РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Тайшетский городской суд Иркутской области в составе председательствующего Клиновой Е.А., при секретаре Михайловой Н.В., с участием административного истца ФИО1, представителя административного ответчика администрации муниципального образования «Тайшетский район» – ФИО2, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1925/2018 по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации муниципального образования «Тайшетский район» о признании незаконным уведомления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
В обоснование административного искового заявления ФИО1 указал, что августе 2018 года он обратился в Комитет по управлению муниципальным имуществом, строительству, архитектуре и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Тайшетского района (КУМИ Тайшетского района) с заявлением о подготовке градостроительного плана земельного участка, расположенного по адресу: <адрес><адрес> с видом разрешенного использования «индивидуальные и блокированные жилые дома не выше 3 этажей», для строительства жилого дома.
Согласно письменного сообщения КУМИ Тайшетского района исх.№ от ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения заявления в выдаче градостроительного плана данного земельного участка с названным видом разрешенного использования административному истцу отказано, т.к. в соответствии с Законом Иркутской области от 19.12.2017 года № 108-ОЗ «О дополнительной мере социальной поддержки граждан, проживающих в поселках Брусово, Екунчет, села Еланка и деревня Пойма Тайшетского района Иркутской области» признана бесперспективность развития указанных населенных пунктов; в настоящее время решается вопрос об упразднении населенного пункта деревня Пойма Шелаевского муниципального образования, утвержден План мероприятий («дорожная карта») на 2017-2018 гг. по упразднению д. Пойма Шелаевского муниципального образования. Упразднение административно-территориального образования области производится при отсутствии в нем постоянного населения, для установления факта отсутствия в населенном пункте постоянного населения Правительством Иркутской области создается комиссия, в случае строительства жилого дома на заявленном земельном участке исполнение плана мероприятий по упразднению населенного пункта будет невозможно.
Как указывает истец, в связи с изменениями внесенными в Градостроительный кодекс РФ, ДД.ММ.ГГГГ он обратился в орган местного самоуправления – администрацию Тайшетского района с уведомлением о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке. ДД.ММ.ГГГГ получил уведомление администрации Тайшетского района от ДД.ММ.ГГГГ№ о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке по указанным выше причинам.
Истец полагает, что уведомление от ДД.ММ.ГГГГ№ является незаконным, нарушающим его права, свободы, законные интересы, поскольку в соответствии со ст. 36 Конституции РФ, п. 1 ст. 5 Земельного кодекса РФ он является участником земельных отношений, и имеет право в установленном законом порядке претендовать на индивидуальное жилищное строительство на предоставленном ему земельном участке. Решение Тайшетского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по административному иску ФИО1 к ДУМИ района признаны незаконными действия административного ответчика, выразившиеся в отказе в предоставлении истцу в аренду земельного участка по адресу: <адрес><адрес>, на административного ответчика возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов. Договор № аренды данного земельного участка заключен ДД.ММ.ГГГГ, вид разрешенного использования: индивидуальные и блокированные жилые дома не выше 3 этажей. Срок аренды установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Факт отсутствия постоянного населения в д. Пойма Тайшетского района не установлен. Данный земельный участок не изъят из оборота и не признан ограниченным в обороте по основаниям, предусмотренным ч. 4, 5 ст. 27 ЗК РФ. Законом Иркутской области от 19.10.2017 года № 108-ОЗ изъятие из оборота или ограничение в обороте земельных участков в д. Пойма Тайшетского района не предусмотрено. Документами территориального планирования муниципального образования не предусмотрено, что данный земельный участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения.
На основании изложенного, административный истец просил суд признать незаконным уведомление от ДД.ММ.ГГГГ№ о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, выданное администрацией Тайшетского района; возложить на административного ответчика обязанность устранить допущенные нарушения, а именно выдать уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, находящемся по адресу: <адрес><адрес>.
В судебном заседании ФИО1, требования административного искового заявления поддержал, по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель административного ответчика администрации муниципального образования «Тайшетский район» – ФИО2, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ требования административного искового заявления не признала. Полагала, уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ о несоответствии указанным в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и недопустимости указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, законным и обоснованным. Административным истцом в нарушение действующего законодательства производится строительство жилого дома в отсутствие уведомления Комитета о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке.
Выслушав стороны, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 03.08.2018 года № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» жилой дом может быть возведен на земельном участке, вид разрешенного использования которого предусматривает размещение объекта индивидуального жилищного строительства (земельные участки, предоставленные для индивидуального жилищного строительства; для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта).
Согласно ч. 1 ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве).
Орган местного самоуправления в срок не позднее двадцати рабочих дней со дня поступления этого уведомления направляет застройщику способом, определенным им в этом уведомлении, предусмотренное пунктом 2 части 7 настоящей статьи уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке (п. 3 ч. 8 ст. 51.1 ГК РФ).
