ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-193/2016 от 19.02.2016 Конаковского городского суда (Тверская область)

Административное дело № 2а-193/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 февраля 2016 года город Конаково

Конаковский городской суд Тверской области в составе

председательствующего судьи Никитиной Е.А.,

при секретаре Фуряевой И.С.

с участием административного истца Табатадзе А.Д.,

представителя административного истца по ордеру адвоката Герчикова В.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Табатадзе Акакия Джамбуловича к Управлению Федеральной миграционной службы России по Тверской области, Территориальному пункту УФМС России по Тверской области в
пос. Новозавидовский отделения в Конаковском районе о признании незаконным решение об отказе в приеме в гражданство РФ, признании незаконным решение о признании отсутствия гражданства, обязывании вернуть изъятый паспорт,

установил:

В Конаковский городской суд Тверской области поступило административное исковое заявление Табатадзе Акакия Джамбуловича к Управлению Федеральной миграционной службы России по Тверской области о признании незаконным Решение УФМС России по Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в приеме в гражданство Российской Федерации Табатадзе Акакия Джамбуловича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, на основании ч.7 ст.4 Федерального закона №62-ФЗ «О Гражданстве Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ, обязывании вернуть Табатадзе Акакию Джамбуловичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, изъятый у него паспорт гражданина РФ.

Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ Табатадзе А.Д. освободился из мест лишения свободы ФКУ <данные изъяты>, где отбывал наказание по приговору <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. При освобождении из колонии, Табатадзе А..Д. вместо паспорта был выдан Акт изъятия паспорта от ДД.ММ.ГГГГ, составленный специалистом <данные изъяты> УФМС РФ <данные изъяты> основанием изъятия паспорта указано заключение по результатам проверки <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. Обратившись в отделение в пос.Завидово УФМС РФ по Тверской области в Конаковском районе Табатадзе А.Д. была выдана копия сообщения о решении УФМС России по Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в приеме в гражданство РФ. Ранее с данным сообщением Табатадзе А.Д. ознакомлен не был. Паспортом гражданина РФ Табатадзе А.Д. был документирован ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>. Гражданство Российской Федерации было получено Табатадзе АД в посольстве РФ в <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ году, отказавшись от гражданства Грузии. Документом о получении гражданства был сдан в паспортный стол Завидовского отделения милиции Конаковского района Тверской области, в связи с чем и был выдан паспорт гражданина РФ. Каких-либо заявлений в ДД.ММ.ГГГГ году в УФМС России по Тверской области о принятии гражданства Табатадзе А.Д. не подавал. Что послужило основанием для принятия решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии в гражданство РФ - Табатадзе А.Д. не известно. Действия УФМС России по Тверской области об отказе в гражданстве на основании Федерального закона №-62-ФЗ от 31.05.2002 года считает незаконными, так как с ДД.ММ.ГГГГ года является гражданином РФ, что подтверждается документированием его паспортом гражданина РФ в ДД.ММ.ГГГГ году. Действиями ответчика, Табатадзе А.Д. фактически лишен гражданства, остался без документа удостоверяющего личность, не может осуществлять своих законных прав на проживание в РФ, трудоустройство и другие социальные права.

30 декабря 2015 года к участию в деле в качестве административного соответчика к участию в деле привлечен Территориальный пункт УФМС России по Тверской области в пос. Новозавидовский отделения в Конаковском районе.

27 января 2016 года административный истец Табатадзе А.Д. обратился в суд с заявлением об изменении исковых требований, а именно просит признать незаконным решение УФМС России по Тверской области от 14 февраля 2012 года о признании отсутствия гражданства у Табатадзе Акакия Джамбуловича в полном объеме, обязывании вернуть изъятый паспорт гражданина Российской Федерации.

27 января 2016 года к участию в деле привлечены УФМС РФ по Рязанской области и территориального подразделение в р.п.Милославское МО УФМС РФ по Рязанской области в гор.Скопине в качестве заинтересованных лиц.

