дело ...а-1940/21 РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации ...... Нижнекамский городской суд Республики ФИО1 в составе председательствующего судьи Галимова М.М., при секретаре судебного заседания Егоровой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление садоводческого некоммерческого товарищества «Нефтехимик» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Татарстан, государственному регистратору Нижнекамского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Татарстан Насыровой Рамиле Ильгамовне о признании незаконным решения от ... и понуждении устранить допущенное нарушение, УСТАНОВИЛ: Садоводческое некоммерческое товарищество (далее – СНТ) «Нефтехимик» в лице председателя правления ФИО3 обратилось в суд с названным административным исковым заявлением. В обоснование требований указано, что административному истцу принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером ..., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное пользование – для эксплуатации производственной базы, площадью 7929 кв.м., расположенный по адресу: РТ, ...-б, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от .... На земельном участке имеются принадлежащие административному истцу объекты недвижимости: теплая стоянка на 24 транспортных единицы с кадастровым номером ..., год постройки объекта 1987 год, право собственности зарегистрировано ...; временное здание конторы дирекции Нижнекамскнефтехим с кадастровым номером ..., год постройки объекта 1963 год, право собственности зарегистрировано ...; нежилое здание с кадастровым номером ..., согласно техническому паспорту от ... – «здание производственной базы с/т Нефтехимик», год постройки объекта 1987 год. В 1995 году объекты были переданы Садоводческому товариществу «Нефтехимик». СНТ «Нефтехимик» является правопреемником СТ «Нефтехимик», образованного в 1990 году. Административный истец обратился в Нижнекамский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике ФИО1 (далее – Нижнекамский отдел Росреестра, Росреестр) с заявлением на осуществление государственного учета изменений (уточнение местоположения границ здания) в отношении здания с кадастровым номером .... Уведомлением ответчика от ... было приостановлено, в последующем уведомлением от ... отказано в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, поскольку: - форма и (или) содержание документа, предоставленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства РФ, а именно, предоставленный технический план по содержанию не соответствует требованиям к подготовке технического плана; - в заявлении ошибочно заполнена строка 19; - в заявлении указаны не все характеристики подлежащие изменению; - отсутствует документ основания для подготовки технического плана; - согласно приложенным документам произошла реконструкция объекта учета, отсутствует разрешение на ввод реконструированного объекта в эксплуатацию. Просит суд признать решение об отказе в государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости с кадастровым номером ... незаконным и обязать административного ответчика устранить допущенное нарушение, поскольку предоставленный в Росреестр технический план здания подготовлен кадастровым инженером; были предоставлены также Технический паспорт здания от ... и техническое заключение от ..., выполненное АО «Нижнекамский Татагропромпроект», из которого следует, что «объект недвижимости свои границы и другие основные характеристики не изменил, в результате выполненных работ не был создан новый объект, выполнена частичная внутренняя перепланировка нежилого здания», реконструкции не было. Представитель административного истца ФИО4 в судебном заседании требования поддержал по изложенным в иске основаниям. Административный ответчик государственный регистратор Нижнекамского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Татарстан Насырова Р.И., представители административного ответчика Нижнекамского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан Галиева Г.Н. и Сенников С.Ю., действующие на основании доверенностей, в судебном заседании просили в удовлетворении иска отказать, поскольку принятое решение является законным и обоснованным. Исследовав имеющиеся в деле доказательства, выслушав доводы сторон, суд приходит к следующему. Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров. Согласно части 12 статьи 29 Федерального закона от ... № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон) приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд. В соответствии с частью 1, пунктом 5 части 2 статью 14 Закона государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Законом порядке. Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе вступившие в законную силу судебные акты. В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Закона документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества, и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц. Согласно пунктам 5, 7 и 9 части 1 статьи 26 Закона осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации; не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам. Согласно статье 27 Закона в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона. В соответствии с частью 10 статьи 40 Закона государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на объект незавершенного строительства осуществляются на основании разрешения на строительство такого объекта и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута. Согласно пункту 3 части 1 статьи 29 Закона государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Судом установлено, что ... СНТ «Нефтехимик», в лице председателя правления ФИО3, обратилось в Нижнекамский отдел Росреестра с заявлением на осуществление государственного учета изменений (уточнение местоположения границ здания) в отношении здания производственной базы с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: РТ, ..., с приложением технического плана здания от ... и технического заключения от .... ... по результатам правовой экспертизы представленных документов, государственным регистратором Нижнекамского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике ФИО1 Р.