КОПИЯ
Дело № 2а-1922/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 августа 2018 года Октябрьский районный суд г.Томска в составе:
председательствующего судьи Остольской Л.Б.,
при секретаре Белоногове В.Ю.,
с участием административного истца Мутовкиной И.М.,
представителя административного ответчика Филатовой Ю.В. (доверенность от 13.06.2018, срок действия до 31.12.2018, диплом ВСГ 2371815 ГОУ ВПО «Российская академия правосудия»),
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске административное дело по административному исковому заявлению Мутовкиной Ирины Михайловны к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Томской области об оспаривании решения комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулировании конфликта интересов Управления Минюста России по Томской области,
,
установил:
Мутовкина И.М. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Томской области об оспаривании решения комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулировании конфликта интересов Управления Минюста России по Томской области, в котором просит признать незаконным решение Комиссии №1 от 16.04.2018 по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов Управления Минюста России по Томской области.
В обоснование требований административный истец указала, что в период с 09.09.2008 по 02.08.2017 замещала должность начальника отдела по контролю и надзору в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния Управления Минюста России по Томской области. В связи с планируемом трудоустройством на должность ведущего специалиста по правовым вопросам в Ассоциации «Томская областная нотариальная палата»она 13.03.2018 обратилась в Комиссию по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов Управления Минюста России по Томской области с заявлением о даче согласия на замещение этой должности. 16.04.2018 состоялось заседание Комиссии, устно было объявлено, что отказано. 18.04.2018 получила выписку из протокола заседания Комиссии, из которого следует, что отказано, поскольку при замещении должности возникает конфликт интересов, а также нарушаются стандарты и основные принципы антикоррупционного поведения. Просит признать незаконным решение №1 Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов Управления Минюста России по Томской области от 16.04.2018.
Административный истец Мутовкина И.М. в судебном заседании требования поддержала по основаниям, указанным в административном исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что решение комиссии является незаконным, поскольку не указаны мотивы отказа в замещении административным истцом должности ведущего специалиста по правовым вопросам Ассоциации «Томская нотариальная палата», в протоколе комиссии отсутствуют пояснения административного истца в отношении её деятельности в Ассоциации «Томская нотариальная палата» как некоммерческой организации. Основной деятельностью Нотариальной палаты Томской области является организация публично правовой деятельности нотариусов по защите законных интересов граждан и юридических лиц, в том числе представление и защита интересов нотариусов, оказание им помощи и содействия в развитии частной нотариальной деятельности, организация стажировки лиц, претендующих на должность нотариуса, и повышение профессиональной подготовки нотариусов, организация и страхование нотариальной деятельности. Так, в должностные обязанности ведущего специалиста по правовым вопросам Ассоциации «Томская областная нотариальная палата» входит: методическая работа, ознакомление сотрудников с изменениями законодательства, ответы на жалобы. Аппарат Ассоциации «Томская областная нотариальная палата», куда, она планировала устроиться на работу, полномочиями по принятию каких-либо решений, Обязательных для исполнения нотариусами-членами ТОНП, Управления Минюста РФ по Томской области или иной организации не наделен. В период замещения должности начальника отдела по контролю и надзору в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния Управления Минюста России по Томской области функции по государственному, муниципальному (административному) управлению в отношении Ассоциации «Томская нотариальная палата» в должностные обязанности Мутовкиной И.М. не входили. Отказывая в выдаче согласия на замещение должности в ТОНП, комиссия не исследовала наличие конфликта интересов, вывод о нарушении стандартов и основных принципов антикоррупционного поведения несостоятелен. Комиссия не рассмотрела вопрос по существу.
