дело № 2а-1926/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 сентября 2021 года Волгоград
Ворошиловский районный суд Волгограда в составе:
председательствующего судьи Дрогалевой С.В.
при секретаре судебного заседания Волошиной ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску административному иску Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ворошиловского района Волгограда о возложении обязанности,
установил:
Волгоградский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к администрации Ворошиловского района Волгограда в обоснование указав, в рамках обращения в Волгоградскую межрайонную природоохранную прокуратуру проведена проверка соблюдения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства в деятельности администрации на территории Ворошиловского района Волгограда. В рамках проведенного осмотра территории Ворошиловского района Волгограда выявлены несанкционированные места размещения отходов, а также мусорный контейнер, расположенный в нарушение установленных требований. Земельный участок, на котором расположена свалка находится в неразграниченной государственной собственности, правом на распоряжение которыми обладает орган местного самоуправления, то есть администрация района. Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой в адрес главы Волгограда внесено представление об устранении выявленных нарушений, однако до настоящего времени свалки отходов не ликвидированы. От администрации Ворошиловского района Волгограда административным истцом получен ответ об отсутствии достаточных финансовых средств, для реализации мероприятий по благоустройству территории. Учитывая вышеприведенные обстоятельства, административный истец полагает, что со стороны администрации Ворошиловского района Волгограда имеет место быть ненадлежащее исполнение обязанности, возложенных на нее нормативными правовыми актами. С учетом заявления об уточнении исковых требований, поданных в порядке ст. 46 КАС РФ, административный истец просит обязать администрацию Ворошиловского района Волгограда принять меры по ликвидации несанкционированной свалки (отходы картона, полиэтилена, бытовой мусор, обрезь деревьев, сухие ветки и строительный мусор), расположенной на территории Ворошиловского района Волгограда, на пересечении улиц <адрес>. Земельный участок не выделен, расположен в пределах кадастрового квартала № (кадастровый номер не присвоен), между земельными участками №. Координаты осматриваемого участка: широта:№, долгота: №, площадь захламленной территории составляет 100 кв.м.. Указанные мероприятия провести в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Определением Ворошиловского районного суда Волгограда от 16 сентября 2021 года производство по административному делу по административному иску Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора, обратившегося в интересах неопределённого круга лиц к администрации Ворошиловского района Волгограда о возложении обязанности, в части требований о возложении обязанности по организации мероприятий по приведению в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, контейнерных площадок, расположенных на территории Ворошиловского района Волгограда прекращено, в связи с отказом административного истца от иска в указанной части.
Представитель административного истца – помощник Волгоградского природоохранного прокурора Васильева ФИО7 в судебном заседании административный иск с учетом уточнений поддержала, на удовлетворении настаивала.
Другие лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд находит административный иск обоснованным и подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно п.8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», в случае, если полномочия органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего распространяются на несколько районов, административное исковое заявление подается в суд того района, на территории которого возникли или могут возникнуть правовые последствия оспариваемых административным истцом действий (бездействия) либо на территории которого исполняется оспариваемое решение (ч.2 ст.22 КАС РФ).
В силу ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ) охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее - природоохранная деятельность).
На основании ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.
В соответствии со ст.12 Земельного кодекса РФ земля в Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Согласно ст.13 Земельного кодекса РФ охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
К вопросам местного значения городского округа относится участие в организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (п.п. 24, 25 ч.1 ст.16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Аналогичные положения содержатся в ч.3 ст.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ.
Часть 3 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относит участие в организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Из материалов дела следует, по обращению ФИО1 ФИО8 Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой в связи с поступившими обращениями, проведена проверка соблюдения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства в деятельности администрации на территории Ворошиловского района Волгограда, в связи с несанкционированным захламлением контейнера отходами.
В ходе проверки выявлено, на территории Ворошиловского района Волгограда располагается несанкционированная свалка на пересечении улиц Чистяковой<адрес>. Земельный участок не выделен, расположен в пределах кадастрового квартала №. На указанной территории имеет место образование несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов (отходы картона, полиэтилена, бытовой мусор, обрезь деревьев, сухие ветки, строительный мусор, о чем составлен соответствующий акт, с приложением фотоматериалов.
17 апреля 2019 года в адрес главы г. Волгограда внесено представление об устранении нарушений природоохранного законодательства.
