ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1932/18 от 23.10.2018 Заволжского районного суда г. Твери (Тверская область)

Дело № 2а-1932/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Тверь 23 октября 2018 года

Заволжский районный суд г. Твери в составе:

председательствующего судьи Иванова Д.А.,

при секретаре Чекановой Ю.С.,

с участием: представителя административного истца помощника Тверского межрайонного природоохранного прокурора Вершинского П.В.,

представителя административного ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области ФИО4,

представителя администрации муниципального образования «Заволжское сельское поселение» Калининского района Тверской области ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя Тверского межрайонного природоохранного прокурора к Министерству природных ресурсов и экологии Тверской области о возложении обязанности по подготовке и предоставлению сведений о границе водоохранной зоны, направлению результатов работ по установлению местоположения береговой линии и размещению специальных информационных знаков в отношении ручья без названия, протекающего в деревне Дмитровское Калининского района Тверской области,

установил:

Заместитель Тверского межрайонного природоохранного прокурора обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Тверской области о возложении обязанностей по подготовке сведений о границе водоохранной зоны и границе прибрежной защитной полосы водного объекта, а также проведению работ по установлению местоположения береговой линии водного объекта – ручья без названия, протекающего в деревне Дмитровское Калининского района Тверской области; предоставлению сведений о границе водоохранной зоны и границе прибрежной защитной полосы водного объекта – ручья без названия, протекающего в деревне Дмитровское Калининского района Тверской области, в том числе, картографических материалов в бумажном и электронном виде (в том числе в виде файлов с использованием схем для формирования документов в формате XML, обеспечивающих считывание и контроль содержащихся в них данных) в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в государственный водный реестр; направлению результатов работ по установлению местоположения береговой линии (границы водного объекта) водного объекта – ручья без названия, протекающего в деревне Дмитровское Калининского района Тверской области в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в установленном порядке в государственный водный реестр; обеспечению размещения в пределах Тверской области специальных информационных знаков на всем протяжении границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта – ручья без названия, протекающего в деревне Дмитровское Калининского района Тверской области в характерных точках рельефа, а также в местах пересечения названного водного объекта дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан и установлению административному ответчику срок исполнения решения суда – один год с момента вступления решения суда в законную силу.

В обоснование иска указал, что Тверской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе проверки по обращению ФИО1 по вопросам нарушений водного и земельного законодательства при предоставлении земельных участков в границах ручья без названия, протекающего в дер. Дмитровское Калининского района Тверской области в деятельности Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области установлены нарушения водного законодательства. Так, согласно Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. «в» ч. 1 ст. 72). По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 ст. 76). Статьей 4 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что водное законодательство регулирует водные отношения. Согласно ч. 18 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации установление на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе посредством специальных информационных знаков, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.01.2009 № 17 утверждены Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов. На основании п. 3 Правил установление границ осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации – при реализации переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, за исключением водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации, в соответствии с перечнем таких водоемов, установленным Правительством Российской Федерации. Согласно п.п. 5, 5(1) Правил сведения о границах водоохранных зон и границах прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе картографические материалы, представляются в месячный срок в бумажном и электронном виде (в том числе в виде файлов с использованием схем для формирования документов в формате XML, обеспечивающих считывание и контроль содержащихся в них данных) в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в государственный водный реестр в соответствии с Положением о ведении государственного водного реестра, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2007 г. N 253 «О порядке ведения государственного водного реестра». Границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов считаются установленными с даты внесения сведений о них в государственный кадастр недвижимости. Прокуратурой установлено, что до настоящего времени Министерством природных ресурсов и экологии Тверской области сведения о границах водоохранных зон и границах прибрежных защитных полос водного объекта – ручья без названия, протекающего в дер. Дмитровское Калининского района Тверской области в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в государственный водный реестр не представлены. Работы по установлению границ указанных выше территорий водного объекта в 2015-2017 г. не проводились, а в 2018 г. не планируются. В силу ч. 4.1 ст. 5 Водного кодекса Российской Федерации порядок определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаи и периодичность ее определения устанавливаются Правительством Российской Федерации. Требования к описанию местоположения береговой линии (границы водного объекта) устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Постановлением Правительства РФ от 29.04.2016 N 377 утверждены Правила определения местоположении береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения и о внесении изменений в Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов. Согласно п. 3, 5 данных правил установление местоположения береговой линии (границы водного объекта) осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации в случаях установления границ водоохранной зоны и (или) границ прибрежных защитных полос соответствующего водного объекта. Во исполнение п. 12, 13 Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта) органы государственной власти субъектов Российской Федерации направляют в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в установленном порядке в государственный водный реестр: результаты работ по установлению местоположения береговой линии (границы водного объекта) – в месячный срок со дня завершения таких работ; результаты работ по уточнению местоположения береговой линии (границы водного объекта) – в месячный срок со дня их поступления в соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации. Федеральное агентство водных ресурсов в течение 5 рабочих дней после внесения в установленном порядке в государственный водный реестр сведений о береговой линии (границе водного объекта), содержащихся в результатах работ по определению местоположения береговой линии (границы водного объекта), направляет в установленном порядке в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, документ, содержащий описание местоположения береговой линии (границы водного объекта). В соответствии с п. 14 Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта) местоположение береговой линии (границы водного объекта) считается определенным со дня внесения сведений о местоположении береговой линии (границы водного объекта) в государственный кадастр недвижимости. Министерством до настоящего времени не проведены работы по установлению местоположения береговой линии водного объекта – ручья без названия, протекающего в дер. Дмитровское Калининского района Тверской области, в 2015-2017 г. они не проводились, а в 2018 г. – не планируются. Данные обстоятельства способствуют тому, что органы кадастрового учета при предоставлении выписок из кадастра объектов недвижимости в отношении земель, не предоставляют заинтересованным органам государственной власти, местного самоуправления, иным организация и физическим лицам сведения о расположении в пределах интересующей территории зон с особыми условиями пользования (водоохранная зона, прибрежная защитная полоса, береговая линия). При отсутствии соответствующих сведений, при рассмотрении вопросов, в частности, предоставления земельных участков в отношении территорий, фактически находящихся в береговой полосе водного объекта возможно принятие неправомерного решения об использовании соответствующих земель с нарушением их режима и отступлением от установленных требований, нарушением прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии. Приводя положения ст. 6, ч. 15, 17 ст. 65 ВК РФ, ч. 8 ст. 27 Земельного кодекса РФ, указывает, что непроведение Министерством работ по установлению границ водоохранных зон и границ прибрежной защитной полосы указанного выше водного объекта, установлению местоположения его береговой линии может привести к неправомерному предоставлению земельных участков в береговой полосе водного объекта, нарушению установленного водным законодательством режима осуществления хозяйственной или иной деятельности на территории водоохранных зон или прибрежных защитных полос. В ходе проведения проверки установлено, что в береговой полосе водного объекта проводятся строительные работы, что подтверждается справкой Управления Росреестра по Тверской области и актом осмотра Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области от 15.06.2018 г. Учитывая многочисленность выявленных нарушений режима водоохранных зон, прибрежных защитных полос водного объекта – ручья без названия, протекающего в дер. Дмитровское Калининского района Тверской области, вопрос установления границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водного объекта, а также установление местоположения его береговой линии является наиболее актуальным. В силу п. 2 ч. 1 ст. 26 ВК РФ осуществлением мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории субъектов Российской Федерации, отнесено к полномочиям, переданным Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации. На основании п. 3 Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.01.2009 N 17 установление границ осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации. На территории Тверской области таким органом является Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области. Обязанность предоставлять сведения о границах водоохранных зон и границах прибрежных защитных полос водного объекта ручья без названия, протекающего в дер. Дмитровское Калининского района Тверской области в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в государственный водный реестр, проводить работы по установлению местоположения береговой линии данного водного объекта возложены на Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области. Административный ответчик таких мер не принимает, что не обеспечивает защиту гарантированного ст. 42 Конституции Российской Федерации права граждан на благоприятную окружающую среду. Отсутствие обозначенных в натуре водоохранных зон, границ прибрежных защитных полос, береговой линии водных объектов может повлечь за собой неправомерное занятие, отчуждение и использование территорий расположенных в пределах данных зон в целях прямо запрещенных ст. 6 ст. 65 ВК РФ, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, что понудило прокурора обратиться в суд в порядке, предусмотренном ст. 39 КАС РФ.

