ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1943/2016Г от 23.12.2016 Крымского районного суда (Краснодарский край)

К делу №2а-1943/2016 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 декабря 2016 года г. Крымск

Крымский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Литвиненко Т.А.

при секретаре Щербатовой Н.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлению Крымского межрайонного прокурора к администрации муниципального образования Крымский район, администрации Крымского городского поселения о признании незаконным бездействия и об обязании ввести режим чрезвычайной ситуации,

УСТАНОВИЛ:

Крымский межрайонный прокурор ФИО3 обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования <адрес>, администрации Крымского городского поселения о признании незаконным бездействия и об обязании ввести режим чрезвычайной ситуации.

Свое заявление мотивирует тем, что Крымской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения администрацией муниципального образования <адрес> законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В ходе проведенной проверки установлено, что на территории Крымского городского поселения <адрес>ДД.ММ.ГГГГ и в ночь с 4 на ДД.ММ.ГГГГ прошла обильное выпадение осадков, в результате чего произошло частичное подтопление придворовых территорий домовладений и 8 домовладений граждан, в которых проживают 28 человек.

ДД.ММ.ГГГГ объявлен сбор КЧС района. Решением КЧС от ДД.ММ.ГГГГ для сил и средств районного звена РСЧС введен режим повышенная готовность, режим чрезвычайной ситуации не вводился. В силу п.7 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131 -ФЗ «Об общих, принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций яй территории муниципального района. В ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 68-ФЗ "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (определено, что чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. В соответствии с подп. "а" п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 4ДД.ММ.ГГГГ N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайной ситуацией муниципального характера, является ситуация в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей, а также данная чрезвычайная ситуация не может быть отнесена к чрезвычайным ситуациям локального характера.

В ч. 2 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" установлено, что органы местного самоуправления осуществляют, в том числе, следующие полномочия: создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (п. "з"); вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (п. "и").

Согласно п. 7 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 794. координационным органом единой системы на муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования) является комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления.

Из буквального толкования перечисленных правовых актов следует, что обильное выпадение осадков произошедших на территории Крымского городского поселения <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, и в ночь с 4 на ДД.ММ.ГГГГ, в результате которых причинен ущерб имуществу граждан, относится к чрезвычайной ситуации в предусмотренных указанными правовыми актами рамках, поскольку подпадает под определения ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и п. 1 Постановления Правительства РФ N 304 от ДД.ММ.ГГГГ "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".Несмотря на то обстоятельство, что на территории Крымского городского поселения сложилась чрезвычайная ситуация, вызванная обильным выпадением осадков, в результате которой произошло подтопление 8 домовладений граждан и причинен ущерб 28 лицам, администрацией муниципального образования <адрес>, в нарушение ст. 1, п. «б» ч. 8 ст. 4.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ- ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», не приняты меры по введению чрезвычайной ситуации, в связи с подтоплением территории Крымского городского поселения. В связи с выявленными нарушениями закона межрайонной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ в администрацию муниципального образования <адрес> внесено представление об устранении нарушений закона по результатам рассмотрения которого было отказано в удовлетворении, режим чрезвычайной ситуации на территории <адрес> введен не был.

Статьей 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" установлены права граждан на защиту жизни здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Не введение режима чрезвычайной ситуации на территории Крымского городского поселения <адрес> фактически лишает граждан права, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Таким образом, по мнению Крымского межрайонного прокурора бездействие администрации МО <адрес> является незаконным, нарушает права неопределенного круга лиц на защиту жизни, здоровья и личного имущества при возникновении чрезвычайной ситуации.

Указанные обстоятельства дают право прокурору обратиться в суд в порядке ст. ст. 39, 218 КАС РФ, а поэтому административный истец просил суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования <адрес> в части не введения режима чрезвычайной ситуации на территории <адрес> в результате обильного выпадения осадков и подтопления домовладений ДД.ММ.ГГГГ и в ночь с 4 на ДД.ММ.ГГГГ и обязать администрацию муниципального образования <адрес> ввести режим чрезвычайной ситуации на территории <адрес> в результате обильного выпадения осадков и подтопления домовладений в период с ДД.ММ.ГГГГ и в ночь с 4 на ДД.ММ.ГГГГ.

Административный истец помощник Крымского межрайонного прокурора Тонапетьян в судебном заседании уточнил свои требования, просил суд признать незаконным бездействия администрации Крымского городского поселения в части неведения режима ЧС на территории Крымского городского поселения и обязать администрацию Крымского городского поселения ввести режим ЧС на территории Крымского городского поселения.

