ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-192/2022 от 23.05.2022 Калманского районного суда (Алтайский край)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Калманский районный суд Алтайского края в составе:

Председательствующего, судьи Л.А.Ереминой

При секретаре Монисовой Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Районного Собрания депутатов Калманского района Алтайского края к прокуратуре Калманского района Алтайского края, Прокуратуре Алтайского края о признании незаконным представления и.о. прокуратура Калманского района

УСТАНОВИЛ:

Районное собрание депутатов Калманского района Алтайского края ( далее по тексту районное собрание депутатов) обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным представления и.о. прокуратура Калманского района.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой проведена проверка по поступившему обращению З., М., С., в ходе которой прокурором установлено, что главой .......Б. в нарушение действующего законодательства самостоятельно было принято решение о выплате себе премий, что подтверждено вступившим в законную силу решением Калманского районного суда от 09.08.2021г., согласно которого с Б. взыскано неосновательное обогащение в размере 95 347 руб. 97коп.. С учетом изложенного факта, усмотрев нарушение главой .......Б. статьи 10 ФЗ от 25.12.2008г. № 273-ФЗ « О противодействии коррупции» ( далее по тексту Закон о коррупции), и.о. прокуратура Кламанского района 27 апреля 2022г. внес представление в районное собрание депутатов, согласно которого предлагает безотлагательно рассмотреть представление и принять исчерпывающие меры, направленные на устранение выявленных нарушений законодательства о противодействии коррупции; а также рассмотреть вопрос о привлечении главы .......Б. к ответственности, предусмотренной ст. 74.1 ФЗ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ( далее по тексту Закон о местном самоуправлении). Указанное представление, по мнению административного истца, является незаконным, нарушающим гарантии районного собрания депутатов на самостоятельное осуществление своих полномочий как органа местного самоуправления, поскольку понуждает на принятие мер по привлечению главы .......Б. к ответственности, при этом также считают, что отсутствуют признаки нарушения административным истцом действующего законодательства, поскольку исполнение местного бюджета относится к компетенции местной администрации.

Представитель административного истца- Оплачко В.В., действующая по доверенности, исковые требования поддержала. В дополнение к указанным основаниям, изложенным в исковом заявлении указала, что районное собрание депутатов, в лице председателя собрания, воспользовался своим правом на обращение в суд с требованиями о признании незаконным представления и.о. прокурора района, поскольку считает, что в представление содержатся высказывания и требования о принятии принципиального решения о привлечении главы района к ответственности, предусмотренной ст. 74.1 Закона о местном самоуправлении, а именно о принятии решения об удалении главы района в отставку. Данный вывод основан на личном восприятии текста отраженного на странице 6 представления, где указано что вопрос о применении мер ответственности должен быть решен принципиально. Вопреки выводу должностного лица прокуратуры Калманского района, депутаты районного собрания не согласны с тем, что главой района Б. были допущены нарушения Закона о коррупции, в связи с чем на заседании постоянной комиссии районного собрания депутатов был принят проект решения по отклонению представления прокуратуры. Однако вместе с тем, что в суд было подано заявление о признании представления незаконным, собранием депутатов на очередной сессии 19 мая 2022г. принято решение об отложении рассмотрения представления прокуратуры по существу. Оспаривая законность внесенного представления прокуратуры считают, что отсутствуют законные основания для внесения, поскольку вопросы о премировании главы района не входят в компетенцию районного собрания.

Представитель административного ответчика Труфанова И.С., действующая по доверенности, исковые требования не признала. Представила письменные возражения, согласно которых оспариваемое представление подано уполномоченным лицом в соответствии с ФЗ « О прокуратуре Российской Федерации» ( далее по тексту Закон о прокуратуре). Основанием внесения представления явились результаты проверки, согласно которых установлено, что в действиях главы района Б. при получении им премий имеет место недобросовестность, поскольку вопросы о своем премировании на разрешение Районного собрания депутатов глава района не выносил, единолично издавал соответствующие распоряжения за рамками полномочий, регламентируемых законом, уставом муниципального образования. Данные нарушения подтверждены вступившим в законную силу решением Калманского районного суда от 08.09.2021г. В оспариваемом представление и.о. прокурора Калманского района указывает на установленные судом факты нарушения главой района Б. положений Закона о коррупции и предлагает рассмотреть вопрос о привлечении главы района Б., к предусмотренной Законом о местном самоуправлении ( ст. 74.1 ), ответственности с целью устранения выявленных нарушений законодательства в сфере противодействия коррупции. Считает, что доводы истца, указанные в исковом заявлении, о несогласии с нарушениями, фактически свидетельствуют об оспаривании им судебных постановлений по гражданскому делу.

Выслушав, пояснения сторон, изучив материалы, суд делает следующие выводы.