Представитель административного ответчика Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Томской области Филатова Ю.В. в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала по основаниям, изложенным в отзыве, согласно которому Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулировании конфликта интересов Управления Минюста России по Томской области действовала законно и обоснованно, прав и законных интересов административного истца не нарушала.основные принципы противодействия коррупции, правововые и оргнизациоооные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимимизация и )или ) ликвидация последствий коррупционных правонарушений установлена ФЗ №273-ФЗ «О противодействии коррупции». Одним из направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции является введение антикоррупционных стандартов, то есть установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции. На гражданских служащих, как во время гражданской службы, так и после двух лет после увольнения распространяется ряд запретов и ограничений. В том числе и получение согласие Комиссии на замещение должности (оказание услуг). Если отдельные функции государственного управления данной организации входили в должностные обязанности гражданского служащего. Членами Комиссии были изучены должностные регламенты, сделан вывод о том, что Мутовкина И.М. в период гражданской службы осуществляла государственный контроль и надзор за исполнением требований законодательства РФ в сфере нотариата, при трудоустройстве на должность ведущего эксперта по правовым вопросам ТОНП возможно возникновение конфликта интересов. Отдел, который возглавляла Мутовкина И.М., где работают бывшие ее подчиненные, контролировал деятельность нотариусов Томской области как орган власти.
Выслушав стороны, допросив свидетеля, изучив материалы дела, суд находит требования Мутовкиной И.М. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации, ст.4 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее КАС РФ) каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях предусмотренных законом.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 1 КАС РФ в порядке, предусмотренном Кодексом, суды рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов.
В соответствии с ч.2 ст.62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:
1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);
2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;
3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Согласно ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В силу п.61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении. При этом суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.
Суд определяет значимые по делу обстоятельства, подлежащие доказыванию (опровержению) и оценке: соответствие (несоответствие) оспариваемых решений закону; нарушение решениями прав и свобод гражданина; полномочия органа (должностного лица) на принятие оспариваемого решения.
В соответствии с Положением об Управлении юстиции Томской области Управление юстиции Томской области (далее - Управление), утвержденным Приказом Минюста РФ от 31.01.2000 N 36 Управление юстиции Томской области (далее - Управление) является территориальным органом Министерства юстиции Российской Федерации в Томской области.
Управление в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие основные функции в том числе: выдает лицензии на право нотариальной деятельности; наделяет нотариуса полномочиями; контролирует исполнение профессиональных обязанностей и правил нотариального делопроизводства нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах; назначает на должности стажера и помощника нотариуса в государственных нотариальных конторах; увольняет нотариусов, помощников нотариусов и стажеров, работающих в государственных нотариальных конторах, применяет к ним поощрения и дисциплинарные взыскания; совместно с нотариальной палатой Томской области определяет количество нотариусов в нотариальном округе; учреждает и ликвидирует должности нотариусов; изменяет территорию деятельности нотариуса; контролирует исполнение правил нотариального делопроизводства нотариусами, занимающимися частной практикой; образует квалификационную комиссию по приему экзаменов у лиц, желающих заниматься нотариальной деятельностью; осуществляет другие полномочия, предусмотренные Основами законодательства Российской Федерации о нотариате.
Согласно подпункту «е» п.2 ст. 12 Конвенции Организации Объединенных Наций против предупреждение возникновения коллизии интересов путем установления ограничений, в надлежащих случаях и на разумный срок, в отношении профессиональной деятельности бывших публичных должностных лиц или в отношении работы публичных должностных лиц в частном секторе после их выхода в отставку или на пенсию, когда такая деятельность или работа прямо связаны с функциями, которые такие публичные должностные лица выполняли в период их нахождения в должности или за выполнением которых они осуществляли надзор.
Исходя из ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О противодействии коррупции" федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.
В силу п.5 ст.7 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О противодействии коррупции" одним из основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции в том числе является: введение антикоррупционных стандартов, то есть установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области.
В соответствии с ч. 3.1 ст. 17 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданин, замещавший должность гражданской службы, включенную в перечень должностей, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с гражданской службы не вправе без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу (оказывать данной организации услуги) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского служащего. Согласие соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Аналогичные положения содержатся также в ч. 1 ст. 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации, части 1 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"
Указом Президента РФ от 21.07.2010 N 925 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции" определено, что гражданин Российской Федерации, замещавший должность федеральной государственной службы, включенную в раздел I или раздел II перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 557, или должность федеральной государственной службы, включенную в перечень должностей федеральной государственной службы в федеральном государственном органе, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный руководителем федерального государственного органа в соответствии с разделом III перечня, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 557, в течение двух лет со дня увольнения с федеральной государственной службы: имеет право замещать должности и выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции по государственному управлению этими организациями входили в должностные (служебные) обязанности федерального государственного служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, установленном Положением о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. N 821.
