ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1946/2021 от 24.11.2021 Синарского районного суда г. Каменск-Уральского (Свердловская область)

66RS0012-01-2021-002478-62

Дело № 2а-1946/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Каменск-Уральский

Свердловской области 24 ноября 2021 года

Синарский районный суд города Каменска-Уральского Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Третьяковой О.С.,

при секретаре Томиловой М.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Религиозной организации Поместной церкви (общины) ФИО1 Седьмого дня г. Каменска-Уральского Свердловской области к Администрации Каменск-Уральского городского округа о признании незаконным постановления, возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

Религиозная организация Поместной церкви (общины) ФИО1 Седьмого дня г. Каменска-Уральского Свердловской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации Каменск-Уральского городского округа о признании незаконным постановления, возложении обязанности. В обоснование иска указано, что религиозная организация является собственником нежилого помещения площадью 678,3 кв.м. и земельного участка площадью 1037 кв.м. с кадастровым номером по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения.

Религиозная организация Поместной церкви (общины) ФИО1 Седьмого дня г. Каменска-Уральского Свердловской области обратилась в комиссию по подготовке проекта «Правил землепользования и застройки муниципального образования город Каменск-Уральский» с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования вышеуказанного земельного участка. На основании проведенных общественных обсуждений ОМС «Комитет по архитектуре и градостроительству Каменск-Уральского городского округа» рекомендовано комиссии предоставить разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка «Осуществление религиозных обрядов».

23.08.2021 Постановлением главы администрации Каменск-Уральского городского округа № 683 административному истцу отказано в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка «Осуществление религиозных обрядов».

Полагая указанное постановление незаконным, административный истец указывает на нарушение его прав, как собственника земельного участка, поскольку оно лишает возможность пользоваться и распоряжаться им в соответствии с действующим законодательством. Просят суд признать постановление главы Каменск-Уральского городского округа № 683 от 23.08.2021 «Об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка» незаконным и отменить, возложить обязать на администрацию Каменск-Уральского городского округа устранить допущенные нарушения прав истца путем повторного рассмотрения заявления о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО2, действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал по основаниям и доводам, изложенным в административном иске. Просит суд удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

Представитель административного ответчика Администрации Каменск-Уральского городского округа Белянина Т.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала в полном объеме, указав об отсутствии оснований для их удовлетворения.

Представитель заинтересованного лица ОМС «Комитет по архитектуре и градостроительству Каменск-Уральского городского округа» ФИО3, действующий на основании доверенности, административные исковые требования не признал в полном объеме, просил в их удовлетворении отказать.

Заинтересованное лицо ФИО4, представитель заинтересованного лица адвокат Мельчагова С.Л. в судебном заседании указали об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.

Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства в материалах дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации и ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации граждане, организации, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании, в частности, действий (бездействия) органа государственной власти, местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Суду при рассмотрении дел данной категории следует выяснить: имеет ли орган полномочия на принятие решения или совершение действия; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.); соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующим данные правоотношения.

По смыслу закона необходимым условием для признания действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными является установление нарушений прав и интересов заявителя оспариваемым действием (бездействием).

Суд вправе признать незаконными оспариваемые решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенные государственными или иными публичными полномочиями только при наличии совокупности следующих условий: оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативным правовым актам и нарушают права, свободы и законные интересы административного истца (п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). В том случае, если совокупность указанных условий отсутствует, суд в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 227 названного Кодекса отказывает в удовлетворении административного иска.

Между тем, такая необходимая совокупность по настоящему делу судом не установлена.

Предоставление испрашиваемой административным истцом муниципальной услуги осуществляется в порядке, установленном ст. 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также Административным регламентом предоставления муниципальной услуги по предоставлению разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, утвержденного Постановлением Администрации г. Каменска-Уральского от 25.05.2011 № 587.

Статьей 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации определен порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства.

Так, физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее - разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию (ч. 1 ст. 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Проект решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в порядке, установленном ст. 5.1 настоящего Кодекса, с учетом положений настоящей статьи (ч. 2 ст. 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

На основании заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации (ч. 8 ст. 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Частью 9 ст. 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на основании указанных в ч.8 настоящей статьи рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.

Таким образом, предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка может быть принято только органом местного самоуправления на основании результатов публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования.

