ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1928/2022 от 05.09.2022 Ступинского городского суда (Московская область)

ДЕЛО № 2а-1928/2022

50RS0046-01-2022-002263-97

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ступино Московской области 05 сентября 2022 года

Ступинский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Шутьевой Л.В., при секретаре Абесламидзе Л.Б., с участием административного истца Махсутова Р.А., представителя административного ответчика Курганова С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Махсутова ФИО7 к администрации городского округа Ступино Московской области, Комитету по управлению имуществом администрации городского округа Ступино Московской области, о признании незаконным решения органа власти об откате в предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность зa плату без проведения торгов» от ДД.ММ.ГГГГ Обязании предоставить государственную услугу «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов» а имени предоставить в собственность за плату без проведения торгов арендованный земельный участок ,

УСТАНОВИЛ:

Махсутов Р.А. обратился в суд с административным иском к администрации городского округа Ступино, в котором (с учетом уточнения требований) просит: 1. Признать незаконным и необоснованным отказ административного ответчика администрацию городского округа Ступино Московской области в предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, собственность за плату без проведения торгов» от ДД.ММ.ГГГГ

2.Обязать административного ответчика - администрацию городского округа Ступин Московской области предоставить государственную услугу «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов», а именно предоставить в собственность за плату без проведения торгов арендованный земельный участок по адресу:

Свои требования обосновывает тем, что между истцом и администрацией Ступинского района Московской области подписан договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка с кадастровым номером площадью 30 соток, с категорией «Сельскохозяйственное назначение», разрешенным использованием «Ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках» по адресу:

В соответствии с условиями договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ, а так же согласно вида разрешенного использования арендуемого земельного участка истец использует землю для производства сельскохозяйственной продукции в своем личном подсобном хозяйстве, а именно: на участке размещена пасека из 25 пчелосемей (производство меда и продуктов пчеловодства код сельхоз продукции 01.49.19.471- 01.49.26.111), в качестве сопутствующей пчеловодству деятельности произведен подсев медоносных трав белого и желтого донника (производство и сбор семян однолетних трав код сельхозпродукции 01.19.31.160). произведена посадка плодовых деревьев (выращивание яблок код сельхоз продукции 01.24.10.000), планируется покос травы для корма мелкого рогатого скота.

В соответствии с постановлением правительства Российской Федерации от 9 апреля 2022 года N 629 об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации давшим возможность в 2022 году выкупить арендованные земельные участки сельскохозяйственного назначения без торгов он обратился через портал uslugi.mosrcg.ru за предоставлением государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов в собственность за плату без проведения торгов» (подраздел предоставление земельных участков в собственность и, за плату без проведения торгов).

15.06.2022 года Администрация г.о. Ступино выдан отказ в предоставлении арендованного земельного участка в собственность за плату без проведения торгов следующим основаниям: 1. Несоответствие информации, которая содержится в документах, представленных заявите данным, полученным в результате межведомственного информационного взаимодействия Земельный участок не используется по целевому назначению.

2. Установленный вид разрешенного использования земельного участка, не соответствует фактическому использованию - Установленный вид разрешенного использования земельного участка "Ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках " подразумевает производство сельскохозяйственной продукции без права возведения объектов капитального строительства.

3. Предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается. Земельный участок не используется в соответствии с установленным видом разрешенного использования.

Административный истец не согласен с решением ответчика, считает обоснование отказа не соответствующими действительности и действующему законодательству, так как земельный участок используется по его целевому назначению в соответствии с разрешенным использованием без нарушения условий договора аренды, объекты капитального строительства на участке отсутствуют, арендная плата по договору перечисляется регулярно в полном объеме и может быть предоставлен в собственность за плату без проведения торгов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 09 апреля 2022 года N 629.

В судебном заседании административный истец Махсутов Р.А. обстоятельства, изложенные в уточненном заявлении, подтвердил, настаивал на его удовлетворении.

