РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Белореченск 06.03.2018 г.
Белореченский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Пятибратовой И. В.
при секретаре Сафоновой С. И.
с участием представителя административного истца ФИО1 В.
представителя административного ответчика по доверенности Дудника Е. Н.
представителя по доверенности ООО «ЛУКОЙЛ- Югнефтепродукт» ФИО2 В.
с участием заинтересованных лиц ФИО3, ФИО4, ФИО7
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО5 к министерству транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края о признании приказов незаконными и обязании
УСТАНОВИЛ :
Административный истец просит признать незаконными приказы административного ответчика № 399 « О внесении изменения в приказ министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края от 15.04.2016 г. № 162 « Об изъятии земельного участка для государственных нужд Краснодарского края» и № 162 « Об изъятии земельного участка для государственных нужд Краснодарского края» нарушающими права административного истца.
Обязать административного ответчика устранить допущенные нарушения путем внесения в проектную документацию на размещение линейного объекта « Мостовой переход через р. Белая на автомобильной дороге Белореченск- Апшеронск, км. 1+272 в Белореченском районе» изменений, позволяющих обеспечить доступ в виде проезда и прохода к земельному участку с кадастровым номером №, предназначенному для ведения животноводства, расположенного по адресу : <адрес> автомобильного моста.
В обоснование административных исковых требований административный истец пояснил, что он является арендатором земельного участка с кадастровым номером №, предназначенного для ведения животноводства, расположенного по адресу:<адрес> автомобильного моста.
Министерством транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края от 19.09.2016 года был вынесен приказ № 399 «О внесении изменения в приказминистерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края от 15.04.2016 года № 162 «Об изъятии земельного участка для государственных нужд Краснодарского края». В соответствии с данным приказом принято решение об изъятии земельных участков с кадастровыми номерами №, общей площадью № кв.м, и №, общей площадью № кв.м., образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащего истцу на праве аренды.
Административный ответчик обратился к административному истцу с заявлением об изъятии вышеуказанных земельных участков для государственных нужд. В отсутствии ФИО5 по делу № 2-767/16 от 02.05.2017 г. Белореченский районный суд Краснодарского края вынес заочное решение и 24.05.2017 года определение об отказе в отмене заочного решения, которыми были изъяты земельные участки для государственных нужд. При получении административнымистцом решения суда по делу об изъятии земельных участков ФИО5 стало известно о нарушении ее прав в отношении владения и пользования земельным участком, находящимся в аренде. Административным ответчиком была предоставлена схема расположения проектируемой автомобильной дороги, с учетом изъятия земельных участков, на которой видно, что оставшаяся часть земельного участка с кадастровым номером №, образовавшаяся в результате раздела, замкнута и не имеет выхода на земли общего пользования и, согласно проектной документации административного ответчика, отсутствует возможность доступа на земельный участок административного истца в виду наличия дорожных заграждений по периметру всей дороги. Единственный доступ возможен через земельный участок, принадлежащий ООО «ЛУКОЙЛ-югнефтепродукт» однако, в отношении данногоземельного участка не установлен сервитут для проезда и прохода. Следовательно, проектная документация административного ответчика не содержит обеспечения доступа к земельному участку административного истца, оставшемуся после раздела и изъятия, что влечет за собой невозможность использования оставшейся части земельного участка. Данное обстоятельство, нарушает права владения и пользования административным истцом земельным участком. В последствии, пытались решить вопрос об обеспечении доступа к земельному участку административного истца путем заключения соглашения об установлении сервитута в виде прохода и проезда через земельный участок, принадлежащий ООО «ЛУКОЙЛ -югнефтепродукт». Представителем административного ответчика было рекомендовано подать заявление руководителю ООО «ЛУКОЙЛ-югнефтепродукт» об установлении сервитута. Однако, вопрос об установлении доступа не решен по настоящее время.
Административный ответчик приказами № 399 «О внесении изменения в приказ министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края от 15.04.2016 года № 162 «Об изъятии земельного участка для государственных нужд Краснодарского края» нарушил права административного истца, а именно изъятием земельных участков для государственных нужд с кадастровыми номерами №, общей площадью № кв.м, и №, общей площадью № кв.м, лишил административного истца права пользования и владения оставшейся частью земельного участка с кадастровым номером №, находящегося в аренде, предназначенного для ведения животноводства, расположенного по адресу: № автомобильного моста.
