ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-193/2018 от 27.03.2018 Комсомольского районного суда (Хабаровский край)

Дело № 2а-193/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 марта 2018 г. г. Комсомольск-на-Амуре

Комсомольский районный суд Хабаровского края

в составе: председательствующего - судьи Фетисовой М.А.,

при секретаре судебного заседания - Артазей Т.В.,

с участием :

помощника прокурора Комсомольского района Хабаровского края - Петровой Е.А.,

представителя административного ответчика - ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску прокурора Комсомольского района Хабаровского края к Краевому государственному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения по Комсомольскому району», о признании решения незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор 27 февраля 2018 г. обратился в суд с указанным иском, просит признать незаконным, нарушающим права, свободы и законные интересы ФИО2 отказ административного ответчика в заключении социального контракта по основанию о не предоставлении сведений о доходах и трудоустройстве, возложить на административного ответчика обязанность заключить с ФИО2 социальный контракт на основании заявления и предоставленных в декабре 2017 г. сведений. В обоснование иска ссылается на то, что прокуратурой проведена проверка по обращению ФИО2 и установлено, что 21.12.2017 г. ФИО2 обратилась в КГКУ « Центр социальной поддержки населения по <адрес>» с заявлением о заключении социального контракта для развития личного подсобного хозяйства. 28.12.2017 г. ответчиком отказано ФИО2 в заключении государственного социального контракта в связи с не предоставлением сведений о трудоустройстве и получаемых ею доходах. В ответе от 26.01.2018 г. № 07-37-230 на запрос прокуратуры ответчик сообщил, что причиной отказа явилось несоблюдение условий оказания адресной социальной помощи на основании социального контракта, предусмотренных пп. Б п. 3.3 Порядка оказания адресной социальной помощи на основании социального контракта, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 12.10.2016 N 370-пр, (далее - Порядок), согласно которому родители работают либо состоят в службе занятости населения на регистрационном учете в целях поиска работы не менее одного месяца с момента подачи заявления, а ФИО2 не предоставлены сведения от органа службы занятости населения о периоде нахождения гражданина на регистрационном учете в целях поиска подходящей работы, трудоустройстве и получаемых ею доходах. Между тем, сведения о трудоустройстве ФИО2 и о получаемых ею доходах, сведения о том, состоит ли ФИО2 в службе занятости населения на регистрационном учете в целях поиска работы не менее одного месяца с момента подачи заявления, относятся к пп. Ж пункта 2.5 названного Порядка, то есть к сведениям, которые административный ответчик мог самостоятельно запросить в рамках межведомственного информационного взаимодействия. По указанным основаниям полагает незаконным отказ административного ответчика в заключении социального контракта в связи с не предоставлением ФИО2 сведений о том, состоит ли она в службе занятости населения на регистрационном учете в целях поиска работы не менее одного месяца с момента подачи заявления, использование лишь устного сообщения ФИО2 о том, что она не состоит в течении месяца в Центре занятости населения и не трудоустроена. Кроме того, ФИО2 в декабре 2017 г. еще осуществляла уход за ребенком в возрасте до 3 лет. 11 декабря 2017 г. младшему ребенку ФИО2 исполнилось 3 года. ФИО2 в КГКУ «Центр социальной поддержки населения по Комсомольскому району» получала ежемесячную денежную выплату по случаю рождения третьего ребенка. В декабре 2017г. ФИО2 также получила указанную денежную выплату в размере <данные изъяты> рублей. Таким образом, ФИО2 в декабре 2017 г. фактически осуществляла уход за ребенком в возрасте до 3 лет, что подтверждается произведёнными выплатами. Следовательно, она не имела возможности состоять месяц до обращения к ответчику на регистрационном учете в центре занятости населения. Полагает, что независимо от трудоустройства и регистрационного учета в центре занятости населения ФИО2 имела право на заключение социального контракта. Иные все необходимые документы для заключения социального контракта ФИО2 предоставила, а сведениями о пособиях, получаемых от КГКУ «Центр социальной поддержки населения по Комсомольскому району» ответчик обладал, поскольку выдал ФИО2 справку от 21.12.2017г. о начислениях и выплатах. Сведения о доходах представляются за 3 предшествующих подаче заявления месяца. ФИО2 представила сведения за сентябрь, октябрь и ноябрь 2017 г. В указанный период ФИО2 осуществляла уход за ребенком в возрасте до 3 лет, в том числе и в декабре 2017 г.

В судебном заседании помощник прокурора Петрова Е.А. заявила об уточнении требований. Ссылаясь на положения ст.ст.39, 46 КАС РФ и на то обстоятельство, что ФИО2 предоставила ответчику сведения о получаемых ею доходах за сентябрь, октябрь и ноябрь 2017 г., просит признать отказ ответчика незаконным в части указания на то, что ФИО2 не были предоставлены сведения о доходах и возложить на ответчика обязанность принять законное решение на основании предоставленных 21.12.2017 г. ФИО2 документов.

