№ 2а-1943/2022
24RS0056-01-2021-009620-52
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 июня 2022 г. г. Красноярск
Центральный районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего Горпинич Н.Н.,
при секретаре Эрли Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации города Красноярска к судебному приставу-исполнителю МОСП по ИНХ по г. Красноярску ГУФССП России по Красноярскому краю ФИО1, ГУФССП России по Красноярскому краю о признании незаконным постановления, освобождении от уплаты исполнительского сбора,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация г. Красноярска обратилась в суд с указанным административным иском. Требования мотивированы тем, что 17.09.2021 возбуждено исполнительное производство №-ИП, предметом исполнения по которому является возложение обязанности на администрацию г. Красноярска предоставить <данные изъяты>. во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в границах муниципального образования город Красноярск, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям по норме предоставления жилого помещения с учетом права на дополнительную жилую площадь. Постановление о возбуждении исполнительного производства получено администрацией г. Красноярска 20.09.2021. 29.09.2021 в адрес администрации г. Красноярска поступило постановление судебного пристава-исполнителя МОСП по ИНХ по г. Красноярску ФИО1 от 28.09.2021 о взыскании исполнительского сбора. Указанное постановление административный истец считает незаконным и необоснованным. Порядок приобретения жилых помещений в муниципальную собственность осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Общий срок проведения аукциона составляет 35-40 дней. Административный истец указывает, что исполнение решений суда подобной категории связано с необходимостью совершения должником комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат, поскольку законодательством предусмотрена особая процедура предоставления жилых помещений в муниципальную собственность и порядок предоставления жилых помещений. В связи с чем, администрация г. Красноярска считает, что объективно невозможно исполнить решение суда о предоставлении жилого помещения в течение 5 (пяти) дней со дня получения постановления о возбуждении исполнительного производства. Вместе с тем, во исполнение судебного акта с <данные изъяты>. 12.04.2021 был заключен договор социального найма, что свидетельствует о принятии мер к добровольному исполнению судебного акта. Административный истец просит признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя МОСП по ИНХ по г. Красноярску ГУФССП России по Красноярскому краю о взыскании исполнительского сбора от 28.09.2021 по исполнительному производству №-ИП; освободить администрацию г. Красноярска от уплаты исполнительского сбора.
Представитель административного истца администрации г. Красноярска в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административные ответчики судебный пристав-исполнитель МОСП по ИНХ по г. Красноярску ГУФССП России по Красноярскому краю ФИО1, представитель ГУФССП России по Красноярскому краю, представитель заинтересованного лица МОСП по ИНХ по г. Красноярску ГУФССП России по Красноярскому краю в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, о причинах неявки суд не уведомили, об отложении слушания дела не просили.
В силу ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд установил следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ст. 128 Федерального закона «Об исполнительном производстве» и ст. 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава РФ, главного судебного пристава субъекта РФ, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Исходя из положений частей 9, 10 ст. 226 КАС РФ административный истец, обращаясь в суд с заявлением об оспаривании постановления должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) должен указать и доказать, какие именно его права и законные интересы были нарушены оспариваемым постановлением или действием (бездействием) судебного пристава-исполнителя и указать способ их восстановления.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из анализа положений статей 218, 226, 227 КАС РФ следует, что для принятия судом решения о признании действий (бездействий) незаконными необходимо наличие двух условий - это несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
По смыслу части 1 статьи 1 Федерального закона от 2 октября 2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» обязанность исполнять судебные акты возникает с момента их вступления в законную силу, и в случае отказа от исполнения решения суда в добровольном порядке возбуждается исполнительное производство, которое призвано обеспечить принудительное исполнение судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 30 названного Федерального закона судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения со взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона (часть 11 статьи 30 Закона).
В части 12 статьи 30 данного Федерального закона установлено, что срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 105 Федерального закона № 229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Согласно пункту 13 части 1 статьи 64 названного Федерального закона взыскание исполнительского сбора является исполнительным действием.
В силу частей 1, 2 статьи 112 Федерального закона № 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
Как установлено в судебном заседании, 17.09.2021 судебным приставом-исполнителем МОСП по ИНХ по г. Красноярску ГУФССП России по Красноярскому краю ФИО1 возбуждено исполнительное производство №-ИП на основании исполнительного листа, выданного Центральным районным судом г. Красноярска, с предметом исполнения: обязать администрацию города Красноярска предоставить <данные изъяты>. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в пределах города Красноярска, общей площадью не менее нормы предоставления с учетом ее права на дополнительную жилую площадь, в отношении должника администрации г. Красноярска, в пользу взыскателя <данные изъяты>
Копия постановления о возбуждении исполнительного производства получена администрацией г. Красноярска 20.09.2021.
В постановлении о возбуждении исполнительного производства должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления.
28.09.2021 судебным приставом-исполнителем МОСП по ИНХ по г. Красноярску ГУФССП России по Красноярскому краю ФИО1 вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей с должника администрации г. Красноярска. Указанное постановление получено административным истцом 29.09.2021.
Из представленных административным истцом в качестве доказательств принятия мер к исполнению решения суда документов усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Советского района в г. Красноярске и <данные изъяты> заключен договор социального найма жилого помещения №, согласно которому последней передано в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
13.10.2021 судебным приставом-исполнителем МОСП по ИНХ по г. Красноярску ГУФССП России по Красноярскому краю ФИО1 вынесено постановление об окончании исполнительного производства в связи с исполнением требований исполнительного документа в полном объеме.
Таким образом, решение суда было исполнено администрацией г. Красноярска до возбуждения исполнительного производства.
При таких обстоятельствах, основания для вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора у судебного пристава-исполнителя отсутствовали.
Оспариваемое постановление о взыскании исполнительского сбора нарушает права и законные интересы административного истца, на которого возложена обязанность по уплате исполнительского сбора, в то время как решение суда исполнено последним в добровольном порядке до возбуждения исполнительного производства.
С учетом изложенного, требования административного истца о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя МОСП по ИНХ по г. Красноярску ГУФССП России по Красноярскому краю ФИО1 о взыскании исполнительского сбора от 28.09.2021 по исполнительному производству №-ИП подлежат удовлетворению.
Оспариваемое постановление в силу признания его незаконным исполнению не подлежит. В связи с чем необходимости в рассмотрении вопроса об освобождении административного истца от уплаты исполнительского сбора суд не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя МОСП по ИНХ по г. Красноярску ГУФССП России по Красноярскому краю ФИО1 о взыскании исполнительского сбора от 28.09.2021 по исполнительному производству №
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Центральный районный суд г. Красноярска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: Н.Н. Горпинич
Копия верна.
Судья: Н.Н. Горпинич