В судебное заседание административный истец не явился.
Представитель административного истца в судебном заседании административные исковые требования поддержал в полном объеме, подтвердив все вышеизложенное.
Представитель административного ответчика административные исковые требования не признал, пояснив в судебном заседании, что министерство транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края ранее обращалось в Белореченский районный суд Краснодарского края с исковым заявлением к ФИО5 об изъятии в собственность субъекта Российской Федерации - Краснодарский край для государственных нужд земельных участков, расположенных по адресу: № с определением выкупной цены земельных участков в размере 9078 рублей. Заочным решением Белореченского районного суда Краснодарского края от 02.05.2017 года исковые требования министерства удовлетворены в полном объеме. Однако ФИО5, не согласившись с судебным актом, обжаловала его в апелляционном порядке. Жалоба мотивирована тем, что оставшийся земельный участок якобы не имеет выхода на земли общего пользования, в связи с чем, у ФИО5 будет отсутствовать возможность использовать такой участок. Кроме того, ответчик указывает на несогласие с определением размера возмещения за изымаемый земельный участок.
Апелляционным определением от 19 сентября 2017 года по делу № № решение Белореченского районного суда Краснодарского края оставлено без изменений, доводы, изложенные в апелляционной жалобе не приняты Судебной коллегией Краснодарского краевого суда.
Статьей 64 КАС РФ определено, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства. Поскольку законность принятия министерством транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края приказа от 19.09.2016 № 399 «О внесении изменения в приказ министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края от 15 апреля 2016 года № 162 «Об изъятии земельных участков для государственных нужд Краснодарского края» уже проверялась Белореченским районным судом Краснодарского края, а также Краснодарским краевым судом в порядке рассмотрения искового заявления министерства об изъятии спорных земельных участков и подтверждена вступившим в законную силу судебным решением Белореченского районного суда Краснодарского края от 2 мая 2017 года по делу № 2-767/17, то оснований для повторного рассмотрения требований о признании незаконными приказов в суде при рассмотрении данного дела не имеется.
Министерство не согласно с доводами административного искового заявления, считает заявление необоснованным ввиду следующего : приказ министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края от 19.09.2016 № 399 « Об изъятии земельных участков» вынесен уполномоченным на то органом и полностью соответствуют требованиям действующего законодательства Российской Федерации.
Кроме того, следует обратить внимание на то, что принимался приказ в целях реализации государственной программы Краснодарского края «Развитие сети автомобильных дорог Краснодарского края», утвержденной постановлением главы администрации Краснодарского края от 12.10.2015 №965.
Основанием для изъятия земельных участков для региональных нужд послужила схема территориального планирования Краснодарского края, утвержденной постановлением главы администрации Краснодарского края от 10.05.2011 № 438, а также утвержденная приказом департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края от 28.01.2015 № 12 документация по планировки территории, которые в настоящее время действуют на территории Краснодарского края.
Предоставление земельных участков гражданам, осуществляется уполномоченными органами на основе документов государственного кадастра недвижимости, с учетом градостроительной документации и иных документов.
При отсутствии прохода или проезда через земельный участок собственник вправе требовать от собственника соседнего земельного участка предоставления права ограниченного пользования соседним участком. Сервитут устанавливается посредством заключения соглашения между собственниками. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор может быть разрешён судом по иску лица, требующего установления сервитута.
В данном случае, исходный земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет в 2012 году, при этом никаких препятствий, связанных с отсутствием прохода и подъезда к земельному участку, выявлено не было.
Указание на то, что в случае изъятие вновь сформированного земельного участка возникнет ситуация при которой ответчик будет лишен возможности пользования арендованным участок необоснованно, так как изымаемый земельный участок сформирован вдоль существующей автомобильной дороги г. Белореченск - Апшеронск, которая имеет необходимое защитное металлическое барьерное ограждение. В случае дальнейшего расширение автомобильной дороги барьерное ограждение будет перенесено на незначительное расстояние вглубь земельного участка ответчика.
Следует указать, что увеличение мостового перехода через реку «Белая» не требует увеличения количества съездов с автомобильной дороги, так как в данном случае расходы на выполнение дополнительных работ по организации дополнительных съездов не могут относиться к расходам соответствующего бюджета.
