ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1935/202326Д от 26.12.2023 Приморского районного суда (Архангельская область)

Дело № 2а-1935/2023 26 декабря 2023 года

УИД 29RS0022-01-2023-001997-89

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Приморский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Лощевской Е.А.,

при секретаре судебного заседания Аксеновой Н.А.,

с участием представителя административного истца Газизовой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Решетовой А. Н. к администрации Верхнетоемского муниципального округа о признании незаконным бездействия, выразившегося в не вынесении требования о сносе дома, возложении обязанности вынести требование о сносе дома, взыскании государственной пошлины,

установил:

Решетова А.Н. обратилась в суд с административным иском к администрации Верхнетоемского муниципального округа о возложении обязанности вынести требование о сносе дома, взыскании государственной пошлины. В обоснование требований указала, что она является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Указанное жилое помещение признано аварийным и подлежащим сносу на основании распоряжения от 12 июля 2019 года. 20 сентября 2023 года истец направила запрос относительно получения заверенных копий распоряжения о признании дома аварийным и требования о сносе. Административный ответчик направил ответ, к которому приложил заверенную копию распоряжения о признании дома аварийным. Вместе с тем, требование о сносе до сих пор не направлено истцу. Просит суд обязать административного ответчика изменить требование о сносе, определив срок его исполнения не позднее 01 сентября 2024 года, взыскать с административного ответчика расходы на оплату госпошлины в размере 300 руб.

В ходе судебного разбирательства административный истец уточнила исковые требования, просила признать незаконным бездействие администрации Верхнетоемского муниципального округа, выразившееся в не вынесении требования о сносе дома, расположенного по адресу: <адрес>; обязать администрацию Верхнетоемского муниципального округа вынести требование о сносе, определив срок его исполнения не позднее 01 сентября 2024 года; взыскать с административного ответчика судебные расходы на оплату госпошлины в размере 300 руб.

Административный истец Решетова А.Н. о времени и месте судебного заседания извещалась, в суд не явилась, ее представитель Газизова Н.А. в судебном заседании на удовлетворении требований с учетом уточнения настаивала.

Административный ответчик о времени и месте судебного заседания извещался, в суд своего представителя не направил, в представленном суду отзыве просил в иске отказать. Указал, что требования административного истца сводятся к возложению на администрацию обязанности изменить требование о сносе и определению срока его исполнения не позднее 01 сентября 2024 года, в связи с чем не подлежат рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства. Изъятие жилого помещения у собственника для муниципальных нужд является правом муниципального образования, а не его обязанностью. У администрации нет потребности в земельном участке, расположенном под многоквартирным домом, находящимся по адресу: <адрес>, поэтому решение об изъятии данного земельного участка администрацией не принималось. В связи с отсутствием потребности в земельном участке под многоквартирным домом требование о сносе жилого помещения, принадлежащего административному истцу, администрацией не предъявлялось. Полагает, что права и законные интересы административного истца не были нарушены.

На основании ст. 150, ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) дело рассмотрено при данной явке.

Заслушав представителя административного истца, изучив письменные материалы дела, оценив все доказательства в совокупности с действующим законодательством, суд приходит к следующему.

Положениями части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданину, организации, иному лицу предоставлено право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если они полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Установив, что оспариваемое решение, действие (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, не соответствуют нормативным правовым актам и нарушают права, свободы и законные интересы административного истца, суд принимает решение об удовлетворении административного искового заявления полностью или в части и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление (пункт 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Согласно части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом (далее по тесту также – Положение).

В соответствии с пунктом 7 указанного Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях органом местного самоуправления (за исключением случаев, указанных в пункте 7(1) данного Положения).

По результатам работы комиссия принимает одно из предусмотренных пунктом 47 Положения решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в данном Положении требованиям. Данное решение оформляется в виде заключения и в 3-дневный срок направляется комиссией в орган местного самоуправления для последующего принятия решения, предусмотренного абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения (пункты 47 и 47(1) Положения).

На основании полученного заключения орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня его получения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 Положения (в частности, решение о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу), и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (пункт 49 Положения).

Таким образом, определение срока отселения физических и юридических лиц из многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, относится к исключительной компетенции органа местного самоуправления.

В силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Решетова А.Н. является собственником жилого помещения расположенного по адресу: <адрес>

Распоряжением администрации муниципального образования «Верхнетоемский муниципальный район» от 12 июля 2019 года многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу

27 сентября 2023 года Решетова А.Н. обратилась к административному ответчику с заявлением, в котором просила предоставить распоряжение о признании дома аварийным, требование о сносе указанного многоквартирного дома, а также направить распоряжение об изъятии жилого помещения. В том случае, если оно не издавалось, предоставить информацию о сроках его вынесения.

Письмом от 28 сентября 2023 года административный ответчик направил копию распоряжения от 12 июля 2019 года .

Полагая бездействие, связанное с длительным не направлением требования о сносе дома нарушающим ее права, Решетова А.Н. оспорила его в судебном порядке в установленный законом срок.

Жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, регулируются статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе, как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

В силу части 4 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.

Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 6 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Как следует из Обзора судебной практики Верховного Суда РФ за 3 квартал 2012 года, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 26 декабря 2012 года (ответ на вопрос № 2), обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу статьи 16, пункта 3 статьи 2 названного Федерального закона имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (статья 32 Жилищного кодекса Российской Федерации). При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав. В случае не включения многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу в адресную программу жилищные права собственника жилого помещения обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, по общему правилу, при изъятии жилого помещения у собственника в связи с признанием жилого дома, в котором оно находится, аварийным и подлежащим сносу ему должно быть выплачено возмещение за изымаемое жилое помещение в денежной форме. В случае включения многоквартирного жилого дома в адресную программу переселения, собственнику изымаемого жилого помещения предоставляется право выбора способа обеспечения его жилищных прав: получение возмещения в денежной форме или предоставление жилого помещения в собственность взамен изымаемого.

Целью адресной программы Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 годы» является переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного до 1 января 2017 года аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации жилых домов, в муниципальных образованиях Архангельской области, участвующих в Программе.

Таким образом, многоквартирный дом, квартира в котором принадлежит административному истцу Решетовой А.Н., на дату рассмотрения спора участником указанной программы не является, следовательно, ей должно быть выплачено возмещение за изымаемое жилое помещение в денежной форме.

Вместе с тем указанные обстоятельства не являются основанием для бездействия администрации.

Согласно заключению по результатам технического обследования технического состояния строительных и конструктивных элементов многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, составленному ООО <наименование> 25 июня 2019 года, объект обследования в целом не соответствует требованиям нормативно - технической документации в строительстве, общее состояние конструкций здания - согласно ГОСТ31937-2011 оценено как аварийное. С учетом значительности износа здания - 72% - аварийное состояние с учетом п. 7.9 настоящего заключения) и недопустимого состояния несущих и ограждающих конструкций, рекомендовано признать дом аварийным и подлежащим сносу. Основными дефектами и повреждениями, влияющими на техническое состояние несущих конструкций здания, является: разрушение фундаментов, цокольной части стен и перекрытия подполья, что привело к потере жесткости, деформации и общему крену здания.

5 июля 2019 года межведомственной комиссией, назначенной распоряжением администрации МО «Верхнетоемский муниципальный район» проведено обследование и составлен акт обследования помещения – жилого дома , которым указанный дом признан аварийным и подлежащим сносу. Из краткого описания состояния жилого помещения, инженерных систем здания, оборудования и механизмов и прилегающей к зданию территории, следует: фундамент - состояние аварийное, износ 75%, перекрытия- состояние аварийное, износ 70 %, стены и перегородки - состояние аварийное, износ 75 %, полы-состояние аварийное, износ 75 %, дверные и оконные проемы состояние аварийное, износ 70 %, крыша - состояние аварийное, износ 70 %, инженерные сети- состояние аварийное, износ 70 %, прочие конструкции - состояние аварийное, износ 70 %.

5 июля 2019 года принято заключение межведомственной комиссии, которая на основании акта обследования, а также заключения составленного ООО <наименование> 25 июня 2019 года признала жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> аварийным и подлежащим сносу.

На основании заключения межведомственной комиссии МО «Верхнетоемский муниципальный район», исполняющим обязанности главы муниципального образования «Верхнетоемский муниципальный район» 12 июля 2019 года издано распоряжение о признании дома, расположенного по адресу: <адрес> аварийным и подлежащим сносу. Отделу ЖКХ поручено уведомить собственников о принятом решении и принять меры по отселению граждан, проживающих в жилых помещениях указанных домов на условиях социального найма, в срок до 31 декабря 2027 года.

Решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, который должен носить разумный характер, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений (статьи 85, 86 Жилищного кодекса Российской Федерации), направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище.

Установленный срок отселения дома – не позднее 31 декабря 2027 года не отвечает требованиям разумности, с учетом технического состояния, степени его физического износа дома (75%), его конструктивных элементов, срок эксплуатации дома без капитального ремонта с момента постройки в 1965 году.

Согласно, разъяснениям, данным в пункте 22 постановление Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.

Принимая во внимание недопустимость создания угрозы для здоровья и жизни людей, проживающих в аварийном доме, а также наступления последствий, которые могут привести к прекращению существования дома как объекта недвижимости и нарушению прав жильцов, в том числе на выкуп жилых помещений, время, необходимое для проведения мероприятий, предшествующих отселению жильцов, суд приходит к выводу, что с даты издания администрацией 12 июля 2019 года распоряжения о признании дома, расположенного по адресу: <адрес> аварийным и подлежащим сносу, по дату рассмотрения настоящего спора (более 4-х лет) такие разумные сроки истекли.

Как следует из отзыва на исковое заявление, административный ответчик требование о сносе дома собственниками не выносил, указывая на отсутствие потребности в земельном участке, на котором располагается многоквартирный жилой дом.

Вместе с тем, право граждан на благоприятные и безопасные условия проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия у администрации муниципального образования «Верхнетоемский муниципальный район» заинтересованности в изъятии вышеуказанного земельного участка, что само по себе не является основанием для неисполнения требований действующего законодательства.

Доводы административного ответчика об отсутствии оснований для признания незаконным бездействия администрации и возложения на ответчика обязанности по вынесения требования о сносе дома, подлежат отклонению, поскольку действующим законодательством предусмотрены правовые последствия признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу, процедура, необходимая для принятия решения об изъятии земельного участка под аварийным домом и жилых помещений, а также разумные сроки для принятия решений по сносу аварийного представляющего угрозу жизни и здоровью граждан объекта, которая ответчиком длительный не разумный срок не соблюдается, при этом доказательств, что в настоящее время приняты какие-либо меры к вынесению требования о сносе дома, не предоставлено, более того, как следует из отзыва на исковое заявление, административный ответчик не имеет намерения рассматривать указанный вопрос, т.к. не имеет потребности в земле под указанным домом.

Администрация муниципального образования «Верхнетоемский муниципальный район» как орган, принявший решение о признании дома аварийным и подлежащим сносу, каких-либо последовательных действий, определенных положениями ст. 32 Жилищного кодекса РФ, не предпринимает.

В связи с чем имеются основания для признания незаконным бездействия администрации Верхнетоемского муниципального округа, выразившегося в не вынесении требования о сносе дома по адресу: <адрес> и возложении на ответчика обязанности вынести требование о сносе дома по адресу <адрес>. Вместе с тем, учитывая, что определение срока отселения физических и юридических лиц из многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, законодательством отнесено к исключительной компетенции органа местного самоуправления, судом не может быть установлен срок исполнения требования о сносе дома, предъявляемый к собственнику жилого помещения.

Частью 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

В соответствии с частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 названного Кодекса.

С учетом указанного, с администрации Верхнетоемского муниципального округа в пользу Решетовой А.Н. подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

административное исковое заявление Решетовой А. Н. к администрации Верхнетоемского муниципального округа о признании незаконным бездействия, выразившегося в не вынесении требования о сносе дома, возложении обязанности вынести требование о сносе дома, взыскании государственной пошлины - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Верхнетоемского муниципального округа (ИНН ), выразившееся в не вынесении требования о сносе дома по адресу: <адрес>.

Возложить на администрацию Верхнетоемского муниципального округа (ИНН ) обязанность в 30 - дневный срок после вступления решения суда в законную силу вынести требование о сносе дома по адресу: <адрес>.

Взыскать с администрации Верхнетоемского муниципального округа (ИНН ) в пользу Решетовой А. Н. (паспорт ) расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде путем подачи апелляционной жалобы через Приморский районный суд Архангельской области, в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 10 января 2024 года.

Председательствующий Е.А. Лощевская