В судебном заседании представитель административного ответчика – администрации городского округа Ступино Московской области по доверенности Курганов С.А., требования не признал, просил в иске отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Административный ответчик- КУИ администрации городского округа Ступино Московской области представителя не направил, ходатайств об отложении, возражения не заявил.

Заинтересованное лица Министерство имущественных отношений Московской области, представителя не направило, ходатайств об отложении, возражения не заявило.

Суд, выслушав объяснения и доводы сторон, проверив и исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, находит исковое заявление подлежащим частичному удовлетворению.

Согласно ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.

Исходя из положений ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Статьёй 227 КАС РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

В силу пункта 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота, установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков и резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Статья 56 ЗК РФ. Права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. 2. Могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю: 1) особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах; 2) особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных; 3) условия начала и завершения застройки или освоения земельного участка в течение установленных сроков по согласованному в установленном порядке проекту, строительства, ремонта или содержания автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) при предоставлении прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности; 4) иные ограничения использования земельных участков в случаях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законам

Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.12.2020) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”

1. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

2. Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами ( ст. 51).

Правом предоставления земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности, наделены органы местного самоуправления, которые определяются нормативными актами местного самоуправления. Решение органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка является первым и основным юридически значимым действием при переходе права на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Статьей 11ЗК РФ установлено, Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Частью 2 ст. 15 ЗК РФ определено, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.

В силу ч. 1 ст. 39.20 ЗК РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках

В силу ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.

Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решения. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.

Полный перечень оснований, которые могут обусловить собой отказ в предоставлении участка без проведения торгов, зафиксирован в ст. 39.16 действующего Земельного кодекса РФ, в том числе по основаниям п. 19 - предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается;

В соответствии с ч.1 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в заявлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, указывается вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка указанному заявителю допускается на нескольких видах прав.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Необходимыми условиями для выкупа земельного участка без проведения торгов на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3, статьи 39.20 ЗК РФ являются: нахождение на испрашиваемом земельном участке объекта недвижимости, принадлежащего на праве собственности заявителю; соответствие объекта недвижимости целям использования земельного участка и их площадей; отнесение находящегося на участке объекта к объектам недвижимости.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ заключен Договор аренды земельного участка с физическим лицом Мухсутовым Р.А. земельного участка КН площадью 3000 кв.м. расположенного по адресу: сроком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п.1.3 Договора, земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках.

При этом согласно п.4.3.2. Договора арендатор имеет право возводить на земельном участке с соблюдением правил землепользования и застройки здания, строения, сооружения в соответствии с целью, указанной в п.1 3 настоящего договора, его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов и иных правил и норм.

В день заключения Договора аренды ДД.ММ.ГГГГ. был подписан акт приема-передачи земельного участка.

Договор аренды и дополнительное соглашение к нему от ДД.ММ.ГГГГ прошли государственную регистрацию в соответствии с действующим законодательством, как и предусмотрено п.2.3. Договора.

На принадлежащем истцу на праве аренды земельном участке размещена пасека из 25 пчелосемей (производство меда и продуктов пчеловодства код сельхоз продукции 01.49.19.471- 01.49.26.111), в качестве сопутствующей пчеловодству деятельности произведен подсев медоносных трав белого и желтого донника (производство и сбор семян однолетних трав код сельхозпродукции 01.19.31.160), произведена посадка плодовых деревьев (выращивание яблок код сельхоз продукции 01.24.10.000).

Истец с целью выкупа земельного участка с кадастровым номером , обратился с заявлением о предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность за плату без проведения торгов», но получил решение об отказе от ДД.ММ.ГГГГ по основанию: 1.Несоответствие информации, которая содержится в документах, представленных заявителем, данным, полученным в результате межведомственного информационного взаимодействия 2.Установленный вид разрешенного использования земельного участка, не соответствует его фактическому использованию 3. Предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.