И. в адрес СНТ «Нефтехимик» направлено уведомление ... о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, поскольку: - форма и (или) содержание документа, предоставленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства РФ, а именно, предоставленный технический план по содержанию не соответствует требованиям к подготовке технического плана; - в заявлении ошибочно заполнена строка 19; - в заявлении указаны не все характеристики подлежащие изменению; - отсутствует документ основание для подготовки технического плана; - согласно приложенным документам произошла реконструкция объекта учета, отсутствует разрешение на ввод реконструированного объекта в эксплуатацию. ... государственным регистратором Нижнекамского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике ФИО1 Р.И. в адрес СНТ «Нефтехимик» направлено уведомление ... об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав изменений объекта недвижимости Производственной базы СНТ «Нефтехимик» с кадастровым номером ... в связи с истечением срока приостановления и не устранением причин. Совокупность вышеприведенных норм права и установленных по делу обстоятельств дают суду основания для отказа в удовлетворении административного искового заявления СНТ «Нефтехимик», поскольку решение административного ответчика об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав изменений объекта недвижимости соответствует Закону. Доводы административного истца, основанные на жилищном законодательстве, о том, что объект недвижимости свои границы и другие основные характеристики не изменил, в результате выполненных работ не был создан новый объект, выполнена частичная внутренняя перепланировка нежилого здания и реконструкции не было, не являются основанием для удовлетворения требований административного истца, поскольку административным ответчиком обоснованно применены нормы Закона, действующие на момент обращения административного истца с заявлением о кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав изменений объекта недвижимости. Согласно статье 25 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) перепланировка помещения в многоквартирном доме представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме. Однако, жилищное законодательство регулирует отношения по поводу возникновения, осуществления, изменения, прекращения права владения, пользования, распоряжения жилыми помещениями государственного и муниципального жилищных фондов, пользования жилыми помещениями частного жилищного фонда и др. (статья 4 ЖК РФ). Производственная база СНТ «Нефтехимик» с кадастровым ..., расположенная по адресу: ..., многоквартирным домом не является, следовательно применение к данным правоотношениям жилищного законодательства является неправомерным. Статьей 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) установлено, что законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, сносу, а также по эксплуатации зданий, сооружений (далее - градостроительные отношения). К отношениям, связанным с принятием мер по обеспечению безопасности строительства, эксплуатации зданий, сооружений, сноса объектов капитального строительства, предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий при осуществлении градостроительной деятельности, нормы законодательства о градостроительной деятельности применяются, если данные отношения не урегулированы законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, законодательством Российской Федерации о безопасности гидротехнических сооружений, законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов, законодательством Российской Федерации об использовании атомной энергии, техническими регламентами. ГрК РФ не установлено такое понятие, как «перепланировка». Статьей 1 данного кодекса дается определение ряду понятий, применяемых в градостроительной сфере, а именно: объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие); реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов; капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженернотехнического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов. ГрК РФ также определен порядок эксплуатации зданий в главе 6.2. Эксплуатация зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с их разрешенным использованием (назначением). Эксплуатация построенного, реконструированного здания, сооружения допускается после получения застройщиком разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (за исключением случаев, указанных в части 3 настоящей статьи), а также акта, разрешающего эксплуатацию здания, сооружения, в случаях, предусмотренных федеральными законами. В случае, если для строительства, реконструкции объектов капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство, эксплуатация таких объектов допускается после окончания их строительства, реконструкции. В случае капитального ремонта зданий, сооружений эксплуатация таких зданий, сооружений допускается после окончания их капитального ремонта. Эксплуатация зданий, сооружений, в том числе содержание автомобильных дорог, должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов. В случае, если для строительства, реконструкции зданий, сооружений в соответствии с настоящим Кодексом не требуются подготовка проектной документации и (или) выдача разрешений на строительство, эксплуатация таких зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов. В целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений. Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации. Техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации. При эксплуатации зданий, сооружений государственный контроль (надзор) осуществляется в случаях, предусмотренных федеральными законами. Представленное административным истцом техническое заключение от ..., выполненного АО «Нижнекамский Татагропромпроект», не может служить юридически значимым документом, подтверждающим отсутствие необходимости в разрешении на реконструкцию. Так, в соответствии со статьей 55.5-1 ГрК РФ специалистом по организации инженерных изысканий, специалистом по организации архитектурно-строительного проектирования, специалистом по организации строительства является физическое лицо, которое имеет право осуществлять по трудовому договору, заключенному с индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, трудовые функции по организации выполнения работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства в должности главного инженера проекта, главного архитектора проекта и сведения о котором включены в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования или в национальный реестр специалистов в области строительства. Специалисты по организации инженерных изысканий, специалисты по организации архитектурно-строительного проектирования, сведения о которых включены в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, привлекаются индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом по трудовому договору в целях организации выполнения работ соответственно по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации. К должностным обязанностям специалистов по организации инженерных изысканий, специалистов по организации архитектурно-строительного проектирования относятся соответственно: подготовка и утверждение заданий на выполнение работ по инженерным изысканиям, заданий на подготовку проектной документации объекта капитального строительства; определение критериев отбора участников работ по выполнению инженерных изысканий, подготовке проектной документации и отбору исполнителей таких работ, а также по координации деятельности исполнителей таких работ; представление, согласование и приемка результатов работ по выполнению инженерных изысканий, подготовке проектной документации; утверждение результатов инженерных изысканий, проектной документации; утверждение в соответствии с частью 15.2 статьи 48 настоящего Кодекса подтверждения соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям, указанным в части 3.8 статьи 49 настоящего Кодекса. Таким образом, у АО «Нижнекамский Татагропромпроект» полномочия по выдаче заключения о необходимости разрешения на реконструкцию отсутствуют. Данное заключение является инженерным изысканием и дает оценку объекту капитального строительства, но не юридическое заключение в градостроительной сфере. В соответствии со статьей 8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности относятся, в том числе, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений; проведение осмотра зданий, сооружений на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов, предъявляемыми к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности указанных объектов, требованиями проектной документации, выдача рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом; Согласно статье 40 Федерального закона от ... N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" обязательная оценка соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов эксплуатации требованиям настоящего Федерального закона и требованиям, установленным в проектной документации, осуществляется в форме: эксплуатационного контроля; государственного контроля (надзора). Оценка соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов эксплуатации в форме эксплуатационного контроля осуществляется лицом, ответственным за эксплуатацию здания или сооружения, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Оценка соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов эксплуатации в форме государственного контроля (надзора) осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами. Таким образом, орган, уполномоченный на выдачу соответствующих разрешений на реконструкцию, и вправе давать заключение о необходимости, либо отсутствии необходимости в таком при проведении работ в нежилом здании. При этом, из материалов дела усматривается, что административный истец обращался в соответствующий орган для получения копии ранее выданного разрешения на строительство (реконструкцию) в орган местного самоуправления, на что ему был направлен ответ о необходимости обращения в Государственную строительную инспекцию по Республике Татарстан по подведомственности. Кроме того, наименование объекта недвижимости согласно представленному техническому плану идет как «реконструкция здания для обслуживания населения под торговый центр». Согласно статье 24 Федерального закона № 218-ФЗ от 13.07.2015г. "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон № 218-ФЗ) технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера. Сведения о здании, сооружении или едином недвижимом комплексе, за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке и их площади, площади застройки, указываются в техническом плане на основании представленной заказчиком кадастровых работ проектной документации таких объектов недвижимости. При отсутствии на момент выполнения кадастровых работ возможности визуального осмотра подземных конструктивных элементов здания, сооружения или объекта незавершенного строительства для осуществления измерений, необходимых для определения местоположения