Представитель административного истца помощник Тверского межрайонного природоохранного прокурора Вершинский П.В. в судебном заседании поддержал доводы административного искового заявления, просил его удовлетворить. Пояснил также, что Министерству о существовании ручья без названия в дер. Дмитровское Калининского района Тверской области было известно, однако свои обязанности в отношении данного водного объекта административный ответчик не исполнил. Названный ручей отвечает признакам, содержащимся в ст. 1 ВК РФ относительно легального определения водного объекта. Для исполнения Министерством установленных нормативно-правовыми актами обязанностей, водный объект не обязательно должен быть учтенным. Пояснил также, что п. 4 административных исковых требований заявлен в целях понуждения административного ответчика к исполнению п. 6 Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утв. Постановлением Правительства РФ от 10 января 2009 г. № 17. Местоположение водного объекта установленное на данный момент, отвечает целям разрешения административного дела.

Представитель административного ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области ФИО4 в судебном заседании возражал против удовлетворения административных исковых требований, поддержав доводы отзыва Министерства на иск, в которых указано, что для реализации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей согласно Методическим указаниям, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.09.2010 № 425, органам государственной власти субъектов Российской Федерации необходимо решить ряд основных задач. В соответствии со ст. 33 ВК РФ и Методическими указаниями на основании предложений субъектов Российской Федерации (данных мониторинга водных объектов) и рекомендаций бассейновых советов соответствующих бассейновых округов Росводресурсами на срок не менее 10 лет утверждаются Схемы комплексного использования и охраны водных объектов и мероприятий, направленных на охрану водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности, которые включают в себя систематизированные материалы о состоянии водных объектов и об их использовании и являются основой осуществления водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, расположенных в границах речных бассейнов. Схемы комплексного использования и охраны водных объектов являются обязательными для исполнения органами государственной власти и органами местного самоуправления. В Схеме комплексного использования и охраны водных объектов бассейна реки Волга, утвержденной приказом Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агенства водных ресурсов от 14.08.2015 № 233, мероприятия по выносу в натуру водоохранной зоны и прибрежной полосы водного объекта – ручья без названия, протекающего в дер. Дмитровское Калининского района Тверской области не запланированы. Отсутствие запланированных мероприятий и, соответственно, финансирования не свидетельствует о бездействии Министерства, так как отсутствует объект действия. Объем финансирования определяется исключительно федеральными органами исполнительной власти, Министерство может направить предложения по мероприятиям в части охраны водных объектов Тверской области строго в зависимости от антропогенной нагрузки на водные объекты. Бездействие Министерства по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водного объекта полос водного объекта – ручья без названия, протекающего в дер. Дмитровское Калининского района Тверской области отсутствует, так как Министерством осуществляются действия по охране водных объектов Тверской области строго согласно требованиям федерального законодательства, прокуратурой не приведены доказательства, свидетельствующие о первоочередной необходимости по проведению мероприятий по выносу в натуру водоохранной зоны и прибрежной полосы именно данного водного объекта. Министерство может инициировать обращение в соответствующие органы в целях внесения водного объекта в водный реестр, но полномочий по самостоятельному разрешению указанного вопроса не имеет.