Согласно п.1.1. ст.12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" Комиссия в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязана рассмотреть письменное обращение гражданина о даче согласия на замещение на условиях трудового договора должности в организации и (или) на выполнение в данной организации работ (оказание данной организации услуг) на условиях гражданско-правового договора, если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, а также проинформировать гражданина о принятом решении.
Для целей Федерального закона о противодействии коррупции в пункте 4 статьи 1 данного закона закреплено понятие функций государственного, муниципального (административного) управления организацией - полномочия государственного или муниципального служащего принимать обязательные для исполнения решения по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении данной организации, в том числе решения, связанные с выдачей разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) отдельных действий данной организацией, либо готовить проекты таких решений.
Федеральный закон о противодействии коррупции устанавливает основные принципы, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Правовую основу противодействия коррупции наряду с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами составляют общепризнанные принципы и нормы международного права (статья 2 поименованного закона).
Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции, (принята резолюцией 58/4 Генеральной Ассамблеи ООН от 31 октября 2003 г., ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 8 марта 2006 г. N 40-ФЗ) закрепляет право государства в целях предупреждения возникновения коллизии публичных и частных интересов устанавливать ограничения в надлежащих случаях и на разумный срок в отношении профессиональной деятельности бывших публичных должностных лиц или в отношении работы публичных должностных лиц в частном секторе после их выхода в отставку или на пенсию, когда такая деятельность или работа прямо связана с функциями, которые такие публичные должностные лица выполняли в период их нахождения в должности или за выполнением которых они осуществляли надзор (подпункт "e" пункта 2 статьи 12).
Статья 12 Федерального закона о противодействии коррупции устанавливает такие ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора.
Таким образом, правовое регулирование приведенной федеральной нормы имеет целью устранение коллизии публичных и частных интересов.
В судебном заседании установлено, что Мутовкина И.М. в период с 09.09.2008 по 02.08.2017 замещала должность федеральной государственной гражданской службы начальника отдела по контролю и надзору в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Томской области. 02.08.2017 освобождена от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы начальника отдела по контролю и надзору в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния и уволена с федеральной государственной гражданской службы по инициативе федерального государственного гражданского служащего п.3 ч.1 ст.33 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О государственной гражданской службе Российской Федерации", указанные обстоятельства подтверждаются Трудовой книжкой АТ-III ... (вкладыш ВТ ...) (т.2 л.д.71-102).
13.03.2018 Мутовкина И.М. обратилась в Комиссию по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов Управления Министерства юстиции России по Томской области с заявлением о даче согласия на замещение должности ведущего специалиста по правовым вопросам Ассоциации «Томская областная нотариальная палата» по трудовому договору на неопределенный срок (т.1 л.д.9).
Решением Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулировании конфликта интересов Управления Минюста Российской Федерации по Томской области от 16.04.2018 № 1 в соответствии с подпунктом «б» пункта 24 Указа Президента Российской Федерации от 01.10.2010 № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» Мутовкиной И.М. отказано в замещении должности ведущего специалиста по правовым вопросам Ассоциации «Томская областная нотариальная палата».
Суд полагает указанное решение законным и обоснованным исходя из следующего.
Положением о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов", утвержденным Указом Президента РФ от 01.07.2010 N 821 (ред. от 19.09.2017) "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов" определен порядок разрешения заявления о даче согласия на заключение трудового договора.
Согласно Положению о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов", утвержденным Указом Президента РФ от 01.07.2010 N 821 Комиссия образуется нормативным правовым актом государственного органа. Указанным актом утверждаются состав комиссии и порядок ее работы. В состав комиссии входят председатель комиссии, его заместитель, назначаемый руководителем государственного органа из числа членов комиссии, замещающих должности государственной службы в государственном органе, секретарь и члены комиссии. Все члены комиссии при принятии решений обладают равными правами. В отсутствие председателя комиссии его обязанности исполняет заместитель председателя комиссии.
