ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-192/2021 от 31.12.9999 Моргаушского районного суда (Чувашская Республика)

Дело

УИД

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ село Моргауши

Моргаушский районный суд Чувашской Республики-Чувашии в составе председательствующего судьи Салдыркиной Т.М., при секретаре судебного заседания Замятиной Е.Г.,

с участием представителя административного истца Галочкина С.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, диплома о высшем юридическом образовании НВ ,

представителя административного ответчика администрации <адрес> сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики, Соколовой М.В., главы администрации,

представителя административного ответчика администрации Моргаушского района Чувашской Республики Валежниковой О.А., действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, диплома о высшем юридическом образовании ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Храмова Валерия Николаевича к администрации <адрес> сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики, администрации Моргаушского района Чувашской Республики о признании незаконным бездействия по созданию проезда к земельному участку, возложении совместной обязанности по межеванию, проектированию и строительству автомобильного проезда,

установил:

Храмов Валерий Николаевич обратился в Моргаушский районный суд Чувашской Республики-Чувашии с административным исковым заявлением с учетом уточнения к администрации <адрес> сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики, администрации Моргаушского района Чувашской Республики о признании незаконным бездействия по созданию проезда к земельному участку с кадастровым номером ; возложении на администрации совместной обязанности по межеванию, проектированию и строительству автомобильного проезда с твердым покрытием (из щебня) шириной не менее 4,5 метра, к указанному земельному участку с кадастровым номером , расположенному по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, с северо-западной стороны земельных участков с кадастровыми номерами , , , , по следующим поворотным точкам координат: <данные изъяты>.

Административное исковое заявление мотивировано тем, что ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 1200 кв.м, с кадастровым номером , вид разрешенного использования: для строительства и обслуживания жилого дома, расположенный по адресу: <адрес>. На земельном участке расположен бревенчатый жилой дом с верандой, террасой, баней и дровником. Земельный участок и жилой дом находятся на территории населенного пункта, однако свободно пользоваться принадлежащими на праве собственности объектами недвижимости истец не может из-за отсутствия проезда (дороги) до земельного участка. Поэтому в течение последних пяти лет не может завезти на территорию участка удобрения, навоз, необходимые для жизнедеятельности дрова, строительные материалы для производства ремонтных работ или нового строительства, не может продать объекты недвижимости, поскольку их рыночная стоимость приближается к нулевой, никто не желает приобретать дом с земельным участком без подъездных путей. Причиной изоляции его земельного участка истец считает деятельность районной и сельской администраций, которые земельные участки, являвшиеся дорогами, участками общего пользования, передали в собственность и аренду смежным землепользователям для расширения площадей их земельных участков. Таким образом были сформированы и поставлены на кадастровый учет участки с кадастровыми номерами и , которые перекрыли проезд к земельному участку с юго-восточной стороны. Также за счет мест общего пользования на ширину не менее 5 метров с северо-западной стороны, со стороны леса, была увеличена площадь участка с кадастровым номером . На карте границ села Ильинка, утвержденной ДД.ММ.ГГГГ, часть земельного участка с кадастровым номером , шириной 5,24 м, относится к землям поселений, как участок общественной дороги. На земельном участке с кадастровым номером также был проезд не менее 5 метров.

С 2016 года Храмов В.Н. неоднократно обращался в адрес администрации Моргаушского района и администрации <адрес> сельского поселения, в районную и республиканскую прокуратуру с письменными заявлениями и жалобами на необходимость обеспечения проездом к земельному участку. Однако рекомендовано было обратиться в суд с иском об установлении сервитута. Решением Моргаушского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу в установлении сервитута отказано. При этом суд указал, что проезд к его земельному участку шириной 4,5 м возможен по оврагу, расположенному между селом Ильинка и землями лесного фонда.

Административный истец Храмов В.Н., будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте, в судебное заседание не явился, об уважительности причины неявки суд не известил, какие-либо заявления не представил, свои права реализовал через представителя Галочкина С.В.

