К делу № 2а-1924/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Крымск «02» октября 2018 года.
Крымский районный суд Краснодарского края в составе: председательствующего судьи Корныльева В.В.,
при секретаре Кривопуск Л.А.,
с участием представителя административного ответчика – администрации муниципального образования <адрес> – ФИО1, действующего по доверенности № от 15.12.2017 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО4, ФИО5, действующих в интересах несовершеннолетних детей ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения к администрации муниципального образования Крымский район об оспаривании решения органа местного самоуправления,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 Т.Б., ФИО5, действующие в интересах несовершеннолетних детей ФИО2 и ФИО3 обратились в Крымский районный суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования <адрес> об оспаривании решения органа местного самоуправления.
Свои требования мотивируют тем, что согласно постановления от ДД.ММ.ГГГГ№ администрации муниципального образования <адрес> им, административным истцам, была разрешена продажа жилого дома общей площадью 59,9 кв.м. и земельного участка 1 143 кв.м., находящихся по адресу: <адрес>, принадлежащих по 1/4 доли в праве общей долевой собственности их несовершеннолетним детям ФИО3 и ФИО2, и вышеуказанным постановлением на них, как на родителей возложено обязательство при государственной регистрации перехода права на жилой дом, общей площадью 175,4 кв.м. и земельный участок, площадью 1 319 кв.м., расположенных по адресу: <адрес> А и оформить по 1/5 доли в праве общей долевой собственности на их несовершеннолетних детей ФИО3 и ФИО2. В целях исполнения вышеуказанного постановления они выполнили возложенные на них обязательства и оформили на своих двоих несовершеннолетних детей ФИО3 и ФИО2 по 1/5 доли на каждого в праве общей долевой собственности на жилой дом общей площадью 175,4 кв.м. и земельный участок площадью 1319 кв.м., по адресу: <адрес> А, что подтверждается выписками ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ. После выполнения обязательств по постановлению от ДД.ММ.ГГГГ№ администрации муниципального образования <адрес>, они обратились в управление по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования <адрес>, с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ о выдаче разрешения на снятие денежных средств, находящихся на расчетных счетах их детей от продажи долей в праве общей долевой собственности на земельный участок и жилой дом по адресу: <адрес>. Однако им, исходящим письмом № от ДД.ММ.ГГГГ было отказано в выдаче разрешения о снятии денежных средств, хранящихся на счетах их несовершеннолетних детей в ПАО «Сбербанк», для нужд семьи. Отказ мотивирован тем, что они, как родители, обязаны отчитаться перед государственным органом на какие цели будут потрачены денежные средства. С отказом они не согласны, поскольку отказ нарушает права их детей и подлежит признанию незаконным и необоснованным по следующим основаниям. Они, административные истцы считают, что в соответствии со ст. 64 Семейного кодекса РФ, они родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий. В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения имуществом. В соответствии со ст. 246 ГК РФ распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников. Участник долевой собственности вправе по своему усмотрению продать, подарить, завещать, отдать в залог свою долю либо распорядиться ею иным способом с соблюдением при ее возмездном отчуждении правил, предусмотренных статьей 250 ГК РФ. Указанные правовые нормы определяют, что собственник долевой собственности вправе осуществить продажу принадлежащей ему доли имущества. В соответствии со ст. 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен имущества иначе, как по решению суда. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ст. 17 ч. 3 Конституции РФ). Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы (ст. 15 ч. 2 Конституции РФ). В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Гражданского кодекса РФ, за несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет (малолетних), сделки, могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны. К сделкам законных представителей несовершеннолетнего с его имуществом применяются правила, предусмотренные пунктами 2 и 3 статьи 37 настоящего Кодекса. В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 37 Гражданского кодекса РФ опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать, а попечитель - давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного. порядок управления