В силу статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Судом установлено, что оспариваемое представление и.о. прокурора Калманского района внесено в районное собрание депутатов 27 апреля 2022г., с административным исковым заявлением административный истец обратился 16 мая 2022г., т.е. сроки обращения в суд соблюдены.

Согласно ч. 5 ст. 129 Конституции Российской Федерации, прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции. Полномочия и функции прокуратуры Российской Федерации, ее организация и порядок деятельности определяются федеральным законом, каким является ФЗ « О прокуратуре Российской Федерации».

Прокурор или его заместитель, согласно п. 3 статьи 22 Закона о прокуратуре, в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона, вносит представление об устранении нарушений закона.

Согласно представленной выписки из приказа прокурора Алтайского края № 171 л/оп от 09 декабря 2021г. заместитель прокурора Калманского района Швидко Е.А. с 07 декабря 2021г. исполняет обязанности прокурора района.

С учетом изложенного, оспариваемое представление внесено должностным лицом, наделенным в силу закона полномочиями на осуществление надзора за соблюдением действующего законодательства и обладающего правом на внесение представления об устранении нарушений закона. Указанное обстоятельство не оспаривается административным истцом.

09 августа 2021г. Калманским районным судом Алтайского края исковые требования прокурора Калманского района в интересах муниципального образования Калманский район удовлетворены. Признаны незаконным распоряжения главы .......Б. от 19.02.2020г. -л, от 23.12.2020г. -л, от 23.12.20202г. -л о выплате главе .......Б. премий. Взыскано с Б. в пользу бюджета муниципального образования <адрес> неосновательное обогащение 95 347 руб. 97 коп.. Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГг.. Решением суда установлено, что действия Б. по изданию распоряжения о премировании самого себя и последующее получение им на основании этих распоряжений денежных средств в размере 97 347 рублей 97 копеек являются коррупционным правонарушением, при этом письменных обращений Б. в районное собрание депутатов с заявлением о возникновении личной заинтересованности в связи с получением премий в 2020г. и в 2021г. ( до вынесения решения судом) не поступало, что свидетельствует о не урегулированном конфликте интересов и о неприятии Б. мер по урегулированию конфликта интересов. Решением суда установлено, что при издании незаконных распоряжений о премировании самого себя и при получении денежных средств, Б., как главой района нарушены ч.1 ст. 10, ч.1 ст. 11 Закона о коррупции, в результате неосновательного обогащения причинен ущерб местному бюджету. Таким образом с учетом вступившего в законную силу решения суда, которым установлено коррупционное правонарушение совершенное главой района Б., у и.о. прокурора Калманского района Швидко Е.А. имелись законные основания для внесения представления об устранении выявленных нарушений законодательства о противодействии коррупции. Иные обстоятельства, кроме установленных решением суда, вступившим в законную силу, в представлении прокурора не содержатся. Доводы административного истца об отсутствии в действиях главы района Б. личной заинтересованности и конфликта интересов при принятии решения о премировании самого себя, которое по мнению административного истца лишь нарушает порядок выплаты премий, направлены на переоценку доказательств по вступившему в законную силу решению и оценка которых уже дана судами трех инстанций. Не согласие административного истца с фактическими обстоятельствами, установленными вступившим в законную силу решением суда и иная оценка юридически значимых обстоятельств, изложенных в решение суда, не имеет юридического значения и не является основанием для признания судом отсутствия законных оснований для внесения представления прокурором.

Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. ( ч. 2 ст. 1 Закона о местном самоуправлении).

Согласно статьи 1 Регламента районного Собрания депутатов Калманского района Алтайского края ( утвержденного решением районного собрания депутатов Кламанского района № 76 от 17.12.2021г.) представительным органом муниципального образования в Калманском районе Алтайского края является районное Собрание. Деятельность районного Собрания основывается на принципах соблюдения прав и свобод человека и гражданина, законности, гласности, учета мнения населения, коллективного и свободного обсуждения и решения вопросов, отнесенных к компетенции представительного органа муниципального образования, ответственности перед населением муниципального образования ( ч.1 ст. 2 регламента).

В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования в том числе находятся: утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами полномочий по решению вопросов местного значения. ( п. 2, 9 ч. 10 ст. 35 Закон о местном самоуправлении)

Согласно ч. 4 ст. 46 Регламента районного собрания депутатов основными формами контроля являются : утверждение отчетов об исполнении районного бюджета; заслушивание на сессии отчета или информации главы района; направление депутатских запросов или депутатских обращений к главе района по вопросам, входящим в компетенцию; направление поручений контрольно- счетной палате района по вопросам ее ведения; направление материалов проверок с выявленными нарушениями в правоохранительные органы.