В судебном заседании представитель административного истца Галочкин С.В. поддержал уточненные административные исковые требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, просил удовлетворить.

Представитель административного ответчика администрации <адрес> сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики Соколова М.В. в судебном заседании административные исковые требования не признала, пояснила, что границы населенного пункта <адрес> проходят по границам земельных участков, принадлежащих гражданам, в том числе по границам земельных участков с кадастровыми номерами , и . Территория за границами указанных земельных участков в сторону лесного массива не является территорией населенного пункта села Ильинка, относится к землям лесного фонда. По этой причине администрация <адрес> сельского поселения не вправе проектировать и строить автомобильную дорогу за пределами населенного пункта. От автомобильной дороги, проходящей по <адрес>, вдоль земельных участков с кадастровыми номерами , до границы населенного пункта в сторону лесного массива, по направлению к земельному участку административного истца имеется грунтовая дорога.

Представители административного ответчика администрации Моргаушского района Чувашской Республики Петрова М.В., Валежникова О.А. административные исковые требования Храмова В.Н. не признали, в иске просили отказать.

Представители заинтересованных лиц Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, Бюджетного учреждения Чувашской Республики "Опытное лесничество" Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, Казенного учреждения Чувашской Республики "Лесная охрана" Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, надлежащим образом извещенные о времени и месте, в судебное заседание не явились.

Представитель Казенного учреждения Чувашской Республики "Лесная охрана" Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики ФИО7, директор, просил рассмотреть дело без их участия, указал, что функции по предоставлению лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, отнесены к компетенции Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики.

Представители иных заинтересованных лиц свои доводы по административным исковым требованиям с подлинной подписью либо подписанные электронной цифровой подписью не представили.

Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Статьёй 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ, для признания решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие такого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; наличие нарушения прав и законных интересов заявителя, поскольку административное исковое заявление об оспаривании незаконных решений, действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца с указанием на способ устранения допущенных нарушений.

При этом в силу пунктов 9, 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными и иными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (пункт 11).

В силу ст. 304 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее- ГК РФ) собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) от ДД.ММ.ГГГГ № КУВИ- установлено, что административному истцу Храмову Валерию Николаевичу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , площадью 1200 кв.м, расположенный по адресу: Чувашская Республика-Чувашия, Моргаушский район, <адрес>, категории земель «земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования «для строительства и обслуживания жилого дома; для иного использования», запись государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом РФ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 08.11.2007 N 257-ФЗ (далее также- Федеральный закон N 257-ФЗ).

С заявлением от ДД.ММ.ГГГГ Храмов В.Н. обратился к главе администрации <адрес> сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики, входящий от ДД.ММ.ГГГГ, с просьбой оказать содействие в формировании земельного участка для строительства подъездной дороги к его земельному участку с кадастровым номером по улице <адрес> Моргаушского района со стороны лесного фонда РФ и организовать строительство дороги для свободного проезда к его земельному участку.

Поэтому утверждение главы администрации <адрес> сельского поселения ФИО4 о том, что Храмов В.Н. с заявлением о строительстве дороги для проезда к принадлежащему ему земельному участку к ним не обращался, не является правильным.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ и.о. главы администрации <адрес> сельского поселения ФИО8 сообщила ФИО1, что его земельный участок и жилой дом находятся в труднодоступном месте, в летний период проезд возможен через лесной массив, в зимний период проезда нет.

В заявлении от ДД.ММ.ГГГГ Храмов В.Н. просил ФИО2 администрации <адрес> сельского поселения направить в Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики заявление об установлении перечня лесных кварталов, выделов и необходимости аренды для проектирования и строительства дороги на землях лесного фонда РФ.

В письме от ДД.ММ.ГГГГФИО2 администрации <адрес> сельского поселения ФИО4 указала, что согласно п.10 ст. 1 Лесного кодекса РФ орган местного самоуправления не может быть заинтересованным лицом по отношению к землям лесного фонда.

