Дело № 2а-1942/2021
29RS0018-01-2021-001688-32
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
20 мая 2021 года | город Архангельск |
Октябрьский районный суд г. Архангельска в составе:
председательствующего судьи Машутинской И.В.,
при секретаре Мишуковой А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску, руководителю Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску ФИО2, Управлению Федеральной налоговой службы России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу об оспаривании решения об отказе в предоставлении налоговой льготы от ДД.ММ.ГГГГ№, обязании устранить допущенные нарушения,
установил:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску об оспаривании решения об отказе в предоставлении налоговой льготы от ДД.ММ.ГГГГ, обязании устранить допущенные нарушения.
В обоснование требований указал, что в марте 2017 года семья ФИО1 признана многодетной, совместно с административным истцом проживают его супруга, и несовершеннолетние дети: сын ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын жены ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын мужа ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, таким образом ФИО1 является членом многодетной семьи. В семье имеется транспортное средство, в связи с чем, ФИО1 обратился в ИФНС России по г. Архангельску с заявлением о предоставлении налоговой льготы по уплате транспортного налога, однако в предоставлении льготы ему было отказано. Данное решение административный истец считает незаконным, обратился за защитой своих интересов в суд, просит признать незаконным отказ ИФНС России по г. Архангельску в предоставлении налоговой льготы по уплате транспортного налога за 2019 год за легковой автомобиль «VOLVO ХС 90», обязать ИФНС России по г. Архангельску предоставить налоговую льготу по уплате транспортного налога за легковой автомобиль «VOLVO ХС 90» за 2019 год.
Определением суда к участию в деле в качестве административных ответчиков были привлечены руководитель ИФНС России по г. Архангельску ФИО2, Управление федеральной налоговой службы России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, в качестве заинтересованных лиц ГКУ АО «<адрес> центр защиты населения» в лице Отделения социальной защиты населения по <адрес> г.Архангельска, ФИО5, ФИО3, ФИО4
Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, направил своего представителя.
Представитель административного истца ФИО7 в судебном заседании на удовлетворении иска настаивал.
Представитель административного ответчика ИФНС России по г. Архангельску ФИО8 с административным иском не согласился, по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Обращал внимание суда, что ФИО1 и его сын ФИО6, в удостоверениях многодетной семьи № и № не значатся. ФИО1 не является лицом, имеющим в соответствии со ст. 4 Закона Архангельской области от 01.10.2002 № 112-16-ОЗ «О транспортном налоге» право на льготу по уплате транспортного налога.
Административный ответчик руководитель ИФНС России по г. Архангельску ФИО2 в судебное заседание не явилась, извещена о дне и времени судебного заседания.
Административный ответчик Управление федеральной налоговой службы России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в судебное заседание не явился, направили письменный отзыв на административное исковое заявление. Указали, что отказ административного ответчика в предоставлении ФИО1 льготы по уплате транспортного налога за 2019 год в отношении автомобиля «VOLVO ХС 90» г/н №, оформленный письменным сообщением Инспекции от ДД.ММ.ГГГГ№, соответствует НК РФ и областному закону № 112-16-ОЗ и не нарушает права и законные интересы административного истца; просили административный иск оставить без удовлетворения.
Представитель заинтересованного лица ГКУ АО «Архангельский областной центр защиты населения» в лице Отделения социальной защиты населения по Октябрьскому округу г.Архангельска в судебное заседание не явился, направил отзыв на административное исковое заявление. Указали, что ФИО1 в отделение социальной защиты населения о признании его членом многодетной семьи не обращался.
Заинтересованные лица ФИО9, действующая в своих интересах и несовершеннолетних ФИО5, ФИО3, ФИО4, не явились, извещены о дне и времени судебного заседания.
По определению суда дело рассмотрено при данной явке.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, оценив их в их совокупности с нормами действующего законодательства, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с п. 9 ст.226 КАС РФ при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
Согласно ст. 2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии со ст. 15 Закона Архангельской области от 05.12.2016 № 496-30-ОЗ «О социальной поддержке семей, воспитывающих детей, в Архангельской области» право на предоставление мер социальной поддержки имеют многодетные семьи, проживающие на территории Архангельской области и зарегистрированные государственным учреждением по месту жительства (месту пребывания) многодетной семьи.
Из представленных сведений по запросу суда ГКУ Архангельской области «<адрес> центр социальной защиты населения» следует, что ДД.ММ.ГГГГФИО9 обратилась с заявлением о регистрации многодетной семьи, в котором были указаны в качестве детей ФИО5, ФИО3ФИО4
Начиная с марта 2017 года, удостоверение многодетной семьи ежегодно выдавалось только ФИО9, в состав многодетной семьи также были включены зарегистрированные совместно с ней указанные несовершеннолетние дети.
ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился в ИФНС России по г. Архангельску с заявлением о предоставлении льготы по транспортному налогу.
