ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-191/2022 от 11.03.2022 Чаплыгинского районного суда (Липецкая область)

Дело № 2а - 191/2022

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российскй Федерации

11 марта 2022 года г. Чаплыгин

Чаплыгинский районный суд Липецкой области в составе:

председательствующего судьи Залыгаевой Е.П.,

при секретаре Зайцевой О.О.,

помощника прокурора Чаплыгинского района Липецкой области Агафонова Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Чаплыгинского района Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Троекуровский сельсовет Чаплыгинского муниципального района Липецкой области о признании бедействия незаконным,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Чаплыгинского района Липецкой области обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Троекуровский сельсовет Чаплыгинского муниципального района Липецкой области о признании бездействия администрации сельского поселения Троекуровский сельсовет Чаплыгинского муниципального района Липецкой области по факту не размещения порядка и времени приема граждан (физических лиц), а также обзора обращений граждан и обобщенной информации о результатах их рассмотрения и принятых по ним мерам за 2021 год незаконным и возложении обязанности по ее размещению.

В обоснование требований указано, что прокуратурой Чаплыгинского района проведена проверка соблюдения законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления в администрации сельского поселения Троекуровский сельсовет Чаплыгинского муниципального района Липецкой области. В ходе проведения проверки установлено, что информация о деятельности сельского поселения Троекуровский сельсовет размещается на официальном сайте в сети Интернет.

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 13 Закона № 8-ФЗ « Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» органы местного самоуправления обязаны размещать в сети «Интернет», информацию о работе органа местного самоуправления с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, в том числе:

а) порядок и время приема граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, порядок рассмотрения их обращений с указанием актов, регулирующих эту деятельность;

б) фамилию, имя и отчество руководителя подразделения или иного должностного лица, к полномочиям которых отнесены организация приема лиц, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, обеспечение рассмотрения их обращений, а также номер телефона, по которому можно получить информацию справочного характера;

в) обзоры обращений лиц, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, а также обобщенную информацию о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах.

Между тем, в ходе прокурорской проверки, которая была проведена 03.02.2022 года в период времени с 15-00 час. по 16-00 час. было установлено, что необходимая информация о работе администрации сельского поселения Троекуровский сельсовет с обращениями граждан в сети Интернет на официальном сайте администрации отсутствовала. В частности, на указанном сайте не был размещен порядок и время приема граждан (физических лиц), а также обзор обращений граждан и обобщенная информация о результатах их рассмотрения и принятых по ним мерам за 2021 год.

В судебном заседании помощник прокурора Чаплыгинского района Агафонов Е.Ю. административное исковое заявление поддержал и показал, что в результате проверки установлено, что администрация сельского поселения Троекуровский сельсовет имеет официальный сайт в сети Интернет с URL-адресом: http://r256-troekurovo.omsu48.ru/. На указанном сайте до настоящего времени отсутствует информация о порядке и времени приема граждан (физических лиц), а также обзор обращений граждан и обобщенная информация о результатах их рассмотрения и принятых по ним мерам за 2021 год, что подтверждается актом осмотра Интернет-сайта с URL-адресом: http://r256-troekurovo.omsu48.ru/ от 03.02.2022 года и поисковой информацией (скриншатами от 11.03.2022 года) с данного сайта, в связи с чем просил суд административное исковое заявление удовлетворить в полном объеме.

Педставитель ответчика глава администрации сельского поселения Троекуровский сельсовет Чаплыгинского муниципального района Липецкой области Королев В.Н. административные исковые требования не признал и пояснил, что администрация сельского поселения Троекуровский сельсовет имеет с 2019 года официальный сайт в сети Интернет, который не ведется из-за отсутствия работника, обладающего необходимыми профессиональными навыками. Он подтвердил, что информация о порядке и времени приема граждан (физических лиц), а также обзор обращений граждан и обобщенная информация о результатах их рассмотрения и принятых по ним мерам за 2021 год на официальном сайте сети «Интернет» сельской администрации Троекуровский сельсовет Чаплыгинского муниципального района Липецкой области опубликована не была. В штате сельской администрации числятся 3 работника, на которых он не может возложить своим приказом исполнение дополнительных обязанностей по ведению сайта, так как нарушит трудовое законодательство, а принять нового сотрудника для выполнения данного объема работы по ведению сайта он не может из-за отсутствия финансирования. Возглавляемая им сельская администрации выбрала иной способ работы с гражданами, а именно личный прием, который он и специалисты проводят по имеющемуся графику, который размещен в здании сельской администрации. Статья 13 Федерального закона №8-ФЗ от 09.02.2009 года не возлагает на сельские администрации обязанность размещать данную информацию на сайте, поэтому он не нарушает Конституцию РФ и данный закон, так как личный прием граждан в Троекуровской сельской администрации ведется согласно графика приема. Он не отрицал, что на сайте сельской администрации до настоящего времени не размещена информация, указанная в административном исковом заявлении.