Представитель заинтересованного лица Правительства Тверской области ФИО6 в судебное заседание не явилась, письменным заявлением просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Направила в адрес суда дополнение к отзыву на административное исковое заявление, в котором указала, что с учетом наличия спора о праве относительно существования спорного Безымянного ручья как водного объекта, требования прокурора, адресованные к Министерству, являются преждевременными. К полномочиям административного ответчика не относится решение вопроса об отнесении объектов к поверхностным водным объектам, что исключает возможность осуществления в отношении объектов, не включенных в государственный водный реестр, переданных федеральных полномочий. Водный кодекс Российской Федерации дает определение понятию водного объекта, вместе с тем, внесение сведений в государственный водный реестр о вновь выявленном водном объекте не относится к компетенции суда и Министерства, а к компетенции федеральных органов исполнительной власти. Определение местонахождения береговой линии, установление границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов – это полномочие Российской Федерации, переданное субъектам Российской Федерации. Средства на осуществление переданных полномочий предоставляются Министерству в виде субвенций из федерального бюджета. Нормативными правовыми актами Российской Федерации установлен порядок осуществления переданных полномочий, который не предполагает самостоятельности субъектов Российской Федерации при определении круга водных объектов, в отношении которых применяются меры охраны. В настоящее время отсутствие спорных границ объекта «ручей безымянный» не связано с бездействием Министерства (которое в рамках имеющихся полномочий осуществляет полномочия по установлению спорных границ в порядке, определенном законодательством). Как следует из материалов дела, субвенция на установление водоохранных зон и прибрежных защитных полос спорного водного объекта Министерству не выделялась. Министерство в пределах предоставленных полномочий предприняло все возможные действия, направленные на осуществление переданных полномочий: из общего числа водных объектов, расположенных на территории Тверской области, выделены водные объекты или их части, подверженные наибольшему антропогенному воздействию хозяйственной или иной деятельности, вызывающему загрязнение, засорение и истощение вод, установлены причины возникновения загрязнения, засорения и истощения водных объектов или их частей, разработан перечень мероприятий, целью которых является охрана водных объектов или их частей от загрязнения, засорения и истощения, определить сроки проведения мероприятий и необходимые объемы финансирования; в Росводресурсах согласованы значения целевых прогнозных показателей осуществления субъектами Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации, обеспечено выполнение планируемых в рамках утвержденных мероприятий работ и достижение целевых прогнозных показателей. Ручей безымянный не вошел в число водных объектов, выделенных Министерством по критериям, установленным в Методических указаниях по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, утвержденных приказом Минприроды России от 29.09.2010 № 425, а также в связи с отсутствием данного объекта в государственном водном реестре. Поскольку законодательство определяет приоритет отдельных категорий водных объектов, в отношении которых в первоочередном порядке осуществляются переданные полномочия (прежде всего - для питьевого водоснабжения), бездействие со стороны Министерства по непринятию мер к установлению спорных границ ручья Безымянного отсутствует. Кроме того, ручей безымянный для Росводресурсов, как для органа, осуществляющего ведение государственного водного реестра, является неучтенным водным объектом, в связи с чем расходование на установление спорных границ ручья средств федерального бюджета (в виде субвенции) сомнительно. В отсутствие доказательств существования ручья Безымянного как водного объекта и неосуществления Министерством переданных полномочий в отношении иных водных объектов, расположенных на территории Тверской области в порядке установленного законом приоритета, требования прокурора удовлетворению не подлежат. Поскольку установление спорных границ является обязанностью Министерства, исполнение которой в силу закона не может осуществляться без согласования указанными федеральными органами исполнительной власти и зависит поступления субвенции из федерального бюджета, Росводресурсы в пределах возложенных на него полномочий обязано решать вопросы согласования и финансирования установления Министерством границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов. Таким образом, предметом спора являются общие права и (или) обязанности нескольких административных ответчиков. Ни Водный кодекс Российской Федерации, ни Методические указания № 425, ни иные нормативные правовые акты не предусматривают обязанности Росводресурсов и его территориальных органов руководствоваться судебным актом, (с учетом того, что таким судебным актом конкретно на Росводресурсы не будет возложено никаких обязательств), в дальнейшем согласовывать Министерству мероприятие по установлению береговой полосы, границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос, а равно выделять субвенции на эти цели. Правительство Тверской области полагает, что прокурор фактически вмешивается в компетенцию исполнительных органов государственной власти Российской Федерации и Тверской области. Перечень водных объектов составляется Министерством и согласуется Росводресурсами. Таким образом, прокурор не наделен правом самостоятельно определять приоритет включения конкретных водных объектов в Перечень. Удовлетворение требований прокурора приведет к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду в свете пользования иными водными объектами, расположенными в Тверской области. В административном исковом заявлении прокурора отсутствует требование о признании незаконным бездействия (или какого-либо действия, решения) Министерства и Правительства Тверской области, что не позволяет рассматривать дело в рамках КАС РФ и производство по нему подлежит прекращению. Просит, с учетом изложенного, с удовлетворении административных исковых требований прокурора отказать. В состоявшихся по делу ранее судебных заседаниях также возражала против удовлетворения административных исковых требований, поддержав отзыв на административное исковое заявление, в котором, помимо приведенного выше, указала, что отсутствие спорных границ водного объекта следствие того, что Росводресурсами не согласуется проведение соответствующих мероприятий, а не бездействие Министерства, которое в рамках имеющихся полномочий осуществило все возможные действия и направляло предложение об установлении спорных границ.

Представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования «Заволжское сельское поселение» Калининского района Тверской области ФИО5 в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, пояснив, что в дер. Дмитровское Калиниского района Тверской области отсутствует водный объект «ручей без названия» или «безымянный ручей». Прокурором не представлено документированных сведений, подготовленных и оформленных в соответствии с требованиями водного законодательства РФ, о признании, идентификации и установлении на местности так называемого «ручья без названия» или «безымянного ручья» в качестве водного объекта, сведений о его местоположении или границах, в том числе начале (истоке) и конце, других характеристиках. По смыслу cт. 30 Водного кодекса РФ, п. 8 Положения об осуществлении государственного мониторинга водных объектов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.04.2007 № 219, Постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2006 № 728 «О гидрографическом и водохозяйственном районировании территории Российской Федерации и утверждении границ бассейновых округов» установление факта наличия водного объекта проводится Федеральным агентством водных ресурсов, Федеральным агентством по недропользованию, Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с участием уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В настоящее время указанные работы не выполнены. Более того, согласно информации, представленной Отделом водных ресурсов по Тверской области МОБВУ, сведения о водном объекте «ручей Безымянный» в дер. Дмитровское Калининского района Тверской области отсутствуют в государственном водном реестре. Согласно информации, представленной Тверским ЦГМС, сведения о водном объекте в дер. Дмитровское отсутствуют, на общедоступной карте М 1:100 000 обозначен неизученный водоток, в отношении которого в целях установления его статуса необходимо проведение гидрологического обследования. Указанная информация согласуется с позицией прокуратуры Тверской области и прокуратуры Калининского района Тверской области, оформленной по результатам проведенных проверок, а также с письмами Росгидромета от 03.07.2018 № 10-561 и Отдела водных ресурсов по Тверской области МОБВУ от 13.06.2018 № 1018, 1019 и 1020, направленными в адрес собственника земельных участков с кадастровыми номерами , . Изложенное также подтверждается актом обследования территории Заволжского сельского поселения от 20.04.2018 г., документами территориального планирования Тверской области, муниципального образования Тверской области «Калининский район», генеральным планом Заволжского сельского поселения и сведениями Единого государственного реестра недвижимости. Анализ содержания решения Калининского районного суда Тверской области и имеющихся материалов по гражданскому делу № 2-307/2013 по иску ФИО1 о незаконном предоставлении земельных участков во владение и пользование третьих лиц, позволяет сделать вывод, что в 2008 г. в д. Дмитровское не было никакого «ручья без названия» и (или) «безымянного ручья». Более того, в указанной местности сам ФИО1 пытался получить земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства, однако они были предоставлены администрацией муниципального образования Тверской области «Калининский район» другим лицам. Фактически его действия, связанные с обращением в органы прокуратуры о так называемом ручье без названия» и (или) «безымянном ручье» направлены на прекращение права владения, пользования и (или) распоряжения третьими лицами «соседних с его» земельных участков, в частности земельных участков с кадастровыми номерами , , , , , , , , , , их «возврат» в неразграниченную собственность что является злоупотреблением правом. В случае удовлетворения требований возможно возникновение вопроса о правомерности и законности образования и предоставления указанных земельных участков. Прокурором избран ненадлежащий способ защиты гражданских прав, поскольку в первую очередь необходимо провести гидрологическое обследование так называемого «ручья без названия» и (или) «безымянного ручья» и только после этого при условии выявления и признания его в качестве водного объекта заявлять требования об установлении границ водоохранных зон и иные требования. Данная правовая позиция подтверждается Определением Верховного Суда РФ от 24.11.2014 г. № 78-АПГ14-32. Административным истцом не указано, чьи, какие и каким образом права, свободы и законные интересы нарушены. По информации, имеющейся в распоряжении органов местного самоуправления Заволжского сельского поселения, к «ручью без названия» или «безымянному ручью» имеется свободный доступ, о чем администрация сообщила в адрес Тверской межрайонной природоохранной прокуратуры в ответ на соответствующее представление. В случае удовлетворения заявленных прокурором требований существует угроза нарушения прав, свобод и законных интересов третьих лиц – правообладателей земельных участков в районе «ручья без названия» или «безымянного ручья». Административным истцом не представлено сведений о местоположении или границах «ручья без названия» или «безымянного ручья». Также пояснил, что наличие указанного прокурором водного объекта в дер. Дмитровское Калининского района Тверской области вызывает сомнения, углубление с водой в настоящее время пересохло, а показания допрошенного в качестве свидетеля сотрудника Управления Росприроднадзора по Тверской области не отвечают требованиям относимости и допустимости, являются субъективными, полученные свидетелем сведения добыты за рамками его должностных полномочий, поскольку в обязанности управления не входит мониторинг и гидрологическое изучение водных объектов.

Представители заинтересованных лиц Московско-Окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тверской области, Отдела водных ресурсов по Тверской области Московско-Окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, Управления Росприроднадзора по Тверской области, Управления Росреестра по Тверской области, администрации муниципального образования Тверской области «Калининский район», Федерального агентства водных ресурсов, Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, Тверского ЦГМС и Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, будучи надлежащим образом уведомленными, в судебное заседание не явились. Представители администрации муниципального образования Тверской области «Калининский район» и Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, кроме того, письменными заявлениями просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Согласно ч. 6 ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Судом явка лиц, участвующих в деле, обязательной не признавалась, в связи с чем определено провести судебное заседание в отсутствие не явившихся участников процесса.

Выслушав участвующих в деле лиц, свидетеля, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Из положений ст. 4 КАС РФ следует, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных КАС РФ и другими федеральными законами.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту, в том числе, прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

В силу положений ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Учитывая, что право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду является неотчуждаемым, непосредственно действующим, а пользователем водных объектов может являться любой гражданин, определить круг лиц, в интересах которых может быть заявлено требование прокурора по настоящему административному исковому заявлению, не представляется возможным.

Таким образом, прокурор правомерно обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц.

