ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-193/19 от 13.02.2019 Падунского районного суда г. Братска (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Братск 13 февраля 2019 года

Падунский районный суд города Братска Иркутской области в составе: председательствующего судьи Пащенко Р.А.,

при секретаре Гречаник М.В.,

с участием представителя административного истца - заместителя Братского межрайонного природоохранного прокурора Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры Мартюшова В.Б., действующего на основании прав по должности,

представителя административного ответчика Территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Падунскому лесничеству Малеева Р.А., действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-193/2019 по административному иску Братского межрайонного природоохранного прокурора Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Территориальному управлению Министерства лесного комплекса Иркутской области по Падунскому лесничеству о признании незаконным действия по принятию лесной декларации, обязании рассмотреть вопрос об отказе в приеме лесной декларации, признании незаконными бездействий,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Братский межрайонный природоохранный прокурор Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры, действующий в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к Территориальному управлению Министерства лесного комплекса Иркутской области по Падунскому лесничеству, в котором указал, что Братской межрайонной природоохранной прокуратурой на основании решения о проверке № 152 от 10.12.2018 проведена проверка деятельности территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Падунскому лесничеству (далее - Падунское лесничество) по исполнению требований природоохранного законодательства на территории лесного фонда Падунского лесничества. Проверкой установлено, что 12.03.2010 между территориальным управлением агентства лесного хозяйства Иркутской области по Падунскому лесничеству и ООО «Братск-Вуд» заключен договор аренды лесного участка № 91-21-3/10, в соответствии с которым ООО «Братск-Вуд» передан во временное возмездное пользование лесной участок, находящийся в собственности Российской Федерации площадью 18097 га, расположенный в (данные изъяты) кварталы №№ в целях заготовки древесины при проведении рубок ухода за лесами. В соответствии с п. 19 договора срок его действия - 25 лет. Договор зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службы по Иркутской области 19.04.2010 за . 02.09.2016 между Министерством лесного комплекса Иркутской области и ООО «БратскВуд» заключено дополнительное соглашение к договору аренды от 12.03.2010 № 91-21-3/10.

Распоряжением № 39-мр от 17.01.2017 Министерства лесного комплекса Иркутской области утверждено положительное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов в целях заготовки древесины по договору аренды № 91-21-3/10 от 12.03.2010.

05.05.2017 между ООО «Братск-Вуд» и ООО «Вертикаль-Б» заключено соглашение о замене сторон в договоре аренды от 12.03.2010 № 91-21-3/10, согласно которому все права и обязанности по указанному договору аренды лесного участка с момента государственной регистрации перешли к ООО «Вертикаль-Б». Указанное соглашение зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области 27.07.2017 за номером

18.12.2015 в Падунское лесничество поступила лесная декларация от 18.12.2015, поданная ООО «Братск-Вуд», согласно которой общество заявило о проведении с 28.12.2015 по 31.12.2015 санитарной выборочной рубки погибших и поврежденных деревьев в квартале выдел лесосека (данные изъяты) на площади 25,4 га с выборкой 50% древесины.

28.07.2017 между ООО «Вертикаль-Б» и ООО «Капель» заключен договор возмездного оказания услуг № 2/1, согласно которому ООО «Капель» обязуется по заданию ООО «Вертикаль-Б» оказать ООО «Вертикаль-Б» возмездные услуги в установленном законом порядке по проведению валочных работ, раскряжевки, а также очистки мест рубок на верхнем складе ООО «Вертикаль-Б», на участке лесного фонда, указанного в актах приемки/передачи оказанных услуг.

Как следует из протокола № 027-38-26-5/18 от 07.08.2018 об административном правонарушении в выделах квартала (данные изъяты) работы по заготовке древесины по договору подряда № 10/11/17 (3) от 10.11.2017 выполняло ООО «Адара».

В июле 2018 года в Падунское лесничество поступили данные дистанционного мониторинга использования лесов, отраженные в карточке дешифрирования от 27.07.2018, в соответствии с которой на территории арендной базы ООО «Вертикаль-Б» был обнаружен факт рубки древесины без разрешительных документов в квартале выдел (данные изъяты)