Указанные ответы администрации <адрес> сельского поселения в данном деле не обжалованы, сведения об их обжаловании суду не представлены.

Решением Моргаушского районного суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГФИО1 отказано в установлении сервитута в отношении смежного земельного участка с кадастровым номером , принадлежащего ФИО9

С заявлением о создании проезда; о межевании, проектировании и строительстве автомобильного проезда с твердым покрытием к указанному земельному участку с кадастровым номером , расположенному по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, ФИО1 в администрацию Моргаушского района не обращался, такие доводы им не приведены.

Административный истец Храмов В.Н. ссылается на нарушение его права на беспрепятственный доступ к земельному участку и просит признать незаконным бездействие администрации <адрес> сельского поселения и администрации Моргаушского района по восстановлению его права на свободный проезд к его земельному участку, и возложить на административных ответчиков совместную обязанность по межеванию, проектированию и строительству подъездной автомобильной дороги с твердым покрытием (из щебня), шириной не менее 4,5 метра, по предлагаемому им варианту: с северо-западной стороны земельных участков с кадастровыми номерами , , , , по предлагаемым им координатам.

Суд приходит к следующему.

Как установлено в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», для зданий и сооружений должно быть обеспечено устройство пожарных проездов и подъездных путей к зданиям и сооружениям для пожарной техники, специальных или совмещенных с функциональными проездами и подъездами (ст. 90), ширина проездов для пожарной техники должна быть не менее 3,5 метра, в местах проезда при глинистых и песчаных (пылеватых) грунтах укрепленная различными местными материалами с созданием уклонов, обеспечивающих естественный отвод поверхностных вод. Аналогичные нормы содержатся в СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объёмно-планировочным и конструктивным решениям».

В соответствии с п.6 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в графической части межевого плана указывается доступ к образуемым или измененным земельным участкам (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 361-ФЗ). Согласно статей 22 и 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ под доступом к земельным участкам понимается наличие прохода или проезда от земельных участков общего пользования. До принятия Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» порядок образования земельных участков регулировался подзаконными нормативными правовыми актами, в том числе Методическими рекомендациями по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства. Согласно пп.4 п.7.5 Методических рекомендаций земельный участок в зависимости от целевого назначения и разрешенного использования в обязательном порядке обеспечивается доступом в виде прохода (шириной не менее 1 метра) или проезда (шириной не менее 3,5 метра). Земельный участок, на котором имеются капитальные строения или право на их возведение, обеспечивается проездом. Доступ к участку обеспечивается как за счет земель общего пользования, так и за счет территории иных земельных участков посредством установления частного сервитута. Таким образом, для использования земельного участка и расположенных на нём объектов недвижимого имущества необходим доступ к землям общего пользования.

Под дорожной деятельностью в соответствии с п. 6 ст. 3 от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" под автомобильной дорогой понимается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

В силу требований ст.5 названного Федерального закона автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на: автомобильные дороги федерального значения; автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; автомобильные дороги местного значения; частные автомобильные дороги.

Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования.

К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.

Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения сельского поселения может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района, если законом субъекта Российской Федерации вопрос осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения не отнесен к числу полномочий, закрепленных за сельским поселением.

Автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района.

К частным автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности физических или юридических лиц, не оборудованные устройствами, ограничивающими проезд транспортных средств неограниченного круга лиц. Иные частные автомобильные дороги относятся к частным автомобильным дорогам необщего пользования.

Таким образом, дороги, которые не включены ни в один из указанных перечней и не оформлены в частную собственность, являются дорогами местного значения. При этом перечни автомобильных дорог федерального, регионального и межмуниципального значения утверждаются Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, соответственно, эти перечни и являются документами, определяющими статус этих дорог. Документом, подтверждающим отнесение дороги к частной, является свидетельство о праве собственности на данную дорогу физического или юридического лица. Дороги же, которые не включены ни в один из указанных перечней и не оформлены в частную собственность, в силу закона подлежат признанию дорогами местного значения.