Административный истец Табатадзе А.Д. в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме. Дополнительно пояснил, что в период оформлении им гражданства РФ посольство и консульство России были совмещены, находились на территории <адрес>. Чтобы получить российское гражданство необходимо было отстоять в длинной очереди. Приехав в ДД.ММ.ГГГГ году на территорию России, оформил прописку в <адрес>. После получения гражданства РФ в <адрес> он забрал документы и предоставил их в паспортный стол, в котором ему оформили паспорт гражданина России. Документы забирал прямо из консульства. Перед выдачей паспорта предоставленные им документы проверили, подтвердилось получение гражданства России и ему выдали паспорт гражданина РФ. Всегда проживал в
<адрес>, в <адрес> имел только регистрацию. Полагает изъятие паспорта гражданина РФ произведено незаконно, взамен документ, удостоверяющий его личность не выдали, на руках осталась лишь справка об освобождении из колонии. Загранпаспорт, который он сдал на обмен забрали, новый не выдают, военный билет и водительские права у него украли в период рассмотрения данного дела, теперь у него нет никаких документов. При изъятии паспорта в колонии за день до освобождения никакой документ об изъятии паспорта РФ не составляли, пояснили, что самому надо разбираться с документами, впоследствии выдали только справку об освобождении.

Представитель административного истца по ордеру адвокат Герчиков В.Р. в судебном заседании подержал требования своего доверителя. Пояснил, что данное решение УФМС России по Тверской области не может являться законным и обоснованным в связи с тем, что оно вынесено с нарушением норм материального права. В соответствие с Законом о гражданстве, который существовал на момент, когда Табатадзе А.Д. был признан гражданином РФ, действовал Закон от 1991 года «О гражданстве в Российской Федерации». Вопрос о гражданстве, о законности его приобретения либо незаконности, должен был рассматриваться в соответствие с этим законом, которым также установлены сроки, а не со ссылкой на ФЗ «О гражданстве РФ» от 2002 года. Применение данного закона не может быть обоснованным, в связи с тем, что в соответствие со ст. 5 данного закона, гражданами РФ являются лица, имеющие гражданство РФ на день вступления в силу настоящего федерального закона. Из документов и пояснений Табатадзе А.Д. на день вступления закона № 62-ФЗ в силу, то есть на 2002 год, он являлся гражданином РФ, а также ст. 42 указанного Закона гласит, что документы, выданные в соответствие с ранее действующим законодательством о гражданстве РФ, сохраняют юридическую силу, если они оформлены надлежащим образом и считаются действительными на день вступления в силу настоящего федерального закона. Признание документов, на основании которых было оформлено гражданство РФ до принятия ФЗ № 62 не имело место, так как признать документ ненадлежащим можно только лишь в судебном порядке. Полагает, что в этом случае должно существовать понятие срока исковой давности. К отношениям, которые рассматривались УФМС России по Тверской области, также необходимо применить срок исковой давности. Приобретение гражданства - это сделка, которая имела место в ДД.ММ.ГГГГ году, когда Табатадзе А.Д. отказался от гражданства в Грузии и заявил, что желает стать гражданином РФ. Эта сделка была удостоверена, Табатадзе А.Д. была выдана справка, на основании которой он оформил гражданство РФ. Сделка сама по себе не оспорена стороной УФМС, права на лишение гражданства не имеется в соответствие с законом и оснований принимать данные решения, которые противоречат нормам и международного права, не имелось. В законе о гражданстве от 1991 года указано, что отменить решение о приеме в гражданство, можно только в течение 5 лет, но только в том случае, если лицо представило фальшивые документы, либо заведомо ложные сведения о себе. В действующем в настоящее время Законе срок для отмены решения прямо не указан. Паспорт гражданина РФ можно изымать в административном порядке, если он выдан на похищенном или поддельном бланке, неуполномоченным органом или в нарушение установленного порядка. В Постановлении №828 от 08.07.1997 года имеется в виду только порядок оформления паспортов. Оснований сомневаться в подлинности представленной справки также не имеется. Работники Министерства иностранных дел возможно в 1998 году не работали, и не могут знать, выдавались ли справки в посольстве по воскресеньям. Табатадзе А.Д. добросовестно отказался от гражданства Грузии и выразил желание стать гражданином России. Кроме того, полагает, что при изъятии паспорта гражданин должен быть документирован каким-либо другим документом, так как у него появляется статус лица без гражданства. Без паспорта невозможно совершать никаких юридических действий, все социальные блага у гражданина прекращаются. Оспариваемым заключением УФМС по Тверской области нарушены права административного истца, оно вынесено незаконно.

