Дело № 2а-1943/2019 КОПИЯ
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
30 июля 2019 года город Чайковский
Чайковский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Коноваловой И.Е.,
при секретаре судебного заседания Шайдуллиной В.В.,
с участием представителя административного ответчика Зайцева А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Ахметшина А.В. к Управлению земельно-имущественных отношений администрации города Чайковского о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность,
УСТАНОВИЛ:
Ахметшина А.В. обратилась в суд с административным иском к Управлению земельно-имущественных отношений администрации города Чайковского о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
В обоснование заявления указала, что она является собственником недвижимого имущества гаража, с кадастровым номером №. 13 апреля 2019 года истец обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка из состава земель населенных пунктов с кадастровым номером № площадью 3529 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, с разрешенным использованием садоводство. 1 февраля 2018 года ответчик направил ответ, в котором указывает, что на испрашиваемом земельном участке не предусмотрено строительство нежилого здания гаража, в связи с чем отказывает в предоставлении в собственность испрашиваемого участка. Просит признать недействительным отказ в предоставлении земельного участка в собственность, возложить на ответчика обязанность устранить допущенное нарушение путем принятия решения о предоставлении земельного участка в собственность.
Административный истец – Ахметшина А.В. о месте и времени судебного заседания извещена, направила в суд заявление о рассмотрении дела без ее участия.
Представитель административного ответчика – Зайцев А.Н. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился, пояснила, что спорный земельный участок имеет вид разрешенного использования – садоводство, находится в территориальной зоне Ж-5, в которой не предусмотрено использование земельного участка для строительства, эксплуатации и обслуживания нежилого здания – гаража. Гараж не является хозяйственным строением или сооружением, расположен на краю спорного земельного участка занимает площадь 41,3 кв.м., в связи с чем требование о предоставлении в собственность всего земельного участка площадью 3529 кв.м. не обоснованно. Согласно классификатору садоводство и ведение садоводства являются разными видами разрешенного использования земельного участка. Внесение изменений в заключенный по результатам аукциона договор аренды не допускается. Таким образом, построенный административным истцом гараж не соответствует целевому назначению участка. Какие-либо права истца действиями ответчика не нарушаются.
Суд, заслушав представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Обязанность доказывания соответствия закону принятых постановлений лежит на должностном лице.
Судом установлены следующие обстоятельства.
В соответствии со ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет требования о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если признает оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Таким образом, для признания действий (бездействия), решений должностного лица службы судебных приставов незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие действий (бездействия), решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым действием (бездействием), решением прав и законных интересов заявителя.
21 августа 2018 года между Комитетом по управлению имуществом администрации Чайковского городского поселения и Ахметшина А.В. заключен договор аренды земельного участка №, согласно которому арендодатель передает, а арендатор принимает в пользование и на условиях аренды земельный участок из состава земель населенных пунктов, находящийся в собственности муниципального образования Чайковское городское поселение с кадастровым номером №, площадью 3529 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, с разрешенным использованием садоводство (п. 1.1). Договор заключен сроком на 5 лет с 30 июля 2018 года по 29 июля 2023 года и подлежит государственной регистрации (п. 1.2). Реорганизация сторон, а также перемена собственника участка не являются основанием для изменения условий или расторжения договора. Новый собственник участка становится правопреемником арендодателя по настоящему договору (п. 8.1) (л.д. 12-20).
Согласно Решению Чайковской городской Думы № 13 от 21 сентября 2018 года администрация Чайковского городского округа является правопреемником администрации Чайковского городского поселения.
На основании Решения Чайковской городской Думы № 99 от 19 декабря 2018 года с 1 января 2019 года полномочиями по управлению имуществом администрации Чайковского городского округа наделяется Управление земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа.
Согласно выписке из ЕГРН в отношении здания гаража с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 41,3 кв.м., собственником является Ахметшина А.В., гараж расположен на земельном участке с кадастровым номером № (л.д. 8-11).
В соответствии с выпиской из ЕГРН от 21 мая 2018 года земельный участок площадью 3529 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> имеет вид разрешенного использования – садоводство (л.д. 17-19).
17 мая 2019 года Ахметшина А.В., в соответствии с п. 14 ст. 39.16 ЗК РФ отказано в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером №, площадью 3529 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования – садоводство, на котором расположен объект недвижимости гараж с кадастровым номером №, поскольку строительство гаража на указанном земельном участка не предусмотрено (л.д. 5).
Согласно ч. 2 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности
В соответствии с ч. 1 ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
Статьей 39.2 ЗК РФ установлено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
В соответствии с ст. 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи (ч. 1), без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса (п. 6 ч. 2).
Согласно ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи (ч. 1). Если единственная заявка на участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, подана лицом, которое соответствует указанным в извещении о проведении аукциона требованиям к участникам аукциона и заявка на участие в аукционе которого соответствует указанным в извещении о проведении аукциона условиям аукциона, либо если только один заявитель признан единственным участником аукциона или в аукционе принял участие только один его участник, договор аренды такого земельного участка заключается с указанным лицом (п. 6).