Исполнителем работ по дистанционному мониторингу использования лесов на территории Иркутской области является Филиал ФГБУ «Рослесинфорг» «Прибайкаллеспроект». По результатам космического дистанционного мониторинга использования лесов в 2018 году Филиалом ФГБУ «Рослесинфорг» «Прибайкаллеспроект» был выявлен факт незаконной рубки лесных насаждений без разрешительных документов в (данные изъяты) квартале выдел на площади 21,6 Га (дата дешифрирования - 27.07.2018). После поступления карточки дешифрирования в Падунское лесничество, его начальником организована проверка, по результатам которой 01.08.2018 факт незаконной рубки (без разрешительных документов - лесной декларации) в квартале выдел (данные изъяты) подтвердился, а также установлено, что совершена подрядчиком ООО «Ветрикаль-Б» - фирмой ООО «Адара» на площади 21,6 га. При этом лесная декларация на рубку лесных насаждений в выделах квартала (данные изъяты) до рубки лесных насаждений от ООО «Ветрикаль-Б» и ООО «Адара» не подавалась. Лесная декларация от 18.12.2015 на заготовку древесины в выделе квартала подавалась на период с 25.12.2015 по 31.12.2015 (6 дней). Согласно архивной съемки от 15.03.2017 установлено, что площадь лесных участков, расположенных в квартале выделах (данные изъяты), была покрыта лесом. Из приложения № 1 к договору подряда № 10/11/17 (3) от 10.11.2017 лесные участки, расположенные в квартале выдела (данные изъяты), для заготовки древесины не передавались.

13.08.2018 в Падунское лесничество за входящим номером «861» поступила лесная декларация № 16 от 13.08.2018, поданная ООО «Вертикаль-Б» для использования лесов в целях создания объектов лесной инфраструктуры на территории лесных участков, расположенных в квартале выдел на площади 0,3 Га, квартале выдел на площади 0,1 га. Однако, как было ранее 01.08.2018 установлено Падунским лесничеством, древесина, произрастающая на указанных лесных участках, заявленная под рубку, до подачи лесной декларации № 16 уже была вырублена.

Как установлено в ходе проверки, на момент поступления лесной декларации № 16 от 13.08.2018 Падунское лесничество и его начальник обладали сведениями о совершении незаконных рубок (рубок без разрешительных документов - лесной декларации) на территории участков, заявленных в лесной декларации, так как карточка дешифрирования мест использования лесов с выявленными нарушениями лесного законодательства в квартале выдел (данные изъяты) были представлены в Падунское лесничество и проверены уполномоченным органом - Падунским лесничеством, в том числе его начальником, до подачи указанной лесной декларации. Рубка лесных насаждений на лесосеках, расположенных в квартале выдел (данные изъяты)(данные изъяты), по лесной декларации № 16 от 13.08.2018 не могла быть проведена ООО «Вертикаль-Б» ввиду того, что указанные лесные участки были вырублены ранее ООО «Адара» по вышеназванному договору подряда без оформления требуемых документов.

Таким образом, лесная декларация № 16 от 13.08.2018, представленная ООО «Вертикаль-Б», содержала недостоверные сведения (ввиду того, что выдела квартала (данные изъяты) были вырублены ранее) об объеме использования лесов, объемах подлежащего заготовке древесины по породам с точностью до одного кубического метра и в соответствии с п. 6 Порядка заполнения и подачи лесной декларации, требований к формату лесной декларации в электронной форме, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ № 17 от 16.01.2015 территориальный отдел по Падунскому лесничеству должен был направить ООО «Вертикаль-Б», подавшему лесную декларацию, письменное извещение об отказе в ее приеме, содержащие обоснование отказа.

Вместе с тем, в нарушение требований закона, письменное извещение об отказе в их приеме, содержащее обоснование отказа, в адрес ООО «Вертикаль-Б» направлено не было. Лесная декларация № 16 от 13.08.2018, представленная ООО «Вертикаль-Б», была принята Падунским лесничеством, в том числе и его начальником, который 14.08.2018 направил ООО «Вертикаль-Б» уведомление о ее проверке и принятии.

Кроме того, как установлено в ходе проверки в нарушение требований закона, территориальным органом Федерального агентства лесного хозяйства - Падунским лесничеством, в том числе его начальником, выявленные по результатам проведенной Падунским лесничеством проверки нарушения лесного законодательства, содержащие признаки уголовно-наказуемого деяния - незаконной рубки лесных насаждений в квартале выдел (данные изъяты) (без лесной декларации) на площади 21,6 га не были оперативно переданы в правоохранительные органы для принятия решения о возбуждении уголовного дела, а информация о выявленных нарушениях лесного законодательства в органы прокуратуры для принятия мер прокурорского реагирования, что указывает на незаконное бездействие.

