Дело № 2а-1924/2017
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г.Сочи 18 сентября 2017 г.
Хостинский районный суд г. Сочи
Краснодарского края в составе
председательствующего судьи Н.А. Волковой
при секретаре С.А. Воробьевой
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Сочинской таможне об оспаривании решения
У С Т А Н О В И Л :
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным требование Сочинской таможни об уплате таможенных платежей № 22 от 03.05.2017 г.. Обязать Сочинскую таможню снять с таможенного контроля транспортное средство RENAULT MASTER, идентификационный № <данные изъяты> временно ввезенное по ПТД № № от 20.10.2015 г.
Административные исковые требования мотивированы тем, что 03.05.2017 Сочинской таможней административному истцу было выставлено Требование об уплате таможенных платежей № 22 в связи с не вывозом иностранным физическим лицом транспортного средства RENAULT MASTER, временно ввезенного по ПТД № № от 20.10.2015 г. Он с данным требованием не согласен, считает его незаконным и необоснованным, поскольку у административного ответчика отсутствовали основания для выставления Требования, так как 10.04.2017, то есть до выставления Требования им в Сочинскую таможню было направлено заявление о снятии транспортного средства RENAULT MASTER, рег. номер № временно ввезенного по ПТД № № от 20.10.2015, с таможенного контроля в связи с его непригодным (фактическим отсутствием) для использования состоянием. Указанные факты подтверждаются справкой о произошедшем ДТП от 08.04.2016 с участием транспортного средства RENAULT MASTER, а также приемосдаточным актом от 10.10.2016 № № о сдаче лома (отходов) навалом данного транспортного средства на утилизацию. Вышеуказанное подтверждает получение транспортным средством RENAULT MASTER в результате ДТП повреждений, свидетельствующих о его уничтожении (безвозвратной утрате) до момента возникновения обязанности административного истца уплатить таможенную пошлину. Следовательно, имеются основания для применения подпункта 3 пункта 2 статьи 80 ТК ТС, согласно которому обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов прекращается в случае уничтожения (безвозвратной утраты) иностранных товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения. В силу п. 2 ст. 358 Таможенного кодекса таможенного союза иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию таможенного союза транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств, на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год, с освобождением от уплаты таможенных платежей. Таким образом, по состоянию на 20.10.2016, то есть на момент истечения срока временного ввоза товара для личного пользования, объект обложения таможенными пошлинами по смыслу ст. 75 ТК ТС фактически отсутствовал -был безвозвратно утрачен, в связи с чем у административного истца в силу пп. 3 п. 2 ст. 80 ТК ТС не возникло обязанности по уплате таможенной пошлины. Следовательно, у административного ответчика отсутствовали основания для направления административному истцу Требования об уплате таможенных платежей № 22 от 03.05.2017. Административный истец узнал о выставленном Требовании об уплате таможенных платежей № 22 от 03.05.2017 г. в момент его получения, то есть 25.05.2017 г., что подтверждается уведомлением о вручении почтового отправления. Следовательно, установленный ч. 1 ст. 229 КАС РФ трехмесячный срок для обращения в суд с административным исковым заявлением об обжаловании Требования об уплате таможенных платежей № 22 от 03.05.2017 г. в настоящее время не истек.
Представитель Сочинской Таможни административный иск не признал, указывая на отсутствие правовых оснований к его удовлетворению
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, заявленные требования считает незаконными, не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Так, в соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с ч.9 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как следует из материалов дела административный истец, получив 25.08.2017 оспариваемое требование об уплате таможенных платежей, с административным исковым заявлением обратился в суд 16.08.2017 и таким образом сроки обращения в суд административным истцом соблюдены.
Так же как установлено судом и следует из материалов дела 03.05.2017 Сочинской таможней ФИО1 выставлено требование об уплате таможенных платежей в сумме 914 891,83 рубля, из которых 859 335,77 таможенные платежи, 55 556,06 рублей пени (л.д.15-17).
Суд считает данное решение Сочинской таможни законным и обоснованным.