имуществом подопечного определяется Федеральным законом «Об опеке и попечительстве». Опекун, попечитель, их супруги и близкие родственники не вправе совершать сделки с подопечным, за исключением передачи имущества подопечному в качестве дара или в безвозмездное пользование, а также представлять подопечного при заключении сделок или ведении судебных дел между подопечным и супругом опекуна или попечителя и их близкими родственниками. Таким образом, при реализации имущества принадлежащего несовершеннолетним детям, они сделали все в соответствии с законом. Согласно ст. 3 Конвенции о правах ребенка, во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Из смысла ст. 38 Конституции РФ следует, что забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. Административные истцы, считают, что денежные средства в сумме 757 564 руб. 28 коп., хранящиеся у каждого несовершеннолетнего ребенка на расчетном счете в ПАО «Сбербанк», являются для их семьи значительными, на которые они смогли бы купить в семью имущество для улучшения благосостояния их семьи в целом. Они проживают в сельской местности, им необходимо купить трактор для ведения личного подсобного хозяйства. А из-за незаконного отказа в выдаче разрешения для снятия денежных средств со счетов детей, их семья остается без денежных средств, а ПАО «Сбербанк» пользуется денежными средствами их детей. Считают, что полученный отказ управления по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования <адрес> в выдаче разрешения на пользование денежными счетами их детей не мотивирован и не основан на законе. В связи с изложенным, они просят суд обязать управление по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования <адрес>, дать разрешение им родителям, на распоряжение денежными счетами их несовершеннолетних детей, открытых в ПАО «Сбербанк».
В судебное заседание административные истцы ФИО3 Т.Б. и ФИО5, действующие в интересах несовершеннолетних детей ФИО2 и ФИО3 не явились, представили суду письменное заявление с просьбой рассмотреть административное дело в их отсутствие, на административных исковых требованиях настаивали в полном объёме и в соответствии со ст. 291 Кодекса административного судопроизводства РФ не возражали против проведения упрощенного процесса судопроизводства.
Представитель административного ответчика – администрации муниципального образования <адрес> – ФИО1 в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных ФИО4 и ФИО5 административных исковых требований, просил суд в их удовлетворении отказать по следующим основаниям. В соответствии со статьей 37 Гражданского кодекса РФ опекун или попечитель распоряжается доходами подопечного, в том числе доходами, причитающимися подопечному от управления его имуществом, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, исключительно в интересах подопечного и с предварительного разрешения органа опеки и попечительства. В соответствии со статьей 60 Семейного кодекса РФ при осуществлении родителями правомочий по управлению имуществом ребенка на них распространяются правила, установленные гражданским законодательством в отношении распоряжения имуществом подопечного (статья 37 Гражданского кодекса Российской Федерации). Согласно части 2 статьи 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об опеке и попечительстве» органы опеки и попечительства дают опекунам разрешения и обязательные для исполнения указания в письменной форме в отношении распоряжения имуществом подопечных. Согласно постановления администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ административные истцы осуществили продажу жилого дома общей площадью 59,9 кв.м и земельного участка 1143 кв.м. по адресу: <адрес>, принадлежащих по 1/4 доли в праве общей долевой собственности несовершеннолетним детям ФИО2 и ФИО3. При продаже дома и земельного участка по вышеуказанному адресу на несовершеннолетних детей были оформлены по 1/5 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, общей площадью 175,4 кв.м. и земельный участок, площадью 1319 кв.м., расположенных по адресу: <адрес>. Деньги от продажи дома по адресу: <адрес> были зачислены на счета несовершеннолетних в ПАО «Сбербанк России» по адресу: <адрес>. Однако, условия зачисления денежных средств от продажи жилого дома, на счета несовершеннолетних детей в постановлении администрации оговорены не были. ФИО3 Т.Б. самолично распорядился денежными средствами, зачислив их на счета несовершеннолетних. Согласно справкам представленным ФИО4 в управление семьи и детства администрации о состоянии вкладов ФИО3 и ФИО2 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ годы, на счетах несовершеннолетних остаток вклада составляет 755 016,23 рублей. ДД.