Дело № 2а-1934/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 декабря 2021 года Северский городской суд Томской области в составе:
председательствующего судьи Ребус А.В.,
при секретаре Гуцул О.С.,
помощнике судьи Бориной О.С.,
с участием представителя войсковой части № 3480 Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации ФИО1, действующего на основании доверенности № 14 от 24.11.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к командиру войсковой части № 3480 о признании бездействия (действия) незаконным, возложении обязанности выдать документы,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в суд с указанным иском к командиру войсковой части № 3480, в котором просит признать бездействия (действия) командира войсковой части № 3480, связанные с непредставлением ответа на адвокатский запрос незаконным, возложить обязанность выдать документы, либо дать письменный ответ об отсутствии документов.
В обоснование административного искового заявления указано, что он ФИО2 проходил военную службу по контракту в должности заместителя коменданта по работе с личным составом 8 войсковой комендатуры 2 стрелкового батальона войсковой части 3480. Пунктом 3 приказа командующего Сибирским округом войск национальной гвардии Российской Федерации № 56л/с от 21.04.2021 досрочно уволен с военной службы в запас Вооруженных Сил Российской Федерации в соответствии с пп. «в» п. 2 ст. 51 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта, и исключен из списков личного состава воинской части с 30.04.2021. 11.10.2021, пользуясь услугами адвоката, был сделан запрос командиру войсковой части 3480 о предоставлении документов. В связи с тем, что его уволили, у командира были запрошены документы, связанные с увольнением и затрагивающие его законные права и интересы, которые должны были издаваться в случае его увольнения по указанным в приказе обстоятельствам. Просил предоставить: протокол аттестационной комиссии от 11.06.2020 № 44, которым он был назначен на высшую воинскую должность, а также аттестационный лист; протоколы аттестационной комиссии, где было установлено, что он не соблюдал контракт и имеется нарушение, в результате которого он был уволен с военной службы, протокол аттестационной комиссии, по которому было принято решение уволить его и аттестационный лист; протокол или иной документ, если такой имеется, которым установлен факт, что им были совершены действия (бездействия), подтверждающие невыполнения условий контракта; приказ о проведении расследования по событиям, на основании которых он был уволен, а также его личные объяснения по данному факту; приказ о создании постоянно действующей аттестационной комиссии. Если проводилась внеочередная аттестационная комиссия, то предоставить еще и приказ об этом. В тексе запроса было предложено дать ответ в течение семи дней с момента получения запроса. Однако, ответчик, получив запрос, в срок ответ не дал. В связи с тем, что срок для добровольного исполнения запроса истек, он вынужден обратиться в суд за защитой своих интересов, поскольку своим бездействием командир войсковой части лишает возможности получить информацию, которая относится непосредственно к нему. Считает, что действиями командира войсковой части 3480, связанные с игнорированием адвокатского запроса, сделанного в его интересах, несоблюдением положений федерального закона о предоставлении запрашиваемой информации, являются неправомерными и ущемляют его права и законные интересы.
Административный истец ФИО2 в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, об уважительных причинах неявки суд не уведомил.
Представитель административного ответчика ФИО1 представил возражения на исковое заявление, в котором просил в удовлетворении искового заявления ФИО2 отказать, указал, что вопреки мнению административного истца, срок ответа на адвокатский запрос устанавливается п. 2 ст. 6.1. Федерального закона от 31 мая 2002 № 63-Ф3 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», а не лицом, направляющим запрос, и составляет 30 дней. Адвокатский запрос поступил в воинскую часть 21 октября 2021 года, о чем свидетельствует штамп с указанием даты. Ответ на адвокатский запрос командиром воинской части был направлен в адрес административного истца 19 ноября 2021 года, то есть на 29 день после получения запроса, что свидетельствует о соблюдении установленных законом сроков, и, соответственно, о том, что право административного истца на получение информации не нарушено.
Суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившегося истца, в соответствии с ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ).
В соответствии со статьей 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Обращаясь в суд с административным иском, административный истец указал, что 11.10.2021 обратился к административному ответчику с адвокатским запросом о предоставлении в семидневный срок документов, однако, административный ответчик, получив запрос, в срок ответ не дал.
Суд в соответствии с требованиями ч. 9 ст. 226 КАС РФ выясняя, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца бездействием административного ответчика, приходит к следующему.