Так, судом установлено, что 20.10.2015 в регионе деятельности т/п МАПП Адлер Сочинской таможни ФИО1 постоянно проживающим на территории Германии, на таможенную территорию Евразийского экономического союза из Республики Абхазия по пассажирской таможенной декларации № было временно ввезено транспортное средство RENAULT MASTER, 2002 г.в., VIN №, рег. номер №, для личного пользования с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов. Срок временного ввоза транспортного средства был установлен до 20.10.2016, то есть максимально возможный по законодательству (л.д.11-12).
На пассажирской таможенной декларации имеется отметка об ознакомлении декларанта со ст.ст.16.18, 16.24 КоАП РФ, а также перечислены ограничения по пользованию транспортным средством на территории Таможенного союза.
Порядок временного ввоза иностранными физическими лицами, декларирования и условия использования транспортных средств на территории Таможенного союза установлены статьей 358 Таможенного кодекса Таможенного союза и «Соглашением о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» от 18.06.2010.
В соответствии с указанными выше нормативными актами иностранные физические лица (физические лица, имеющие постоянное место жительства/регистрации в иностранном государстве) вправе временно ввозить на таможенную территорию Таможенного союза транспортное средство для личного пользования, зарегистрированное на территории иностранного государства, на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год, с освобождение от уплаты таможенных платежей при условиях соблюдения ограничений по сроку временного ввоза транспортного средства и его использованию на территории Таможенного союза.
В соответствии с п.п.2 п.1 ст.5 Соглашения - товары для личного пользования, ввезенные на таможенную территорию Таможенного союза и подлежащие таможенному декларированию в соответствии с ТК ТС и данным Соглашением, находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы и до уплаты причитающихся сумм таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, выпуск которых для личного пользования на таможенной территории Таможенного союза был осуществлен при наличии ограничений по пользованию и (или) распоряжению товарами для личного пользования, установленных в связи с использованием в их отношении льгот по уплате таможенных пошлин, налогов.
В соответствии с п.4 ст.14 указанного Соглашения обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории иностранного государства, перемещенных через таможенную границу физическими лицами, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, представленной для выпуска с целью временного нахождения транспортного средства на территории Таможенного союза.
Нарушение условий беспошлинного временного ввоза транспортного средства на таможенную территорию Таможенного союза, в соответствии со статьей 358 Таможенного кодекса Таможенного союза влечет за собой необходимость таможенного декларирования транспортного средства и уплаты причитающихся таможенных платежей в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза.
В соответствии с п.7 ст.14 Соглашения ввозные таможенные пошлины, налоги в указанном случае подлежат уплате в размерах, соответствующих суммам таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при выпуске товаров для личного пользования в свободное обращение, исчисленным на день регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, в соответствии с которой транспортные средства были выпущены для личного пользования с целью временного нахождения на таможенной территории Таможенного союза.
Как установлено судом 10.04.2017, то есть за пределами установленного до 20.10.2016 годичного срока временного ввоза транспортного средства на территорию Таможенного союза, в Сочинскую таможню от ФИО1 поступило заявление с просьбой о снятии указанного транспортного средства с таможенного контроля в связи с его непригодным (фактическим отсутствием) для использования состоянием (л.д.9). К данному заявлению были приложены: копия российского паспорта ФИО1 с отметкой о его постоянной регистрации с 10.01.2017 в г. Сочи Краснодарского края по <адрес>, справка от 08.04.2016 о ДТП, приемосдаточный акт от 10.10.2016 № о сдаче лома (отходов) навалом данного транспортного средства на утилизацию, копии правоустанавливающих документов организации приемщика металлолома.
Из указанных документов следует, что дата совершения ДТП – 08.04.2016, утилизации лома – 10.10.2016, тогда как обращение в таможенный орган только 10.04.2017.
Таким образом, ФИО1 уведомил таможенный орган о самостоятельном (без согласия таможенного органа) распоряжении данным автомобилем на территории Таможенного союза.