В 2015 году министерством были выполнены работы по подготовке проектной документации по объекту: «Мостовой переход через реку Белая на автомобильной дороге г. Белореченск - г. Апшеронск, км 1+272 в Белореченском районе», прошедшей государственную экспертизу, согласованной со всеми заинтересованными организациями, в том числе и с администрацией муниципального образования Белореченский район.
В вышеназванной проектной документацией предусмотрено спрямление оси автомобильной дороги г. Белореченск - г. Апшеронск, что в свою очередь привело к необходимости реконструкции подъездных путей к АЗС, размещаемой на земельном участке с кадастровым номером №, при этом изменение схемы организации дорожного движения в зоне размещения АЗС, а также устройство новых или закрытие старых примыканий к автомобильной дороге г. Белореченск - г. Апшеронск министерством не предусмотрено.
Ранее на основании обращения ООО «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт» министерством были выданы технические условия от 28.02.2012 года № № и согласование проектной документации на реконструкцию существующего съезда с автомобильной дороги г. Белореченск - г. Апшеронск на участке км 1+668 справа для обеспечения подъезда к АЗС размещаемой на земельном участке с кадастровым номером №, от 03.10.2012 года №№
Также министерством было выдано заключение от 22.05.2014 года №80.06-236/14-03.01 о соответствии выполненных работ, по реконструкции существующего съезда с автомобильной дороги г. Белореченск - г. Апшеронск на участке км 1+668 справа для обеспечения подъезда к АЗС, размещаемой на земельном участке с кадастровым номером № ранее выданным техническим условиям и согласованной проектной документации. Все работы по реконструкции существующего съезда были выполнена за счет собственных средств ООО «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт». Министерством не осуществлялась выдача технических условий и согласование проектной документации по обеспечению съезда с автомобильной дороги г. Белореченск - г. Апшеронск к земельному участку с кадастровым номером №. Учитывая, что транспортная доступность земельного участка с кадастровым номером № осуществлялась через земельный участок с кадастровым номером № с последующим выездом на автомобильную дорогу г. Белореченск - г. Апшеронск через существующий съезд на участке км 1+668 справа, собственник указанного земельного участка имеет право обратиться к правообладателю земельного участка с кадастровым номером № для предоставления права ограниченного пользования его участком. Изымаемые земельные участки были поставлены на государственный кадастровый учет, никаких обстоятельств, препятствующих постановке земельных участков на учет, выявлено не было.
Таким образом, ФИО5 не лишен возможности использовать земельный участок в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации.
Представитель администрации МО Белореченский район в судебное заседание не явился, но согласно представленному отзыву на административное исковое заявление / л. д. 252-263/ при вынесении решения полагается на усмотрение суда, пояснив, что согласно Генеральному плану Южненского сельского поселения, утвержденному решением Совета Южненского сельского поселения от 29.03.2011г. № 82, существующий земельный участок с кадастровым номером № расположенный по адресу: Южненское сельское поселение п. Южный, находится в зоне сельскохозяйственного использования, на землях водных территорий, на территории объектов делового, общественного и коммерческого назначения. Так же попадает в границу горного отвода месторождения песчано-гравийной смеси, на территорию, являющуюся основными местами отдыха населения, в границу водоохранной зоны, в границу защитной прибрежной полосы и в шумовую зону железной дороги и категорированной автомобильной дороги.
Согласно Правилам землепользования и застройки Южненского сельского поселения, утвержденным решением Совета муниципального образования Белореченский район от 27.05.2016 года № 303, испрашиваемый земельный участок находится в зоне сельскохозяйственных угодий и на землях водного фонда, а так же попадает в границу водоохранной зоны, в границу защитной прибрежной полосы и в шумовую зону железной дороги и категорированной автомобильной дороги.
На основании изложенного, земельный участок расположен в разных функциональной и территориальной зонах, а так же в зонах с особыми условиями использования территории, что не соответствует требованиям градостроительного законодательства и ограничивает возможность его использования. Использование земель осуществляется в соответствии с установленным для них целевым назначением. Исходя из принадлежности земель к той или иной категории и разрешенного порядка их использования, правовой режим определяется в соответствии с зонированием территорий.