В соответствии с п.7 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов" принят Приказ Минюста России от 25.03.2016 N 71 (ред. от 05.12.2017), которым утвержден порядок формирования и деятельности Комиссии территориального органа Минюста России по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов (далее - Порядок, Комиссия соответственно) определяет процедуру формирования и деятельности Комиссии. Согласно п.п. 6, 10, 18, абз.2 п.п «б» п.12, п.36, п.44 Порядка Персональный состав Комиссии утверждается приказом территориального органа Минюста России. Комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, назначаемого из числа членов Комиссии, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы (далее - гражданская служба) в территориальном органе Минюста России, секретаря и других членов Комиссии. Все члены Комиссии при принятии решений обладают равными правами. В отсутствие председателя Комиссии его обязанности исполняет заместитель председателя Комиссии. Заседание Комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа членов Комиссии. Проведение заседаний с участием только членов Комиссии, замещающих должности гражданской службы в территориальном органе Минюста России, недопустимо. Председатель Комиссии при поступлении к нему в установленном порядке информации, содержащей основания для проведения заседания Комиссии: в 10-дневный срок назначает дату заседания Комиссии. При этом дата заседания Комиссии не может быть назначена позднее двадцати дней со дня поступления указанной информации, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 19 и 20 Порядка; организует ознакомление гражданского служащего, в отношении которого рассматривается вопрос о соблюдении требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов, его представителя, членов Комиссии и других лиц, участвующих в заседании Комиссии, с поступившей информацией и результатами ее проверки; рассматривает ходатайства о приглашении на заседание Комиссии лиц, указанных в подпункте "б" пункта 9 Порядка, принимает решение об их удовлетворении (об отказе в удовлетворении) и рассмотрении (об отказе в рассмотрении) в ходе заседания Комиссии дополнительных материалов. Основаниями для проведения заседания Комиссии является в том числе: обращение гражданина, замещавшего в территориальном органе Минюста России должность гражданской службы, включенную в Перечень должностей федеральной государственной гражданской службы, при замещении которых федеральные государственные гражданские служащие Минюста России обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный приказом Минюста России от 30.12.2015 N 323 (зарегистрирован Минюстом России 25.01.2016, регистрационный N 40763), о даче согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации либо на выполнение работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации, если отдельные функции по государственному управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, до истечения двух лет со дня увольнения с гражданской службы (далее - обращение); решения Комиссии оформляются протоколами, которые подписывают члены Комиссии, принимавшие участие в ее заседании. Решения Комиссии носят рекомендательный характер для начальника территориального органа Минюста России, за исключением решения, принимаемого по итогам рассмотрения вопроса, указанного в абзаце втором подпункта "б" пункта 12 Порядка, которое носит обязательный характер. Выписка из решения Комиссии, заверенная подписью секретаря Комиссии и оттиском печати территориального органа Минюста России, вручается гражданину, замещавшему должность гражданской службы в территориальном органе Минюста России, в отношении которого рассматривался вопрос, указанный в абзаце втором подпункта "б" пункта 12 Порядка, под роспись или направляется заказным письмом с уведомлением по указанному им в обращении адресу не позднее одного рабочего дня, следующего за днем проведения соответствующего заседания Комиссии.
Как следует из материалов дела, Приказом Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Томской области от 14.03.2018 №28 утвержден персональный состав Комиссии территориального органа Минюста России по Томской области по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов (т.1 л.д.136-138).
29.03.2018 помощником начальника Управления Вичкановым В.В. подготовлено мотивированное заключение на обращение Мутовкиной И.М. (т1 л.д.142-146), которым установлено, что есть основания для рассмотрения заявления (обращения) Мутовкиной И.М. о даче согласия на замещение должности ведущего специалиста по правовым вопросам в Ассоциации «Томская областная нотариальная палата» по трудовому договору на неопределенный срок, также в соответствии с должностным регламентом начальника отдела и Положением об отделе установлено, что в обязанности начальника отдела входили отдельные функции государственного управления Ассоциацией «Томская областная нотариальная палата», размер заработной платы ведущего специалиста по правовым вопросам в два раза выше, чем у начальника отдела, в связи с возникновением конфликта интересов, членам Комиссии рекомендовано принять решение об отказе Мутовкиной И.М.