В соответствии с п.6 ст.358, п.п.3 п.2 ст.80 Таможенного кодекса Таможенного союза в случае безвозвратной утраты ввезенных товаров для личного пользования вследствие аварии или действия непреодолимой силы, обратный вывоз таких товаров с таможенной территории Таможенного союза может не производится и обязанность декларанта по уплате таможенных пошлин и налогов прекращается при условии признания таможенным органом факта аварии или действия непреодолимой силы.
Временный ввоз транспортного средства на территорию Таможенного союза был произведен ФИО1 в результате полученного разрешения таможенного органа, зафиксированного на оборотной стороне пассажирской таможенной декларации в форме проставленного штампа «Срок временного ввоза до 20 окт 2016. Выпуск в РФ РАЗРЕШЕН».
Соответственно, завершение временного ввоза автомобиля путем его своевременного вывоза с территории Таможенного союза либо заявления о выпуске автомобиля в свободное обращение на территории Таможенного союза/возникновении аварии или непреодолимой силы должно было быть завершено декларантом посредством совершения определенных действий и принятием решений таможенным органом в соответствующих формах/документах.
Таможенный контроль транспортных средств в Российской Федерации носит форму разрешительного, а не уведомительного.
Указанное позволяет суду прийти к выводу, что уведомление ФИО1 о прошедшей утилизации транспортного средства, находящегося на таможенном контроле с момента его ввоза на территорию Таможенного союза, не влечет для заявителя каких-либо правовых последствий в части его обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.
Так же судом установлено, что 26.04.2017 по адресу представителя ФИО1 Сочинской таможней было направлено письмо о результатах рассмотрения обращения, в котором заявителю было сообщено об отсутствии правовых оснований для признания Сочинской таможней факта аварии (действия непреодолимой силы) и принятия решения о снятии транспортного средства <данные изъяты>, 2002 г.в., №, рег. номер № с таможенного контроля.
В соответствии со ст.358 Таможенного кодекса Таможенного союза, ст.14 Соглашения в случае если временно ввезенные товары для личного пользования находятся на таможенной территории Таможенного союза в связи с их не вывозом по истечении установленного срока, в отношении таких товаров взимаются таможенные пошлины, налоги в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза.
Таким образом, в связи с нарушением установленных действующим законодательством условий беспошлинного временного ввоза на таможенную территорию Таможенного союза иностранного транспортного средства, у ФИО1 возникла обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении транспортного средства <данные изъяты>, 2002 г.в., <данные изъяты>, рег. номер <данные изъяты>.
В соответствии со ст.91 Таможенного кодекса Таможенного союза в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в установленные сроки таможенные органы взыскивают таможенные пошлины, налоги принудительно за счет денежных средств (денег) и (или) иного имущества плательщика. Принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с физических лиц производится в судебном порядке. До применения мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов таможенный орган выставляет плательщику таможенных пошлин, налогов требование об уплате таможенных платежей.
Расчет подлежащих уплате сумм пеней за просрочку уплаты таможенных пошлин, налогов произведен Сочинской таможней в соответствии с п. 2 ст. 151 Закона о таможенном регулировании,
03.05.2017 в связи с нарушением срока временного ввоза Сочинской таможней ФИО1 было выставлено требование об уплате таможенных платежей № 22 на сумму 914 891,83 рубля.
Данное требование было направлено Сочинской таможней ФИО1 заказным письмом с уведомлениями о вручении по месту его жительства в Российской Федерации (№ и получено им лично 23.05.2017, что подтверждается почтовой карточкой.
Порядок и условия составления Сочинской таможней Акта об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов № №, требования об уплате таможенных платежей от 03.05.2017 № и его направления должнику обоснованы и соответствуют действующему таможенному законодательству.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-177,227-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
ФИО1 в удовлетворении административного иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня изготовления 19.09.2017 мотивированного решения суда путем подачи апелляционной жалобы через Хостинский районный суд г.Сочи.
Председательствующий: Н.А. Волкова
На момент публикации решение суда не вступило в законную силу.
СОГЛАСОВАНО: СУДЬЯ Н.А. ВОЛКОВА