Административный ответчик Управление Федеральной миграционной службы России по Тверской области в судебное заседание своего представителя не направили, о дне, времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, в материалах дела имеется уведомление о получении судебной корреспонденции. Ранее суду представлен отзыв, из которого следует, что Табатадзе Акакий Джамбулович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес> прибыл в Российскую Федерацию из <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ году и был зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ Табатадзе А.Д. обратился в Завидовское ОМ Конаковского района Тверской области по вопросу документирования паспортом гражданина РФ. В качестве документа, подтверждающего принадлежность к гражданству Российской Федерации, Табатадзе А.Д. была представлена справка о приобретении гражданства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, выданная <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ<адрес> на имя Табатадзе А.Д. был оформлен паспорт гражданина РФ . Решение о выдаче данного паспорта было принято начальником ТП УФМС России по Тверской области в пос.Новозавидовский отделения в Конаковском районе. В целях установления факта приобретения гражданства Табатадзе А.Д. УФМС России по Тверской области был направлен запрос в Консульскую службу Секции интересов Российской Федерации при Посольстве Швейцарии в Грузии. Согласно поступившей информации, Табатадзе А.Д. в числе лиц, приобретших гражданство Российской Федерации в Посольстве России в <адрес>, не значится, справка о приобретении гражданства под выдана другому лицу. Установлено, что Табатадзе А.Д. на период ДД.ММ.ГГГГ год проживал на территории <адрес>, регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации не имел, с заявлением о приобретении гражданства Российской Федерации в установленном законом порядке в УФМС России по Тверской области не обращался. Согласно базе данных КД МИД «Гражданство», имеющейся в УФМС России по Тверской области, Табатадзе А.Д. по учетам консульских учреждений, находящихся за пределами Российской Федерации, также не значится в числе лиц, приобретших гражданство Российской Федерации. На основании чего, руководствуясь п.52 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ, УФМС России по Тверской области вынесло заключение по результатам проверки, в котором указаны обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии у Табатадзе А.Д. гражданства Российской Федерации. Вследствие чего, паспорт гражданина Российской Федерации, выданный Табатадзе А.Д., был признан необоснованно выданным лицу, не являющемуся гражданином Российской Федерации. О результатах принято решения было направлено сообщение по адресу регистрации Табатадзе А.Д. Таким образом, основанием для принятия решения об отсутствии гражданства Российской Федерации у Табатадзе А.Д. послужил официальный ответ консульского учреждения. С учетом изложенного считают решение УФМС России по Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ о признании отсутствия гражданства Российской Федерации у Табатадзе Акакия Джамбуловича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, законным и обоснованным. Просят в удовлетворении административного искового заявления об обжаловании действий УФМС России по Тверской области Табатадзе А.Д. отказать.

Административный ответчик Территориальный пункт УФМС России по Тверской области в пос. Новозавидовский отделения в Конаковском районе своего представителя в судебное заседание не направил, о дне, месте и времени слушания дела территориальный пункт извещен надлежащим образом.

Заинтересованные лица УФМС РФ по Рязанской области и ТП в р.п.Милославское МО УФМС РФ по Рязанской области в гор.Скопине своих представителей в судебное заседание не направили, о дне, месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом. Представили копию акта об изъятии паспорта Табатадзе А.Д. и пояснения о том, что изъятие паспорта произведено на основании полученного заключения УФМС России по Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ года

В соответствии со ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителя административного истца.

Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Административный истец, оспаривая решение УФМС России по Тверской области, представляет копию письменного сообщения начальника отела по вопросам гражданства УФМС России по Тверской области, направленного в адрес начальника ТП отдела УФМС Завидовского ОМ Конаковского района, которым сообщается об отказе Табатадзе Акакию Джамбуловичу решением УФМС России по Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ в приеме в гражданство Российской Федерации на основании ч. 7 ст. 4 Федерального закона №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2020 года, а также просят ознакомить с указанным решением в месячный срок заявителя (л.д.10). В дальнейшем при получении заключения УФМС России по Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ по материалам комплексной проверки, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации и обоснованности выдачи паспорта Гражданина РФ на имя Табатадзе А.Д., административный истец уточнил исковые требования, путем оспаривания решения по результатам проверки, а именно установление отсутствия гражданства и необоснованности выдачи ему паспорта гражданина Российской Федерации.

В силу ст. 3 Федерального закона от 31.05.2002 №62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" гражданство Российской Федерации - устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

В случаях оспаривания решений органов власти по вопросам, связанным с гражданством РФ, таким органом является Федеральная миграционная служба Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 года N 636 утверждена структура федеральных органов исполнительной власти, в которой Федеральная миграционная служба определена как самостоятельный орган, деятельностью которого руководит Правительство Российской Федерации.

В настоящее время правовой статус Федеральной миграционной службы определен Положением о Федеральной миграционной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2012 года N 711. В соответствии с пунктом 1 Положения Федеральная миграционная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции, правоприменительные функции, функции по федеральному государственному контролю (надзору) и предоставлению (исполнению) государственных услуг (функций) в сфере миграции.

В силу пункта "а" статьи 30 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" и пункта 51 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года N 1325, Федеральная миграционная служба обладает полномочием определять наличие гражданства Российской Федерации, а также осуществлять проверку законности выдачи лицу документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации, и обстоятельств, свидетельствующих о наличии или отсутствии у лица гражданства в следующих случаях:

- при отсутствии у лица документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации (утеря, кража, порча и тому подобное);

- при возникновении сомнений в подлинности или обоснованности выдачи такого документа;

- при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у лица гражданства Российской Федерации, полномочным органом осуществляется проверка законности выдачи лицу указанного документа и (или) наличия соответствующих обстоятельств.

Согласно ч.9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно статье 6 Конституции РФ гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.

Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

В соответствии с п. "а" ст. 5 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" гражданами Российской Федерации являются лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона.

В силу ч. 7 ст. 4 данного Закона наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.

Исполнение государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации производится ФМС России и ее территориальными органами на основании приказа ФМС РФ от 19.03.2008 N 64 "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации".

Надлежащим ответчиком по делу является УФМС России по Тверской области.

В судебном заседании установлено и не оспаривается участниками процесса, что административный истец Табатадзе Акакий Джамбулович, родился ДД.ММ.ГГГГ года рождения в <адрес>. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в армии Республики <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ Табатадзе А.Д. зарегистрирован по месту жительства: <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ выдано свидетельство о регистрации по месту жительства (л.д. 12, 86).

ДД.ММ.ГГГГ Табатадзе А.Д. на территории Российской Федерации документирован паспортом гражданина Российской Федерации.

Заключением УФМС России по Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ вынесено решение о признании отсутствия гражданства Российской Федерации у Табатадзе Акакия Джамбуловича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт гражданина Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, выданный Завидовским ОМ Конаковского района Тверской области на имя Табатадзе А.Д., считать необоснованно выданным лицу, не являющемуся гражданином Российской Федерации.

Указанное заключение принято по результатам служебной проверки, которая проведена по полученному запросу от начальника отделения УФМС России по
<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым требовалось подтвердить обоснованность документирования паспортом гражданина РФ Табатадзе Акакия Джамбуловича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

ДД.ММ.ГГГГ Табатадзе А.Д. по месту регистрации было направлено сообщение о принятом заключении от ДД.ММ.ГГГГ об установлении у него отсутствия гражданства РФ на основании ч. 7 ст. 4 Федерального Закона «О гражданстве РФ» от 31.05.2002 года №62-ФЗ (л.д.54).