В силу ч. 1, 4, 5 ст. 6 Водного кодекса РФ поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. На водных объектах общего пользования могут быть запрещены забор (изъятие) водных ресурсов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, использование маломерных судов, водных мотоциклов и других технических средств, предназначенных для отдыха на водных объектах, водопой, а также установлены иные запреты в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Информация об ограничении водопользования на водных объектах общего пользования предоставляется гражданам органами местного самоуправления через средства массовой информации и посредством специальных информационных знаков, устанавливаемых вдоль берегов водных объектов.

Согласно ч. 1 ст. 8 Водного кодекса РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.

Как следует из п. 2 ч. 1 ст. 26 Водного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации в том числе, полномочия по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации; осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 1, 2 ст. 65 Водного Кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

В соответствии с ч. 15, 17, 18 ст. 65 Водного Кодекса РФ в границах водоохранных зон запрещаются: использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв; размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов; осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами; движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие; размещение автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, судостроительных и судоремонтных организаций, инфраструктуры внутренних водных путей при условии соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств; размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов; сброс сточных, в том числе дренажных, вод; разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со статьей 19.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 «О недрах»). В границах прибрежных защитных полос наряду с установленными ч. 15 настоящей статьи ограничениями запрещаются: распашка земель; размещение отвалов размываемых грунтов; выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн. Установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе обозначение на местности посредством специальных информационных знаков, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В силу ч. 4.1 ст. 5 Водного Кодекса РФ порядок определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаи и периодичность ее определения устанавливаются Правительством Российской Федерации. Требования к описанию местоположения береговой линии (границы водного объекта) устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п. 2, 3, 5 Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения, утв. Постановлением Правительства РФ от 29 апреля 2016 г. № 377 под определением местоположения береговой линии (границы водного объекта) понимается установление местоположения береговой линии (границы водного объекта) или уточнение местоположения береговой линии (границы водного объекта). Установление местоположения береговой линии (границы водного объекта) осуществляется не реже одного раза в 25 лет, а также в случаях: если местоположение береговой линии (границы водного объекта) изменилось в результате естественных процессов руслоформирования, воздействий антропогенного характера и стихийных бедствий; если местоположение береговой линии (границы водного объекта) необходимо для установления границ водоохранной зоны и (или) границ прибрежных защитных полос соответствующего водного объекта. Установление местоположения береговой линии (границы водного объекта) осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации – при реализации переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, за исключением водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения 2 и более субъектов Российской Федерации, в соответствии с перечнем таких водоемов, установленным Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 8, 12а, 14 указанных Правил в результате выполнения работ по определению местоположения береговой линии (границы водного объекта) осуществляется описание ее местоположения с учетом требований, установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. При описании местоположения береговой линии (границы водного объекта) подготавливаются перечень координат характерных точек береговой линии (границы водного объекта), картографическая основа с нанесенной береговой линией (границей водного объекта), пояснительная записка (паспорт работ по описанию местоположения береговой линии), содержащая в том числе сведения о заказчике работ, использованных исходных данных и методах выполнения работ. Описание местоположения береговой линии (границы водного объекта) осуществляется в бумажном и электронном виде (в том числе в виде файлов с использованием схем для формирования документов в формате XML, обеспечивающих считывание и контроль содержащихся в них данных). Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, предусмотренные п.п. «а» п. 5 настоящих Правил, направляют в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в установленном порядке в государственный водный реестр: результаты работ по установлению местоположения береговой линии (границы водного объекта) - в месячный срок со дня завершения таких работ; результаты работ по уточнению местоположения береговой линии (границы водного объекта) - в месячный срок со дня их поступления в соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации. Местоположение береговой линии (границы водного объекта) считается определенным со дня внесения сведений о местоположении береговой линии (границы водного объекта) в государственный кадастр недвижимости.

Постановлением Правительства РФ от 10 января 2009 г. № 17 утверждены Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, которые определяют порядок установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков.

Согласно п. 3 указанных Правил установление границ осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации – при реализации переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, за исключением водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения 2 и более субъектов Российской Федерации, в соответствии с перечнем таких водоемов, установленным Правительством Российской Федерации.

В целях установления границ органы государственной власти, указанные в п. 3 настоящих Правил, обеспечивают определение ширины водоохраной зоны и ширины прибрежной защитной полосы для каждого водного объекта в соответствии со ст. 65 Водного кодекса РФ; описание границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водного объекта, их координат и опорных точек; отображение границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов на картографических материалах; установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов непосредственно на местности, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков (п. 4 Правил).

Согласно п. 5, 5.1 Правил сведения о границах водоохранных зон и границах прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе картографические материалы, представляются в месячный срок в бумажном и электронном виде (в том числе в виде файлов с использованием схем для формирования документов в формате XML, обеспечивающих считывание и контроль содержащихся в них данных) в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в государственный водный реестр в соответствии с Положением о ведении государственного водного реестра, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2007 г. N 253 «О порядке ведения государственного водного реестра». Границы водоохранных зон и границы прибрежных защитных полос водных объектов считаются установленными с даты внесения сведений о них в государственный кадастр недвижимости.

В соответствии с п. 6 Правил органы государственной власти, указанные в п. 3 Правил, обеспечивают размещение специальных информационных знаков на всем протяжении границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов в характерных точках рельефа, а также в местах пересечения водных объектов дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан и поддержание этих знаков в надлежащем состоянии.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 сентября 2010 г. № 425 утверждены Методические указания по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 3 Методических указаний осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерацией по осуществлению мер по охране водных объектов осуществляется в соответствии с требованиями к охране водных объектов, установленными Водным кодексом Российской Федерации от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ, указами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, регулирующими водные отношения.