Из Протокола заседания комиссии Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Томской области по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов от 16.04.2018 №1 (т.1 л.д.146-154) следует, что на заседании присутствовали 8 членов комиссии (6 членов Комиссии Управления, 2 согласованных независимых эксперта, представляющих образовательные организации, деятельность которых связана с гражданской службой), которыми изучены должностные права и обязанности начальника отдела, сделан вывод, что Мутовкина И.М. осуществляла государственный контроль и надзор за исполнением требований законодательства Российской Федерации в сфере нотариата, в связи с чем возможно возникновение конфликта интересов в случае трудоустройства административного истца на должность ведущего эксперта по правовым вопросам ТОНП. Выписка из решения Комиссии, заверена подписью секретаря Комиссии и оттиском печати Управления Минюста Российской Федерации по Томской области, вручена Мутовкиной И.М. в установленные сроки.
Согласно ч.4 ст. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О противодействии коррупции" к функциям государственного, муниципального (административного) управления организацией - полномочия государственного или муниципального служащего принимать обязательные для исполнения решения по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении данной организации, в том числе решения, связанные с выдачей разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) отдельных действий данной организацией, либо готовить проекты таких решений.
Наличие согласия соответствующей комиссии согласно статьям 64.1 и 84 Трудового кодекса Российской Федерации, пункту 1 части 3 статьи 17 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", части 1 статьи 12 Федерального закона "О противодействии коррупции" является обязательным условием замещения должности в коммерческой или некоммерческой организации (далее - заинтересованная организация) бывшим государственным служащим, замещавшим в государственном органе должность, связанную с коррупционными рисками, если отдельные функции по государственному управлению заинтересованной организацией входили в его должностные (служебные) обязанности.
В соответствии с Методическими рекомендациями по организации работы комиссий по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационных комиссий) в федеральных государственных органах" (одобрены президиумом Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции, протокол от 13.04.2011 N 24) под должностными обязанностями, включающими в себя функции государственного управления заинтересованной организацией, понимается наличие у государственного служащего полномочий принимать прямо или опосредованно обязательные для исполнения решения (готовить проекты таких решений) в отношении заинтересованной организации либо оказывать влияние на управленческую деятельность по государственному регулированию экономических и иных процессов, в которых участвует заинтересованная организация. Применительно к настоящим Методическим рекомендациям к такой управленческой деятельности можно отнести: принятие правовых актов и разработку (утверждение) государственных программ, связанных с регулированием осуществляемой заинтересованной организацией деятельности; осуществление мер государственного регулирования в соответствующей сфере, в том числе в отношении заинтересованной организации; оказание государственных услуг, получателем которых была заинтересованная организация; осуществление государственного контроля и надзора в соответствующей сфере, в том числе в отношении заинтересованной организации; координацию и стимулирование деятельности хозяйствующих субъектов в соответствующей отрасли экономики, либо участников общественных отношений в других сферах деятельности, в том числе и заинтересованной организации; управление подведомственными государственному органу организациями, осуществляющими деятельность в той же сфере, что и заинтересованная организация.