Представленной справкой выданной ФКУ <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ на имя Табатадзе Акакий Джамбуловича подтверждается, что он на основании приговора <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ содержался в местах лишения свободы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, освободился по отбытию наказания (л.д. 7-8).

Паспорт от ДД.ММ.ГГГГ, выданный Завидовским ОМ Конаковского района Тверской области на имя Табатадзе Акакий Джамбулович был изъят специалистом ПВР ТП в р.п. Милославское МО УФМС России по Рязанской области в городе Скопине ФИО4, копию данного акта Табатадзе А.Д. получил ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9, 29).

Частью 1 статьи 13 Закона РФ от 28.11.1991 N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации", вступившего в силу 06.02.1992 (в настоящее время утратил силу), гражданами Российской Федерации признавались все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Закона, если в течение одного года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации.

Судом достоверно установлено и не оспаривается сторонами по делу, что Табатадзе А.Д. на ДД.ММ.ГГГГ проживал на территории Республики Грузии и гражданином РФ не являлся.

Из оспариваемого заключения по материалам служебной проверки следует, что паспорт гражданина Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ был признан выданным необоснованно лицу, не являющемуся гражданином Российской Федерации.

Проверяя законность принятия УФМС России по Тверской области оспариваемого заключения по результатам служебной проверки, исходя из характера этого заключения и с учетом положений ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд проверил обоснованность выводов УФМС России по Тверской области о факте принадлежности Табатадзе А.Д. к гражданству Российской Федерации по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, проверил полномочия УФМС России по Тверской области на принятие такого заключения.

Проверив названные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела суд приходит к выводу о законности оспариваемого заключения (решения) УФМС России по Тверской области в связи со следующим.

Как указал Верховный Суд Российской Федерации в решении от 27 августа 2007 года по делу N ГКПИ07-787, паспорт является документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации только в том случае, если он выдан уполномоченным государственным органом на соответствующем официальном бланке, с соблюдением установленного порядка. Паспорт, не соответствующий требованиям, не может считаться документом, удостоверяющим личность и гражданство Российской Федерации.

Правительством Российской Федерации во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 13 марта 1997 года N 232 "Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации" 08 июля 1997 года принято Постановление N 828, которым утверждено Положение о паспорте гражданина Российской Федерации (пункт 1). Пункт 10 этого Положения (в редакции, действовавшей до 04 января 2007 года) устанавливал, что выдача и замена паспортов производятся органами внутренних дел по месту жительства граждан в порядке, определяемом Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Приказом МВД Российской Федерации от 15 сентября 1997 года N 605 утверждена Инструкция о порядке выдачи, замены, учета и хранения паспортов гражданина Российской Федерации. Пункт 14.4. этой Инструкции гласил, что для выдачи или замены паспорта, гражданин должен представить документы, свидетельствующие о его принадлежности к гражданству Российской Федерации (если требовалось подтвердить гражданство лица, обратившегося за получением паспорта). А пункт 21 Инструкции возлагал на должностных лиц паспортно-визовых подразделений МВД России обязанность по проверке представленных документов.

Из материалов дела усматривается, что в ДД.ММ.ГГГГ Табатадзе А.Д. обратился в органы МВД Российской Федерации с заявлением о выдаче ему паспорта гражданина Российской Федерации. К заявлению приложил:

- свидетельство о регистрации по месту жительства от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждающее факт его регистрации по адресу: <адрес>;

- свидетельство о рождении серии II-ГТ , выданное о/ЗАГС <адрес>ДД.ММ.ГГГГ;

- справку от ДД.ММ.ГГГГ Консульского отела Посольства РФ в <адрес> о приобретении гражданства РФ на основании п. г ст. 18 Закона «О гражданстве Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 93).