Представитель административного ответчика администрации Крымского городского поселения ФИО4, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований суду пояснила, что в соответствии с положениями статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон № 68-ФЗ), чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного и иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Полномочия Правительства Российской Федерации в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций предусмотрены статьёй 10 Федерального закона №68-ФЗ.

В соответствии с п. «ж» статьи 10 названного закона, Правительство РФ устанавливает классификацию чрезвычайных ситуаций.

Правительством РФ было издано постановление от ДД.ММ.ГГГГ (далее-Пастановление ). Данным постановлением утверждена классификация чрезвычайных ситуаций, в основу которой положена территориальная распространенность чрезвычайной ситуации, количество пострадавших и размер материального ущерба.

Из содержания пунктов «а» и «г» статьи 10 Федерального закона - ФЗ также следует, что Правительство РФ определяет порядок организации и работы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также осуществляет руководство ей.

Во исполнение данных положений закона Правительство РФ было принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ « О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (далее-Постановление ). Данным постановлением утверждено Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее-Положение).

Пунктом 3 Положения предусмотрено, что единая система, состоящая из функциональных и территориальных подсистем, действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовых уровнях.

Частью 2 статьи 4.1 Федерального закона №68-ФЗ, а также пунктом 7 Положения установлено, что координационным органом единой системы на муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования) является комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления (далее - КЧС).

Постановлением администрации Крымского городского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в Крымском городском поселении <адрес> создана комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Крымского городского поселения <адрес> (далее-КЧС Крымского городского поселения).

В соответствии с разделом 1 Положения о КЧС Крымского городского поселения, она является координирующим органом Крымского городского поселения <адрес> и предназначена для организации и выполнения работ по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, уменьшению ущерба при возникновении и ликвидации их последствий, координации действий по этим вопросам предприятий, организаций, учреждений независимо от их принадлежности и форм собственности и обеспечения пожарной безопасности.

Частью 6 статьи 4.1 Федерального закона №68-ФЗ предусмотрено, что органы управления и силы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционируют в режиме:

а) повседневной деятельности- при отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации;

б) повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;

в) чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации.

Частью 8 названной статьи предусмотрено, что при введении режима чрезвычайной ситуации в зависимости от последствий чрезвычайной ситуации, привлекаемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, классификации чрезвычайных ситуаций и характера развития чрезвычайной ситуации, а также от других факторов, влияющих на безопасность жизнедеятельности населения и требующих принятия дополнительных мер по защите населения и территории от чрезвычайной ситуации, устанавливается один из следующих уровней реагирования:- объектовый;-местный -федеральный.

При этом местный уровень реагирования вводится решением главы городского поселения, при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организаций и органов местного самоуправления, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, которая затрагивает территорию одного городского поселения.

Как следует из содержания представления Крымского межрайонного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ, на территории Крымского городского поселения <адрес>ДД.ММ.ГГГГ и в ночь с 4 на ДД.ММ.ГГГГ прошло обильное выпадение осадков, в результате чего произошло частичное подтопление Придворовых территорий и 8 домовладений граждан, в которых проживает 28 человек.

В результате обильных дождей, прошедших 2 июня и в ночь с 4 на ДД.ММ.ГГГГ в Крымском городском поселении, действительно были некоторым образом нарушены условия жизнедеятельности людей, в результате частичного подтопления домовладений и придомовых территорий, Однако, по данному признаку сложившаяся ситуация не может быть отнесена к какому-то либо разряду чрезвычайных ситуаций, предусмотренных Постановлением правительства РФ .

Решением КЧС Крымского городского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на территории был введён режим функционирования «Повышенная готовность».

В соответствии с Постановлением к критериям отнесения чрезвычайной ситуации к той или иной категории относится: зона чрезвычайной ситуации - территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация и нарушены условия жизнедеятельности людей, количество пострадавших - количество людей, погибших или получивших ущерб здоровью: размер материального ущерба - размер ущерба окружающей природной среде и материальные потери.

Приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ были утверждены Критерии информации о чрезвычайных ситуациях (далее-критерии).

Разделом 2.3. Критериев, определены признаки чрезвычайных ситуаций разряда «Опасные метеорологические явления».

Общими критериями для такого рода чрезвычайных ситуаций определены: 1. Число погибших - 2 чел. и более.

Число госпитализированных - 4 чел. и более.

Прямой материальный ущерб:

Гражданам - ЮОМРОТ; Организациям -500МРОТ;

Гибель посевов с/х культур или природной растительности единовременно на площади - 100 га и более.