Как следует из п. п. 3.8.-3.14. Положения об отделе по контролю и надзору в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния Управления Минюста Российской Федерации по Томской области, утвержденного Приказом Управления Минюста Российской Федерации по Томской области от 18.03.2016 № 26 «Об утверждении Положений об отделе по контролю и надзору в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния и отделе по обеспечению деятельности Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Томской области» (т.1 л.д.164-170) отдел в целях реализации возложенных на него задач в том числе: в установленном порядке обеспечивает открытие и упразднение государственных нотариальных контор в Томской области; в установленном порядке осуществляет контроль за совершением нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления; ведет региональный реестр нотариусов и лиц, сдавших квалификационный экзамен; в установленном порядке организует проведение конкурса на замещение вакантной должности нотариуса и совместно с Ассоциацией «Томская областная нотариальная палата» образует конкурсную комиссию на замещение вакантной должности нотариуса в Томской области; в установленном порядке образует квалификационную комиссию по приему экзамена у лиц, прошедших стажировку и желающих заниматься нотариальной деятельностью, с участием представителей Ассоциации «Томская областная нотариальная палата»; совместно с Ассоциацией «Томская областная нотариальная палата»: организует прохождение стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса; организует наделение полномочиями лица, замещающего временно отсутствующего нотариуса, занимающего частной практикой; организует принятие решений о передаче документов, хранящихся у нотариуса, чьи полномочия приостанавливаются или прекращаются, другому нотариусу; в установленном порядке готовит документы для принятия решения об изменении территории деятельности нотариуса; в установленном порядке готовит документы предложения о количестве должностей нотариусов в нотариальном округе; организует принятие решений по учреждению и ликвидации должностей нотариусов в Томской области; обеспечивает направление сведений, подтверждающих назначение лица на должность нотариуса, занимающегося частной практикой, с указанием реквизитов документа, удостоверяющего личность данного лица, места его жительства, а также сведения об идентификационном номере налогоплательщика в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства лица в установленный законодательством Российской Федерации срок.
Пунктами 4.4, 4.5, 6.0, 9.0 Должностного регламента начальника отдела по контролю и надзору в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния Управления Минюста Российской Федерации по Томской области от 10.04.2013 №1/13 (т.1 л.д.182-195) предусмотрены отдельные функции государственного управления.
Указанные обстоятельства подтверждаются также показаниями свидетеля А в судебном заседании, согласно которым А, исполняя обязанности начальника отдела по контролю и надзору в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния Управления Минюста Российской Федерации по Томской области, осуществляет контроль за деятельностью ТОНП, готовит приказы об утверждении состава конкурсной комиссии, о проведении квалификационных экзаменов, об утверждении персонального состава комиссии, по вопросу стажировки нотариусов, согласовывает план проверок.
Из отзыва на административное исковое заявление и пояснений административного ответчика в судебном заседании следует, что в целях исполнения вышеназванных функций и должностных обязанностей в период замещения должности начальника отдела Мутовкиной И.М. были выполнены следующие задачи: 16.03.2009 Мутовкина И.М. готовила заключение нотариуса, занимающегося частной практикой, готовила заключение, согласно которому Управлению необходимо было принять решение: предложенную кандидатуру для решения вопроса по временному замещению нотариуса г.Томска 2015 год отклонить, о принятом решении уведомить нотариуса г.Томска в письменном виде с обоснованием указанных причин отказа. Также, Мутовкина И.М. готовила Приказ Управления «Об изменении территории деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой», готовила приказ Управления «О проведении плановой проверки исполнения Правил нотариального делопроизводства нотариусом, занимающимся частной практикой в нотариальном округе «город Томск», Мутовкина И.М. являлась ответственной за проведение проверок исполнения нотариусами, занимающимися частной практикой на территории Томской области, Правил нотариального делопроизводства в 2017 году.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что в обязанности Мутовкиной И.М. в период замещения должности начальника отдела по контролю и надзору в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния Управления Минюста Российской Федерации по Томской области входили отдельные функции государственного (административного) управления как в отношении Ассоциации «Томская областная нотариальная палата», так и в отношении нотариусов, которые составляют единую нотариальную систему.
Как установлено Уставом Ассоциации «ТОНП», утвержденным протоколом №2 от 25.12.2015 (т.1 л.д.50-69) Ассоциация «Томская областная нотариальная палата» является некоммерческой организацией, представляющей собой профессиональное объединение, основанное на обязательном членстве нотариусов, занимающихся частной практикой на территории Томской области, действует на основании Устава. Основной целью деятельности Ассоциации «ТОНП» является профессиональное объединение нотариусов, занимающихся частной практикой на территории Томской области, представление и защита интересов нотариусов в профессиональной деятельности, содействие и помощь членам Ассоциации «ТОНП» в целях развития частной нотариальной деятельности, контроль за исполнением профессиональных обязанностей, предусмотренных Уставом, Кодексом профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации.