В соответствии с п. 4 Методических указаний передаваемые полномочия обеспечиваются финансированием из федерального бюджета, предоставляемого бюджету субъекта Российской Федерации в виде субвенций.

Перечень задач, подлежащих разрешению для реализации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей органам государственной власти субъектов Российской Федерации, приведен в п. 5 Методических указаний.

Анализируя изложенное, суд приходит к выводу о том, что установление границ водоохранных зон, границ прибрежных защитных полос водного объекта – ручья без названия, протекающего в деревне Дмитровское Калининского района Тверской области является необходимым условием для осуществления любых мероприятий, связанных в том числе, с его охраной.

Постановлением Правительства Тверской области от 18 октября 2011 года № 90-пп утверждено Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Тверской области, согласно которому Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области является уполномоченным областным исполнительным органом государственной власти Тверской области в сфере водных отношений, за исключением полномочий (функций) по организации и проведению аукционов по приобретению права на заключение договора водопользования.

В соответствии с п. 13 Положения в сфере водных отношений Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области принимает участие в организации и осуществлении в соответствии с законодательством Российской Федерации государственного мониторинга водных объектов; осуществляет меры по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Тверской области; меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории Тверской области; разработку и реализацию программ Тверской области по использованию и охране водных объектов или их частей, расположенных на территории Тверской области.

Таким образом, суд приходит к выводу, что Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области является уполномоченным органом для осуществления мероприятий по подготовке и направлению сведений о границах водоохранных зон и границах прибрежных защитных полос водных объектов в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в государственный водный реестр, для проведения работ по установлению местоположения береговой линии.

Согласно сведениям ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тверской области от 20.09.2018 г. границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос водного объекта ручей без названия, расположенного в дер. Дмитровское Калининского района Тверской области в ЕГРН не установлены.

Согласно сообщению Федерального агентства водных ресурсов от 17.10.2018 г. сведения в отношении водного объекта «ручей без названия», расположенного в дер. Дмитровское Калининского района Тверской области в государственном водном реестре на указанную дату не содержатся. Государственный мониторинг названного ручья не ведется.

С учетом изложенного, в судебном заседании установлено, что административным ответчиком не представлены сведения о границах водоохранных зон и границах прибрежных защитных полос водного объекта ручья без названия, протекающего в деревне Дмитровское Калининского района Тверской области в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в государственный водный реестр; не проведены работы по установлению местоположения береговой линии водного объекта.

В судебном заседании административным ответчиком не было представлено доказательств по осуществлению мероприятий, направленных на исполнение указанных выше обязанностей, оценке антропогенного воздействия хозяйственной или иной деятельности на водный объект, однако административным ответчиком не отрицались факты невнесения до настоящего момента в Федеральное агентство водных ресурсов сведений о границах водоохранных зон и границах прибрежных защитных полос водных объектов, а также непроведение работ по установлению местоположения береговой линии ручья без названия, протекающего в деревне Дмитровское Калининского района Тверской области.

Отсутствие указания на ручей без названия, протекающий в деревне Дмитровское Калининского района Тверской области в Схеме комплексного использования и охраны водных объектов бассейна реки Волга и соответствующего финансирования не свидетельствует о необоснованности требований прокурора.

Напротив, обязательным условием осуществления ответчиком мероприятий по охране конкретного водного объекта является включение их в согласованный с Федеральным агентством водных ресурсов Перечень мероприятий, направленных на достижение целевых прогнозных показателей и финансируемых за счет средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, на определенный год и поступление денежных средств в виде субвенций федерального бюджета на соответствующие мероприятия. Доказательств принятия мер по установлению границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы ручья без названия, протекающего в деревне Дмитровское Калининского района Тверской области, включению их в указанный перечень и поступления на их финансирование денежных средств из федерального бюджета административным ответчиком не представлено, что, по мнению суда, свидетельствует о бездействии ответчика по исполнению полномочий Российской Федерации в области водных отношений.

Обязанность по осуществлению переданных Российской Федерацией полномочий не находится в зависимости от размера бюджетного финансирования и субъективного усмотрения Министерства на выполнение охранных мероприятий в отношении одних или других водных объектов. Объективных причин, препятствующих осуществить мероприятия по определению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос названного ручья не усматривается, а отсутствие финансирования не освобождает Министерство от выполнения требований природоохранного законодательства.

С доводами представителя Правительства Тверской области, о том, что решением суда на Министерство могут быть возложены обязанности, которые не относятся к полномочиям данного органа, предметом спора являются общие права и обязанности нескольких административных ответчиков, а прокурор вмешивается в компетенцию исполнительных органов соответствующих уровней, суд согласиться не может, так как они не соответствуют положениям п. 4 Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.01.2009 г. № 17.

Обсуждая доводы представителя администрации муниципального образования «Заволжское сельское поселение» Калининского района Тверской области, сводящиеся к отсутствию доказательств существования указанного в административном исковом заявлении водного объекта и необходимости первоначального его выявления в качестве такового, суд приходит к следующему.

Как усматривается из справки Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области от 15.06.2018 г., при проверке ряда земельных участков, расположенных в дер. Дмитровское Заволжского сельского поселения Калининского района Тверской области, было выявлено углубление в земле, заполненное водой.

Согласно акту мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области от 15.06.2018 г. с приложенной к нему фототаблицей, на территории между ул. <данные изъяты> и ул. <данные изъяты> в дер. Дмитровское Калининского района Тверской области находится ручей безымянный, на левом берегу которого на земельном участке на расстоянии 13 м. от уреза воды осуществлено размещение грунта. На земельном участке на расстоянии 41 м. от уреза воды размещен навал песка, участок не огорожен, с трех сторон имеются столбы, со стороны ручья столбы установлены на расстоянии 1 м. от уреза воды, участок поднят над уровнем ручья путем подсыпки песчано-земляной смесью. На участке также размещен грунт, расстояние размещения до уреза воды – 12,5 м. На земельном участке имеются порубочные остатки, следы большегрузной техники, расстояние урезы воды ручья до грунтовой дороги составляет 35 м. Ширина водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы ручья безымянный – 50 м.