Таким образом, в целях отнесения складывающейся ситуации к той или иной категории чрезвычайных ситуаций необходимо выявить наличие всех указанных особенностей источников ЧС.

В соответствии с пунктом 2.3.3.Критериев, в отношении сильного ливня (очень сильного дождя) существенным признаком, квалифицирующим его как чрезвычайную ситуацию, является количество осадков 30 мм и более за 1 час и менее.

Исходя из названных критериев обстановка, сложившиеся 2 июня и в ночь с 4 на ДД.ММ.ГГГГ на территории Крымского городского поселении <адрес> не может быть квалифицирована в качестве чрезвычайной ситуации, поскольку не соответствует ни количеству погибших и госпитализированных и получивших ущерб здоровью людей (пострадавших) не имелось, ни площади гибели с/х. культур и природной растительности, ни количеству выпавших осадков. Количество осадков, выпавших в указанные периоды, не превышало 30мм за весь период складывающейся ситуации. Размера материального ущерба, то он в значительной степени носит оценочный характер, поскольку в условиях обеспечения режима повышенной готовности практически невозможно оценить тот ущерб, который причинен окружающей природной среде, а также материальные потери, возникшие в результате сложившейся обстановки.

Необходимо также отметить, что по смыслу частей 6,8 статьи 4.1 Федерального закона №68-ФЗ, а также пункта 24 Постановления , введение режима чрезвычайной ситуации в настоящее время не представляется возможным.

Кроме того, в соответствии с п.23 раздела 2 «Требования, которым должно отвечать жилое помещение» Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.20016г. Отметка пола жилого помещения, расположенного на первом этаже, должна быть выше планировочной отметки земли.

Размещение жилого помещения в подвальном и цокольных этажах не допускается.

Все придворовые территории и частично подтопленные домовладения находились ниже планировочной отметки земли, обследование комиссией MBК не представлялось возможным, так как в соответствии с вышеуказанным Постановлением Правительства РФ от 28.01.20016г. подтопленные домовладения не отвечали требованиям, которым должно отвечать жилое помещение.

А поэтому, администрация Крымского городского поселения <адрес> считает, что требования Крымской межрайонной прокуратуры не подлежат удовлетворению.

Представитель административного ответчика – администрации <адрес>ФИО5, действующий на основании доверенности, в судебном заседании также возражал против удовлетворения заявленных требований. Суду при этом пояснил, что в соответствии с положениями ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее- Федеральный закон № 68-ФЗ), чрезвычайная ситуация-это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного и иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности :людей.

Полномочия Правительства Российской Федерации в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций предусмотрены статьёй 10 Федерального закона №68-ФЗ.

В соответствии с п. «ж» статьи 10 названного закона, Правительство РФ устанавливает классификацию чрезвычайных ситуаций.

Во исполнение данного требования федерального закона Правительством РФ было издано постановление от ДД.ММ.ГГГГ (далее -Постановление ). Данным постановлением утверждена классификация чрезвычайных ситуаций, в основу которой положена территориальная распространённость чрезвычайной ситуации, количество пострадавших и размер материального ущерба. По данным критериям чрезвычайные ситуации подразделяются на чрезвычайные ситуации локального, муниципального, межмуниципального, регионального, межрегионального и федерального характера.

Из содержания пунктов «а» и «г» статьи 10 Федерального закона №68-ФЗ также следует, что Правительство РФ определяет порядок организации и работы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также осуществляет руководство ей.

Во исполнение данных положений закона Правительством РФ было принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (далее - Постановление ). Данным постановлением утверждено Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее — Положение).

В соответствии с пунктом 2 Положения единая система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом №68-ФЗ.

Пунктом 3 Положения предусмотрено, что единая система, состоящая из функциональных и территориальных подсистем, действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.

Пунктом 5 Положения предусмотрено, что территориальные подсистемы единой системы создаются в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.

На каждом уровне единой системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи и оповещения органов управления и сил единой системы, системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях и системы информирования населения о чрезвычайных ситуациях, что предусмотрено п.6 Положения, а также ч.1 статьи 4.1 Федерального закона №68-ФЗ.

Частью 2 статьи 4.1 Федерального закона №68-ФЗ, а также пунктом 7 Положения установлено, что координационным органом единой системы на муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования) является комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления (далее — КЧС).

Пунктом 8 Положения предусмотрено, что образование, реорганизация и упразднение КЧС муниципального уровня, определение её компетенции, утверждение её руководителя и персонального состава осуществляются соответствующими органами местного самоуправления.

