Дело № 2а-1940/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 декабря 2020 года Ленинский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи Макаренко Н.О.,
при секретаре Горбуновой Т.Н.,
помощник судьи Еремеева Н.С.,
с участием представителя административного истца, представителя заинтересованного лица и заинтересованного лица ФИО2, представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области ФИО3, административного ответчика ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске административное дело по административному исковому заявлению ФИО5 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области, государственному регистратору ФИО4 о признании действия незаконным, обязании погасить (прекратить) запись о регистрации ограничений права,
установил:
ФИО5 обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области (далее – Управление Росреестра по Томской области), в котором с учетом уточнения заявленных требований в окончательной редакции просит признать незаконным действие Управления Росреестра по Томской области по внесению (регистрации) в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) в сведениях об объекте недвижимости – земельном участке с кадастровым номером <номер обезличен>, площадью 600 кв.м., расположенном по адресу: <адрес обезличен>, вид разрешенного использования – садоводство, записи о регистрации ограничений (обременений) права от 13.07.2020 <номер обезличен>; признать незаконным действие Управления Росреестра по Томской области по внесению (регистрации) в ЕГРН в сведениях об объекте недвижимости – земельном участке с кадастровым номером <номер обезличен>, площадью 900 кв.м., расположенном по адресу: <адрес обезличен>, вид разрешенного использования – садоводство, записи о регистрации ограничений (обременений) права от 13.07.2020 <номер обезличен>; обязать Управление Росреестра по Томской области погасить (прекратить) в ЕГРН в отношении земельного участка площадью 600 кв.м., расположенного по адресу: <адрес обезличен>, кадастровый номер <номер обезличен>, вид разрешенного использования – садоводство, записи о регистрации ограничений (обременений) права от 13.07.2020 <номер обезличен>; обязать Управление Росреестра по Томской области погасить (прекратить) в ЕГРН в отношении земельного участка площадью 900 кв.м., расположенного по адресу: <адрес обезличен>, кадастровый номер <номер обезличен>, вид разрешенного использования – садоводство, записи о регистрации ограничений (обременений) права от 13.07.2020 <номер обезличен>.
В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что является собственником земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен> площадью 900 кв.м. и земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен> площадью 600 кв.м., расположенных по адресу: <адрес обезличен>, образованных путем разделения 09.06.2020 земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен> площадью 1500 кв.м., находящегося по адресу: <адрес обезличен>, принадлежащего истцу в период с 30.01.1996 по 09.06.2020. 30.07.2020 им (административным истцом) подано заявление о государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок с кадастровым номером <номер обезличен> на основании договора дарения земельного участка ФИО6 от 30.07.2020. 14.08.2020 Управлением Росреестра по Томской области предоставлено уведомление № КУВД-001/2020-10230187/1 от 12.08.2020 о приостановлении государственной регистрации прав на указанный земельный участок с указанием следующих оснований: по данным ЕГРН 13.07.2020 зарегистрировано следующее запрещение: на основании определения Советского районного суда г. Томска <номер обезличен> от 23.06.2020, письма № 10-0510/20 от 06.07.2020, определения Советского районного суда г. Томска от 30.06.2020 о запрете Управлению Росреестра по Томской области осуществлять любые регистрационные действия в отношении объекта недвижимости – земельного участка, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, с кадастровым номером <номер обезличен>, предмет ограничения/обременения – земельный участок, расположенный по адресу: <адрес обезличен>, с кадастровым номером <номер обезличен>. 08.08.2020 им (административным истцом) в Управление Росреестра по Томской области подано заявление о государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок с кадастровым номером <номер обезличен> на основании договора купли-продажи земельного участка, заключенного 08.08.2020 между ним (продавец) и ФИО2 (покупатель). 