Из сообщения Тверской ЦГМС – филиал ФГБУ «Центральное УГМС» от 07.02.2018 г. усматривается, что на общедоступной топографической карте М 1:100 000 («Атлас Тверской области», стр. 157) обозначен водоток, протекающий вдоль южной границы дер. Дмитровское Заволжского сельского поселения Калининского района Тверской области в направлении с запада на восток и впадающий в р. Волга (Иваньковское водохранилище) с левого берега. Водный объект относится к неизученным, информации о его гидрологических характеристиках не имеется. Гидрологическую информацию можно получить после проведения полевых и камеральных гидрологических работ, выполняемых сотрудниками Тверского ЦГМС – филиал ФГБУ «Центральное УГМС» на договорной основе: исследование неизученных водных объектов является специализированной работой, которая не входит в перечень работ Государственного задания.

Согласно сведениям Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды от 18.10.2017 г. Росгидромет не имеет стационарных пунктов наблюдений, входящих в состав государственной наблюдательной сети на водном объекте без названия, расположенном в дер. Дмитровское Калининского района Тверской области, в связи с чем не располагает сведениями о нем.

В письме Отдела водных ресурсов по Тверской области Федерального агентства водных ресурсов от 05.04.2018 г. сообщается о наличии водного объекта (ручей без названия) в районе дер. Дмитровское между ул. <данные изъяты> и <данные изъяты>. Информация о гидрологических характеристиках ручья без названия в государственном водном реестре отсутствует.

Согласно акту обследования акватории безымянного ручья в дер. Дмитровское Калининского района Тверской области на предмет соблюдения природоохранных требований № 1090-пр от 17.10.2017 г. с приложенной к нему фототаблицей, составленному старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Тверской области ФИО2, в ходе рейдового обследования земельных участков в границах водоохранной зоны указанного ручья было установлено, что безымянный ручей вдоль обследуемых участков имеет ярко выраженный водоток, средняя ширина его составляет 1 м., глубина – до 50 см., берега пологие, заросшие древесно-кустарниковой растительностью. Длина ручья составляет менее 10 км., он имеет большую водосборную площадь и в период интенсивных осадков и в весенние паводки возможны значительные разливы ручья с затоплением его поймы. Ручей имеет рыбохозяйственное значение для развития кормовой базы, в весенний паводок в устьевой части и выше возможен нерест рыбы. Указанный акт обследования поступил в Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области 20.10.2017 г.

Из показаний допрошенного в качестве свидетеля начальника отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Тверской области ФИО2 усматривается, что в связи с жалобой гражданки ФИО3 было инициирование проведение планового рейдового осмотра безымянного ручья в дер Дмитровское Калининского района Тверской области, на который были приглашены представители администрации Калининского района. Обследованию подлежала территория пяти земельных участков, которые поставлены на кадастровый учет. На местности имеется дорога, которая идет по правому берегу ручья, на дороге имеется дамба, под дамбой проложена труба для отведения водотока. С правой стороны дамбы небольшой естественный водоем, образовавшийся в результате этой дамбы, которая стоит на водотоке безымянного ручья. Обследование было начато с левого берега ручья. На первом осматриваемом участке был отмежеванный участок земли, на котором имеется забор и фундамент, на следующих участках тоже было начато строительство, обследование было продолжено по левому берегу, имеющему крутой склон до конца земельных участков, далее по течению ручья находится густая растительность, по берегам растет ольха. Затем был обследован правый берег, имеющий ровную заболоченную низменность. Прибрежная защитная полоса заросла ольхой, кустарником. На правом берегу также имеется водно-болотистая растительность: осока, камыш. На момент осмотра имелся ярко выраженный водоток, то есть течение, что определяется визуально. Признаками водного объекта являются наличие воды, углубления в суше и объектов животного мира, в частности водных биологических ресурсов. Актом осмотра было четко установлено, что в ручье имеются ярко выраженные водоток и русло, водные растения. Полагает, что ручей безымянный относится к малым рекам. Для проведения гидрологического исследования ручья необходимо на договорных условиях, за оплату, провести исследования. Обследована была часть водного объекта, где расположены земельные участки. Ручей безымянный является водным объектом естественного происхождения, имеет гидрологическую связь с р. Волга. На обследованной местности есть родники, от которых ручей подпитывается, имеется уклон к р. Волга, там водосборная площадь. В черте деревни ручей явно спрямлялся, русло изменено. В результате таких изменений причиняется ущерб водным объектам и биологическим ресурсам.

Оснований не доверять показаниям свидетеля, равно как и полагать их не отвечающими признакам относимости и допустимости, у суда не имеется.

В силу ст. 1 Водного кодекса РФ под водным объектом понимается природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима; под водным режимом – изменение во времени уровней, расхода и объема воды в водном объекте.

Таким образом, с учетом приведенного выше, суд приходит к выводу, что ручей без названия, протекающий в деревне Дмитровское Калининского района Тверской области является водным объектом, поскольку представляет собой постоянное или временное сосредоточение вод и имеет характерные формы и признаки водного режима.

Указание представителя администрации муниципального образования «Заволжское сельское поселение» Калининского района Тверской области на то, что в какие-то периоды времени указанный ручей пересыхает, не свидетельствует о том, что данный ручей перестает быть водным объектом.