Пунктом 23 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003г. -Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что одним из вопросов местного значения городского поселения является организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территорий поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Пунктом 8 названной части статьи, кроме того, предусмотрен следующий вопрос местного значения городского поселения — участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Из приведённых норм права следует, что координационный орган единой системы (КЧС) создаётся не только на уровне муниципального района, но и на уровне городского поселения, входящего в состав такого района.

Постановлением администрации Крымского городского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в Крымском городском поселении <адрес> создана комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Крымского городского поселения <адрес> (далее - КЧС Крымского городского поселения).

В соответствии с разделом 1 Положения о КЧС Крымского городского поселения, она является координирующим органом Крымского городского поселения <адрес> и предназначена для организации и выполнения работ по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, уменьшению ущерба при их возникновении и ликвидации их последствий, координации действий по этим вопросам предприятий, организаций, учреждений независимо от их принадлежности и форм собственности и обеспечения пожарной безопасности.

В муниципальном образовании <адрес> также постановлением администрации муниципального образования <адрес> от 16.04.2013г. образована комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципального образования <адрес> (далее — КЧС <адрес>).Частью 6 статьи 4.1 Федерального закона №68-ФЗ предусмотрено, что органы управления и силы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционируют в режиме:

а) повседневной деятельности — при отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации;

б) повышенной готовности — при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;

в) чрезвычайной ситуации — при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации.

Частью 8 названной статьи предусмотрено, что при введении режима чрезвычайной ситуации в зависимости от последствий чрезвычайной ситуации, привлекаемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, классификации чрезвычайных ситуаций и характера развития чрезвычайной ситуации, а также от других факторов, влияющих на безопасность жизнедеятельности населения и требующих принятия дополнительных мер по защите населения и территории от чрезвычайной ситуации и, устанавливается один из следующих уровней реагирования: объектовый, местный, региональный (межмуниципальный), федеральный.

При этом местный уровень, реагирования вводится решением главы городского поселения, при ликвидации чрезвычайной ситуации силами • и средствами организаций и органов местного самоуправления, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, которая затрагивает территорию одного городского поселения.

Решением главы муниципального района вводится местный уровень реагирования в случае, если чрезвычайная ситуация затрагивает территорию одного сельского поселения, либо межселенную территорию, либо территории двух и более поселений, либо территории поселений и межселенную территорию, если зона чрезвычайной ситуации находится в пределах одного муниципального района.

Как следует из содержания представления Крымского межрайонного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ, на территории Крымского городского поселения <адрес>ДД.ММ.ГГГГ и в ночь с 4 на ДД.ММ.ГГГГ прошло обильное выпадение осадков, в результате чего произошло частичное подтопление придворовых территорий и 8 домовладений граждан, в которых проживают 28 человек.

Администрация муниципального образования <адрес> не оспаривает данный факт. Однако, в силу изложенных выше норм права, принимая во внимание то, что все названные домовладения находились на территории одного муниципального образования- Крымского городского поселения <адрес>, а также учитывая, что границы территории, на которой были нарушены условия жизнедеятельности людей, не выходили за пределы Крымского городского поселения, решение о введении режима чрезвычайной ситуации должно было приниматься главой Крымского городского поселения <адрес> по предложению КЧС Крымского городского поселения.

Так же, что решением КЧС <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ был введён режим повышенной готовности. Введение режима повышенной готовности в <адрес> было обусловлено не выпадением обильных осадков, а подъёмом уровня воды в реке Кубань. Поскольку река Кубань протекает на территории нескольких сельских поселений <адрес>, введение режима повышенной готовности принималось КЧС <адрес>.

Относительно квалификации обстановки, сложившейся на территории Крымского городского поселения <адрес> 2 июня и в ночь с 4 на ДД.ММ.ГГГГ, в качестве чрезвычайной ситуации, считают что в соответствии с Постановлением к критериям отнесения чрезвычайной ситуации к той или иной категории относятся:

а) зона чрезвычайной ситуации — территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация и нарушены условия жизнедеятельности людей;

б) количество пострадавших — количество людей, погибших или подушивших ущерб здоровью;

в) размер материального ущерба — размер ущерба окружающей природной среде и материальные потери.

Таким образом, в целях отнесения складывающейся ситуации к той или иной категории чрезвычайных ситуаций необходимо выявить наличие всех указанных признаков и произвести их оценку.

В результате обильных дождей, произошедших 2 июня и в ночь с 4 на ДД.ММ.ГГГГ в Крымском городском поселении, действительно были некоторым образом нарушены условия жизнедеятельности 28 людей, в результате частичного подтопления домовладений и придомовых территорий. Однако, по данному признаку сложившаяся ситуация не может быть отнесена к какому-либо разряду чрезвычайных ситуаций, предусмотренных Постановлением .