Обращение ФИО1 было рассмотрено и решением налогового органа от ДД.ММ.ГГГГ№ в предоставлении льготы было отказано, по причине отсутствия ФИО1 в удостоверении многодетной семьи.
Не согласившись с данным решением, ФИО1 подал в Управление Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу жалобу.
В период рассмотрения жалобы ФИО1, в целях уточнения статуса последнего в составе многодетной семьи, Инспекцией направлен запрос в Отделение социальной защиты населения по Октябрьскому округу города Архангельска от 17.12.2020 № 2.16-23/41069.
Согласно ответу Отделения социальной защит населения по Октябрьскому округу города Архангельска от 31.12.2020 №ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., не является членом многодетной семьи в соответствии с областным законом от ДД.ММ.ГГГГ№ «О социальной поддержке семей, воспитывающих детей, в Архангельской области».
ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу вынесено решение по итогам рассмотрения жалобы, согласно которому жалоба оставлена без удовлетворения.
Административный истец выражает несогласие с действиями ИФНС России по г. Архангельску в части отказа в предоставлении налоговой льготы, ссылаясь, что они с ФИО9 состоят в зарегистрированном браке с 06.12.2014, ведут совместное хозяйство и являются многодетной семьей в силу семейного законодательства.
В соответствии со статьей 56 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера (пункт 1). Льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются и отменяются Кодексом. Льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются НК РФ и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах (пункт 3).
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налоговый кодекс РФ разграничены полномочия федерального законодателя и законодателей субъектов Российской Федерации в сфере налогообложения.
Статьями 14 и 356 НК РФ закреплено, что транспортный налог является региональным налогом, вводится в действие в соответствии с указанным Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате только на территории субъекта Российской Федерации. Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных Кодексом, порядок и сроки его уплаты. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
В соответствии со статьей 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ, если иное не предусмотрено указанной статьей.
Материалами дела установлено, что административный истец в 2019 году владел транспортным средством «VOLVO ХС90», государственный номер <***>.
В адрес налогоплательщика было направлено:
- налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ№ об уплате транспортного налога за 2019 года в размере 17 850 руб.
Как указывалось выше, ФИО1ДД.ММ.ГГГГ обратился в Инспекцию с заявлением о предоставлении льготы по транспортному налогу за 2019 год в отношении зарегистрированного на него транспортного средства.
Инспекцией было отказано в предоставлении льготы по причине отсутствия налогоплательщика в удостоверении многодетной семьи, что выражено в сообщении об отказе в предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу, земельному налогу, налогу на имущество физических лиц от ДД.ММ.ГГГГ№.
В силу ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Льготы для налогоплательщиков - физических лиц, проживающих на территории г. Архангельска, установлены статьей 4 Закона Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ№-ОЗ «О транспортном налоге» (далее - Закон 112-16-03).
Согласно ст. 4 вышеуказанного Закона один из родителей (усыновителей) (единственный родитель (усыновитель), один из приемных родителей, единственный приемный родитель) в семье, зарегистрированной в соответствии с областным законом от 5 декабря 2016 года № 496-30-ОЗ «О социальной поддержке семей, воспитывающих детей, в Архангельской области» в качестве многодетной семьи, - в отношении одного транспортного средства, которое зарегистрировано на данное лицо и в отношении которого исчислена сумма налога в наибольшем размере.
Указанная в дефисе четвертом абзаца первого настоящей статьи налоговая льгота предоставляется на основании документа, подтверждающего статус многодетной семьи, который налогоплательщик вправе представить в порядке, установленном статьей 361.1 Налогового кодекса Российской Федерации, по заявлению налогоплательщика - физического лица о предоставлении налоговой льготы по налогу в виде освобождения от уплаты суммы налога, подлежащего внесению в бюджет, по подлежащему налогообложению транспортному средству, указанному в дефисе четвертом абзаца первого настоящей статьи.
Согласно п. 1 ст. 15 Закона 496-30-03, документом, подтверждающим статус многодетной семьи, является удостоверение установленного образца, которое выдается одному из родителей (усыновителей), приемных родителей государственным учреждением по месту жительства (месту пребывания) многодетной семьи.
В соответствии со ст. 14 Закона 496-30-03 многодетная семья ежегодно регистрируется государственным учреждением по месту жительства (месту пребывания) многодетной семьи (пункт 1); основанием для регистрации многодетной семьи является заявление одного из родителей (усыновителей), приемных родителей, предоставленное в государственное учреждение по месту жительства (месту пребывания) многодетной семьи, и документы, предусмотренные постановлением Правительства Архангельской области (пункт 3).
Порядок регистрации многодетных семей и выдачи им удостоверений установлен постановлением Правительства Архангельской области от 30.12.2016 № 575-пп «О мерах по реализации областного закона «О социальной поддержке семей, воспитывающих детей, в Архангельской области» (далее - Порядок).