Разъяснение причин отказа в предоставлении услуги: Земельный участок не используется по целевому назначению. Установленный вид разрешенного использования земельного участка -" Ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках " подразумевает производство сельскохозяйственной продукции без права возведения объектов капитального строительства. Земельный участок не используется в соответствии с установленным видом разрешенного использования.

Согласно представленному администрацией в материалы дела акту осмотра земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ на земельном участке с кадастровым номером отсутствуют здания, строения, сооружения, объекты незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или физическим лицам. Самовольные постройки, в том числе здания, сооружения или другие строения на земельном участке не расположены. Проезд/ подход к земельному участку имеется.

Согласно классификации разрешенных видов использования земельных участков утвержденного Приказом Федеральной службы государственной регистрации и картографии от 10 ноября 2020 года №П/0-412 земельные участки е видом разрешенного использовании - «Ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках» (код 1.16) должны использоваться для «Производства сельскохозяйственной продукции без права возведении объектов капитального строительства.

Использование арендованного земельного участка по цели назначению в соответствии с разрешенным использованием подтверждается следуют Федеральными законами и нормативными актами:

Согласно постановлению правительства РФ от 25 июля 2006 года N 458 «Об отнесении видов продукции к сельскохозяйственной продукции и к продукции первичной переработке произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства», мед и продукты пчеловодства являются сельскохозяйственной продукцией (коды продукции 01.49.1J 01.49.26.111), кроме того семена многолетних трав и яблоки так же являются сельскохозяйственной продукцией (коды 01.19.31.160 и 01.24.10.000 соответственно).

Согласно н.1 статьи 5. гл.1 Федерального закона от 30 декабря 2020 г. № 490-ФЗ «О пчеловодстве в Российской Федерации” - «Для пчеловодства допускается использование земель сельскохозяйственного назначения и других земель, если осуществление пчеловодства допускается их режимом, а также использование земельных участков, предоставленных приобретенных для ведения личного подсобного хозяйства»

Согласно, статьи 6 и статьи 8 Федерального Закона от 07.07.2003 N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" пчеловодство входит в перечень видов деятельности, который можно вести в рамках личного подсобного хозяйства.

Согласно п.1, статьи 2. Федерального закона от 07.07.2003 N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" - «Личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции»

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29.12.2006 года № 264-фз «О развитии сельского хозяйства» граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, отнесены к сельскохозяйственным товаропроизводителям.

Таким образом, основания для отказа в предоставлении государственной услуги отсутствовали на момент принятия оспариваемого решения, так и отсутствуют в настоящее время. Исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению.

При этом, требование истца о возложении обязанность предоставить земельный участок в собственность за плату без проведения торгов, удовлетворению не подлежат, поскольку в силу закона должна быть соблюдена процедура предоставления земельного участка и согласования проекта договора купли-продажи с Межведомственной комиссией Министерства имущественных отношений Московской области.

Суд не может подменять собой органы, на которые возложена обязанность принять то или иное решение, однако с учетом установленных в судебном заседании обстоятельств, суд полагает допустимым возложить обязанность на ответчика повторно рассмотреть заявление о предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность за плату без проведения торгов» в отношении земельного участка с кадастровым номером .

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Махсутова ФИО7 удовлетворить частично.

- Признать незаконным и отменить решение администрации городского округа Ступино Московской области об отказе в предоставлении Махсутову ФИО7 государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведении торгов, в собственность за плату без проведения торгов» от ДД.ММ.ГГГГ.

- Обязать администрацию городского округа Ступино Московской области в лице Комитета по управлению имуществом городского округа Ступино Московской области повторно в установленном порядке рассмотреть заявление Махсутова ФИО7 о предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведении торгов, в собственность за плату без проведения торгов в отношении земельного участка площадью 3000 кв.м., с кадастровым номером расположенного по адресу:

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Ступинский городской суд Московской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

В мотивированном виде решение суда изготовлено 23 сентября 2022 года.

Федеральный судья Шутьева Л.В.