Таким образом, незаконные действия уполномоченного органа - Падунского лесничества, в том числе его начальника по незаконному приему лесной декларации № 16 от 13.08.2018 на участки леса, где ранее были совершены незаконные рубки (рубки без разрешительных документов - лесной декларации), а также незаконное бездействие вышеуказанного органа и лица, выразившееся в не направлении отказа в приеме указанной лесной декларации, незамедлительной передаче в правоохранительные органы для принятия решения о возбуждении уголовного дела, а также в органы прокуратуры для принятия мер прокурорского реагирования информации об указанных выявленных нарушениях лесного законодательства, свидетельствует об узаконивании незаконных рубок, сокрытии ущерба причиненного Российской Федерации как собственнику лесного фонда, что воспрепятствует нормальной деятельности органов прокуратуры, правоохранительных органов по своевременному выявлению, раскрытию преступлений, принятию мер по уголовному преследованию лиц, совершивших нарушения закона, своевременному взысканию ущерба и позволяет виновным лицам избежать установленной законом гражданской, уголовной и иной предусмотренной законом ответственности, свидетельствует о невыполнении задач Уголовного кодекса Российской Федерации, связанных с охраной окружающей среды, и как следствие к несвоевременной реализации требований ст. 52 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой государство обеспечивает доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба в результате совершения правонарушений в области лесных отношений, ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой земля и другие природные ресурсы используются и охраняются Российской Федерацией, как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, в результате чего нарушаются интересы Российской Федерации.

Кроме того, вышеуказанными незаконными действиями и бездействиями уполномоченного территориального органа - Падунского лесничества, в том числе его начальника не обеспечивается охрана окружающей среды, что способствует нарушению конституционных прав неопределенного круга лиц, заинтересованных в благоприятном состоянии окружающей среды, бережном отношении к природным богатствам, что закреплено в статьях 42, 58 Конституции Российской Федерации, устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала, обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, не истощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах, что закреплено в статье 1 Лесного кодекса Российской Федерации.

О незаконных действиях и бездействиях территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Падунскому лесничеству, выразившемся в незаконном принятии лесной декларации № 16 от 13.08.2018, а также в не направлении ООО «Вертикаль-Б» письменного извещения об отказе в приеме лесной декларации, содержащего обоснование отказа, в не передаче в правоохранительные органы для принятия решения о возбуждении уголовного дела, а также в органы прокуратуры для принятия мер прокурорского реагирования информации об указанных выявленных нарушениях лесного законодательства, нарушающем конституционные права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и интересы Российской Федерации, Братскому межрайонному природоохранному прокурору стало известно 25.12.2018 в момент вынесения акта о результатах проверки, составленного по результатам проведенной природоохранной прокуратурой проверки. В связи с чем, административное исковое заявление в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации Братским межрайонным природоохранным прокурором подано в установленный законом срок.

С учетом уточнения административного иска просит суд признать незаконным действие территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Падунскому лесничеству, выразившееся в принятии лесной декларации № 16 от 13.08.2018, поданной Обществом с ограниченной ответственностью «Вертикаль-Б» для использования лесов в целях создания объектов лесной инфраструктуры на территории лесных участков, расположенных в квартале выдел (данные изъяты) на площади 0,3 га, квартале выдел (данные изъяты) на площади 0,1 га.

Обязать территориальное управление Министерства лесного комплекса Иркутской области по Падунскому лесничеству рассмотреть вопрос об отказе в приеме лесной декларации № 16 от 13.08.2018 ввиду несоответствия содержащихся в ней сведений, и направить Обществу с ограниченной ответственностью «Вертикаль-Б» письменное извещение об отказе в приеме лесной декларации № 16 от 13.08.2018, поданной ООО «Вертикаль-Б» для использования лесов с целью создания объектов лесной инфраструктуры на территории лесных участков, расположенных в квартале выдел (данные изъяты) на площади 0,3 га, квартале выдел (данные изъяты) на площади 0,1 га, содержащего обоснование отказа в течение 5 рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Признать незаконным бездействие территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Падунскому лесничеству, выразившееся в не направлении материалов, содержащих сведения о нарушениях лесного законодательства в квартале выдел (данные изъяты) на площади 25,8 Га, ответственность за которые предусмотрены Уголовным кодексом Российской Федерации в правоохранительные органы для принятия решения о возбуждении уголовного дела.

Признать незаконным бездействие территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Падунскому лесничеству, выразившееся в не направлении информации о нарушениях лесного законодательства Российской Федерации, выявленных в рамках осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) при проверке дистанционного мониторинга использования лесов, оценки качества проведения и эффективности мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов и использованию лесов наземными способами в квартале выдел (данные изъяты) на площади 25,8 га в органы прокуратуры для принятия мер прокурорского реагирования.

Определением суда от 13 февраля 2019 года производство по делу прекращено в части признания незаконным бездействия территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Падунскому лесничеству, выразившегося в не направлении Обществу с ограниченной ответственностью «Вертикаль-Б» письменного извещения об отказе в приеме лесной декларации № 16 от 13.08.2018 года поданной ООО «Вертикаль-Б» для использования лесов с целью создания объектов лесной инфраструктуры на территории лесных участков, расположенных в квартале выдел (данные изъяты) на площади 0,3 га, квартале выдел (данные изъяты) на площади 0,1 га, содержащего обоснование отказа, в связи с отказом административного истца от административного иска в этой части.

