ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1929/19 от 24.10.2019 Керченского городского суда (Республика Крым)

№2а-1929/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 октября 2019 года г.Керчь

Керченский городской суд Республики Крым в составе:

председательствующего судьи Даниловой О.А.,

при секретаре судебного заседания Никитиной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Крым «Керченский политехнический колледж» к администрации города Керчи Республики Крым об отмене постановления об определении ребенка, оставшегося без попечения родителей, под надзор государственного образовательного учреждения на полное государственное обеспечение от 31 января 2019 года №164/1-п, взыскании судебных расходов, заинтересованные лица: Управление по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации города Керчи Республики Крым, ФИО1 <данные изъяты>, Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым,

У С Т А Н О В И Л:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Крым «Керченский политехнический колледж» (далее – «Керченский политехнический колледж») обратилось в суд с иском к администрации города Керчи Республики Крым об отмене постановления об определении ребенка, оставшегося без попечения родителей, под надзор государственного образовательного учреждения на полное государственное обеспечение от 31 января 2019 года №164/1-п, взыскании судебных расходов, заинтересованные лица: Управление по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации города Керчи Республики Крым, ФИО1, Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым.

В обоснование своих требований административный истец указал, что постановлением администрации города Керчи Республики Крым от 31 января 2019 года №164/1-п ФИО1, <данные изъяты>, определена под надзор административного истца, как ребенок, оставшийся без попечения родителей.

Административный истец не согласен с указанным постановлением, поскольку Семейным кодексом Российской Федерации предусмотрено устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в организации, оказывающие социальные услуги, а исполнение обязанности опекуна или попечителя ребенка возлагается на органы опеки и попечительства.

Пунктом 24 письма Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 августа 2016 года №07-3446, учредители образовательных учреждений вправе сами принимать решения о возможности осуществления профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования полномочий по исполнению обязанностей опекуна или попечителя несовершеннолетнего. Однако такого согласия Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, как учредитель колледжа, не давало ни в форме разрешения подобной деятельности в уставе колледжа, ни в виде каких-либо нормативных или ненормативных актов.

Положением о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 года №481 предусмотрено, что дети в возрасте от 3 до достижения совершеннолетия помещаются под надзор в организации, оказывающие социальные услуги. Под надзор дети помещаются в образовательные организации только при условии, что невозможно организовать получение детьми дошкольного образования, начального общего, основного общего, среднего общего образования в близлежащих дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях.

Керченский политехнический колледж является учреждением среднего профессионального образования, в связи с чем не подпадает под категорию организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и не может являться законным представителем ФИО1

Просит суд отменить постановление администрации города Керчи Республики Крым от 31 января 2019 года №164/1-п.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО3, действующая на основании доверенности, доводы, изложенные в иске, просит суд требования удовлетворить.

В судебном заседании представитель административного ответчика администрации города Керчи Республики Крым ФИО4, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, пояснив, что оспариваемое постановление принято в пределах предоставленных администрации города Керчи полномочий, не нарушает права и законные интересы административного истца, в связи с чем, отмене не подлежит..

В судебном заседании представитель заинтересованного лица Управления по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации города Керчи Республики Крым в лице начальника ФИО5, полагала, что заявленные требования являются необоснованными, поскольку Керченский политехнический колледж является образовательной организацией и относится к организациям, в которые дети помещаются под надзор на основании акта органа опеки и попечительства и постановление принято в установленном законом порядке.

В судебном заседании заинтересованное лицо ФИО1 пояснила, что обучается в Керченском политехническом колледже. Отказалась от устройства в приемную семью.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым не явился, о дне слушания дела извещен надлежаще, что подтверждается почтовым уведомлением, причину неявки суду не сообщил.

Суд, выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие двух условий, а именно: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из указанных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Из материалов дела установлено, что 31 января 2019 года администрацией города Керчи Республики Крым принято постановление №164/1-п об определении ребенка, оставшегося без попечения родителей, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, под надзор государственного образовательного учреждения на полное государственное обеспечение в ГБПО РК «Керченский политехнический колледж», временно, на период ее устройства в семейные формы воспитания (том л.д.13).

Основанием для принятия данного постановления послужило ходатайство Управления по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации города Керчи Республики Крым от 24 января 2019 года, в связи со смертью мамы ребенка ФИО7ДД.ММ.ГГГГ, а также лишением родительских прав отца ФИО8

Учредителем Керченского политехнического колледжа является Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым (том №1 л.д.54-58).

