ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1934/2021 от 06.07.2021 Ленинскогого районного суда (город Севастополь)

Дело № 2а-1934/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 июля 2021 года г. Севастополь

Ленинский районный суд г. Севастополя в составе

Председательствующего судьи Истягиной Н.М.,

при секретаре Унщиковой А.О.,

с участием представителя административного истца Погребняк Н.Ю.,

административного ответчика судебного пристава-исполнителя ОСП по Ленинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Севастополю Бондаренко А.А.,

заинтересованного лица – Нажа М.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Заиц Д.Л. к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Севастополю, судебному приставу - исполнителю ОСП по Ленинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Севастополю Бондаренко А.А. о признании незаконным постановления,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Заиц Д.Л. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения исковых требований, указывая на незаконность постановления судебного пристава исполнителя ОСП по Ленинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Севастополю Бондаренко А.А. от ДД.ММ.ГГГГ о возбуждении исполнительного производства -ИП, возбужденного на основании судебного приказа от 16.03.2018г. просит суд признать данное постановление незаконным и его отменить. Одновременно, административным истцом заявлено требование о восстановлении срока на подачу административного иска, в связи с первоначальным обращением в Гагаринский районный суд г.Севастополя 21.05.2021 года, определением которого 27.05.2021 административное исковое заявление было возвращено ввиду неподсудности. Таким образом, считает, что срок на подачу административного иска пропущен по уважительной причине, ввиду ошибочного определения подсудности.

В обоснование заявленных требований Заиц Д.Л. указал, что вышеуказанные постановления являются незаконными, поскольку судебный приказ от 16.03.2018 года взыскатель Нажа М.И. получила в тот же день 16.03.2018, в связи с чем трехлетний срок для предъявления судебного приказа истек 16.03.2021 года. Обратилась Нажа М.И. с заявлением о возбуждении исполнительного производства 19.04.2021 года. От требований об оспаривании постановления о временно ограничении на выезд должника административный истец отказался, уточнив свои исковые требования, поскольку оспариваемое им постановление отменено.

Административный истец Заиц Д.Л. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, обеспечил явку своего представителя.

Представитель административного истца Погребняк Н.Ю. административный иск поддержала, просила его удовлетворить.

Судебный пристав - исполнитель ОСП по Ленинскому району УФССП России по Севастополю Бондаренко А.А. просила в удовлетворении административного иска отказать.

Представитель УФССП России по Севастополю, о дне слушания дела извещены надлежащим образом, причина неявки суду неизвестна.

Заинтересованное лицо Нажа М.И. в судебном заседании просила в удовлетворении административного иска отказать.

Суд, с учетом мнения участников процесса полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 122 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).

Пропущенный срок подачи жалобы может быть восстановлен при условии, что одновременно с жалобой подано ходатайство о восстановлении пропущенного срока и должностное лицо службы судебных приставов, рассматривающее жалобу, признает причины пропуска срока уважительными, а срок подачи ходатайства о восстановлении срока разумным (статья 18 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве").

Как установлено судом и следует из материалов дела, 21.05.2021 Заиц Д.Л. обратился с административным иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Севастополю, в лице Отдела судебных приставов по Ленинскому району УФССП России по Севастополю о признании незаконным постановления судебного пристава.

Определением Гагаринского районного суда города Севастополя от 27.05.2021 года административное исковое заявлении возвращено истцу ввиду того, что правовое значение при определении подсудности заявления имеет не место нахождения судебного пристава-исполнителя, а место осуществления действий по исполнению требований исполнительного документа, а именно по месту нахождения должника. В связи с чем, истцом не верна определена подсудность для подачи данного административного иска.

Таким образом, по мнению суда, срок на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением пропущен административным истцом по уважительной причине, в связи с чем, подлежит восстановлению.

Согласно ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со ст. 360 КАС РФ постановления судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.