В судебном заседании представитель административного истца - заместитель Братского межрайонного природоохранного прокурора Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры Мартюшов В.Б., действующий на основании прав по должности, административный иск поддержал по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

В судебном заседании представитель административного ответчика Территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Падунскому лесничеству Малеев Р.А., действующий на основании доверенности, административный иск не признал, поддержал доводы своего письменного отзыва, согласно которому Территориальное управление Министерства лесного хозяйства Иркутской области по Падунскому лесничеству с заявленными исковыми требованиями не согласно по следующим основаниям. Принимая лесную декларацию № 16 от 13.08.2018, начальник управления исходил из следующего. Лесная декларация, поданная ООО «Вертикаль-Б» 13.08.2018, была принята управлением, поскольку является документом, в котором арендатор указал объемы рубки лесных насаждений, площадь, расположение лесных участков, на которых планируется и проведена рубка, породный состав планируемых к вырубке, вырубленных лесных насаждений. Сведения, указанные в декларации, соответствуют проекту освоения лесов, получившему положительное заключение государственной экспертизы, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесному плану Иркутской области. Заявленный к рубке объем не превысил расчетную лесосеку по договору аренды лесного участка и по лесничеству в целом, при этом рубка проведена без нарушения породного или возрастного состава, без превышения объема, в пределах расчетной лесосеки. В последующем на основании указанной лесной деклараций была внесена информация в Единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней. Более того, лесная декларация ООО «Вертикаль-Б» принята лесничеством как доказательство планируемого и вырубленного объема древесины с целью последующего исключения указанного объема заготовленной древесины из расчетной лесосеки по договору аренды лесного участка и расчетной лесосеки лесничества, поскольку иных оснований для этого не имеется. Учитывая, что рубку лесных насаждений по договору аренды лесного участка № 91-21-3/10 от 12.03.2010 осуществлял не арендатор ООО «Вертикаль-Б», а подрядчик ООО «Адара», который осуществил рубку за пределами лесных участков, указанных в лесной декларации, а обязанность по подаче лесной декларации возложена на арендатора, последний при подаче декларации 13.08.2018, в целях устранения допущенного подрядчиком нарушения, указал местоположение лесных участков, в которых была произведена рубка ООО «Адара». Лесная декларация в силу своей правовой природы не устанавливает, не изменяет и не прекращает обусловленных между Министерством лесного комплекса Иркутской области и ООО «Вертикаль-Б» прав и обязанностей, а является обусловленным законом средством взаимодействия сторон в рамках уже существующих договорных отношений. Подача лесной декларации является обязательным этапом, предшествующим заготовке древесины, и Падунским лесничеством пропуск этого этапа и рубка в пределах отвода в квартале выдел (данные изъяты) были отнесены к административному правонарушению - нарушению правил заготовки древесины. Исходя из этого, специалистами лесничества при принятии лесной декларации № 16 от 13.08.2018 не было допущено каких-либо нарушений действующего законодательства. Действия лесничества, выразившиеся в принятии лесной декларации от ООО «Вертикаль-Б», необходимой для осуществления рубки древесины, после фактической вырубки, не противоречат установленным законом нормам. Поскольку при проверке лесной декларации специалист лесничества убедилась, что выделы квартала (данные изъяты) соответствуют проекту освоения лесов и положительному заключению государственной экспертизы проекта освоения лесов, то оснований для отказа в принятии декларации у них не было. Что обуславливает отсутствие основания направлять письменное извещение об отказе в приеме лесной декларации № 16 от 13.08.2018 в адрес ООО «Вертикаль-Б». Поскольку квартал выдел (данные изъяты)(данные изъяты) в проекте освоения лесов предназначены в рубку. Действиями арендатора ущерб лесному фонду Российской Федерации не причинен. Также поясняют, что Падунское лесничество осуществляет свои полномочия в соответствии с положением, в том числе полномочия по производству по делам об административных правонарушениях в установленной сфере деятельности в порядке, предусмотренном законодательством. По результатам проведенных мероприятий лесничеством установлено отсутствие ущерба, следовательно, отсутствие признаков состава преступления, предусмотренного ст. 260 УК Российской Федерации, впоследствии принято решение о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 8.25 КоАП Российской Федерации нарушение правил заготовки древесины. Что исключает необходимость направления информации о нарушении лесного законодательства Российской Федерации в правоохранительные органы для принятия решения о возбуждении уголовного дела. Поскольку, в данном случае, квартал выдел (данные изъяты) в проекте освоения лесов предназначены в рубку, при отсутствии ущерба, при отсутствии признаков состава преступления, предусмотренного ст. 260 УК Российской Федерации, основания для направления материалов проведенной лесничеством проверки в орган прокуратуры для принятия указанных мер прокурорского реагирования у лесничества не было. При таких обстоятельствах, считаем факт бездействия лесничества в данном случае не установленным. Просит суд отказать административному истцу в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица ООО «Вертикаль-Б» в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания.