В ответ на внесенное представление, администрация Волгограда сообщила, что выявленные нарушения будут устранены при выделении целевого финансирования. Контроль за ликвидацией несанкционированной свалки возложен на главу Ворошиловского района Волгограда – ФИО2 ФИО9
До настоящего времени выявленные нарушения природоохранного законодательства не устранены, что подтверждается актом осмотра от 27 августа 2021 года.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и пояснениями участников процесса.
Согласно части 1 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и части 1 статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Статьей 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относится организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
В силу пункта 2 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов.
Федеральный закон №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Таким образом, обстоятельством, имеющим значение для возложения обязанности по ликвидации несанкционированной свалки на конкретное лицо, является установление того, кто является ответственным за организацию такой свалки.
На основании пункта 7.8 ГОСТа 30772-2001 собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.
Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся (Примечание к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001).
Вышеуказанные земельные участки, на которых образованы несанкционированные свалки, являются территорией земель общего пользования и находятся в муниципальной собственности в черте городского округа город-герой Волгоград, что не оспаривалось в судебном заседании всеми административными ответчиками.
В ходе судебного разбирательства, установлено, что несанкционированные места размещения отходов на территории Ворошиловского района городского округа город-герой Волгоград не ликвидированы.
Согласно ст. 60 КАС РФ, суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения административного дела.
Оценивая представленные суду доказательства, суд приходит к выводу, что на территории Ворошиловского района городского округа город-герой Волгоград расположены несанкционированные места размещения отходов, а именно отходы картона, полиэтилена, бытовой мусор, обрезь деревьев, сухие ветки и строительный мусор на площади территории равной 100 кв.м., расположенной на пересечении улиц №. Земельный участок не выделен, расположен в пределах кадастрового квартала № (кадастровый номер не присвоен), между земельными участками №№. Координаты осматриваемого участка: широта:№, долгота: №
Выявленные факты несанкционированного размещения отходов являются нарушением требований действующего природоохранного законодательства, а также нарушают права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Исходя из положений пункта 1 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями, суд приходит к выводу, что указанные нарушения допущены администрацией <адрес> Волгограда.
К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов (пункт 3 статьи 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»).
На основании пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Положениями пункта 2 статьи 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» установлено, что организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Абзацем 16 статьи 6 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» в редакции, действующей с ДД.ММ.ГГГГ, регламентировано, что к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
Удовлетворяя административный иск прокурора, суд исходит из того, что обязанность по организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов лежит на администрации <адрес> Волгограда, однако административным ответчиком допущено незаконное бездействие, что подтверждается актами осмотра территории от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что наличием несанкционированного размещения отходов производства на территории <адрес> Волгограда создается угроза причинения вреда жизни, здоровью неопределенного круга лиц, окружающей среде, возможности возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а потому считает необходимым, возложить на административного ответчика обязанность по организации проведения ликвидации отходов производства и потребления на территории Ворошиловского района Волгограда на пересечении улиц <адрес>. Земельный участок не выделен, расположен в пределах кадастрового квартала № (кадастровый номер не присвоен), между земельными участками №№. Координаты осматриваемого участка: широта:№, долгота: №, установив в соответствии с требованиями ст. 187 КАС РФ, для исполнения возложенной судом обязанности шестимесячный срок со дня вступления решения в законную силу, как наиболее отвечающий требованиям разумности и справедливости.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-177, 187, 227 КАС РФ, суд
решил:
административный иск Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора, обратившегося в интересах неопределённого круга лиц к администрации Ворошиловского района Волгограда о возложении обязанности - удовлетворить.
Возложить обязанность на администрацию Ворошиловского района Волгограда в течение шести месяцев с момента вступления в законную силу решения суда принять меры по ликвидации несанкционированной свалки (отходы картона, полиэтилена, бытовой мусор, обрезь деревьев, сухие ветки и строительный мусор), расположенной на территории Ворошиловского района Волгограда, на пересечении улиц <адрес>, в пределах кадастрового квартала №, между земельными участками с кадастровыми №№, площадью захламления 100 квадратных метров.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Ворошиловский районный суд Волгограда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированный текст решения составлен 30 сентября 2021 года.
Председательствующий Дрогалева С.В.