ММ.ГГГГФИО3 Т.Б. обратился с заявлением в управление семьи и детства администрации о переводе со счетов несовершеннолетних ФИО3 и ФИО2 по 750 000 (семьсот пятьдесят тысяч) рублей с каждого из счетов на свой банковский счет. В заявление заявитель не указал, с какой целью ему необходимо перевести денежные средства на свой счет. В ходе рассмотрения обращения ФИО4 было установлено, что на указанные денежные средства ФИО3 Т.Б. планирует приобрести сельскохозяйственную технику, с последующим оформлением ее на третье лицо. В связи с тем, что приобретение сельскохозяйственной техники не в интересах несовершеннолетних, что нарушает права и законные интересы детей, принимая во внимание решение комиссии по защите прав несовершеннолетних (опекунского совета) при администрации муниципального образования <адрес> (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ), ФИО4 было отказано в выдаче разрешения на перевод денежных средств. В соответствии с ч. 4 ст. 60 Семейного кодекса РФ, ребенок не имеет права собственности на имущество родителей, родители не имеют права собственности на имущество ребенка. Таким образом, при оформлении сельскохозяйственной техники на третье лицо, нарушаются права несовершеннолетних детей, так как ФИО3 Т.Б. распоряжается доходами своих несовершеннолетних детей не в интересах последних. ДД.ММ.ГГГГФИО3 Т.Б. обратился с заявлением в управление семьи и детства администрации о снятии 400 000 (четыреста тысяч) рублей со счетов каждого несовершеннолетнего ребенка. Целью снятия денежных средств он указал проведение ремонта и покупка мебели в жилой дом по адресу: <адрес>, где по 1/5 доли в праве долевой собственности принадлежит несовершеннолетним. В соответствии с административным регламентом управления по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования <адрес> по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешения на снятие, закрытие, перевод денежных средств со счета, принадлежащего несовершеннолетнему, в банковском учреждении (организации)» (приложение №), утвержденного постановлением администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, для снятия денежных средств, принадлежащих несовершеннолетним, заявителю необходимо предоставить копии документов, подтверждающих необходимость снятия, перевода денежных средств. Так как ФИО3 Т.Б. не представил смету расчета стоимости проведения ремонтных работ и покупки мебели, ему было рекомендовано донести недостающие документы в течение 30 дней. В связи с тем, что ФИО3 Т.Б. не представил в управление документы, препятствующие выдаче денежных средств, письмом управления семьи и детства администрации от ДД.ММ.ГГГГ№ ему было отказано в разрешении снятия денежных средств со счетов несовершеннолетних детей. ДД.ММ.ГГГГФИО3 Т.Б. очередной раз обратился в управление семьи и детства с заявлением о снятии с расчетных счетов несовершеннолетних детей денежных средств от продажи жилого дома, при этом не указав на какие семейные нужды ему необходимы денежные средства, в каком размере, и не приложил подтверждающих документов на необходимость снятия денежных средств. Данное заявление было рассмотрено на комиссии по защите прав несовершеннолетних (опекунского совета) при администрации муниципального образования <адрес> (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ). В связи с тем, что в заявлении отсутствуют конкретные цели и намерения о расходовании денежных средств, решением комиссии ФИО4 было отказано о выдаче разрешения на снятие денежных средств несовершеннолетних детей. Рассмотрение всех вопросов, связанных с отчуждением жилой площади, косвенно или напрямую затрагивающих законные права и интересы несовершеннолетних, проживающих в семье проводится коллегиально с учетом мнения законных представителей на заседаниях комиссий (советов) по охране прав детей, а также других органов, на которые органами местного самоуправления возложены функции по опеке, попечительству в отношении несовершеннолетних. Комиссия по защите прав несовершеннолетних (опекунского совета) при администрации муниципального образования <адрес> действует исключительно в интересах несовершеннолетних, защищает их личные и имущественные права и интересы. При отчуждении жилого помещения, собственником (сособственником) которого является несовершеннолетний, необходимо получить согласие органов опеки и попечительства (п. 4 ст. 292 Гражданского кодекса РФ). Ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка (ч. 3 ст. 60 Семейного кодекса РФ). Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом (ч. 1 ст. 56 Семейного кодекса РФ).