Уставом Керченского политехнического колледжа предусмотрено, что целью деятельности является образовательная деятельность. В Уставе прописано обеспечение проживания обучающихся в общежитии, организация питания обучающихся, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из их числа, иных обучающихся, нуждающихся в социальной реабилитации (том №1 л.д.156-158).

В судебном заседании представитель административного истца пояснила, что оспариваемое постановление нарушает права и законные интересы истца, поскольку оспариваемым постановлением на него возложена дополнительная обязанность.

Между тем, суд с данным доводом согласиться не может по следующим основаниям.

Согласно статье 1 Закона Республики Крым от 18 декабря 2014 года N 45-ЗРК/2014 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Крым государственными полномочиями по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних" органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Республики Крым (далее - органы местного самоуправления) наделяются государственными полномочиями исполнительных органов государственной власти Республики Крым по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних (далее - полномочия) в соответствии со статьей 4 Закона Республики Крым от 1 сентября 2014 года N 62-ЗРК "Об организации деятельности органов опеки и попечительства в Республике Крым".

Абзацем 6 статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, в которые помещаются под надзор дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

На основании пункта 1 статьи 123 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности временно, на период до их устройства на воспитание в семью, передаются в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (статья 155.1 настоящего Кодекса).

Положениями пункта 1 статьи 155.1, пункта 2 статьи 155.2 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что под устройством детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, понимается помещение таких детей под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги.

Детям, помещенным под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны или попечители не назначаются. Исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей, а также защите их прав и законных интересов возлагается на эти организации.

Пунктами 3,4,6 Положением о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 года N 481 предусмотрено, что к организациям для детей-сирот относятся образовательные организации, медицинские организации и организации, оказывающие социальные услуги, в которые помещаются под надзор дети.

Дети помещаются под надзор в организации для детей-сирот временно, на период до их устройства на воспитание в семью, в случае если невозможно немедленно назначить им опекуна или попечителя в порядке, установленном статьей 12 Федерального закона "Об опеке и попечительстве".

Дети помещаются под надзор в организации для детей-сирот на основании акта органа опеки и попечительства о помещении ребенка под надзор в организацию для детей-сирот, принимаемого органом опеки и попечительства в течение одного месяца со дня выявления детей.

Кроме того, в совместном письме Минобрнауки России N ДЛ-172/07, Минздрава России N 15-3/10/2-2844, Минтруда России N 12-3/10/В-3155 от 11 мая 2016 года разъяснено, что к организациям для детей-сирот относятся все организации, в которые дети помещаются под надзор на основании акта органа опеки и попечительства, и руководители которых осуществляют в отношении детей функции законного представителя.

Следовательно, принимая оспариваемое постановление, администрация города Керчи Республики Крым действовала в пределах предоставленных ей полномочий, принято компетентным органом, с учетом невозможности ФИО1 назначить опекуна и устройства в приемную семью, что подтверждается копиями заявлений (том №2 л.д.15,16). Таким образом, правовых оснований для удовлетворения иска, не имеется.

Кроме того, административным истцом заявлены требования об отмене постановления администрации города Керчи Республики Крым от 31 января 2019 года, между тем, судом осуществляется функция судебного контроля за законностью решений, действия (бездействия) органов власти, должностных лиц и служащих. В соответствии с положениями статьи 10 Конституции Российской Федерации судебный контроль органичен принципом разделения властей, который препятствует вмешательству в сферу исключительной компетенции соответствующих органов и должностных лиц. Требований о признании оспариваемого постановления незаконным административным истцом не заявлено.

Поскольку исковые требования удовлетворения не подлежат, следовательно, и основания для взыскания судебных расходов отсутствуют.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении исковых требований Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Крым «Керченский политехнический колледж» к администрации города Керчи Республики Крым об отмене постановления об определении ребенка, оставшегося без попечения родителей, под надзор государственного образовательного учреждения на полное государственное обеспечение от 31 января 2019 года №164/1-п, взыскании судебных расходов, заинтересованные лица: Управление по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации города Керчи Республики Крым, ФИО1 <данные изъяты>, Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Керченский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 28 октября 2019 года.

Председательствующий (подпись) О.А. Данилова

копия верна

решение суда не вступило в законную силу

судья

секретарь