераспределения земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, предполагает сохранение установленного в отношении исходного участка вида разрешенного использования.

Градостроительным регламентом к муниципальному образованию «Город Томск» устанавливаются Правила землепользования и застройки в городе Томске, утвержденные решением Думы города Томска от 27.11.2007 № 687

Указанными правилами землепользования и застройки, для индивидуального жилищного строительства установлен предельный (минимальный) размер земельного участка 300 кв.м., при этом для других видов разрешенного использования, входящих в территориальную зону Ж-3 не установлен предельный (минимальный) размер земельного участка.

Площадь спорного земельного участка менее 300 кв.м. (193 кв.м.), в связи с чем данный участок не может быть образован для целей индивидуального жилищного строительства, вместе с тем отказывая ФИО2 в заявлении о перераспределении земельных участков административный ответчик пришел к обоснованному выводу на основании пп. 9 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ о том, что из земель, предполагаемых к перераспределению, возможно образование самостоятельного земельного участка с иным видом разрешенного использования, для которых не установлен предельный (минимальный) размер земельного участка.

Доказательств обратного, административным истцом суду не представлено. При этом доводы административного истца о фактической невозможности обустройства 7на данном земельном участке магазина, либо объектов капитального строительства дошкольного, начального и среднего образования (коды видов разрешенного использования 4.4 и 3.5.1) не свидетельствуют о невозможности использования спорного земельного участка для размещения связи, улично-дорожной сети, благоустройства территории (коды видов разрешенного использования 6.8; 12.0.1;12.0.2).

При этом довод стороны административного ответчика об обязанности администрации Города Томска перераспределить земельный участок в случае обращения кого-либо с подобным требованием, суд находит не основанным на положениях законодательства.

Кроме этого, судом учитывается, что в заключении соглашения отказано в том числе и в связи с тем, что приложенная к заявлению схема не соответствует требованиям к ее подготовке.

Как следует из пункта 1 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 статьи 11.10 ЗК РФ (подпункт 1 пункт 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации

Согласно п. 12 названной статьи форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Соответствующие требования утверждены Приказом Росреестра от 19 апреля 2022 года № П/0148 "Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе".

Согласно пункту 6 вышеназванных требований сведения об утверждении схемы расположения земельного участка: в случае утверждения схемы расположения земельного участка решением уполномоченного органа указываются наименование вида документа об утверждении схемы расположения земельного участка (приказ, постановление, решение и тому подобное), наименование уполномоченного органа, дата, номер документа об утверждении схемы расположения земельного участка; в случае утверждения схемы расположения земельного участка соглашением между уполномоченными органами указываются наименование вида документа об утверждении схемы расположения земельного участка (соглашение), наименования уполномоченных органов, дата (даты), номер (номера) соглашения о перераспределении земельных участков.

При этом в соответствии с Приложением №2к приказу Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 19 апреля 2022 г. № П/0148 в схеме расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе указывается масштаб.

В соответствии с пунктом 13 статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено данным кодексом.

На основании пункта 3.8.1.10 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Заключение соглашений о перераспределении земельных участков (земель), находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности», утвержденного постановлением администрации Города Томска от 10.11.2015 № 1079 критерий принятия решений - соответствие представленного проекта постановления об утверждении схемы расположения земельного участка либо письма о согласии на заключение соглашения о перераспределении земельных участков требованиям действующего законодательства и настоящего административного регламента. Результатом административной процедуры является подписанное Мэром Города Томска и зарегистрированное постановление об утверждении схемы расположения земельного участка, или подписанное Мэром Города Томска (уполномоченным должностным лицом) и зарегистрированное письмо о согласии на перераспределение земельных участков, или подписанное Мэром Города Томска (уполномоченным должностным лицом) и зарегистрированное письмо об отказе в предоставлении муниципальной услуги.

В силу пункта 4 статьи 50 Устава Города Томска, принятого решением Думы Города Томска от 04.05.2010 № 1475 Мэр Томска в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Томской области, настоящим Уставом, нормативными правовыми актами Думы, издает постановления администрации Города Томска по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Города Томска федеральными законами и законами Томской области, а также распоряжения администрации по вопросам организации работы администрации Города Томска.

В нарушении вышеназванных правовых норм, административным истцом к заявлению о перераспределении земельных участков представлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории <номер обезличен> с указанием некорректного муниципального акта, которым она утверждается (распоряжение Департамента архитектуры и градостроительства администрации Города Томска), поскольку по смыслу пункта 4 статьи 50 Устава Города Томска, а также пункта 3.8.1.10 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Заключение соглашений о перераспределении земельных участков (земель), находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности», муниципальным правовым актом, утверждающим схему расположения земельного участка на кадастром плане территории является постановлении администрации Города Томска, подписанное Мэром Города Томска.

Таким образом, отказ администрации Города Томска от 16.08.2023 в заключении соглашения о перераспределении земельных участков по вышеизложенному основанию является также обоснованным и законным, в силу п. 12, п.п.1. п.16 ст. 11.10, пп.11 ст. 39.29 ЗК РФ.

Изложенное свидетельствует о том, что оспариваемое решение об отказе в заключении соглашения перераспределении земельных участков соответствует действующему законодательству, регулирующему спорные правоотношения, не нарушает права и законные интересы административного истца.

При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований административного истца.

Руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административные исковые требования ФИО2 к администрации Города Томска, Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации Города Томска о признании незаконным решения об отказе в перераспределении земельного участка оставить без удовлетворения.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Томский областной суд через Ленинский районный суд г. Томска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Е.Н. Сурнина

Мотивированный текст решения составлен 18 октября 2023 года