ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1926/19 от 11.02.2019 Центрального районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

Дело № 2а-1926/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 февраля 2019 года г. Челябинск

Центральный районный суд г. Челябинска в составе:

председательствующего судьи В.А. Юсупова,

при секретаре Л.Ф. Зиннатовой,

с участием прокурора Гурской О.Н., административного ответчика ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску заместителя прокурора Челябинской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Челябинской области, ФИО1 о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории РФ,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора Челябинской области в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Челябинской области, ФИО1 о признании информации о деятельности компании <данные изъяты> о криптовалюте Cashbery Coin, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на интернет-странице с URL-адресом: <данные изъяты>, запрещенной к распространению на территории РФ.

В обоснование заявления указано, что прокуратурой Челябинской области в связи с обращением первого заместите председателя ЦБ РФ ФИО5 была проведена проверка осуществления группой компаний под брендом <данные изъяты> деятельности по оказанию физическим и юридическим лицам финансовых услуг. В ходе мониторинга Интернет-ресурсов выявлен сайт <данные изъяты>, на котором размещена информация об услугах, которые оказываются группой компаний под брендом <данные изъяты>, и имеют признаки «финансовой пирамиды». Так на данном сайте рассказывается о преимуществах инвестирования в криптовалюту «Cashbery Coin», являющуюся суррогатным финансовым инструментом, предоставлена возможность регистрации «криптокошелька» или скачивания соответствующего приложения на компьютер. Также предлагается участие в инвестиционных проектах компании <данные изъяты>, которая зарегистрирована ДД.ММ.ГГГГ, учредителем и руководителем компании является ФИО1 Согласно данным сайта, криптовалюта Cashbery Coin является средством платежа на сайте, который предоставляет конечным пользователям децентрализованную валюту для расчетов, возможность привлечения новых участников в свой процесс. Технология синхронизированная со всей сетью «Интернет», что позволяет прозвонить расчеты данной криптовалютой, обмен ее на иные национальные, иностранные и международные деньги. Ознакомиться с содержанием сайта может любой пользователь телекоммуникационной сети Интернет с устройства, имеющего доступ в сеть. Информация на указанном сайте распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен, как и отсутствует ограничение на передачу, распространение и копирования информации указанной на сайте.

При этом компания <данные изъяты> не получала лицензии Банка России на осуществление деятельности профессионального участника рынка ценных бумаг, не имеет права на осуществление данной деятельности на территории РФ и на распространение информации о своей деятельности о предоставляемых услугах среди неограниченного круга лиц на территории РФ. Действующим законодательством установлен запрет на профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, осуществляемую без лицензии, без вступления в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка, на рекламу такой деятельности, за нарушение которого предусмотрена административная и уголовная ответственность. Также административная ответственность предусмотрена за несоблюдение иностранным юридическим лицом, его филиалом или представительством установленных федеральным законом в отношении иностранной организации ограничений на осуществление отдельных видов деятельности.

Таким образом, поскольку вышеуказанная информация противоречит целям и задачам действующего законодательства, ее распространение посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» должно быть запрещено.

В судебном заседании представитель административного истца Гурская О.Н. поддержала заявленные требование, просила его удовлетворить, по существу указала на обстоятельства, изложенные в административном иске.

Административный ответчик ФИО1 в судебном заседании против удовлетворения административного иска не возражал, пояснил, что фактически никакого отношения к компании <данные изъяты> не имеет, какой именно деятельностью занимается компания ему не известно. С содержанием информации, размещенной на интернет-странице с URL-адресом: <данные изъяты>, он ранее знаком не был, учредителем компании его попросил стать случайный знакомый.

Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Челябинской области в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом.

Информация о принятии указанного административного искового заявления к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом на официальном сайте centr.chel.sudrf.ru Центрального районного суда г. Челябинска в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с ч. 7 ст. 96 Кодекса административного судопроизводства РФ, а также ФЗ от 22 декабря 2008 года №262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации».

Судом на основании ст. 150 КАС РФ принято решение о рассмотрении дела в отсутствие неявившего участника процесса, надлежаще извещенного о времени и месте рассмотрения дела.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит административный иск заместителя прокурора Челябинской области обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Челябинской области в ходе мониторинга Интернет-ресурсов при проверке соблюдения законодательства по обращению первого заместите председателя ЦБ РФ ФИО5 был выявлен сайт <данные изъяты> на котором размещена информация об услугах, которые оказываются группой компаний под брендом <данные изъяты>, и имеют признаки «финансовой пирамиды». При этом содержащаяся на сайте информация адресована к неопределенному кругу лиц, потворствует совершению преступлений, правонарушений, вход на сайт свободный.

Согласно п.1 ст.2 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информацией признаются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. Информационно-телекоммуникационная сеть предназначена для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

В соответствии с п.1 ст. 10 вышеуказанного закона распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

В силу ст. 15 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Согласно п. 6 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" запрещается, в частности, распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В соответствии с ч. 1 ст. 75 Конституции РФ, денежной единицей в РФ является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ.

Статьей 27 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" также установлено, что официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Введение на территории Российской Федерации других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются.

Кроме того, согласно ст. 140 Гражданского кодекса РФ, законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории Российской Федерации, является рубль.

Обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества регулируется Федеральным закон от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"

К валютным операциям в соответствии с п. 9 ч. 1, ст. 25 вышеуказанного Закона относятся) приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.

Резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" деятельность по доверительному управлению ценными бумагами, денежными средствами, предназначенными для совершения сделок с ценными бумагами и (или) заключения договоров, являющихся производными финансовыми инструментам, признается деятельностью по управлению ценными бумагами.

Профессиональными участниками рынка ценных бумаг являются юридические лица, которые созданы в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществляют виды деятельности, указанные, в том числе, в ст. настоящего Федерального закона (ст. 2 Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг").

Согласно п. 1 ст. 39 Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг, указанная в ст. 5 настоящего Федерального закона, осуществляются на основании специального разрешения - лицензии, выдаваемой Банком России.

Как указано в п. п. 6, 6.1 ст. 51 Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг, осуществляемая без лицензии, является незаконной.

Иностранные организации, их представительства и филиалы не вправе осуществлять деятельность некредитных финансовых организаций, в том числе деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также предлагать услуги иностранных организаций на финансовых рынках неограниченному кругу лиц на территории Российской Федерации или распространять информацию о таких организациях и (или) об их деятельности среди неограниченного круга лиц на территории Российской Федерации.

Действующим административным и уголовным законодательством предусмотрена ответственность за профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, осуществляемую без лицензии, без вступления в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка (ст. 15.7, 15.24.1, 15.28 КоАП РФ, ст. 185.2, 185.3 УК РФ).

Частью 3 ст. 18.17 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение иностранным юридическим лицом, его филиалом или представительством установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности.

Кроме того, согласно п. 7 ч. 1 ст. 7, ст. 28 Федеральный закон от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

Реклама, побуждающая к заключению сделок по инвестиционной деятельности, должна содержать указание на то, что предлагаемые к заключению договоры или финансовые инструменты являются высокорискованными и могут привести к потере внесенных денежных средств в полном объеме. До совершения сделок следует ознакомиться с рисками, с которыми они связаны.

Также предусмотрено, что если оказание финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.

Анализ информации, размещенной в сети Интернет по адресу: <данные изъяты> (ID <данные изъяты>, адрес местонахождения – <адрес>), указывает, что данном сайте содержатся сведения о деятельности компании <данные изъяты>, разъясняющая информация о криптовалюте Cashbery Coin, ее возможностях и преимуществах, предоставлена возможность приобретения криптовалюты, регистрации «криптокошелька» или скачивания соответствующего приложения на компьютер, разъясняющие материалы по пользованию сайтом и интернет- кошельком. На сайте активно рекламируется криптовалюта Cashbery Coin.