24.08.2020 административным ответчиком предоставлено уведомление № КУВД-001/2020-11075946/1 от 20.08.2020 о приостановлении государственной регистрации прав на земельный участок с кадастровым номером <номер обезличен> с указанием следующих оснований: 13.07.2020 в ЕГРН внесена запись о запрете Управлению Росреестра по Томской области совершать любые регистрационные действия в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, с кадастровым номером <номер обезличен>. Указанные запрещения препятствуют осуществлению государственной регистрации прав на земельные участки. О существовании вышеуказанных записей о запрете совершения регистрационных действий в отношении земельных участков с кадастровыми номерами <номер обезличен> и <номер обезличен> он (административный истец) узнал 14.08.2020 и 24.08.2020 соответственно, каких-либо иных уведомлений в его адрес от Управления Росреестра по Томской области не поступало. Поскольку определение Советского районного суда г. Томска по делу <номер обезличен> от 29.06.2020 (в редакции определения об исправлении описки от 30.06.2020) вынесено судом в отношении земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен>, находящегося по адресу: <адрес обезличен>, который прекратил свое существование 09.06.2020 в результате его раздела на земельные участки с кадастровыми номерами <номер обезличен> и <номер обезличен>, находящиеся по адресу: <адрес обезличен>, каких-либо судебных актов в отношении вновь образованных земельных участков не выносилось, то распространение на них ограничений, наложенных административным ответчиком в нарушение п. 37 ч. 1 ст. 26 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», считает незаконным, а ссылку административного ответчика на п. 6 ст. 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) несостоятельной в силу отсутствия объекта недвижимости на момент совершения юридически значимого действия. Полагает действия административного ответчика по внесению записи в ЕГРН о запрете осуществлять любые регистрационные действия в отношении земельных участков с кадастровыми номерами <номер обезличен> и <номер обезличен>, приостановлению государственной регистрации прав противоречащими нормам действующего законодательства и нарушающими его (административного истца) права по распоряжению принадлежащим ему имуществом, а также права ФИО6 и ФИО2 17.09.2020 в его адрес поступил ответ от административного ответчика № 13-0686/20, в котором указано, что в результате рассмотрения его обращения Росреестр не считает свои действия по внесению записей в ЕГРН незаконными со ссылкой на п. 6 ст. 11.8 ЗК РФ. Между тем, по смыслу данной нормы ограничения сначала должны быть наложены на земельный участок, из которого впоследствии образованы существующие участки. Однако на момент вынесения судебного акта о запрете на совершение регистрационных действий земельный участок с кадастровым номером <номер обезличен> уже не существовал, а судебных актов в отношении земельных участков с кадастровыми номерами <номер обезличен> и <номер обезличен> не выносилось, спора в отношении данных земельный участков не имеется. При этом п. 37 ч. 1 ст. 26 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» не предусматривает наложение запрета на совершение регистрационных действий на основании письма судьи. Кроме того, в нарушение положений закона, а также Административного регламента, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 09.12.2014 № 789, государственный регистратор направила 06.07.2020 запрос в Советский районный суд г. Томска с целью разъяснения применения определения судьи от 29.06.2020, в то время как имела право лишь запросить сведения о том, не прекращен ли арест (запрещение).
Определением Ленинского районного суда г. Томска от 07.12.2020 (протокольным) к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена государственный регистратор Управления Росреестра по Томской области ФИО4, в качестве заинтересованного лица привлечен ФИО7.
Определением Ленинского районного суда г. Томска от 21.12.2020 (протокольным) к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ФИО2 и ФИО6
Административный истец ФИО5, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в свое отсутствие, о чем представил письменное ходатайство. В письменных дополнениях к административному иску указал, что материалы дела не содержат доказательств факта регистрации Управлением Росреестра по Томской области в сведениях ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен> запрета на совершение регистрационных действий на основании определения от 29.06.2020, следовательно, к данным отношениям не может быть применен п. 6 ст. 11.8 ЗК РФ о сохранении указанного запрета в отношении вновь образованных земельных участков. На момент вынесения определения земельный участок с кадастровым номером не существовал с 09.06.2020 как объект недвижимости, в связи с чем не мог являться предметом обеспечения иска. Таким образом, государственный регистратор в нарушение закона, не имея в своем распоряжении соответствующих судебных актов, зарегистрировал в ЕГРН записи о запрете регистрационных действий в отношении земельных участков с кадастровыми номерами <номер обезличен> и <номер обезличен>. Фактически указанные записи о запрете совершения регистрационных действий внесены на основании письма судьи Советского районного суда г. Томска от 10.07.2020 <номер обезличен>, которое не является судебным актом.
Заинтересованное лицо ФИО6, надлежащим образом извещенная о дате, времени и месте судебного разбирательства, в суд также не явилась, просила дело рассмотреть в свое отсутствие, о чем представила письменное ходатайство.
