ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1942/20 от 22.12.2020 Новошахтинского районного суда (Ростовская область)

УИД 61RS0020-01-2020-003928-53

Дело №-2а-1942/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 декабря 2020 года. г. Новошахтинск

Новошахтинский районный суд Ростовской области

в составе:

председательствующего судьи Ленивко Е.А.

при секретаре Фисенко О.А.,

с участием административного истца ФИО1,

представителя административного истца ФИО2, действующей на основании доверенности от 03.11.2020,

представителей административного ответчика ФИО3, действующей на основании доверенности от 14.05.2019 ....., ФИО4, действующей на основании доверенности от 29.10.2020 .....,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Отделу главного архитектора Администрации города Новошахтинска, Администрации города Новошахтинска Ростовской области о признании постановления об отказе в переводе нежилого помещения в жилое помещение незаконным, заинтересованное лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец обратился в суд с административным иском к административным ответчикам Отделу главного архитектора Администрации города Новошахтинска, Администрации города Новошахтинска Ростовской области, в котором просит признать Постановление Администрации города Новошахтинска ..... от 12.10.2020, Уведомление об отказе в переводе нежилого помещения в жилое помещение от 13.10.2020 не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы ФИО1 Обязать Администрацию города Новошахтинска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ФИО1 путем принятия решения о переводе нежилого помещения (нежилое здание, с кадастровым номером ....., расположенного по адресу: Ростовская область, городской округ <адрес>, общей площадью 119.3 кв. м.) в жилое помещение (жилой дом). А обоснование своих требований административный истец указала, что согласно выписке из сведений ЕГРН ..... от 17.08.2020 объект недвижимости с кадастровым номером ....., общей площадью 119.3 кв. м, назначение: нежилое здание, по адресу: <адрес>, принадлежит ей, ФИО1, на праве собственности, номер регистрации: ..... от 05.12.2018, расположен на земельном участке с кадастровым номером ....., принадлежащем ей на праве собственности, о чем в сведениях ЕГРН внесена запись ..... от 17.06.2020, категория земель: Земли населённых пунктов, вид разрешенного использования: Для индивидуального жилищного строительства, что подтверждается выпиской ЕГРН ..... от 10.08.2020. В соответствие с Постановлением «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги Администрацией города Новошахтинска «Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение» ..... от 21.11.2019, контроль за исполнением постановления возложен на главного архитектора города П.С.Я. В рамках возложенных функций отдел предоставляет муниципальную услугу «Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение». Являясь собственником земельного участка и расположенного на нем нежилого здания, 31.08.2020 она, ФИО1, обратилась в Отдел главного архитектора Администрации города Новошахтинска с заявлением о переводе нежилого помещения (нежилого здания) с кадастровым номером ....., расположенного по адресу: <адрес>, в жилое помещение (жилой дом). С вышеуказанным заявлением она представила: документы, подтверждающие право собственности на объект недвижимости, в отношении которого подано заявление, технический план от 10.08.2020. 16.09.2020 она получила Уведомление ..... от 09.09.2020 о том, что ей необходимо предоставить в Отдел главного архитектора г. Новошахтинска информацию о необходимости или отсутствии необходимости переустройства и (или) перепланировки нежилого помещения для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого помещения и План переводимого помещения с его техническим описанием (представленный ею Технический план здания, на основании которого внесены дополнительные сведения в ЕГРН, как указано в вышеупомянутом Уведомлении, не является Планом переводимого помещения с его техническим описанием) в течение 15 дней. В указанный срок ею были представлены указанные в Уведомлении информация о том, что отсутствует необходимость в переустройстве и перепланировке нежилого помещения (нежилого здания) с кадастровым номером ..... для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого помещения и План переводимого помещения с его техническим описанием, а так же дополнительно Технический паспорт от 02.05.2019, подготовленный МП БТИ г. Новошахтинска. В телефонном режиме специалист, подготовившая Уведомление от 09.09.2020, заверила, что дополнительно представленная информация об отсутствии необходимости в переустройстве и перепланировке нежилого помещения (нежилого здания) и План переводимого помещения с его техническим описанием, дополнили недостающую информацию и документы, и теперь в полном объеме соответствуют необходимому пакету документов, которые необходимо было представить с заявлением о переводе нежилого помещения в жилое в соответствии со ст.