Суд, вылушав доводы помощника прокурора Агафонова Е.Ю., объяснения представителя ответчика Королева В.Н., не признавшего административные исковые требования в полном объеме, изучив материалы дела, находит административный иск прокурора Чаплыгинского района с учетом уточнений обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

На основании ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Статья 3 Федерального закона №149-ФЗ от 27.07.2006 года «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в качестве одного из принципов правого регулирования отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, закрепляет принцип открытости информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободного доступа к такой информации, кроме случаев, установленных федеральным законом.

Согласно ч.1 ст. 8 Федерального закона №149-ФЗ от 27.07.2006 года «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим федеральным законом и другими федеральными законами.

Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.

В силу п.1 ст.4 Федерального закона №8-ФЗ от 09.02.2009 года «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления являются открытость и доступность информации о деятельности органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом.

Согласно п. 2 ч.1 ст. 6 Федерального закона №8-ФЗ от 09.02.2009 года «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления может обеспечиваться, в том числе, путем размещения органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети «Интернет».

Часть 1 ст. 10 Федерального закона №8-ФЗ от 09.02.2009 года «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» предусмотрено, что органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть «Интернет», в которой создают официальный сайт с указанием адресов электронной почты, по которым пользователь информации может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация.

Федеральным законом от 27.07.2010 № 227-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» на органы местного самоуправления возложены обязанности размещать в сети «Интернет» иную информацию, в дополнение к перечню сведений, указанных в ст. 13 ФЗ №8-ФЗ.

В связи с этим, Федеральным законом от 27.07.2010 № 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» в Федеральный закон №149-ФЗ внесены изменения в части конкретизации обязанностей органов государственной власти и органов местного самоуправления по обеспечению доступа, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет» в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно ст. 12 Федерального закона №149-ФЗ от 27.07.2006 года «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями создают информационные системы и обеспечивают доступ к содержащейся в них информации на русском языке.

Статьей 8 Закона №149-ФЗ гарантировано право на получение бесплатно информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещенной такими органами в информационно-телекоммуникационных сетях.

Федеральным законом от 02.05.2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотренияобращений граждан Российской Федерации» регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в органы, устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан органами и их должностными лицами (ч. 1 ст. 1).

Статьей 14 Федерального закона № 59-ФЗ закреплено, что органы местного самоуправления осуществляют в пределах своей компетенции контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений, анализируют их содержание, принимают меры по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан.

Часть 1 ст. 13 Федерального закона № 59-ФЗ определяет возможную форму обеспечения органом местного самоуправления реализации правомочия гражданина лично обратиться без нарушения прав, свобод и законных интересов других лиц - личный прием.

Данная норма не только определяет необходимость установить место приема, его дни и время, но и обязательно довести названную информацию до сведения граждан, способом предусмотренном Федеральным законом от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» путем размещения в сети «Интернет» на официальном сайте органа местного самоуправления.

Согласно ст. 1 Федерального закона № 8-ФЗ под информацией о деятельности органов местного самоуправления понимается информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий органами местного самоуправления или организациями, подведомственными органам местного самоуправления, либо поступившая в указанные органы и организации.

В соответствии с п. 3 ст. 24 Федерального Закона от 09.02.2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» надзор за исполнением государственными органами, органами в местного самоуправления, их должностными лицами настоящего федерального закона осуществляют органы прокуратуры Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации».

Согласно ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными действий, (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствует нормативно-правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В результате проведенной 03.02.2022 года в период времени с 15-00 по 16-00 часов прокуратурой Чаплыгинского района проверки установлено, что информация о деятельности сельского поселения Троекуровский сельсовет размещается на официальном сайте в сети Интернет с URL-адресом: http://r256-troekurovo.omsu48.ru/. Между тем, в ходе прокурорской проверки, было установлено, что необходимая информация о работе администрации сельского поселения Троекуровский сельсовет с обращениями граждан в сети Интернет на официальном сайте администрации отсутствовала. В частности, на указанном сайте отсутствовал порядок и время приема граждан (физических лиц), а также обзор обращений граждан и обобщенная информация о результатах их рассмотрения и принятых по ним мерам за 2021 год, что нарушает требования ст. 13 Федерального Закона от 09.02.2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

Указанный факт подтверждается актом осмотра Интернет-сайта от 03.02.2022 года с URL-адресом: http://r256-troekurovo.omsu48.ru/, из которого следует, что на данном сайте отсутствуют сведения о приеме обращений, графике приема граждан, обзор обращений граждан; страницы сайта пустые и разделы находятся в стадии заполнения.