Предусмотренный Градостроительным кодексом Российской Федерации порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка направлен на реализацию одного из общих принципов градостроительного законодательства, предполагающего участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности и обеспечение свободы такого участия (п. 5 ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Наличие или отсутствие согласия участников публичных слушаний на предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка не является обязательным, но учитывается при принятии органом местного самоуправления соответствующего решения.

Как следует из объяснений участников процесса и материалов административного дела, Поместная церковь (община) ФИО1 Седьмого дня г. Каменска-Уральского Свердловской области является местной религиозной организацией, зарегистрирована в качестве некоммерческой организации.

На основании акта выбора земельного участка от 15.07.2004, постановления главы города Каменска-Уральского от 13.11.2006 № 1782, договора № 59б от 24.11.2006 Религиозной организации Поместной церкви (общины) ФИО1 Седьмого дня г. Каменска-Уральского Свердловской области для строительства Христианского центра социальной профилактики был предоставлен земельный участок <адрес> площадью 1 037,0 кв.м с кадастровым номером .

08.04.2010 на имя Религиозной организации Поместной церкви (общины) ФИО1 Седьмого дня г. Каменска-Уральского Свердловской области выдано разрешение на ввод в эксплуатацию построенного объекта – Христианский центр социальной профилактики по ул. Пушкина-Мичурина (христиан-адвентистов).

Согласно техническому паспорту на здание от 30.03.2010, здание имеет культовое назначение, имеет общую площадь 678,3 кв.м, имеет подвал, первый и мансардный этажи.

12.07.2010, 13.07.2010 проведена государственная регистрация права собственности Религиозной организации Поместной церкви (общины) ФИО1 Седьмого дня г. Каменска-Уральского Свердловской области в отношении помещений здания.

27.08.2013 постановлением главы города Каменска-Уральского № 1189 земельный участок, на котором расположены выстроенный Центр, предоставлен в собственность Религиозной организации, о чем 27.11.2013 внесена запись о государственной регистрации права собственности Религиозной организации на указанный земельный участок с кадастровым номером в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Указанный земельный участок находится в территориальной зоне Ж-1«Зона индивидуальной жилой застройки».

28.06.2021 Религиозная организация Поместной церкви (общины) ФИО1 Седьмого дня г. Каменска-Уральского Свердловской области обратилась с заявлением в комиссию по подготовке проекта «Правил землепользования и застройки муниципального образования город Каменск-Уральский» о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка «Осуществление религиозных обрядов».

05.07.2021 Постановлением главы Каменск-Уральского городского округа № 45 были назначены публичные слушания, в том числе и по проекту «О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка».

06.07.2021 в газете «Каменский рабочий», на сайте муниципального образования опубликовано оповещение о начале общественных обсуждений.

Порядок и организация проведения публичных слушаний в муниципальном образовании город Каменск-Уральский определен Положением, утвержденным решением Городской Думы № 390 от 19.09.2018.

Согласно ч.4 ст. 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации процедура проведения общественных обсуждений состоит из следующих этапов: оповещение о начале общественных обсуждений; размещение проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, и информационных материалов к нему на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и (или) в государственной или муниципальной информационной системе, обеспечивающей проведение общественных обсуждений с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», либо на региональном портале государственных и муниципальных услуг и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта; проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях; подготовка и оформление протокола общественных обсуждений; подготовка и опубликование заключения о результатах общественных обсуждений.

При проведении публичных слушаний всем заинтересованным лицам должны быть обеспечены равные возможности для выражения своего мнения.

Участники публичных слушаний вправе представить в уполномоченный на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления свои предложения и замечания для включения их в протокол публичных слушаний.

02.08.2021 на основании заключения ОМС «Комитет по архитектуре и градостроительству Каменск-Уральского городского округа» в связи с отсутствием замечаний и предложений рекомендовано Комиссии по подготовке проекта «Правил землепользования и застройки муниципального образования город Каменск-Уральский» предоставить разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка «Осуществление религиозных обрядов» в отношении земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>.

06.08.2021 по итогам проведения общественных обсуждений организатором ОМС «Комитет по архитектуре и градостроительству Каменск-Уральского городского округа» составлен протокол общественных обсуждений по проектам, в котором отражены замечания и предложения. Согласно данного протокола принято решение, которым главе Каменск-Уральского городского округа рекомендовано отклонить предложение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка для осуществления религиозных обрядов. Указано о том, что зарегистрированное на земельной участке здание с назначением «Христианский центр социальной профилактики» исходя из указанного назначения не квалифицируется как здание, предназначенное для совершения религиозных обрядов.