В администрацию муниципального образования заявлений о внесение изменений и нанесения проезда в графическую часть «Части II. Карта (ы) градостроительного зонирования» Правил землепользования и застройки территории Южненского сельского поселения Белореченского района от собственника земельного участка не поступало.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления отнесена дорожная деятельность только в отношении автомобильных дорог местного значения. «Мостовой переход через реку Белая на автомобильной дороге г.Белореченск - г.Апшеронск, км 1+272 в Белореченском районе» является объектом регионального значения.
В соответствии с Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» - расходы на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт пересечений и примыканий, в том числе расходы на выполнение дополнительных работ, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения, водоотведения и исполнения других установленных техническим регламентом требований, несут лица, в интересах которых осуществлялось строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт пересечений и примыканий.
Для согласования и строительства съезда необходимо подать в адрес собственника автомобильной дороги, к которой планируется построить примыкание, заявление на получение технических условий на строительство съезда, приложив документы /правоустанавливающие на земельный участок, со сведениями о категории земель; технический план, с нанесенными на него объектами строительства, кадастровыми границами и схемой движения/.
Рассмотрев заявление, собственник автомобильной дороги выдает ТУ на разработку проекта съезда /подъездной дороги/ временного либо постоянного. При этом разработка проектной документации может вестись только специализированной организацией с действующими допусками и с соблюдением нормативной технической документации и технических условий. Проект должен быть разработан с учетом требований СП иСНиП.
Технические условия могут содержать дополнительные ограничения на увеличение интенсивности движения на съезде, ограничения по длине съезда, углу и радиусам сопряжения дороги и примыкания, виду дорожного покрытия. Обязательной составляющей проекта будут обозначены мероприятия по предотвращению образования трещин в асфальте в месте примыкания, предотвращение выноса грунта на дорогу общего пользования, вплоть до устройства мойки колес; предотвращению нарушения водоотвода, при необходимости с устройством дополнительных водоотводных сооружений.
В проект также необходимо будет включить мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения /в соответствии с ГОСТ съезды и примыкания должны быть оборудованы дорожными знаками, направляющими устройствами, нанесена горизонтальная дорожная разметка термопластиком/ не только на период эксплуатации, но и на период строительства.
При условии, что планируемый съезд имеет временный характер, должна быть предусмотрена рекультивация съезда по окончании его эксплуатации, с восстановлением обочин, откосов и водоотвода автомобильной дороги и восстановлением растительного слоя в месте проведения работ. В случае строительства постоянного примыкания может потребоваться с устройство переходно-скоростных и накопительных полос для организации левоповоротного движения; в некоторых случаях для обеспечения требований нормативной документации может потребоваться демонтаж или переустройство близлежащих съездов.
Разработанную проектную и рабочую документацию, с внесением изменений в ПОДД, согласовывают с владельцем автомобильной дороги и на ее основании получают разрешение на строительство в соответствии с приказом Минтранса №186 от 28.06.12; схему ОДД на период производства работ дополнительно согласовывают с ГИБДД; и уведомляют эксплуатирующую автомобильную дорогу организацию о начале строительства.
По окончании строительства предоставляют копии исполнительной документации владельцу автомобильной дороги и получают разрешение на ввод в эксплуатацию и подписывают акт разграничения балансовой ответственности. В соответствии со ст. 274, ст. 277 ГК РФ и ст. 23 ЗК РФ для строительства в полосе отвода автомобильной дороги также необходимо оформить сервитут.
Представитель администрации Южненского сельского поселения Белореченский район, представитель Управления ФСГР кадастра и картографии по Краснодарскому краю в судебное заседание не явились.
Заинтересованные лица Егер и ФИО6 в судебное заседание не явились.
Представитель ООО «ЛУКОЙЛ-югнефтепродукт» при вынесении решения полагался на усмотрение суда.
Заинтересованные лица ФИО7, ФИО4, ФИО3, в судебном заседании пояснили, что при вынесении решения полагаются на усмотрение суда.