В соответствии с ч. 17 ст. 39.8 ЗК РФ внесение изменений в заключенный по результатам аукциона или в случае признания аукциона несостоявшимся с лицами, указанными в пункте 13, 14 или 20 статьи 39.12 настоящего Кодекса, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в части изменения видов разрешенного использования такого земельного участка не допускается.
Согласно п. 14 ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.
В соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки Чайковского городского поселения, утвержденными Решением Думы Чайковского городского поселения от 21 сентября 2011 года № 446 Зона садово-огородных участков (Ж-5) выделена для обеспечения правовых условий формирования территорий, используемых садоводческими, огородническими, некоммерческими объединениями граждан и отдельными гражданами в целях удовлетворения потребностей населения в выращивании фруктов, овощей, ягод, декоративных растений и отдыха (п. 7 ст. 41.1). Основные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства: 1) садоводство; 2) огородничество; 3) земельные участки садоводческих, огороднических, некоммерческих объединений граждан; 4) ТП, объекты пожарной охраны, в том числе пожарные водоемы (п. 7.1 ст. 41.1). Вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства: 1) хозяйственные строения, сооружения; 2) теплицы; 3) индивидуальные бани, сауны; 4) индивидуальные источники водоснабжения локального пользования (скважины для забора воды, колодцы, резервуары для хранения воды, противопожарные водоемы); 5) ограждения; 6) места для временной парковки легковых автомобилей (п. 7.3 ст. 41.1).
Согласно классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года № 540, действовавшего на момент заключения договора аренды и строительства гаража, вид разрешенного использования «Садоводство», код 1.5, предусматривает осуществление хозяйственной деятельности, в том числе на сельскохозяйственных угодьях, связанной с выращиванием многолетних плодовых и ягодных культур, винограда и иных многолетних культур. Вид разрешенного использования «Ведение садоводства», код 13.2, предусматривает осуществление деятельности, связанной с выращиванием плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля; размещение садового дома, предназначенного для отдыха и не подлежащего разделу на квартиры; размещение хозяйственных строений и сооружений.
Из системного толкования вышеуказанных норм следует, что земельные участки, занятые объектами недвижимого имущества, могут быть предоставлены в собственность только для целей эксплуатации уже существующих зданий, строений и сооружений. Возведение на земельном участке только вспомогательных объектов, даже при наличии государственной регистрации права собственности, не влечет возникновения права на приобретение в собственность земельного участка.
Поскольку вид разрешенного использования спорного участка не предусматривает строительства на нем гаража, то выводы административного ответчика о не соответствии цели использования земельного участка разрешенному использованию являются верными, отказ в предоставлении участка основан на положениях действующего законодательства.
Кроме того, в соответствии с действующим законодательством земельный участок предоставляется в собственность в связи с нахождением на нем объекта недвижимости для целей эксплуатации данного объекта. Площадь гаража составляет 41,3 кв.м., он расположен на краю испрашиваемого участка, что подтверждается публичной кадастровой картой, доказательств, что для эксплуатации гаража необходим земельный участок площадью 3529 кв.м. административным истцом не представлено.
Доводы административного истца, что гараж является хозяйственной постройкой, основан на неверном толковании закона.
Под гаражом понимается здание, сооружение или помещение для хранения, ремонта и технического обслуживания автомобилей, мотоциклов и других транспортных средств («СП 113.13330.2016. Свод правил. Стоянки автомобилей. Актуализированная редакция СНиП 21-02-99*»). Следовательно, гараж как объект капитального строительства является самостоятельным объектом недвижимости и не является хозяйственной постройкой, испрашиваемый земельный участок предоставлялся на аукционе 17 июля 2018 года для садоводства, а не для строительства гаража. Также согласно действующему законодательству гараж является самостоятельным объектом недвижимости и не может быть отнесен к хозяйственным постройкам (ч. 1 ст. 401 Налогового кодекса РФ).
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что исковые требования Ахметшина А.В. о признании отказа в предоставлении в собственность земельного участка площадью 3529 кв.м., предоставленного для садоводства, расположенного по адресу: <адрес> не обоснованы и не подлежат удовлетворению, поскольку прав и законных интересов истца не нарушает, следовательно, не подлежат удовлетворению и требования о возложении обязанности устранить допущенные нарушения путем принятия решения о предоставлении земельного участка в собственность.
Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Ахметшина А.В. к Управлению земельно-имущественных отношений администрации города Чайковского о признании отказа от 17 мая 2019 года в предоставлении земельного участка с кадастровым номером № площадью 3529 кв.м., расположенного на землях населенных пунктов по адресу: <адрес> в собственность незаконным, возложении обязанности устранить допущенные нарушения путем принятия решения о предоставлении земельного участка в собственность оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Чайковский городской суд Пермского края в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 05 августа 2019 года.
Судья /подпись/:
Копия верна:
Судья И.Е. Коновалова
Секретарь судебного заседания:
Решение (определение) ___ вступило в законную силу.
Подлинный документ подшит в деле № 2а-1943/2019
Дело находится в производстве
Чайковского городского суда Пермского края
УИД 59RS0040-01-2019-002423-50