соответствующего объекта недвижимости на земельном участке (контура здания, сооружения, объекта незавершенного строительства), допускается использование исполнительной документации, ведение которой предусмотрено частью 6 статьи 52 ГрК РФ. Сведения об объекте незавершенного строительства, за исключением сведений о местоположении такого объекта недвижимости на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на строительство такого объекта и проектной документации такого объекта недвижимости. Если законодательством Российской Федерации в отношении объектов недвижимости (за исключением единого недвижимого комплекса) не предусмотрены подготовка и (или) выдача указанных в частях 8-10 настоящей статьи разрешений и проектной документации, соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости. В отношении созданного объекта недвижимости декларация составляется и заверяется правообладателем земельного участка, на котором находится такой объект недвижимости, а в отношении бесхозяйного объекта недвижимости - органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится такой объект недвижимости. Указанная декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью. Детальные требования к подготовке технического плана отражены в Приказе Минэкономразвития России от ... N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений" (далее - Приказ Минэкономразвития России N 953). Статьей 71 Федерального закона № 218-ФЗ установлены особенности подготовки технического плана здания, сооружения, помещения, машино-места, объекта незавершенного строительства, а именно, в случае отсутствия разрешения на ввод здания или сооружения в эксплуатацию, проектной документации таких объектов недвижимого имущества сведения о здании или сооружении (за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимого имущества на земельном участке и об их площади, площади застройки) указываются в техническом плане также на основании представленного заказчиком кадастровых работ технического паспорта такого объекта недвижимости, изготовленного до .... В случае отсутствия разрешения на строительство на объект незавершенного строительства, проектной документации на объект незавершенного строительства сведения о таком объекте недвижимого имущества, за исключением сведений о местоположении такого объекта недвижимого имущества на земельном участке, указываются в техническом плане также на основании представленного заказчиком кадастровых работ технического паспорта такого объекта недвижимого имущества, изготовленного до .... В случае, если на момент принятия решения о вводе объекта в эксплуатацию для принятия указанного решения законодательством о градостроительной деятельности не предусматривалось представление технического плана объекта недвижимости, сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте (за исключением сведений о местоположении здания, сооружения на земельном участке, об их площади, о площади застройки, сведений о площади и местоположении помещения или машино-места в пределах этажа здания или сооружения, либо в пределах здания или сооружения, либо в пределах соответствующей части здания или сооружения) указываются в техническом плане также на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Исходя из разъяснений Минэкономразвития России (письма от ... N ..., от ... N ..., от ... N ОГ-..., от ... N ..., от ... N ...), Росреестра (письма от ... N 14-08627/13, от ... N 14-03959/14, от ... N 14-04030/14), если для строительства объекта недвижимости в соответствии с законодательством в области градостроительной деятельности требуется разработка проектной документации, получение соответствующего разрешения на строительство и последующий ввод в эксплуатацию объекта недвижимости, то технический план такого объекта недвижимости должен быть подготовлен кадастровым инженером на основании таких документов, а не на основании декларации об объекте недвижимости. Таким образом, технический план может быть подготовлен на основании: Технического паспорта, изготовленного до ... года Декларации об объекте недвижимости (если не требуется разрешения на строительство) на основании представленных заказчиком кадастровых работ проектной документации таких объектов недвижимости, выданного до ... разрешения на ввод таких объектов недвижимости в эксплуатацию, Сведения об объекте незавершенного строительства, за исключением сведений о местоположении такого объекта недвижимости на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ проектной документации такого объекта недвижимости, разрешения на строительство, если его получение предусмотрено законодательством в области градостроительной деятельности. Если для строительства, реконструкции сооружения в соответствии с законодательством РФ не требуется выдача разрешения на его строительство, реконструкцию и в соответствии с ЗК РФ допускается размещение такого сооружения на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельного участка или установления сервитута, сведения о сооружении, если такое сооружение является объектом недвижимости, за исключением сведений о его местоположении на земельном участке или землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ проектной документации такого сооружения и документа, подтверждающего техническую приемку объекта в эксплуатацию, если разработка проектной документации и такая приемка предусмотрены законодательством Российской Федерации. Разрешения на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства и проектной документации таких объектов недвижимости. Следовательно, представленный административным истцом технический план объекта капитального строительства не соответствует требованиям, установленным статьей 24 Федерального закона № 