Согласно должностной инструкции ведущего специалиста по правовым вопросам Ассоциации «ТОНП», утвержденной решением правления Ассоциации «ТОНП» (протокол №01 от 26.01.2017) (т.1 л.д.19-21) ведущий специалист по правовым вопросам, в том числе, участвует в организации проверок профессиональной деятельности нотариусов и нотариального производства соответствии с графиком, а также внеплановых проверок: принимает участие в разработке проекта графика проверок на календарный год, согласовывает даты проверок, направляет соответствующие уведомления нотариусом и членам комиссии ТОНП по проверке профессиональной деятельности и повышению квалификации нотариусов, членов Правления ТОНП.
В соответствии с п.2 ст.1 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О противодействии коррупции" противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Согласно ст.3 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О противодействии коррупции" противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений; комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер; приоритетное применение мер по предупреждению коррупции; сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.
Специфика прохождения государственной службы, как профессиональной деятельности, предопределяет особый правовой статус государственного служащего, к котрому предъявляются повышенные требования к дисциплине, профессиональной пригодности, интеллектуальным. Физическим и волевым качествам. Регламентируя правове положение государственных служащих, порядок поступления на службу, ее прохождение, государство может устанавливать в этой сфере особые правила.
Доводы административного истца, что в ее должностные обязанности не входило осуществление контрольных мероприятий в отношение Ассоциации «ТОНП» не состоятельны, так как согласно п.п.3.8.-3.14. Положения об отделе по контролю и надзору в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния Управления Минюста Российской Федерации по Томской области, утвержденного Приказом Управления Минюста Российской Федерации по Томской области от 18.03.2016 № 26 «Об утверждении Положений об отделе по контролю и надзору в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния и отделе по обеспечению деятельности Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Томской области».
В соответствием с Положением об отделе по контролю и надзору в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния Управления Минюста Российской Федерации по Томской области и должностного регламента руководителя отдела в период прохождения государственной гражданской службы входили функции государственного (административного) управления как в отношении Ассоциации «ТОНП», так и в отношении нотариусов, составляющую единую нотариальную систему.
Таким образом, довод административного истца о том, что сфера деятельности ведущего специалиста по правовым вопросам Ассоциации «ТОНП» не пересекаются с деятельностью Управления, следовательно, отсутствуют предпосылки к возникновению конфликта интересов несостоятелен, поскольку в даче согласия комиссией может быть отказано не только при наличии конфликта интересов, но и с целью его предотвращения.
Следовательно, созданная в установленном порядке Комиссия Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Томской области, в состав которой вошли независимые эксперты, установив факт осуществления административным истцом в период государственной службы функций управления в отношении ТОНП, правомочным составом обоснованно отказала Мутовкиной И.М. на замещение должности ведущего специалиста по правовым вопросам ТОНП, поскольку в соответствии со статьей 3 Федерального закона № 273-ФЗ противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на одном из основных принципов: приоритетное применение мер по предупреждению коррупции.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о необоснованности заявленных требований и влекут отказ в их удовлетворении в полном объеме, поскольку совокупность представленных суду доказательств не подтверждает, что оспариваемое решение нарушают права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
При таких обстоятельствах, учитывая, что в ходе разбирательства по делу факт нарушения Комиссией по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов действующего законодательства подтверждения не нашел, суд находит заявленные требования Мутовкиной И.М. не подлежащими удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Мутовкиной Ирины Михайловны к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Томской области об оспаривании решения комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов Управления Минюста России по Томской области, отказать.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Октябрьский районный суд г. Томска.
Судья: /подпись/
Копия верна. Судья Л.Б. Остольская Секретарь: В.Ю.Белоногов «____» ____________ 20______ года |
Оригинал хранится в деле № 2а-1922/2018 в Октябрьском районном суде г.Томска.