Представитель административного истца, заинтересованного лица ФИО6 и заинтересованное лицо ФИО2, действующая на основании доверенности от 16.10.2020 сроком на 10 лет, в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске, а также в письменных дополнениях административного истца. В письменных возражениях на отзыв административного ответчика указала обстоятельства, аналогичные в письменных дополнениях административного истца. Дополнительно указала, что запрос государственного регистратора ФИО4 от 06.07.2020 содержал незаконную и необоснованную просьбу о разъяснении судом, распространяется ли запрет на регистрационные действия в отношении земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен> на вновь образованные 09.06.2020 земельные участки с кадастровыми номерами <номер обезличен> и <номер обезличен>. Между тем, государственный регистратор обязан был направить в суд уведомление о невозможности внесения соответствующих сведений в ЕГРН, поскольку обязанность Росреестра по проверке судебных актов как таковых, их содержания, правомочность их вынесения, отправке запросов о применении их действия законодательно не закреплена. В письменных дополнениях также указала, что государственный регистратор ФИО4 обязана была удостовериться в том, что судебных актов о запрете регистрационных действий в отношении земельных участков с кадастровыми номерами <номер обезличен> и <номер обезличен> в Управление Росреестра по Томской области не поступало, а также направить в адрес суда уведомление о невозможности исполнить определение от 29.06.2020 (в редакции определения об исправлении описки от 30.06.2020) в связи со снятием объекта недвижимости с кадастрового учета 09.06.2020. Кроме того, согласно должностному регламенту государственный регистратор несет персональную ответственность за несоответствие сведений, внесенных в ЕГРН, представленным на государственную регистрацию документам о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом, а также самостоятельно принимает решение (без писем-разъяснений судей) об осуществлении государственной регистрации запретов на совершение определенных действий с недвижимым имуществом и внесении сведений в ЕГРН по поступившим в отдел документам. В результате незаконных действий административных ответчиков административный истец лишен возможности распоряжаться принадлежащими ему земельными участками. В письменных возражениях на отзыв административного ответчика ФИО4 также указала, что Приказом Минэкономразвития России № 943, иными нормативно-правовыми актами в отношении записей ЕГРН со статусом «архивная» не предусмотрен перенос записей об ограничении права со снятого с учета объекта недвижимости на объекты недвижимости со статусом «актуальные», на момент образования которых никаких ограничений и запрещений ни судом, ни какими-либо иными органами на объект, из которого они образованы, наложено не было. Действия государственного регистратора по регистрации арестов и запретов в отношении объектов недвижимости регулируются специальными нормами ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в связи с чем ссылка государственного регистратора на нормы ст. 13 ГПК РФ, регулирующей порядок исполнения поручений суда, необоснованна. Полагала необоснованным привлечение к участию в деле в качестве заинтересованного лица ФИО7 Также указала, что срок на обращение в суд с настоящими требованиями административным истцом не пропущен, поскольку ФИО5 стало известно о наличии в ЕГРН записей о запрете совершения регистрационных действий с земельными участками из уведомлений о приостановлении государственной регистрации прав от 12.08.2020 и от 20.08.2020, полученных им 14.08.2020 и 24.08.2020 соответственно, а настоящей административный иск подан ФИО5 в суд в электронном виде посредством системы ГАС «Правосудие» 13.11.2020. В судебном заседании дополнительно суду пояснила, что незаконные действия государственного регистратора заключаются в регистрации запрета на совершение регистрационных действий в отсутствие соответствующего судебного акта. Кроме того, каких-либо уведомлений о внесении в ЕГРН сведений о запрете регистрационных действий в отношении земельных участков административный истец не получал. Полагала обращение в суд с настоящим административным иском единственным возможным способом восстановления прав административного истца, поскольку обжалование судебного акта, которым наложен запрет на совершение регистрационных действий в отношении прекратившего свое существование земельного участка, не повлечет за собой восстановления прав ФИО5
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Томской области ФИО3, действующий на основании доверенности от 12.03.2020 № 48 сроком до 31.12.2020, в судебном заседании заявленные требования не признал, поддержал все изложенное в отзыве на административное исковое заявление, где указал, что 31.07.2020 в Управление Росреестра по Томской области обратились ФИО5 с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности и ФИО6 с заявлением о государственной регистрации права собственности в отношении земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен> на основании договора дарения земельного участка от 30.07.2020. 08.08.2020 в Управление Росреестра по Томской области представлено заявление о государственной регистрации перехода права собственности ФИО5 и заявление о государственной регистрации права собственности ФИО2 в отношении земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен> на основании договора купли-продажи земельного участка от 08.08.2020. В ходе проведения правовой экспертизы установлено, что 02.07.2020 в адрес Управления Росреестра по Томской области поступило определение Советского районного суда г. Томска от 23.06.2020 (в редакции определения об исправлении описки от 30.06.2020) о запрете Управлению осуществлять любые регистрационные действия в отношении земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен>. Согласно данным ЕГРН 09.06.2020 записи о земельном участке с кадастровым номером <номер обезличен> присвоен статус «архивная» в связи с разделом указанного земельного участка на два земельных участка с кадастровыми номерами <номер обезличен> и <номер обезличен> в соответствии со ст. 11.4 ЗК РФ. При поступлении определения от 23.06.2020 государственный регистратор ФИО4 внесла запись в Книгу учета арестов – KUA-001/2020-274103 от 03.07.2020. 