Выслушав пояснения представителей сторон, изучив письменные доказательства, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Статья 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту прав и свобод.

В соответствии со ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее по тексту - ФЗ № 7-ФЗ от 10.01.2002), каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

В ст. 1 Лесного кодекса Российской Федерации закреплены принципы лесного законодательства, в том числе устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала, обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах.

Согласно ст. 26 Лесного кодекса Российской Федерации лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов. Ежегодно лесная декларация подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса

Приказом Минприроды России от 16.01.2015 № 17 утверждены форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи, требования к формату лесной декларации в электронной форме.

Пунктом 2 указанного Порядка установлено, что лесная декларация подается ежегодно лицами, которым лесные участки предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды (далее - лицо, подавшее лесную декларацию), в органы государственной власти, органы местного самоуправления, в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации.

Лесная декларация подается не менее чем за 10 дней до начала предполагаемого срока использования лесов. Срок действия лесной декларации составляет не более 12 месяцев с даты начала предполагаемого срока использования лесов.

Принятие и рассмотрение лесных деклараций, представленных лицами, использующими леса на праве аренды, постоянного (бессрочного) пользования, относится к полномочиям Территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Падунскому лесничеству.

Материалами дела установлено, что 12.03.2010 между территориальным управлением агентства лесного хозяйства Иркутской области по Падунскому лесничеству и ООО «БратскВуд» заключен договор аренды лесного участка № 91-21-3/10, в соответствии с которым ООО «Братск-Вуд» передан во временное возмездное пользование лесной участок, находящийся в собственности Российской Федерации, площадью 18097 га, расположенный в (данные изъяты) кварталы № в целях заготовки древесины при проведении рубок ухода за лесами. Срок действия договора - 25 лет. Договор зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службы по Иркутской области 19.04.2010 за .

18.12.2015 в Территориальный отдел агенства лесного хозяйства Иркутской области по Падунскому лесничеству поступила лесная декларация от 18.12.2015, поданная ООО «БратскВуд», согласно которой общество заявило о проведении с 28.12.2015 по 31.12.2015 санитарной выборочной рубки погибших и поврежденных деревьев в квартале выдел лесосека (данные изъяты) на площади 25,4 га с выборкой 50% древесины.

05.05.2017 между ООО «БратскВуд» и ООО «Вертикаль-Б» заключено соглашение о замене сторон в договоре аренды лесного участка от 12.03.2010 № 91-21-3/10, согласно которому все права и обязанности арендатора по указанному договору аренды лесного участка с момента государственной регистрации перешли к ООО «Вертикаль-Б».

28.07.2017 между ООО «Вертикаль-Б» и ООО «Капель» заключен договор возмездного оказания услуг № 2/1, по условиям которого ООО «Капель» обязуется по заданию ООО «Вертикаль-Б» оказать ООО «Вертикаль-Б» возмездные услуги в установленном законом порядке по проведению валочных работ, раскряжевки, а также очистки мест рубок на верхнем складе ООО «Вертикаль-Б», на участке лесного фонда, указанного в актах приемки/передачи оказанных услуг.

10.11.2017 ООО «Капель» заключило договор подряда № 10/11/17(3) с ООО «Адара» на заготовку древесины.

Из копии акта № 8 Территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Падунскому лесничеству от 01.08.2018, копии карточки дешифрирования мест использования лесов следует, что согласно данным спутникового мониторинга, произведенного 01.07.2018 и результатов дешифрирования мест использования лесов от 27.07.2018 в квартале выдел (данные изъяты) на площади 21,6 га выявлена рубка в защитных лесах на арендном лесном участке. 01.08.2018 был произведен выезд на данный лесной участок для выявления факта лесонарушения. Прибыв в квартал (данные изъяты), с помощью измерительных приборов была выполнена привязка, указанного в карточке дешифрирования лесного участка. В процессе измерительных работ было установлено, что площадь вырубки составляет 25,8 га. В лесной декларации от 18.12.2015 в рубку заявлен выдел площадь 25,4 га, выдела в рубку заявлены не были. Согласно данным карточки дешифрирования архивная съемка 15.03.2017 показала, что данная площадь была покрыта лесом, а съемка 02.03.2018 выявила отсутствие леса на площади 21,6 га. Выявленная рубка незаконна, так как произведена после окончания срока действия лесной декларации. Факт лесонаршения, выявленного космическим мониторингом, подтвердился на площади 25,8 га.