Представитель заинтересованного лица – управления по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования <адрес>, в судебное заседание не явился. О времени, дне и месте проведения судебного заседания был извещен надлежащим образом. О причинах неявки суду не сообщил, доказательств уважительности данных причин суду не представил, об отложении судебного разбирательства либо о рассмотрении дела в его отсутствие не ходатайствовал. Суд принял решение о рассмотрении настоящего дела в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Суд, изучив письменные материалы дела, считает административный иск ФИО4 и ФИО5, действующих в интересах несовершеннолетних детей ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, подлежащим полному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Административные истцы являются родными родителями, законными представителями несовершеннолетних детей ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В целях исполнения постановления от ДД.ММ.ГГГГ№ администрации муниципального образования <адрес>, они выполнили возложенные на них обязательства и оформили на своих двоих несовершеннолетних детей ФИО3 и ФИО2 по 1/5 доли на каждого в праве общей долевой собственности на жилой дом, общей площадью 175,4 кв.м. и земельный участок, площадью 1319 кв.м., расположенных по адресу: <адрес> А, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, тем самым улучшили жилищные условия своих несовершеннолетних детей по приобретению взамен проданного недвижимого имущества.
При разрешении спора суд исходит из того, что в соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об опеке и попечительстве», общие правила распоряжения имуществом подопечных устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 19 Федерального закона № 48-ФЗ, органы опеки и попечительства дают опекунам и попечителям разрешения и обязательные для исполнения указания в письменной форме в отношении распоряжения имуществом подопечных.
Статьей 37 Гражданского кодекса РФ установлено, что суммы алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на содержание подопечного социальных выплат, а также доходы, причитающиеся подопечному от управления его имуществом (то есть доходы от обращения данных денежных средств в кредитных организациях), расходуются опекуном или попечителем исключительно в интересах подопечного и с предварительного разрешения органа опеки и попечительства.
Согласно ст. 21 Федерального закона № 48-ФЗ предварительное согласие органа опеки и попечительства обязательно при совершении сделок по отчуждению недвижимого имущества подопечного и на совершение любых других сделок, влекущих за собой только уменьшение стоимости имущества подопечного.
Вместе с тем, вопросы о сроках действия разрешений, перечне выплат и размере сумм доходов, по которым может выдаваться разрешение, в законодательстве Российской Федерации не урегулированы.
Также отсутствует в законе указание на то, что опекун должен получать разрешение органов опеки на снятие денежных средств со счета опекаемого при совершение каждой бытовой сделки.
Отказ управления по вопросам семьи детства администрации муниципального образования <адрес> в удовлетворении заявления ФИО4 и ФИО5 по той причине, что в нем не указаны конкретные цели, на которые они собираются расходовать денежные средства со счетов несовершеннолетних детей, не основан на законе.
Из доказательств, приложенных к административному исковому заявлению следует, что ФИО3 Т.Б. и ФИО5 добросовестно исполнили, возложенные на них обязательства по постановлению от ДД.ММ.ГГГГ№ администрации муниципального образования <адрес>, предприняли все меры к оформлению на несовершеннолетних детей права общей долевой собственности на земельный участок и жилой дом взамен проданного недвижимого имущества, расположенного по адресу: <адрес>.
При таких обстоятельствах, суд считает целесообразным положительно разрешить вопрос о выдаче разрешения ФИО4 и ФИО5 на расходование денежных средств с расчетных счетов, открытых в ПАО «Сбербанк России» на имя несовершеннолетних детей ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования ФИО4, ФИО5, действующих в интересах несовершеннолетних детей ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения к администрации муниципального образования Крымский район об оспаривании решения органа местного самоуправления – удовлетворить в полном объёме.
Признать отказ управления по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования Крымский район, изложенный в письме № от ДД.ММ.ГГГГ, в выдаче ФИО4 разрешения на пользование денежными счетами несовершеннолетних детей ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, незаконным.
Обязать управление по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования Крымский район выдать ФИО4 и ФИО5 разрешение на полноправное распоряжение денежными счетами своих несовершеннолетних детей ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Краснодарского краевого суда через Крымский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято 02.10.2018 года.
Судья: подпись.