В судебном заседании помощник прокурора Петрова Е.А. на удовлетворении уточненных требований настаивала, суду пояснила, что до 11.12.2017 г. ФИО2 осуществляла уход за ребенком в возрасте до 3 лет и сведения о доходах от трудовой деятельности не смогла бы представить, так как заработную плату могла получить не ранее января 2018 г. Обращаясь с заявлением в прокуратуру, ФИО2 указала, что предоставила в Центр социальной поддержки необходимые сведения о доходах. ФИО2 предоставила все сведения о получаемых ею пособиях и о заработной плате своего супруга. Указание в решении ответчика на не предоставление сведений о доходах ФИО2 расценила как нарушение её прав на получение мер социальной поддержки.

В судебном заседании представитель административного ответчика ФИО1, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать, суду пояснила, что ФИО2 не в первый раз обращается за предоставлением мер социальной поддержки и ей известен порядок и условия предоставления соответствующих мер. В личной беседе при получении от ФИО2 заявления и документов, сотрудником Центра социальной поддержки ФИО2 были разъяснены условия и порядок предоставления меры социальной поддержки. Ответчик не отказывал ФИО2 в заключении социального контракта по основанию не предоставление сведений из Центра занятости населения. Сведения из Центра занятости населения ответчик мог запросить самостоятельно, однако в этом не имелось необходимости, поскольку было ясно, что ФИО2 обратилась в Центр социальной поддержки ДД.ММ.ГГГГ, то есть через 10 дней после достижения ребенком 3-летнего возраста. Следовательно, один месяц до обращения в Центр социальной поддержки ФИО2 не могла состоять на регистрационном учёте в Центре занятости населения, поскольку ФИО2 получала пособие на ребенка в возрасте до 3 лет. Решением от 28.12.2017 г. ФИО2 отказано ввиду несоответствия условиям предоставления меры социальной поддержки. ФИО2 неправильно трактует решение, в котором сказано, что ФИО2 не представила сведения о трудоустройстве и о доходах от трудовой деятельности, а не о пособиях, которые выплачиваются многодетной семье ФИО2.

Выслушав участников судебного заседания, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч.1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 указанного Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.

Частью 4 ст. 8.1 названного закона установлено, что орган социальной защиты населения при оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта взаимодействует с органами службы занятости населения, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления в целях содействия в реализации получателями государственной социальной помощи мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации.

Постановлением Правительства Хабаровского края от 12.10.2016 г. № 370-пр «Об оказании адресной социальной помощи и государственной социальной помощи на основании социального контракта» утвержден Порядок оказания адресной социальной помощи и государственной социальной помощи на основании социального контракта (далее по тексту - Порядок).

Пунктом 1.1. Порядка предусмотрено, что им определяется механизм оказания адресной социальной помощи и государственной социальной помощи на основании социального контракта малоимущим семьям (малоимущим одиноко проживающим гражданам), оказавшимся в трудной жизненной ситуации, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, устанавливаемой постановлением Губернатора Хабаровского края.

Согласно п. 1.7 Порядка, расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производится на основании документов, подтверждающих состав и доходы членов семьи и одиноко проживающего гражданина и доходы от принадлежащего им имущества на праве собственности. Доход семьи для исчисления среднедушевого дохода определяется как общая сумма доходов семьи за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании адресной социальной помощи и государственной социальной помощи на основании социального контракта (далее - расчетный период), исходя из состава семьи на дату подачи заявления. Среднедушевой доход семьи определяется путем деления общей суммы дохода семьи за расчетный период на количество месяцев в расчетном периоде и на число членов семьи.

Как следует из материалов дела, ФИО2 21.12.2017 г. обратилась в Центр социальной поддержки населения с заявлением об оказании государственной социальной помощи на основе социального контракта, как многодетной семье.

Поскольку порядок и условия оказания государственной социальной помощи на основе социального контракта регламентированы разделом 3 Порядка, то ссылка прокурора в исковом заявлении на пункты раздела 2 Порядка является не обоснованной. Так, раздел 2 Порядка регламентирует порядок предоставления адресной социальной помощи неработающим гражданам пожилого возраста; неработающим инвалидам; одиноким беременным женщинам; детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; детям, находящимся под опекой; лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет. К указанным категориям лиц ФИО2 и члены её семьи не относятся.

Согласно п.3.1 Порядка, государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается малоимущим семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, проживающим по месту жительства или по месту пребывания на территории Хабаровского края, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, на нетрудоспособных членов семьи, перечень которых предусмотрен пунктом 3.2 настоящего раздела: - одинокие женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет; - дети из многодетных семей; - дети из неполных семей; - дети-инвалиды; - дети несовершеннолетних родителей; - дети, у которых один или оба родителя являются инвалидами или гражданами пожилого возраста.