07.08.2018 Территориальным управлением министерства лесного комплекса Иркутской области по Падунскому лесничеству составлен протокол № 027-38-26-5/18 по факту лесонарушения, выявленного космическим мониторингом на площади 25,8 га, объем древесины 2626 куб.м. Выявлено, что рубку лесных насаждения по истечению срока заявленного в лесной декларации осуществило ООО «Адара».

Постановлением Территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Падунскому лесничеству от 27.08.2018 в связи с выявленным лесонарушением ООО «Адара» признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.25 КоАП Российской Федерации, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа.

13.08.2018 в Территориальное управление министерства лесного комплекса Иркутской области по Падунскому лесничеству поступила лесная декларация № 16 от 13.08.2018, поданная ООО «Вертикаль-Б» о заготовке древесины с 23.08.2018 по 31.12.2018, в том числе на территории лесных участков, расположенных в квартале выдел на площади 0,3 Га, квартале выдел на площади 0,1 га.

В соответствии с п.п. 3, 6 Порядка заполнения и подачи лесной декларации, требований к формату лесной декларации в электронной форме, утвержденного Приказом Минприроды России от 16.01.2015 № 17, в лесной декларации отражается информация о лице, подавшем лесную декларацию; о договоре аренды лесного участка или ином документе, в соответствии с которым осуществляется использование лесов; о местоположении лесного участка; об объеме использования лесов; о видах использования лесов, которые предусмотрены договором аренды лесного участка, или иным документом, в соответствии с которым осуществляется использование лесов, проектом освоения лесов на декларируемый период.

Уполномоченный орган в случае выявления несоответствия лесной декларации форме и установленным требованиям к ее содержанию, проекту освоения лесов, недостоверности сведений, содержащихся в лесной декларации, в течение 5 рабочих дней со дня ее получения направляет лицу, подавшему лесную декларацию, письменное извещение об отказе в ее приеме, содержащее обоснование отказа.

Анализируя исследованные доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд соглашается с доводами административного истца о том, что на момент поступления лесной декларации № 16 от 13.08.2018 административный ответчик обладал сведениями о совершении незаконных рубок на территории участков, заявленных в лесной декларации. Рубка лесных насаждений на лесосеках, расположенных в квартале выдел (данные изъяты), по лесной декларации № 16 от 13.08.2018 не могла быть проведена ООО «Вертикаль-Б» ввиду того, что указанные лесные участки были вырублены ранее ООО «Адара» по договору подряда без оформления требуемых документов.

Следовательно, лесная декларация № 16 от 13.08.2018, представленная ООО «Вертикаль-Б», содержала недостоверные сведения об объеме использования лесов, объемах подлежащего заготовке древесины по породам с точностью до одного кубического метра. При таких обстоятельствах в соответствии с п. 6 Порядка заполнения и подачи лесной декларации, требований к формату лесной декларации в электронной форме, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ № 17 от 16.01.2015, административный ответчик неправомерно принял лесную декларацию № 16 от 13.08.2018, поданную ООО «Вертикаль-Б».

Административный ответчик не оспаривал тот факт, что лесная декларация № 16 от 13.08.2018, поданная ООО «Вертикаль-Б», содержала недостоверные сведения, о чем ему было известно. Доводы представителя административного ответчика о том, что ООО «Вертикаль-Б» при подаче декларации 13.08.2018 указало местоположение лесных участков, в которых была произведена рубка ООО «Адара», в целях устранения допущенного подрядчиком нарушения не влияют на вывод суда о неправомерности принятия административным ответчиком лесной декларации, поскольку законом не предусмотрено таких обстоятельств, когда внесение в лесную декларацию недостоверных сведений допустимо, и такая декларация может быть принята уполномоченным органом. Доводы представителя ответчика о том, что действия лесничества, выразившиеся в принятии лесной декларации от ООО «Вертикаль-Б», необходимой для осуществления рубки древесины, после фактической вырубки, не противоречат установленным законом нормам, оснований для отказа в принятии декларации у них не было, является ошибочным, не соответствует требованиям законодательства.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что заявленные административным истцом требования о признании незаконным действия территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Падунскому лесничеству, выразившееся в принятии лесной декларации № 16 от 13.08.2018, поданной Обществом с ограниченной ответственностью «Вертикаль-Б» для использования лесов в целях создания объектов лесной инфраструктуры на территории лесных участков, расположенных в квартале выдел (данные изъяты) на площади 0,3 га, квартале выдел (данные изъяты) на площади 0,1 га является законными и подлежат удовлетворению, поскольку указанное действие противоречит п. 6 Порядка заполнения и подачи лесной декларации, требований к формату лесной декларации в электронной форме, утвержденного Приказом Минприроды России от 16.01.2015 № 17.