Суд исходит из того, что паспорт является документом, удостоверяющим гражданство РФ, если он не признан недействительным, либо выданным в нарушение установленного порядка и подлежащим изъятию.

Основания для признания паспорта недействительным определены в Положении о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 года N 828.

Паспорт также может быть изъят Федеральной миграционной службой или ее территориальным органом в случае, если такой паспорт выдан в нарушение установленного порядка или оформлен на утраченном (похищенном) бланке паспорта, как установлено пунктом 7 вышеназванного постановления.

Пунктом 80 Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене и по исполнению государственной функции по учету паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной миграционной службы от 7 декабря 2009 года N 339, установлено, что решение о признании паспорта выданным в нарушение установленного порядка принимается руководителем территориального органа или его заместителем. При этом гражданину выдается акт об изъятии паспорта с указанием причины изъятия.

Однако ни Положением о паспорте гражданина Российской Федерации, ни вышеназванным Административным регламентом не предусмотрены обстоятельства, которые следует признавать нарушением установленного порядка выдачи паспорта. Не урегулирован и порядок установления недействительности паспорта, а также признания факта оформления паспорта на утраченном или похищенном бланке.

Как указал Верховный Суд Российской Федерации в вышеупомянутом решении, выдача паспорта в нарушение установленного порядка или оформление на утраченном (похищенном) бланке охватываются понятием недействительного удостоверения личности гражданина (паспорта). Нормой пункта 7 постановления Правительства Российской Федерации урегулированы отношения, связанные с изъятием основного документа (паспорта), когда такой документ выдан в нарушение установленного порядка или оформлен на утраченном (похищенном) бланке, т.е. данная норма распространяется на отношения, связанные с выдачей паспорта в обход установленных правил, и не затрагивает вопросы гражданства. Изъятие такого паспорта само по себе не влечет лишение гражданства Российской Федерации, приобретенного лицом на законном основании.

Таким образом, миграционный орган, усомнившись в обоснованности выдачи паспорта, вправе провести такую проверку по собственной инициативе. По результатам проверки выдается мотивированное заключение, в котором указываются обстоятельства, свидетельствующие о наличии или отсутствии у лица гражданства Российской Федерации.

Процедура проведения такой проверки установлена пунктами 15 - 15.13 Административного регламента исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной миграционной службы от 19 марта 2008 N 64.

Исходя из пункта 15.6 Административного регламента, по результатам рассмотрения территориальный орган в установленные сроки выносит мотивированное заключение, оформленное в произвольной форме и утвержденное его руководителем или лицом, исполняющим его обязанности, либо, в соответствии с разграничением полномочий, руководителем структурного подразделения территориального органа.

Как установлено пунктом 15.8, в случае отсутствия у проверяемого лица гражданства Российской Федерации ему выдается соответствующая справка, оформленная в произвольной форме (это правило действует и в том случае, если ранее принадлежность такого лица к гражданству Российской Федерации была ошибочно документально оформлена), а при подтверждении наличия гражданства выдается паспорт гражданина Российской Федерации в порядке, установленном Административным регламентом Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене и по исполнению государственной функции по учету паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.

Проверяя обоснованность выводов миграционного органа об отсутствии гражданства Российской Федерации у Табатадзе Акакий Джамбуловича, 11.11. 1968 года рождения, суд приходит к аналогичному выводу.

В силу ст. 5 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" гражданами Российской Федерации являются лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона; лица, которые приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства (п. 7 ст. 4 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ).

Согласно п. "в" ч. 1 ст. 12 ранее действовавшего Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 года N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации", вступившего в силу 06.02.1992, гражданство Российской Федерации приобреталось, в том числе, в порядке его регистрации.

В силу п. "г" ст. 18 указанного Закона РФ в порядке регистрации гражданство Российской Федерации приобретают граждане бывшего СССР, проживающие на территориях государств, входящих в состав бывшего СССР, а также прибывшие для проживания на территорию Российской Федерации после 6 февраля 1992 года, если они до 31 декабря 2000 года заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации.