В силу положений ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

В ст. 4 Федерального закона N 229-ФЗ установлено, что исполнительное производство осуществляется на принципах законности и своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, а также уважения чести и достоинства гражданина.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий постановления, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Судом установлено, что на исполнении в ОСП по Ленинскому району УФССП по Севастополю находится исполнительное производство -ИП возбужденное постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Ленинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Севастополю Бондаренко А.А. 20.04.2021 года, на основании судебного приказа от 16.03.2018г о взыскании алиментов на содержание сына Заиц М.Д. ДД.ММ.ГГГГ г.р., в размере части всех видов заработка ежемесячно, начиная с 14.03.2018г.

Статьей 2 Федерального закона «О судебных приставах» определено, что задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях – исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Одним из видов исполнительного документа согласно пункту 3 части 1 статьи 12 Федерального закона "Об исполнительном производстве" является судебный приказ. Обязанность родителей по содержанию своих несовершеннолетних детей установлена Семейным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 113 Семейного кодекса Российской Федерации взыскание алиментов за прошедший период на основании соглашения об уплате алиментов или на основании исполнительного листа производится в пределах трехлетнего срока, предшествовавшего предъявлению исполнительного листа или нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов к взысканию.

Согласно пункту 2 статьи 113 Семейного кодекса Российской Федерации в тех случаях, когда удержание алиментов на основании исполнительного листа или на основании нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов не производилось по вине лица, обязанного уплачивать алименты, взыскание алиментов производится за весь период независимо от установленного пунктом 2 статьи 107 настоящего Кодекса трехлетнего срока.

Судебный приказ от 16.03.2018 года впервые предъявлен для исполнения судебному приставу-исполнителю ОСП по Ленинскому району УФССП по Севастополю 19.04.2021 года. Однако доводы административного истца об истечении срока на его предъявлении являются несостоятельными и основаны на ошибочном толковании норм права.

Судебный приказ является одновременно исполнительным документом и может быть непосредственно предъявлен (направлен) судебному приставу-исполнителю с целью возбуждения исполнительного производства о взыскании алиментов.

Согласно ч. 4 ст. 21 Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 22.12.2020) "Об исполнительном производстве" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021), судебный приказ как исполнительный документ, содержащий требования о взыскании периодических платежей, может быть предъявлен судебному приставу-исполнителю к исполнению в течение всего срока, на который присуждены платежи, а также в течение трех лет после окончания этого срока.

В рассматриваемом случае установленный срок взыскателем в полной мере соблюден, при этом ссылка заявителя о том, что приведенные нормы не распространяются на порядок предъявления судебного приказа о взыскании алиментов, является несостоятельной, так как основана на неверном толковании заявителем норм процессуального права.

Из содержания судебного приказа выданного мировым судьей Гагаринского судебного района города Севастополя судебного участка №6, следует, что его предметом является взыскание периодическим платежей - алиментов в размере в размере ? части всех видов заработка ежемесячно, начиная с 14.03.2018г.

В соответствии со статьей 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет требования о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если признает оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Таким образом, для признания действий (бездействия), решений должностного лица службы судебных приставов незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие действий (бездействия), решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым действием (бездействием), решением прав и законных интересов заявителя.

Такая необходимая совокупность условий по настоящему делу судом не установлена.

Установив указанные обстоятельства, проанализировав действующее законодательство, суд приходит к выводу о том, что иное толкование административным истцом норм материального права, в частности положений ст. 113 СК РФ не свидетельствуют об ошибочности выводов судебного пристава-исполнителя при вынесении постановления о возбуждении исполнительного производства, в связи с чем, не усматривает оснований для признания постановления судебного пристава-исполнителя незаконным.

При указанных обстоятельствах, правовых оснований для признания постановления о возбуждении исполнительного производства незаконным и его отмене, судом не установлено, в связи с чем исковые требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 175-189 Кодекса Административного производства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска Заиц Д.Л. к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Севастополю, судебному приставу - исполнителю ОСП по Ленинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Севастополю Бондаренко А.А. – отказать.

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд г. Севастополя в течение месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме составлено 19.07.2021 года.

Судья Н.М. Истягина