218-ФЗ, предъявляемым к техническим планам, Приказу Минэкономразвития России N 953. Дополнительным основанием для принятия решения о приостановлении и об отказе в государственной регистрации учета изменений в отношении вышеуказанного объекта послужило отметка в строке 19 заявления. Приказом Министерства экономического развития РФ от ... N 920 "Об утверждении форм заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, заявления об исправлении технической ошибки в записях Единого государственного реестра недвижимости, о внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости заинтересованным лицом, о внесении в Единый государственный реестр недвижимости записей о наличии возражения в отношении зарегистрированного права на объект недвижимости, записей о невозможности государственной регистрации права без личного участия правообладателя, записей о наличии прав требований в отношении зарегистрированного права, отдельных записей о правообладателе, отдельных дополнительных сведений об объекте недвижимости, требований к их заполнению, требований к формату таких заявлений и представляемых с ними документов в электронной форме, а также формы заявления о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках и о местоположении на них зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, полученных в результате выполнения комплексных кадастровых работ" (далее - Приказ Министерства экономического развития РФ N 920) были установлены требования к заполнению форм заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества. В строке 19 данного заявления совершается удостоверительная надпись нотариуса о свидетельствовании подлинности подписи на документе. В представленном заявлении ... в строке 19 проставлена фамилия и инициалы, дата удостоверительной надписи, однако не содержится информация о номере реестровой записи нотариуса, подписи и печати нотариуса. Согласно статье 15 Федерального закона № 218-ФЗ государственная регистрация может быть осуществлена на основании заявления нотариуса или его работника, уполномоченного в порядке, установленном Основами законодательства Российской Федерации о нотариате от ... N4462-1, при государственной регистрации права на объект недвижимости, возникшего на основании нотариально удостоверенной сделки или иного совершенного нотариусом нотариального действия. Согласно статье 18 данного закона в случае представления заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов посредством почтового отправления: подлинность подписи заявителя на заявлении должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, а также в нотариальном порядке удостоверена доверенность, подтверждающая полномочия представителя заявителя; сделка с объектом недвижимости должна быть нотариально удостоверена; доверенность, подтверждающая полномочия лица, совершившего сделку, должна быть нотариально удостоверена, если подлежащая государственной регистрации сделка с объектом недвижимого имущества или сделка, на основании которой подлежит государственной регистрации право либо ограничение права и обременение объекта недвижимости, совершена представителем, действующим на основании доверенности; к заявлению прилагаются копия документа, удостоверяющего личность физического лица (правообладателя, стороны или сторон сделки, а также представителя данных лиц, если заявителем является представитель), и копия документа, удостоверяющего личность физического лица - представителя юридического лица (если правообладателем, стороной или сторонами сделки являются юридические лица). Учитывая содержание представленных документов и заявления об учете изменений в сведениях государственного кадастра недвижимости государственным регистратором был сделан вывод об ошибочности заполнения строки 19 заявления. Данное препятствие в проведении учетно-регистрационных действий могло быть устранено путем обращения в регистрирующий орган с корректирующим заявлением в пределах трехмесячного срока приостановления. В силу статьи 15 Федерального закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав в связи с созданием объекта недвижимости на основании разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, которое представлено органом государственной власти, органом местного самоуправления или уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 19 настоящего Федерального закона, в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости. Представленный технический план содержал сведения, подлежащие внесению в Единый государственный реестр недвижимости не только заявленные правообладателем (расположение на соответствующем земельном участке), но и изменения в основных и дополнительных характеристиках, что не соответствовало представленному заявлению об учете изменений только одной характеристики. На основании изложенного, решение о приостановлении, а в последующем и решение об отказе административным ответчиком принято в соответствии с действующим законодательством, в связи с чем требование административного истца к Нижнекамскому отделу Росреестра подлежит оставлению без удовлетворения. На основании изложенного, и руководствуясь статьями 175 – 180 КАС РФ, суд РЕШИЛ: Административное исковое заявление садоводческого некоммерческого товарищества «Нефтехимик» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Татарстан, государственному регистратору Нижнекамского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Татарстан Насыровой Рамиле Ильгамовне о признании незаконным решения от ... об отказе в государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: РТ, ..., и понуждении устранить допущенное нарушение, оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Нижнекамский городской суд Республики Татарстан. Судья М.М. Галимов |