На основании ст. 36 Закона РФ Федерации от 28 ноября 1991 года N 1948-1 полномочия по приему от лиц, проживающих за пределами Российской Федерации, заявлений и ходатайств по вопросам гражданства Российской Федерации, по регистрации приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации в предусмотренных настоящим Законом случаях, возложены на дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации.

В соответствии с п. 51, 52 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 14.11.2002 N 1325, при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у лица гражданства Российской Федерации, полномочным органом осуществляется проверка законности выдачи лицу указанного документа и (или) наличия соответствующих обстоятельств. После получения необходимой информации полномочный орган составляет мотивированное заключение о результатах проверки, в котором указываются обстоятельства, свидетельствующие о наличии или отсутствии у лица гражданства Российской Федерации.

В силу ст. 30 Федерального закона от 31.05.2002 г. №62-ФЗ определение наличия гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих на территории Российской Федерации, относится к полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальных органов.

Вопрос приобретения Табатадзе А.Д. гражданства Российской Федерации возник при проверке обоснованности документирования его паспортом гражданина РФ, который выдан при предоставлении им справки Консульского отдела Посольства России в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

В материалах проверки содержится ответ Консульской службы Секции интересов Российской Федерации при Посольстве Швейцарии в <адрес> на запрос о приобретении гражданства РФ Табатадзе А.Д., согласно которого Табатадзе А.Д. в числе лиц, приобретших гражданство Российской Федерации в Посольстве России в <адрес> не значится, справка о приобретении гражданства под выдана другому лицу, Табатадзе А.Д. паспортом не документирован (л.д. 47).

Получение испрашиваемой информации производилась после проверки сведений содержащихся в автоматизированной базе КД МИД «Гражданство», имеющаяся в УФМС России по Тверской области, в которой сведения о приобретении гражданства Российской Федерации Табатадзе Акакия Джамбуловича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, отсутствуют.

В рамках рассмотрения административного дела судом были истребованы дополнительные сведения для полноты исследования факта приобретения гражданства Табатадзе А.Д. в ДД.ММ.ГГГГ году в Консульском отделе Посольства России на территории <адрес> (в запросе УФМС дата справки указана – ДД.ММ.ГГГГ). По сведениям Архива внешней политики Российской Федерации МИД России от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в материалах по вопросам гражданства Консульского отдела Посольства России в <адрес> за ДД.ММ.ГГГГ год, поступивших на государственное хранение в Архив внешней политики российской Федерации, не содержатся сведения, подтверждающие факт приобретения Табатадзе Акакием Джамбуловичем, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, российского гражданства. В ежеквартальных учетных списках лиц, в отношении которых зарегистрировано приобретение гражданства в консульском отделе Посольства России в <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ году, Табатадзе А.Д. также не значится. Согласно архивным документам никому не было оформлено российское гражданство ДД.ММ.ГГГГ (воскресенье).

Судом каких-либо нарушений в действиях УФМС России по Тверской области при вынесении оспариваемого заключения не установлено, права административного истца Табатадзе А.Д. не нарушены. Вывод об отсутствии у Табатадзе А.Д. гражданства РФ, даже при наличии того, что он ранее был документирован паспортом гражданина РФ, в суде не нашел своего подтверждения.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходит из того, что Табатадзе А.Д. лично, на чем настаивал истец, в консульские учреждения России на территории <адрес> с заявлением о приобретении гражданства РФ в порядке регистрации не обращался. При этом доводы представителя административного истца о том, что в МИД РФ не могут достоверно знать о приобретении гражданства истцом, данные об этом могли быть утеряны, консульский отдел мог также работать и в воскресенье в ДД.ММ.ГГГГ году, что говорит о наличии очередей в Посольстве России, на которые указал Табатадзе А.Д., не могут быть приняты во внимание, поскольку ничем объективно не подтверждаются. Отсутствуют также сведения о том, что до ДД.ММ.ГГГГ Табатадзе А.Д. обращался в уполномоченные органы с заявлением о принятии его в гражданство РФ в порядке регистрации на территории Российской Федерации.

Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 10.04.1992 N 386, действовавшее на момент выдачи Табатадзе А.Д. паспорта гражданина РФ в ДД.ММ.ГГГГ году, предусматривало, что до введения удостоверения личности и паспорта гражданина Российской Федерации документами, подтверждающими гражданство Российской Федерации, являются, в числе прочего, паспорт гражданина СССР с указанием гражданства Российской Федерации или паспорт гражданина СССР с вкладышем, свидетельствующим о принадлежности к гражданству Российской Федерации.

Из копии формы П1 о выдаче паспорта гражданина РФ следует, что Табатадзе А.Д. паспорт гражданина СССР с вкладышем, свидетельствующим о принадлежности к гражданству Российской Федерации также не предоставлялся.

В связи с чем, суд соглашается с выводом, что о том, что в установленном законом порядке Табатадзе А.Д. гражданство РФ не приобретал, а паспорт выдан ему без законных на то оснований.

К доводам истца и его представителя о том, что он в течение 18 лет проживает и работает на территории РФ, дважды получал заграничный паспорт и за все это время ни у кого не возникало сомнений в наличии у него гражданства РФ, суд относится критично, т.к. сведения о недействительности паспорта гражданина РФ были внесены в учеты ФМС России и ее территориальные органы только после проведенной в ДД.ММ.ГГГГ году проверки. Оснований полагать отсутствие у Табатадзе А.Д. гражданства РФ до вынесения уполномоченным органом соответствующего решения не имелось. Выдача паспорта гражданина РФ в ДД.ММ.ГГГГ году не является безусловным основанием для утверждения о наличии гражданства РФ.

Наличие регистрации по месту жительства и постоянное проживание в РФ с 1998 года о приобретении гражданства РФ не свидетельствует, поскольку факт постоянного проживания на территории РСФСР должен был иметь место на дату вступления в силу Закона РСФСР от 28.11.1991 N 1948-1 "О гражданстве РСФСР" - 06.02.1992.

Довод представителя административного истца Герчикова В.Р. о необходимости применить в рассматриваемом случае сроки исковой давности и срок оспаривания приобретения гражданства являются несостоятельными и не подлежат применению к рассматриваемым правоотношениям.

Табатадзе А.Д. не обращался с заявлением о принятии гражданства РФ, решения об отказе в принятии гражданства РФ не выносилось, была лишь выдана справка об отсутствии у него гражданства РФ на основании заключения от ДД.ММ.ГГГГ и вынесении решения о признании отсутствия гражданства у Табатадзе Акакия Джамбуловича, о чем ему была направлена соответствующее сообщение по месту регистрации, которое получено им только после изъятия паспорта гражданина РФ.

Таким образом, учитывая установленные обстоятельства, суд не находит оснований для удовлетворения требований административного истца.

Руководствуясь ст.ст. 175-177, ст. 298Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление Табатадзе Акакия Джамбуловича к Управлению Федеральной миграционной службы России по Тверской области, Территориальному пункту УФМС России по Тверской области в
пос. Новозавидовский отделения в Конаковском районе

о признании незаконным решение УФМС России по Тверской области от
ДД.ММ.ГГГГ об отказе в приеме в гражданство Российской Федерации Табатадзе Акакия Джамбуловича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, на основании ч.7 ст.4 Федерального закона №62-ФЗ «О Гражданстве Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ,

признании незаконным решение УФМС России по тверской области от ДД.ММ.ГГГГ о признании отсутствия гражданства у Табатадзе Акакия Джамбуловича в полном объеме;

обязывании вернуть Табатадзе Акакию Джамбуловичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, изъятый у него паспорт гражданина РФ - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Конаковский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления его в окончательной форме.

Председательствующий Е.А. Никитина

Мотивированное решение изготовлено 23 февраля 2016 года.

Председательствующий Е.А. Никитина