Составления специального перечня как документа, порождающего отнесение тех или иных дорог к дорогам местного значения, не предусмотрено. Такой перечень может составляться органами местного самоуправления, однако при его составлении органы местного самоуправления должны включить в него все автодороги, не отнесенные к федеральным, региональным, межмуниципальным или частным. Следовательно, они несут ответственность за состояние таких дорог, независимо от включения их в перечень автодорог местного значения.

Автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц (ч.1 ст.6 Федерального закона №257-ФЗ).

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения городского поселения.

Согласно ч. 10 ст.6 Федерального закона № 257-ФЗ к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения поселений, частных автомобильных дорог.

Под владельцем автомобильных дорог понимаются исполнительные органы государственной власти, местная администрация, физические, юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством РФ (п. 7 ст. 3 Федерального закона №257-ФЗ). Статьями 17, 18 указанного Федерального закона предусматривается обязанность владельца по оценке технического состояния автомобильных дорог и проведения их ремонта.

Согласно ч. 8 ст. 6 Федерального закона № 257-ФЗ, к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации в соответствии с п.5 ч.1 ст. 14, ч.3 ст. 14, ч.4 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. Однако данным Федеральным законом предусмотрено, что законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 статьи 14).

В силу ч.4 ст.8, п.5 ч.1 ст.8 Закона Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике» вопросы дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся к вопросам местного значения сельского поселения.

Органом местного самоуправления, осуществляющим содержание автомобильных дорог в границах населенных пунктов <адрес> сельского поселения является администрация <адрес> сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики.

Уставом <адрес> сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики предусмотрено, что к вопросам местного значения данного сельского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов <адрес> сельского поселения, осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч.1 ст. 6 Устава).

В соответствии с п.5 ч.1 ст. 9 Закона Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике» к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

В данном случае администрация Моргаушского района Чувашской Республики является органом местного самоуправления, осуществляющим дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района.

Пунктом 5 ст. 7 устава Моргаушского района Чувашской Республики (с изменениями, внесенными решением <адрес> Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № С-36/1) к вопросам местного значения района отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах Моргаушского района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах Моргаушского района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом среди "местных дорог" выделяют основные и местные улицы, местные дороги и проезды. Местные дороги и проезды обеспечивают связи жилых и производственных территорий (дороги), а также непосредственный подъезд к участкам жилой, производственной и общественной застройки (проезды) (таблица 11.3 "СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89*", утв. Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ N 1034/пр).

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, сооружение с кадастровым номером 21:17:020202:809, назначение – сооружение дорожного транспорта, протяженностью 860 метров, наименование- автомобильная дорога протяженностью 860 метров, проходящая по улице Дачная с. Ильинка Моргаушского района Чувашской Республики, 1992 года завершения строительства, является собственностью <адрес> сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики (л.д. 196-197, 192, том 1).

Согласно распоряжению администрации <адрес> сельского поселения Моргаушского района от ДД.ММ.ГГГГ «О протяженности дорог в Ильинском сельском поселении», на балансе администрации <адрес> сельского поселения по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ находится дорога в черте населенного пункта <адрес>, протяженностью 860 метров, материал дорожного покрытия – щебень (л.д. 193-195, том 1).

Согласно карте (плану) объекта землеустройства границ села Ильинка (плану границ объекта землеустройства), составленному ДД.ММ.ГГГГ кадастровым инженером ФИО10, работником ООО «Земля», к земельному участку истца с кадастровым номером , учитывая, что на тот момент смежный земельный участок не был поставлен на кадастровый учет, свободный доступ со стороны всех соседних земельных участков отсутствовал. Но после границ земельных участков с кадастровыми номерами , до границы населенного пункта имелись свободные земли общего пользования (л.д. 111-112, том 1).