Согласно п. 3.3 Порядка, государственная социальная помощь оказывается на детей до достижения ими возраста 18 лет при условии, если: а) родители (единственный родитель) совместно проживают с ребенком (детьми); б) родители (единственный родитель), а также совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство совершеннолетние члены семьи работают (учатся по очной форме обучения в образовательных организациях) либо состоят в службе занятости населения на регистрационном учете в целях поиска подходящей работы (в качестве безработного) не менее одного месяца, предшествующего месяцу подачи заявления; в) один из родителей (единственный родитель), а также совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство совершеннолетние члены семьи не работают (не учатся по очной форме обучения в образовательных организациях) по следующим причинам: - осуществляют уход за ребенком в возрасте до трех лет; - осуществляют уход за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или гражданином, достигшим возраста 80 лет; - являются гражданами пожилого возраста или инвалидами.

На основании п. 3.5 Порядка, для оказания государственной социальной помощи заявитель представляет заявление об оказании государственной социальной помощи и следующие документы: а) удостоверяющие личность гражданина, место жительства (пребывания) на территории Хабаровского края, либо решение суда об установлении факта проживания на территории Хабаровского края; б) подтверждающие состав семьи; в) подтверждающие доходы членов семьи, в том числе доходы от имущества, принадлежащего на праве собственности семье (отдельным ее членам), за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления; г) свидетельства государственной регистрации актов гражданского состояния (о рождении ребенка (детей), об установлении отцовства, о заключении (расторжении) брака, о смерти).

В судебном заседании установлено, представленными материалами подтверждается, что ФИО2 состоит в браке с ФИО, имеет троих несовершеннолетних детей, младшему из которых исполнилось три года 11.12.2017 г., после чего, 21.12.2017 г. ФИО2 обратилась к ответчику с заявлением о заключении государственного социального контракта.

Семья ФИО2 является многодетной, в связи с чем ФИО2 производятся соответствующие выплаты и компенсации, что подтверждается справками КГКУ « Центр социальной поддержки населения по Комсомольскому району».

Материалами дела подтверждается, что, обращаясь в КГКУ « Центр социальной поддержки населения по Комсомольскому району» с заявлением от 21.12.2017 г., ФИО2 просила об оказании государственной социальной помощи на основе социального контракта, как многодетной семье. ФИО2 одновременно с заявлением представила необходимые документы, за исключением сведений о своём трудоустройстве и о доходах получаемых от работодателя.

Истребование административным ответчиком в рамках межведомственного информационного взаимодействия сведений о трудоустройстве ФИО2 Порядком не предусмотрено.

Необходимым условием предоставления несовершеннолетним детям ФИО2 названной меры социальной поддержки является соблюдение требований пп. Б п. 3.3 Порядка: родители работают (учатся по очной форме обучения в образовательных организациях) либо состоят в службе занятости населения на регистрационном учете в целях поиска подходящей работы (в качестве безработного) не менее одного месяца, предшествующего месяцу подачи заявления.

Поскольку ФИО2 по состоянию на дату подачи заявления 21.12.2017 г. не обучалась по очной форме обучения в образовательных организациях и не состояла в течение одного месяца до 21.12.2017 г. в службе занятости населения на регистрационном учете в качестве безработного, то должна была предоставить ответчику сведения о своём трудоустройстве.

Учитывая, что государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается малоимущим семьям, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, а расчет среднедушевого дохода семьи производится на основании документов, подтверждающих состав и доходы членов семьи за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления, то ФИО2 вместе со сведениями о своём трудоустройстве должна была предоставить ответчику сведения о получаемых по месту работы доходах, даже в том случае, если на дату обращения с заявлением к ответчику ФИО2 ещё не успела получить заработную плату, о чём работодатель указал бы в соответствующей справке.

Сведения о трудоустройстве и о доходах в виде заработной платы ФИО2 могла бы не предоставлять, если бы обратилась за государственной социальной помощью до достижения ребёнком возраста трёх лет ( пп.В п.3.3 Порядка).

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что решением КГКУ « Центр социальной поддержки населения по Комсомольскому району» от 28.12.2017 г. ФИО2 обоснованно отказано в назначении меры социальной поддержки « государственная социальная помощь на основе заключенных социальных контрактов».

Названный отказ административного ответчика не нарушает прав и законных интересов ФИО2, поскольку последняя не лишена возможности обратиться за государственной социальной помощью, предоставив все необходимые документы, предусмотренные Порядком.

По указанным основаниям требования прокурора о признании незаконным решения КГКУ « Центр социальной поддержки населения по Комсомольскому району» от 28.12.2017 г. и о возложении обязанности принять решение на основании представленных ФИО2 21.12.2017 г. документов - удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ,

РЕШИЛ:

Прокурору Комсомольского района Хабаровского края отказать в удовлетворении исковых требований к Краевому государственному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения по Комсомольскому району», о признании решения незаконным.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд, через Комсомольский районный суд Хабаровского края в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме - 30 марта 2018 г.

Судья