ст.22-23 ЖК РФ. Каких-либо других замечаний к представленным с вышеуказанным заявлением о переводе нежилого помещения из Отдела главного архитектора г. Новошахтинска не поступало. Соответственно, она была уверена в том, что будет подготовлено положительное решение по её заявлению. Однако ей было выдано Уведомление об отказе в переводе нежилого помещения в жилое от 13.10.2020. С данным решением она не согласна, считая его незаконным и нарушающим её права и законные интересы, поскольку перевод помещений из жилых в нежилые производится в порядке, определяемом жилищным законодательством, а именно положениями ст. 23, 24,22 ЖК РФ. Она считает, что ею не был нарушен порядок перевода нежилого помещения в жилое помещение, предусмотренный статьей 23 ЖК РФ, поскольку были представлены все необходимые документы для перевода спорного нежилого помещения в жилое. Уведомление об отказе, подготовленное Отделом главного архитектора г. Новошахтинска и заверенное главным архитектором ФИО4, не соответствует утвержденной Постановлением Правительства РФ ..... от 10.08.2005 форме, не указано в реквизите «Решил», результат решения, указана лишь ссылка на Постановление Администрации города Новошахтинска ..... от 12.10.2020, а далее по тексту описаны реквизиты, заполняемые в случае положительного решения. Как следует из содержания оспариваемого Постановления Администрации города Новошахтинска ..... от 12.10.2020, Уведомления от 13.10.2020, отказывая ей в переводе помещения из нежилого в жилое, ответчик исходил из того, что в представленных ею с заявлением документах: отсутствуют правоустанавливающие документы на переводимое помещение, несмотря на то, что право собственности, согласно сведениям ЕГРН, зарегистрировано; в переводимом помещении отсутствуют данные о помещениях, расположенных в этом здании, хотя не указано в заявлении о каких-либо других помещениях, которые могли бы быть там расположены. В нарушение требований ч. 2 ст. 24 ЖК РФ в решении ответчика об отказе в переводе помещения из нежилого в нежилое, отсутствуют обязательные ссылки на допущенные ею нарушения, не содержится указание на конкретное нарушение ч. 2 ст. 22 ЖК РФ, в которой приведены несколько оснований для невозможности такого перевода. Кроме того, в поданном ею, ФИО1, заявлении о переводе, указана просьба осуществить перевод нежилого помещения с кадастровым номером ....., общей площадью 119.3 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, в жилое. В представленных с заявлением документах четко усматривается, что объект недвижимости обособлен, не входит в состав другого объекта недвижимости, как и не содержит в себе другие объекты недвижимости. В заявлении отражено намерение изменить целевое назначение спорного объекта недвижимости и перевести из категории нежилого помещения - нежилого здания, в категорию жилого помещения - жилого дома. Согласно части 1 статьи 15 ЖК объектами жилищных прав являются жилые помещения, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 16, к жилым помещениям относится жилой дом, в соответствии с частью 2 настоящей статьи, жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании. Перевод требуется осуществить для дальнейшего внесения изменений в ЕГРН сведений о назначении принадлежащего ей на праве собственности нежилого помещения- нежилого здания с кадастровым номером 61:56:0070112:362 на жилой дом. В силу прямого указания ч. 3 ст. 23 ЖК РФ орган, осуществляющий перевод помещений, не вправе требовать от заявителя представление других документов, кроме документов, истребование которых у заявителя допускается в соответствии с ч. 2 ст. 23 ЖК РФ. Требования к жилому помещению содержатся в Разделе II Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47. Решение о признании здания жилым принимается на основании заключения комиссии, формируемой органом местного самоуправления, в состав которой должны входить представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - органы государственного надзора (контроля), на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, а также в случае необходимости - представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий (п. 7 Положения). При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения (п. 43 Положения). Выявленные межведомственной комиссией несоответствия помещения требованиям к жилому помещению являются основанием для отказа в переводе нежилого помещения в жилое (ч. 4 ст. 22 ЖК РФ). Положение предполагает создание соответствующей межведомственной комиссии, а также процедуру принятия ею соответствующих решений. В рамках рассмотрения её заявления о переводе нежилого помещения в жилое от 30.08.2020 межведомственной комиссией не проводилось никаких процедур для принятия соответствующих решений. Основания для отказа предусмотрены ч. 1 ст. 24 ЖК РФ, их перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит, в связи с чем она полагает Постановление Администрации города Новошахтинска ..... от 12.10.2020 и Уведомление об отказе в переводе нежилого помещения в жилое помещение от 13.10.2020, направленные на уклонение от перевода нежилого помещения в жилое, не соответствуют нормативным правовым актам, чем нарушают её права, свободы и законные интересы, направленные на внесение изменений в ЕГРН сведений о целевом назначении нежилого помещения путем внесения назначения «жилой дом». На основании изложенного просит административные исковые требования удовлетворить.