Выслушав представителей сторон, заинтересованных лиц, исследовав письменные материалы дела, суд считает правильным в удовлетворении административных исковых требований отказать по следующим основаниям:
В судебном заседании установлено, что в соответствии с постановлением администрации МО Белореченский район № 2632 от 25.10.2013 г. земельный участок, площадью № кв. м. с кадастровым номером №, расположенный по адресу : <адрес> автомобильного моста / л. д. 18/ был предоставлен, на основании договора аренды № № от 15.11.2013 г., ФИО8 сроком на 10 лет для ведения животноводства / л. д. 10-15/ который, в свою очередь, заключил соглашение с ФИО5 о передаче прав и обязанностей арендатора вышеназванного земельного участка / л. д. 24-26/.
15.04.2016 г. министерством транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края был издан приказ № 162 « Об изъятии земельных участков для государственных нужд Краснодарского края» в соответствии с которым, изымался земельный участок, площадью 2030 кв. м., образованный в результате раздела земельного участка с кадастровым номером №, расположенный по адресу : <адрес> автомобильного моста / л. д. 8/, а 19.09.2016 г. министерством транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края был издан приказ № 399 « О внесении изменений в приказ № 162 « от 15.04.2016 г.» об изъятии земельных участков площадью № кв. м. и № кв. м., которые будут образованы в результате раздела земельного участка с кадастровым номером №, расположенный по адресу : <адрес> автомобильного моста / л. д. 69/. В соответствии с заочным решением Белореченского районного суда Краснодарского края от 02.05.2017 г. по иску министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края к ФИО5 об изъятии земельного участка для государственных нужд / л. д. 71-75/, вступившее в законную силу 19.09.2017 г. в соответствии с апелляционным определением Судебной коллегии Краснодарского краевого суда / л. д. 78-83/, земельные участки изъяты для государственных нужд Краснодарского края путем прекращения права аренды ФИО5 на данные земельные участки, расположенные по адресу: <адрес> площадью № кв. м. по выкупной цене 206 рублей и площадью № кв. м. по выкупной цене 8522 рубля.
Таким образом, на основании вышеизложенного, установлено, что земельные участки фактически изъяты и административный истец, что подтвердил в судебном заседании представитель административного истца, денежные суммы за вышеназванные земельные участки получил.
В судебном заседании установлено, что приказ № 162 был издан Министерством транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края 15.04.2016 г. / л. д. 8/, а приказ № 399 издан 19.09.2016 г. / л. д. 69-70/.
Как пояснил в судебном заседании представитель административного истца о вышеназванных приказах административный истец узнал после вынесения Белореченским районным судом Краснодарского края заочного решения от 02.05.2017 г.
Из исследованных в судебном заседании материалов дела следует, что с исковым заявлением в Белореченский районный суд Краснодарского края министерство транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края к ФИО5 об истребовании спорных земельных участков обратилось 12.04.2017 г., в котором указывалось на вышеназванные приказы № 399 и № 162 / л. д. 283-287/, а 02.05.2017 г., по данному спору, было вынесено заочное решение / л. д.71-75 /, которое было направлено в адрес ФИО5 10.05.2017 г. / л. д. 288/, а 19.05.2017 г. ФИО5 обратилась в Белореченский районный суд Краснодарского края с заявлением об отмене вышеназванного заочного решения / л. д.289-290/.
В соответствии с п. 1, п. 5, п. 8 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска сроков обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или в судебном заседании.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного / в том числе по уважительной причине/ срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Таким образом, 19.08.2017 г. - последний день для обжалования приказов, но поскольку 19.08.2017 г.- выходной день, следовательно, последний день обращения в суд - 21.08.2017 г., тогда как ФИО5 обратилась в Белореченский районный суд Краснодарского края с административным исковым заявлением 23.08.2017 г. / л. д. 1-4/, уважительности причин пропуска срока обращения в суд - административным истцом не представлено.
На основании вышеизложенного и в своей совокупности, в удовлетворении административных исковых требований необходимо отказать.
Руководствуясь ст. ст. 64, 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ :
ФИО5 в удовлетворении административных исковых требований к министерству транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края о признании незаконными приказы № 162 от 15.04.2016 г. « Об изъятии земельного участка для государственных нужд Краснодарского края» и приказ № 399 от 19.09.2016 г. « О внесений изменений в приказ № 162 от 15.04.2016 г.» и обязании устранить допущенные нарушения - отказать.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Белореченский районный суд в течение месяца.
Судья И. В. Пятибратова.