Поскольку в судебном заседании выявлена недостоверность сведений, содержащихся в лесной декларации № 16 от 13.08.2018, то в соответствии с п. 6 Порядка заполнения и подачи лесной декларации, требований к формату лесной декларации в электронной форме, утвержденного Приказом Минприроды России от 16.01.2015 № 17, суд считает необходимым обязать территориальное управление Министерства лесного комплекса Иркутской области по Падунскому лесничеству в рамках предоставленных ему полномочий рассмотреть вопрос об отказе в приеме лесной декларации № 16 от 13.08.2018 ввиду несоответствия содержащихся в ней сведений, и направить Обществу с ограниченной ответственностью «Вертикаль-Б» письменное извещение об отказе в приеме лесной декларации № 16 от 13.08.2018, поданной ООО «Вертикаль-Б» для использования лесов с целью создания объектов лесной инфраструктуры на территории лесных участков, расположенных в квартале выдел (данные изъяты) на площади 0,3 га, квартале выдел (данные изъяты) на площади 0,1 га, содержащего обоснование отказа в течение 5 рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу.

При этом срок для совершения указанной обязанности - 5 рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу суд считает разумным, соответствующим требованиям закона.

В соответствии со ст. 90 Лесного кодекса Российской Федерации государственная инвентаризация лесов представляет собой мероприятия по проверке состояния лесов, их количественных и качественных характеристик. Государственная инвентаризация лесов проводится в том числе в целях информационного обеспечения управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, а также в области федерального государственного лесного надзора (лесной охраны). Государственная инвентаризация лесов проводится в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда и землях иных категорий, наземными и аэрокосмическими способами. Государственная инвентаризация лесов проводится уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Порядок проведения государственной инвентаризации лесов устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Порядок проведения государственной инвентаризации лесов установлен Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 10.11.2011 № 472 «Об утверждении методических рекомендаций по проведению государственной инвентаризации лесов» и Приказом Минприроды России от 14.11.2016 № 592 "Об утверждении Порядка проведения государственной инвентаризации лесов".

В соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 10.11.2011 № 472, органы государственной власти субъектов Российской Федерации при получении информации о признаках нарушений законодательства Российской Федерации, выявленных при мониторинге и (или) непрерывном мониторинге, обеспечивают ее обязательную проверку (документарную и (или) выездную) в срок до 30 дней при мониторинге и в срок до 10 дней при непрерывном мониторинге с составлением соответствующего акта проверки. В случае выявления по результатам проверок нарушений лесного законодательства, ответственность за которые предусмотрены Уголовным кодексом Российской Федерации, материалы, указывающие на их наличие, оперативно передаются в правоохранительные органы для принятия решения о возбуждении уголовного дела. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в случаях отказа органов МВД России в возбуждении уголовных дел по материалам с нарушениями лесного законодательства, выявленными мониторингом и (или) непрерывным мониторингом, обеспечивают их рассмотрение на наличие признаков административной ответственности и принимают соответствующие меры государственного реагирования (п. 2. Раздела 2.7 Приказа № 472).

Согласно п. 20 Приказа Минприроды России от 14.11.2016 № 592 органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации при получении информации о нарушениях законодательства Российской Федерации, выявленных при дистанционном мониторинге использования лесов, оценки качества проведения и эффективности мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов и использованию лесов наземными способами, обеспечивают ее проверку, в том числе в рамках осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны). В случае выявления фактов, свидетельствующих о нарушениях лесного законодательства, территориальные органы Федерального агентства лесного хозяйства направляют информацию о выявленных нарушениях лесного законодательства в органы прокуратуры для принятия мер прокурорского реагирования.

Представленными суду доказательствами достоверно подтверждается, что территориальным управлением Министерства лесного комплекса Иркутской области по Падунскому лесничеству был выявлен факт незаконной рубки лесных насаждений в квартале выдел (данные изъяты), ответственность за который предусмотрена Уголовным кодексом Российской Федерации. Однако, административный ответчик в рамках возложенных на него законом обязанностей не передал информацию о выявленных нарушениях в правоохранительные органы для принятия решения о возбуждении уголовного дела, а также в органы прокуратуры для принятия мер прокурорского реагирования, что указывает на незаконное бездействие.

Доводы представителя административного ответчика о том, что по результатам проведенных мероприятий лесничеством установлено отсутствие ущерба, следовательно, отсутствие признаков состава преступления, предусмотренного ст. 260 УК Российской Федерации, что исключает необходимость направления информации о нарушении лесного законодательства Российской Федерации в правоохранительные органы для принятия решения о возбуждении уголовного дела и необходимость направления материалов в органы прокуратуры для принятия мер прокурорского реагирования, суд считает несостоятельными, поскольку в компетенцию административного ответчика не входит установление того, попадает ли установленное нарушение лесного законодательства под признаки состава преступления.