Затем административный истец свои требования уточнила, просила признать оспариваемое постановление об отказе в переводе нежилого помещения в жилое помещение незаконным и обязать административного ответчика устранить нарушение её прав, путем повторного рассмотрения заявления по представленным ею документам.

В судебном заседании административный истец и её представитель уточненные административные исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, просили их удовлетворить, а также административный истец пояснила, что требования в заявлении были указаны о переводе нежилого помещения в жилое, так как различий между нежилым зданием и нежилым помещением они не видят. Исходя из этого, она и предоставляла документы. Право собственности у неё зарегистрировано на нежилое здание, а не помещение. Ранее земельный участок имел вид разрешенного использования: под гаражи, автомобильные стоянки. В настоящее время он изменен на вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства. Она фактически увеличила площадь существующего гаража до той площади, которая есть в настоящее время. После чего была произведена регистрация её права, убрали назначение: гараж, изменив на назначение: нежилое здание. В рамках ранее полученного ею уведомления о реконструкции гаража под индивидуальный жилой дом, она в установленном порядке для изменения площади объекта в Отдел главного архитектора не обращалась. На сайте Администрации города есть алгоритм по переводу нежилого здания в жилое. Она воспользовалась данной услугой, однако ей не разъяснили, что с её документами не так, поэтому она рассчитывала получить положительное решение.

Представители административного ответчика в судебном заседании административные исковые требования не признали, просили в удовлетворении заявленных требований отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях на административный иск, приобщенных к материалам дела. Представитель административного ответчика главный архитектор П.С.Я. дополнительно пояснила, что специалистом отдела были рассмотрены представленные административным истцом документы, и было установлено, что перевод нежилого помещения в жилое не соответствует заявленному объекту, которое является зданием. Термины «здание» и «помещение» обозначают совершенно разные объекты, на что указано в Своде правил и СНиП. С заявлением о вводе объекта в эксплуатацию в рамках ранее полученного уведомления о реконструкции гаража под индивидуальный жилой дом, а также с уведомлением об изменении параметров ФИО1 не обращалась, иных консультаций ей не давалось. При этом административный истец зарегистрировала право на нежилое здание со значительно большей площадью.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области в судебное заседание не явился, о дне слушания извещен, возражений на административный иск не представил. Дело рассмотрено в его отсутствие в порядке ст. 150, ч. 6 ст. 226 КАС РФ.

Выслушав пояснения сторон, проверив и изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Согласно ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.