Пунктом 2.10 Административного регламента установлено, что основаниями для отказа в предоставлении муниципальной услуги являются рекомендации Комиссии об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования.

Пунктом 3.5. Административного регламента установлено, что основанием для принятия решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования являются рекомендации Комиссии.

23.08.2021 Постановлением главы администрации Каменск-Уральского городского округа № 683 административному истцу отказано в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка «Осуществление религиозных обрядов».

Отказывая административному истцу в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка «Осуществление религиозных обрядов», глава Администрации указал о рекомендациях Комиссии по подготовке проекта «Правила землепользования и застройки муниципального образования г. Каменск-Уральский» от 16.08.2021.

Критерии принятия решения об отказе или об удовлетворении членами комиссии действующим законодательством не определены, в связи с чем учитывается представленные на заседание комиссии информация, документы.

При рассмотрении вопроса о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, комиссии было представлено, в том числе, заключение эксперта ФИО5 по результатам обследования здания, расположенного на земельном участке по <адрес>, согласно которого здание не является культовым. Представленные к заключению фотографии свидетельствуют об использовании здания в иных, не связанных с осуществлением религиозных обрядов, целях.

Представленные стороной административного истца техническое заключение ООО «Ремонт-проект», а также заключение специалиста № 4/244и-21 ООО АНСЭ «Экспертиза» указанное не опровергают.

Доводы административного истца об исполнении обязанности по устранению несоответствия и противоречий действующего законодательства в отношении разрешенного вида использования принадлежащего земельного участка путем подачи административного иска судом отклоняются как несостоятельные.

Действительно, 28.04.2010 Решением Городской Думы г. Каменска-Уральского № 202 утверждены «Правила землепользования и застройки муниципального образования город Каменск-Уральский».

Данные Правила ввели на территории муниципального образования город Каменск- Уральский систему регулирования землепользования и застройки, основанную на градостроительном зонировании. Градостроительное зонирование позволило провести зонирование территорий муниципального образования в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.

Статьей 24 Правил определено, что земельные участки или объекты капитального строительства, существовавшие на законных основаниях до вступления в силу настоящих Правил, являются несоответствующими настоящим Правилам в случаях, когда они имеют вид (виды) использования, которые не поименованы как разрешенные для соответствующих территориальных зон, при этом они могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.

Пунктом 8 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации также установлено, что земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.

Как обоснованного указано представителем ответчика и заинтересованного лица, объект капитального строительства «Христианский центр социальной профилактики» построен и введен в эксплуатацию 08.04.2010 до вступления в силу указанных Правил. Использование земельного участка и объекта капитального строительства не является опасным для жизни или здоровья людей, либо окружающей среды и объектов культурного наследия, в связи с чем градостроительное законодательство допускает использование данного земельного участка без установления срока приведения его в соответствие с градостроительным регламентом и не обязывает ни собственника земельного участка, ни органы местного самоуправления осуществлять мероприятия по приведению его в соответствие с градостроительным регламентом.

При этом суд соглашается с позицией заинтересованного лица в части отклонения доводов истца о не подготовке документов и выполнения требований, установленных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации», Постановлением Правительства РФ от 05.09.2019 № 1165 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) религиозных организаций и формы паспорта безопасности объектов (территорий) религиозных организаций», поскольку согласно данным постановлениям подготовка требуемых документов и соблюдение установленных требований и норм не зависит от разрешенного вида использования земельного участка и не является основанием для не исполнения административным истцом установленных требований.

Таким образом, административные требования в части признания постановления незаконным являются несостоятельными, поскольку данное постановление принято уполномоченным должностным лицом с соблюдением порядка принятия, содержит ссылку на нормативные правовые акты, подлежащие применению, принято в соответствии с рекомендациями комиссии по подготовке проекта по подготовке проекта «Правила землепользования и застройки муниципального образования город Каменск-Уральский».

Использование административным истцом объекта капитального строительства «Христианский центр социальной профилактики» и расположенного под ним земельного участка с кадастровым номером существующим видом разрешенного использования не ведет к нарушению его прав, свобод и законных интересов, а также не создает препятствий к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов.

На основании изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения административных исковых требований.

Руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования Религиозной организации Поместной церкви (общины) ФИО1 Седьмого дня г. Каменска-Уральского Свердловской области к Администрации Каменск-уральского городского округа о признании незаконным постановления, возложении обязанности оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Синарский районный суд г. Каменска – Уральского Свердловской области.

Судья О.С.Третьякова

Решение изготовлено в окончательной форме 08.12.2021.