Как следует из административного искового заявления и уточнений к нему, предлагаемый ФИО1 участок для создания проезда к его земельному участку, проходящий за границами соседних земельных участков – для ограниченного круга лиц, то есть для самого истца, не является общей дорогой. При этом в судебном заседании из показаний представителя административного истца ФИО15 и представителя администрации <адрес> сельского поселения ФИО4 было установлено, что все иные собственники соседних земельных участков соответствующие проезды имеют.

Согласно исследованным в судебном заседании документам, граница населенного пункта <адрес> проходит по границам земельных участков с кадастровыми номерами , , , . Данное обстоятельство подтверждается также справкой от ДД.ММ.ГГГГ и схемой расположения земельных участков, выданными кадастровым инженером ФИО11 (л.д. 190, 191, 192, том 1).

Из исследованного на основании ч.2 ст. 59 КАС РФ в качестве письменного доказательства заключения эксперта от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного судебным экспертом Пчёлкиной В.В. (ООО «Земля»), на основании определения Моргаушского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску ФИО1 к ФИО9 об установлении сервитута, следует, что фактический свободный доступ к земельному участку с кадастровым номером (проезд (проход)) имеется через переулок, расположенный ниже по <адрес>, рядом с магазином (земельный участок с кадастровым номером ), далее по тропинке сзади огородов (по территории между населенным пунктом <адрес> и землями лесного фонда), в том числе возможен проезд легкового автомобиля в сухую погоду, что продемонстрировано собственником смежного участка с кадастровым номером . Необходимая ширина проезда не менее 4,5 м имеется, координаты границ проезда по следующим заявленным истцом поворотным точкам: 1 -х 414054,24; у 1205186,08; 2 -х 414056,37; у 1205188,41; 3 -х 414057,69; у 1205190,47; 4 -х 414058,66; у 1205192,61; 5 -х 414058,49; у 1205195,94; 6 -х 414057,59; у 1205198,67; 7 -х 414056,40; у 1205200,64; 8 -х 414054,52; у 1205202,62; 9 -х 414050,69; у 1205198,44; 10 -х 414051,99; у 1205197,09; 11 -х 414052,80; у 1205195,09; 12 -х 414052,97; у 1205193,29; 13 -х 414052,53; у 1205191,08; 14 -х 414051,25; у 1205189,44; 15 -х 414013,57; у 1205142,68; 16 -х 413999,88; у 1205129,52; 17 -х 413997,41; у 1205128,18; 18 -х 413994,87; у 1205128,02; 19 -х 413992,37; у 1205129,00; 20 -х 413990,19; у 1205131,50;21 -х 413986,19; у 1205127,30; 22 -х 413988,37; у 1205124,99; 23 -х 413992,31; у 1205122,76; 24 -х 413996,66; у 1205122,27; 25 -х 414000,94; у 1205123,36; 26 -х 414004,18; у 1205125,63; 27 -х 414017,07; у 1205139,80. Для осуществления круглогодичного доступа к земельному участку необходимы обустройство и организация проезда. При этом с северо-запада и севера земельный участок истца с кадастровым номером граничит с неразграниченными землями (от т.6 до т.1), фактические границы земельного участка граничат с лесным массивом.

Экспертом в заключении также указано, что граница населенного пункта <адрес> проходит по границам земельных участков, в том числе с кадастровыми номерами , , , , . При этом фактическое использование земельных участков с кадастровыми номерами , не соответствует сведениям ЕГРН, землепользование выходит за пределы границ населенного пункта. Согласно градостроительному плану и правилам землепользования и застройки <адрес> сельского поселения Моргаушского района за границами населенного пункта <адрес> находятся земли лесного фонда. В настоящее время в ЕГРН отсутствуют сведения о границах лесного фонда. По информации Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, в настоящее время в отношении земельных участков, расположенных в границах <адрес> участкового лесничества Чувашской Республики, кадастровые работы не проводятся. Материалы лесоустройства квартала 12 <адрес> участкового лесничества не определяют точное местоположение границ лесного фонда, расположенных севернее <адрес> (л.д. 202-239, том 1)

Правильность выводов эксперта стороны не оспаривали, сторона административного истца ссылается на данное заключение эксперта, заявляя свои требования.

