ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1936/20 от 22.01.2021 Сальского городского суда (Ростовская область)

Дело № 2а-280/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 января 2021 года г. Сальск

Сальский городской суд Ростовской области

в составе:

председательствующего судьи Пивоваровой Н.А.

при секретаре Ефремовой О.С.

с участием помощника прокурора Суворова Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Сальского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Новоегорлыкского сельского поселения Сальского района об обязании устранить нарушения природоохранного законодательства,

У С Т А Н О В И Л:

Сальский городской прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации обратился в суд с иском к Администрации Новоегорлыкского сельского поселения Сальского района об обязании устранить нарушения природоохранного законодательства, указывая на то, что Сальской городской прокуратурой во исполнение приказа прокурора Ростовской области от 22 августа 2014 года № 110 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в сфере охраны окружающей среды и природопользования», в соответствии с полномочиями, предоставленными статьями 21, 22 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», проведена проверка соблюдения законодательства об охране и использовании зеленых насаждений на территории Сальского района.

Согласно статье 42 Конституций Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

К основным принципам охраны окружающей среды Федеральный закон Российской Федерации от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» относит в частности: ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

В соответствии со статьей 61 Федерального закона Российской Федерации от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», зеленый фонд городских и сельских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения.

В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 14, частью 3 статьи 14 Федерального закона Российской Федерации от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельских поселений относится, в том числе утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами.

В силу пункта 5 части 2 статьи 45.1 Федерального закона Российской Федерации от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать, в том числе вопрос организации озеленения территории муниципального образования, включая порядок создания, содержания, восстановления и охраны расположенных в границах населенных пунктов газонов, цветников и иных территорий, занятых травянистыми растениями.

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Областного закона Ростовской области от 03 августа 2007 года № 747-ЗС «Об охране зеленых насаждений в населенных пунктах Ростовской области», организация проведения мероприятий по охране зеленых насаждений осуществляется органами местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений с учетом положений законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Областного закона.

Приказом Госстроя России от 15 декабря 1999 года № 153 утверждены Правила создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации.

Согласно пункту 1.1.1 Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденных приказом Госстроя России от 15 декабря 1999 года № 153, зеленый фонд города является составной частью природного комплекса города и включает в себя озелененные и лесные территории всех категорий и видов, образующие систему городского озеленения в пределах городской черты, а также озелененные территории, лесные территории за пределами городской черты, если эти территории решениями федеральных органов управления или органов управления субъектов Федерации переданы в ведение местного городского самоуправления для экологической защиты и организации рекреации городского населения.

В соответствии с пунктами 5,1, 5.3, 5.5 Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденных приказом Госстроя России от 15декабря 1999 года № 153, система оценки состояния озелененных территорий предусматривает комплекс организационных, инженерно-планировочных, агротехнических и других мероприятий, обеспечивающих эффективный контроль, разработку своевременных мер по защите и восстановлению озелененных территорий, прогноз состояния зеленых насаждений с учетом реальной экологической обстановки и других факторов, определяющих состояние зеленых насаждений и уровень благоустройства. Оценку состояния озелененных территорий осуществляют либо специализированные учреждения (если речь идет 0 зеленых насаждениях общего пользования), либо организации, предприятия и др., в ведении которых находятся эти территории, с последующим экспертным заключением по материалам обследования квалифицированными специалистами. Долгосрочная оценка ситуации осуществляется по результатам инвентаризации городских зеленых насаждений с периодичностью 1 раз в 10 лет. Инвентаризация проводится в соответствии с «Методикой инвентаризации городских зеленых насаждений» (Минстрой России, 1997).

В соответствии с абзацем 6 статьи 2 Областного закона Ростовской области от 03 августа 2007 года № 747-ЗС «Об охране зеленых насаждений в населенных пунктах Ростовской области», оценка состояния зеленых насаждений - это деятельность по получению сведений о количественных и качественных параметрах состояния зеленых насаждений.

В силу пункта 6.1.3 Приказа комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов (Ростоблкомприроды) от 12 мая 2008 года № 36 «Об утверждении Регламента производства работ на объектах озеленения в населенных пунктах Ростовской области», паспорт зеленых насаждений является документом, отображающим результаты инвентаризации зеленых насаждений.

Согласно пункту 6.2.1 Приказа комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов (Ростоблкомприроды) от 12 мая 2008 года № 36 «Об утверждении Регламента производства работ на объектах озеленения в населенных пунктах Ростовской области», реестр зеленых насаждений городских округов, городских и сельских поселений представляет собой свод данных о типах, видовом составе, количестве зеленых насаждений на территории населенных пунктов.

На основании пункта 6.2 Регламента производства работ на объектах озеленения в населенных пунктах Ростовской области, утвержденного приказом Ростоблкомприроды от 12 мая 2008 года № 36, реестр зеленых насаждений городских округов, городских и сельских поселений представляет собой свод данных о типах, видовом составе, количестве зеленых насаждений на территории населенных пунктов. Свод данных осуществляется на электронном и бумажном носителях по установленной форме. Реестр ведется на основании сведений, содержащихся в паспортах объектов зеленых насаждений, а также данных, полученных в результате инвентаризации зеленых насаждений. Обновление данных Реестра объектов зеленых насаждений производится 1 раз в год.

В соответствии с частями 6, 7 статьи 3 Областного закона Ростовской области от 03 августа 2007 года № 747-ЗС «Об охране зеленых насаждений в населенных пунктах Ростовской области», порядок охраны зеленых насаждений устанавливается Правительством Ростовской области; организация проведения мероприятий по охране зеленых насаждений осуществляется органами местного самоуправления городских округов с учетом положений законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Областного закона.

Постановлением Правительства Ростовской области от 30 августа 2012 года № 819 утвержден Порядок охраны зеленых насаждений в населенных пунктах Ростовской области. Настоящий порядок определяет основные требования к охране зеленых насаждений в населенных пунктах Ростовской области.

Согласно пунктам 2.1, 2.8, 5.3, 5.4, 5.5 Порядка охраны зеленых насаждений в населенных пунктах, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 30 августа 2012 года № 819, планирование охраны зеленых насаждений осуществляется на основании оценки состояния зеленых насаждений. По результатам реализации мероприятий, связанных с санитарной и другими видами обрезки деревьев и кустарников, вырубкой аварийно-опасных, сухостойных деревьев и кустарников, органами местного самоуправления оформляются разрешения (пункт 2.2 указанного Порядка), вносятся изменения в паспорта объектов зеленых насаждений и в реестр зеленых насаждений городского округа, городского или сельского поселения. Долгосрочная оценка состояния зеленых насаждений осуществляется по результатам инвентаризации зеленых насаждений с периодичностью 1 раз в 10 лет. Документом, отображающим результаты инвентаризации зеленых насаждений, является паспорт объекта зеленых насаждений. На основании сведений, содержащихся в паспортах объектов зеленых насаждений, ведется реестр зеленых насаждений городских округов, городских и сельских поселений, который утверждается должностным лицом администрации городского округа, городского или сельского поселения, курирующим вопросы охраны зеленых насаждений.

Проведенной проверкой установлено, что в нарушение статьи 61 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пункта 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», абзаца 6 статьи 2 Областного закона от 03 августа 2007 года № 747-ЗС «Об охране зеленых насаждений в населенных пунктах Ростовской области», пункта 6.1.3 Регламента производства работ на объектах озеленения в населенных пунктах Ростовской области, утвержденного приказом комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов (Ростоблкомприроды) от 12 мая 2008 года № 36, пунктов 5.2.1, 5.4 Порядка охраны зеленых насаждений, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 30 августа 2012 года № 819, не проведена долгосрочная оценка (инвентаризация) зеленых насаждений, не обеспечено ведение реестра зеленых насаждений в границах Новоегорлыкского сельского поселения Сальского района, паспорта объектов зеленых насаждений отсутствуют.

Зелёный фонд сельских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах, и других озелененных территориях в границах этих поселений, и является необходимым условием для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды.

Ненадлежащая организация деятельности по обеспечению благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на территории Новоегорлыкского сельского поселения нарушают нормализацию экологической обстановки как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Отсутствие актуальной оценки состояния зеленых насаждений на территории поселения исключает возможность организации планирования охраны зеленых насаждений, своевременное принятие необходимых управленческих решений.

По данному факту заместителем Сальского городского прокурора главе Администрации Новоегорлыкского сельского поселения 26 июня 2018 года внесено представление об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды, однако меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих административным ответчиком не приняты, о чем свидетельствуют ответы администрации сельского поселения от 30 июня 2018 года, 18 февраля 2019 года и 26 октября 2020 года.

Отсутствие денежных средств, либо иные вопросы по исполнению указанной обязанности, не являются законным основанием для освобождения ответчика от выполнения возложенных на него федеральными законами обязанностей и не должны способствовать нарушению природоохранного законодательства.

Длящееся бездействие органа местного самоуправления нарушает не только действующее законодательство Российской федерации об охране окружающей среды, но и права и свободы граждан, установленные статьями 18, 19, 42, 45 Конституции Российской Федерации, в том числе права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

В соответствии с ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

На основании вышеизложенного, административный истец просит суд признать незаконным бездействие Администрации Новоегорлыкского сельского поселения Сальского района, выразившееся в неисполнении установленных законодательством обязанностей по обеспечению благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на территории Новоегорлыкского сельского поселения и неосуществлении муниципального контроля за обеспечением охраны и использования зеленых насаждений; обязать Администрацию Новоегорлыкского сельского поселения Сальского района устранить нарушения природоохранного законодательства посредством проведения долгосрочной оценки (инвентаризации) зеленых насаждений, обеспечить ведение реестра зеленых насаждений в границах Новоегорлыкского сельского поселения Сальского района.

Помощник Сальского городского прокурора Суворов Н.А. в судебном заседании требования прокурора поддержал по основаниям, изложенным в административном иске, просил удовлетворить в полном объеме.

Административный ответчик о времени и месте рассмотрения дела извещен в порядке, предусмотренном ст. 96 КАС РФ, представитель в назначенное судом время не явился, посредством заявления просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. 37). В ранее представленных возражениях указал на то, что в реестре муниципальной собственности Новоегорлыкского сельского поселения такие объекты как парки, лесопарки и иные территории, где произрастают зеленые насаждения, отсутствуют. Выделение денежных средств из бюджета Новоегорлыкского сельского поселения на проведение инвентаризации, изготовление паспортов зеленых насаждений, а также иных мероприятий, направленных на разработку мер по защите и восстановлению территорий, не представляется возможным и является нецелевым использованием бюджетных средств (л.д.18).

Суд, в соответствии с положениями ст. 150, ст. 263 КАС РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя административного ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания

В силу ст. 176 КАС РФ суд основывает свое решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании, оценивая все доказательства, представленные суду в совокупности.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения административного истца, исследовав и оценив доказательства, судом установлено следующее.

Согласно ст. 2 Конституции РФ права и свободы человека являются высшей ценностью и государство, выполняя свою обязанность по соблюдению и защите прав и свобод человека, устанавливает способы их охраны и защиты в различных отраслях прав.

Право граждан на благоприятную среду закреплено в Конституции РФ и Федеральном законе от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конституции РФ закреплены три самостоятельных правомочия: право на благоприятную окружающую среду, право на получение достоверной информации о ее состоянии, право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Эта группа правомочий относится к экологическим правам каждого гражданина, субъектами прав являются граждане Российской Федерации, лица без гражданства, иностранные граждане, находящиеся на территории Российской Федерации.

Статьями 41, 42 Конституции РФ и ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" закреплено и гарантировано право каждого гражданина на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

Согласно преамбуле к указанному Федеральному закону "Об охране окружающей среды" настоящий закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Одним из принципов хозяйственной и иной деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающей воздействие на окружающую среду, является обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц (статья 3 Закона).

В силу ст. 61 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", зеленый фонд городских поселений, сельских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах, и других озелененных территорий в границах этих поселений. Охрана зеленого фонда городских и сельских поселений предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды.

В соответствии с п.19 ч.1 ст.14 Федерального закона РФ от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", к вопросам местного значения сельских поселений относится в том числе утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.

В соответствии с п.5 ч.2 ст.45.1 Федерального закона РФ от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать в том числе вопрос организации озеленения территории муниципального образования, включая порядок создания, содержания, восстановления и охраны расположенных в границах населенных пунктов газонов, цветников и иных территорий, занятых травянистыми растениями.

Зелёный фонд сельских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах, и других озелененных территориях в границах этих поселений, и является необходимым условием для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды.

Из материалов дела следует, что Сальской городской прокуратурой во исполнение приказа прокурора Ростовской области от 22 августа 2014 года № 110 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в сфере охраны окружающей среды и природопользования», в соответствии с полномочиями, предоставленными статьями 21, 22 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», проведена проверка соблюдения законодательства об охране и использовании зеленых насаждений на территории Сальского района, в ходе которой установлено, что в нарушение ст. 61 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пункта 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», абзаца 6 статьи 2 Областного закона от 03 августа 2007 года № 747-ЗС «Об охране зеленых насаждений в населенных пунктах Ростовской области», пункта 6.1.3 Регламента производства работ на объектах озеленения в населенных пунктах Ростовской области, утвержденного приказом комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов (Ростоблкомприроды) от 12 мая 2008 года № 36, пунктов 5.2.1, 5.4 Порядка охраны зеленых насаждений, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 30 августа 2012 года № 819, Администрацией Новоегорлыкского сельского поселения не проведена долгосрочная оценка (инвентаризация) зеленых насаждений, не обеспечено ведение реестра зеленых насаждений в границах Новоегорлыкского сельского поселения Сальского района, отсутствуют паспорта объектов зеленых насаждений.

В связи с чем, в адрес Главы Администрации Новоегорлыкского сельского поселения 26 июня 2018 года ПНЗ-267-8 вынесено Представление об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды. Выявленные нарушения законодательства об охране окружающей среды и об охране и использовании зеленых насаждений являются существенными. Причинами допущенных нарушений закона являются невыполнение должностными лицами Администрации Новоегорлыкского сельского поселения возложенных на них полномочий, игнорирование действующего законодательства, отсутствие контроля (л.д.8-11).

Согласно ответу главы Администрации Новоегорлыкского сельского поселения от 30 июня 2018 года , в бюджете Новоегорлыкского сельского поселения на 2019 год будут запланированы средства на изготовление паспортов зеленых насаждений, в срок до 01 июня 2019 года будет проведена оценка качественных и количественных параметров состояния земельных насаждений (л.д.12).

Согласно ответу главы Администрации Новоегорлыкского сельского поселения от 18 февраля 2019 года , Администрацией Новоегорлыкского сельского поселения на 2019 год запланированы средства в размере 50000 рублей на проведение инвентаризации земельных насаждений общей площадью 4 га, выполнение данных мероприятий планируется завершить к концу 2019 года (л.д.13).

Согласно ответу главы Администрации Новоегорлыкского сельского поселения от 26 октября 20120 года , в результате уточнения информации о целевом использовании бюджетных средств Администрации Новоегорлыкского сельского поселения установлено, что выделение средств для целей паспортизации земельных насаждений на территории Новоегорлыкского сельского поселения является нецелевым, т.к. земельные насаждения не являются муниципальной собственностью и не значатся в реестре муниципального имущества Новоегорлыкского сельского поселения (л.д.14).

В силу п. 7 статьи 3 Областного закона Ростовской области от 03 августа 2007 № 747-ЗС «Об охране зеленых насаждений в населенных пунктах Ростовской области», организация проведения мероприятий по охране зеленых насаждений осуществляется органами местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений с учетом положений законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Областного закона.

Приказом Госстроя России от 15 декабря 1999 года № 153 утверждены Правила создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации.

Согласно п. 1.1.1 Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденных приказом Госстроя России от 15 декабря 1999 года № 153, зеленый фонд города является составной частью природного комплекса города и включает в себя озелененные и лесные территории всех категорий и видов, образующие систему городского озеленения в пределах городской черты, а также озелененные территории, лесные территории за пределами городской черты, если эти территории решениями федеральных органов управления или органов управления субъектов Федерации переданы в ведение местного городского самоуправления для экологической защиты и организации рекреации городского населения.

В соответствии с п.п. 5,1, 5.3, 5.5 Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденных приказом Госстроя России от 15 декабря 1999 года № 153, система оценки состояния озелененных территорий предусматривает комплекс организационных, инженерно-планировочных, агротехнических и других мероприятий, обеспечивающих эффективный контроль, разработку своевременных мер по защите и восстановлению озелененных территорий, прогноз состояния зеленых насаждений с учетом реальной экологической обстановки и других факторов, определяющих состояние зеленых насаждений и уровень благоустройства. Оценку состояния озелененных территорий осуществляют либо специализированные учреждения (если речь идет о зеленых насаждениях общего пользования), либо организации, предприятия и др., в ведении которых находятся эти территории, с последующим экспертным заключением по материалам обследования квалифицированными специалистами. Долгосрочная оценка ситуации осуществляется по результатам инвентаризации городских зеленых насаждений с периодичностью 1 раз в 10 лет. Инвентаризация проводится в соответствии с «Методикой инвентаризации городских зеленых насаждений» (Минстрой России, 1997).

В соответствии с абзацем 6 ст. 2 Областного закона Ростовской области от 03 августа 2007 года № 747-ЗС «Об охране зеленых насаждений в населенных пунктах Ростовской области», оценка состояния зеленых насаждений - это деятельность по получению сведений о количественных и качественных параметрах состояния зеленых насаждений.

Согласно п. 6.1.3 Приказа комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов (Ростоблкомприроды) от 12 мая 2008 года № 36 «Об утверждении Регламента производства работ на объектах озеленения в населенных пунктах Ростовской области», паспорт зеленых насаждений является документом, отображающим результаты инвентаризации зеленых насаждений.

В силу п. 6.2 Регламента производства работ на объектах озеленения в населенных пунктах Ростовской области, утвержденного приказом Ростоблкомприроды от 12 мая 2008 года № 36, реестр зеленых насаждений городских округов, городских и сельских поселений представляет собой свод данных о типах, видовом составе, количестве зеленых насаждений на территории населенных пунктов. Свод данных осуществляется на электронном и бумажном носителях по установленной форме. Реестр ведется на основании сведений, содержащихся в паспортах объектов зеленых насаждений, а также данных, полученных в результате инвентаризации зеленых насаждений. Обновление данных Реестра объектов зеленых насаждений производится 1 раз в год.

Согласно п. 6.2.1 Приказа комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов (Ростоблкомприроды) от 12 мая 2008 года № 36 «Об утверждении Регламента производства работ на объектах озеленения в населенных пунктах Ростовской области», реестр зеленых насаждений городских округов, городских и сельских поселений представляет собой свод данных о типах, видовом составе, количестве зеленых насаждений на территории населенных пунктов.

Постановлением Правительства Ростовской области от 30.08.2012 № 819 утвержден Порядок охраны зеленых насаждений в населенных пунктах Ростовской области. Настоящий порядок определяет основные требования к охране зеленых насаждений в населенных пунктах Ростовской области.

Согласно п.п. 2.1, 2.8, 5.3, 5.4, 5.5 Порядка охраны зеленых насаждений в населенных пунктах, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 30 августа 2012 года № 819, планирование охраны зеленых насаждений осуществляется на основании оценки состояния зеленых насаждений. По результатам реализации мероприятий, связанных с санитарной и другими видами обрезки деревьев и кустарников, вырубкой аварийно-опасных, сухостойных деревьев и кустарников, органами местного самоуправления оформляются разрешения (пункт 2.2 указанного Порядка), вносятся изменения в паспорта объектов зеленых насаждений и в реестр зеленых насаждений городского округа, городского или сельского поселения. Долгосрочная оценка состояния зеленых насаждений осуществляется по результатам инвентаризации зеленых насаждений с периодичностью 1 раз в 10 лет. Документом, отображающим результаты инвентаризации зеленых насаждений, является паспорт объекта зеленых насаждений. На основании сведений, содержащихся в паспортах объектов зеленых насаждений, ведется реестр зеленых насаждений городских округов, городских и сельских поселений, который утверждается должностным лицом администрации городского округа, городского или сельского поселения, курирующим вопросы охраны зеленых насаждений.

Обращаясь с настоящим административным иском, административный истец указывает на то, что принятые ранее меры прокурорского реагирования оказались не эффективными, главе Администрации Новоегорлыкского сельского поселения вынесено представление об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды, однако меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, административным ответчиком не приняты.

Ненадлежащая организация деятельности по обеспечению благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на территории Новоегорлыкского сельского поселения нарушают нормализацию экологической обстановки как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Отсутствие актуальной оценки состояния зеленых насаждений на территории поселения исключает возможность организации планирования охраны зеленых насаждений, своевременное принятие необходимых управленческих решений.

Отсутствие денежных средств, либо иные вопросы по исполнению указанной обязанности, не являются законным основанием для освобождения ответчика от выполнения возложенных на него федеральными законами обязанностей и не должны способствовать нарушению природоохранного законодательства. Длящееся бездействие органа местного самоуправления нарушает не только действующее законодательство Российской Федерации об охране окружающей среды, но и права и свободы граждан, установленные ст.ст. 18, 19, 42, 45 Конституции Российской Федерации, в том числе права на благоприятную окружающую среду.

Всесторонне исследовав и оценив представленные доказательства, учитывая фактические обстоятельства дела, суд полагает требования Сальского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации удовлетворить в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Сальского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Новоегорлыкского сельского поселения Сальского района об обязании устранить нарушения природоохранного законодательства, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Новоегорлыкского сельского поселения Сальского района, выразившееся в неисполнении установленных законодательством обязанностей по обеспечению благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на территории Новоегорлыкского сельского поселения и неосуществлении муниципального контроля за обеспечением охраны и использования зеленых насаждений.

Обязать Администрацию Новоегорлыкского сельского поселения Сальского района устранить нарушения природоохранного законодательства посредством проведения долгосрочной оценки (инвентаризации) зеленых насаждений, обеспечить ведение реестра зеленых насаждений в границах Новоегорлыкского сельского поселения Сальского района.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Сальский городской суд Ростовской области в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Н.А. Пивоварова

Мотивированное решение изготовлено - 29 января 2021 года.