06.07.2020 государственным регистратором направлен запрос судье Советского районного суда г. Томска, вынесшему вышеуказанные определения, о порядке их исполнения. В своем ответе от 10.07.2020 судья разъяснила, что установленный определением от 23.06.2020 запрет на осуществление любых регистрационных действий в отношении земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен> распространяется и на образованные в результате его раздела земельные участки с кадастровыми номерами <номер обезличен> и <номер обезличен>. Таким образом, у Управления отсутствовали основания не исполнить определение суда от 23.06.2020, в связи с чем государственным регистратором внесены сведения в ЕГРН о запрете осуществлять любые регистрационные действия в отношении земельных участков с кадастровыми номерами <номер обезличен> и <номер обезличен>. Наличие указанных записей о запрете на совершение регистрационных действий препятствует осуществлению государственной регистрации перехода права собственности ФИО5 и государственной регистрации права собственности ФИО2 на земельный участок с кадастровым номером <номер обезличен>, государственной регистрации перехода права собственности ФИО5 и государственной регистрации права собственности ФИО6 на земельный участок с кадастровым номером <номер обезличен>, и является основанием для приостановления осуществления государственной регистрации прав на основании п. 37 ч. 1 ст. 26 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». В ответ на запрос государственного регистратора от 12.08.2020 об актуальности запрета, наложенного определением суда от 23.06.2020, поступил ответ от 19.08.2020, согласно которому указанный запрет является действующим, судебный акт об отмене указанного запрета не выносился. В ответ на запрос от 20.11.2020 об актуальности обеспечительных мер в отношении земельных участков с кадастровыми номерами <номер обезличен> и <номер обезличен> судом 23.11.2020 сообщено, что обеспечительные меры являются действующими. Полагает, что учетно-регистрационные действия приняты законно и обоснованно. В судебном заседании дополнительно суду пояснил, что в рамках правовой экспертизы документов государственный регистратор имеет право направлять запросы в адрес государственных органов. При получении разъяснения суда, оформленного письмом, Управлению Росреестра по Томской области необходимо было совершить действия по внесению сведений в ЕГРН о наличии запретов в отношении земельных участков с кадастровыми номерами <номер обезличен> и <номер обезличен>, поскольку у регистрирующего органа в силу положений ст. 13 ГПК РФ имеется обязанность исполнить определение судьи, что в совокупности с разъяснениями судьи от 10.07.2020 и было сделано. Государственный регистратор после получения определения о запрете совершения регистрационных действий в отношении земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен> должна была сообщить суду о его разделе. При этом, не оспаривал, что в отношении земельных участков с кадастровыми номерами <номер обезличен> и <номер обезличен> в Управлении Росреестра по Томской области не имеется каких-либо отдельных судебных актов о наложении запрета на совершение регистрационных действий. Уведомления о регистрации ограничений в отношении земельных участков сформированы программой и направлялись административному истцу простой почтовой корреспонденцией после 13.07.2020, в связи с чем полагал, что административным истцом пропущен срок для обжалования действий по внесению в ЕГРН записей о запрете совершения регистрационных действий, который следует исчислять с момента направления уведомлений.
Административный ответчик – государственный регистратор Управления Росреестра по Томской области ФИО4 в судебном заседании административный иск не признала, поддержала все изложенное в письменном отзыве, где указала, что 03.07.2020 на основании определения Советского районного суда г. Томска от 29.06.2020 данные о запрете управлению Росреестра по Томской области осуществлять любые регистрационные действия в отношении земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен> были учтены в Книге учета арестов – KUA-001/2020-274103 от 03.07.2020, поскольку по данным ЕГРН 09.06.2020 земельный участок был ликвидирован и произошел его раздел на два земельных участка с кадастровыми номерами <номер обезличен> и <номер обезличен> площадью 900 кв.м. и 600 кв.м. соответственно. Одновременно ею направлен запрос в Советский районный суд г. Томска с просьбой уточнить порядок исполнения определения суда о принятии обеспечительных мер при ликвидации земельного участка. 13.07.2020 при поступлении из суда ответа от 10.07.2020 о том, что запрет Управлению осуществлять любые регистрационные действия в отношении земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен>, установленный определением от 29.06.2020, распространяется на земельные участки, образованные в результате его раздела, в ЕГРН внесены сведения о запрете осуществлять любые регистрационные действия в отношении земельных участков с кадастровыми номерами <номер обезличен> и <номер обезличен>. Таким образом, основания не исполнить определение суда у нее (административного ответчика) отсутствовали. 20.11.2020 в адрес Советского районного суда г. Томска направлен запрос об актуальности обеспечительных мер в отношении вышеуказанных земельных участков с кадастровыми номерами <номер обезличен> и <номер обезличен>, на который 23.11.2020 сообщено, что ранее наложенные обеспечительные меры не сняты и являются действующими. Дополнительно в судебном заседании суду пояснила, что в случае поступления в регистрирующий орган судебного акта в отношении несуществующего объекта недвижимости конечным результатом его исполнения является внесение сведений в книгу учета арестов. Уведомить суд о разделении земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен> является ее (административного ответчика) обязанностью в соответствии с должностным регламентом и п. 216 Административного регламента. У нее (административного ответчика) возникли трудности с исполнением определения судьи от 29.06.2020, поскольку наложить запрет на осуществление регистрационных действий в отношении несуществующего объекта недвижимости она (административный ответчик) не могла. Запись в ЕГРН о запрете осуществлять регистрационные действия в отношении земельных участков с кадастровыми номерами <номер обезличен> и <номер обезличен> внесена на основании определения судьи от 29.06.2020 (в редакции определения об исправлении описки от 30.06.2020) с учетом его разъяснения, оформленного письмом судьи от 10.07.2020.