Суд отмечает, так как материалы лесоустройства не предполагают обязательное координирование лесных участков, в ЕГРН сведения о границах лесного фонда отсутствуют, кадастровые работы в отношении земельных участков, расположенных в границах <адрес> участкового лесничества Чувашской Республики, не проведены, - отсутствуют доказательства, подтверждающие отнесение части территории за огородами к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена. Мнение представителя <адрес> лесничества, отраженное в заключении эксперта, в части, что между границами населенного пункта и землями лесного фонда имеется расстояние, не может быть принято судом в качестве надлежащего доказательства, опровергающего возможность отнесения части территории за огородами к землям лесного фонда.

Заместитель главы администрации <адрес> в письме от ДД.ММ.ГГГГ сообщает об отсутствии достоверных сведений об отнесении земель, расположенных за земельными участками с кадастровыми номерами , , , к землям, государственная собственность на которые не разграничена и которые находятся в ведении администрации Моргаушского района, со ссылкой на карту, разработанную Роскомзем Института Росниизем проект ФИО2 предприятия Волговятниигипрозем в 1997 году.

Согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленной кадастровым инженером ФИО12, предлагаемый административным истцом ФИО1 участок земли для организации проезда, площадью 534 кв.м, с координатами: <данные изъяты>; 1 -х 414054,24; у 1205186,08; находится по адресу: Чувашская Республика, Ильинское сельское поселение, на землях лесного фонда.

Таким образом, за границей населенного пункта Ильинка расположены лесные участки, находящиеся в государственной собственности. Однако границы этих лесных участков в установленном порядке не определены.

Согласно ч.3 ст. 45 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки, которые находятся в государственной собственности, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 Лесного кодекса Российской Федерации, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении линейные объекты.

В силу ч. 2 ст. 72 Лесного кодекса Российской Федерации объектом аренды могут быть только лесные участки, прошедшие государственный кадастровый учет. Согласно статьям 39.11 и 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации выполнение кадастровых работ обеспечивает заинтересованное лицо.

При образовании земельных участков в соответствии с требованиями Лесного кодекса Российской Федерации основанием для осуществления государственного кадастрового учёта является проектная документация лесного участка (п.4 ч.11 ст. 41 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Как указано в пункте 12 Требований к составу и к содержанию проектной документации лесного участка, порядка её подготовки, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, выполнение работ по подготовке проектной документации лесного участка должно быть обеспечено заинтересованным лицом.

Местные дороги и проезды, обеспечивающие связи жилых и производственных территорий (дороги), а также непосредственный подъезд к участкам жилой, производственной и общественной застройки (проезды) должны проходить по территории населенного пункта.

Администрация <адрес> сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики вправе разрешать вопрос о дорожной деятельности в границах населенного пункта.

В данном случае судом установлено, что земельный участок ФИО1 с трёх сторон соседствует (является смежным) с земельными участками, принадлежащими физическим лицам, и в пределах населенного пункта к земельному участку ФИО1 отсутствует проезд (проход), поскольку отсутствуют земли общего пользования. Но в летний период проезд возможен через лесной массив. Сам Храмов В.Н. предлагает организовать проезд за пределами населенного пункта.

Таким образом, в пределах населенного пункта села Ильинка имеется автомобильная дорога общего значения, однако доступ от неё к земельному участку ФИО1 перекрыт землями, переданными в собственность и в аренду гражданам.