В соответствии с ч.1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений":

здание - это результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных (подпункт 6);

помещение - часть объема здания или сооружения, имеющая определенное назначение и ограниченная строительными конструкциями (подпункт 14).

Здания по своему назначению подразделяются на нежилые и жилые, помещения также на жилые и нежилые (п. 9, 10 ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Порядок перевода нежилого здания в жилое или, наоборот, жилого в нежилое (то есть изменение его назначения) в законодательстве не урегулирован. Жилищным кодексом РФ правила перевода из нежилого в жилое и наоборот установлены только для помещений (гл. 3 ЖК РФ).

Перевод нежилого здания в жилое (то есть изменение его назначения) возможно путем проведения его реконструкции. Однако при этом должны быть соблюдены градостроительные, строительные нормы, санитарно-эпидемиологические, противопожарные и иные требования.

Понятие реконструкции дано в п. 14 ст. 1 ГрК РФ, согласно которому под реконструкцией понимается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

Реконструкция объектов капитального строительства осуществляется в порядке, установленном ГрК РФ.

В соответствии со ст. 23 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий перевод помещений).

2. Для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет:

1) заявление о переводе помещения;

2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения);

4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение;

5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения);

6) протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий решение об их согласии на перевод жилого помещения в нежилое помещение;

7) согласие каждого собственника всех помещений, примыкающих к переводимому помещению, на перевод жилого помещения в нежилое помещение.

2.1. Заявитель вправе не представлять документы, предусмотренные пунктами 3 и 4 части 2 настоящей статьи, а также в случае, если право на переводимое помещение зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, документы, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи. Для рассмотрения заявления о переводе помещения орган, осуществляющий перевод помещений, запрашивает следующие документы (их копии или содержащиеся в них сведения), если они не были представлены заявителем по собственной инициативе:

1) правоустанавливающие документы на переводимое помещение, если право на него зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости;

2) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения);

3) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение.

2.2. Примыкающими к переводимому помещению признаются помещения, имеющие общую с переводимым помещением стену или расположенные непосредственно над или под переводимым помещением. Согласие каждого собственника всех помещений, примыкающих к переводимому помещению, на перевод жилого помещения в нежилое помещение оформляется собственником помещения, примыкающего к переводимому помещению, в письменной произвольной форме, позволяющей определить его волеизъявление. В этом согласии указываются фамилия, имя, отчество (при наличии) собственника помещения, примыкающего к переводимому помещению, полное наименование и основной государственный регистрационный номер юридического лица - собственника помещения, примыкающего к переводимому помещению, паспортные данные собственника указанного помещения, номер принадлежащего собственнику указанного помещения, реквизиты документов, подтверждающих право собственности на указанное помещение.

3. Орган, осуществляющий перевод помещений, не вправе требовать от заявителя представление других документов кроме документов, истребование которых у заявителя допускается в соответствии с частью 2 настоящей статьи. Заявителю выдается расписка в получении от заявителя документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим перевод помещений, а также с указанием перечня сведений и документов, которые будут получены по межведомственным запросам. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром. Государственные органы, органы местного самоуправления и подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, в распоряжении которых находятся документы, указанные в части 2.1 настоящей статьи, обязаны направить в порядке межведомственного информационного взаимодействия в орган, осуществляющий перевод помещений, запрошенные ими сведения и документы. Запрошенные сведения и документы могут представляться на бумажном носителе, в форме электронного документа либо в виде заверенных уполномоченным лицом копий запрошенных документов, в том числе в форме электронного документа.

4. Решение о переводе или об отказе в переводе помещения должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи документов органом, осуществляющим перевод помещений, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления в данный орган документов, обязанность по представлению которых в соответствии с настоящей статьей возложена на заявителя. В случае представления заявителем документов, указанных в части 2 настоящей статьи, через многофункциональный центр срок принятия решения о переводе или об отказе в переводе помещения исчисляется со дня передачи многофункциональным центром таких документов в орган, осуществляющий перевод помещений.