Согласно ч. 13 ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации получение застройщиком уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления либо не направление указанными органами в срок, предусмотренный частью 7 или пунктом 3 части 8 настоящей статьи, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке считается согласованием указанными органами строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома и дает право застройщику осуществлять строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с параметрами, указанными в уведомлении о планируемом строительстве, в течение десяти лет со дня направления застройщиком такого уведомления о планируемом строительстве в соответствии с частью 1 настоящей статьи. Данное право сохраняется при переходе прав на земельный участок и объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 - 3 части 21.1 статьи 51настоящего Кодекса. При этом направление нового уведомления о планируемом строительстве не требуется.
В соответствии с Законом Иркутской области от 19.12.2017 года № 108-ОЗ «О дополнительной мере социальной поддержки граждан, проживающих в поселках Брусово, Екунчет, селе Еланка и деревни Пойма Тайшетского района Иркутской области», принятого Постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 29.11.2017 года № 56/14а-ЗС, признана бесперспективность развития указанных населенных пунктов.
Губернатором Иркутской области 12.12.2017 года утвержден План мероприятий («дорожная карта») на 2017-2018 годы по упразднению населенного пункта д. Пойма Шелаевского района Иркутской области. Целью реализации указанной «Дорожной карты» является упразднение населенного пункта д. Пойма Шелаевского муниципального образования Тайшетского района Иркутской области.
Упразднение населенных пунктов осуществляется в соответствии с Законом Иркутской области от 21.6.2010 года № 49-ОЗ «Об административно-территориальном устройстве Иркутской области», которым установлено, что изменения административно-территориального устройства области должны производиться, как правило, в период с 01 ноября по 31 декабря соответствующего года, если иное не установлено федеральным законодательством.
Согласно ч. 1 ст. 24 Закона Иркутской области от 21.6.2010 года № 49-ОЗ «Об административно-территориальном устройстве Иркутской области» упразднением административно-территориального образования области признается его ликвидация на определенной части территории области.
Упразднение населенного пункта области, не являющееся результатом преобразования, производится при отсутствии в нем постоянного населения.
Для установления факта отсутствия в населенном пункте области постоянного населения Правительством Иркутской области создается комиссия с включением в ее состав представителя (представителей) органов местного самоуправления городского (сельского) поселения или городского округа области, в состав которого входит подлежащий упразднению населенный пункт области, а в случае упразднения сельского населенного пункта области, расположенного на межселенной территории, - представителя (представителей) соответствующего муниципального района области. Комиссия составляет акт, отражающий факт отсутствия жителей в данном населенном пункте области, состояние находящегося на его территории недвижимого имущества физических и юридических лиц, мотивированные выводы о том, что нет оснований для восстановления в ближайшие годы данного населенного пункта области. К акту прилагается выданная в соответствии с законодательством справка органа регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства об отсутствии граждан, зарегистрированных по месту жительства, в данном населенном пункте области ( ч. 2 ст. 24 Закона Иркутской области).
Согласно акту комиссии от 10.10.2018 года перспективы социально-экономического развития деревни Пойма отсутствуют. Граждане, зарегистрированные по месту пребывания, по месту жительства отсутствуют, что подтверждается информацией Отдела по вопросам миграции ОМВД России по Тайшетскому району.
В соответствии со схемой территориального планирования муниципального района муниципального образования «Тайшетский район» отсутствуют объекты планируемые для размещения в деревне Пойма.
Решением Думы Шелаевского муниципального образования от 13.11.20158 года № 46, указанное муниципальное образование выразило согласие на упразднение населенного пункта – деревня Пойма Тайшесткого района Иркутской области.
Как указывает административный ответчик, согласно Плану мероприятий («Дорожная карта») на 2017-2018 годы по упразднению населенного пункта д. Пойма Шелаевского муниципального образования Тайшетского района Иркутской области до ДД.ММ.ГГГГ производится подготовка проекта закона Иркутской области об упразднении населенного пункта д. Пойма, который будет внесен в Законодательное Собрание Иркутской области до ДД.ММ.ГГГГ. По истечении 5 дней с момента вступления в силу указанного закона будут внесены изменения в Реестр административно-территориального устройства Иркутской области.
Таким образом, указанные ФИО1 в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ параметры планируемого жилищного строительства не соответствуют документации по планировке территории (схемы территориального планирования муниципального района муниципального образования «Тайшетский район»), а также не соответствует параметрам населенного пункта, находящего в соответствии с законодательством, действующим на дату поступления уведомления, в стадии упразднения.
Проанализировав представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что уведомление администрации Тайшетского района от ДД.ММ.ГГГГ№ о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке является законным и обоснованным. В связи с чем, требования административного ответчика ФИО1 удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований о признании незаконным уведомления администрации Тайшетского района от ДД.ММ.ГГГГ№ о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, возложении обязанности устранить допущенные нарушения – ФИО1 отказать.
Решение может быть обжаловано в Административную коллегию по административным делам Иркутского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Тайшетский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: Е.А. Клинова