Дорожная деятельность за пределами населенного пункта не входит в компетенцию администрации <адрес> сельского поселения. При изложенных обстоятельствах само по себе расположение земельного участка и жилого дома, иных строений истца на территории населенного пункта и отсутствие проезда, дороги до земельного участка не свидетельствуют о бездействии администрации <адрес> сельского поселения по заявленному истцом вопросу. Бездействие администрации <адрес> сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики по вопросу об организации проезда к земельному участку ФИО1 по предлагаемому им варианту не усматривается и в удовлетворении требований, заявленных административным истцом ФИО1 к администрации <адрес> сельского поселения, следует отказать.

Довод административного истца о том, что предлагаемое им место для проезда к его земельному участку находится на землях обоих администраций: как администрации <адрес> сельского поселения, так и администрации Моргаушского района, является неправильным, вопрос об организации проезда по предлагаемому истцом варианту не относится ни к компетенции администрации <адрес> сельского поселения, ни к компетенции администрации Моргаушского района.

Довод ФИО1 о том, что в пределах фактической границы населенного пункта села Ильинка имеется земельный участок шириной не менее 5 метров, расположенный вдоль земельных участков с кадастровыми номерами , , , , , является несостоятельным. Такие доказательства в суд не представлены.

Обращение с административным иском в суд Храмов В.Н. мотивировал нарушением его права на беспрепятственный проезд к земельному участку, связанное с передачей ранее имевшихся земель общего пользования иным гражданам в собственность или в ином праве, в результате чего он лишён проезда к своему земельному участку. Однако при этом Храмов В.Н. просит возложить на административных ответчиков обязанность представить ему проезд в ином месте.

С заявлениями о межевании, проектировании и строительстве автомобильного проезда к своему земельному участку с кадастровым номером , расположенному по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, с указанием предлагаемого варианта такого проезда, административный истец к администрации Моргаушского района Чувашской Республики не обращался, такие доводы и доказательства в суд не представил.

Более того, администрация Моргаушского района Чувашской Республики не является уполномоченным органом для распоряжения земельными участками, расположенными на территории лесного фонда. В соответствии со ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Правом распоряжаться лесным фондом обладают субъекты Российской Федерации, а именно Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики.

Бездействие администрации Моргаушского района Чувашской Республики также не усматривается.

В соответствии с пунктом 7 статьи 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" расходы на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт пересечений и примыканий, в том числе расходы на выполнение дополнительных работ, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения, водоотведения и исполнением других установленных техническими регламентами требований, несут лица, в интересах которых осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт пересечений или примыканий.

Предлагаемый административным истцом вариант проезда является примыканием к автомобильной дороге местного значения, <адрес>, и для пользования ограниченного круга лиц: самого истца и, возможно, его соседей, - то есть не будет являться дорогой общего пользования.

В полномочия администрации Моргаушского района Чувашской Республики не входит дорожная деятельность в области обеспечения местных дорог и проездов к участкам жилой застройки.

Кроме того, лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на принципе недопустимости использования лесов органами государственной власти, органами местного самоуправления (п.10 ст. 1 Лесного кодекса РФ).

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ заместитель главы администрации района – начальник финансового отдела администрации Моргаушского района ФИО13 сообщила Храмову В.Н. о невозможности формирования земельного участка, расположенного на территории лесного фонда, поскольку администрация Моргаушского района Чувашской Республики не уполномочена распоряжаться землями лесного фонда.

Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики в письме от ДД.ММ.ГГГГ разъяснило Храмову В.Н. возможность оформить договор аренды лесного участка в целях организации подъездной дороги в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, без проведения торгов, с составлением проекта освоения лесов, с установлением перечня лесных кварталов и лесотаксационных выделов в целях определения видов разрешенного использования лесов на проектируемом лесном участке, с направлением заявления о предоставлении в аренду лесного участка в соответствии с требованиями, установленными Административным регламентом предоставления Министерством природных ресурсов и экологии Чувашской Республики государственной услуги по предоставлению лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, в аренду без проведения торгов на право заключения договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной собственности, утвержденным Указом Главы Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ.