5. Орган, осуществляющий перевод помещений, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия одного из указанных в части 4 настоящей статьи решений выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, либо через многофункциональный центр заявителю документ, подтверждающий принятие одного из указанных решений. В случае представления заявления о переводе помещения через многофункциональный центр документ, подтверждающий принятие решения, направляется в многофункциональный центр, если иной способ его получения не указан заявителем. Форма и содержание данного документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Орган, осуществляющий перевод помещений, одновременно с выдачей или направлением заявителю данного документа информирует о принятии указанного решения собственников помещений, примыкающих к помещению, в отношении которого принято указанное решение.

6. В случае необходимости проведения переустройства, и (или) перепланировки переводимого помещения, и (или) иных работ для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения указанный в части 5 настоящей статьи документ должен содержать требование об их проведении, перечень иных работ, если их проведение необходимо.

7. Предусмотренный частью 5 настоящей статьи документ подтверждает окончание перевода помещения и является основанием использования помещения в качестве жилого или нежилого помещения, если для такого использования не требуется проведение его переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ.

8. Если для использования помещения в качестве жилого или нежилого помещения требуется проведение его переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ, документ, указанный в части 5 настоящей статьи, является основанием проведения соответствующих переустройства, и (или) перепланировки с учетом проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося заявителем в соответствии с пунктом 5 части 2 настоящей статьи, и (или) иных работ с учетом перечня таких работ, указанных в предусмотренном частью 5 настоящей статьи документе.

9. Завершение указанных в части 8 настоящей статьи переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ подтверждается актом приемочной комиссии, сформированной органом, осуществляющим перевод помещений (далее - акт приемочной комиссии). Акт приемочной комиссии, подтверждающий завершение переустройства и (или) перепланировки, должен быть направлен органом, осуществляющим перевод помещений, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, его территориальные органы (далее - орган регистрации прав). Акт приемочной комиссии подтверждает окончание перевода помещения и является основанием использования переведенного помещения в качестве жилого или нежилого помещения.

10. При использовании помещения после его перевода в качестве жилого или нежилого помещения должны соблюдаться требования пожарной безопасности, санитарно-гигиенические, экологические и иные установленные законодательством требования, в том числе требования к использованию нежилых помещений в многоквартирных домах.

Согласно ст. 24 ЖК РФ отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается в случае:

1) непредставления определенных частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя;

1.1) поступления в орган, осуществляющий перевод помещений, ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в соответствии с частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе. Отказ в переводе помещения по указанному основанию допускается в случае, если орган, осуществляющий перевод помещений, после получения указанного ответа уведомил заявителя о получении такого ответа, предложил заявителю представить документ и (или) информацию, необходимые для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в соответствии с частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса, и не получил от заявителя такие документ и (или) информацию в течение пятнадцати рабочих дней со дня направления уведомления;

2) представления документов в ненадлежащий орган;

3) несоблюдения предусмотренных статьей 22 настоящего Кодекса условий перевода помещения;

4) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме требованиям законодательства.

2. Решение об отказе в переводе помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

3. Решение об отказе в переводе помещения выдается или направляется заявителю не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано заявителем в судебном порядке.

Административный регламент предоставления муниципальной услуги Администрацией города Новошахтинска «Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение» (далее - Регламент) утвержден постановлением Администрации города Новошахтинска от 21.11.2019 ..... "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги Администрацией города Новошахтинска "Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение".

Согласно данному Регламенту предоставление муниципальной услуги осуществляет Администрация города. Структурным подразделением Администрации города, обеспечивающим предоставление муниципальной услуги, является отдел главного архитектора Администрации города Новошахтинска (далее - Отдел) (п.10,11).

Результатом предоставления муниципальной услуги является:

1) постановление Администрации города о переводе помещения (далее - постановление о переводе);

2) постановление Администрации города об отказе в переводе помещения (далее - постановление об отказе в переводе) (п.14).