Заинтересованное лицо ФИО7, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил.
На основании ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
На основании ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).
Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как видно из представленных материалов, оспариваемые действия по внесению в ЕГРН записей о запрете совершения регистрационных действий совершены административным ответчиком 13.07.2020. Административному истцу стало известно о внесении указанных записей в отношении принадлежащих ему земельных участков с кадастровыми номерами <номер обезличен> и <номер обезличен> при получении 14.08.2020 и 24.08.2020 уведомлений о приостановлении государственной регистрации прав от 12.08.2020 и от 20.08.2020 соответственно. Настоящий административный иск подан в суд представителем административного истца в электронном виде 13.11.2020 посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», что следует из квитанции об отправке. При этом, ссылка стороны административного ответчика на направление в адрес ФИО5 простой почтовой корреспонденцией уведомлений о внесении в ЕГРН сведений от 13.07.2020 сразу после указанной даты достаточными и бесспорными доказательствами не подтверждена, распечатки из программы о формировании данных уведомлений таковыми доказательствами не могут являться в отсутствие присвоения отправлениям почтового идентификатора, позволяющего отследить направление и получение адресатом почтовой корреспонденции.
При таких данных ссылка представителя административного ответчика на пропуск административным истцом срока для обращения в суд не может быть принята во внимание, поскольку таковой ФИО5 не пропущен, административный иск подан в пределах установленного законом трехмесячного срока для обжалования указанных в иске действий.
В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
По смыслу изложенных норм для удовлетворения требований административного иска об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, необходимо установить совокупность следующих условий: несоответствие закону оспариваемых решения, действий (бездействия) и нарушение данными решением, действиями (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца. Вместе с тем, такой совокупности условий при рассмотрении административного дела судом не установлено.
Так, как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО5 с 09.06.2020 является собственником земельных участков, расположенных по адресу: <адрес обезличен>, с кадастровыми номерами <номер обезличен> и <номер обезличен>, площадью 900 кв.м. и 600 кв.м. соответственно, образованных согласно данным Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) в результате раздела земельного участка общей площадью 1500 кв.м. с кадастровым номером <номер обезличен>, расположенного по адресу: <адрес обезличен>. Указанные обстоятельства подтверждаются выписками из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на недвижимое имущество от 17.02.2020, 09.06.2020, 25.08.2020, выписками из ЕГРН об объекте недвижимости от 22.10.2020, 11.11.2020, выписками из ЕГРН о переходе прав на объект недвижимости от 26.11.2020 и не оспариваются сторонами.
30.07.2020 ФИО5 обратился в Управление Росреестра по Томской области с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок площадью 600 кв.м. с кадастровым номером <номер обезличен> на основании договора дарения земельного участка от 30.07.2020, заключенного ФИО5 (даритель) и ФИО6 (одаряемый). По результатам рассмотрения заявления 14.08.2020 ФИО6 получено уведомление о приостановлении государственной регистрации прав от 12.08.2020 № КУВД-001/2020-10230187/1 в связи с поступлением в орган регистрации прав судебного акта о запрете совершать регистрационные действия в отношении земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен>.