Вопреки мнению Храмова В.Н., изложенному в письме от ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы администрации <адрес> сельского поселения, заинтересованным лицом по вопросу об установлении перечня лесных кварталов и лесотаксационных выделов в целях определения видов разрешенного использования лесов, которому в последующем следует обратиться с заявлением о предоставлении в аренду лесного участка, является сам Храмов В.Н., а не администрация сельского поселения.

Как уже указано выше, в соответствии с п.10 ст. 1 Лесного кодекса РФ недопустимо использование лесов органами государственной власти, органами местного самоуправления.

Из права на судебную защиту, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не вытекает возможность выбора заинтересованным лицом по своему усмотрению конкретных форм и способов реализации такого права, которые с соблюдением требований Конституции Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.

Храмов В.Н. вправе реализовать свои права в том числе путем заявления требований о защите своих прав и интересов к иным ответчикам, в исковом порядке, в том числе воспользоваться правом на заключение договора аренды земельного участка для последующего разрешения своего вопроса. Из материалов дела следуют иные способы защиты нарушенного права на обеспечение проезда до находящегося в собственности земельного участка.

За истцом сохраняется право на обращение с соответствующим заявлением в уполномоченный орган. В том числе Храмов В.Н. не лишён права оспаривания решений о выделении (согласовании границ) земельных участков, ранее относившихся к местам общего пользования населенного пункта Ильинка Моргаушского района Чувашской Республики, гражданам на праве собственности или ином праве, в случае, если такое решение затрагивает его законные права и интересы. Также он вправе обратиться с иском об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, в случае, если действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение, как о запрете ответчику совершать определенные действия, так и об обязании ответчика устранить последствия нарушения права истца.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права.

Вопреки доводу истца, соседство с лесным фондом РФ имеет значение для реализации его права на проезд к земельному участку. Храмов В.Н. вправе обратиться в Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики с заявлением о предоставлении лесного участка на праве аренды для осуществления проезда.

При таких обстоятельствах требования Храмова В.Н. к администрации <адрес> сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики, администрации Моргаушского района Чувашской Республики не подлежат удовлетворению, в удовлетворении административных исковых требований следует отказать в полном объёме.

Суд также отмечает, что полномочия органа местного самоуправления в реализации генерального плана городского округа согласно части 5 статьи 26 Градостроительного кодекса РФ и статьи 14 Федерального Закона N 257 от 8 ноября 2007 года "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации" осуществляются путем выполнения мероприятий, которые предусмотрены программами территориального планирования, утвержденными местной администрацией, реализуемыми за счет средств местного бюджета.

Понуждение администрации <адрес> сельского поселения к строительству автомобильной дороги является по существу ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий, в том числе в рамках осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования, что противоречит статьям 12, 130 Конституции РФ, которые предусматривают самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения. В силу принципа разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную, суд не вправе вмешиваться в компетенцию органа местного самоуправления и разрешать в судебном порядке вопрос о понуждении данного органа к решению вопроса о необходимости и целесообразности строительства автомобильных дорог общего пользования.

Вопреки доводу истца, административные ответчики не ссылались на уменьшение границ населенного пункта, данный довод не влияет на разрешение административного иска Храмова В.Н.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 181 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Отказать в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 о признании незаконным бездействия администрации <адрес> сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики и администрации Моргаушского района Чувашской Республики по непринятию мер по созданию проезда к земельному участку с кадастровым номером ; и возложении на администрацию <адрес> сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики, администрацию Моргаушского района Чувашской Республики обязанности по межеванию, проектированию и строительству автомобильного проезда с твердым покрытием (из щебня), шириной не менее 4,5 м, к земельному участку с кадастровым номером , расположенному по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, с северо-западной стороны земельных участков с кадастровыми номерами , , , , по предлагаемым поворотным точкам координат: <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Моргаушский районный суд Чувашской Республики-Чувашии в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: Т.М.Салдыркина

Решение в окончательной форме вынесено ДД.ММ.ГГГГ.

Решение29.04.2021