Общий срок предоставления муниципальной услуги с момента приема и регистрации заявления с приложением необходимых документов, включая выдачу (направление) документов, являющихся результатом предоставления муниципальной услуги, составляет 45 дней.

Срок предоставления услуги в электронном виде начинается с момента приема и регистрации в Отделе электронных документов, необходимых для предоставления услуги (п.15,16).

Согласно п.20 Регламента для предоставления муниципальной услуги необходимы следующие документы:

1) заявление о предоставлении муниципальной услуги по форме согласно приложению N 3 к настоящему Регламенту (далее - заявление) - 1 экз. (оригинал);

2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение - 1 экз. (копия при предъявлении оригинала или засвидетельствованной в нотариальном порядке копии);

3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения) - 1 экз. (копия при предъявлении оригинала);

4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение - 1 экз. (копия при предъявлении оригинала);

5) подготовленный и оформленный в соответствии с законодательством Российской Федерации проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения) - 1 экз. (оригинал);

Для удостоверения личности заявителя им предоставляется документ, удостоверяющий его личность.

В судебном заседании установлено, что в июне 2019 года ФИО1 в Отдел главного архитектора было направлено уведомление о планируемой реконструкции нежилого здания гаража с кадастровым номером ..... площадью 23 кв.м. (выписка из ЕГРН от 05.12.2018 на нежилое здание - гараж) под индивидуальный жилой дом с общей площадью объекта после реконструкции 74,2 кв.м. Отделом ей был выдан документ, разрешающий данную реконструкцию со сроком действия до 2029 года (10 лет в соответствии с градостроительным законодательством).

ФИО1 в нарушение полученного разрешения на реконструкцию нежилого здания под индивидуальный жилой дом изменила параметры объекта, увеличив площадь здания до 119,3 кв. м. С заявлением о вводе объекта в эксплуатацию в рамках ранее полученного уведомления о реконструкции гаража под индивидуальный жилой дом, а также с уведомлением об изменении параметров реконструируемого объекта с 74,2 кв.м. до 119,3 кв. м. ФИО1 в Отдел не обращалась.

При этом, реконструированный объект ФИО1 зарегистрировала и поставила на кадастровый учёт как «нежилое здание», площадью 119,3 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> (л.д.10-12 – выписка из ЕГРН).

После проведения регистрации ФИО1 02.09.2020 обратилась в Администрацию города Новошахтинска с заявлением о переводе нежилого помещения в жилое, с прилагаемыми к нему документами: выпиской из ЕГРН и техническим планом здания (гараж) от 10.08.2020.

После поступления заявления в Отдел, специалистом Отдела были рассмотрены предоставленные документы, в результате чего было установлено, что представленный ФИО1 технический план здания, подготовленный кадастровым инженером С.З.Е., не является планом переводимого помещения с его техническим описанием, необходимый для предоставления данной услуги, поскольку в нем отсутствует информация, необходимая для установления соответствия переводимого помещения требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации (раздел II постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 (ред. от 27.07.2020) "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом").

Отделом 04.09.2020 и 08.09.2020 были подготовлены и направлены межведомственные запросы в Новошахтинское отделение Ростовского филиала АО «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» и МП «БТИ г. Новошахтинска» о предоставлении копии плана переводимого помещения с его техническим описанием по объекту капитального строительства с кадастровым номером <адрес>, указанного ФИО1 в заявлении в качестве переводимого.

07.09.2020 и 08.09.2020 из указанных организаций в Отдел поступили ответы об отсутствии информации о запрашиваемом документе. В связи с чем 09.09.2020 в адрес ФИО1 Отделом было направлено уведомление, в котором в срок не позднее 15 рабочих дней со дня направления данного уведомления было предложено самостоятельно представить в Отдел план переводимого помещения с его техническим описанием, а также разъяснено, что приложенный к заявлению план здания подготовлен в связи с изменением сведений о здании с кадастровым номером <адрес>, в том числе в связи с исправлением ошибки и не является планом переводимого помещения с его техническим описанием. Также было предложено предоставить информацию о необходимости или отсутствии необходимости переустройства и (или) перепланировки нежилого помещения для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого помещения.

В ответ на данное уведомление 17.09.2020 ФИО1 по электронной почте в адрес Отдела в качестве плана переводимого помещения с его техническими характеристиками были предоставлены: копия технического паспорта на жилой дом (объект индивидуального жилищного строительства), подготовленный МП «БТИ» с самостоятельным графическим нанесением на него подписи «План помещения (здания) с техническими характеристиками» (л.д.34), а также 25.09.2020 копия «Плана переводимого помещения (здания) по адресу: <адрес> с техническим описанием».

В ходе рассмотрения представленных для оказания муниципальной услуги документов, специалистом Отдела было установлено, что в качестве право подтверждающего документа на «нежилое помещение» с кадастровым номером, указанным в заявлении, приложен документ на «нежилое здание» с тем же кадастровым номером и адресом.

Для подтверждения данных и устранения выявленных разночтений Отделом была заказана выписка из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес>. В полученной выписке из ЕГРН в графе «Кадастровые номера помещений, машино-мест, расположенных в здании или сооружении» было указано об отсутствии данных. В выписке из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости по данному адресу от 21.08.2020 на нежилое здание, предоставленной ФИО1, также отсутствуют данные о помещениях, расположенных в таком здании. Также было установлено, что представленная ею копия плана переводимого помещения с его техническим описанием (л.д.34) не имеет необходимых реквизитов, характерных для документа, а именно: не указана дата подготовки документа и лица его исполнившего, кто несет ответственность за достоверность указанных сведений, т.е. невозможно определить достоверность сведений об объекте и соответствии его указанным характеристикам на момент рассмотрения документов для предоставления муниципальной услуги. В связи с обращением ФИО1 о намерении перевода нежилого помещения по <адрес> в жилое помещение, по результатам рассмотрения представленных заявителем документов и документов, запрошенных в порядке информационного межведомственного взаимодействия, в связи с отсутствием правоустанавливающих документов на переводимое помещение, предусмотренных ст. 23 ЖК РФ (в выписке из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 21.08.2020 на нежилое здание, правообладателем которого является заявитель и которое указано в заявлении о переводе в качестве переводимого помещения, отсутствуют данные о помещениях, расположенных в этом здании), Администрацией города Новошахтинска 12.10.2020 было вынесено постановление ..... «Об отказе в переводе нежилого помещения по <адрес> в жилое помещение».

13.10.2020 в адрес ФИО1 Отделом было направлено уведомление об отказе в переводе нежилого помещения в жилое помещение со ссылкой на вышеуказанное постановление Администрации города Новошахтинска от 12.10.2020, которое было получено административным истом в тот же день нарочно.

19.10.2020 ею было направлено в суд по почте настоящее административное исковое заявление.

Указанные выше обстоятельства фактически были подтверждены административным истцом в судебном заседании.

Таким образом, с учетом вышеизложенного, суд применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ приходит к выводу, что административным ответчиком доказано, что обжалуемые решение, действие (бездействия) совершены в рамках предоставленной ему законом компетенции, порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) соблюден, основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) имелись, содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) соответствуют нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

При этом, административный истец не доказала факт нарушения своих прав, свобод и законных интересов.

На основании изложенного, суд полагает административному истцу в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 227, 228, 298 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного иска ФИО1 к Отделу главного архитектора Администрации города Новошахтинска, Администрации города Новошахтинска Ростовской области о признании постановления об отказе в переводе нежилого помещения в жилое помещение незаконным, заинтересованное лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, отказать.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Новошахтинский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья

Решение изготовлено 21.01.2021.