При таких обстоятельствах заявленные административным истцом требования о признании незаконным бездействия территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Падунскому лесничеству, выразившееся в не направлении материалов, содержащих сведения о нарушениях лесного законодательства в квартале выдел (данные изъяты) на площади 25,8 Га, ответственность за которые предусмотрены Уголовным кодексом Российской Федерации в правоохранительные органы для принятия решения о возбуждении уголовного дела; признать незаконным бездействия территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Падунскому лесничеству, выразившееся в не направлении информации о нарушениях лесного законодательства Российской Федерации, выявленных в рамках осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) при проверке дистанционного мониторинга использования лесов, оценки качества проведения и эффективности мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов и использованию лесов наземными способами в квартале выдел (данные изъяты) на площади 25,8 га в органы прокуратуры для принятия мер прокурорского реагирования являются законными и подлежат удовлетворению.

Установленные судом незаконное действие административного ответчика по приему лесной декларации, содержащей недостоверные сведения, и незаконные бездействия способствуют нарушению конституционных прав неопределенного круга лиц, заинтересованных в благоприятном состоянии окружающей среды, бережном отношении к природным богатствам, противоречат принципам лесного законодательства, а также воспрепятствуют нормальной деятельности органов прокуратуры, правоохранительных органов по своевременному выявлению, раскрытию преступлений, принятию мер по уголовному преследованию лиц, совершивших нарушения закона, своевременному взысканию ущерба, что свидетельствует о невыполнении задач Уголовного кодекса Российской Федерации, связанных с охраной окружающей среды, и как следствие к несвоевременной реализации требований Конституции Российской Федерации.

Оценивая представленные доказательства в совокупности, с учетом норм материального и процессуального права, суд приходит к выводу, что административный иск Братского межрайонного природоохранного прокурора Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Территориальному управлению Министерства лесного комплекса Иркутской области по Падунскому лесничеству о признании незаконным действия по принятию лесной декларации, обязании рассмотреть вопрос об отказе в приеме лесной декларации, признании незаконными бездействий подлежит удовлетворению в полном объеме.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 175-177, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Братского межрайонного природоохранного прокурора Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Территориальному управлению Министерства лесного комплекса Иркутской области по Падунскому лесничеству о признании незаконным действия по принятию лесной декларации, обязании рассмотреть вопрос об отказе в приеме лесной декларации, признании незаконными бездействий удовлетворить.

Признать незаконным действие территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Падунскому лесничеству, выразившееся в принятии лесной декларации № 16 от 13 августа 2018 года, поданной Обществом с ограниченной ответственностью «Вертикаль-Б» для использования лесов в целях создания объектов лесной инфраструктуры на территории лесных участков, расположенных в квартале выдел (данные изъяты) на площади 0,3 га, квартале выдел (данные изъяты) на площади 0,1 га.

Обязать территориальное управление Министерства лесного комплекса Иркутской области по Падунскому лесничеству рассмотреть вопрос об отказе в приеме лесной декларации № 16 от 13 августа 2018 года ввиду несоответствия содержащихся в ней сведений, и направить Обществу с ограниченной ответственностью «Вертикаль-Б» письменное извещение об отказе в приеме лесной декларации № 16 от 13 августа 2018 года, поданной ООО «Вертикаль-Б» для использования лесов с целью создания объектов лесной инфраструктуры на территории лесных участков, расположенных в квартале выдел (данные изъяты) на площади 0,3 га, квартале выдел (данные изъяты) на площади 0,1 га, содержащего обоснование отказа в течение 5 рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Признать незаконным бездействие территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Падунскому лесничеству, выразившееся в не направлении материалов, содержащих сведения о нарушениях лесного законодательства в квартале выдел (данные изъяты) на площади 25,8 Га, ответственность за которые предусмотрены Уголовным кодексом Российской Федерации в правоохранительные органы для принятия решения о возбуждении уголовного дела.

Признать незаконным бездействие территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Падунскому лесничеству, выразившееся в не направлении информации о нарушениях лесного законодательства Российской Федерации, выявленных в рамках осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) при проверке дистанционного мониторинга использования лесов, оценки качества проведения и эффективности мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов и использованию лесов наземными способами в квартале выдел (данные изъяты) на площади 25,8 га в органы прокуратуры для принятия мер прокурорского реагирования.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Падунский районный суд г. Братска Иркутской области в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме, то есть с 18 февраля 2019 года.

Судья Р.А. Пащенко