При осуществлении контрольной деятельности районное собрание депутатов имеет право запрашивать у главы района, должностных лиц администрации района соответствующие документы, справочные материалы, необходимые для осуществления контроля; информировать главу района, должностных лиц администрации района о выявленных нарушениях, требовать их устранения; вносить предложения о совершенствовании работы администрации района; организовывать проведение независимого аудиторского контроля обоснованности и целевого расходования бюджетных средств районного бюджета.( ст. 47 Регламента)

С учетом изложенного доводы административного истца в части отсутствия полномочий у собрания депутатов по осуществлению контроля за расходованием бюджетных средств, в том числе по незаконно начисленной и полученной премии, повлекшей причинение ущерба бюджету, суд считает не состоятельными. Как уже указано выше муниципальный представительный орган власти согласно регламента обладает всеми правами позволяющими осуществлять контрольную деятельность, в том числе требовать устранить выявленные нарушения, запрашивать объяснения и документы у должностных лиц, в том числе у главы района. Также необходимо отметить, что при затруднении определения целевого использования бюджетных средств, в том числе при начислении и получении должностными лицами премий, муниципальный представительный орган власти праве организовать проведение независимого аудиторского контроля обоснованности и целевого расходования бюджетных средств районного бюджета.

Согласно ч. 1 ст. 74. 1 Закона о местном самоуправлении представительный орган муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом вправе удалить главу муниципального образования в отставку по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования или по инициативе высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). С учетом указанного положения норм закона вопрос о привлечение главы .......Б. к ответственности предусмотренной ст. 74.1 Закона о местном самоуправлении находится в пределах полномочий собрания депутатов Калманского района- административного истца по настоящему делу.

С учетом изложенного анализа действующего законодательства, положений регламента Районного собрания депутатов, представление и.о. прокурора Калманского района внесено в орган, наделенный полномочиями для рассмотрения вопросов предложенных в представлении.

Содержание представления направлено на осуществление задач, возложенных на прокуратуру, в том числе на охраняемые интересы общества и государства, которые осуществляются посредством надзора за исполнением законов органами местного самоуправления, в целом содержание преставления сопоставляется с положениями ФЗ « О прокуратуре Российской Федерации».

Административным истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о нарушении прав и законных интересов административного истца- Собрания депутатов Калманского района, который является муниципальным представительным органом власти. Доводы о том, что фактом внесения представления и.о. прокурора Калманского района последний нарушает право представительного органа власти на самостоятельное принятие решений является надуманным и признается судом не состоятельным. Так в самом представлении не содержится четких формулировок, которые указывают на категорическое принятие конкретного решения. Довод административного истца, что указание на применение мер ответственности к лицу, допустившему нарушения, должен решатся принципиально – необходимо суду расценить как понуждение административного истца принять решение об удалении главы в отставку- является надуманным, поскольку представительному органу власти предлагается рассмотреть вопрос о привлечении главы ....... к ответственности, принятие конкретного решения находится в исключительной компетенции представительного органа.

Согласно пункту 1 статьи 24 Закона о прокуратуре представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Аналогичные положения закреплены в части 2 статьи 40 Регламента. Кроме этого указанной нормой регламента, устанавливается порядок рассмотрения представления прокурора, а также варианты решения, принимаемых в связи с рассмотрением представления, где кроме удовлетворения представления, предусматривается право представительного органа власти частично удовлетворить, либо отклонить представление прокурора.

Исходя из анализа положений законодательства о прокуратуре, положений статьи 40 Регламента, внесение в муниципальный представительный орган власти представления и.о. прокурором Калманского района не является обязательным условием для удовлетворения представления, поскольку внесение представления порождает обязанность к рассмотрению представления, в том числе об информировании прокурора района о дне заседаний постоянной комиссии, о дне проведения сессии, на которых планируется рассмотрение представления. Самостоятельность принятия решения собранием депутатов также закреплена в положениях ст. 74.1 Закона о местном самоуправлении. Таким образом, внесение представления и.о. прокурором Калманского района не является вмешательством в компетенцию муниципального представительного органа власти и не противоречит принципам разделения компетенции и самостоятельности ветвей власти в Российской Федерации, закрепленными Конституцией Российской Федерации. Факт внесения представления и.о. прокурором Калманского района ( до дня проведения сессии на которой планируется рассмотреть представление и принятия решения по представлению) порождает права и обязанности только муниципальному представительному органу власти, в связи с чем на данной стадии глава .......Б. не является заинтересованным лицом, в связи с чем права последнего при рассмотрении данного спора не разрешаются.

С учетом изложенного, суд не установил оснований для удовлетворения заявленных требований.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, п.2 ч.2 ст. 227 КАС РФ,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований Районного Собрания депутатов Калманского района Алтайского края к прокуратуре Калманского района Алтайского края, Прокуратуре Алтайского края о признании незаконным представления и.о. прокуратура Калманского района - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Калманский районный суд Алтайского края в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья