Дело № 2а-1937/2023
УИД 35RS0009-01-2023-002273-91
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Вологда |
Вологодский районный суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Гвоздевой Н.В.,
при секретаре Курочкиной Н.В.,
с участием представителя административного ответчика по доверенности Ставила К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Исаевой Т.В. к администрации Вологодского муниципального округа Вологодской области о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка,
установил:
решением администрации Вологодского муниципального округа Вологодской области от 23.06.2023 № ПСЗУ-20230623-13208739753-3 Исаевой Т.В. предварительно согласовано предоставление земельного участка площадью 1 562 кв.м., расположенного в <адрес>, с видом разрешенного использования для ведения огородничества, на праве аренды на срок 3 года, утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
30.06.2023 администрацией Вологодского муниципального округа Вологодской области принято постановление № 2583-01 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании земельного участка в границах кадастрового № площадью 1 562 кв.м., Исаевой Т.В. предложено обеспечить проведение кадастровых работ по образованию земельного участка.
В соответствии с выпиской из ЕГРН, спорный земельный участок поставлен Исаевой Т.В. на кадастровый учет 25.07.2023 с присвоением кадастрового №.
Постановлением администрации Вологодского муниципального округа Вологодской области от 10.08.2023 № 3096-01 постановление от 30.06.2023 № 2583-01 отменено.
Административным ответчиком 17.08.2023 в адрес Исаевой Т.В. направлено письмо № ИХ-6041/23, в котором указывается на проведение самоконтроля в отношении принятого ранее решения и выявление несоответствия схемы расположения земельного участка требованиям к ее подготовке. Так, представленная схема не учитывает территории общего пользования, предусмотренной Генеральным планом Старосельского сельского поселения Вологодского муниципального района, утвержденным решением Совета Старосельского сельского поселения Вологодского муниципального района от 18.12.2014 № 59.
Решением администрации Вологодского муниципального округа Вологодской области от 31.08.2023 № ПСЗУ-20230831-14067575972-4 Исаевой Т.В. отказано в предоставлении земельного участка без проведения торгов, поскольку решением о предварительном согласовании предоставления земельного участка не предусмотрено предоставление земельного участка, указанного в запросе; заявитель не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Исаева Т.В. 08.09.2023 обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным отказ администрации Вологодского муниципального округа Вологодской области в предоставлении земельного участка без проведения торгов с кадастровым № для ведения огородничества, расположенного в <адрес> от 31.08.2023№ ПСЗУ-20230831-14067575972-4; обязать административного ответчика предоставить в аренду земельный участок с кадастровым № в <адрес> с соблюдением требований действующего законодательства.
В судебное заседание административный истец Исаева Т.В. не явилась, извещена надлежаще, просит рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель административного ответчика – администрации Вологодского муниципального округа Вологодской области по доверенности Ставила К.А. в судебном заседании против удовлетворения требований возражала. Суду пояснила, что спорный земельный участок попадает в границы территории общего пользования, зону усадебной застройки и в зону, где в дальнейшем запланировано создание автомобильной дороги.
Суд, заслушав представителя административного ответчика, приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В соответствии со ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В силу ст. 39.2 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9 - 11 настоящего Кодекса.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов определен в статье 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации и согласно подпункту 3 пункта 1 этой статьи предусматривает принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 названного Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ, к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагается, в том числе, схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
Пунктом 1 части 8 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса. Такими основаниями являются: 1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; 3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории, за исключением случаев, установленных федеральными законами; 6) разработка схемы расположения земельного участка, образование которого допускается исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
В свою очередь, статья 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации содержит перечень требований к образуемым и измененным земельным участкам.
Согласно положениям пункта 6 данной статьи образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Требования к схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории определены Приказом Росреестра от 19.04.2022 N П/0148 «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе».
В соответствии с ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности своих действий возлагается на орган публичной власти, его должностных лиц.
Таким образом, для признания законным оспариваемого решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка административный ответчик должен представить доказательства невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка административному истцу в соответствии со схемой расположения.
В соответствии с правовой позиции, выраженной в Решении Верховного суда Российской Федерации от 29.01.2019 по делу № 3А-43/2019, с учетом необходимости гармоничного развития территорий документы территориального планирования призваны обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников. Таким образом, приоритет публичной цели устойчивого развития территории обусловливает возможность ограничения в ходе градостроительной деятельности прав собственников и обладателей иных прав на земельные участки, расположенные на территории, правовой режим использования которой планируется изменить в соответствии с документами территориального планирования.
Как ранее указал Конституционный Суд Российской Федерации, регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания (определения от 6 ноября 2003 года № 387-О и от 15 июля 2010 года N 931-О-О).
Решением Совета Старосельского сельского поселения от 18.12.2014 № 59 утвержден его Генеральный план.
Из схемы наложения границ земельного участка площадью 1 562 кв.м. на указанный Генеральный план следует, что земельный участок с кадастровым № входит в границы усадебной застройки и в границы земель автомобильных дорог, то есть не соответствует Генеральному плану.
При таких обстоятельствах, оспариваемое решение не может быть признано незаконным.
Сам факт отмены первоначально принятого решения не влечет неправомерность действий административного ответчика, поскольку такие действия совершены в пределах полномочий органа местного самоуправления.
Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Исаевой Татьяне Владимировне в удовлетворении административных исковых требований к администрации Вологодского муниципального округа Вологодской области о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка от 31.08.2023 № ПСЗУ-20230831-14067575972-4 отказать.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский районный суд Вологодской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: подпись
Копия верна
Судья Н.В. Гвоздева
Мотивированное решение изготовлено 20.10.2023.