08.08.2020 ФИО5 в лице своего представителя ФИО2 обратился в Управление Росреестра по Томской области с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок площадью 900 кв.м. с кадастровым номером <номер обезличен> на основании договора купли-продажи земельного участка, заключенного 08.08.2020 ФИО5 (продавец) и ФИО2 (покупатель). По результатам рассмотрения заявления 24.08.2020 ФИО2 получено уведомление о приостановлении государственной регистрации от 20.08.2020 № КУВД-001/2020-11075946/1 в связи с поступлением в орган регистрации прав судебного акта о запрете совершать регистрационные действия в отношении земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен>.
Из письма от 20.11.2020 № 13-0919/20 Управления Росреестра по Томской области следует, что согласно данным ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен> внесена запись о государственной регистрации ограничения прав: вид зарегистрированного ограничения – запрещение регистрации, дата регистрации – 13.07.2020, номер государственной регистрации ограничения – <номер обезличен>. В отношении земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен> внесена аналогичная запись о государственной регистрации ограничения прав: вид зарегистрированного ограничения – запрещение регистрации, дата регистрации – 13.07.2020, номер государственной регистрации ограничения – <номер обезличен>.
Обращаясь в суд с настоящим административным иском о признании незаконными действий административных ответчиков по внесению в ЕГРН записей о запрете совершения регистрационных действий с принадлежащими ему земельными участками, административный истец ФИО5 ссылается на обстоятельства отсутствия каких-либо судебных актов о запрете совершения регистрационных действий в отношении земельных участков с кадастровыми номерами <номер обезличен> и <номер обезличен>, при этом письмо судьи судебным актом не является. Однако суд не может согласиться с данным доводом, при этом исходит из следующего.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости регулирует Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений (ч. 2 ст. 1 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
В соответствии с ч. 1 ст. 3 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственную регистрацию прав и ведение Единого государственного реестра недвижимости, является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр) и ее территориальные органы.
В силу положений п. 5 ч. 2 ст. 14 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, вступившие в законную силу судебные акты.
Одним из оснований приостановления государственного государственной регистрации прав согласно п. 37 ч. 1 ст. 26 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» является поступление в орган регистрации прав судебного акта или акта уполномоченного органа о наложении ареста на недвижимое имущество, или о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом, или об избрании в качестве меры пресечения залога в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 16 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются в течение трех рабочих дней с даты поступления в орган регистрации прав судебного акта или акта уполномоченного органа о наложении ареста на недвижимое имущество, или о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом, или об избрании в качестве меры пресечения залога в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации либо судебного акта или акта уполномоченного органа о снятии ареста или запрета, о возврате залога залогодателю или об обращении залога в доход государства.
Таким образом, для государственной регистрации ареста недвижимого имущества (запрета совершения регистрационных действий с недвижимым имуществом) необходим соответствующий акт уполномоченного органа (о наложении (снятии) ареста на имущество либо о принятии иных обеспечительных мер, оформленный в соответствии с требованиями действующего законодательства) (письмо Росреестра от <дата обезличена><номер обезличен> «О внесении в ЕГРН записи о запрете осуществления действий в отношении земельных участков»).
Как видно из дела, в Управление Росреестра по Томской области 02.07.2020 поступила копия определения Советского районного суда г. Томска от 29.06.2020 (в редакции определения об исправлении описки от 30.06.2020), которым частично удовлетворено ходатайство представителя истца ФИО7 – ФИО1 о принятии мер по обеспечению иска ФИО7 к ООО «Агентство кадастровых услуг», ФИО5 о признании результатов межевания земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен> недействительными. Данным судебным постановлением Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области запрещено осуществлять любые регистрационные действия в отношении объекта недвижимости: земельного участка, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, кадастровый номер <номер обезличен>.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 29 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Пунктом 233 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 07.06.2017 № 278 (далее также – Административный регламент), предусмотрено, что государственный регистратор прав при проведении правовой экспертизы в случае государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основании судебного акта удостоверяется в: надлежащем оформлении копии судебного акта; вступлении судебного акта в законную силу; наличии в судебном акте сведений об объекте недвижимости, правообладателе и виде подлежащего государственной регистрации права.
Пунктом 6 статьи 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) предусмотрено, что не указанные в пунктах 2, 4 и 5 настоящей статьи обременения (ограничения) прав, за исключением обременений (ограничений) прав, возникших на основании договоров, сохраняются в отношении образуемых земельных участков, измененных земельных участков в прежних границах.
Учитывая, что земельный участок с кадастровым номером <номер обезличен> прекратил свое существование в результате раздела на момент поступления определения судьи о запрете совершения регистрационных действий с ним, записи о данном земельном участке присвоен статус «архивная», государственный регистратор ФИО4, 06.07.2020 направила запрос в Советский районный суд г. Томска № 10-0510/20, где сообщила о произошедшем 09.06.2020 разделе земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен> на два земельных участка с кадастровыми номерами <номер обезличен> и <номер обезличен> и о регистрации права собственности на них ФИО5 Указанный запрос также содержал просьбу сообщить, распространяется ли запрет, наложенный определением от 29.06.2020, на земельные участки с кадастровыми номерами <номер обезличен> и <номер обезличен>.