Порядок, разработанный в соответствии со статьями 14 и 15 Закона № 496-30-03, устанавливает правила регистрации семей, имеющих в своем составе трех и более несовершеннолетних детей (рожденных, усыновленных, принятых на воспитание в приемную семью), проживающих на территории Архангельской области совместно с родителями (усыновителями), приемными родителями, воспитывающими их до восемнадцатилетнего возраста, в качестве многодетных семей.
В силу пункта 14 Порядка родителю выдается удостоверение многодетной семьи по форме согласно приложению № 3 к Порядку (в удостоверении многодетной семьи указываются мать, отец, дети, даты рождения детей, и даты действия удостоверения).
Органом, уполномоченным на проверку наличия оснований для регистрации семьи в качестве многодетной, подтверждение статуса семьи в качестве многодетной, а также осуществляющим выдачу соответствующего удостоверения, является территориальный орган социальной защиты населения.
При этом налоговые органы не уполномочены проверять основания регистрации семьи в качестве многодетной.
С заявлением на предоставление льготы ФИО10 представлены следующие документы: удостоверение многодетной семьи № действительно с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; удостоверение многодетной семьи № действительно с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; свидетельство о заключении брака ФИО10 и ФИО11 от ДД.ММ.ГГГГ; свидетельства о рождении детей (ФИО4 ча, ФИО3, ФИО6 и ФИО5).
При этом податель жалобы - ФИО10 и его сын ФИО6, в удостоверениях многодетной семьи № и № не значатся.
Таким образом, ФИО1 не является лицом, имеющим в соответствии со статьей 4 Закона № право на льготу по уплате транспортного налога.
В судебном заседании представитель административного ответчика ИФНС России по г. Архангельску пояснил, что соответствующего документа, подтверждающего статус многодетной семьи, а именно, удостоверения установленного образца, административным истцом представлено не было, равно как и не было представлено в ходе рассмотрения настоящего дела. По данным информационных ресурсов налогового органа сведения о ФИО1, как о налогоплательщике, имеющем трех и более несовершеннолетних детей, отсутствует; в отношении его жены (ФИО9) такая информация имеется.
Проанализировав вышеизложенные обстоятельства и нормы материального права, суд приходит к выводу, что отказ в предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу ФИО1 произведен инспекцией в соответствии с положениями НК РФ, оснований для ее предоставления за 2019 год без предоставления документа, подтверждающего статус многодетной семьи, в порядке, ст. 361.1 НК РФ, у налогового органа не имеется.
Довод стороны административного истца о том, что брак между ним и ФИО9 зарегистрирован в установленном законом порядке, воспитывают двух общих детей и по ребенку от предыдущих браков, ведут совместное хозяйство, являются членами одной семьи в силу Семейного кодекса РФ, что является основанием для предоставления налоговой льготы, является ошибочным, поскольку предоставление налоговой льготы производится налоговыми органами в соответствии с положениями ст. 361.1 НК РФ, Законом «О транспортном налоге» от 01.10.2002 № 112-16-03 (далее - Закон 112-16-03).
Исходя из положений части 2 статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Такой необходимой совокупности по настоящему делу судом установлено не было, поскольку должностными лицами незаконного бездействия (действия) допущено не было, а поэтому права и законные интересы административного истца не нарушены.
По сути, все доводы административного истца об оспаривании решения (сообщения) от ДД.ММ.ГГГГ№ сводятся к оспариванию правового режима семейных отношений, того факта, что истец является членом многодетной семьи ФИО9, который как указывалось выше, налоговый орган не вправе изменять по своему усмотрению.
При этом требование административного истца о возложении на административного ответчика обязанности предоставить ему налоговую льготу по уплате транспортного налога за легковой автомобиль «VOLVO ХС 90» за 2019 год, заявлено как способ восстановления нарушенного права в случае признания административного иска обоснованным.
При таких обстоятельствах, учитывая, что отказ в предоставлении налоговый льготы вынесен правомерно, принят с учетом сведений, которые в порядке ст. 85 НК РФ представлены органами социальной защиты населения, являются законными и обоснованными, суд не усматривает нарушения прав и законных интересов административного истца оспариваемыми действиями (бездействием) административного ответчика и, как следствие, возложение обязанности предоставить ФИО1 налоговую льготу по уплате транспортного налога за легковой автомобиль «VOLVO ХС 90» за 2019 год.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административные исковые требования ФИО1 к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску, руководителю Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску ФИО2, Управлению Федеральной налоговой службы России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу об оспаривании решения об отказе в предоставлении налоговой льготы от ДД.ММ.ГГГГ№, обязании устранить допущенные нарушения – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.
Председательствующий И.В. Машутинская
Мотивированное решение изготовлено 31 мая 2021 года.