Согласно выписки из приказа командующего Сибирским округом войск национальной гвардии РФ № 56 л/с от 21.04.2021 заместитель командира 8 войсковой комендатуры по работе с личным составом 2 стрелкового батальона ФИО2 освобожден от занимаемой должности и уволен с военной службы в запас Вооруженных сил Российской Федерации по пп. «в» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта.
11.10.2021 в адрес административного ответчика от представителя административного истца адвоката Чичкан О.А., реестровый № 70/403, удостоверение 328 от 11.11.2002, осуществляющая свою деятельность в НО «Томская коллегия адвокатов Томской области», действующей на основании соглашения от 11.10.2021, направлен запрос командиру войсковой части 3480 о предоставлении документов: протокола аттестационной комиссии от 11.06.2020 № 44, которым ФИО2 был назначен на высшую воинскую должность, а также аттестационного листа; протоколов аттестационной комиссии, где было установлено, что ФИО2 не соблюдал контракт и имеется нарушение, в результате которого он был уволен с военной службы, протокола аттестационной комиссии, по которому было принято решение уволить его и аттестационного листа; протокола или иного документа, если такой имеется, которым установлен факт, что ФИО2 были совершены действия (бездействия), подтверждающие невыполнения условий контракта; приказа о проведении расследования по событиям, на основании которых ФИО2 был уволен, а также его личных объяснений по данному факту; приказа о создании постоянно действующей аттестационной комиссии. Если проводилась внеочередная аттестационная комиссия, то предоставить еще и приказ об этом. Все документы просил предоставить в надлежаще заверенных и читаемых копиях в течение семи дней со дня получения данного запроса.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» настоящим Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами (ч. 1); при этом установленный данным Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами (ч. 2).
В силу ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению. Указанные органы и должностные лица дают письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (п. 4 ч. 1 ст. 10 данного Закона).
По общему правилу, установленному ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
На основании п. 1 ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокат вправе собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона. Указанные органы и организации в установленном порядке обязаны выдать адвокату запрошенные им документы или их копии.
В силу ч. 1 ст. 6.1 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокат вправе направлять в органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, официальное обращение по входящим в компетенцию указанных органов и организаций вопросам о предоставлении справок, характеристик и иных документов, необходимых для оказания квалифицированной юридической помощи (далее - адвокатский запрос).
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации, которым направлен адвокатский запрос, должны дать на него ответ в письменной форме в тридцатидневный срок со дня его получения. В случаях, требующих дополнительного времени на сбор и предоставление запрашиваемых сведений, указанный срок может быть продлен, но не более чем на тридцать дней, при этом адвокату, направившему адвокатский запрос, направляется уведомление о продлении срока рассмотрения адвокатского запроса (ч. 2 ст. 6.1).
Адвокатский запрос поступил в воинскую часть 21 октября 2021 года, о чем свидетельствует штамп с указанием даты.
Ответ на адвокатский запрос командиром воинской части был направлен в адрес административного истца 19 ноября 2021 года, что так же подтверждается штампом с указанием даты, то есть на 29 день после получения запроса, что свидетельствует о соблюдении установленных законом сроков.
В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Системное толкование приведенных положений процессуального закона позволяет сделать вывод, что основанием для признания решения, (действий) незаконным является совокупность двух обстоятельств: нарушение прав административного истца, незаконность в поведении административного ответчика, или принятого им решения.
Суд приходит к выводу, что адвокатский запрос был рассмотрен командиром войсковой части № 3480, НО «Томской коллегии адвокатов Томской области», дан полный ответ в пределах своей компетенции, предоставлены запрашиваемые документы в установленный законом срок, который направлен по адресу, указанному в адвокатском запросе. Доказательств, свидетельствующих о нарушении административным ответчиком каких-либо норм в судебное заседание не представлено, также не представлено доказательств, что административным ответчиком были нарушены права административного истца.
Таким образом, суд приходит к выводу, что административным ответчиком не допущено действий (бездействие), направленных на нарушение прав и законных интересов административного истца, не созданы препятствия к осуществлению административным истцом его прав, свобод и реализации законных интересов.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд находит административное исковое заявление ФИО2 не подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО2 к командиру войсковой части № 3480 о признании бездействия (действия) незаконным, возложении обязанности выдать документы оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Томский областной суд через Северский городской суд Томской области.
Председательствующий судья А.В. Ребус
УИД 70RS0009-01-2021-003696-56