Согласно выписке из реестра компаний Гонконга, компания <данные изъяты> зарегистрирована в специальном административном районе Гонконг ДД.ММ.ГГГГ, учредителем и руководителем организации является ФИО1. Установить администратора, регистратора сайта <данные изъяты> не представилось возможным.

Из представленной в материалы дела выписки из обращения первого заместителя председателя правления ЦБ РФ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по результатам анализа операций по одному из счетов ФИО1, открытому в кредитной организации, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выявлено поступление денежных средств на общую сумму более <данные изъяты> мл. рублей путем внесения наличных денежных средств через различные банкоматы и переводы с банковских карт. Более <данные изъяты> мл. рублей из указанной суммы в дальнейшем были переведены на счета более 585 различных физических лиц, открытых в кредитной организации, более <данные изъяты> тыс. рублей переведены на другие карты ФИО1, установлено снятие денежных средств в Челябинской области на сумму более <данные изъяты> тыс. рублей.

Анализом информации по другому счету ФИО1 с 2013 года выявлено поступление денежных средств на общую сумму более <данные изъяты> млн. рублей путем внесения наличных денежных средств через различные банкоматы, переводы с банковских карт и других банковских счетов. В дальнейшем более <данные изъяты> тыс. рублей, поступивших на указанный счет ФИО1, были переведены на счета более 10 различных физических лиц, открытых в кредитной организации, более <данные изъяты> мл. рублей переведены на кредитную карту ФИО1, часть денежных средств переведена на банковские счета в иных кредитных организациях, а также установлено снятие денежных средств в Челябинской и амурской областях на сумму более <данные изъяты> млн. рублей.

По результатам анализа выписки по кредитной карте ФИО1, эмитентом которой является иная кредитная организация, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ установлено списание денежных средств на различные потребительские нужды (потребительские товары, техника, аптеки и др.) в размере более <данные изъяты> тыс. рублей. пополнение указанной кредитной карты осуществлялось со счетов ФИО1, открытых в кредитной организации.

При этом установить происхождение наличных денежных средств, которые зачислялись на счета ФИО1, в ходе проверки не представилось возможным.

С учетом вышеизложенного указано, что сайт компании <данные изъяты> может быть использован для предоставления услуг субъекта финансовой деятельности и профессионального участника рынка ценных бумаг, не имеющего соответствующего разрешения (лицензии) на территории РФ, а также для легализациям (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования экстремистской и террористической деятельности.

Таким образом, размещенная на сайте информация вводит в заблуждение потребителей финансовых услуг, создавая иллюзию их законности и угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц. Граждане РФ могут беспрепятственно пойти регистрацию на указном сайте и получить доступ к предлагаемым услугам.

Также судом установлено, что сайт <данные изъяты> находится в свободном доступе, запись о нем в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержание информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено, отсутствует.

В силу ч. 1 и ч.2 ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается Единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено " (далее реестр), в который включаются:

1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено;

2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Из положений п.2 ч.5 ст.15.1 данного закона следует, что основанием для включения в реестр запрещенной информации является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Обращаясь с заявлением о признании информации, распространяемой в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, прокурор выступает в интересах как неопределенного круга лиц, так и Российской Федерации в защиту основ конституционного строя и нравственности, формирования правового сознания граждан, в целях пресечения совершения гражданами преступлений и правонарушений. Указанные обстоятельства в соответствии со ст. 39 КАС РФ являются основанием для обращения прокурора в суд в защиту интересов Российской Федерации и прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Таким образом, поскольку информация, размещенная на сайте с адресом: <данные изъяты>, противоречит целям и задачам действующего законодательства, заявление заместителя прокурора Челябинской области о признании указанной информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации является обоснованным и подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

Административный иск заместителя прокурора Челябинской области, поданный в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Признать информацию о деятельности компании <данные изъяты> о криптовалюте Cashbery Coin, распространяемую посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на интернет-странице с URL-адресом: <данные изъяты> информацией, распространение которой запрещено на территории Российской Федерации.

Копию решения направить Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Челябинской области.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме через Центральный районный суд г.Челябинска.

Председательствующий: В.А.Юсупов