Между тем, законодательство не ставит определение водного объекта и выполнение возложенных на административного ответчика обязанностей в зависимость от регистрации такого объекта в государственном водном реестре, целью которого, согласно ч. 3 ст. 31 Водного кодекса РФ, является информационное обеспечение вопросов, связанных с использованием и охраной водных объектов. Само по себе отсутствие сведений о водном объекте в указанном реестре не является достаточным доказательством фактического отсутствия водного объекта, а в силу ч. 1 ст. 8 Водного кодекса РФ ручей без названия, протекающий в деревне Дмитровское Калининского района Тверской области находится в собственности Российской Федерации.

Вопреки доводам представителей Правительства Тверской области и администрации муниципального образования «Заволжское сельское поселение» Калининского района Тверской области выяснение в ходе рассмотрения дела указанных выше вопросов не свидетельствует как о наличии спора о праве относительно существования ручья без названия, протекающего в деревне Дмитровское Калининского района Тверской области, так и о преждевременности заявленных прокурором требований. Вопросы владения, пользования и распоряжения земельными участками, в районе которых протекает названный ручей, физическими и юридическими лицами к предмету рассматриваемого спора не относятся.

Точное местоположение, характеристики и границы указанного в административном исковом заявлении водного объекта подлежат выяснению в ходе исполнения решения по настоящему делу.

Вопреки доводам представителя администрации муниципального образования «Заволжское сельское поселение» Калининского района Тверской области в ходе рассмотрения гражданского дела № 2-307/2013 представитель администрации МО Тверской области «Калининский район» ссылался на частичную заболоченность территории и наличие ручья в дер. Дмитровское Заволжского сельского поселения Калининского района Тверской области.

С доводами о неверном избрании прокурором вида судопроизводства суд согласиться не может, поскольку фактически прокурором в административном исковом заявлении ставится вопрос о неисполнении административным ответчиком возложенных на него функций, то есть определенном бездействии.

Определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 24.11.2014 г. № 78-АПГ14-32 изложенную представителем администрации муниципального образования «Заволжское сельское поселение» Калининского района Тверской области правовую позицию не подтверждает, поскольку содержит в себе указание на невозможность возложения на соответствующие органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязанности по самостоятельному проведению процедур выявления и определения статуса водного объекта в рамках осуществления планирования градостроительной деятельности, а не перечисленных в ст. 26 Водного кодекса РФ полномочий.

С учетом изложенного, суд считает необходимым возложить на Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области обязанности по подготовке сведений о границе водоохранной зоны и границе прибрежной защитной полосы водного объекта, а также проведению работ по установлению местоположения береговой линии водного объекта – ручья без названия, протекающего в деревне Дмитровское Калининского района Тверской области; предоставлению сведений о границе водоохранной зоны и границе прибрежной защитной полосы водного объекта – ручья без названия, протекающего в деревне Дмитровское Калининского района Тверской области, в том числе, картографических материалов в бумажном и электронном виде (в том числе в виде файлов с использованием схем для формирования документов в формате XML, обеспечивающих считывание и контроль содержащихся в них данных) в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в государственный водный реестр; направлению результатов работ по установлению местоположения береговой линии (границы водного объекта) водного объекта – ручья без названия, протекающего в деревне Дмитровское Калининского района Тверской области в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в установленном порядке в государственный водный реестр; обеспечению размещения в пределах Тверской области специальных информационных знаков на всем протяжении границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта – ручья без названия, протекающего в деревне Дмитровское Калининского района Тверской области в характерных точках рельефа, а также в местах пересечения названного водного объекта дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан.

Приняв во внимание положения ч. 2 ст. 178 КАС РФ суд считает необходимым установить срок исполнения возложенных обязанностей в течение двенадцати месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Доказательств того, что исполнение судебного решения требует более длительных временных затрат, чем указано прокурором, в материалах дела не имеется. Кроме того, в случае невозможности исполнить решение в установленный судом срок, административный ответчик вправе обратиться в порядке ст. 189 КАС РФ для рассмотрения вопроса об отсрочке или рассрочке исполнение решения суда, изменении способа и порядка его исполнения.

При решении вопроса о своевременности обращения суд приходит к выводу, что административным истцом срок на обращение в суд, предусмотренный положениями ст. 219 КАС РФ, не пропущен.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175, 180 КАС РФ, суд

р е ш и л :

Требования административного искового заявления заместителя Тверского межрайонного природоохранного прокурора к Министерству природных ресурсов и экологии Тверской области удовлетворить.

Возложить на Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области обязанности по:

подготовке сведений о границе водоохранной зоны и границе прибрежной защитной полосы водного объекта, а также проведению работ по установлению местоположения береговой линии водного объекта – ручья без названия, протекающего в деревне Дмитровское Калининского района Тверской области;

предоставлению сведений о границе водоохранной зоны и границе прибрежной защитной полосы водного объекта – ручья без названия, протекающего в деревне Дмитровское Калининского района Тверской области, в том числе, картографических материалов в бумажном и электронном виде (в том числе в виде файлов с использованием схем для формирования документов в формате XML, обеспечивающих считывание и контроль содержащихся в них данных) в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в государственный водный реестр;

направлению результатов работ по установлению местоположения береговой линии (границы водного объекта) водного объекта – ручья без названия, протекающего в деревне Дмитровское Калининского района Тверской области в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в установленном порядке в государственный водный реестр;

обеспечению размещения в пределах Тверской области специальных информационных знаков на всем протяжении границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта – ручья без названия, протекающего в деревне Дмитровское Калининского района Тверской области в характерных точках рельефа, а также в местах пересечения названного водного объекта дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан.

Установить административному ответчику Министерству природных ресурсов и экологии Тверской области срок исполнения решения суда – двенадцать месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, путем подачи жалобы в Заволжский районный суд г. Твери.

Председательствующий Д.А. Иванов

В окончательной форме решение принято 02.11.2018 г.

Судья Д.А. Иванов