Письмом от 10.07.2020 <номер обезличен> судья Советского районного суда г. Томска сообщил, что запрет Управлению Росреестра по Томской области осуществлять любые регистрационные действия в отношении земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен>, установленный определением Советского районного суда г. Томска от 29.06.2020, распространяется на земельные участки с кадастровыми номерами <номер обезличен> и <номер обезличен>, образованные в результате раздела земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен>.
Согласно ч. 2, ч. 3 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебного постановления, а равно иное проявление неуважения к суду влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.
Должностным регламентом № 1086 главного специалиста-эксперта отдела ведения ЕГРН Управления Росреестра по Томской области предусмотрена персональная ответственность государственного регистратора за необоснованный отказ или уклонение в осуществлении государственное регистрации запретов совершать определенные действия с недвижимым имуществом (пункт 2.3.1).
Как разъяснено в п. 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество, не вправе давать правовую оценку вступившему в законную силу судебному акту, в резолютивной части которого содержится вывод о принадлежности имущества определенному лицу на вещном праве, о наличии обременения или ограничения права (абзац первый пункта 5 статьи 8.1 ГК РФ, статья 13 ГПК РФ, статья 16 АПК РФ).
При таких данных, поскольку принадлежащие ФИО5 земельные участки с кадастровыми номерами <номер обезличен> и <номер обезличен> образованы в результате раздела земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен>, у Управления Росреестра по Томской области и государственного регистратора, располагавших данными сведениями, в силу приведенных выше правовых норм не имелось оснований не исполнить определение судьи от 29.06.2020 (в редакции определения об исправлении описки от 30.06.2020) с учетом приведенных в письме судьи разъяснений от 10.07.2020 и отказать в государственной регистрации обременения в виде запрета совершать регистрационные действия с земельными участками с кадастровыми номерами <номер обезличен> и <номер обезличен>, несмотря на указание в определении судьи на запрещение Управлению Росреестра по Томской области осуществлять любые регистрационные действия в отношении земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен>.
Доводы административного иска относительно незаконности действий государственного регистратора по направлению запроса не могут быть приняты во внимание, поскольку согласно п. 218 Административного регламента при проведении правовой экспертизы представленных документов государственный регистратор прав вправе, а при выявлении причин, препятствующих государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав, предусмотренных пунктом 6 части 1 статьи 26 Закона о регистрации, обязан принять меры по получению дополнительных документов (сведений), необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе подтверждению подлинности представленных заявителем документов или достоверности указанных в них сведений (часть 9 статьи 29 Закона о регистрации), в частности, формирует и направляет в органы государственной власти и (или) органы местного самоуправления, организации (органы) по учету объектов недвижимости, органы по учету государственного и муниципального имущества, другие органы и организации, располагающие сведениями (документами), необходимыми для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, запросы для получения недостающих или проверки вызывающих сомнение сведений.
При этом суд учитывает, что Управление Росреестра по Томской области, не являясь лицом, участвующим в деле <номер обезличен>, в рамках рассмотрения которого судьей Советского районного суда г. Томска наложен вышеназванный запрет на совершение регистрационных действий, не располагало иной возможностью, кроме направления запроса, получить информацию о том, распространяется ли запрет на совершение регистрационных действий на земельные участки, образованные в результате раздела земельного участка, в отношении которого судьей наложено соответствующее запрещение.
Также не может быть принят во внимание довод административного иска о невозможности применения к возникшим правоотношениям п. 6 ст. 11.8 ЗК РФ в силу вынесения определения о наложении запрета на совершение регистрационных действий уже после раздела спорного земельного участка и прекращения его существования, а также отсутствия какого-либо спора в отношении образованных в результате его раздела земельных участков.
Так, на основании положений ст.ст. 139, 140 ГПК РФ обеспечение иска допускается во всяком положении дела, если непринятие мер по обеспечению иска может затруднить или сделать невозможным исполнение решения суда. Мерами по обеспечению иска могут быть, в том числе, запрещение другим лицам совершать определенные действия, касающиеся предмета спора.