Суд соглашается с позицией помощника прокурора Чаплыгинского района Агафонова Е.Ю. о том, что указанные нарушения создают ограничения для возможности свободного доступа неограниченного круга лиц к информации, размещение которой в соответствии с действующим законодательством является обязательным, а не размещение указанных выше сведений не отвечает принципу открытости деятельности органа местного самоуправления, чем нарушаются конституционные права граждан и организаций на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими их права и свободы.

Суд считает доводы представителя ответчика главы администрации сельского поселения Троекуровский сельсовет Чаплыгинского муниципального района Липецкой области Королева В.Н. о том, что сельская администрация Тоекуровский сельсовет с 2019 года не занимается сайтом из-за отсутствия работника, обладающего определенными навыками по работе с сайтом, неубедительными и необоснованными.

Утверждения представителя ответчика главы администрации сельского поселения Троекуровский сельсовет Чаплыгинского муниципального района Липецкой области Королева В.Н. о том, что он не нарушает Федеральный Закон №-8-ФЗ от 09.02.2009 года, поскольку осуществляет личный прием граждан согласно графика приема, который он утвердил и размесил в здании сельской администрации, несостоятельными и не заслуживающими внимания, поскольку они ошибочны и основаны на неверном толковании норм права, так как Федеральным законом №227-ФЗ от 27.07.2010 года «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» на органы местого самоуправления возложены обязанности размещать в сети «Интернет» иную информацию, в дополнение к перечню сведений, указанных в ст. 13 Федерального закона №8-ФЗ от 09.0202009 года «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

В ходе судебного заседания глава администрации сельского поселения Троекуровский сельсовет Чаплыгинского муниципального района Липецкой области Королев В.Н. не оспаривал результаты прокурорской проверки от 03.02.2022 года и не отрицал, что перечисленная в административном исковом заявлении информация на официальном сайте Троекуровской сельской администраци отсутствовала. Он подтвердил, что указанная информация не размещена на официальном сайте до настоящего времени.

Данный факт подтверждается представленной помощником прокурора Чаплыгинского района Агафоновым Е.Ю. поисковой информацией (скриншатами от 11.03.2022 года) с Интернет-сайта с URL-адресом: http://r256-troekurovo.omsu48.ru/ о выявлении нарушения Федерального закона от 09.02.2009 года №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», что является основанием для удовлетворения административного искового заявления прокурора Чаплыгинского района Липецкой области о признании бездействия незаконным и возложения обязанности по устранению нарушений.

Согласно ч.2 ст. 178 КАС РФ, ч.3 ст. 227 КАС РФ, учитывая объем и характер действий, которые необходимо совершить админитсративному ответчику для исполнения решения суда, временные затраты на них, существо права неопределенного круга лиц, подлежащего защите, требования разумности сроков исполения судебного решения, суд считает возможным установить срок, в течение которого ответчиком должно быть исполнено решение суда, - не позднее одного месяца со дня вступления решения суда в закнную силу.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 293 Кодекса административного судороизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать бездействие администрации сельского поселения Троекуровский сельсовет Чаплыгинского муниципального района Липецкой области, выразившееся в непринятии мер к размещению порядка и времени приема граждан (физических лиц), обзора обращений граждан и обобщенной информации о результатах их рассмотрения и принятых по ним мерам за 2021 год, незаконным.

Обязать администрацию сельского поселения Троекуровский сельсовет Чаплыгинского муниципального района Липецкой области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу разместить на официальном сайте в сети Интернет с с URL-адресом: http://r256-troekurovo.omsu48.ru/ следующую информацию: порядок и время приема граждан (физических лиц), обзор обращений граждан и обобщенную информацию о результатах их рассмотрения и принятых по ним мерам за 2021 год.

Решение может обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Липецкого областного суда через Чаплыгинский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: Е.П. Залыгаева

Млотвированное решение изготовлено 17 марта 2022 года.