По признаку количества пострадавших граждан сложившаяся обстановка также не может быть квалифицирована в качестве чрезвычайной ситуации, поскольку погибших и получивших ущерб здоровью людей (пострадавших) не мелось.

Что касается третьего признака — размера материального ущерба то он в значительной степени носит оценочный характер, поскольку в условиях обеспечения режима повышенной готовности практически невозможно оценить ущерб, который причинён окружающей природной среде, а также материальные потери, возникшие в результате сложившейся обстановки.

Кроме того, в соответствии с пунктом «к» статьи 10 Федерального закона I №68-ФЗ, правительство Российской Федерации определяет порядок сбора информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, порядок обмена указанной информацией между исполнительными органами государственной власти, а также органами управления, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Во исполнение данного полномочия Правительством Российской Федерации было принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ «О Порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее — Постановление ). Пунктом 2 данного постановления министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее — МЧС РФ) было поручено установить формы и сроки предоставления информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ были утверждены Критерии информации о чрезвычайных ситуациях, которые действовали до 2004 года. Приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ были утверждены новые Критерии информации о чрезвычайных ситуациях (далее - Критерии).

Разделом 2.3 Критериев, определены признаки чрезвычайных ситуаций разряда «Опасные метеорологические явления». Общими критериями для такого рода чрезвычайных ситуаций определены: Число погибших -2 чел. и более. Число госпитализированных - 4 чел. и более. Прямой материальный ущерб: гражданам - 100 МРОТ; организациям - 500 МРОТ; Гибель посевов с/х культур или природной растительности единовременно на площади — 100 га и более.

Кроме того, данным правовым актом определены критерии, учитывающие особенности источника ЧС.

В соответствии с пунктом 2.3.3 Критериев, в отношении сильного ливня (очень сильного дождя) существенным признаком, квалифицирующим его как чрезвычайную ситуацию, является количество осадков 30мм и более за 1 час и менее.

Исходя из названных критериев обстановка, сложившаяся 2 июня и в ночь с 4 на ДД.ММ.ГГГГ на территории Крымского городского поселения <адрес> не может быть квалифицирована в качестве чрезвычайной ситуации, поскольку не соответствует ни количеству погибших и госпитализированных, ни площади гибели с/х культур и природной растительности, ни количеству выпавших осадков. Количество осадков, выпавших в указанные периоды, не превышало 30мм за весь период складывающейся ситуации.

Необходимо также отметить, что по смыслу частей 6,8 статьи 4.1 Федерального закона №68-ФЗ, а также пункта 24 Постановления , введение режима чрезвычайной ситуации в настоящее время (задним числом) не представляется возможным.

Таким образом, администрация муниципального образования <адрес> считает, что требования Крымского межрайонного прокурора предъявлены к ненадлежащему ответчику, а также не отвечают требованиям законодательства и в этой связи не подлежат удовлетворению.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования Крымского межрайонного прокурора не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу положений ч.6,8 ст.4.1 Федерального Закона , а также п.24 Постановления , введения режима чрезвычайной ситуации в настоящее время, то есть за пределами указанных временных границ, суд считает незаконным.

Судом установлено, что в результате обильных дождей произошедших ДД.ММ.ГГГГ в Крымском городском поселении действительно были некоторым образом нарушены условия жизнедеятельности 28 граждан в результате частичного подтопления домовладения и придворовых территорий. Однако согласно критериям, разработанным Приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ обстановка, имевшая место 2 июня и в ночь с 4 на ДД.ММ.ГГГГ на территории Крымского городского поселения <адрес> не подлежит квалификации, как чрезвычайная ситуация».

Кроме того, суд считает вполне определенным круг лиц условия жизнедеятельности которых был нарушены. А поэтому, с учетом изложенного, суд считает необходимым в иске Крымскому межрайонному прокурору, отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Крымского межрайонного прокурора к администрации Крымского городского поселения и администрации муниципального образования «<адрес>» о признании незаконным бездействия в части неведения режима чрезвычайной ситуации на территории Крымского городского поселения <адрес>ДД.ММ.ГГГГ и в ночь с 4 на ДД.ММ.ГГГГ, и об обязании ввести режим чрезвычайной ситуации на территории Крымского городского поселения <адрес> в период со ДД.ММ.ГГГГ и в ночь с 4 на ДД.ММ.ГГГГ, отказать.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Крымский районный суд в течение одного месяца со дня его вынесения

Судья. подпись Копия верна