Как следует из представленного искового заявления ФИО7, определений Советского районного суда г. Томска от 23.06.2020, 30.06.2020, истец ФИО7 обратился в Советский районный суд г. Томска с иском, в котором просит признать недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен>, принадлежащего на праве собственности ФИО5, и исключить из ЕГРН сведения о местоположении границ данного земельного участка. Из содержания определения о принятии мер по обеспечению иска ФИО7 следует, что при принятии решения о наложении запрета на совершение регистрационных действий в отношении спорного земельного участка судьей учтено, что в случае удовлетворения заявленных требований отчуждение земельного участка третьим лицам может затруднить или сделать невозможным исполнение решения суда по делу, в связи с чем в целях сохранения положения, существующего на момент подачи иска, судьей принята указанная обеспечительная мера. Учитывая, что иск ФИО7 принят к производству суда 29.06.2020, то есть уже после раздела земельного участка, сведениями о его разделе на момент подачи иска ни истец, ни суд не располагал, земельные участки образованы в тех же границах, о которых ведется спор, в связи с чем предусмотренная п. 6 ст. 11.8 ЗК РФ правовая конструкция сохранения обременения, несмотря на его возникновение уже после раздела спорного земельного участка, в данном случае направлена на установление гарантий исполнимости судебного акта, который будет принят в результате разрешения спора по границам земельного участка.
При таких данных, установив вышеприведенные обстоятельства, исследовав представленные в дело доказательства, суд приходит к выводу, что действия административных ответчиков по внесению в ЕГРН записей об ограничении права в виде запрета совершать регистрационные действия в отношении принадлежащих ФИО5 земельных участков на основании определения судьи соответствуют закону, иным нормативно-правовым актам, регулирующим основания и порядок их совершения.
В соответствии с ч. 6 ст. 26 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по основанию, указанному в пункте 37 части 1 настоящей статьи, приостанавливается до поступления в орган регистрации прав судебного акта или акта уполномоченного органа о снятии предусмотренных пунктом 37 части 1 настоящей статьи ареста или запрета.
Согласно ст. 144 ГПК РФ обеспечение иска может быть отменено тем же судьей или судом по заявлению лиц, участвующих в деле, либо по инициативе судьи или суда. В случае отказа в иске принятые меры по обеспечению иска сохраняются до вступления в законную силу решения суда. Однако судья или суд одновременно с принятием решения суда или после его принятия может вынести определение суда об отмене мер по обеспечению иска. При удовлетворении иска принятые меры по его обеспечению сохраняют свое действие до исполнения решения суда.
20.11.12020 государственным регистратором ФИО4 Управления Росреестра по Томской области направлен запрос в Советский районный суд г. Томска с просьбой направить в адрес регистрирующего органа копию судебного акта об отмене обеспечительных мер по делу <номер обезличен>, если таковой выносился. В ответе от 23.11.2020 судья Советского районного суда г. Томска сообщила, что запрет Управлению Росреестра осуществлять любые регистрационные действия в отношении земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен>, установленный определением от 29.06.2020, который в соответствии с письмом от 10.07.2020 распространяется также на земельные участки с кадастровыми номерами <номер обезличен> и <номер обезличен>, образованные в результате раздела земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен>, до настоящего времени не снят и является действующим, судебный акт об отмене вышеназванного запрета судом не выносился.
На момент рассмотрения настоящего административного дела сведений о вынесении судебного акта об отмене мер по обеспечению иска ФИО7 в рамках рассмотрения Советским районным судом г. Томска гражданского дела <номер обезличен> также не имеется, таковых в адрес суда либо регистрирующего органа не поступало, а потому, учитывая вывод о законности действий административных ответчиков по внесению 13.07.2020 в ЕГРН записей о запрете совершения регистрационных действий в отношении земельных участков с кадастровыми номерами <номер обезличен> и <номер обезличен>, оснований для возложения на Управление Росреестра по Томской области обязанности погасить (прекратить) записи о регистрации ограничений (обременений) права от 13.07.2020 <номер обезличен> и <номер обезличен> у суда не имеется.
При таких обстоятельствах, суд находит требования административного иска ФИО5 не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 177-180 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление ФИО5 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области, государственному регистратору ФИО4 о признании незаконным действия по внесению (регистрации) в Едином государственном реестре недвижимости в сведениях об объектах недвижимости – земельных участках с кадастровым номером <номер обезличен>, площадью 600 кв.м., и с кадастровым номером <номер обезличен>, площадью 900 кв.м., расположенных по адресу: <адрес обезличен>, записей о регистрации ограничений (обременений) права от 13.07.2020 <номер обезличен> и <номер обезличен>, обязании погасить (прекратить) указанные записи оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Ленинский районный суд г. Томска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: Н.О. Макаренко
Мотивированный текст решения суда изготовлен 18.01.2021.
УИД 70RS0002-01-2020-006705-17